46 112
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
| (не показаны 2 промежуточные версии этого же участника) | |||
| Строка 13: | Строка 13: | ||
|Род деятельности = писатель | |Род деятельности = писатель | ||
|Жанр = | |Жанр = | ||
|Язык произведений = | |Язык произведений = русский | ||
|Премии = | |Премии = | ||
|Награды = | |Награды = | ||
| Строка 44: | Строка 44: | ||
Увлекался Фазиль Искандер и поэзией, читая доступных ему авторов Серебряного века, например, Валерия Брюсова, Бориса Пастернака. | Увлекался Фазиль Искандер и поэзией, читая доступных ему авторов Серебряного века, например, Валерия Брюсова, Бориса Пастернака. | ||
Особую роль в его жизни суждено было сыграть Л. Н. Толстому и его роману «Анна Каренина». В тринадцать лет, совершенно неожиданно обнаружив этот том в деревенском доме, Фазиль был настолько поражён, что, как он сам признавался, «был близок к безумию». Эта острая, почти болезненная реакция на книгу стала для подростка незабываемым переживанием. Эмоции бушевали внутри, но поделиться ими было не с кем. Возможно, именно потребность выразить свои чувства словами и подтолкнула его в дальнейшем к писательству. | Особую роль в его жизни суждено было сыграть [[Толстой Лев Николаевич|Л. Н. Толстому]] и его роману «Анна Каренина». В тринадцать лет, совершенно неожиданно обнаружив этот том в деревенском доме, Фазиль был настолько поражён, что, как он сам признавался, «был близок к безумию». Эта острая, почти болезненная реакция на книгу стала для подростка незабываемым переживанием. Эмоции бушевали внутри, но поделиться ими было не с кем. Возможно, именно потребность выразить свои чувства словами и подтолкнула его в дальнейшем к писательству. | ||
Окончив с золотой медалью в 1947 году сухумскую школу № 3, Фазиль Искандер приехал в столицу. Юноша рассматривал варианты обучения на философском факультете МГУ или на творческом факультете Московского полиграфического института, но в итоге поступил в Московский библиотечный институт (ныне Московский государственный институт культуры). С этого времени он начал серьёзно сочинять стихи. После окончания третьего курса Ф. Искандер перешёл в Литературный институт имени А. М. Горького, представив на творческий конкурс подборку своих стихов. | Окончив с золотой медалью в 1947 году сухумскую школу № 3, Фазиль Искандер приехал в столицу. Юноша рассматривал варианты обучения на философском факультете МГУ или на творческом факультете Московского полиграфического института, но в итоге поступил в Московский библиотечный институт (ныне Московский государственный институт культуры). С этого времени он начал серьёзно сочинять стихи. После окончания третьего курса Ф. Искандер перешёл в Литературный институт имени А. М. Горького, представив на творческий конкурс подборку своих стихов. | ||
| Строка 56: | Строка 56: | ||
В 1960 году Фазиль Искандер женился на Антонине Михайловне Хлебниковой и вскоре переехал в Москву. Супруги прожили в браке более полувека. В 1963 году родилась их дочь Марина, а через двадцать лет, в 1983 году, — сын Александр (Сандро). | В 1960 году Фазиль Искандер женился на Антонине Михайловне Хлебниковой и вскоре переехал в Москву. Супруги прожили в браке более полувека. В 1963 году родилась их дочь Марина, а через двадцать лет, в 1983 году, — сын Александр (Сандро). | ||
После выхода в Абхазии сборника «Дети Черноморья» (1961) в Москве были изданы три поэтических сборника Ф. Искандера: «Молодость моря», (1964), «Зори земли» (1966) и «Летний лес» (1969). В конце 1964 года в «Новом мире» появилась статья С. Б. Рассадина «Среди людей», в которой известный критик рассматривал сборники «Дети Черноморья» и «Молодость моря». Он отметил их естественную, органичную красочность, внушённую писателю природой его Юга, Черноморья, а главное — выражаюшую его жизнелюбивое, радостное мироощущение, «сознание слитности мира и людей, их взаимной ответственности и связанности». | После выхода в Абхазии сборника «Дети Черноморья» (1961) в Москве были изданы три поэтических сборника Ф. Искандера: «Молодость моря», (1964), «Зори земли» (1966) и «Летний лес» (1969). В конце 1964 года в «Новом мире» появилась статья [[Рассадин Станислав Борисович|С. Б. Рассадина]] «Среди людей», в которой известный критик рассматривал сборники «Дети Черноморья» и «Молодость моря». Он отметил их естественную, органичную красочность, внушённую писателю природой его Юга, Черноморья, а главное — выражаюшую его жизнелюбивое, радостное мироощущение, «сознание слитности мира и людей, их взаимной ответственности и связанности». | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Фазиль Искандер"> | |||
Файл:Fazil-Iskander-1.jpg|Софичка : повести / Фазиль Искандер | |||
Файл:Fazil-Iskander-5.jpg|Сандро из Чегема / Фазиль Искандер | |||
Файл:Fazil-Iskander-2.jpg|Детство Чика / Ф. А. Искандер ; худож. В. Чижиков | |||
Файл:Fazil-Iskander-3.jpg|Созвездие Козлотура / Фазиль Искандер | |||
Файл:Fazil-Iskander-4.jpg|Стоянка человека / Фазиль Искандер | |||
</gallery></center> | |||
Затем Ф. Искандер полностью переключился на прозу: ещё один следующий стихотворный сборник вышел лишь в 1987 году. Его путь как прозаика начался с публиковавшихся в журнале «Юность» и газете «Неделя» рассказов, которые легли в основу будущего цикла «Детство Чика». | Затем Ф. Искандер полностью переключился на прозу: ещё один следующий стихотворный сборник вышел лишь в 1987 году. Его путь как прозаика начался с публиковавшихся в журнале «Юность» и газете «Неделя» рассказов, которые легли в основу будущего цикла «Детство Чика». | ||
| Строка 71: | Строка 81: | ||
Темы, затронутые в книге, разнообразны и многогранны. Это и абсурд советской бюрократии, и память о прошлом, и стремление к независимости: даже в условиях несвободы Сандро умудряется оставаться собой. Писатель использует гротеск и мягкую иронию, создавая яркие диалоги, полные афоризмов и народных выражений. Смена темпа от анекдотических историй до глубоких философских размышлений делает чтение увлекательным и познавательным. Искандер мастерски сочетает трагическое и комическое, создавая яркие эпизоды, где герои могут смеяться и одновременно переживать горе. Личные воспоминания в романе переплетаются с судьбой целого народа. «Сандро из Чегема» — это не просто художественное произведение, а настоящая энциклопедия абхазской жизни XX века. | Темы, затронутые в книге, разнообразны и многогранны. Это и абсурд советской бюрократии, и память о прошлом, и стремление к независимости: даже в условиях несвободы Сандро умудряется оставаться собой. Писатель использует гротеск и мягкую иронию, создавая яркие диалоги, полные афоризмов и народных выражений. Смена темпа от анекдотических историй до глубоких философских размышлений делает чтение увлекательным и познавательным. Искандер мастерски сочетает трагическое и комическое, создавая яркие эпизоды, где герои могут смеяться и одновременно переживать горе. Личные воспоминания в романе переплетаются с судьбой целого народа. «Сандро из Чегема» — это не просто художественное произведение, а настоящая энциклопедия абхазской жизни XX века. | ||
{{цитата|автор=Фазиль Искандер|Я всегда смотрел на литературу, как, может быть, в известной степени, на способ лечения человека, на способ его заряда какой-то внутренней силой, внутренней гармонией, которая помогла бы ему выживать в этом мире. В известной степени я смотрю на литературу как на крепость, куда уходит человек для того, чтобы набраться сил, чтобы вынести этот мир. Поэтому у меня ощущение того, что главное — это погрузить человека в эту литературную гармонию, которая, конечно, чтобы быть гармонией, должна быть внутренне правдивой, не избегать своих трагедий, сложностей, но приоткрыть человеку мир, в котором хотелось бы жить и который он подсознательно переводил бы в тот большой мир, в котором он сам живёт.}} | |||
Роман был опубликован в «Новом мире» (№№ 8–11 за 1973 год). Цензура сократила его чуть ли не наполовину, не пропустив целые главы, например, «Пиры Валтасара». Ф. Искандер написал заявление в редакцию, отказываясь от публикации и выражая желание забрать рукопись. После этого очень небольшая часть его требований была удовлетворена. Писатель согласился на публикацию, но также передал рукопись на Запад, где книга была напечатана без сокращений (издательство Ardis, 1979). Работа над романом продолжалась ещё долгое время. В 1981 году Ardis опубликовало новые главы. В полном виде советский читатель смог прочесть «Сандро из Чегема» лишь трёхтомнике издательства «Московский рабочий» (1989). | Роман был опубликован в «Новом мире» (№№ 8–11 за 1973 год). Цензура сократила его чуть ли не наполовину, не пропустив целые главы, например, «Пиры Валтасара». Ф. Искандер написал заявление в редакцию, отказываясь от публикации и выражая желание забрать рукопись. После этого очень небольшая часть его требований была удовлетворена. Писатель согласился на публикацию, но также передал рукопись на Запад, где книга была напечатана без сокращений (издательство Ardis, 1979). Работа над романом продолжалась ещё долгое время. В 1981 году Ardis опубликовало новые главы. В полном виде советский читатель смог прочесть «Сандро из Чегема» лишь трёхтомнике издательства «Московский рабочий» (1989). | ||
В отношениях с властью Искандер сохранял дистанцию, не заигрывая с ней и не бросая ей вызов. Тем не менее он выражал своё несогласие, подписывая письма протеста и поддерживая диалог с писателями и публицистами, чьи взгляды шли вразрез с официальной линией. В одном из своих интервью Фазиль Абдулович так охарактеризовал свою политическую активность: по его мнению, основа писательской работы лежит в самом творчестве, в полном соответствии тому, что человек искренне думает, чувствует, о чём говорит и к чему призывает. Эта внутренняя целостность неразрывно связана с тем, как человек решает вопрос самоконтроля или «внутреннего редактора», если таковой у него вообще имеется. | В отношениях с властью Искандер сохранял дистанцию, не заигрывая с ней и не бросая ей вызов. Тем не менее он выражал своё несогласие, подписывая письма протеста и поддерживая диалог с писателями и публицистами, чьи взгляды шли вразрез с официальной линией. В одном из своих интервью Фазиль Абдулович так охарактеризовал свою политическую активность: по его мнению, основа писательской работы лежит в самом творчестве, в полном соответствии тому, что человек искренне думает, чувствует, о чём говорит и к чему призывает. Эта внутренняя целостность неразрывно связана с тем, как человек решает вопрос самоконтроля или «внутреннего редактора», если таковой у него вообще имеется. | ||
Фазиль Искандер стал одним из авторов и составителей альманаха «Метрополь» (1979), появление которого стало важным событием в литературной жизни страны. Альманах был задуман группой писателей и поэтов, стремившихся к свободе слова и самовыражения в условиях жёсткой цензуры. «Метрополь» включал в себя произведения, отличающиеся смелостью и оригинальностью, отражающие разнообразие голосов и точек зрения. В силу разных причин они не могли быть опубликованы в традиционных советских изданиях. В числе авторов альманаха были В. С. Высоцкий, Б. А. Ахмадулина, А. А. Вознесенский, Юз Алешковский, Г. В. Сапгир и др. Выход альманаха ознаменовался резкой критикой со стороны руководства страны. | Фазиль Искандер стал одним из авторов и составителей альманаха «Метрополь» (1979), появление которого стало важным событием в литературной жизни страны. Альманах был задуман группой писателей и поэтов, стремившихся к свободе слова и самовыражения в условиях жёсткой цензуры. «Метрополь» включал в себя произведения, отличающиеся смелостью и оригинальностью, отражающие разнообразие голосов и точек зрения. В силу разных причин они не могли быть опубликованы в традиционных советских изданиях. В числе авторов альманаха были [[Высоцкий Владимир Семёнович|В. С. Высоцкий]], Б. А. Ахмадулина, А. А. Вознесенский, [[Алешковский Юз|Юз Алешковский]], [[Сапгир Генрих Вениаминович|Г. В. Сапгир]] и др. Выход альманаха ознаменовался резкой критикой со стороны руководства страны. | ||
После разгрома «Метрополя» Ф. Искандер начал работу над «Кроликами и удавами». Это одна из его самых известных и символичных повестей, опубликованная с сокращениями в журнале «Юность» (1982). Полная версия стала доступна только в годы перестройки. Хотя произведение написано в форме сказки, на самом деле это — острая сатира на тоталитарное устройство общества. Язык писателя ироничный, живой, насыщенный афоризмами. Иносказательность позволяла Фазилю Искандеру говорить о политических темах, которые в те годы нельзя было высказывать напрямую. Книга стала культовой среди тех, кто умел читать между строк. | После разгрома «Метрополя» Ф. Искандер начал работу над «Кроликами и удавами». Это одна из его самых известных и символичных повестей, опубликованная с сокращениями в журнале «Юность» (1982). Полная версия стала доступна только в годы перестройки. Хотя произведение написано в форме сказки, на самом деле это — острая сатира на тоталитарное устройство общества. Язык писателя ироничный, живой, насыщенный афоризмами. Иносказательность позволяла Фазилю Искандеру говорить о политических темах, которые в те годы нельзя было высказывать напрямую. Книга стала культовой среди тех, кто умел читать между строк. | ||
| Строка 122: | Строка 133: | ||
С 2015 года в Сухуме ежегодно проводится фестиваль культуры Фазиля Искандера. В 2017 году был учреждён Международный фонд культуры имени Фазиля Искандера «Стоянка Человека». | С 2015 года в Сухуме ежегодно проводится фестиваль культуры Фазиля Искандера. В 2017 году был учреждён Международный фонд культуры имени Фазиля Искандера «Стоянка Человека». | ||
В 2016 «Русский ПЕН-центр» учредил Международную литературную премию имени Фазиля Искандера. | В 2016 «Русский ПЕН-центр» учредил [[Международная литературная премия имени Фазиля Искандера|Международную литературную премию имени Фазиля Искандера]]. | ||
Дочь писателя, Марина, окончила филологический факультет МГУ. Сын Александр работает в финансовой сфере. | Дочь писателя, Марина, окончила филологический факультет МГУ. Сын Александр работает в финансовой сфере. | ||
| Строка 431: | Строка 442: | ||
*Девочка Ника. Городская скульптура. Сухум, набережная Махаджиров. Открыт в 2013 году. Скульптор Архип Лабахуа. | *Девочка Ника. Городская скульптура. Сухум, набережная Махаджиров. Открыт в 2013 году. Скульптор Архип Лабахуа. | ||
==См. также== | |||
*[[Герман Юрий Павлович]] | |||
*[[Коржиков Виталий Титович]] | |||
*[[Линьков Лев Александрович]] | |||
[[Категория:Писатели]] | |||