Паустовский Константин Георгиевич: различия между версиями

нет описания правки
(Новая страница: «{{Шаблон:Писатель2 |ФИО = Паустовский Константин Георгиевич |Портрет…»)
 
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:
{{Шаблон:Писатель2
{{Шаблон:Писатель2
|ФИО                          = Паустовский Константин Георгиевич
|ФИО                          = Паустовский Константин Георгиевич
|Портрет                      =   <!-- впишите название файла например - |Портрет =Sergej Aksakov.jpg -->
|Портрет                      = Paustovskij-Konstantin.jpg  <!-- впишите название файла например - |Портрет =Sergej Aksakov.jpg -->
|Описание портрета            =  
|Описание портрета            = Константин Паустовский
|Имя при рождении            =  
|Имя при рождении            =  
|Псевдоним(ы)                =  
|Псевдоним(ы)                =  
Строка 23: Строка 23:
'''Константин Георгиевич Паустовский''' — писатель, сценарист и педагог, журналист, военный корреспондент.
'''Константин Георгиевич Паустовский''' — писатель, сценарист и педагог, журналист, военный корреспондент.
== Биография ==
== Биография ==
Родился 19 (31) мая 1892 года в самом центре Москвы, в Гранатном переулке. Отец – Г. М. Паустовский, происходил из рода запорожских казаков, имел также турецкие корни, поместный дворянин. Мать – М. Г. Паустовская, урожденная Высочанская, происходила из польско-чешского рода. В семье были еще двое старших братьев, Борис и Вадим, и сестра Галина. Отца, железнодорожного статиста, «неисправимого мечтателя», часто переводили по службе. Семья много переезжала, в 1898 году Паустовские осели в Киеве. Сам Константин Георгиевич часто говорил, что он «москвич по рождению и киевлянин по душе», а в автобиографии («Коротко о себе», 1966) с восхищением вспоминал «ослепительную и нежную весну Украины».  
Константин Паустовский родился 19 (31) мая 1892 года в самом центре Москвы, в Гранатном переулке. Отец – Г. М. Паустовский, происходил из рода запорожских казаков, имел также турецкие корни, поместный дворянин. Мать – М. Г. Паустовская, урожденная Высочанская, происходила из польско-чешского рода. В семье были еще двое старших братьев, Борис и Вадим, и сестра Галина. Отца, железнодорожного статиста, «неисправимого мечтателя», часто переводили по службе. Семья много переезжала, в 1898 году Паустовские осели в Киеве. Сам Константин Георгиевич часто говорил, что он «москвич по рождению и киевлянин по душе», а в автобиографии («Коротко о себе», 1966) с восхищением вспоминал «ослепительную и нежную весну Украины».  


В семье любили искусство: играли на рояле, часто посещали театр, много пели, устраивали чтения классиков. В 1904 году Константин Паустовский поступил в Первую Киевскую классическую гимназию. В одно время с ним учились М. А. Булгаков и А. Н. Вертинский. Среди преподавателей, по воспоминаниям писателя, выделялись преподаватели-гуманитарии, знавшие и любившие русскую словесность, а географию преподавал путешественник Н. Т. Чиркунов. Любовь к географическим картам, книгам о далеких странах и тяга к путешествиям были заложены именно тогда. В гимназии действовал литературно-музыкально-драматический кружок «Лимудрак» и выходил рукописный журнал с тем же названием. Гимназист Паустовский увлекся стихотворством – как признавался впоследствии сам, его поэтические опыты были подражанием К. Д. Бальмонту, «нарядные и, конечно, плохие». И. А. Бунин, к которому начинающий поэт отослал свои стихи, услышал в них «чужой голос» и посоветовал писать прозу.
В семье любили искусство: играли на рояле, часто посещали театр, много пели, устраивали чтения классиков. В 1904 году Константин Паустовский поступил в Первую Киевскую классическую гимназию. В одно время с ним учились М. А. Булгаков и А. Н. Вертинский. Среди преподавателей, по воспоминаниям писателя, выделялись преподаватели-гуманитарии, знавшие и любившие русскую словесность, а географию преподавал путешественник Н. Т. Чиркунов. Любовь к географическим картам, книгам о далеких странах и тяга к путешествиям были заложены именно тогда. В гимназии действовал литературно-музыкально-драматический кружок «Лимудрак» и выходил рукописный журнал с тем же названием. Гимназист Паустовский увлекся стихотворством – как признавался впоследствии сам, его поэтические опыты были подражанием К. Д. Бальмонту, «нарядные и, конечно, плохие». И. А. Бунин, к которому начинающий поэт отослал свои стихи, услышал в них «чужой голос» и посоветовал писать прозу.
Строка 29: Строка 29:
Родительская семья распалась в 1908 году, и шестнадцатилетний Константин на время переезжает к дяде в Брянск, в 1909–1910 годах учится в Брянской частной гимназии. Осенью 1910 года, по возвращении в Киев, восстанавливается в Первой  гимназии и начинает самостоятельную жизнь – зарабатывает первые деньги уроками. Уже в последнем классе Паустовский написал свой первый рассказ «На воде», который был напечатан в киевском альманахе «Огни». Это был единственный случай использования псевдонима (К. Балагин). Вместе с другими гимназистами Константин Паустовский стал свидетелем убийства П. А. Столыпина 1 (14) сентября 1911 года в Киевском городском театре на спектакле «Сказка о царе Салтане» (это событие описано в автобиографической «Повести о жизни»).
Родительская семья распалась в 1908 году, и шестнадцатилетний Константин на время переезжает к дяде в Брянск, в 1909–1910 годах учится в Брянской частной гимназии. Осенью 1910 года, по возвращении в Киев, восстанавливается в Первой  гимназии и начинает самостоятельную жизнь – зарабатывает первые деньги уроками. Уже в последнем классе Паустовский написал свой первый рассказ «На воде», который был напечатан в киевском альманахе «Огни». Это был единственный случай использования псевдонима (К. Балагин). Вместе с другими гимназистами Константин Паустовский стал свидетелем убийства П. А. Столыпина 1 (14) сентября 1911 года в Киевском городском театре на спектакле «Сказка о царе Салтане» (это событие описано в автобиографической «Повести о жизни»).


С 1911-го по 1913-й год Паустовский учится на историко-филологическом факультете Киевского университета, потом переезжает в Москву, к матери, братьям и сестре, и поступает в Московский университет, на юридический факультет. С началом Первой Мировой войны Паустовский-студент подрабатывает кондуктором и вожатым на московском трамвае, затем служит санитаром на тыловом и полевом санитарных поездах. «Тогда у меня уже созрело решение оставить на время писание туманных своих рассказов и "уйти в жизнь", чтобы "все знать, все почувствовать и все понять". Без этого жизненного опыта пути к писательству были наглухо закрыты, – это я понимал хорошо» («Коротко о себе»).
С 1911-го по 1913-й год Константин Паустовский учится на историко-филологическом факультете Киевского университета, потом переезжает в Москву, к матери, братьям и сестре, и поступает в Московский университет, на юридический факультет. С началом Первой Мировой войны Паустовский-студент подрабатывает кондуктором и вожатым на московском трамвае, затем служит санитаром на тыловом и полевом санитарных поездах. «Тогда у меня уже созрело решение оставить на время писание туманных своих рассказов и "уйти в жизнь", чтобы "все знать, все почувствовать и все понять". Без этого жизненного опыта пути к писательству были наглухо закрыты, – это я понимал хорошо» («Коротко о себе»).


В 1915 году с полевым санитарным отрядом отступал вместе с русской армией по Польше и Белоруссии. Вскоре Паустовский узнал, что в один и тот же день были убиты на войне оба его брата. Чтобы заработать и обеспечить мать и слепую сестру, он начинает работать на металлургическом заводе в Екатеринославе, позже на Котельном заводе в Таганроге. В 1916 году работает в рыбачьей артели на Азовском море. В Таганроге приступает к написанию своего первого романа «Романтики» (закончен в 1923 году, первое издание – 1935 г.).
В 1915 году с полевым санитарным отрядом отступал вместе с русской армией по Польше и Белоруссии. Вскоре Паустовский узнал, что в один и тот же день были убиты на войне оба его брата. Чтобы заработать и обеспечить мать и слепую сестру, он начинает работать на металлургическом заводе в Екатеринославе, позже на Котельном заводе в Таганроге. В 1916 году работает в рыбачьей артели на Азовском море. В Таганроге приступает к написанию своего первого романа «Романтики» (закончен в 1923 году, первое издание – 1935 г.).
Строка 45: Строка 45:
Критики и издатели нередко относились к произведениям Паустовского настороженно. Например, попытка прозаика получить аванс под книгу о заливе Кара-Бугаз вызвала негодование директора «одного из издательств»: «замысел воспеть в романе слабительную соль» был воспринят как «безобразие» и назван «прямым издевательством и глумлением над народом и Советской властью» («Повесть о жизни»). «Примерным» советским писателем Паустовский действительно не был. Не противопоставляя себя властям, прозаик и не писал им славословий – старался, как вспоминает его падчерица Г. Арбузова, «держаться подальше от общественной жизни». Девизом писателя была строчка из стихотворения Р. Киплинга: «Останься прост, беседуя с царями, / Останься честен, говоря с толпой». В публицистике автор отстаивал не утилитарное, а эстетическое значение литературы. В 1936 году (статья «О детской литературе») прозаик, упомянув «умное и энергичное руководство в лице ЦК ВЛКСМ», впрямую выскажется против «упорного навязывания тем», напишет, что «каждый <...> советский писатель, берясь за любую тему, тем самым выполняет социальный заказ».
Критики и издатели нередко относились к произведениям Паустовского настороженно. Например, попытка прозаика получить аванс под книгу о заливе Кара-Бугаз вызвала негодование директора «одного из издательств»: «замысел воспеть в романе слабительную соль» был воспринят как «безобразие» и назван «прямым издевательством и глумлением над народом и Советской властью» («Повесть о жизни»). «Примерным» советским писателем Паустовский действительно не был. Не противопоставляя себя властям, прозаик и не писал им славословий – старался, как вспоминает его падчерица Г. Арбузова, «держаться подальше от общественной жизни». Девизом писателя была строчка из стихотворения Р. Киплинга: «Останься прост, беседуя с царями, / Останься честен, говоря с толпой». В публицистике автор отстаивал не утилитарное, а эстетическое значение литературы. В 1936 году (статья «О детской литературе») прозаик, упомянув «умное и энергичное руководство в лице ЦК ВЛКСМ», впрямую выскажется против «упорного навязывания тем», напишет, что «каждый <...> советский писатель, берясь за любую тему, тем самым выполняет социальный заказ».


Зимой 1923 года в Батуми Паустовский познакомился с Р. И. Фраерманом, их дружба продолжалась на протяжении многих лет. В начале 30-х годов Паустовский вместе с друзьями Рувимом Фраерманом, Аркадием Гайдаром, редактором Детского издательства Иваном Халтуриным и менее известными, но талантливыми писателями Михаилом Лоскутовым и Александром Роскиным образуют литературный кружок. Собрания в квартире Фраермана именовались «Конотопами» (по названию маленького украинского городка) и постоянно пополнялись новыми друзьями и знакомыми Фраермана. Именно члены кружка первыми услышали фрагменты из «Голубой чашки» Гайдара и повести Фраермана «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви», узнали замысел «Кара-Бугаза» Паустовского. Известно, что Гайдар написал юмористические стихотворения про участников и даже гимн общества, однако от стихотворений сохранились лишь фрагменты. В очерке «Рувим Фраерман» Паустовский вспоминает: «То были годы шумных споров, напряженной работы, нашей писательской молодости и, пожалуй, наибольших писательских дерзаний. Сюжеты, темы, выдумки и наблюдения бродили в нас, как молодое вино».
Зимой 1923 года в Батуми Константин Паустовский познакомился с Р. И. Фраерманом, их дружба продолжалась на протяжении многих лет. В начале 30-х годов Паустовский вместе с друзьями Рувимом Фраерманом, Аркадием Гайдаром, редактором Детского издательства Иваном Халтуриным и менее известными, но талантливыми писателями Михаилом Лоскутовым и Александром Роскиным образуют литературный кружок. Собрания в квартире Фраермана именовались «Конотопами» (по названию маленького украинского городка) и постоянно пополнялись новыми друзьями и знакомыми Фраермана. Именно члены кружка первыми услышали фрагменты из «Голубой чашки» Гайдара и повести Фраермана «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви», узнали замысел «Кара-Бугаза» Паустовского. Известно, что Гайдар написал юмористические стихотворения про участников и даже гимн общества, однако от стихотворений сохранились лишь фрагменты. В очерке «Рувим Фраерман» Паустовский вспоминает: «То были годы шумных споров, напряженной работы, нашей писательской молодости и, пожалуй, наибольших писательских дерзаний. Сюжеты, темы, выдумки и наблюдения бродили в нас, как молодое вино».


С начала 1930-х  Паустовского все больше начинает притягивать «срединная Россия». Кроме того, автор все больше устает от жизни журналиста, нуждается в уединении и покое (в итоге в 1931 году уходит со службы). На протяжении более двух десятилетий (1930-е – начало 50-х) Паустовский приезжает в Мещёрский край (Рязанская область) и подолгу там живёт, останавливаясь в селе Солотча. Почти нетронутая людьми природа, общение с местными рыболовами и лесниками дают богатый материал для писательства. За «мещёрский период» создаются такие известные произведения писателя, как рассказы «Акварельные краски» и «Телеграмма», повесть «Мещёрская сторона» (1939). В Солотчу приезжали друзья, участники «Конотопа», бывал здесь и Андрей Платонов.  
С начала 1930-х  Паустовского все больше начинает притягивать «срединная Россия». Кроме того, автор все больше устает от жизни журналиста, нуждается в уединении и покое (в итоге в 1931 году уходит со службы). На протяжении более двух десятилетий (1930-е – начало 50-х) Паустовский приезжает в Мещёрский край (Рязанская область) и подолгу там живёт, останавливаясь в селе Солотча. Почти нетронутая людьми природа, общение с местными рыболовами и лесниками дают богатый материал для писательства. За «мещёрский период» создаются такие известные произведения писателя, как рассказы «Акварельные краски» и «Телеграмма», повесть «Мещёрская сторона» (1939). В Солотчу приезжали друзья, участники «Конотопа», бывал здесь и Андрей Платонов.  
Строка 61: Строка 61:
В 1955 году Паустовский покупает деревянный дом в Тарусе. Городок на Оке понравился писателю своими живописными окрестностями, в XIX веке привлекавшими художников. «Тарусский» период, продолжавшийся до смерти Паустовского, стал временем подведения итогов, осмысления пережитого. Помимо рассказов и очерков («Городок на реке», «Наедине с осенью», «Избушка в лесу»), здесь созданы автобиографические произведения. Именно тогда были написаны повесть «Золотая роза» и большая часть «Повести о жизни» («Начало неведомого века», «Время больших ожиданий», «Бросок на юг», «Книга скитаний»). Многое было сделано писателем для Тарусы. В 1956 году Константин Георгиевич публикует в газете «Правда» очерк «Письмо из Тарусы», где выражает свое возмущение халатностью и равнодушием местных чиновников, допускающих варварское разрушение природы и архитектуры. «Необходимо полное внимание к малым городам. Надо превратить их из бедных родственников в полноценных граждан и дать простор развитию всех их возможностей», – пишет автор. В маленький город благодаря прозаику начинают приезжать литераторы и художники, выходит составленный им «оттепельный» альманах «Тарусские страницы» (1961), в котором печатаются Н. А. Заболоцкий, Б. Ш. Окуджава, Б. И. Балтер, Н. М. Коржавин, В. Н. Корнилов, В. В. Голявкин, Д. С. Самойлов, Ф. А. Вигдорова и др.), а также большая подборка стихов М. И. Цветаевой. Сам же Паустовский в альманах отдал главы из книги о тайнах писательского творчества «Золотая роза».  
В 1955 году Паустовский покупает деревянный дом в Тарусе. Городок на Оке понравился писателю своими живописными окрестностями, в XIX веке привлекавшими художников. «Тарусский» период, продолжавшийся до смерти Паустовского, стал временем подведения итогов, осмысления пережитого. Помимо рассказов и очерков («Городок на реке», «Наедине с осенью», «Избушка в лесу»), здесь созданы автобиографические произведения. Именно тогда были написаны повесть «Золотая роза» и большая часть «Повести о жизни» («Начало неведомого века», «Время больших ожиданий», «Бросок на юг», «Книга скитаний»). Многое было сделано писателем для Тарусы. В 1956 году Константин Георгиевич публикует в газете «Правда» очерк «Письмо из Тарусы», где выражает свое возмущение халатностью и равнодушием местных чиновников, допускающих варварское разрушение природы и архитектуры. «Необходимо полное внимание к малым городам. Надо превратить их из бедных родственников в полноценных граждан и дать простор развитию всех их возможностей», – пишет автор. В маленький город благодаря прозаику начинают приезжать литераторы и художники, выходит составленный им «оттепельный» альманах «Тарусские страницы» (1961), в котором печатаются Н. А. Заболоцкий, Б. Ш. Окуджава, Б. И. Балтер, Н. М. Коржавин, В. Н. Корнилов, В. В. Голявкин, Д. С. Самойлов, Ф. А. Вигдорова и др.), а также большая подборка стихов М. И. Цветаевой. Сам же Паустовский в альманах отдал главы из книги о тайнах писательского творчества «Золотая роза».  


В середине 50-х – 60-е годы к Паустовскому приходит мировая известность. Его книги издаются на десятках иностранных языков, выходят большими тиражами в Европе и США. Писатель одним из первых в СССР получил возможность отправиться в европейский круиз теплохода «Победа» в 1956 году. В 1964 году перед автором «Телеграммы» встает на колени приехавшая в Москву на гастроли Марлен Дитрих. Несколько раз (в 1965, 1967, 1968) имя писателя было в списке претендентов на Нобелевскую премию по литературе. В 1957–1958 годах выходит прижизненное собрание сочинений Паустовского в шести томах, его произведения включают в школьные хрестоматии. К.И. Чуковский, В.Б. Шкловский, М. Шагинян, Э. Казакевич.  
В середине 50-х – 60-е годы к Константину Паустовскому приходит мировая известность. Его книги издаются на десятках иностранных языков, выходят большими тиражами в Европе и США. Писатель одним из первых в СССР получил возможность отправиться в европейский круиз теплохода «Победа» в 1956 году. В 1964 году перед автором «Телеграммы» встает на колени приехавшая в Москву на гастроли Марлен Дитрих. Несколько раз (в 1965, 1967, 1968) имя писателя было в списке претендентов на Нобелевскую премию по литературе. В 1957–1958 годах выходит прижизненное собрание сочинений Паустовского в шести томах, его произведения включают в школьные хрестоматии. К.И. Чуковский, В.Б. Шкловский, М. Шагинян, Э. Казакевич.  


Сам автор, перенесший несколько инфарктов на фоне астмы, относился к славе скептически. Писатель А. В. Ионов в своих воспоминаниях («Три часа с  писателем») приводит слова Паустовского, удивленного назойливым вниманием посетителей: «Идут как на какое-то поклонение. Что я, Толстой, что ли? Зачем это нужно?!» При этом, писатель использовал свой авторитет для оказания помощи. Так, осенью 1965 года подписал, вместе с С.С. Смирновым и П.Л. Капицей, письмо-ходатайство в пользу А.И. Солженицына.
Сам автор, перенесший несколько инфарктов на фоне астмы, относился к славе скептически. Писатель А. В. Ионов в своих воспоминаниях («Три часа с  писателем») приводит слова Паустовского, удивленного назойливым вниманием посетителей: «Идут как на какое-то поклонение. Что я, Толстой, что ли? Зачем это нужно?!» При этом, писатель использовал свой авторитет для оказания помощи. Так, осенью 1965 года подписал, вместе с С.С. Смирновым и П.Л. Капицей, письмо-ходатайство в пользу А.И. Солженицына.
Строка 67: Строка 67:
14 июля 1968 года Константин Георгиевич Паустовский умирает в Москве. Согласно последней воле писателя, его похоронили на кладбище на окраине Тарусы.
14 июля 1968 года Константин Георгиевич Паустовский умирает в Москве. Согласно последней воле писателя, его похоронили на кладбище на окраине Тарусы.


В местах, где Паустовский жил и работал, впоследствии были созданы литературные музеи. Первый из них – Московский литературный музей-центр К. Г. Паустовского – был основан в 1975 году на общественных началах, а в 1993 г. получил статус государственного. В 2014 году в состав музейного комплекса вошел мемориальный дом писателя в Тарусе. С 1998 года музей Паустовского работает в Одессе, в 2005 г. – в Старом Крыму, в доме, где в 1949 году писатель и его будущая жена снимали комнаты. В Киеве, с которым связаны детство и юность К. Г. Паустовского, свой музей открылся в 2013 году. Экспозиция была создана трудами учащихся и педагогов школы № 135, а также почитателями творчества писателя из разных стран мира.
В местах, где Константин Паустовский жил и работал, впоследствии были созданы литературные музеи. Первый из них – Московский литературный музей-центр К. Г. Паустовского – был основан в 1975 году на общественных началах, а в 1993 г. получил статус государственного. В 2014 году в состав музейного комплекса вошел мемориальный дом писателя в Тарусе. С 1998 года музей Паустовского работает в Одессе, в 2005 г. – в Старом Крыму, в доме, где в 1949 году писатель и его будущая жена снимали комнаты. В Киеве, с которым связаны детство и юность К. Г. Паустовского, свой музей открылся в 2013 году. Экспозиция была создана трудами учащихся и педагогов школы № 135, а также почитателями творчества писателя из разных стран мира.


== Об авторе ==
== Об авторе ==

Навигация