Вельтман Александр Фомич: различия между версиями

Нет описания правки
Строка 107: Строка 107:
В этот период Вельтмана было принято критиковать за то, что ранее принесло ему успех – необычную манеру повествования, «странность» таланта. Роман «Новый Емеля, или Превращения» (1845) подвергся критике со стороны В. Г. Белинского. Однако наряду с множеством негативных рецензий критиков есть и положительные отзывы читателей, в том числе восторженные отзывы молодого Достоевского о «Емеле» и о другом романе Вельтмана – «Сердце и Думка» (1838).
В этот период Вельтмана было принято критиковать за то, что ранее принесло ему успех – необычную манеру повествования, «странность» таланта. Роман «Новый Емеля, или Превращения» (1845) подвергся критике со стороны В. Г. Белинского. Однако наряду с множеством негативных рецензий критиков есть и положительные отзывы читателей, в том числе восторженные отзывы молодого Достоевского о «Емеле» и о другом романе Вельтмана – «Сердце и Думка» (1838).


Популярность Вельтмана как автора художественных произведений под натиском критики постепенно угасала. Массовый читатель стал забывать об этом авторе. Заключительный роман из цикла «Приключений...» – «Последний в роде и безродный» даже не был издан. Однако творчество Вельтмана оказало влияние на писателей-реалистов следующего поколения – Н. C. Лескова, П. И. Мельникова-Печерского. В двадцатом веке продолжателями традиций, заложенных Вельтманом, стали И. Ильф и Е. Петров, а также М. А. Булгаков. Особенно сильное влияние произведения Вельтмана оказали на Ф. М. Достоевского, который называл Вельтмана своим литературным учителем. В 1870-х годах Достоевский пытался издать роман «Последний из рода...», но безуспешно.   
Популярность Вельтмана как автора художественных произведений под натиском критики постепенно угасала. Массовый читатель стал забывать об этом авторе. Заключительный роман из цикла «Приключений...» – «Последний в роде и безродный» даже не был издан. Однако творчество Вельтмана оказало влияние на писателей-реалистов следующего поколения – Н. C. Лескова, П. И. Мельникова-Печерского. В двадцатом веке продолжателями традиций, заложенных Вельтманом, стали [[Ильф Илья Арнольдович|И. Ильф]] и Е. Петров, а также М. А. Булгаков. Особенно сильное влияние произведения Вельтмана оказали на Ф. М. Достоевского, который называл Вельтмана своим литературным учителем. В 1870-х годах Достоевский пытался издать роман «Последний из рода...», но безуспешно.   


А. Ф. Вельтман был автором не только художественных произведений и научных трудов – у него есть и книга, посвященная воспитанию молодого поколения. В период расцвета своего творчества он написал учебник для народных училищ – «Начальное чтение для образующегося юношества» (1837, второе издание – 1839) В «Начальном чтении...» Вельтман отвечал на основные вопросы, которые могут возникнуть у младших школьников, детей 8-9 лет (разделы «Первые мысли познания самого себя» «Человек», «О сохранении здоровия», «Телесные потребности человека и удобность жизни»), старался привить им правильное поведение (главы «Необходимость учения», «Распределение времени для занятий», «Постепенность во всем», «Опрятность», «Худые привычки», «До какой степени умный человек дорожит временем», «Стыд от невежества» и т. д.). В книге также есть познавательные материалы для общего развития юного читателя – заметки о природе, об устройстве общества и его сословиях, о домашнем хозяйстве, например «Видимый мир. Земля, планеты и их движение», «Различные состояния и звания людей. Постепенность состояний и соответствие каждому знания и обязанности», «Насекомые, полезные человеку», «Жизнь растений»). Подрастающее поколение охотно читало учебник Вельтмана. Н. И. Свешников в автобиографической повести «Воспоминания пропащего человека» (1888) сообщал, что познакомился с «Начальным чтением...» в первом классе приходского училища и эта книга казалась ему занимательной.  
А. Ф. Вельтман был автором не только художественных произведений и научных трудов – у него есть и книга, посвященная воспитанию молодого поколения. В период расцвета своего творчества он написал учебник для народных училищ – «Начальное чтение для образующегося юношества» (1837, второе издание – 1839) В «Начальном чтении...» Вельтман отвечал на основные вопросы, которые могут возникнуть у младших школьников, детей 8-9 лет (разделы «Первые мысли познания самого себя» «Человек», «О сохранении здоровия», «Телесные потребности человека и удобность жизни»), старался привить им правильное поведение (главы «Необходимость учения», «Распределение времени для занятий», «Постепенность во всем», «Опрятность», «Худые привычки», «До какой степени умный человек дорожит временем», «Стыд от невежества» и т. д.). В книге также есть познавательные материалы для общего развития юного читателя – заметки о природе, об устройстве общества и его сословиях, о домашнем хозяйстве, например «Видимый мир. Земля, планеты и их движение», «Различные состояния и звания людей. Постепенность состояний и соответствие каждому знания и обязанности», «Насекомые, полезные человеку», «Жизнь растений»). Подрастающее поколение охотно читало учебник Вельтмана. Н. И. Свешников в автобиографической повести «Воспоминания пропащего человека» (1888) сообщал, что познакомился с «Начальным чтением...» в первом классе приходского училища и эта книга казалась ему занимательной.