44 613
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 31: | Строка 31: | ||
'''Геннадий Владимирович Калиновский''' — советский и российский художник-иллюстратор. | '''Геннадий Владимирович Калиновский''' — советский и российский художник-иллюстратор. | ||
==Геннадий Калиновский / Биография== | ==Геннадий Калиновский / Биография== | ||
Геннадий Калиновский родился 1 сентября 1929 года в Ставрополе. Детство будущего художника прошло в Махачкале, куда вскоре переехала семья. | Геннадий Владимирович Калиновский родился 1 сентября 1929 года в Ставрополе. Детство будущего художника прошло в Махачкале, куда вскоре переехала семья. | ||
Рисовал Калиновский всегда — сколько себя помнил. | |||
{{цитата|автор=Геннадий Калиновский|Очень рано, с двух-трёх лет… но как-то незаметно для других. Я потом пошёл в Дом пионеров, записался в кружок. И очень удивлялся повышенной требовательности ко мне преподавателя. А он говорил: кому много дано, с того много и спросится.}} | |||
История сохранила фамилию наставника — Копаницын. В 1943 году Гена отправил свою работу «Гибель Нибелунгов» на конкурс рисунков, который проводила газета «Пионерская правда». Он получил первый приз и рекомендацию на учёбу в Московскую среднюю художественную школу (МСХШ). На приглашении в МСХШ, пришедшем по почте махачкалинскому школьнику Гене Калиновскому, стояла подпись Дементия Алексеевича Шмаринова, известного советского художника-графика, монументалиста, педагога, в недалёком будущем — академика Академии художеств СССР. Следует упомянуть, что впоследствии, без доли иронии, Калиновский называл его своим «крёстным отцом». | |||
После окончания школы в 1949 году Геннадий Калиновский поступил в Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова (в наст. вр. МГАХИ им. В. И. Сурикова) на отделение книжной графики. Его профессором стал Борис Александрович Дехтерёв — знаменитый советский художник-иллюстратор, заведующий кафедрой графики, Народный художник РСФСР, человек, который на протяжении тридцати с лишним лет был главным художником издательства «Детская литература». Много позже Калиновский говорил про Дехтерёва: «он считает, что я его “блудный сын”, но он также говорит, что плох тот учитель, у которого ученик всегда остается учеником». Дипломной работой стали иллюстрации к роману Говарда Фаста «Спартак». Уже тогда, в работе над дипломом, Калиновский проявил в высшей степени «академическую» серьёзность и основательность. Графическая серия построена по классическим законам барочной композиции и демонстрирует замечательное умение работать с историческим материалом. Художник Борис Диодоров рассказывал, что во время работы над дипломом Калиновский одевался в «античную» тогу и сандалии — чтобы лучше почувствовать себя «изнутри». | |||
Судьба цикла оказалась счастливой и завершилась удивительным для той эпохи эпизодом: | |||
{{цитата|автор=Геннадий Калиновский|в 55-м году ко мне пришли ребята из Общества культурной связи с заграницей... Мои работы тогда по телевидению показали, по радио говорили о них. Фаст был очень удивлен: книга у нас не выходила, а иллюстрации к ней сделаны. Написал мне благодарственное письмо…}} | |||
Обращаясь к молодому художнику, автор не скрывает своего восхищения: «Вы не только создали необыкновенно яркие и самобытные произведения искусства, но как бы проникли в мои сокровенные намерения, изобразив некоторые сцены именно такими, какими они рисовались в моём воображении». | |||
Ещё до окончания института в 1955 году Геннадий Калиновский сотрудничал с журналами «Огонёк», «Семья и школа», «Физкультура и спорт», «Юность», занимался книжной графикой. Появилась и первая иллюстрированная им книга для детей — Олесь Донченко «Василько» (1953). За ней последовали и другие книги: Игорь Недоля «Птичьи стаи» (1961), Владимир Ладыжец «Черевички» (1961). | |||
Нельзя не упомянуть о совместной работе Геннадия Калиновского с Борисом Диодоровым. В самом начале творческого пути они вместе иллюстрировали исторические повести Александра Говорова «Алкамен — театральный мальчик» (1964), Александра Каждана «У стен Царьграда» (1965), повесть Льва Кассиля «Будьте готовы, ваше высочество!» (1969). | |||
Долгое время книги Калиновского были чёрно-белыми, однако в одной из достаточно ранних, сделанной в соавторстве Диодоровым, — «Винни-Пух и все-все-все» 1965 года — есть и цветные вклейки. Наверное, это самое известное из начальных произведений обоих, с их иллюстрациями книга переиздавалась множество раз. | |||
Другие работы того времени — иллюстрации для «эпических» произведений «Железный поток» (1964) и «Молодая гвардия» (1966), лёгкие штриховые — для «Робин Гуда» (1966) и почти лирические и остроумные — для книги «Белеет парус одинокий» (1968). | |||
В 1968 году вышла ещё одна важная книга — «Земляника под снегом. Сказки японских островов». Иллюстрации — чёрно-белые. Но... | |||
{{цитата|автор=Геннадий Калиновский|Зашла о ней речь с кем-то из знакомых, он говорит: как! Это же цветная книга! Показал ему — он удивился: действительно чёрно-белая... Хорошо разработанная тональность — она у меня лучше развита, чем цветопись — компенсировала отсутствие цвета. И людям казалось, что это цветной рисунок.}} | |||
И, конечно, нельзя не сказать про удивительную «Мэри Поппинс» в исполнении Геннадия Калиновского. Первая, самая знаменитая, чёрно-белая «Мэри» в пересказе Бориса Заходера вышла в 1968 году. | |||
С другой версией иллюстраций книга будет издана в 1992 году в Новосибирске. А в 1996 году художник сделает полностью цветной вариант — книга выйдет в переводе Марины Литвиновой под названием «Мэри Поппинс с Вишнёвой улицы». | |||
Калиновский замечательно придумал главную героиню — у неё узнаваемый силуэт, своя особая стать, манера движения, умение из милой красотки превратиться в фурию. | |||
По словам самого Геннадия Владимировича Калиновского, вкус к книжной графике он почувствовал гораздо позже, во время работы над «Приключениями Алисы в Стране Чудес» Льюиса Кэрролла в остроумном пересказе Бориса Заходера (1974). | |||
Геннадий Калиновский проиллюстрировал три издания «Алисы». Первая книга в пересказе Бориса Заходера «Приключения Алисы в Стране Чудес» (1974) — чёрно-белая. Вторая — «Приключения Алисы в Стране Чудес» и «Алиса в Зазеркалье» Новосибирского издательства (1987) — с цветными вклейками. Третья — «Алиса в Стране Чудес» (1988) в переводе Владимира Орла — полностью цветная. | |||
За книгу «Алиса в Зазеркалье» в пересказе Владимира Орла Калиновский получил диплом им. Ивана Фёдорова (1980, 1982) на Всесоюзном конкурсе «Искусство книги». «Алиса в Зазеркалье» удивительна тем, что особая — глубокая — типографская печать позволяла передать нюансы переходов тональности иллюстраций — от чёрного к серому, серебристому… Книга опять была чёрно-белой, но опять казалась цветной, на каком-то новом, действительно фантастическом уровне. | |||
Рассказывая об этих книгах, Геннадий Калиновский приоткрывал тайны своей «подземной работы» — длительных периодов, подготавливавших его к созданию иллюстраций. В сущности, это были не тайны, а таинства. | |||
{{цитата|автор=Геннадий Калиновский|Книга написана в ключе визионерского ощущения бытия, как сновидение. Все это надо было учесть... Я полностью закрыл свою мастерскую от света, закупорив все окна и почти прекратив любое общение, и лежал в полусне-полуяви, просматривая одну за одной разнообразные картины, поднимающиеся из некоего резервуара, как я понимаю, принятого называться подсознанием.}} | |||
Иллюстрации Калиновского к книгам Льюиса Кэрролла считаются одними из лучших в мировой книжной графике. | |||
Историческая повесть Юрия Вронского «Необычайные приключения Кукши из Домовичей» (1974) — этакое советское фэнтези, отголосок «Нибелунгов», повествование о легендарных и суровых временах. Она рассказывает о приключениях словенского мальчика, угодившего в плен к варягам. Калиновский создал сюиту из двадцати с лишним иллюстраций, однако в книгу вошли лишь четыре. | |||
Историческая справедливость была восстановлена через сорок лет. В 2014 году в издательстве О.Г.И вышло стилистически безукоризненное издание повести Юрия Вронского. В нём представлена вся серия иллюстраций Геннадия Калиновского, а также многочисленные версии, эскизы и наброски. | |||
В это же время рождаются иллюстрации к произведениям Юрия Коваля. Несмотря на то, что по изначальному замыслу издателей, книгу должен был иллюстрировать другой художник, а предварительные эскизы Калиновского не понравились Ковалю, Калиновский не обиделся, а сделал другой вариант, и недопёсок увидел свет таким, каким мы его знаем, то есть — совершенным по форме. «Недопёсок» с картинками Геннадия Калиновского появился весной 1975 года. Во второй половине 70-х художник проиллюстрировал детективную трилогию Юрия Коваля — «Приключения Васи Куролесова», «Пять похищенных монахов» и «Промах гражданина Лошакова». | |||
«Сказки дядюшки Римуса» Джоэля Харриса вышли в свет в 1976 году. Книжка оказалась одной из самых непростых, но и одной из самых титулованных, получила две престижнейшие награды — серебряную медаль на книжной ярмарке в Лейпциге и «Золотое яблоко» на 6-й Биеннале иллюстраций детских книг в Братиславе (1977). | |||
При работе над «Римусом» художник использовал необычную технику. | |||
{{цитата|автор=Геннадий Калиновский|Применил я ацетатные белила. Щетинной кистью покрывал ими всё поле листа. А потом в нужных местах эту фактуру процарапывал бритвой, рисунок заливал чёрной акварелью. Получались рисунки острые, “колючие”, без намёка на идиллию.}} | |||
В 1985 году книгой «Путешествия Гулливера» открылся новый период художника Калиновского. Эта книга была первой полностью цветной, «вылепленной цветом» — за многие годы творчества. Как и всегда, Калиновский проделал огромную предварительную работу. В какие костюмы наряжать героев? Изображать их реалистически или гротескно? В итоге родилась формула четырёх «не слишком»: не слишком гротескно, не слишком серьёзно, не слишком экстравагантно, не слишком исторично. | |||
{{цитата|автор=Геннадий Калиновский|Собственно, это книга о человеке. Ничтожен ли он, велик ли, имеет ли смысл его существование? Можно ли дать однозначное определение жизни, исчерпывающее? Я и стал делать рисунки, от одного к другому находя решения, подходящие именно для данного рисунка, — не руководясь единой схемой, целевой, полностью исключив просто развлекательность рисунка — каждый должен был иметь смысловой стержень.}} | |||
Знакомство с Софьей Леонидовной Прокофьевой переросло крепкую дружбу автора и художника. С 1972 по 1994 годы Калиновский сделал оформление к нескольким её сказочным повестям — «Лоскутик и Облако» (1972), «Ученик волшебника. Лоскутик и Облако» (1980), «Капитан Тин Тиныч» (1981), «Глазастик и ключ-невидимка» (1986), «Астрель и Хранитель Леса» (1989), «Остров Капитанов» (1986), «Лоскутик и Облако» (1994). Половина этих книг решены в цвете. | |||
Очень важным этапом своего творчества Геннадий Владимирович считал иллюстрации к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». По воспоминаниям самого художника, работа была сложной, но интересной: | Очень важным этапом своего творчества Геннадий Владимирович считал иллюстрации к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». По воспоминаниям самого художника, работа была сложной, но интересной: | ||
{{цитата|автор=Геннадий Калиновский|Тему я старался решить в холодновато-историческом, а не романтическом | {{цитата|автор=Геннадий Калиновский|Тему я старался решить в холодновато-историческом, а не романтическом ключе… Иллюстрируя Булгакова, преследовал я ещё вот какую цель: уж коли книга полифоничная, я старался передать музыкальное состояние эпизода, темы.}} | ||
Сам Калиновский говорил, что художественными приёмами намеренно разделил иллюстрации на три части: Ершалаимскую, Московскую и часть главных героев. | |||
Двенадцать лет рисунки к «Мастеру» ждали своего часа. И вот в 2001 году в санкт-петербургском издательстве «Вита Нова» вышла долгожданная книга. В 2002 году Геннадий Владимирович получил за свою работу Гран-при конкурса «Книга года» в номинации «Художник-иллюстратор». | |||
За всю свою творческую жизнь Геннадий Владимирович Калиновский проиллюстрировал более ста книг. Он говорил, что в период становления творчества на него оказал большое влияние художник Иван Кусков, который прекрасно знал средневековье и выполнил рисунки к «Айвенго» Вальтера Скотта, «Тилю Уленшпигелю» Шарля Де Костера и «Трём мушкетерам» Александра Дюма. | |||
Невероятные, зыбкие порождения фантазии, даже невообразимое художник Калиновский воспроизводил с удивительной достоверностью. Соединение разного, иногда противоположного — он совершал с мастерством, достойным самого возвышенного слога. И не случайно говорил о ремесле, что это способность «думать чувствуя и чувствовать думая». В этом смысле Калиновский был реалистом самого тайного внутреннего мира и глубокого, нередко противоречивого переживания. | |||
Геннадий Владимирович Калиновский умер 5 марта 2006 года в Москве. Похоронен на Домодедовском кладбище. | |||
Последние несколько лет книги с его иллюстрациями активно переиздаются. Благодаря издателям вернулись многие знаковые и редкие книги с его работами. Некоторые рисунки были опубликованы впервые. Активнее всего популяризировали творчество мастера два издательства — «Речь» и «Нигма». Первая волна переизданий включала произведения для самых маленьких: «Ма-Тари-Кари» Бориса Заходера («Нигма», 2012), «Краденое солнце» Корнея Чуковского («Нигма», 2013). В 2016 году книгу переиздала «Речь», но уже в новом формате: каждая сказка была напечатана в виде отдельной книжки на скрепке. Рисункам присущи игра цвета, буйство красок, динамичные персонажи. | |||
Геннадию Владимировичу Калиновскому всегда удавалась работа над книгами, предполагающими эксперимент и поиск. Особенно это заметно по переизданиям сборников сказок: «Отшельник и роза» Бориса Заходера («Речь», 2013), японские сказки «Земляника под снегом» («Рипол-Классик», 2012) и двухтомный сборник сказок со всего света «Волшебный котёл» («Нигма», 2012). | |||
В 2014 году в Москве прошла выставка работ Калиновского «Третий слой», приуроченная к 85-летию художника. Открытие состоялось в выставочном зале редакции журнала «Наше наследие», это совместный проект галереи «ГРОСart» и журнала. На выставке были представлены оригинальные листы иллюстраций 1960–90-х годов к популярным книгам: «Мэри Поппинс» Памелы Трэверс, «Сказки дядюшки Римуса» Джоэля Харриса, «Алиса в Стране Чудес» и «Алиса в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла, «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта, «Доктор Айболит» Корнея Чуковского, «Властелин колец» Джона Рональда Руэла Толкина и др. Многие из показанных на выставке произведений находятся в частных коллекциях и демонстрировались впервые. | |||
Также в Государственном художественном музее г. Ханты-Мансийска в 2019 году прошла выставка «Графика Геннадия Калиновского». | |||
<center><gallery perrow="5" widths="180" heights="180" caption="Геннадий Калиновский"> | |||
Файл:Sofya-Prokofeva (10).jpg|Остров капитанов / Софья Прокофьева ; художник Геннадий Калиновский | |||
Файл:SHurko-Ilya (2).jpg|Сотворение мира / Илья Шурко ; худ. Г. Калиновский | |||
Файл:Hannu-Myakelya-5.jpg|Страшный господин Уух / Ханну Мякеля ; рисунки Г. Калиновского | |||
Файл:Uspenskij (1).jpg|Дядя Федор, пес и кот / Э. Успенский ; рис. Г. Калиновского | |||
</gallery></center> | |||
<center><gallery perrow="5" widths="180" heights="180" caption="Геннадий Калиновский"> | |||
Файл:Gennadij-Kalinovskij-Kehrroll-Lyuis (1).jpg|Льюис Кэрролл / Худ. Геннадий Калиновский | |||
Файл:Gennadij-Kalinovskij-Kehrroll-Lyuis (2).jpg|Геннадий Калиновский | |||
Файл:Gennadij-Kalinovskij-Kehrroll-Lyuis (3).jpg|Геннадий Калиновский | |||
Файл:Gennadij-Kalinovskij-Kehrroll-Lyuis (4).jpg|Геннадий Калиновский | |||
</gallery></center> | |||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Геннадий Калиновский"> | |||
Файл:Gennadij-Kalinovskij (2).jpg|Сказки дядюшки Римуса / Джоэль Харрис ; пер. с англ. М. А. Гершензона ; [худож. Геннадий Калиновский], 1976 | |||
Файл:Gennadij-Kalinovskij (3).jpg|Геннадий Калиновский | |||
Файл:Gennadij-Kalinovskij (4).jpg|Геннадий Калиновский | |||
Файл:Gennadij-Kalinovskij (1).jpg|Геннадий Калиновский | |||
</gallery></center> | |||
Строка 114: | Строка 165: | ||
</gallery></center> | </gallery></center> | ||
Строка 130: | Строка 173: | ||
Файл:Nedopesok-Koval (4).jpg|Недопесок / Юрий Коваль ; рис. Г. Калиновский | Файл:Nedopesok-Koval (4).jpg|Недопесок / Юрий Коваль ; рис. Г. Калиновский | ||
</gallery></center> | </gallery></center> | ||
==Геннадий Калиновский / Книги== | ==Геннадий Калиновский / Книги== |