Игрушечка (журнал)

Материал из ПроДетЛит
Перейти к навигации Перейти к поиску

Журнал «Игрушечка» — иллюстрированный журнал для детей, издававшийся в Санкт-Петербурге с 1880 по 1912 год (в 1903 году, а также с 1905 по 1907 годы не издавался). Основан Татьяной Петровной Па́ссек (1810–1889), писательницей, автором мемуаров, двоюродной сестрой А. И. Герцена.

Журнал «Игрушечка»

Журнал «Игрушечка» / История

В первые несколько лет журнал выходил еженедельно по воскресеньям. В 1885 он издавался в двух вариантах — для детей старшего и младшего возрастов. С 1886 года «Игрушечка» стала ежемесячным иллюстрированным изданием для маленьких детей. Он был рассчитан на детей 6-10 лет — именно в этом возрасте они, оставив игрушки, обращаются к чтению. Журнал должен был дать им образцы лучших произведений, прививающих «любовь к природе, к труду и ко всему прекрасному», показать путь к знанию. По замыслу издателей, рассказы и стихотворения должны были отличаться простотой и свежестью языка и занимательностью сюжета.

Начиная с 1888 года в «Игрушечке» появился раздел обучения французскому языку, а с 1891 года, по просьбам читателей, немецкому. В нём публиковались рассказы и отрывки из художественных произведений отечественных и иностранных авторов на языке оригинала с подстрочным переводом.

С 1894 по 1904 годы при журнале с периодичностью девять выпусков в год издавалось приложение «На помощь матерям» — педагогическое издание, рассматривающее вопросы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Также редакция ежегодно выпускала в нескольких томах иллюстрированную «Библиотеку журнала “Игрушечка”». Ежемесячное приложение «Для малюток» (1889—1911) с большим количеством иллюстраций специально печаталось крупным шрифтом.

К осуществлению своей давней мечты, изданию журнала для детей, Татьяна Петровна Пассек приступила уже на пороге семидесятилетия.

«Игрушечка» должна была заменить безответные «игрушки», когда они «перестают удовлетворять ребёнка и он бросает их после тщетного усилия одушевить своей фантазией». Журнал, по замыслу его основательницы, должен был «влиять на развитие сердечной теплоты, религиозного и эстетического чувства и любви ко всему видимому миру, пробуждать сознание нравственного долга, необходимость труда и важность самодеятельности, не только как источника духовной силы, но нравственной и материальной независимости».


« Нынче я, милые крошки, принёс вам особый подарок —
Редкий, волшебный подарок: таится в нём дивная сила,
Только всмотритесь в него — и откроется вдруг перед вами
Много чудес несказанных и много пленительных сказок;
Но мои сказки не те, что быть может вы слышали прежде:
Страхов пустых в них не будет и выдумок тоже не будет;
С вами беседовать станет святая и вечная правда,
В детское сердце, как в храм свой, к людям любовь застучится,
Вот вам «Игрушечка» — нате смотрите.

Журнал «Игрушечка»

»


Т. П. Пассек с увлечением помогал её единственный остававшийся в живых сын Владимир. Он подготовил для журнала несколько статей по естествознанию. Вскоре, через месяц после начала издания «Игрушечки», Владимир скончался от чахотки. На похоронах Татьяна Петровна положила в гроб сына листы первых трёх номеров журнала. «Всякий должен зажечь свою свечечку... И моя “Игрушечка” — маленькая свечечка, — писала Т. П. Пассек. — Вместе с моим Володей мы зажгли нашу маленькую свечечку — “Игрушечку”, но он ушёл и передал её мне. Хотя она и маленькая, всё же темные уголки освещать может...Буду стараться, чтобы она не погасла».

По мнению современников, Татьяна Петровна Пассек была натурой «русской, широкой, даровитой». Она посвятила все оставшиеся ей годы изданию журнала. Редакция «Игрушечки» располагалась в маленьком двухэтажном доме на Малой Подъяческой улице. Заведовал ею друг Т. П. Пассек, известный детский писатель Николай Александрович Соловьев-Несмелов. С 1882 по 1887 год Т. П. Пассек осуществляла лишь редакторскую деятельность: издателем «Игрушечки» стал её племянник, писатель и журналист Ипполит Александрович Пашков.



В 1887 году Татьяна Петровна передала руководство журналом общественной деятельнице, писательнице Александре Николаевне Тюфяевой-Толиверовой (1842–1918, урождённой Сусоколовой, в первом браке Тюфяевой, во втором — Яко́би, в третьем — Пешковой; её произведения печатались под псевдонимом Толиверова, составленном из имён её детей Толи и Веры). Она стала редактировать журнал, изданием которого до начала 1888 года продолжил заниматься И. А. Пашков, затем на этом посту его на недолгое время сменила детская писательница Александра Константиновна Европеус.

С конца 1888 года и редактирование, и издание «Игрушечки» полностью перешло к А. Н. Тюфяевой-Толиверовой, которая смогла добиться ещё большего признания журнала обществом. К несчастью, она не была человеком практическим, и в 1910 году права на журнал перешли к владельцу переплётной мастерской, совладельцу магазина учебных материалов «Песталоцци» Артуру Константиновичу Штуде, а в 1912 году журнал прекратил своё существование.

Журнал «Игрушечка» / Структура

Первый сорокастраничный номер журнала «Игрушечки» привезли в редакцию из типографии Суворина 3 февраля 1880 года. Открывался он рождественской историей, сказкой “Новый год”, подписанной псевдонимом «Кот Мурлыка». Его автором был известный российский зоолог, писатель Н. П. Вагнер. Далее следовал естественнонаучный рассказ Владимира Пассека «Жители поля», в котором рассказывалось о жуках и кузнечиках, светлячках и пчёлах. За познавательным очерком о свойствах воды следовала биография инженера Джеймса Уатта, изобретателя универсального парового двигателя. Оканчивался первый номер коротким рассказом о юрте «самоедов» с иллюстрацией, выполненной художником-баталистом, путешественником Н. Н. Каразиным. Подобному принципу составления номера и отбора материала создатели «Игрушечки» следовали и в последующих выпусках.

Мир открывался перед читателями журнала во всём многообразии. Дети узнавали о том, как овладевал науками будущий император Пётр I, об основании Санкт-Петербурга, читали о путешествиях в Индию и Голландию, Колумбию и Египет. Для них печатались повести и рассказы И. И. Горбунова-Посадова, Д. В. Григоровича, В. П. Желиховской и Ал. Алтаева, стихи М. Ю Лермонтова, В. А. Жуковского, А. А. Плещеева, А. Л. Боровиковского, А. А. Фета и С. Д. Дрожжина. В «Игрушечке» публиковались материалы о музыке и живописи (особенный упор делался на описании детских лет художников и музыкантов), биографии знаменитых людей (от Ермака до И.-В. Гёте и К. Линнея). Печатались сказки, стихи о природе, сочинения религиозного характера (биографии Сергия Радонежского, святых Кирилла и Мефодия, стихи о Пасхе и Троицыном дне).

Из номера в номер с продолжением выходили отрывки из воспоминаний о детстве самой Т. П. Пассек, вошедших в её книгу «Из дальних лет». Печатались, в том числе в сокращённом и обработанном виде, произведения отечественных и зарубежных писателей: «Муму» и отрывки из «Записок охотника» И. С. Тургенева, переложение из «Давида Копперфильда» Ч. Диккенса, «Пятнадцатилетний капитан» Ж. Верна и др. Много сотрудничал с журналом Н. С. Лесков. В «Игрушечке» были впервые опубликованы его рассказы «Христос в гостях у мужика», «Лев старца Герасима», «Коза», «Дурачок» и др.



На страницах журнала можно было найти большое количество познавательных публикаций из области зоологии, ботаники, физики, химии, географии и других точных и естественных наук (о поваренной соли, каменном угле, о свойствах воды и пыли и др.). На последних страницах номера нередко публиковались ребусы и шарады или материалы этнографического характера. Например, кратким рассказом сопровождались иллюстрации жилищ разных эпох и народов: киргизская кибитка, малороссийская хата, китайские корзиночные постройки, дома жителей верховьев Нила и бразильских индейцев. Публиковались в журнале также различные рекламные объявления, чаще всего издательств.

В художественном оформлении журнала использовались репродукции картин работы русских и зарубежных мастеров. Редакция «Игрушечки» сотрудничала с И. Е. Репиным, Е. М. Бём, Н. Н. Каразиным, М. П. Клодтом, В. А. Табуриным, С. И. Лаврентьевой, Н. А. Кошелевым, Н. Н. Ольшанским и другими художниками. Для оформления текста применялись традиционные буквицы, концовки и рамки. Со второго года издания изменилось к лучшему оформление обложки: лаконичная, в газетном стиле, обложка 1880 года осталось в прошлом. Название журнала теперь располагалось на фоне пышного растительного орнамента. Художник К. Вейерман украсил его изображением виноградной лозы, птиц, цветов, а также детских игрушек — сачка, мяча и трубы.

В варианте 1884 года на обложке года изобразили детей, читающих журнал «Игрушечка», и удящего рыбу мальчика. Иногда обложку праздничных номеров журнала украшали тематические рисунки. Начиная с 1888 года чаще всего использовалась обложка с силуэтными иллюстрациями, выполненная Е. М. Бём. В 1908 году была добавлена заставка с изображением читающих детей, вертикальным названием журнала и строками Н. А. Некрасова «Сейте разумное, доброе, вечное...Сейте! Спасибо Вам скажет сердечное русский народ».

Впоследствии в начале номера стала печататься «Картинная (или портретная) галерея “Игрушечки”» с рисунками или репродукциями картин. В 1910 году в журнале появились первые цветные иллюстрации.

Журнал «Игрушечка» / Критика

Тесная дружба, связывающая писателя Н. С. Лескова с Т. П. Пассек, не мешала им расходиться во мнении по вопросу воспитания молодого поколения. Татьяна Петровна настаивала на том, что важнее всего дарить детям любовь и нежность. Лесков же называл её «бабушкой-баловницей», журнал которой не показывает разницу между истинной любовью и «вредоноснейшим по своим последствиям баловством, которое у нас замещает нежность и плодит бессилие и безмолвие характеров даже в самых счастливо одарённых натурах». Скорее всего, именно это и послужило причиной того, что рассказ Н. С. Лескова «Добрая мать по пифагорейским понятиям», написанный для журнала «Игрушечка», никогда не был опубликован. Тем не менее, разногласия в вопросах воспитания не помешали Лескову откликнуться на смерть Т. П. Пассек статьёй «Литературная бабушка» в журнале «Всемирная иллюстрации», в которой он высоко оценил её необыкновенное трудолюбие и любовь к людям. Полностью в журнале он разочаровался позже, в 90-е годы.

Максим Горький считал «Игрушечку» безвкусной и банальной. В статье «О грамотности» он резко отрицательно высказался о журнале, отметив, что в нём и ему подобных изданиях 80–90-х годов «изображались...отвратительно прелестные мальчики» в духе буржуазных идеалов “благонравия”». Писатель, педагог, и переводчик Н. И. Позняков в своей заметке об «Игрушечке» («Женское образование», 1887) отмечает, что «при всём желании относиться к нему снисходительно, невозможно было сказать что-либо в положительном духе». По его мнению, журнал —место для перепечатки стихов, известных каждому ребёнку, «складочное место всевозможного слабого, залежавшегося материала», редакция которого не понимает, что следует помещать в журнале».

Однако в «Игрушечке» содержалось множество материалов общеобразовательного характера, благодаря которым дети знакомились с многообразием окружающего мира и законами природы. Многолетняя плодотворная деятельность его издателей была отмечена на Международной научно-промышленной выставке «Детский Мир» в январе 1904 года, когда «Игрушечке» была присуждена серебряная медаль. В 1908 году журнал получил диплом на выставке «Искусство в жизни ребенка».

Видный российский юрист, политик и писатель Анатолий Федорович Ко́ни, которого на протяжении полувека связывали дружеские отношения с А. Н. Толиверовой, в своих воспоминаниях отозвался об «Игрушечке» как о «светоче знания и любви, лучи которого, запавши в душу ребенка, будут ему светить всю остальную жизнь».

Источники

См. также