44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 25: | Строка 25: | ||
Морис Бернард Сендак родился в Бруклине, Нью-Йорк, в небогатой семье польско-русских евреев-иммигрантов Сэди (урожденной Сары Шиндлер) и Филипа (Пинхоса) Сендака. Отец работал портным, но был не чужд литературе и сочинительству, и его книгу для детей «В доме у дедушки» Морис много лет спустя перевел с идиша на английский и издал со своими иллюстрациями. Детство Сендака было омрачено смертью многих его родственников в концентрационных лагерях в разных частях Европы. Столкновение в юном возрасте с понятием смерти потрясло его воображение. «Это подтолкнуло меня к тому, что мне захотелось говорить с детьми на другом, как я считал, более честном уровне, чем тот, на котором с детьми говорит большинство людей», — говорил он. «Потому что, если жизнь действительно важна, если возможна смерть Анны Франк, если может умереть мой друг, дети уязвимы так же, как и взрослые. Так в моей работе появилась тайная цель — заставить детей жить. Потому что я сам хотел жить. Я хотел вырасти». | Морис Бернард Сендак родился в Бруклине, Нью-Йорк, в небогатой семье польско-русских евреев-иммигрантов Сэди (урожденной Сары Шиндлер) и Филипа (Пинхоса) Сендака. Отец работал портным, но был не чужд литературе и сочинительству, и его книгу для детей «В доме у дедушки» Морис много лет спустя перевел с идиша на английский и издал со своими иллюстрациями. Детство Сендака было омрачено смертью многих его родственников в концентрационных лагерях в разных частях Европы. Столкновение в юном возрасте с понятием смерти потрясло его воображение. «Это подтолкнуло меня к тому, что мне захотелось говорить с детьми на другом, как я считал, более честном уровне, чем тот, на котором с детьми говорит большинство людей», — говорил он. «Потому что, если жизнь действительно важна, если возможна смерть Анны Франк, если может умереть мой друг, дети уязвимы так же, как и взрослые. Так в моей работе появилась тайная цель — заставить детей жить. Потому что я сам хотел жить. Я хотел вырасти». | ||
Неудивительно, что Сендак снова и снова возвращался в своем творчестве к образам потерянного или украденного ребенка, или одинокого бунтаря, сбегающего от удушающих ограничений взрослой жизни. | Неудивительно, что Морис Сендак снова и снова возвращался в своем творчестве к образам потерянного или украденного ребенка, или одинокого бунтаря, сбегающего от удушающих ограничений взрослой жизни. | ||
Все в семье Сендака любили рассказывать истории, вспоминать страшные сказки и еврейский фольклор, а также рисовать, что сказалось на дальнейших интересах Мориса. Другим его увлечением с детства было кино — он любил Басби Беркли, Бастера Китона, Оливера Харди, фильм про Кинг-Конга и работы Диснея. Микки Маус был создан через шесть месяцев после рождения Сендака и стал его увлечением на всю жизнь: дом Сендака в лесах Риджфилда, штат Коннектикут, был забит коллекционными фигурками Микки Мауса. | Все в семье Сендака любили рассказывать истории, вспоминать страшные сказки и еврейский фольклор, а также рисовать, что сказалось на дальнейших интересах Мориса. Другим его увлечением с детства было кино — он любил Басби Беркли, Бастера Китона, Оливера Харди, фильм про Кинг-Конга и работы Диснея. Микки Маус был создан через шесть месяцев после рождения Сендака и стал его увлечением на всю жизнь: дом Сендака в лесах Риджфилда, штат Коннектикут, был забит коллекционными фигурками Микки Мауса. | ||
Его любовь к книгам началась, когда из-за начавшихся проблем со здоровьем он какое-то время был прикован к постели и мог только читать. Когда ему было 12, он просмотрел «Фантазию» Уолта Диснея и решил стать иллюстратором. | Его любовь к книгам началась, когда из-за начавшихся проблем со здоровьем он какое-то время был прикован к постели и мог только читать. Когда ему было 12, он просмотрел «Фантазию» Уолта Диснея и решил стать иллюстратором. | ||
Строка 42: | Строка 42: | ||
Сендак объяснял свой успех тем, что отказался от опекающего тона в обращении к юным читателям и не представлял детские чувства и опыт в розовом свете, считая детей «лучшей аудиторией и более суровыми критиками». Он никогда не изображал ребенка таким, каким его хотело видеть буржуазное общество — послушным и милым, не противоречивым, не вступающим в конфликты с внешним миром, с родителями и воспитателями. «Я отказываюсь врать детям», — сказал он в одном из своих последних интервью Guardian с характерной для него запальчивостью. «Я отказываюсь писать в угоду дурацким представлениям о детской наивности». Художник считал, что его изображение детства, реального поведения детей и их переживаний помогает читателям преодолевать свои страхи и взрослеть через столкновение с конфликтами. | Морис Сендак объяснял свой успех тем, что отказался от опекающего тона в обращении к юным читателям и не представлял детские чувства и опыт в розовом свете, считая детей «лучшей аудиторией и более суровыми критиками». Он никогда не изображал ребенка таким, каким его хотело видеть буржуазное общество — послушным и милым, не противоречивым, не вступающим в конфликты с внешним миром, с родителями и воспитателями. «Я отказываюсь врать детям», — сказал он в одном из своих последних интервью Guardian с характерной для него запальчивостью. «Я отказываюсь писать в угоду дурацким представлениям о детской наивности». Художник считал, что его изображение детства, реального поведения детей и их переживаний помогает читателям преодолевать свои страхи и взрослеть через столкновение с конфликтами. | ||
Строка 52: | Строка 52: | ||
Сендак был прекрасным рисовальщиком, в некотором смысле довольно традиционным: его вдохновляли иллюстраторы Викторианской Англии, такие как Рэндольф Кальдекотт, и еврейский фольклор. К этому добавлялось влияние комиксного бума в Америке и интерес Сендака к кинематографу. | Сендак был прекрасным рисовальщиком, в некотором смысле довольно традиционным: его вдохновляли иллюстраторы Викторианской Англии, такие как Рэндольф Кальдекотт, и еврейский фольклор. К этому добавлялось влияние комиксного бума в Америке и интерес Сендака к кинематографу. | ||
Помимо иллюстрирования детских книг, Морис Сендак работал над многими другими проектами. В 1975 году в сотрудничестве с певицей и пианисткой Кэрол Кинг он создал «Really Rosie», анимационный телесериал, основанный на нескольких его книжках. В 1978 году сериал был переработан в музыкальную пьесу. Сендак режиссировал оперные версии некоторых других своих книг, в том числе «Там, где живут чудовища», а так же выступал режиссером и дизайнером костюмов для балетов и опер, в том числе для чешской детской оперы «Брундибар» в постановке 2003 года его близкого друга, драматурга, лауреата Пулитцеровской премии Тони Кушнера. В 1980 году Сендак создал декорации для оперы «Волшебная флейта» Моцарта в Хьюстон Гранд Опере (Техас), а в 1983 году выступил художником-сценографом «Щелкунчика» Чайковского для Тихоокеанского Северо-Западного балета (Pacific Northwest Ballet) в Сиэтле. | Помимо иллюстрирования детских книг, Морис Сендак работал над многими другими проектами. В 1975 году в сотрудничестве с певицей и пианисткой Кэрол Кинг он создал «Really Rosie», анимационный телесериал, основанный на нескольких его книжках. В 1978 году сериал был переработан в музыкальную пьесу. Сендак режиссировал оперные версии некоторых других своих книг, в том числе «Там, где живут чудовища», а так же выступал режиссером и дизайнером костюмов для балетов и опер, в том числе для чешской детской оперы «Брундибар» в постановке 2003 года его близкого друга, драматурга, лауреата Пулитцеровской премии Тони Кушнера. В 1980 году Морис Сендак создал декорации для оперы «Волшебная флейта» Моцарта в Хьюстон Гранд Опере (Техас), а в 1983 году выступил художником-сценографом «Щелкунчика» Чайковского для Тихоокеанского Северо-Западного балета (Pacific Northwest Ballet) в Сиэтле. | ||
Сендак был одним из первых членов Национального совета консультантов Мастерской детского телевидения (National Board of Advisors of the Children's Television Workshop) на начальных этапах создания знаменитого телесериала «Улица Сезам». | Морис Сендак был одним из первых членов Национального совета консультантов Мастерской детского телевидения (National Board of Advisors of the Children's Television Workshop) на начальных этапах создания знаменитого телесериала «Улица Сезам». | ||
Морис Сендак умер 8 мая 2012 года в возрасте 83 лет в больнице Данбери, штат Коннектикут после инсульта. Сендак надолго запомнится за свой выдающийся вклад в детскую литературу. Его истории и образы оставили свой след в умах и сердцах целых поколений читателей — как молодых, так и взрослых. | Морис Сендак умер 8 мая 2012 года в возрасте 83 лет в больнице Данбери, штат Коннектикут после инсульта. Сендак надолго запомнится за свой выдающийся вклад в детскую литературу. Его истории и образы оставили свой след в умах и сердцах целых поколений читателей — как молодых, так и взрослых. | ||
Строка 60: | Строка 60: | ||
Русскому читателю Сендак долгое время оставался практически неизвестным: за исключением нескольких журнальных публикаций («Веселые картинки», 1988 г., № 12), в русском переводе его произведения не выходили вплоть до конца 2014 года. В СССР был издан лишь перевод одной книги на эстонский язык. | Русскому читателю Сендак долгое время оставался практически неизвестным: за исключением нескольких журнальных публикаций («Веселые картинки», 1988 г., № 12), в русском переводе его произведения не выходили вплоть до конца 2014 года. В СССР был издан лишь перевод одной книги на эстонский язык. | ||
За свою шестидесятилетнюю карьеру Сендак проиллюстрировал более ста детских книг, в том числе таких авторов, как Мейндерт Де Йонг и Рэндалл Джаррелл, издал более 20 книжек-картинок своего авторства, а также получил множество важных наград, в том числе — [[Премия имени Ханса Кристиана Андерсена|Премию имени Х. К. Андерсена]] в 1970 году, самую престижную награду в области детской литературы. | За свою шестидесятилетнюю карьеру Морис Сендак проиллюстрировал более ста детских книг, в том числе таких авторов, как Мейндерт Де Йонг и Рэндалл Джаррелл, издал более 20 книжек-картинок своего авторства, а также получил множество важных наград, в том числе — [[Премия имени Ханса Кристиана Андерсена|Премию имени Х. К. Андерсена]] в 1970 году, самую престижную награду в области детской литературы. | ||
Среди самых известных его произведений — серия из четырех книг «Nutshell Library» («Крошечная библиотека», 1962) и объединенные в трилогию «Where the Wild Things Are» («Там, где живут чудовища», 1963), «In the Night Kitchen» («На кухне ночью», 1970) и «Outside over There» («Там, вдалеке», 1981). | Среди самых известных его произведений — серия из четырех книг «Nutshell Library» («Крошечная библиотека», 1962) и объединенные в трилогию «Where the Wild Things Are» («Там, где живут чудовища», 1963), «In the Night Kitchen» («На кухне ночью», 1970) и «Outside over There» («Там, вдалеке», 1981). |