Викторов Виктор Ильич: различия между версиями

Строка 25: Строка 25:


Виктор Викторов родился в Москве 4 мая 1925 года в семье врачей. Викторов — это псевдоним, под которым он публиковался, в 1975 году взял в качестве фамилии. Настоящая фамилия, полученная им при рождении, — Берлин. Его отец, Иезекииль Израилевич Берлин, окончил медицинский факультет Бернского университета, участвовал в Гражданской войне, был известным фтизиатром, доктором наук, профессором, награждён орденом Трудового Красного знамени. Мать, Марианна Моисеевна Сахнина, была врачом-лаборантом.
Виктор Викторов родился в Москве 4 мая 1925 года в семье врачей. Викторов — это псевдоним, под которым он публиковался, в 1975 году взял в качестве фамилии. Настоящая фамилия, полученная им при рождении, — Берлин. Его отец, Иезекииль Израилевич Берлин, окончил медицинский факультет Бернского университета, участвовал в Гражданской войне, был известным фтизиатром, доктором наук, профессором, награждён орденом Трудового Красного знамени. Мать, Марианна Моисеевна Сахнина, была врачом-лаборантом.
Писать стихи Виктор начал ещё в школе. Вместе с одноклассником Женей Гуровым он издавал стенгазету (Е. А. Гуров — профессиональный художник-график, член Союза художников СССР, один из лучших художников-карикатуристов СССР). Начинал он со стихотворений про Гаврилу, взяв за образец «шедевры» Гаврилиады незабвенного Никифора Ляписа-Трубецкого из «Двенадцати стульев».
Писать стихи Виктор начал ещё в школе. Вместе с одноклассником Женей Гуровым он издавал стенгазету (Е. А. Гуров — профессиональный художник-график, член Союза художников СССР, один из лучших художников-карикатуристов СССР). Начинал он со стихотворений про Гаврилу, взяв за образец «шедевры» Гаврилиады незабвенного Никифора Ляписа-Трубецкого из «Двенадцати стульев».
Во время Великой Отечественной войны, в 1943 году, Виктор поступил в военное автомобильное училище, успел принять участие в боевых действиях. Осенью 1946 года, демобилизовавшись после окончания войны, подал документы в Первый медицинский институт. Пришёл он туда уже после начала учебного года, когда занятия уже шли, но его как демобилизованного офицера, участника войны, в порядке исключения всё же приняли. Приняли условно — с тем, чтобы окончательно решить вопрос о его зачислении в зависимости от результатов первой сессии. Виктора определили в группу, старостой которой была его будущая жена, — София Абрамовна Ямштекина.
 
Во время Великой Отечественной войны, в 1943 году, Виктор Викторов поступил в военное автомобильное училище, успел принять участие в боевых действиях. Осенью 1946 года, демобилизовавшись после окончания войны, подал документы в Первый медицинский институт. Пришёл он туда уже после начала учебного года, когда занятия уже шли, но его как демобилизованного офицера, участника войны, в порядке исключения всё же приняли. Приняли условно — с тем, чтобы окончательно решить вопрос о его зачислении в зависимости от результатов первой сессии. Виктора определили в группу, старостой которой была его будущая жена, — София Абрамовна Ямштекина.
 
Учился Виктор всегда отлично, и после первой сессии его зачислили в институт. Окончив институт в 1952 году с красным дипломом по специальности «Лечебное дело», он довольно долго работал врачом, чего очень хотели и ждали от него родители-медики. Сразу после окончания института они вместе с женой и, уже родившейся тогда, дочкой поехали по распределению в г. Плюссу Псковской области. Там его назначили заместителем заведующего райздравотделом.
Учился Виктор всегда отлично, и после первой сессии его зачислили в институт. Окончив институт в 1952 году с красным дипломом по специальности «Лечебное дело», он довольно долго работал врачом, чего очень хотели и ждали от него родители-медики. Сразу после окончания института они вместе с женой и, уже родившейся тогда, дочкой поехали по распределению в г. Плюссу Псковской области. Там его назначили заместителем заведующего райздравотделом.
По возвращении в Москву он работал врачом, специализировался в невропатологии, преподавал также в медучилище. Одновременно писал стихи, что никак не одобряли его родители. Они считали, что их сын должен быть врачом, и на хлеб зарабатывать именно этой профессией, а стихи, это так, баловство.
По возвращении в Москву он работал врачом, специализировался в невропатологии, преподавал также в медучилище. Одновременно писал стихи, что никак не одобряли его родители. Они считали, что их сын должен быть врачом, и на хлеб зарабатывать именно этой профессией, а стихи, это так, баловство.
Однако его увлечение оказалось не таким уж и баловством: в 1958 году издательство «Детский мир» опубликовало стихотворение о грибах «Найди-ка, попробуй!» в виде нарядной книжки-раскладушки с иллюстрациями. Книжка увидела свет благодаря Сергею Михалкову: после рецензирования рукописи написал в уголке: «Хорошие стихи. Напечатать». Один из экземпляров этой книжки Виктор Берлин подарил своей маме, надписав: «Дорогой мамочке от никуда не годного, но любящего сына. Сентябрь 1958 г.».
Однако его увлечение оказалось не таким уж и баловством: в 1958 году издательство «Детский мир» опубликовало стихотворение о грибах «Найди-ка, попробуй!» в виде нарядной книжки-раскладушки с иллюстрациями. Книжка увидела свет благодаря Сергею Михалкову: после рецензирования рукописи написал в уголке: «Хорошие стихи. Напечатать». Один из экземпляров этой книжки Виктор Берлин подарил своей маме, надписав: «Дорогой мамочке от никуда не годного, но любящего сына. Сентябрь 1958 г.».
Какое-то время ему удавалось совмещать творчество с медициной. В 1958 году защитил диссертацию кандидата медицинских наук на тему «Опыт изучения заболеваемости и смертности населения сельского района», которая затем легла в основу научной работы, изданной в 1961 году издательством Медгиз в виде отдельной публикации. Однако постепенно медицина отошла на второй план. В конце концов, доказав и себе, и, главным образом, родителям, что он может быть хорошим врачом, а также поняв, что он способен прокормить семью на свои литературные заработки, Виктор Ильич окончательно простился с медициной и стал профессиональным литератором. В апреле 1974 года его приняли в Союз писателей СССР.
Какое-то время ему удавалось совмещать творчество с медициной. В 1958 году защитил диссертацию кандидата медицинских наук на тему «Опыт изучения заболеваемости и смертности населения сельского района», которая затем легла в основу научной работы, изданной в 1961 году издательством Медгиз в виде отдельной публикации. Однако постепенно медицина отошла на второй план. В конце концов, доказав и себе, и, главным образом, родителям, что он может быть хорошим врачом, а также поняв, что он способен прокормить семью на свои литературные заработки, Виктор Ильич окончательно простился с медициной и стал профессиональным литератором. В апреле 1974 года его приняли в Союз писателей СССР.
Писал в основном для детей. Иногда это были весёлые, шуточные стихи, в том числе, для самых маленьких. Например, в цикле «Весёлые ошибки» есть забавное стихотворение:
Писал в основном для детей. Иногда это были весёлые, шуточные стихи, в том числе, для самых маленьких. Например, в цикле «Весёлые ошибки» есть забавное стихотворение:


Строка 44: Строка 51:


Писал Виктор Ильич в эпоху достаточно строгой цензуры — все литературные произведения должны были быть идеологически выдержанными и соответствовать принципам социалистической и коммунистической морали. Эти требования распространялись и на детскую литературу.
Писал Виктор Ильич в эпоху достаточно строгой цензуры — все литературные произведения должны были быть идеологически выдержанными и соответствовать принципам социалистической и коммунистической морали. Эти требования распространялись и на детскую литературу.
Он писал о простых вещах и явлениях, окружающих нас, при этом замечая в самом обыденном что-то необыкновенное. Эту способность он стремился развить и у своих маленьких читателей. Очень много стихотворений посвящено природе и домашним питомцам, причём часто эти стихотворения рождались в общении с его детьми и были фактически «списаны с натуры». В стихотворении «Лесные подарки» он описал один из таких случаев:
Он писал о простых вещах и явлениях, окружающих нас, при этом замечая в самом обыденном что-то необыкновенное. Эту способность он стремился развить и у своих маленьких читателей. Очень много стихотворений посвящено природе и домашним питомцам, причём часто эти стихотворения рождались в общении с его детьми и были фактически «списаны с натуры». В стихотворении «Лесные подарки» он описал один из таких случаев:


Мы были с сыном
 
День в лесу.
{{цитата|автор=Виктор Викторов|Мы были с сыном|День в лесу.|Я тишину в себе несу,|Цветов настой душистый|Кусочек неба чистый,|Брусники острый вкус|И муравья укус.|А сын мой принёс|Десяток стрекоз,|Грибов полкорзины,|Пригоршню малины,|Черники стакан,|Орехов карман.}}
Я тишину в себе несу,
 
Цветов настой душистый
 
Кусочек неба чистый,
Брусники острый вкус
И муравья укус.
А сын мой принёс
Десяток стрекоз,
Грибов полкорзины,
Пригоршню малины,
Черники стакан,
Орехов карман.


О чём бы ни писал поэт, его стихотворения внешне, на первый взгляд, были очень простыми по форме и содержанию, но при этом часто имели «второе дно», заставляли задуматься и всегда были пронизаны добротой. Вот, например, стихотворение без названия:
О чём бы ни писал поэт, его стихотворения внешне, на первый взгляд, были очень простыми по форме и содержанию, но при этом часто имели «второе дно», заставляли задуматься и всегда были пронизаны добротой. Вот, например, стихотворение без названия:


Собака лает и скулит —
Наверно, что-нибудь болит.
Лечить собак
Я не умею.
Я подойду и пожалею.


В. Викторов много занимался переводами: с болгарского, который специально для этого выучил, и с испанского, который немного знал.
{{цитата|автор=Виктор Викторов|Собака лает и скулит —|Наверно, что-нибудь болит.|Лечить собак|Я не умею.|Я подойду и пожалею.}}
 
 
Виктор Викторов много занимался переводами: с болгарского, который специально для этого выучил, и с испанского, который немного знал.
 
Очень много переводил Асена Босева, одного из наиболее известных детских поэтов Болгарии, а также Леду Милеву, Ивана Давидкова, Методи Бежански, Георгия Струмского, Крыстьо Станишева, Надю Кехлибареву, Ивана Милчева, Любена Георгиева, Николая Хайтова и других.
Очень много переводил Асена Босева, одного из наиболее известных детских поэтов Болгарии, а также Леду Милеву, Ивана Давидкова, Методи Бежански, Георгия Струмского, Крыстьо Станишева, Надю Кехлибареву, Ивана Милчева, Любена Георгиева, Николая Хайтова и других.
Говоря о его переводах с испанского, нельзя не назвать стихотворения выдающейся кубинской поэтессы Мирты Агирре, изданные в Москве отдельной книжкой «От января до января», сборник стихов поэтов Чили «Корабли должны уходить» и сборник стихов поэтов Южной и Центральной Америки «Продавец снов».
Говоря о его переводах с испанского, нельзя не назвать стихотворения выдающейся кубинской поэтессы Мирты Агирре, изданные в Москве отдельной книжкой «От января до января», сборник стихов поэтов Чили «Корабли должны уходить» и сборник стихов поэтов Южной и Центральной Америки «Продавец снов».
Есть у него переводы и с французского (Мария Жанна Карон, сборник стихотворений «И до Убанги десять миль»), и с молдавского (Иона Георгицэ, сборник «Под солнцем бабочка порхает», переводил вместе со своим сыном).
Есть у него переводы и с французского (Мария Жанна Карон, сборник стихотворений «И до Убанги десять миль»), и с молдавского (Иона Георгицэ, сборник «Под солнцем бабочка порхает», переводил вместе со своим сыном).
У поэта был хороший музыкальный слух, и это очень помогало ему ещё в одном направлении его творческой деятельности. Виктор Викторов — автор текстов песен для детей и юношества, написанных на музыку Д. Б. Кабалевского, А. Я. Жилинского, М. А. Ваняна, М. А. Парцхаладзе, Г. А. Струве, Р. Г. Бойко.
У поэта был хороший музыкальный слух, и это очень помогало ему ещё в одном направлении его творческой деятельности. Виктор Викторов — автор текстов песен для детей и юношества, написанных на музыку Д. Б. Кабалевского, А. Я. Жилинского, М. А. Ваняна, М. А. Парцхаладзе, Г. А. Струве, Р. Г. Бойко.
О Ростиславе Григорьевиче Бойко Виктор Ильич написал книгу, которая была опубликована издательством «Советский композитор» в серии «Портреты советских композиторов» в 1985 году.
О Ростиславе Григорьевиче Бойко Виктор Ильич написал книгу, которая была опубликована издательством «Советский композитор» в серии «Портреты советских композиторов» в 1985 году.
С Георгием Александровичем Струве, основателем и руководителем хоровой студии «Пионерия», В. И. Викторова связывала многолетняя дружба. Вместе они написали множество песен: «Липы в цвету», «Полонез Дружбы», «Всё новое у нас», «Громкая песня», «Весёлая песенка», «На дне морском», «Песня о Дубне». Песню «Учитель музыки» посвятили памяти Д. Б. Кабалевского, у которого Георгий Александрович учился в Московской консерватории.
С Георгием Александровичем Струве, основателем и руководителем хоровой студии «Пионерия», В. И. Викторова связывала многолетняя дружба. Вместе они написали множество песен: «Липы в цвету», «Полонез Дружбы», «Всё новое у нас», «Громкая песня», «Весёлая песенка», «На дне морском», «Песня о Дубне». Песню «Учитель музыки» посвятили памяти Д. Б. Кабалевского, у которого Георгий Александрович учился в Московской консерватории.
В. И. Викторов тесно сотрудничал с Московским государственным академическим детским музыкальным театром Натальи Ильиничны Сац, был членом художественного совета театра. Наталью Ильиничну он хорошо знал лично. По либретто, написанным поэтом (часто в соавторстве с дочерью Натальи Ильиничны — Роксаной Николаевной Сац-Карповой), на сцене детского музыкального театра были поставлены спектакли, в том числе оперы «Красная Шапочка» (композитор М. Раухвергер), «Маугли» (композитор Ш. Р. Чалаев) и «Максимка» (композитор Б. М. Терентьев). Некоторые из них идут в российских театрах до сих пор. О театре Натальи Сац В. Викторов написал книгу The Natalia Sats Children’s Musical Theatre, которая в 1986 году была издана издательством «Радуга» на английском языке.
 
Виктор Викторов тесно сотрудничал с Московским государственным академическим детским музыкальным театром Натальи Ильиничны Сац, был членом художественного совета театра. Наталью Ильиничну он хорошо знал лично. По либретто, написанным поэтом (часто в соавторстве с дочерью Натальи Ильиничны — Роксаной Николаевной Сац-Карповой), на сцене детского музыкального театра были поставлены спектакли, в том числе оперы «Красная Шапочка» (композитор М. Раухвергер), «Маугли» (композитор Ш. Р. Чалаев) и «Максимка» (композитор Б. М. Терентьев). Некоторые из них идут в российских театрах до сих пор. О театре Натальи Сац В. Викторов написал книгу The Natalia Sats Children’s Musical Theatre, которая в 1986 году была издана издательством «Радуга» на английском языке.
 
В. И. Викторова не стало 10 марта 1991 года. Похоронен на Востряковском кладбище в Москве.
В. И. Викторова не стало 10 марта 1991 года. Похоронен на Востряковском кладбище в Москве.


Навигация