46 056
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
| Строка 41: | Строка 41: | ||
Окончив школу в 1948 году, А. Елисеев решил поступать в театральный: профессия актёра интересная, некоторый опыт есть, да и довольно близкое общение с мастерами кино и сцены многому научило. Анатолий подал документы сразу в три учебных заведения и везде прошёл на третий тур. А затем в личном разговоре В. З. Радомысленский, ректор школы-студии МХАТ, сказал: «Вы будете приняты в нашу школу-студию». Это означало, что сдавать экзамены в другие учебные заведения не нужно. Однако из-за дополнительных условий, связанных со здоровьем, которые с Елисеевым не успели обговорить, Анатолий в школу-студию МХАТ не попал. Не увидев своей фамилии в списке будущих студентов, он ушёл — и поступил в Московский полиграфический институт (МПИ). Позже говорил, что всё сложилось к лучшему: профессия актёра очень зависимая, не по характеру. Однако театр, как и кино, долго не отпускал Елисеева. Он дружил с актёрами, оформлял спектакли и играл небольшие роли в недавно созданном театре «Современник». Выходил на сцену с Е. Евстигнеевым, И. Квашой, П. Щербаковым… Однажды Совет театра собрался выдвинуть А. Елисеева на премию за исполнение эпизодических ролей, но передумал, поскольку Анатолий не был профессиональным актёром. | Окончив школу в 1948 году, А. Елисеев решил поступать в театральный: профессия актёра интересная, некоторый опыт есть, да и довольно близкое общение с мастерами кино и сцены многому научило. Анатолий подал документы сразу в три учебных заведения и везде прошёл на третий тур. А затем в личном разговоре В. З. Радомысленский, ректор школы-студии МХАТ, сказал: «Вы будете приняты в нашу школу-студию». Это означало, что сдавать экзамены в другие учебные заведения не нужно. Однако из-за дополнительных условий, связанных со здоровьем, которые с Елисеевым не успели обговорить, Анатолий в школу-студию МХАТ не попал. Не увидев своей фамилии в списке будущих студентов, он ушёл — и поступил в Московский полиграфический институт (МПИ). Позже говорил, что всё сложилось к лучшему: профессия актёра очень зависимая, не по характеру. Однако театр, как и кино, долго не отпускал Елисеева. Он дружил с актёрами, оформлял спектакли и играл небольшие роли в недавно созданном театре «Современник». Выходил на сцену с Е. Евстигнеевым, И. Квашой, П. Щербаковым… Однажды Совет театра собрался выдвинуть А. Елисеева на премию за исполнение эпизодических ролей, но передумал, поскольку Анатолий не был профессиональным актёром. | ||
Полиграфический институт — выбор неслучайный. Анатолий всегда любил рисовать, а кроме того, в памяти было живо сильнейшее впечатление из дошкольного детства, связанное с книгой. Однажды родители пошли в гости и взяли Толю с собой. А там была детская комната, полная книг и игрушек. | Полиграфический институт — выбор неслучайный. Анатолий всегда любил рисовать, а кроме того, в памяти было живо сильнейшее впечатление из дошкольного детства, связанное с книгой. Однажды родители пошли в гости и взяли Толю с собой. А там была детская комната, полная книг и игрушек. | ||
{{цитата|автор=Анатолий Елисеев|Я первый раз в жизни взял большую, просто огромную книгу. Цветную книгу. <…> Цвет, небывало яркий, переливался, сверкал по всему развороту. Рисованные обезьянки прибивали солнце к небу, а здоровенный крокодил мешал им, угрожал широко раскрытой пастью. Я сразу принял сторону обезьянок. Надо было как-то обхитрить этого зверюгу…}} | |||
А став студентом МПИ, Елисеев в свойстве иллюстрированной детской книги вовлекать читателя в действие, пробуждать воображение и оживлять придуманных героев увидел сходство с театром: «…иллюстрация и театр — близкие профессии, просто способ выражения разный, а принцип один: то же проживание ситуации, те же мизансцены, те же образы». | |||
МПИ А. Елисеев окончил в 1953 году, но рисовать и для журналов, и для детской книги начал раньше, чем получил диплом. | МПИ А. Елисеев окончил в 1953 году, но рисовать и для журналов, и для детской книги начал раньше, чем получил диплом. | ||
| Строка 49: | Строка 55: | ||
В начале 1990-х годов А. Елисеев, расставшись в конце перестройки со многими редакциями, поставившими во главу угла коммерческий успех, с готовностью откликнулся на предложение принять участие в создании литературной сказочной газеты для детей младшего и среднего школьного возраста. Первый номер ежемесячной газеты «Жили-были» увидел свет в 1993 году. А. Елисеев стал главным художником, определявшим облик этого необыкновенного издания. Рисовал сам и заказывал иллюстрации самым известным, талантливым и остроумным художникам. Вместе с другими членами редколлегии придумывал и оформлял праздники сказки, разрабатывал дизайн наград газеты для отличившихся авторов (орден Кота Учёного, орден Мальвины с бантом, орден Барона Мюнхгаузена), а когда забрезжила надежда на получение от московских властей небольшого здания с участком земли — занимался и архитектурными проектами. Домик должен был превратиться во Дворец сказок — с театром, «Дремучим уголком», мастерскими, детским кафе, где официанты в «сказочных» костюмах подают посетителям лимпопончики и другие блюда от Бармалея... Бурная фантазия А. Елисеева и его удивительная работоспособность помогли осуществиться многим идеям. В 1995 году появился детский музей «Дом сказок» (ныне интерактивный музей «Дом сказок “Жили-были”» c открывшимся в 2000 году филиалом «Буратино–Пиноккио»), вручались «сказочные» награды. Первым кавалером ордена Кота Учёного в 1994 году стал известный детский писатель Сергей Георгиев. В 2001 году газета по решению учредителей сменила формат на обычный журнальный, и её популярность у читателей стала падать. Год 2013-й стал для газеты-журнала последним. | В начале 1990-х годов А. Елисеев, расставшись в конце перестройки со многими редакциями, поставившими во главу угла коммерческий успех, с готовностью откликнулся на предложение принять участие в создании литературной сказочной газеты для детей младшего и среднего школьного возраста. Первый номер ежемесячной газеты «Жили-были» увидел свет в 1993 году. А. Елисеев стал главным художником, определявшим облик этого необыкновенного издания. Рисовал сам и заказывал иллюстрации самым известным, талантливым и остроумным художникам. Вместе с другими членами редколлегии придумывал и оформлял праздники сказки, разрабатывал дизайн наград газеты для отличившихся авторов (орден Кота Учёного, орден Мальвины с бантом, орден Барона Мюнхгаузена), а когда забрезжила надежда на получение от московских властей небольшого здания с участком земли — занимался и архитектурными проектами. Домик должен был превратиться во Дворец сказок — с театром, «Дремучим уголком», мастерскими, детским кафе, где официанты в «сказочных» костюмах подают посетителям лимпопончики и другие блюда от Бармалея... Бурная фантазия А. Елисеева и его удивительная работоспособность помогли осуществиться многим идеям. В 1995 году появился детский музей «Дом сказок» (ныне интерактивный музей «Дом сказок “Жили-были”» c открывшимся в 2000 году филиалом «Буратино–Пиноккио»), вручались «сказочные» награды. Первым кавалером ордена Кота Учёного в 1994 году стал известный детский писатель Сергей Георгиев. В 2001 году газета по решению учредителей сменила формат на обычный журнальный, и её популярность у читателей стала падать. Год 2013-й стал для газеты-журнала последним. | ||
Как художник книги А. Елисеев очень рано сделал выбор в пользу детей. Первую свою работу в этом качестве А. Елисеев выполнил ещё студентом второго курса: вместе с другом Михаилом Скобелевым он проиллюстрировал стихотворение «Книжка про книжки» («У Скворцова Гришки…») из сборника С. Я. Маршака. Рисовали А. Елисеев и М. Скобелев по заданию В. В. Пахомова (преподавателя института и одновременно художественного редактора издательства «Детгиз»), который заметил сходство творческих манер своих студентов. Опыт оказался успешным. В дальнейшем А. Елисеев и М. Скобелев очень много работали вместе. В общей сложности они проиллюстрировали примерно 90 книг для детей — весёлых, озорных, очень динамичных и изобретательных. В частности, бывшие хорошими спортсменами художники вместе с Л. Кассилем побывали на ХVII летней Олимпиаде в Италии и сделали об этом событии книжку для детей «Римская считалочка» (1964), многие иллюстрации в которой были живыми уличными зарисовками. А ещё они умели превращать обычные детские книги в книжки-игрушки (например: «Вот какой рассеянный» (1964), «Сказка о глупом мышонке» (1965), «Почта» (1967) С. Я. Маршака). Творческий тандем Елисеева и Скобелева просуществовал до 1970 года, а затем распался. Это естественно, считает А. Елисеев, у каждого художника должен быть свой путь. Когда А. Елисеев и М. Скобелев стали работать порознь, выяснилось, что лирическая, мягкая, округлая и улыбчивая интонация в совместных рисунках — елисеевская. | Как художник книги А. Елисеев очень рано сделал выбор в пользу детей. Первую свою работу в этом качестве А. Елисеев выполнил ещё студентом второго курса: вместе с другом Михаилом Скобелевым он проиллюстрировал стихотворение «Книжка про книжки» («У Скворцова Гришки…») из сборника [[Маршак Самуил Яковлевич|С. Я. Маршака]]. Рисовали А. Елисеев и М. Скобелев по заданию В. В. Пахомова (преподавателя института и одновременно художественного редактора издательства «Детгиз»), который заметил сходство творческих манер своих студентов. Опыт оказался успешным. В дальнейшем А. Елисеев и М. Скобелев очень много работали вместе. В общей сложности они проиллюстрировали примерно 90 книг для детей — весёлых, озорных, очень динамичных и изобретательных. В частности, бывшие хорошими спортсменами художники вместе с Л. Кассилем побывали на ХVII летней Олимпиаде в Италии и сделали об этом событии книжку для детей «Римская считалочка» (1964), многие иллюстрации в которой были живыми уличными зарисовками. А ещё они умели превращать обычные детские книги в книжки-игрушки (например: «Вот какой рассеянный» (1964), «Сказка о глупом мышонке» (1965), «Почта» (1967) С. Я. Маршака). Творческий тандем Елисеева и Скобелева просуществовал до 1970 года, а затем распался. Это естественно, считает А. Елисеев, у каждого художника должен быть свой путь. Когда А. Елисеев и М. Скобелев стали работать порознь, выяснилось, что лирическая, мягкая, округлая и улыбчивая интонация в совместных рисунках — елисеевская. | ||
| Строка 62: | Строка 68: | ||
А. Елисеев иллюстрировал стихи и прозу, познавательные книги и фантастику, но больше всего ему нравилось работать со сказками, в первую очередь русскими народными, а также с произведениями малых фольклорных жанров — потешками, прибаутками, считалками и пословицами. За десятилетия творческой деятельности художник иллюстрировал их невероятно много. А. Елисеев относился к этой работе чрезвычайно серьёзно, ведь фольклор — это выражение народного сознания, и говорит он об очень важных вещах, суть которых мы сегодня далеко не всегда улавливаем. «Хотелось, очень бы хотелось хоть одну сказку прочесть в первозданном виде!» — восклицает художник. Это несбыточная места, но возможно другое: попытаться «войти» внутрь сказки, увидеть её изнутри «вооружённым», но непредвзятым взглядом. Воображение художника подпитывается из научных источников, растолковывающих мифологический смысл древних преданий, а реальность сказки проникает в рисунки А. Елисеева через детали быта. Крынки, ковшики, ухваты, лучины, прялки — то, что теперь можно увидеть разве что в музее, а ещё не так давно использовалось в быту, — естественным образом появляются в его работах. Художник украшает избы, печки, лавки полосатыми половичками, лоскутными одеялами, вышитыми полотенцами, салфетками — и всё это разноцветное, яркое, жизнерадостное. Но Змей Горыныч, Баба-яга, Кощей Бессмертный и прочие злодеи страшноваты: художник считает, что и антигероев нужно рисовать честно. Впрочем, нельзя не заметить, что в рисунках А. Елисеева весёлое, озорное, позитивное неизменно берёт верх над грозным и страшным — таковы логика народной сказки и позиция художника детской книги. | А. Елисеев иллюстрировал стихи и прозу, познавательные книги и фантастику, но больше всего ему нравилось работать со сказками, в первую очередь русскими народными, а также с произведениями малых фольклорных жанров — потешками, прибаутками, считалками и пословицами. За десятилетия творческой деятельности художник иллюстрировал их невероятно много. А. Елисеев относился к этой работе чрезвычайно серьёзно, ведь фольклор — это выражение народного сознания, и говорит он об очень важных вещах, суть которых мы сегодня далеко не всегда улавливаем. «Хотелось, очень бы хотелось хоть одну сказку прочесть в первозданном виде!» — восклицает художник. Это несбыточная места, но возможно другое: попытаться «войти» внутрь сказки, увидеть её изнутри «вооружённым», но непредвзятым взглядом. Воображение художника подпитывается из научных источников, растолковывающих мифологический смысл древних преданий, а реальность сказки проникает в рисунки А. Елисеева через детали быта. Крынки, ковшики, ухваты, лучины, прялки — то, что теперь можно увидеть разве что в музее, а ещё не так давно использовалось в быту, — естественным образом появляются в его работах. Художник украшает избы, печки, лавки полосатыми половичками, лоскутными одеялами, вышитыми полотенцами, салфетками — и всё это разноцветное, яркое, жизнерадостное. Но Змей Горыныч, Баба-яга, Кощей Бессмертный и прочие злодеи страшноваты: художник считает, что и антигероев нужно рисовать честно. Впрочем, нельзя не заметить, что в рисунках А. Елисеева весёлое, озорное, позитивное неизменно берёт верх над грозным и страшным — таковы логика народной сказки и позиция художника детской книги. | ||
Иллюстрировал А. Елисеев и авторские сказки, отечественные и зарубежные: от «Сказки о попе и работнике его Балде» А. С. Пушкина до «Синей птицы» М. Метерлинка. Но самые любимые — это «Конёк-горбунок» П. П. Ершова и «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Н. Толстого. Авторы этих сказок создали удивительные миры, очень разные, но в одном сходные: в них всё невероятно и при этом органично и оправданно. Фантазия художника естественным образом дополняет фантазию автора. | Иллюстрировал А. Елисеев и авторские сказки, отечественные и зарубежные: от «Сказки о попе и работнике его Балде» А. С. Пушкина до «Синей птицы» [[Метерлинк Морис|М. Метерлинка]]. Но самые любимые — это «Конёк-горбунок» П. П. Ершова и «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Н. Толстого. Авторы этих сказок создали удивительные миры, очень разные, но в одном сходные: в них всё невероятно и при этом органично и оправданно. Фантазия художника естественным образом дополняет фантазию автора. | ||
Большой опыт иллюстрирования, а значит, и интерпретирования сказок позволил А. Елисееву создать собственные — иронические — версии русских народных сказок: «Яичко», «Обижуля» и другие составили сборник «Сказки-потешки» (2017). На сей раз А. Елисеев предстал перед читателями не только как виртуозный художник-иллюстратор, но и как превосходный рассказчик, умеющий выстроить сюжет и вовремя поставить точку в своей истории. Сказки непростые: безудержное веселье — детям, горьковатая ирония — взрослым. А в 2024 году увидела свет «Синяя птица» М. Метерлинка в пересказе А. Елисеева и, конечно, с его рисунками. | Большой опыт иллюстрирования, а значит, и интерпретирования сказок позволил А. Елисееву создать собственные — иронические — версии русских народных сказок: «Яичко», «Обижуля» и другие составили сборник «Сказки-потешки» (2017). На сей раз А. Елисеев предстал перед читателями не только как виртуозный художник-иллюстратор, но и как превосходный рассказчик, умеющий выстроить сюжет и вовремя поставить точку в своей истории. Сказки непростые: безудержное веселье — детям, горьковатая ирония — взрослым. А в 2024 году увидела свет «Синяя птица» М. Метерлинка в пересказе А. Елисеева и, конечно, с его рисунками. | ||