Игрушечка (журнал): различия между версиями

Строка 38: Строка 38:
Первый сорокастраничный номер журнала «Игрушечки» привезли в редакцию из типографии Суворина 3 февраля 1880 года. Открывался он рождественской историей, сказкой “Новый год”, подписанной псевдонимом «Кот Мурлыка». Его автором был известный российский зоолог, писатель [[Вагнер Николай Петрович|Н. П. Вагнер]]. Далее следовал естественнонаучный рассказ Владимира Пассека «Жители поля», в котором рассказывалось о жуках и кузнечиках, светлячках и пчёлах. За познавательным очерком о свойствах воды следовала биография инженера Джеймса Уатта, изобретателя универсального парового двигателя. Оканчивался первый номер коротким рассказом о юрте «самоедов» с иллюстрацией, выполненной художником-баталистом, путешественником Н. Н. Каразиным. Подобному принципу составления номера и отбора материала создатели «Игрушечки» следовали и в последующих выпусках.
Первый сорокастраничный номер журнала «Игрушечки» привезли в редакцию из типографии Суворина 3 февраля 1880 года. Открывался он рождественской историей, сказкой “Новый год”, подписанной псевдонимом «Кот Мурлыка». Его автором был известный российский зоолог, писатель [[Вагнер Николай Петрович|Н. П. Вагнер]]. Далее следовал естественнонаучный рассказ Владимира Пассека «Жители поля», в котором рассказывалось о жуках и кузнечиках, светлячках и пчёлах. За познавательным очерком о свойствах воды следовала биография инженера Джеймса Уатта, изобретателя универсального парового двигателя. Оканчивался первый номер коротким рассказом о юрте «самоедов» с иллюстрацией, выполненной художником-баталистом, путешественником Н. Н. Каразиным. Подобному принципу составления номера и отбора материала создатели «Игрушечки» следовали и в последующих выпусках.


Мир открывался перед читателями журнала во всём многообразии. Дети узнавали о том, как овладевал науками будущий император Пётр I, об основании Санкт-Петербурга, читали о путешествиях в Индию и Голландию, Колумбию и Египет. Для них печатались повести и рассказы И. И. Горбунова-Посадова, Д. В. Григоровича, В. П. Желиховской и Ал. Алтаева, стихи М. Ю Лермонтова, В. А. Жуковского, А. А. Плещеева, А. Л. Боровиковского, А. А. Фета и С. Д. Дрожжина. В «Игрушечке» публиковались материалы о музыке и живописи (особенный упор делался на описании детских лет художников и музыкантов), биографии знаменитых людей (от Ермака до И.-В. Гёте и К. Линнея). Печатались сказки, стихи о природе, сочинения религиозного характера (биографии Сергия Радонежского, святых Кирилла и Мефодия, стихи о Пасхе и Троицыном дне).  
Мир открывался перед читателями журнала во всём многообразии. Дети узнавали о том, как овладевал науками будущий император Пётр I, об основании Санкт-Петербурга, читали о путешествиях в Индию и Голландию, Колумбию и Египет. Для них печатались повести и рассказы И. И. Горбунова-Посадова, Д. В. Григоровича, В. П. Желиховской и [[Ал. Алтаев|Ал. Алтаева]], стихи М. Ю Лермонтова, [[Жуковский Василий Андреевич|В. А. Жуковского]], А. А. Плещеева, А. Л. Боровиковского, А. А. Фета и С. Д. Дрожжина. В «Игрушечке» публиковались материалы о музыке и живописи (особенный упор делался на описании детских лет художников и музыкантов), биографии знаменитых людей (от Ермака до И.-В. Гёте и К. Линнея). Печатались сказки, стихи о природе, сочинения религиозного характера (биографии Сергия Радонежского, святых Кирилла и Мефодия, стихи о Пасхе и Троицыном дне).  


Из номера в номер с продолжением выходили отрывки из воспоминаний о детстве самой Т. П. Пассек, вошедших в её книгу «Из дальних лет». Печатались, в том числе в сокращённом и обработанном виде, произведения отечественных и зарубежных писателей: «Муму» и отрывки из «Записок охотника» И. С. Тургенева, переложение из «Давида Копперфильда» Ч. Диккенса, «Пятнадцатилетний капитан» Ж. Верна и др. Много сотрудничал с журналом Н. С. Лесков. В «Игрушечке» были впервые опубликованы его рассказы «Христос в гостях у мужика», «Лев старца Герасима», «Коза», «Дурачок» и др.
Из номера в номер с продолжением выходили отрывки из воспоминаний о детстве самой Т. П. Пассек, вошедших в её книгу «Из дальних лет». Печатались, в том числе в сокращённом и обработанном виде, произведения отечественных и зарубежных писателей: «Муму» и отрывки из «Записок охотника» [[Тургенев Иван Сергеевич|И. С. Тургенева]], переложение из «Давида Копперфильда» [[Диккенс Чарльз|Ч. Диккенса]], «Пятнадцатилетний капитан» Ж. Верна и др. Много сотрудничал с журналом Н. С. Лесков. В «Игрушечке» были впервые опубликованы его рассказы «Христос в гостях у мужика», «Лев старца Герасима», «Коза», «Дурачок» и др.




Строка 54: Строка 54:
На страницах журнала можно было найти большое количество познавательных публикаций из области зоологии, ботаники, физики, химии, географии и других точных и естественных наук (о поваренной соли, каменном угле, о свойствах воды и пыли и др.). На последних страницах номера нередко публиковались ребусы и шарады или материалы этнографического характера. Например, кратким рассказом сопровождались иллюстрации жилищ разных эпох и народов: киргизская кибитка, малороссийская хата, китайские корзиночные постройки, дома жителей верховьев Нила и бразильских индейцев. Публиковались в журнале также различные рекламные объявления, чаще всего издательств.
На страницах журнала можно было найти большое количество познавательных публикаций из области зоологии, ботаники, физики, химии, географии и других точных и естественных наук (о поваренной соли, каменном угле, о свойствах воды и пыли и др.). На последних страницах номера нередко публиковались ребусы и шарады или материалы этнографического характера. Например, кратким рассказом сопровождались иллюстрации жилищ разных эпох и народов: киргизская кибитка, малороссийская хата, китайские корзиночные постройки, дома жителей верховьев Нила и бразильских индейцев. Публиковались в журнале также различные рекламные объявления, чаще всего издательств.


В художественном оформлении журнала использовались репродукции картин работы русских и зарубежных мастеров. Редакция «Игрушечки» сотрудничала с И. Е. Репиным, Е. М. Бём, Н. Н. Каразиным, М. П. Клодтом, В. А. Табуриным, С. И. Лаврентьевой, Н. А. Кошелевым, Н. Н. Ольшанским и другими художниками. Для оформления текста применялись традиционные буквицы, концовки и рамки. Со второго года издания изменилось к лучшему оформление обложки: лаконичная, в газетном стиле, обложка 1880 года осталось в прошлом. Название журнала теперь располагалось на фоне пышного растительного орнамента. Художник К. Вейерман украсил его изображением виноградной лозы, птиц, цветов, а также детских игрушек — сачка, мяча и трубы.  
В художественном оформлении журнала использовались репродукции картин работы русских и зарубежных мастеров. Редакция «Игрушечки» сотрудничала с И. Е. Репиным, [[Бём Елизавета Меркурьевна|Е. М. Бём]], Н. Н. Каразиным, М. П. Клодтом, В. А. Табуриным, С. И. Лаврентьевой, Н. А. Кошелевым, Н. Н. Ольшанским и другими художниками. Для оформления текста применялись традиционные буквицы, концовки и рамки. Со второго года издания изменилось к лучшему оформление обложки: лаконичная, в газетном стиле, обложка 1880 года осталось в прошлом. Название журнала теперь располагалось на фоне пышного растительного орнамента. Художник К. Вейерман украсил его изображением виноградной лозы, птиц, цветов, а также детских игрушек — сачка, мяча и трубы.  


В варианте 1884 года на обложке года изобразили детей, читающих журнал «Игрушечка», и удящего рыбу мальчика. Иногда обложку праздничных номеров журнала украшали тематические рисунки. Начиная с 1888 года чаще всего использовалась обложка с силуэтными иллюстрациями, выполненная Е. М. Бём. В 1908 году была добавлена заставка с изображением читающих детей, вертикальным названием журнала и строками Н. А. Некрасова «Сейте разумное, доброе, вечное...Сейте! Спасибо Вам скажет сердечное русский народ».
В варианте 1884 года на обложке года изобразили детей, читающих журнал «Игрушечка», и удящего рыбу мальчика. Иногда обложку праздничных номеров журнала украшали тематические рисунки. Начиная с 1888 года чаще всего использовалась обложка с силуэтными иллюстрациями, выполненная Е. М. Бём. В 1908 году была добавлена заставка с изображением читающих детей, вертикальным названием журнала и строками Н. А. Некрасова «Сейте разумное, доброе, вечное...Сейте! Спасибо Вам скажет сердечное русский народ».

Навигация