Маяк (журнал)

Материал из ПроДетЛит
Перейти к навигации Перейти к поиску

Журнал «Маяк» – детский иллюстрированный журнал, издававшийся в Москве с 1909 по 1918 год. Выпускался издательством «Посредник» под редакцией Ивана Ивановича Горбунова-Посадова (1864–1940), писателя, просветителя, педагога, ближайшего сподвижника Льва Николаевича Толстого, руководителя (с 1897 года) издательства «Посредник».

Журнал «Маяк». 1909. № 01

Журнал «Маяк» / История

Журнал «Маяк» начал выходить в январе 1909 года. В нём принимали участие все постоянные сотрудники популярной в то время серии «Библиотека И. Горбунова-Посадова для детей и для юношества». Помощницей главного редактора Ивана Ивановича Горбунова-Посадова была его жена Елена Евгеньевна Горбунова-Посадова. В разные годы журнал издавали М. В. Горбунова, наследники М. В. Горбуновой, Л. Н. Горбунов, И. И. Горбунов-Посадов.

Во втором приложении к «Маяку» (1909) было опубликовано обращение И. И. Горбунова-Посадова к читателям по поводу издания журнала. Редактор отмечал, что к нему несколько лет обращались с вопросом о том, почему издательство «Посредник», давно работавшее в области издания детских книг, не приступает к выпуску детского журнала. Однако разные причины долго мешали Горбунову-Посадову осуществить эту задачу. Он написал, что же побудило его наконец издать журнал:


« …Теперь, когда среди детей старшего возраста начала усиленно распространяться детективная, уголовная литература, с героями сыщиками и убийцами, и на ряду с ней литература цинизма, когда вся атмосфера, окружающая наших детей, насыщается испарениями общественной дикости, усиленного развития самых нездоровых инстинктов, — в такое время должны быть мобилизованы все воспитательные силы для помощи детству в непосильной для него одного борьбе с вредоносными для него влияниями.

И. И. Горбунов-Посадов

»


По мнению И. И. Горбунова-Посадова, журнал был одним из «способов доставления детям постоянного притока более здоровой духовной пищи, вызывающей в их душевном организме здоровые влечения и интересы».

Горбунов-Посадов был преданным последователем Л. Н. Толстого, и все годы своего существования журнал постоянно продвигал толстовские принципы. Редакция «Маяка» стремилась «дать детям здоровое для детского духа, полезное и интересное чтение и способствовать развитию в детях самодеятельности, творчества, равной любви к умственному и физическому труду и деятельной симпатии ко всему живому». Журнал выходил ежемесячно, с приложениями, и предназначался для детей среднего и старшего возраста. Кроме того, в нём был специальный раздел для самых юных читателей. В то время как основная масса детских журналов адресовалась детям обеспеченных слоёв населения, «Маяк» был рассчитан на читателей более скромного достатка.

На обложке журнала были изображены высокая башня маяка и сцена спасения из лодочки во время бури. Там же размещались содержание номера, информация о приложении и рисунках. Значение названия раскрывалось в рассказе И. И. Горбунова-Посадова «Песнь о славной девушке», представленном в первом номере журнала за 1909 год: «…старый маяк говорит день и ночь: "Я стерегу вас. Берегитесь, братья!"»

В самом первом номере «Маяка», помимо уже упомянутого произведения, были опубликованы: рассказ С. Н. Дурылина «Один день», посвящённый памяти его няни; стихотворение С. Северного «Ландыш»; рассказ В. Лонга «В поисках за Ваптонком Диким», переведённый с английского языка; первая глава повести О. Хорна «Герои морских берегов» в переводе с немецкого языка; статья Е. Соломина о том, как приступить к столярным работам; беседа о рисовании; рассказ Л. Н. Толстого «Волк» об этической необходимости вегетарианства (с рисунком Е. Бём) и др. В приложении к журналу были даны образцы упражнений для рисования.

Журнал «Маяк» / Структура

В программе журнала изначально были заявлены следующие тематические разделы: «Рассказы, повести и стихотворения», «Географические очерки и путешествия», «Исторические очерки и жизнеописания», «Мысли мудрых людей и статьи по нравственным вопросам», «Очерки и беседы по естествознанию», «Беседы о различных занятиях в комнатах и на открытом воздухе», «Очерки разных производств, изобретений, открытий», «Очерки из жизни детей и юношества», «Из мира иностранных языков», «Беседы о книгах», «Почтовый ящик» и «Смесь» (игры, шарады и др.).

В «Маяке» печатались Лев Николаевич Толстой и его соратники — Иван Наживин, Павел Буланже, Анна Черткова. Из эмиграции в Швейцарии свои тексты в журнал посылала Надежда Крупская. Будущий советский поэт Демьян Бедный публиковал в «Маяке» басни. На страницах журнала появлялись стихи Ольги Беляевской и Льва Зилова. В «Маяке» часто печатался ивановский поэт-рабочий Александр Благов. Основу журнальной прозы составляла переводная литература. Публиковались переводы произведений таких авторов, как Януш Корчак, Сельма Лагерлёф, Люси Фич-Перкинс. Почти в каждом номере можно было найти рассказы, повести и стихотворения, в которых особое внимание уделялось бережному отношению к природе, гуманному обращению с животными — часто публиковали переводы произведений писателей-натуралистов Эрнеста Сетон-Томпсона и Чарльза Робертса. В «Маяке» выходили биографические очерки о писателях — Ч. Диккенсе, В. Лонге, Л. Н. Толстом, Т. Г. Шевченко и др.

Видное место в журнале занимал научно-популярный контент. Публиковались материалы о животных и растениях — «Как строят свои гнёзда птицы» (№ 4, 1910), «Как животные согреваются» (№ 3, 1912), «Растения и свет» (№№ 4, 5, 6, 1913). На страницах «Маяка» появлялись географические очерки, статьи о путешествиях, природных и астрономических явлениях — «Под землю» (поездка на шахты; № 4, 1909), «Открытие Южного полюса» (№ 4, 1912), «Извержение и землетрясение в Японии» (№ 2, 1914), «Великие морские каналы: Суэцкий и Панамский» (№№ 5, 6, 1914), «Как узнали из чего состоят Солнце и звёзды» (№ 1, 1917). Журнал знакомил с культурным многообразием мира, публиковались статьи о жизни детей и юношества в разных странах — «Японский мальчик Кага» (№№ 3, 4, 1909), «Детский музей в Бруклине» (№ 9, 1912). Рассказывалось о различных событиях, например, о гибели «Титаника».

Читатели журнала «Маяк» могли узнать о новейших научных открытиях и изобретениях. Были опубликованы статьи об истории воздухоплавания, о кинопроизводстве, об устройстве беспроволочного телеграфа, о том, как работает телефон. Читателям «Маяка» объясняли, как сделать гамак и стереоскоп, как устроить камеру-обскуру и производить химические опыты, как рисовать кистью и ухаживать за комнатными растениями. Публиковались ноты, задачи, шарады, ребусы, анекдоты. «Маяк» пытался вызвать у читателей интерес к изучению эсперанто. Во многих выпусках журнала за 1910, 1912 и 1913 год содержались беседы об этом языке.

Редакция «Маяка» придавала большое значение взаимодействию с читателями. В журнале помещались их стихи, рассказы, статьи и шарады. Публиковались письма читателей и ответы на них. «Маяк» привлёк внимание к проблеме голода в России (1911–1912 гг.), и читатели активно включились в сбор средств в пользу голодающих. В заключительном номере журнала за 1917 год редакция призвала читателей устраивать клубы «Маяка». Помочь им в организации таких клубов могли материалы, вышедшие в приложениях в 1918 году — в последний год существования журнала.

Приложения к журналу содержали подробные инструкции, схемы и чертежи, прививавшие юным читателям интерес к изобретательству, поощрявшие их познавательную активность. В качестве приложений печатались сборники игр, развлечений, пьес, стихотворений, руководства для наблюдения природы, обучения садоводству, конструирования приборов. В разные годы выходили, например, такие приложения: «Как развести маленький огородик» в № 4, 1909, «Самодельные игрушки» в № 3, 1910, «Помогай сам себе! (Как самому научиться готовить различные кушанья» в № 8, 1913, «Как помогать в несчастных случаях» в № 4, 1915, «Как самому сделать простые электрические приборы» в № 10, 1915.

Редакция журнала уделяла особое внимание наглядному изложению материала. Каждый выпуск «Маяка» вместе с приложением включал около 45–60 иллюстраций: реалистичные графические рисунки, фотографии, схемы и др.



В конце журнала нередко помещались объявления о поступивших в продажу книгах и календарях, которые выпускало издательство «Посредник», о подписке на сам «Маяк» и другие периодические издания, такие как «Всходы», «Задушевное слово», «Игрушечка», «Наша школа», «Родник», «Свободное воспитание» (педагогический журнал под редакцией И. И. Горбунова-Посадова), «Семья и школа», «Тропинка» и др.

Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции не нашли отражения в «Маяке». Журнал пытался уберечь юных читателей от политики и отвлечь их от происходящих в стране событий, однако перемены не могли не повлиять на положение «Маяка». Дороговизна издательского дела, нехватка бумаги, трудности с распространением журнала — всё это привело к закрытию «Маяка». В последнем номере (№ 10–11–12, 1918) было опубликовано обращение к друзьям-читателям и сотрудникам, в котором редакция отмечала, что надеется на возобновление журнала «тогда, когда издание станет сколько-нибудь возможным». Но этого так и не произошло.

Журнал «Маяк» / Критика

В газете «Правда» от 25 декабря 1912 года напечатали статью С. Груздева «Что читать детям рабочих?». Там в числе некоторых других изданий был представлен и «Маяк». С. Груздев написал о журнале следующее: «Для старшего возраста "Маяк" представляет собою чтение здоровое и разнообразное».

Корней Чуковский, резкий и требовательный критик, по большей части положительно отзывался о журнале. Он хвалил его за то, что у читателей воспитывают любовь к природе, учат их самобытности, творчеству, инициативе. Главным недостатком «Маяка» Чуковский называл скуку. Корней Иванович писал:


« Увы, этот детский журнал не умеет смешить и смеяться. Есть в нём что-то слишком благонамеренное, постное, аскетическое в этом "Маяке". Хоть бы сказку, легенду, выдумку; эффектную, волнующую ложь, Жюль-Верна какого-нибудь или Уэльса, но нет, для "Маяка" это "грех". "Маяк" наставляет, что "лгать даже в шутку (!) нельзя!" — и всей душою льнёт к обыденщине, к фактам и фактам… <…> Конечно, "Маяк" благороден. Он, как мы видели, — против войны. Он также — против охоты. Он также и против пьянства… И против телесных наказаний... И против рабства женщин… Он любит всё хорошее, но чуть он коснётся к хорошему, хорошее — не всегда, но часто — скисает, как молоко, и становится совсем не аппетитно. В этом опасность "слишком хороших журналов", и мне, признаюсь, досадно, что добро, благородство, чистота не сумели явиться пред детьми в таком же обольстительном виде, в таком же ореоле, как является перед ними зло: "осады", "облавы", "взятия", "штурмы", "погони", "выстрелы".

Корней Чуковский

»


Чуковский отмечал, что в таких журналах, как «Путеводный Огонёк» и «Светлячок» царит дух беззаботности и веселья, чего так не хватает серьёзному «Маяку». Писатель предлагал родителям выписывать вместе с «Маяком» какое-то из этих изданий, чтобы дети могли получить именно то, что нужно.

Советские исследователи подчёркивали особое значение «Маяка», поскольку там публиковались произведения Н. К. Крупской и Д. Бедного.

Содержание журнала ухудшалось с течением времени. Об этом свидетельствуют и обзоры «Новостей детской литературы» (критико-библиографический ежемесячный журнал, 1911–1916). Однако в истории детской журналистики XX века, «Маяк», несомненно, стал заметным явлением.

Источники

  • Арасланова, Л. З. Для сердца и разума : детские дореволюционные журналы / Лилия Арасланова // Библиотечное дело. — 2017. — № 12. — С. 10–12. — Ил. — (Летнее чтение).
  • Борисов, С. Б. Энциклопедический словарь русского детства : в 2 томах. Том 1. А–Н / С. Б. Борисов. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — Шадринск : Изд-во Шадринского пединститута, 2008. — 518 с. — [Хранится в РГБ]. См. статью «Маяк».
  • Колесова, Л. Н. Детские журналы России (1785–1917) : учебно-методический комплект / Л. Н. Колесова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования Петрозаводский гос. ун-т. — Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2014. — 259 с., [4] л. факс. — [Хранится в РГБ].
  • Хеллман, Б. Модернизм (1890–1917) // Сказка и быль : история русской детской литературы / Бен Хеллман ; [авториз. пер. с англ. О. Бухиной]. — Москва : Новое литератрное обозрение, 2016. — С. 162–275. — Из содерж.: о журнале «Маяк».
  • Чоти, Каталин. «Чиж» и «Еж» : [детская журналистика нач. XIX века и советские детские журналы 1920-х — середины 1930-х гг.] / Каталин Чоти // Родина. — 2015. — № 9. — С. 115–120. — Ил. — (Научная библиотека Родины).
  • Городничева, М. А. Иллюстрированный детский журнал «Маяк»: особенности содержательной модели издания / Городничева М. А. — Текст : электронный // Коммуникация в современном мире : материалы Международной научно-практической конференции исследователей и преподавателей журналистики, рекламы и связей с общественностью 19–20 мая 2023 г. Часть I / Воронежский государственный университет, Факультет журналистики ; под общей редакцией профессора В. В. Тулупова. — Воронеж, 2023. — С. 93–95. — Режим доступа: сайт Факультета журналистики ВГУ.
  • Груздев, С. Что читать детям рабочих? / С. Груздев. — Текст : электронный // Правда. — 1912. — № 202 (25 дек.). — С. 5. — Режим доступа: Национальная электронная библиотека.
  • Дорофеева, Л. Дореволюционные детские журналы. «Маяк» и «Детское чтение» / Любовь Дорофеева. — Текст : электронный // Живой Журнал : блог-платформа. — Блог библиотекарей Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края «День за днём, книга за книгой».
  • Макаренко, Е. Ю. Дореволюционные детские журналы: типология и дизайн / Макаренко Екатерина Юрьевна. — Текст : электронный // Альманах современной науки и образования. — 2016. — № 3 (105). — С. 67–73. — Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
  • Матерям о детских журналах : [Чуковский Корней. Собрание сочинений в 15 т. Т. 2. — Москва : Терра — Книжный клуб, 2001]. — Текст : электронный // Chukfamily : сайт о семье Чуковских.
  • «Маяк». — Текст : электронный // Библиотека по педагогике : сайт.
  • Маяк журнал для детей старшего и среднего возраста, с отд. для маленьких. — Текст : электронный // НЭБ : сайт.

См. также