Кабаков Илья Иосифович: различия между версиями

Строка 25: Строка 25:


Илья Кабаков родился 30 сентября 1933 г. в  Днепропетровске. Рос в простой семье. Отец, Иосиф Бенционович Кабаков, был слесарем. Мать, Белла Юделевна Солодухина, работала бухгалтером. С началом войны в 1941 году семья отправилась в эвакуацию в Самарканд. Склонность к рисованию у мальчика наблюдалась с детства. В Самарканде он поступил в художественную школу при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, преподаватели и ученики которого также находились в эвакуации. Здесь Кабаков получил базовое художественное образование, благодаря чему в 1945 году он поступил в Московскую среднюю художественную школу (МСХШ). Жизнь в интернате при школе не была особо приветливой. Спасением, по воспоминаниям художника, были книги и посещение музеев.
Илья Кабаков родился 30 сентября 1933 г. в  Днепропетровске. Рос в простой семье. Отец, Иосиф Бенционович Кабаков, был слесарем. Мать, Белла Юделевна Солодухина, работала бухгалтером. С началом войны в 1941 году семья отправилась в эвакуацию в Самарканд. Склонность к рисованию у мальчика наблюдалась с детства. В Самарканде он поступил в художественную школу при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, преподаватели и ученики которого также находились в эвакуации. Здесь Кабаков получил базовое художественное образование, благодаря чему в 1945 году он поступил в Московскую среднюю художественную школу (МСХШ). Жизнь в интернате при школе не была особо приветливой. Спасением, по воспоминаниям художника, были книги и посещение музеев.
После окончания школы Кабаков поступил на кафедру графики Суриковского института, где руководителем «мастерской книги» был профессор Борис Дехтерев. Борис Александрович был художником широкого диапазона. Он оформлял книги писателей-соцреалистов, занимался иллюстрированием мировой и отечественной классики, и вместе с тем был главным художником издательства «Детская литература». «Школу Дехтерева» прошли многие книжные иллюстраторы послевоенного периода. Так, одновременно с Кабаковым на графическом отделении учились Эрик Булатов и Олег Васильев, дружба с которыми сохранится на всю жизнь. Дипломным проектом художника стало иллюстрирование романа Шолом-Алейхема «Блуждающая звезда».
После окончания школы Кабаков поступил на кафедру графики Суриковского института, где руководителем «мастерской книги» был профессор Борис Дехтерев. Борис Александрович был художником широкого диапазона. Он оформлял книги писателей-соцреалистов, занимался иллюстрированием мировой и отечественной классики, и вместе с тем был главным художником издательства «Детская литература». «Школу Дехтерева» прошли многие книжные иллюстраторы послевоенного периода. Так, одновременно с Кабаковым на графическом отделении учились Эрик Булатов и Олег Васильев, дружба с которыми сохранится на всю жизнь. Дипломным проектом художника стало иллюстрирование романа Шолом-Алейхема «Блуждающая звезда».
Начиная с 1956 года, художник начал активно сотрудничать с издательствами «Детская литература» и «Малыш». Первой работой стала книга Николая Лупсякова «Зеленая чернильница», которая была проиллюстрирована совместно с Кириллом Соколовым. С этого времени с иллюстрациями Кабакова выходят по восемь книжек в год. Параллельно с работой над книгами художник занимался оформлением журналов «Малыш», «Мурзилка», «Веселые картинки». Этапными для этого периода стали иллюстрирование книг Бориса Олевского «Ося и его друзья», Евгения Пермяка  «Как человек покорил море», Владимира Лифшица «Взлетная дорожка».
Начиная с 1956 года, художник начал активно сотрудничать с издательствами «Детская литература» и «Малыш». Первой работой стала книга Николая Лупсякова «Зеленая чернильница», которая была проиллюстрирована совместно с Кириллом Соколовым. С этого времени с иллюстрациями Кабакова выходят по восемь книжек в год. Параллельно с работой над книгами художник занимался оформлением журналов «Малыш», «Мурзилка», «Веселые картинки». Этапными для этого периода стали иллюстрирование книг Бориса Олевского «Ося и его друзья», Евгения Пермяка  «Как человек покорил море», Владимира Лифшица «Взлетная дорожка».
Значительное воздействие на творческое становление художника оказала встреча с Владимиром Конашевичем, которого сам Кабаков называл «отцом иллюстрации». Говоря об их совместной работе, Кабаков вспоминал: «Когда в издательстве возникала ситуация и срочно нужно было сделать нечто, связанное с иллюстрациями Конашевича, мне могли позвонить и предложить участие в такого рода книге, возможно, даже сделать обложку. Так была сделана обложка к «Чудо-дереву» Корнея Чуковского: обложка была сделана мной, а большая часть иллюстраций принадлежала Конашевичу». К технике мельчайшей прорисовки, которая активно применялась Владимиром Михайловичем в работе, Кабаков в иллюстрациях возвращался множество раз.
 
Значительное воздействие на творческое становление художника оказала встреча с Владимиром Конашевичем, которого сам Кабаков называл «отцом иллюстрации». Говоря об их совместной работе, Кабаков вспоминал:  
 
 
{{цитата|автор=Илья Кабаков|Когда в издательстве возникала ситуация и срочно нужно было сделать нечто, связанное с иллюстрациями Конашевича, мне могли позвонить и предложить участие в такого рода книге, возможно, даже сделать обложку. Так была сделана обложка к «Чудо-дереву» Корнея Чуковского: обложка была сделана мной, а большая часть иллюстраций принадлежала Конашевичу.}}
 
К технике мельчайшей прорисовки, которая активно применялась Владимиром Михайловичем в работе, Кабаков в иллюстрациях возвращался множество раз.
 
С конца 50-х годов Кабаков занимался собственным творчеством. Этому способствовало общение с кругом художников-авангардистов. Важным стало знакомство с одним из основателей художественного объединения «Бубновый валет» Робертом Фальком, который оказал влияние не только на поиск своего стиля, но и на миропонимание художника. В 1962 году в издательстве «Детгиз» произошла встреча с художником-сюрреалистом Юло Соостером, с которым в дальнейшем Кабаков делил мастерскую. Постепенно Кабаков становится значительным представителем «второго русского авангарда».
С конца 50-х годов Кабаков занимался собственным творчеством. Этому способствовало общение с кругом художников-авангардистов. Важным стало знакомство с одним из основателей художественного объединения «Бубновый валет» Робертом Фальком, который оказал влияние не только на поиск своего стиля, но и на миропонимание художника. В 1962 году в издательстве «Детгиз» произошла встреча с художником-сюрреалистом Юло Соостером, с которым в дальнейшем Кабаков делил мастерскую. Постепенно Кабаков становится значительным представителем «второго русского авангарда».
Так как в советское время подпольное искусство не могло быть источником заработка, то иллюстрации давали возможность прокормиться и сосредоточиться на собственном творчестве. К примеру, Кабаков долгое время занимался книгами Евгения Мара, работу над которыми в дальнейшем считал поденщиной. Художник вспоминал: « В 1960-х годах была такая тенденция — воспитывать ребенка не только на волшебных сказках или повседневных впечатлениях, но подготавливать его к будущей трудовой деятельности. Для этого было необходимо разъяснить, что из чего сделано, дать основы понимания форм материальной культуры, рассказать о мире технологий, химии и так далее. В книге, темой которой стали предметы, сделанные из дерева, необходимо было найти такую форму, чтобы содержание стало доступным для маленького ребенка. Используя эту ситуацию в своих интересах, я все иллюстрации сделал как бы в технике деревянной резьбы». Параллельно с работой над книгами в жизни художника начались первые групповые выставки в СССР и за рубежом.
 
Илья Кабаков — художник бесконечного поиска. На протяжении всего творческого пути он осваивал передовые языки в искусстве и придумывал новые направления. В сотрудничестве с Виктором Пивоваровым им были придуманы альбомы — произведения небольшого формата, в которых текст является важнейшим элементом изображения. В начале 1970-х годов Кабаков стоял у истоков московского концептуализма. Это художественное течение объединило многих представителей неофициальной культуры. В группу входили Лев Рубинштейн, Дмитрий Пригов, Эрик Булатов… Со временем Кабаков отошел от живописи. С 1980-х годов он практически полностью переключился на занятия инсталляцией. Если на первых этапах художник мифологизировал коммунальный быт советского человека, то в дальнейшем инсталляции Кабакова посвящены осмыслению философских и мировоззренческих вопросов. Подобные арт-объекты Кабаков назовет «тотальной инсталляцией». Это объемные, эклектичные произведения, существующие на стыке многих видов искусств. Цель «тотальной инсталляции» — полное растворение зрителя в созданном художником пространстве.
Так как в советское время подпольное искусство не могло быть источником заработка, то иллюстрации давали возможность прокормиться и сосредоточиться на собственном творчестве. К примеру, Кабаков долгое время занимался книгами Евгения Мара, работу над которыми в дальнейшем считал поденщиной. Художник вспоминал: « В 1960-х годах была такая тенденция — воспитывать ребенка не только на волшебных сказках или повседневных впечатлениях, но подготавливать его к будущей трудовой деятельности. Для этого было необходимо разъяснить, что из чего сделано, дать основы понимания форм материальной культуры, рассказать о мире технологий, химии и так далее. В книге, темой которой стали предметы, сделанные из дерева, необходимо было найти такую форму, чтобы содержание стало доступным для маленького ребенка. Используя эту ситуацию в своих интересах, я все иллюстрации сделал как бы в технике деревянной резьбы».  
Сегодня Илья Кабаков — признанный классик искусства ХХ века, выставки которого проходят по всему миру. В 2008 году работа Кабакова «Жук» стала самым дорогим произведением русского художника, проданного на аукционе. Хотя книжной иллюстрацией Илья Иосифович сегодня не занимается, но графические образы встречаются на его картинах и в инсталляциях. Жена и соавтор художника, Эмилия Кабакова, размышляет следующим образом: «Повлияли ли детские книги на последующее творчество Ильи Кабакова? Можно сказать и так, но и в каждой иллюстрации к любой его книге присутствует театральность. Сознание визуального художника визуально по своей сути. Его память, его подсознание хранят множество образов».
 
 
{{цитата|автор=Илья Кабаков|В 1960-х годах была такая тенденция — воспитывать ребенка не только на волшебных сказках или повседневных впечатлениях, но подготавливать его к будущей трудовой деятельности. Для этого было необходимо разъяснить, что из чего сделано, дать основы понимания форм материальной культуры, рассказать о мире технологий, химии и так далее. В книге, темой которой стали предметы, сделанные из дерева, необходимо было найти такую форму, чтобы содержание стало доступным для маленького ребенка. Используя эту ситуацию в своих интересах, я все иллюстрации сделал как бы в технике деревянной резьбы.}}
 
Параллельно с работой над книгами в жизни художника начались первые групповые выставки в СССР и за рубежом.
 
Илья Кабаков — художник бесконечного поиска. На протяжении всего творческого пути он осваивал передовые языки в искусстве и придумывал новые направления. В сотрудничестве с Виктором Пивоваровым им были придуманы альбомы — произведения небольшого формата, в которых текст является важнейшим элементом изображения. В начале 1970-х годов Кабаков стоял у истоков московского концептуализма. Это художественное течение объединило многих представителей неофициальной культуры. В группу входили Лев Рубинштейн, Дмитрий Пригов, Эрик Булатов… Со временем Кабаков отошел от живописи.  
 
С 1980-х годов он практически полностью переключился на занятия инсталляцией. Если на первых этапах художник мифологизировал коммунальный быт советского человека, то в дальнейшем инсталляции Кабакова посвящены осмыслению философских и мировоззренческих вопросов. Подобные арт-объекты Кабаков назовет «тотальной инсталляцией». Это объемные, эклектичные произведения, существующие на стыке многих видов искусств. Цель «тотальной инсталляции» — полное растворение зрителя в созданном художником пространстве.
 
Сегодня Илья Кабаков — признанный классик искусства ХХ века, выставки которого проходят по всему миру. В 2008 году работа Кабакова «Жук» стала самым дорогим произведением русского художника, проданного на аукционе.  
 
Хотя книжной иллюстрацией Илья Иосифович сегодня не занимается, но графические образы встречаются на его картинах и в инсталляциях. Жена и соавтор художника, Эмилия Кабакова, размышляет следующим образом:  
 
{{цитата|автор=Эмилия Кабакова|Повлияли ли детские книги на последующее творчество Ильи Кабакова? Можно сказать и так, но и в каждой иллюстрации к любой его книге присутствует театральность. Сознание визуального художника визуально по своей сути. Его память, его подсознание хранят множество образов.}}
 
==Илья Кабаков / Книги с иллюстрациями==
==Илья Кабаков / Книги с иллюстрациями==
*Аксельрод, Е. Гуляла вьюга по Москве / Е. Аксельрод ; рис. И. Кабакова. — Москва : Детская литература, 1965. — 16 с. : ил.
*Аксельрод, Е. Гуляла вьюга по Москве / Е. Аксельрод ; рис. И. Кабакова. — Москва : Детская литература, 1965. — 16 с. : ил.

Навигация