Сендак Морис: различия между версиями

Нет описания правки
Строка 25: Строка 25:
Морис Бернард Сендак родился в Бруклине, Нью-Йорк, в небогатой семье польско-русских евреев-иммигрантов Сэди (урожденной Сары Шиндлер) и Филипа (Пинхоса) Сендака. Отец работал портным, но был не чужд литературе и сочинительству, и его книгу для детей «В доме у дедушки» Морис много лет спустя перевел с идиша на английский и издал со своими иллюстрациями. Детство Сендака было омрачено смертью многих его родственников в концентрационных лагерях в разных частях Европы. Столкновение в юном возрасте с понятием смерти потрясло его воображение. «Это подтолкнуло меня к тому, что мне захотелось говорить с детьми на другом, как я считал, более честном уровне, чем тот, на котором с детьми говорит большинство людей», — говорил он. «Потому что, если жизнь действительно важна, если возможна смерть Анны Франк, если может умереть мой друг, дети уязвимы так же, как и взрослые. Так в моей работе появилась тайная цель — заставить детей жить. Потому что я сам хотел жить. Я хотел вырасти».
Морис Бернард Сендак родился в Бруклине, Нью-Йорк, в небогатой семье польско-русских евреев-иммигрантов Сэди (урожденной Сары Шиндлер) и Филипа (Пинхоса) Сендака. Отец работал портным, но был не чужд литературе и сочинительству, и его книгу для детей «В доме у дедушки» Морис много лет спустя перевел с идиша на английский и издал со своими иллюстрациями. Детство Сендака было омрачено смертью многих его родственников в концентрационных лагерях в разных частях Европы. Столкновение в юном возрасте с понятием смерти потрясло его воображение. «Это подтолкнуло меня к тому, что мне захотелось говорить с детьми на другом, как я считал, более честном уровне, чем тот, на котором с детьми говорит большинство людей», — говорил он. «Потому что, если жизнь действительно важна, если возможна смерть Анны Франк, если может умереть мой друг, дети уязвимы так же, как и взрослые. Так в моей работе появилась тайная цель — заставить детей жить. Потому что я сам хотел жить. Я хотел вырасти».


Неудивительно, что Сендак снова и снова возвращался в своем творчестве к образам потерянного или украденного ребенка, или одинокого бунтаря, сбегающего от удушающих ограничений взрослой жизни.
Неудивительно, что Морис Сендак снова и снова возвращался в своем творчестве к образам потерянного или украденного ребенка, или одинокого бунтаря, сбегающего от удушающих ограничений взрослой жизни.
Все в семье Сендака любили рассказывать истории, вспоминать страшные сказки и еврейский фольклор, а также рисовать, что сказалось на дальнейших интересах Мориса. Другим его увлечением с детства было кино — он любил Басби Беркли, Бастера Китона, Оливера Харди, фильм про Кинг-Конга и работы Диснея. Микки Маус был создан через шесть месяцев после рождения Сендака и стал его увлечением на всю жизнь: дом Сендака в лесах Риджфилда, штат Коннектикут, был забит коллекционными фигурками Микки Мауса.
Все в семье Сендака любили рассказывать истории, вспоминать страшные сказки и еврейский фольклор, а также рисовать, что сказалось на дальнейших интересах Мориса. Другим его увлечением с детства было кино — он любил Басби Беркли, Бастера Китона, Оливера Харди, фильм про Кинг-Конга и работы Диснея. Микки Маус был создан через шесть месяцев после рождения Сендака и стал его увлечением на всю жизнь: дом Сендака в лесах Риджфилда, штат Коннектикут, был забит коллекционными фигурками Микки Мауса.
Его любовь к книгам началась, когда из-за начавшихся проблем со здоровьем он какое-то время был прикован к постели и мог только читать. Когда ему было 12, он просмотрел «Фантазию» Уолта Диснея и решил стать иллюстратором.
Его любовь к книгам началась, когда из-за начавшихся проблем со здоровьем он какое-то время был прикован к постели и мог только читать. Когда ему было 12, он просмотрел «Фантазию» Уолта Диснея и решил стать иллюстратором.
Строка 42: Строка 42:




Сендак объяснял свой успех тем, что отказался от опекающего тона в обращении к юным читателям и не представлял детские чувства и опыт в розовом свете, считая детей «лучшей аудиторией и более суровыми критиками». Он никогда не изображал ребенка таким, каким его хотело видеть буржуазное общество — послушным и милым, не противоречивым, не вступающим в конфликты с внешним миром, с родителями и воспитателями. «Я отказываюсь врать детям», — сказал он в одном из своих последних интервью Guardian с характерной для него запальчивостью. «Я отказываюсь писать в угоду дурацким представлениям о детской наивности». Художник считал, что его изображение детства, реального поведения детей и их переживаний помогает читателям преодолевать свои страхи и взрослеть через столкновение с конфликтами.   
Морис Сендак объяснял свой успех тем, что отказался от опекающего тона в обращении к юным читателям и не представлял детские чувства и опыт в розовом свете, считая детей «лучшей аудиторией и более суровыми критиками». Он никогда не изображал ребенка таким, каким его хотело видеть буржуазное общество — послушным и милым, не противоречивым, не вступающим в конфликты с внешним миром, с родителями и воспитателями. «Я отказываюсь врать детям», — сказал он в одном из своих последних интервью Guardian с характерной для него запальчивостью. «Я отказываюсь писать в угоду дурацким представлениям о детской наивности». Художник считал, что его изображение детства, реального поведения детей и их переживаний помогает читателям преодолевать свои страхи и взрослеть через столкновение с конфликтами.   




Строка 52: Строка 52:
Сендак был прекрасным рисовальщиком, в некотором смысле довольно традиционным: его вдохновляли иллюстраторы Викторианской Англии, такие как Рэндольф Кальдекотт, и еврейский фольклор. К этому добавлялось влияние комиксного бума в Америке и интерес Сендака к кинематографу.
Сендак был прекрасным рисовальщиком, в некотором смысле довольно традиционным: его вдохновляли иллюстраторы Викторианской Англии, такие как Рэндольф Кальдекотт, и еврейский фольклор. К этому добавлялось влияние комиксного бума в Америке и интерес Сендака к кинематографу.


Помимо иллюстрирования детских книг, Морис Сендак работал над многими другими проектами. В 1975 году в сотрудничестве с певицей и пианисткой Кэрол Кинг он создал «Really Rosie», анимационный телесериал, основанный на нескольких его книжках. В 1978 году сериал был переработан в музыкальную пьесу. Сендак режиссировал оперные версии некоторых других своих книг, в том числе «Там, где живут чудовища», а так же выступал режиссером и дизайнером костюмов для балетов и опер, в том числе для чешской детской оперы «Брундибар» в постановке 2003 года его близкого друга, драматурга, лауреата Пулитцеровской премии Тони Кушнера. В 1980 году Сендак создал декорации для оперы «Волшебная флейта» Моцарта в Хьюстон Гранд Опере (Техас), а в 1983 году выступил художником-сценографом «Щелкунчика» Чайковского для Тихоокеанского Северо-Западного балета (Pacific Northwest Ballet) в Сиэтле.
Помимо иллюстрирования детских книг, Морис Сендак работал над многими другими проектами. В 1975 году в сотрудничестве с певицей и пианисткой Кэрол Кинг он создал «Really Rosie», анимационный телесериал, основанный на нескольких его книжках. В 1978 году сериал был переработан в музыкальную пьесу. Сендак режиссировал оперные версии некоторых других своих книг, в том числе «Там, где живут чудовища», а так же выступал режиссером и дизайнером костюмов для балетов и опер, в том числе для чешской детской оперы «Брундибар» в постановке 2003 года его близкого друга, драматурга, лауреата Пулитцеровской премии Тони Кушнера. В 1980 году Морис Сендак создал декорации для оперы «Волшебная флейта» Моцарта в Хьюстон Гранд Опере (Техас), а в 1983 году выступил художником-сценографом «Щелкунчика» Чайковского для Тихоокеанского Северо-Западного балета (Pacific Northwest Ballet) в Сиэтле.


Сендак был одним из первых членов Национального совета консультантов Мастерской детского телевидения (National Board of Advisors of the Children's Television Workshop) на начальных этапах создания знаменитого телесериала «Улица Сезам».  
Морис Сендак был одним из первых членов Национального совета консультантов Мастерской детского телевидения (National Board of Advisors of the Children's Television Workshop) на начальных этапах создания знаменитого телесериала «Улица Сезам».  


Морис Сендак умер 8 мая 2012 года в возрасте 83 лет в больнице Данбери, штат Коннектикут после инсульта. Сендак надолго запомнится за свой выдающийся вклад в детскую литературу. Его истории и образы оставили свой след в умах и сердцах целых поколений читателей — как молодых, так и взрослых.
Морис Сендак умер 8 мая 2012 года в возрасте 83 лет в больнице Данбери, штат Коннектикут после инсульта. Сендак надолго запомнится за свой выдающийся вклад в детскую литературу. Его истории и образы оставили свой след в умах и сердцах целых поколений читателей — как молодых, так и взрослых.
Строка 60: Строка 60:
Русскому читателю Сендак долгое время оставался практически неизвестным: за исключением нескольких журнальных публикаций («Веселые картинки», 1988 г., № 12), в русском переводе его произведения не выходили вплоть до конца 2014 года. В СССР был издан лишь перевод одной книги на эстонский язык.
Русскому читателю Сендак долгое время оставался практически неизвестным: за исключением нескольких журнальных публикаций («Веселые картинки», 1988 г., № 12), в русском переводе его произведения не выходили вплоть до конца 2014 года. В СССР был издан лишь перевод одной книги на эстонский язык.


За свою шестидесятилетнюю карьеру Сендак проиллюстрировал более ста детских книг, в том числе таких авторов, как Мейндерт Де Йонг и Рэндалл Джаррелл, издал более 20 книжек-картинок своего авторства, а также получил множество важных наград, в том числе — [[Премия имени Ханса Кристиана Андерсена|Премию имени Х. К. Андерсена]] в 1970 году, самую престижную награду в области детской литературы.  
За свою шестидесятилетнюю карьеру Морис Сендак проиллюстрировал более ста детских книг, в том числе таких авторов, как Мейндерт Де Йонг и Рэндалл Джаррелл, издал более 20 книжек-картинок своего авторства, а также получил множество важных наград, в том числе — [[Премия имени Ханса Кристиана Андерсена|Премию имени Х. К. Андерсена]] в 1970 году, самую престижную награду в области детской литературы.  


Среди самых известных его произведений — серия из четырех книг «Nutshell Library» («Крошечная библиотека», 1962) и объединенные в трилогию «Where the Wild Things Are» («Там, где живут чудовища», 1963), «In the Night Kitchen» («На кухне ночью», 1970) и «Outside over There» («Там, вдалеке», 1981).
Среди самых известных его произведений — серия из четырех книг «Nutshell Library» («Крошечная библиотека», 1962) и объединенные в трилогию «Where the Wild Things Are» («Там, где живут чудовища», 1963), «In the Night Kitchen» («На кухне ночью», 1970) и «Outside over There» («Там, вдалеке», 1981).