44 559
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 25: | Строка 25: | ||
Илья Кабаков родился 30 сентября 1933 г. в Днепропетровске. Рос в простой семье. Отец, Иосиф Бенционович Кабаков, был слесарем. Мать, Белла Юделевна Солодухина, работала бухгалтером. С началом войны в 1941 году семья отправилась в эвакуацию в Самарканд. Склонность к рисованию у мальчика наблюдалась с детства. В Самарканде он поступил в художественную школу при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, преподаватели и ученики которого также находились в эвакуации. Здесь Кабаков получил базовое художественное образование, благодаря чему в 1945 году он поступил в Московскую среднюю художественную школу (МСХШ). Жизнь в интернате при школе не была особо приветливой. Спасением, по воспоминаниям художника, были книги и посещение музеев. | Илья Кабаков родился 30 сентября 1933 г. в Днепропетровске. Рос в простой семье. Отец, Иосиф Бенционович Кабаков, был слесарем. Мать, Белла Юделевна Солодухина, работала бухгалтером. С началом войны в 1941 году семья отправилась в эвакуацию в Самарканд. Склонность к рисованию у мальчика наблюдалась с детства. В Самарканде он поступил в художественную школу при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, преподаватели и ученики которого также находились в эвакуации. Здесь Кабаков получил базовое художественное образование, благодаря чему в 1945 году он поступил в Московскую среднюю художественную школу (МСХШ). Жизнь в интернате при школе не была особо приветливой. Спасением, по воспоминаниям художника, были книги и посещение музеев. | ||
После окончания школы Кабаков поступил на кафедру графики Суриковского института, где руководителем «мастерской книги» был профессор Борис Дехтерев. Борис Александрович был художником широкого диапазона. Он оформлял книги писателей-соцреалистов, занимался иллюстрированием мировой и отечественной классики, и вместе с тем был главным художником издательства «Детская литература». «Школу Дехтерева» прошли многие книжные иллюстраторы послевоенного периода. Так, одновременно с Кабаковым на графическом отделении учились Эрик Булатов и Олег Васильев, дружба с которыми сохранится на всю жизнь. Дипломным проектом художника стало иллюстрирование романа Шолом-Алейхема «Блуждающая звезда». | После окончания школы Кабаков поступил на кафедру графики Суриковского института, где руководителем «мастерской книги» был профессор Борис Дехтерев. Борис Александрович был художником широкого диапазона. Он оформлял книги писателей-соцреалистов, занимался иллюстрированием мировой и отечественной классики, и вместе с тем был главным художником издательства «Детская литература». «Школу Дехтерева» прошли многие книжные иллюстраторы послевоенного периода. Так, одновременно с Кабаковым на графическом отделении учились Эрик Булатов и Олег Васильев, дружба с которыми сохранится на всю жизнь. Дипломным проектом художника стало иллюстрирование романа Шолом-Алейхема «Блуждающая звезда». | ||
Начиная с 1956 года, художник начал активно сотрудничать с издательствами «Детская литература» и «Малыш». Первой работой стала книга Николая Лупсякова «Зеленая чернильница», которая была проиллюстрирована совместно с Кириллом Соколовым. С этого времени с иллюстрациями Кабакова выходят по восемь книжек в год. Параллельно с работой над книгами художник занимался оформлением журналов «Малыш», «Мурзилка», «Веселые картинки». Этапными для этого периода стали иллюстрирование книг Бориса Олевского «Ося и его друзья», Евгения Пермяка «Как человек покорил море», Владимира Лифшица «Взлетная дорожка». | Начиная с 1956 года, художник начал активно сотрудничать с издательствами «Детская литература» и «Малыш». Первой работой стала книга Николая Лупсякова «Зеленая чернильница», которая была проиллюстрирована совместно с Кириллом Соколовым. С этого времени с иллюстрациями Кабакова выходят по восемь книжек в год. Параллельно с работой над книгами художник занимался оформлением журналов «Малыш», «Мурзилка», «Веселые картинки». Этапными для этого периода стали иллюстрирование книг Бориса Олевского «Ося и его друзья», Евгения Пермяка «Как человек покорил море», Владимира Лифшица «Взлетная дорожка». | ||
Значительное воздействие на творческое становление художника оказала встреча с Владимиром Конашевичем, которого сам Кабаков называл «отцом иллюстрации». Говоря об их совместной работе, Кабаков вспоминал: | |||
Значительное воздействие на творческое становление художника оказала встреча с Владимиром Конашевичем, которого сам Кабаков называл «отцом иллюстрации». Говоря об их совместной работе, Кабаков вспоминал: | |||
{{цитата|автор=Илья Кабаков|Когда в издательстве возникала ситуация и срочно нужно было сделать нечто, связанное с иллюстрациями Конашевича, мне могли позвонить и предложить участие в такого рода книге, возможно, даже сделать обложку. Так была сделана обложка к «Чудо-дереву» Корнея Чуковского: обложка была сделана мной, а большая часть иллюстраций принадлежала Конашевичу.}} | |||
К технике мельчайшей прорисовки, которая активно применялась Владимиром Михайловичем в работе, Кабаков в иллюстрациях возвращался множество раз. | |||
С конца 50-х годов Кабаков занимался собственным творчеством. Этому способствовало общение с кругом художников-авангардистов. Важным стало знакомство с одним из основателей художественного объединения «Бубновый валет» Робертом Фальком, который оказал влияние не только на поиск своего стиля, но и на миропонимание художника. В 1962 году в издательстве «Детгиз» произошла встреча с художником-сюрреалистом Юло Соостером, с которым в дальнейшем Кабаков делил мастерскую. Постепенно Кабаков становится значительным представителем «второго русского авангарда». | С конца 50-х годов Кабаков занимался собственным творчеством. Этому способствовало общение с кругом художников-авангардистов. Важным стало знакомство с одним из основателей художественного объединения «Бубновый валет» Робертом Фальком, который оказал влияние не только на поиск своего стиля, но и на миропонимание художника. В 1962 году в издательстве «Детгиз» произошла встреча с художником-сюрреалистом Юло Соостером, с которым в дальнейшем Кабаков делил мастерскую. Постепенно Кабаков становится значительным представителем «второго русского авангарда». | ||
Так как в советское время подпольное искусство не могло быть источником заработка, то иллюстрации давали возможность прокормиться и сосредоточиться на собственном творчестве. К примеру, Кабаков долгое время занимался книгами Евгения Мара, работу над которыми в дальнейшем считал поденщиной. Художник вспоминал: « В 1960-х годах была такая тенденция — воспитывать ребенка не только на волшебных сказках или повседневных впечатлениях, но подготавливать его к будущей трудовой деятельности. Для этого было необходимо разъяснить, что из чего сделано, дать основы понимания форм материальной культуры, рассказать о мире технологий, химии и так далее. В книге, темой которой стали предметы, сделанные из дерева, необходимо было найти такую форму, чтобы содержание стало доступным для маленького ребенка. Используя эту ситуацию в своих интересах, я все иллюстрации сделал как бы в технике деревянной резьбы». Параллельно с работой над книгами в жизни художника начались первые групповые выставки в СССР и за рубежом. | |||
Илья Кабаков — художник бесконечного поиска. На протяжении всего творческого пути он осваивал передовые языки в искусстве и придумывал новые направления. В сотрудничестве с Виктором Пивоваровым им были придуманы альбомы — произведения небольшого формата, в которых текст является важнейшим элементом изображения. В начале 1970-х годов Кабаков стоял у истоков московского концептуализма. Это художественное течение объединило многих представителей неофициальной культуры. В группу входили Лев Рубинштейн, Дмитрий Пригов, Эрик Булатов… Со временем Кабаков отошел от живописи. С 1980-х годов он практически полностью переключился на занятия инсталляцией. Если на первых этапах художник мифологизировал коммунальный быт советского человека, то в дальнейшем инсталляции Кабакова посвящены осмыслению философских и мировоззренческих вопросов. Подобные арт-объекты Кабаков назовет «тотальной инсталляцией». Это объемные, эклектичные произведения, существующие на стыке многих видов искусств. Цель «тотальной инсталляции» — полное растворение зрителя в созданном художником пространстве. | Так как в советское время подпольное искусство не могло быть источником заработка, то иллюстрации давали возможность прокормиться и сосредоточиться на собственном творчестве. К примеру, Кабаков долгое время занимался книгами Евгения Мара, работу над которыми в дальнейшем считал поденщиной. Художник вспоминал: « В 1960-х годах была такая тенденция — воспитывать ребенка не только на волшебных сказках или повседневных впечатлениях, но подготавливать его к будущей трудовой деятельности. Для этого было необходимо разъяснить, что из чего сделано, дать основы понимания форм материальной культуры, рассказать о мире технологий, химии и так далее. В книге, темой которой стали предметы, сделанные из дерева, необходимо было найти такую форму, чтобы содержание стало доступным для маленького ребенка. Используя эту ситуацию в своих интересах, я все иллюстрации сделал как бы в технике деревянной резьбы». | ||
Сегодня Илья Кабаков — признанный классик искусства ХХ века, выставки которого проходят по всему миру. В 2008 году работа Кабакова «Жук» стала самым дорогим произведением русского художника, проданного на аукционе. Хотя книжной иллюстрацией Илья Иосифович сегодня не занимается, но графические образы встречаются на его картинах и в инсталляциях. Жена и соавтор художника, Эмилия Кабакова, размышляет следующим образом: | |||
{{цитата|автор=Илья Кабаков|В 1960-х годах была такая тенденция — воспитывать ребенка не только на волшебных сказках или повседневных впечатлениях, но подготавливать его к будущей трудовой деятельности. Для этого было необходимо разъяснить, что из чего сделано, дать основы понимания форм материальной культуры, рассказать о мире технологий, химии и так далее. В книге, темой которой стали предметы, сделанные из дерева, необходимо было найти такую форму, чтобы содержание стало доступным для маленького ребенка. Используя эту ситуацию в своих интересах, я все иллюстрации сделал как бы в технике деревянной резьбы.}} | |||
Параллельно с работой над книгами в жизни художника начались первые групповые выставки в СССР и за рубежом. | |||
Илья Кабаков — художник бесконечного поиска. На протяжении всего творческого пути он осваивал передовые языки в искусстве и придумывал новые направления. В сотрудничестве с Виктором Пивоваровым им были придуманы альбомы — произведения небольшого формата, в которых текст является важнейшим элементом изображения. В начале 1970-х годов Кабаков стоял у истоков московского концептуализма. Это художественное течение объединило многих представителей неофициальной культуры. В группу входили Лев Рубинштейн, Дмитрий Пригов, Эрик Булатов… Со временем Кабаков отошел от живописи. | |||
С 1980-х годов он практически полностью переключился на занятия инсталляцией. Если на первых этапах художник мифологизировал коммунальный быт советского человека, то в дальнейшем инсталляции Кабакова посвящены осмыслению философских и мировоззренческих вопросов. Подобные арт-объекты Кабаков назовет «тотальной инсталляцией». Это объемные, эклектичные произведения, существующие на стыке многих видов искусств. Цель «тотальной инсталляции» — полное растворение зрителя в созданном художником пространстве. | |||
Сегодня Илья Кабаков — признанный классик искусства ХХ века, выставки которого проходят по всему миру. В 2008 году работа Кабакова «Жук» стала самым дорогим произведением русского художника, проданного на аукционе. | |||
Хотя книжной иллюстрацией Илья Иосифович сегодня не занимается, но графические образы встречаются на его картинах и в инсталляциях. Жена и соавтор художника, Эмилия Кабакова, размышляет следующим образом: | |||
{{цитата|автор=Эмилия Кабакова|Повлияли ли детские книги на последующее творчество Ильи Кабакова? Можно сказать и так, но и в каждой иллюстрации к любой его книге присутствует театральность. Сознание визуального художника визуально по своей сути. Его память, его подсознание хранят множество образов.}} | |||
==Илья Кабаков / Книги с иллюстрациями== | ==Илья Кабаков / Книги с иллюстрациями== | ||
*Аксельрод, Е. Гуляла вьюга по Москве / Е. Аксельрод ; рис. И. Кабакова. — Москва : Детская литература, 1965. — 16 с. : ил. | *Аксельрод, Е. Гуляла вьюга по Москве / Е. Аксельрод ; рис. И. Кабакова. — Москва : Детская литература, 1965. — 16 с. : ил. |