44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''Журнал «Маяк»''' – детский иллюстрированный журнал, издававшийся в Москве с 1909 по 1918 го…») |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 18 промежуточных версий 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Журнал «Маяк»''' – детский иллюстрированный журнал, издававшийся в Москве с 1909 по 1918 год. Выпускался издательством «Посредник» под редакцией Ивана Ивановича Горбунова-Посадова (1864–1940), писателя, просветителя, педагога, ближайшего сподвижника Льва Николаевича Толстого, руководителя (с 1897 года) издательства «Посредник». | {{#seo: | ||
|title=Журнал «Маяк» — ПроДетЛит | |||
|title_mode=replace | |||
|keywords=Журнал, Маяк, ПроДетЛит, prodetlit | |||
|description=Журнал «Маяк» – детский иллюстрированный журнал, издававшийся в Москве с 1909 по 1918 год. Выпускался издательством «Посредник» под редакцией Ивана Ивановича Горбунова-Посадова (1864–1940), писателя, просветителя, педагога. | |||
|image=ZHurnal-Mayak.jpg | |||
|image_alt=Журнал «Маяк» | |||
}} | |||
'''Журнал «Маяк»''' – детский иллюстрированный журнал, издававшийся в Москве с 1909 по 1918 год. Выпускался издательством «Посредник» под редакцией Ивана Ивановича Горбунова-Посадова (1864–1940), писателя, просветителя, педагога, ближайшего сподвижника [[Толстой Лев Николаевич|Льва Николаевича Толстого]], руководителя (с 1897 года) издательства «Посредник». | |||
[[Файл:ZHurnal-Mayak.jpg|290px|thumb|Журнал «Маяк». 1909. № 01]] | |||
==Журнал «Маяк» / История== | ==Журнал «Маяк» / История== | ||
Журнал «Маяк» начал выходить в январе 1909 года. В нём принимали участие все постоянные сотрудники популярной в то время серии «Библиотека И. Горбунова-Посадова для детей и для юношества». Помощницей главного редактора Ивана Ивановича Горбунова-Посадова была его жена Елена Евгеньевна Горбунова-Посадова. В разные годы журнал издавали М. В. Горбунова, наследники М. В. Горбуновой, Л. Н. Горбунов, И. И. Горбунов-Посадов. | Журнал «Маяк» начал выходить в январе 1909 года. В нём принимали участие все постоянные сотрудники популярной в то время серии «Библиотека И. Горбунова-Посадова для детей и для юношества». Помощницей главного редактора Ивана Ивановича Горбунова-Посадова была его жена Елена Евгеньевна Горбунова-Посадова. В разные годы журнал издавали М. В. Горбунова, наследники М. В. Горбуновой, Л. Н. Горбунов, И. И. Горбунов-Посадов. | ||
Во втором приложении к «Маяку» (1909) было опубликовано обращение И. И. Горбунова-Посадова к читателям по поводу издания журнала. Редактор отмечал, что к нему несколько лет обращались с вопросом о том, почему издательство «Посредник», давно работавшее в области издания детских книг, не приступает к выпуску детского журнала. Однако разные причины долго мешали Горбунову-Посадову осуществить эту задачу. Он написал, что же побудило его наконец издать журнал: | Во втором приложении к «Маяку» (1909) было опубликовано обращение И. И. Горбунова-Посадова к читателям по поводу издания журнала. Редактор отмечал, что к нему несколько лет обращались с вопросом о том, почему издательство «Посредник», давно работавшее в области издания детских книг, не приступает к выпуску детского журнала. Однако разные причины долго мешали Горбунову-Посадову осуществить эту задачу. Он написал, что же побудило его наконец издать журнал: | ||
{{цитата|автор=И. И. Горбунов-Посадов|…Теперь, когда среди детей старшего возраста начала усиленно распространяться детективная, уголовная литература, с героями сыщиками и убийцами, и на ряду с ней литература цинизма, когда вся атмосфера, окружающая наших детей, насыщается испарениями общественной дикости, усиленного развития самых нездоровых инстинктов, — в такое время должны быть мобилизованы все воспитательные силы для помощи детству в непосильной для него одного борьбе с вредоносными для него влияниями.}} | |||
По мнению И. И. Горбунова-Посадова, журнал был одним из «способов доставления детям постоянного притока более здоровой духовной пищи, вызывающей в их душевном организме здоровые влечения и интересы». | |||
Горбунов-Посадов был преданным последователем Л. Н. Толстого, и все годы своего существования журнал постоянно продвигал толстовские принципы. Редакция «Маяка» стремилась «дать детям здоровое для детского духа, полезное и интересное чтение и способствовать развитию в детях самодеятельности, творчества, равной любви к умственному и физическому труду и деятельной симпатии ко всему живому». Журнал выходил ежемесячно, с приложениями, и предназначался для детей среднего и старшего возраста. Кроме того, в нём был специальный раздел для самых юных читателей. В то время как основная масса детских журналов адресовалась детям обеспеченных слоёв населения, «Маяк» был рассчитан на читателей более скромного достатка. | Горбунов-Посадов был преданным последователем Л. Н. Толстого, и все годы своего существования журнал постоянно продвигал толстовские принципы. Редакция «Маяка» стремилась «дать детям здоровое для детского духа, полезное и интересное чтение и способствовать развитию в детях самодеятельности, творчества, равной любви к умственному и физическому труду и деятельной симпатии ко всему живому». Журнал выходил ежемесячно, с приложениями, и предназначался для детей среднего и старшего возраста. Кроме того, в нём был специальный раздел для самых юных читателей. В то время как основная масса детских журналов адресовалась детям обеспеченных слоёв населения, «Маяк» был рассчитан на читателей более скромного достатка. | ||
Строка 10: | Строка 24: | ||
На обложке журнала были изображены высокая башня маяка и сцена спасения из лодочки во время бури. Там же размещались содержание номера, информация о приложении и рисунках. Значение названия раскрывалось в рассказе И. И. Горбунова-Посадова «Песнь о славной девушке», представленном в первом номере журнала за 1909 год: «…старый маяк говорит день и ночь: "Я стерегу вас. Берегитесь, братья!"» | На обложке журнала были изображены высокая башня маяка и сцена спасения из лодочки во время бури. Там же размещались содержание номера, информация о приложении и рисунках. Значение названия раскрывалось в рассказе И. И. Горбунова-Посадова «Песнь о славной девушке», представленном в первом номере журнала за 1909 год: «…старый маяк говорит день и ночь: "Я стерегу вас. Берегитесь, братья!"» | ||
В самом первом номере «Маяка», помимо уже упомянутого произведения, были опубликованы: рассказ С. Н. Дурылина «Один день», посвящённый памяти его няни; стихотворение С. Северного «Ландыш»; рассказ В. Лонга «В поисках за Ваптонком Диким», переведённый с английского языка; первая глава повести О. Хорна «Герои морских берегов» в переводе с немецкого языка; статья Е. Соломина о том, как приступить к столярным работам; беседа о рисовании; рассказ Л. Н. Толстого «Волк» об этической необходимости вегетарианства (с рисунком Е. Бём) и др. В приложении к журналу были даны образцы упражнений для рисования. | В самом первом номере «Маяка», помимо уже упомянутого произведения, были опубликованы: рассказ С. Н. Дурылина «Один день», посвящённый памяти его няни; стихотворение С. Северного «Ландыш»; рассказ В. Лонга «В поисках за Ваптонком Диким», переведённый с английского языка; первая глава повести О. Хорна «Герои морских берегов» в переводе с немецкого языка; статья Е. Соломина о том, как приступить к столярным работам; беседа о рисовании; рассказ Л. Н. Толстого «Волк» об этической необходимости вегетарианства (с рисунком [[Бём Елизавета Меркурьевна|Е. Бём]]) и др. В приложении к журналу были даны образцы упражнений для рисования. | ||
==Журнал «Маяк» / Структура== | ==Журнал «Маяк» / Структура== | ||
В программе журнала изначально были заявлены следующие тематические разделы: «Рассказы, повести и стихотворения», «Географические очерки и путешествия», «Исторические очерки и жизнеописания», «Мысли мудрых людей и статьи по нравственным вопросам», «Очерки и беседы по естествознанию», «Беседы о различных занятиях в комнатах и на открытом воздухе», «Очерки разных производств, изобретений, открытий», «Очерки из жизни детей и юношества», «Из мира иностранных языков», «Беседы о книгах», «Почтовый ящик» и «Смесь» (игры, шарады и др.). | В программе журнала изначально были заявлены следующие тематические разделы: «Рассказы, повести и стихотворения», «Географические очерки и путешествия», «Исторические очерки и жизнеописания», «Мысли мудрых людей и статьи по нравственным вопросам», «Очерки и беседы по естествознанию», «Беседы о различных занятиях в комнатах и на открытом воздухе», «Очерки разных производств, изобретений, открытий», «Очерки из жизни детей и юношества», «Из мира иностранных языков», «Беседы о книгах», «Почтовый ящик» и «Смесь» (игры, шарады и др.). | ||
В «Маяке» печатались Лев Николаевич Толстой и его соратники — Иван Наживин, Павел Буланже, Анна Черткова. Из эмиграции в Швейцарии свои тексты в журнал посылала Надежда Крупская. Будущий советский поэт Демьян Бедный публиковал в «Маяке» басни. На страницах журнала появлялись стихи Ольги Беляевской и Льва Зилова. В «Маяке» часто печатался ивановский поэт-рабочий Александр Благов. Основу журнальной прозы составляла переводная литература. Публиковались переводы произведений таких авторов, как Януш Корчак, Сельма Лагерлёф, Люси Фич-Перкинс. Почти в каждом номере можно было найти рассказы, повести и стихотворения, в которых особое внимание уделялось бережному отношению к природе, гуманному обращению с животными — часто публиковали переводы произведений писателей-натуралистов Эрнеста Сетон-Томпсона и Чарльза Робертса. В «Маяке» выходили биографические очерки о писателях — Ч. Диккенсе, В. Лонге, Л. Н. Толстом, Т. Г. Шевченко и др. | В «Маяке» печатались Лев Николаевич Толстой и его соратники — Иван Наживин, Павел Буланже, Анна Черткова. Из эмиграции в Швейцарии свои тексты в журнал посылала [[Медиа:Krupskaya-Nadezhda.jpg|Надежда Крупская]]. Будущий советский поэт Демьян Бедный публиковал в «Маяке» басни. На страницах журнала появлялись стихи [[Беляевская Ольга Александровна|Ольги Беляевской]] и Льва Зилова. В «Маяке» часто печатался ивановский поэт-рабочий Александр Благов. Основу журнальной прозы составляла переводная литература. Публиковались переводы произведений таких авторов, как [[Корчак Януш|Януш Корчак]], [[Лагерлёф Сельма|Сельма Лагерлёф]], Люси Фич-Перкинс. Почти в каждом номере можно было найти рассказы, повести и стихотворения, в которых особое внимание уделялось бережному отношению к природе, гуманному обращению с животными — часто публиковали переводы произведений писателей-натуралистов [[Медиа:EHrnest-Seton-Tompson.jpg|Эрнеста Сетон-Томпсона]] и Чарльза Робертса. В «Маяке» выходили биографические очерки о писателях — [[Диккенс Чарльз|Ч. Диккенсе]], В. Лонге, Л. Н. Толстом, Т. Г. Шевченко и др. | ||
Видное место в журнале занимал научно-популярный контент. Публиковались материалы о животных и растениях — «Как строят свои гнёзда птицы» (№ 4, 1910), «Как животные согреваются» (№ 3, 1912), «Растения и свет» (№№ 4, 5, 6, 1913). На страницах «Маяка» появлялись географические очерки, статьи о путешествиях, природных и астрономических явлениях — «Под землю» (поездка на шахты; № 4, 1909), «Открытие Южного полюса» (№ 4, 1912), «Извержение и землетрясение в Японии» (№ 2, 1914), «Великие морские каналы: Суэцкий и Панамский» (№№ 5, 6, 1914), «Как узнали из чего состоят Солнце и звёзды» (№ 1, 1917). Журнал знакомил с культурным многообразием мира, публиковались статьи о жизни детей и юношества в разных странах — «Японский мальчик Кага» (№№ 3, 4, 1909), «Детский музей в Бруклине» (№ 9, 1912). Рассказывалось о различных событиях, например, о гибели «Титаника». | Видное место в журнале занимал научно-популярный контент. Публиковались материалы о животных и растениях — «Как строят свои гнёзда птицы» (№ 4, 1910), «Как животные согреваются» (№ 3, 1912), «Растения и свет» (№№ 4, 5, 6, 1913). На страницах «Маяка» появлялись географические очерки, статьи о путешествиях, природных и астрономических явлениях — «Под землю» (поездка на шахты; № 4, 1909), «Открытие Южного полюса» (№ 4, 1912), «Извержение и землетрясение в Японии» (№ 2, 1914), «Великие морские каналы: Суэцкий и Панамский» (№№ 5, 6, 1914), «Как узнали из чего состоят Солнце и звёзды» (№ 1, 1917). Журнал знакомил с культурным многообразием мира, публиковались статьи о жизни детей и юношества в разных странах — «Японский мальчик Кага» (№№ 3, 4, 1909), «Детский музей в Бруклине» (№ 9, 1912). Рассказывалось о различных событиях, например, о гибели «Титаника». | ||
Строка 27: | Строка 41: | ||
Редакция журнала уделяла особое внимание наглядному изложению материала. Каждый выпуск «Маяка» вместе с приложением включал около 45–60 иллюстраций: реалистичные графические рисунки, фотографии, схемы и др. | Редакция журнала уделяла особое внимание наглядному изложению материала. Каждый выпуск «Маяка» вместе с приложением включал около 45–60 иллюстраций: реалистичные графические рисунки, фотографии, схемы и др. | ||
В конце журнала нередко помещались объявления о поступивших в продажу книгах и календарях, которые выпускало издательство «Посредник», о подписке на сам «Маяк» и другие периодические издания, такие как «Всходы», «Задушевное слово», «Игрушечка», «Наша школа», «Родник», «Свободное воспитание» (педагогический журнал под редакцией И. И. Горбунова-Посадова), «Семья и школа», «Тропинка» и др. | |||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Журнал «Маяк»"> | |||
Файл:ZHurnal-Mayak (2).jpg|Рекламная аннотированная листовка журнала «Маяк» | |||
Файл:ZHurnal-Mayak (3).jpg|Журнал «Маяк». 1912 / Приложение к № 3 | |||
Файл:ZHurnal-Mayak (4).jpg|Журнал «Маяк» | |||
Файл:ZHurnal-Mayak (1).jpg|Журнал «Маяк» | |||
Файл:ZHurnal-Mayak (5).jpg|Журнал «Маяк» | |||
</gallery></center> | |||
В конце журнала нередко помещались объявления о поступивших в продажу книгах и календарях, которые выпускало издательство «Посредник», о подписке на сам «Маяк» и другие периодические издания, такие как «Всходы», «Задушевное слово», «Игрушечка», «Наша школа», [[Родник (журнал)|«Родник»]], «Свободное воспитание» (педагогический журнал под редакцией И. И. Горбунова-Посадова), «Семья и школа», «Тропинка» и др. | |||
Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции не нашли отражения в «Маяке». Журнал пытался уберечь юных читателей от политики и отвлечь их от происходящих в стране событий, однако перемены не могли не повлиять на положение «Маяка». Дороговизна издательского дела, нехватка бумаги, трудности с распространением журнала — всё это привело к закрытию «Маяка». В последнем номере (№ 10–11–12, 1918) было опубликовано обращение к друзьям-читателям и сотрудникам, в котором редакция отмечала, что надеется на возобновление журнала «тогда, когда издание станет сколько-нибудь возможным». Но этого так и не произошло. | Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции не нашли отражения в «Маяке». Журнал пытался уберечь юных читателей от политики и отвлечь их от происходящих в стране событий, однако перемены не могли не повлиять на положение «Маяка». Дороговизна издательского дела, нехватка бумаги, трудности с распространением журнала — всё это привело к закрытию «Маяка». В последнем номере (№ 10–11–12, 1918) было опубликовано обращение к друзьям-читателям и сотрудникам, в котором редакция отмечала, что надеется на возобновление журнала «тогда, когда издание станет сколько-нибудь возможным». Но этого так и не произошло. | ||
Строка 34: | Строка 58: | ||
В газете «Правда» от 25 декабря 1912 года напечатали статью С. Груздева «Что читать детям рабочих?». Там в числе некоторых других изданий был представлен и «Маяк». С. Груздев написал о журнале следующее: «Для старшего возраста "Маяк" представляет собою чтение здоровое и разнообразное». | В газете «Правда» от 25 декабря 1912 года напечатали статью С. Груздева «Что читать детям рабочих?». Там в числе некоторых других изданий был представлен и «Маяк». С. Груздев написал о журнале следующее: «Для старшего возраста "Маяк" представляет собою чтение здоровое и разнообразное». | ||
Корней Чуковский, резкий и требовательный критик, по большей части положительно отзывался о журнале. Он хвалил его за то, что у читателей воспитывают любовь к природе, учат их самобытности, творчеству, инициативе. Главным недостатком «Маяка» Чуковский называл скуку. Корней Иванович писал: | [[Чуковский Корней Иванович|Корней Чуковский]], резкий и требовательный критик, по большей части положительно отзывался о журнале. Он хвалил его за то, что у читателей воспитывают любовь к природе, учат их самобытности, творчеству, инициативе. Главным недостатком «Маяка» Чуковский называл скуку. Корней Иванович писал: | ||
{{цитата|автор=Корней Чуковский|Увы, этот детский журнал не умеет смешить и смеяться. Есть в нём что-то слишком благонамеренное, постное, аскетическое в этом "Маяке". Хоть бы сказку, легенду, выдумку; эффектную, волнующую ложь, Жюль-Верна какого-нибудь или [[Уэллс Герберт Джордж|Уэльса]], но нет, для "Маяка" это "грех". "Маяк" наставляет, что "лгать даже в шутку (!) нельзя!" — и всей душою льнёт к обыденщине, к фактам и фактам… <…> Конечно, "Маяк" благороден. Он, как мы видели, — против войны. Он также — против охоты. Он также и против пьянства… И против телесных наказаний... И против рабства женщин… Он любит всё хорошее, но чуть он коснётся к хорошему, хорошее — не всегда, но часто — скисает, как молоко, и становится совсем не аппетитно. В этом опасность "слишком хороших журналов", и мне, признаюсь, досадно, что добро, благородство, чистота не сумели явиться пред детьми в таком же обольстительном виде, в таком же ореоле, как является перед ними зло: "осады", "облавы", "взятия", "штурмы", "погони", "выстрелы".}} | |||
Чуковский отмечал, что в таких журналах, как «Путеводный Огонёк» и «Светлячок» царит дух беззаботности и веселья, чего так не хватает серьёзному «Маяку». Писатель предлагал родителям выписывать вместе с «Маяком» какое-то из этих изданий, чтобы дети могли получить именно то, что нужно. | Чуковский отмечал, что в таких журналах, как «Путеводный Огонёк» и «Светлячок» царит дух беззаботности и веселья, чего так не хватает серьёзному «Маяку». Писатель предлагал родителям выписывать вместе с «Маяком» какое-то из этих изданий, чтобы дети могли получить именно то, что нужно. | ||
Строка 42: | Строка 70: | ||
Содержание журнала ухудшалось с течением времени. Об этом свидетельствуют и обзоры «Новостей детской литературы» (критико-библиографический ежемесячный журнал, 1911–1916). Однако в истории детской журналистики XX века, «Маяк», несомненно, стал заметным явлением. | Содержание журнала ухудшалось с течением времени. Об этом свидетельствуют и обзоры «Новостей детской литературы» (критико-библиографический ежемесячный журнал, 1911–1916). Однако в истории детской журналистики XX века, «Маяк», несомненно, стал заметным явлением. | ||
== | ==Источники== | ||
*Арасланова, Л. З. Для сердца и разума : детские дореволюционные журналы / Лилия Арасланова // Библиотечное дело. — 2017. — № 12. — С. 10–12. — Ил. — (Летнее чтение). | *Арасланова, Л. З. Для сердца и разума : детские дореволюционные журналы / Лилия Арасланова // Библиотечное дело. — 2017. — № 12. — С. 10–12. — Ил. — (Летнее чтение). | ||
Строка 59: | Строка 87: | ||
*[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/54578 Журнал «Маяк»] в Национальной электронной детской библиотеке | *[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/54578 Журнал «Маяк»] в Национальной электронной детской библиотеке | ||
*[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/54603#page/0/mode/2up Рекламная аннотированная листовка журнала «Маяк»] в Национальной электронной детской библиотеке | *[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/54603#page/0/mode/2up Рекламная аннотированная листовка журнала «Маяк»] в Национальной электронной детской библиотеке | ||
==См. также== | |||
*[[Доброе Утро (журнал)]] | |||
*[[Галчонок (журнал)]] | |||
*[[Забавы и рассказы (журнал)]] | |||
*[[Звёздочка (журнал)]] | |||
*[[Игрушечка (журнал)]] | |||
*[[Лучи (журнал)]] | |||
*[[Мурзилка]] | |||
*[[Подснежник (журнал)]] | |||
*[[Родник (журнал)]] | |||
*[[Тропинка (журнал)]] | |||
[[Категория:Журналы]] |