Калиновский Геннадий Владимирович: различия между версиями

Строка 31: Строка 31:
'''Геннадий Владимирович Калиновский''' — советский и российский художник-иллюстратор.
'''Геннадий Владимирович Калиновский''' — советский и российский художник-иллюстратор.
==Геннадий Калиновский / Биография==
==Геннадий Калиновский / Биография==
Геннадий Калиновский родился 1 сентября 1929 года в Ставрополе. Детство будущего художника прошло в Махачкале, куда вскоре переехала семья.
Геннадий Владимирович Калиновский родился 1 сентября 1929 года в Ставрополе. Детство будущего художника прошло в Махачкале, куда вскоре переехала семья.


Увлечение рисованием началось очень рано. Художник вспоминал, что рисовал всегда, сколько себя помнил. В семье на занятие сына никто не обращал особого внимания. Когда мальчик подрос, он самостоятельно записался в художественный кружок Дома пионеров. Талантливого ученика заметил руководитель кружка и всегда старался помогать ему. В 1943 году Геннадий Калиновский отправил свою работу «Гибель Нибелунгов» на конкурс рисунков, который проводила газета «Пионерская правда». Он получил первый приз и рекомендацию на учёбу в Московскую среднюю художественную школу (МСХШ). После окончания школы в 1949 году поступил в Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова (в наст. вр. МГАХИ им. В. И. Сурикова) на отделение книжной графики. Г. Калиновский учился мастерству у Б. А. Дехтерёва, его дипломной работой стали иллюстрации к роману Г. Фаста «Спартак».
Рисовал Калиновский всегда сколько себя помнил.


Ещё до окончания института в 1955 году Геннадий Калиновский сотрудничал с журналами «Огонёк», «Семья и школа», «Физкультура и спорт», «Юность», занимался книжной графикой. Появилась и первая иллюстрированная им книга для детей — О. Донченко «Василько» (1953). За ней последовали и другие книги: И. Недоля «Птичьи стаи» (1961), [[Гершензон Михаил Абрамович|М. Гершензон]] «Робин Гуд» (1966) и «Две жизни Госсека» (1968), «Земляника под снегом» (1968), В. Катаев «Белеет парус одинокий» (1968) и др. Иллюстрировал он и произведения для взрослых: А. Серафимовича, К. Симонова, А. Фадеева и др. Нельзя не упомянуть о совместной работе Г. В. Калиновского с [[Диодоров Борис Аркадьевич|Б. А. Диодоровым]]. В самом начале творческого пути они вместе иллюстрировали исторические повести А. Говорова «Алкамен — театральный мальчик» (1964), А. Каждана «У стен Царьграда» (1965), повесть [[Кассиль Лев Абрамович|Л. Кассиля]] «Будьте готовы, ваше высочество!» (1969) и др.


В работах начинающего иллюстратора уже тогда можно было заметить увлечение штриховкой. Калиновский пробовал различные графические стили, оттачивал технику, обретая свой неповторимый авторский почерк. Его рисункам свойственна динамичная композиция, появились персонажи-шаржи, ставшие в будущем характерной особенностью его творчества.
{{цитата|автор=Геннадий Калиновский|Очень рано, с двух-трёх лет… но как-то незаметно для других. Я потом пошёл в Дом пионеров, записался в кружок. И очень удивлялся повышенной требовательности ко мне преподавателя. А он говорил: кому много дано, с того много и спросится.}}




<center><gallery perrow="5" widths="180" heights="180" caption="Геннадий Калиновский">
История сохранила фамилию наставника — Копаницын. В 1943 году Гена отправил свою работу «Гибель Нибелунгов» на конкурс рисунков, который проводила газета «Пионерская правда». Он получил первый приз и рекомендацию на учёбу в Московскую среднюю художественную школу (МСХШ). На приглашении в МСХШ, пришедшем по почте махачкалинскому школьнику Гене Калиновскому, стояла подпись Дементия Алексеевича Шмаринова, известного советского художника-графика, монументалиста, педагога, в недалёком будущем — академика Академии художеств СССР.  Следует упомянуть, что впоследствии, без доли иронии, Калиновский называл его своим «крёстным отцом». 
Файл:Sofya-Prokofeva (10).jpg|Остров капитанов / Софья Прокофьева ; художник Геннадий Калиновский
 
Файл:SHurko-Ilya (2).jpg|Сотворение мира / Илья Шурко ; худ. Г. Калиновский
После окончания школы в 1949 году Геннадий Калиновский поступил в Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова (в наст. вр. МГАХИ им. В. И. Сурикова) на отделение книжной графики. Его профессором стал  Борис Александрович Дехтерёв — знаменитый  советский художник-иллюстратор, заведующий кафедрой графики, Народный художник РСФСР, человек, который на протяжении тридцати с лишним лет был главным художником издательства «Детская литература». Много позже Калиновский говорил про Дехтерёва: «он считает, что я его “блудный сын”, но он также говорит, что плох тот учитель, у которого ученик всегда остается учеником». Дипломной работой стали иллюстрации к роману Говарда Фаста «Спартак». Уже тогда, в работе над дипломом, Калиновский проявил в высшей степени «академическую» серьёзность и основательность. Графическая серия построена по классическим законам барочной композиции и демонстрирует замечательное умение работать с историческим материалом. Художник Борис Диодоров рассказывал, что во время работы над дипломом Калиновский одевался в «античную» тогу и сандалии — чтобы лучше почувствовать себя «изнутри».
Файл:Hannu-Myakelya-5.jpg|Страшный господин Уух / Ханну Мякеля ; рисунки Г. Калиновского
 
Файл:Uspenskij (1).jpg|Дядя Федор, пес и кот / Э. Успенский ; рис. Г. Калиновского
Судьба цикла оказалась счастливой и завершилась удивительным для той эпохи  эпизодом:
</gallery></center>
 
 
{{цитата|автор=Геннадий Калиновский|в 55-м году ко мне пришли ребята из Общества культурной связи с заграницей... Мои работы тогда по телевидению показали, по радио говорили о них. Фаст был очень удивлен: книга у нас не выходила, а иллюстрации к ней сделаны. Написал мне благодарственное письмо…}}
 
 
Обращаясь к молодому художнику, автор не скрывает своего восхищения: «Вы не только создали необыкновенно яркие и самобытные произведения искусства, но как бы проникли в мои сокровенные намерения, изобразив некоторые сцены именно такими, какими они рисовались в моём воображении».
 
Ещё до окончания института в 1955 году Геннадий Калиновский сотрудничал с журналами «Огонёк», «Семья и школа», «Физкультура и спорт», «Юность», занимался книжной графикой. Появилась и первая иллюстрированная им книга для детей — Олесь Донченко «Василько» (1953). За ней последовали и другие книги: Игорь Недоля «Птичьи стаи» (1961), Владимир Ладыжец «Черевички» (1961).  
 
Нельзя не упомянуть о совместной работе Геннадия Калиновского с Борисом Диодоровым. В самом начале творческого пути они вместе иллюстрировали исторические повести Александра Говорова «Алкамен — театральный мальчик» (1964), Александра Каждана «У стен Царьграда» (1965), повесть Льва Кассиля «Будьте готовы, ваше высочество!» (1969).
 
Долгое время книги Калиновского были чёрно-белыми, однако в одной из достаточно ранних, сделанной в соавторстве Диодоровым, — «Винни-Пух и все-все-все» 1965 года — есть и цветные вклейки. Наверное, это самое известное из начальных произведений обоих, с их иллюстрациями книга переиздавалась множество раз.  
 
Другие работы того времени — иллюстрации для «эпических» произведений «Железный поток» (1964) и «Молодая гвардия» (1966), лёгкие штриховые — для «Робин Гуда» (1966) и почти лирические и остроумные — для книги «Белеет парус одинокий» (1968).
 
В 1968 году вышла ещё одна важная книга — «Земляника под снегом. Сказки японских островов». Иллюстрации — чёрно-белые. Но...
 
 
{{цитата|автор=Геннадий Калиновский|Зашла о ней речь с кем-то из знакомых, он говорит: как! Это же цветная книга! Показал ему — он удивился: действительно чёрно-белая... Хорошо разработанная тональность — она у меня лучше развита, чем цветопись — компенсировала отсутствие цвета. И людям казалось, что это цветной рисунок.}}




В «Землянике под снегом» (1968) заметно его увлечение орнаментом. Художник сумел превратить декоративное средство в умелый инструмент для выстраивания ритма книги. Калиновский всегда любил простой карандашный штрих, линию. В своих ранних книгах он работал почти всегда тушью и размывкой, предпочитая монохромные тоновые рисунки. Цвет иногда вводил только в обложки и форзацы.
И, конечно, нельзя не сказать про удивительную «Мэри Поппинс» в исполнении Геннадия Калиновского. Первая, самая знаменитая, чёрно-белая «Мэри» в пересказе Бориса Заходера вышла в 1968 году.


По словам самого Г. В. Калиновского, вкус к книжной графике он почувствовал гораздо позже, во время работы над «Приключениями Алисы в Стране Чудес» [[Кэрролл Льюис|Льюиса Кэрролла]] в остроумном пересказе Бориса Заходера (1974).
С другой версией иллюстраций книга будет издана в 1992 году в Новосибирске. А в 1996 году художник сделает полностью цветной вариант — книга выйдет в переводе Марины Литвиновой под названием «Мэри Поппинс с Вишнёвой улицы».  
Калиновский замечательно придумал главную героиню — у неё узнаваемый силуэт, своя особая стать, манера движения, умение из милой красотки превратиться в фурию.


Чудесный тандем писателя и художника прекрасно передал идею этой книги, получившей новое звучание. Они смогли передать ощущения и впечатления маленького ребёнка, входящего в причудливый мир взрослой жизни. То, что взрослому кажется привычным, обыденным, у маленького человечка вызывает удивление от открытия нового. В ожидании чудес он всё воспринимает радостно и непосредственно.
По словам самого Геннадия Владимировича Калиновского, вкус к книжной графике он почувствовал гораздо позже, во время работы над «Приключениями Алисы в Стране Чудес» Льюиса Кэрролла в остроумном пересказе Бориса Заходера (1974).
Геннадий Калиновский проиллюстрировал три издания «Алисы». Первая книга в пересказе Бориса Заходера «Приключения Алисы в Стране Чудес» (1974) — чёрно-белая. Вторая — «Приключения Алисы в Стране Чудес» и «Алиса в Зазеркалье» Новосибирского издательства (1987) — с цветными вклейками. Третья — «Алиса в Стране Чудес» (1988) в переводе Владимира Орла — полностью цветная.


Геннадий Владимирович Калиновский проиллюстрировал три издания «Алисы». Первая книга в пересказе Б. Заходера «Приключения Алисы в Стране Чудес» была решена в чёрно-белых иллюстрациях, где имелись интересные шрифтовые заставки, небольшие отдельные забавные рисунки с постраничными комментариями пересказчика. Вторая книга, «Алиса в Стране Чудес» в переводе В. Орла, отличалась большим количеством цветных сюжетных рисунков на каждой странице. Книгу отличает особый колорит светлый, из полутонов, иногда перемежающийся насыщенными красными, жёлтыми, зелёными тонами.
За книгу «Алиса в Зазеркалье» в пересказе Владимира Орла Калиновский получил диплом им. Ивана Фёдорова (1980, 1982) на Всесоюзном конкурсе «Искусство книги». «Алиса в Зазеркалье» удивительна тем, что особая — глубокая — типографская печать позволяла передать нюансы переходов тональности иллюстраций от чёрного к серому, серебристому… Книга опять была чёрно-белой, но опять казалась цветной, на каком-то новом, действительно фантастическом уровне.


Рассказывая об этих книгах, Геннадий Калиновский приоткрывал тайны своей «подземной работы» — длительных периодов, подготавливавших его к созданию иллюстраций. В сущности, это были не тайны, а таинства.


<center><gallery perrow="5" widths="180" heights="180" caption="Геннадий Калиновский">
Файл:Gennadij-Kalinovskij-Kehrroll-Lyuis (1).jpg|Льюис Кэрролл / Худ. Геннадий Калиновский
Файл:Gennadij-Kalinovskij-Kehrroll-Lyuis (2).jpg|Геннадий Калиновский
Файл:Gennadij-Kalinovskij-Kehrroll-Lyuis (3).jpg|Геннадий Калиновский
Файл:Gennadij-Kalinovskij-Kehrroll-Lyuis (4).jpg|Геннадий Калиновский


</gallery></center>
{{цитата|автор=Геннадий Калиновский|Книга написана в ключе визионерского ощущения бытия, как сновидение. Все это надо было учесть... Я полностью закрыл свою мастерскую от света, закупорив все окна и почти прекратив любое общение, и лежал в полусне-полуяви, просматривая одну за одной разнообразные картины, поднимающиеся из некоего резервуара, как я понимаю, принятого называться подсознанием.}}




За книгу «Алиса в Зазеркалье» в пересказе Владимира Орла он получил диплом им. Ивана Фёдорова (1980, 1982) на Всесоюзном конкурсе «Искусство книги». Каждое из изданий художник оформлял по-новому, и его удивительные иллюстрации к книгам Л. Кэрролла считаются одними из лучших в мировой книжной графике.
Иллюстрации Калиновского к книгам Льюиса Кэрролла считаются одними из лучших в мировой книжной графике.


Калиновский любил иллюстрировать книги исторического, фантастического или сказочного характера. Работая над историческими произведениями, всегда очень тщательно подходил к изображению времени и места повествования. Ему была свойственна проработка всех мелочей, характеризующих быт героев разных стран и эпох. Повесть Ю. П. Вронского «Необычайные приключения Кукши из Домовичей» (1974) не оставила в своё время равнодушными подростков. Книга включает четырнадцать чёрно-белых иллюстраций (вместе с корешком) и две цветных иллюстрации обложки. В переиздании 2014 года (издательство О.Г.И.) впервые публикуются все иллюстрации Геннадия Калиновского, включая авторские эскизы и наброски.
Историческая повесть Юрия Вронского «Необычайные приключения Кукши из Домовичей» (1974) — этакое советское фэнтези, отголосок «Нибелунгов», повествование о легендарных и суровых временах. Она рассказывает о приключениях словенского мальчика, угодившего в плен к варягам. Калиновский создал сюиту из двадцати с лишним иллюстраций, однако в книгу вошли лишь четыре.  


С 1985 года Г. В. Калиновский начал экспериментировать и с цветом. Очень интересны его работы к книге Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера» (1985, переиздана в 2004). Он вспомнил о первоначальном взрослом сатирическом подтексте по замыслу писателя и отказался от исключительно сказочного, авантюрного прочтения книги. Если прежде персонажи Калиновского напоминали дружеские шаржи, то лилипуты Свифта похожи на злободневные карикатуры. Гулливер, напротив, изображён живым человеком, с почти фотографической точностью. Герои романа обладают яркой индивидуальностью, что придаёт рисункам неповторимую жизненную силу. Иллюстрации с тщательно выписанными деталями даже на крошечных фигурках лилипутов заставляют читателей рассматривать их часами.
Историческая справедливость была восстановлена через сорок лет. В 2014 году в издательстве О.Г.И вышло стилистически безукоризненное издание повести Юрия Вронского. В нём представлена вся серия иллюстраций Геннадия Калиновского, а также многочисленные версии, эскизы и наброски.


В это же время рождаются иллюстрации к произведениям Юрия Коваля. Несмотря на то, что по изначальному замыслу издателей, книгу должен был иллюстрировать другой художник, а предварительные эскизы Калиновского не понравились Ковалю, Калиновский не обиделся, а сделал другой вариант, и недопёсок увидел свет таким, каким мы его знаем, то есть — совершенным по форме. «Недопёсок» с картинками Геннадия Калиновского появился весной 1975 года. Во второй половине 70-х  художник проиллюстрировал детективную трилогию Юрия Коваля — «Приключения Васи Куролесова»,  «Пять похищенных монахов» и «Промах гражданина Лошакова».


{{цитата|автор=Геннадий Калиновский|Рисунки к Свифту нельзя написать, их надо лепить цветом. Поскольку книга эта не книга-состояние, а книга-форма.}}
«Сказки дядюшки Римуса»  Джоэля Харриса вышли в свет в 1976 году. Книжка оказалась одной из самых непростых, но и одной из самых титулованных, получила две престижнейшие награды серебряную медаль на книжной ярмарке в Лейпциге и «Золотое яблоко» на 6-й Биеннале иллюстраций детских книг в Братиславе (1977).


При работе над «Римусом» художник использовал необычную технику.


Больше всего Геннадий Владимирович работал над оформлением сказок и сказочных историй. Он проиллюстрировал произведения Б. Заходера, [[Коваль Юрий Иосифович|Ю. Коваля]], [[Успенский Эдуард Николаевич|Эдуарда Успенского]], [[Трэверс Памела Линдон|Памелы Трэверс]], [[Милн Алан Александр|Александра Алана Милна]], Миёко Мацутани, [[Чуковский Корней Иванович|Корнея Чуковского]] и др.


За иллюстрации к «Сказкам дядюшки Римуса» [[Харрис Джоэль Чандлер|Джоэля Харриса]] Калиновский получил две очень престижных награды — серебряную медаль на книжной ярмарке в Лейпциге и «Золотое яблоко» на 6-й Биеннале иллюстраций детских книг в Братиславе (1977). Рисунки к этой книге выполнены в довольно необычной манере, напоминающей масляную живопись. Художник щетинной кистью покрывал лист, затем бритвой процарапывал нужную фактуру и заливал рисунок чёрной акварелью. Такая техника помогла поддержать общий стиль сказок Харриса: Волк выглядит простым техасским парнем, а Кролик — хитрец, ловкач и пройдоха, которому палец в рот не клади.
{{цитата|автор=Геннадий Калиновский|Применил я ацетатные белила. Щетинной кистью покрывал ими всё поле листа. А потом в нужных местах эту фактуру процарапывал бритвой, рисунок заливал чёрной акварелью. Получались рисунки острые, “колючие”, без намёка на идиллию.}}




<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Геннадий Калиновский">
В 1985 году книгой «Путешествия Гулливера» открылся новый период художника Калиновского. Эта книга была первой полностью цветной, «вылепленной цветом» — за многие годы творчества. Как и всегда, Калиновский проделал огромную предварительную работу. В какие костюмы наряжать героев? Изображать их реалистически или гротескно? В итоге родилась формула четырёх «не слишком»: не слишком гротескно, не слишком серьёзно, не слишком экстравагантно, не слишком исторично.
Файл:Gennadij-Kalinovskij (2).jpg|Сказки дядюшки Римуса / Джоэль Харрис ; пер. с англ. М. А. Гершензона ; [худож. Геннадий Калиновский], 1976
Файл:Gennadij-Kalinovskij (3).jpg|Геннадий Калиновский
Файл:Gennadij-Kalinovskij (4).jpg|Геннадий Калиновский
Файл:Gennadij-Kalinovskij (1).jpg|Геннадий Калиновский


</gallery></center>


{{цитата|автор=Геннадий Калиновский|Собственно, это книга о человеке. Ничтожен ли он, велик ли, имеет ли смысл его существование? Можно ли дать однозначное определение жизни, исчерпывающее? Я и стал делать рисунки, от одного к другому находя решения, подходящие именно для данного рисунка, — не руководясь единой схемой, целевой, полностью исключив просто развлекательность рисунка — каждый должен был иметь смысловой стержень.}}


Знакомство с [[Прокофьева Софья Леонидовна|Софьей Леонидовной Прокофьевой]] переросло крепкую дружбу автора и художника. В этом творческом союзе были созданы «Лоскутик и Облако», «Астрель и Хранитель леса», «Остров капитанов», «Глазастик и ключ-невидимка». Книги неоднократно переиздавались у нас в стране и за рубежом.


В 1982 году в издательстве «Детская литература» вышла книга [[Толкин Джон Рональд Руэл|Д. Р. Р. Толкина]] «Хранители: летопись первая из эпопеи «Властелин колец» с иллюстрациями Г. Калиновского. Книга имела оглушительный успех, несмотря на то, что была издана в сокращённом варианте. Художник так же дотошно подошёл к погружению в текст, изучал древнекельтскую культуру, особое внимание уделяя орнаменту и шрифту. По воспоминаниям вдовы художника, Р. Калиновской, работа над «Хранителями» давалась ему сложно. Художник поставил перед собой задачу не реконструировать, не воссоздавать, а имитировать дух того времени. Поэтому он сосредоточил внимание в основном на орнаментации мотивов, на работе шрифта, на картографии и интересных композициях буквиц древнекельтского алфавита. В книге нет иллюстраций в привычном понимании, а есть причудливые орнаменты, карты на обложке, форзацах и шмуцтитулах. Художник в своей работе использовал акварель и гуашь.
Знакомство с Софьей Леонидовной Прокофьевой переросло крепкую дружбу автора и художника. С 1972 по 1994 годы Калиновский сделал оформление к нескольким её сказочным повестям — «Лоскутик и Облако» (1972), «Ученик волшебника. Лоскутик и Облако» (1980), «Капитан Тин Тиныч» (1981), «Глазастик и ключ-невидимка» (1986), «Астрель и Хранитель Леса» (1989), «Остров Капитанов» (1986), «Лоскутик и Облако» (1994). Половина этих книг решены в цвете.  


Очень важным этапом своего творчества Геннадий Владимирович считал иллюстрации к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». По воспоминаниям самого художника, работа была сложной, но интересной:
Очень важным этапом своего творчества Геннадий Владимирович считал иллюстрации к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». По воспоминаниям самого художника, работа была сложной, но интересной:




{{цитата|автор=Геннадий Калиновский|Тему я старался решить в холодновато-историческом, а не романтическом ключе…˂  ˃ Иллюстрируя Булгакова, преследовал я ещё вот какую цель: уж коли книга полифоничная, я старался передать музыкальное состояние эпизода, темы.}}
{{цитата|автор=Геннадий Калиновский|Тему я старался решить в холодновато-историческом, а не романтическом ключе… Иллюстрируя Булгакова, преследовал я ещё вот какую цель: уж коли книга полифоничная, я старался передать музыкальное состояние эпизода, темы.}}
 
 
Сам Калиновский говорил, что художественными приёмами намеренно разделил иллюстрации на три части: Ершалаимскую, Московскую и часть главных героев.
 
Двенадцать лет рисунки к «Мастеру» ждали своего часа. И вот в 2001 году в санкт-петербургском издательстве «Вита Нова» вышла долгожданная книга. В 2002 году Геннадий Владимирович получил за свою работу Гран-при конкурса «Книга года» в номинации «Художник-иллюстратор».
 
За всю свою творческую жизнь Геннадий Владимирович Калиновский проиллюстрировал более ста книг. Он говорил, что в период становления творчества на него оказал большое влияние художник Иван Кусков, который прекрасно знал средневековье и выполнил рисунки к «Айвенго» Вальтера Скотта, «Тилю Уленшпигелю» Шарля Де Костера и «Трём мушкетерам» Александра Дюма.
 
Невероятные, зыбкие порождения фантазии, даже невообразимое художник Калиновский воспроизводил с удивительной достоверностью. Соединение разного, иногда противоположного — он совершал с мастерством, достойным самого возвышенного слога. И не случайно говорил о ремесле, что это способность «думать чувствуя и чувствовать думая». В этом смысле Калиновский был реалистом самого тайного внутреннего мира и глубокого, нередко противоречивого переживания.
 
Геннадий Владимирович Калиновский умер 5 марта 2006 года в Москве. Похоронен на Домодедовском кладбище.
 
Последние несколько лет книги с его иллюстрациями активно переиздаются. Благодаря издателям вернулись многие знаковые и редкие книги с его работами. Некоторые рисунки были опубликованы впервые. Активнее всего популяризировали творчество мастера два издательства — «Речь» и «Нигма». Первая волна переизданий включала произведения для самых маленьких: «Ма-Тари-Кари» Бориса Заходера («Нигма», 2012), «Краденое солнце» Корнея Чуковского («Нигма», 2013). В 2016 году книгу переиздала «Речь», но уже в новом формате: каждая сказка была напечатана в виде отдельной книжки на скрепке. Рисункам присущи игра цвета, буйство красок, динамичные персонажи.
 
Геннадию Владимировичу Калиновскому всегда удавалась работа над книгами, предполагающими эксперимент и поиск. Особенно это заметно по переизданиям сборников сказок: «Отшельник и роза» Бориса Заходера («Речь», 2013), японские сказки «Земляника под снегом» («Рипол-Классик», 2012) и двухтомный сборник сказок со всего света «Волшебный котёл» («Нигма», 2012).
 
В 2014 году в Москве прошла выставка работ Калиновского «Третий слой», приуроченная к 85-летию художника. Открытие состоялось в выставочном зале редакции журнала «Наше наследие», это совместный проект галереи «ГРОСart» и журнала. На выставке были представлены оригинальные листы иллюстраций 1960–90-х годов к популярным книгам: «Мэри Поппинс» Памелы Трэверс, «Сказки дядюшки Римуса» Джоэля Харриса, «Алиса в Стране Чудес» и «Алиса в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла, «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта, «Доктор Айболит» Корнея Чуковского, «Властелин колец» Джона Рональда Руэла Толкина и др. Многие из показанных на выставке произведений находятся в частных коллекциях и демонстрировались впервые.
 
Также в Государственном художественном музее г. Ханты-Мансийска в 2019 году прошла выставка «Графика Геннадия Калиновского».
 
 
<center><gallery perrow="5" widths="180" heights="180" caption="Геннадий Калиновский">
Файл:Sofya-Prokofeva (10).jpg|Остров капитанов / Софья Прокофьева ; художник Геннадий Калиновский
Файл:SHurko-Ilya (2).jpg|Сотворение мира / Илья Шурко ; худ. Г. Калиновский
Файл:Hannu-Myakelya-5.jpg|Страшный господин Уух / Ханну Мякеля ; рисунки Г. Калиновского
Файл:Uspenskij (1).jpg|Дядя Федор, пес и кот / Э. Успенский ; рис. Г. Калиновского
</gallery></center>
 
 
<center><gallery perrow="5" widths="180" heights="180" caption="Геннадий Калиновский">
Файл:Gennadij-Kalinovskij-Kehrroll-Lyuis (1).jpg|Льюис Кэрролл / Худ. Геннадий Калиновский
Файл:Gennadij-Kalinovskij-Kehrroll-Lyuis (2).jpg|Геннадий Калиновский
Файл:Gennadij-Kalinovskij-Kehrroll-Lyuis (3).jpg|Геннадий Калиновский
Файл:Gennadij-Kalinovskij-Kehrroll-Lyuis (4).jpg|Геннадий Калиновский
 
</gallery></center>
 




Для отображения прошлого и настоящего Калиновский использовал несколько стилей, акварель сочетал с графикой. Он работал над этой книгой несколько лет, но издание вышло в свет только в 2001 году в санкт-петербургском [[Вита Нова|издательстве «Вита Нова»]]. Геннадий Владимирович в 2002 году получил за свою работу Гран-при конкурса «Книга года» в номинации «Художник-иллюстратор».
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Геннадий Калиновский">
Файл:Gennadij-Kalinovskij (2).jpg|Сказки дядюшки Римуса / Джоэль Харрис ; пер. с англ. М. А. Гершензона ; [худож. Геннадий Калиновский], 1976
Файл:Gennadij-Kalinovskij (3).jpg|Геннадий Калиновский
Файл:Gennadij-Kalinovskij (4).jpg|Геннадий Калиновский
Файл:Gennadij-Kalinovskij (1).jpg|Геннадий Калиновский


За всю свою творческую жизнь Г. В. Калиновский проиллюстрировал более ста книг. Он говорил, что в период становления творчества на него оказал большое влияние художник Иван Кусков, который прекрасно знал средневековье и выполнил рисунки к «Айвенго» В. Скотта, «Тилю Уленшпигелю» Ш. Де Костера и «Трём мушкетерам» А. Дюма. Кроме того, для Калиновского существовало единственное искусство, которое он считал вечным, — искусство Древней Греции, и близких к нему Босха, Рембрандта и Джотто.
</gallery></center>


Секреты мастерства Г. В. Калиновского, помогающие ему в работе, заключались в том, что он старался «каждую книгу пропустить через себя, прочувствовать её, прожить». Работая над книгой, он всегда помнил о том, что читателю нужно оставлять возможность по-своему видеть прочитанное и не мешать его собственному воображению. И ещё он считал важным для себя работать над оформлением каждой книги в особой манере, используя весь спектр стилистического разнообразия.




Строка 114: Строка 165:
</gallery></center>
</gallery></center>


Геннадий Владимирович очень любил путешествовать по стране, исходил пешком почти всю Кубань. Увлекался изготовлением мебели для своего дома, украшая её резьбой и узорами.
Г. В. Калиновский умер 5 марта 2006 года в Москве. Похоронен на Домодедовском кладбище.
Последние несколько лет книги с его иллюстрациями активно переиздаются. Благодаря издателям вернулись многие знаковые и редкие книги с его работами. Некоторые рисунки были опубликованы впервые. Активнее всего популяризировали творчество мастера два издательства — [[Речь (издательство)|«Речь»]] и [[Издательский дом НИГМА|«Нигма»]]. Первая волна переизданий включала произведения для самых маленьких: «Ма-Тари-Кари» Бориса Заходера («Нигма», 2012), «Краденое солнце» К. Чуковского («Нигма», 2013). В 2016 году книгу переиздала «Речь», но уже в новом формате: каждая сказка была напечатана в виде отдельной книжки на скрепке. Рисункам присущи игра цвета, буйство красок, динамичные персонажи.
Г. В. Калиновскому всегда удавалась работа над книгами, предполагающими эксперимент и поиск. Особенно это заметно по переизданиям сборников сказок: «Отшельник и роза» Бориса Заходера («Речь», 2013), японские сказки «Земляника под снегом» («Рипол-Классик», 2012) и двухтомный сборник сказок со всего света «Волшебный котёл» («Нигма», 2012).




Строка 130: Строка 173:
Файл:Nedopesok-Koval (4).jpg|Недопесок / Юрий Коваль ; рис. Г. Калиновский
Файл:Nedopesok-Koval (4).jpg|Недопесок / Юрий Коваль ; рис. Г. Калиновский
</gallery></center>
</gallery></center>
«Отшельник и роза» в цветном исполнении стал изменённым вариантом первого издания из 1970-х годов. К лиричным сказкам Заходера Калиновский нарисовал сначала черно-белые иллюстрации, а спустя двадцать лет создал их цветные копии. В результате получились рисунки с разным ритмом, стилем, благодаря чему меняется настроение и тональность, подход к проработке фона. Пространство становится сложным и многоплановым, углубляются эмоции сказочных героев.
В 2014 году в Москве прошла выставка работ Г. В. Калиновского «Третий слой», приуроченная к 85-летию художника. Открытие состоялось в выставочном зале редакции журнала «Наше наследие», это совместный проект галереи «ГРОСart» и журнала. На выставке были представлены оригинальные листы иллюстраций 1960–90-х годов к популярным книгам: «Мэри Поппинс» Памелы Трэверс, «Сказки дядюшки Римуса» Джоэля Харриса, «Алиса в Стране Чудес» и «Алиса в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла, «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта, «Доктор Айболит» Корнея Чуковского, «Властелин колец» Джона Рональда Руэла Толкина и др. Многие из показанных на выставке произведений находятся в частных коллекциях и демонстрировались впервые.
Также в Государственном художественном музее г. Ханты-Мансийска в 2019 году прошла выставка «Графика Геннадия Калиновского».


==Геннадий Калиновский / Книги==
==Геннадий Калиновский / Книги==