44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{Шаблон:Писатель2 |ФИО = Николай Эрнестович Радлов |Портрет = Nikola…») |
Klimkin (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 34: | Строка 34: | ||
Несмотря на то что Н.Э. Радлов был штатным сотрудником «Нового Сатирикона», для журнала он рисовал немного. Гораздо больше его привлекали искусствоведение и художественная критика. | Несмотря на то что Н.Э. Радлов был штатным сотрудником «Нового Сатирикона», для журнала он рисовал немного. Гораздо больше его привлекали искусствоведение и художественная критика. | ||
Ещё во время учёбы, в 1910 году, | Ещё во время учёбы, в 1910 году, Николай Радлов опубликовал свою первую статью в научном журнале, посвятив её археологическим изысканиям: «Два черепка с о. Березани» (Известия Археологической комиссии. Вып. 37). В 1912 году в этом же издании появилась его вторая статья — «Две панафинейские амфоры, найденные в южной России в 1911 г.» (Вып. 45). | ||
В 1912 году началось активное сотрудничество Н.Э. Радлова с журналом «Аполлон». Сначала Радлов, владевший несколькими европейскими языками, освещал хронику художественной жизни Франции, Англии, Германии, Австрии, Италии, США. Потом стал публиковать критические статьи о столичных художественных выставках, затем — теоретические проблемные статьи о современном искусстве. В частности, в 1913 году на страницах «Аполлона» Радлов изложил методику преподавания Д.Н. Кардовского, который не писал теоретических трудов. В этом же году журнал опубликовал статью Радлова «О скульпторе Конёнкове», в которой молодой критик связал творчество скультптора с древней народной и античной традицией, рассуждал об активной роли материала в эстетическом воздействии художественного образа на зрителя. | В 1912 году началось активное сотрудничество Н.Э. Радлова с журналом «Аполлон». Сначала Радлов, владевший несколькими европейскими языками, освещал хронику художественной жизни Франции, Англии, Германии, Австрии, Италии, США. Потом стал публиковать критические статьи о столичных художественных выставках, затем — теоретические проблемные статьи о современном искусстве. В частности, в 1913 году на страницах «Аполлона» Радлов изложил методику преподавания Д.Н. Кардовского, который не писал теоретических трудов. В этом же году журнал опубликовал статью Радлова «О скульпторе Конёнкове», в которой молодой критик связал творчество скультптора с древней народной и античной традицией, рассуждал об активной роли материала в эстетическом воздействии художественного образа на зрителя. | ||
Строка 49: | Строка 49: | ||
Характерная особенность искусствоведческих трудов Н.Э. Радлова состоит в том, что он всегда обосновывал свои выводы, представляя читателю достаточно стройную систему теоретических и историко-художественных взглядов. Высокая эрудиция, оригинальность мышления, эстетическая чуткость и несомненный литературный дар позволяли Радлову создавать интересные и убедительные художественно-критические работы. Многие высказанные Радловым идеи актуальны до сих пор. | Характерная особенность искусствоведческих трудов Н.Э. Радлова состоит в том, что он всегда обосновывал свои выводы, представляя читателю достаточно стройную систему теоретических и историко-художественных взглядов. Высокая эрудиция, оригинальность мышления, эстетическая чуткость и несомненный литературный дар позволяли Радлову создавать интересные и убедительные художественно-критические работы. Многие высказанные Радловым идеи актуальны до сих пор. | ||
Преподавательскую, искусствоведческую и редакторскую деятельность | Преподавательскую, искусствоведческую и редакторскую деятельность Николай Радлов совмещал с работой художника и активной общественной деятельностью. Он писал портреты, пейзажи, натюрморты, участвовал в выставках. В 1922–1927 годах входил в состав выставочной группы «Шестнадцать», в 1928–1930 годах возглавлял созданное на её основе «Общество живописцев». Вплоть до перезда в Москву работал в Ленинградском Союзе советских художников, был заместителем председателя и председателем правления. | ||
В 1920–1930-е годы Н.Э. Радлов неоднократно выступал в качестве театрального художника. Он оформил несколько постановок в ленинградских театрах. Наиболее известна его работа над инсценировкой «Похождений бравого солдата Швейка» в 1936 году. Сохранилась нарисованная Радловым афиша к этому спектаклю. | В 1920–1930-е годы Н.Э. Радлов неоднократно выступал в качестве театрального художника. Он оформил несколько постановок в ленинградских театрах. Наиболее известна его работа над инсценировкой «Похождений бравого солдата Швейка» в 1936 году. Сохранилась нарисованная Радловым афиша к этому спектаклю. | ||
Работа карикатуриста стала основной деятельностью Н.Э. Радлова в 1920-е годы. В это время в стране происходили масштабные социальные, экономические и политические изменения, прежде всего НЭП, индустриализация, коллективизация сельского хозяйства. Связанные с ними процессы и явления затрагивали все стороны жизни общества, касались каждого человека и при этом далеко не всегда были позитивными. Жизнь давала обильный материал для сатиры. Появилось множество юмористических журналов и газет, карикатуры регулярно печатались на страницах практически всех периодических изданий. Талант Радлова-карикатуриста оказался очень востребованным. Рисунки Радлова печатали журналы «Мухомор» (с 1922 года), «Красный ворон» и «Дрезина» (1923), «Бегемот» и «Смехач» (с 1924). Затем были «Пушка», «Ревизор» и др. Радлов много рисовал на темы внешней политики. Среди самых удачных его работ — рисунки «Великодержавные процессы» (Красный ворон. 1923. № 21), «Красная опасность» (Смехач. 1924. № 23). Но большинство рисунков и в эти годы, и в последующие Радлов посвятил высмеиванию «гримас быта», разных глупостей и нелепостей, в том числе чиновничьих, мешавших нормальной жизни людей. | Работа карикатуриста стала основной деятельностью Н.Э. Радлова в 1920-е годы. В это время в стране происходили масштабные социальные, экономические и политические изменения, прежде всего НЭП, индустриализация, коллективизация сельского хозяйства. Связанные с ними процессы и явления затрагивали все стороны жизни общества, касались каждого человека и при этом далеко не всегда были позитивными. Жизнь давала обильный материал для сатиры. Появилось множество юмористических журналов и газет, карикатуры регулярно печатались на страницах практически всех периодических изданий. Талант Радлова-карикатуриста оказался очень востребованным. Рисунки Радлова печатали журналы «Мухомор» (с 1922 года), «Красный ворон» и «Дрезина» (1923), «Бегемот» и «Смехач» (с 1924). Затем были «Пушка», «Ревизор» и др. Радлов много рисовал на темы внешней политики. Среди самых удачных его работ — рисунки «Великодержавные процессы» (Красный ворон. 1923. № 21), «Красная опасность» (Смехач. 1924. № 23). Но большинство рисунков и в эти годы, и в последующие Николай Радлов посвятил высмеиванию «гримас быта», разных глупостей и нелепостей, в том числе чиновничьих, мешавших нормальной жизни людей. | ||
В 1930-годы карикатуры Н.Э. Радлова регулярно появлялись в газете «Литературный Ленинград», еженедельнике «Рабочий и театр» и других изданиях, включая знаменитый журнал «Крокодил», с которым художник сотрудничал до конца жизни. | В 1930-годы карикатуры Н.Э. Радлова регулярно появлялись в газете «Литературный Ленинград», еженедельнике «Рабочий и театр» и других изданиях, включая знаменитый журнал «Крокодил», с которым художник сотрудничал до конца жизни. | ||
Строка 76: | Строка 76: | ||
Особую свободу творческой энергии Н.Э. Радлова дарили произведения, адресованные детям. | Особую свободу творческой энергии Н.Э. Радлова дарили произведения, адресованные детям. | ||
Впервые с детской читательской аудиторией | Впервые с детской читательской аудиторией Николай Радлов встретился, когда работал в журнале «Галчёнок» (1911–1913). Редактор этого умного и весёлого издания А.А. Радаков пригласил в журнал совсем молодых художников, которых ещё никто не знал, но которые обладали тонким чувством юмора, фантазией и умением связывать воедино текст и рисунок. Среди них были Н.Э. Радлов и В.В. Лебедев. Впоследствии Радаков гордился, что именно он первым разглядел эти качества в будущих выдающихся художниках детской книги: «Они хорошо чувствовали конкретность и эмоциональность детского мышления, умели выявить образ без ненужных, разбивающих впечатление <…> деталей. Они были также хорошими выдумщиками». | ||
Первой детской книгой, которую проиллюстрировал Н.Э. Радлов, стали «Приключения Тома» М.Твена (MCMXXIII [1923]). С 1928 года рисунки Радлова появлялись в журнале для детей «Ёж», потом — в «Чиже», «Костре», «Пионере» и др. В 1931 году вышел сборник рассказов М.М. Зощенко «Понимать надо» с характерными для Радлова выразительными линейными рисунками. | Первой детской книгой, которую проиллюстрировал Н.Э. Радлов, стали «Приключения Тома» М.Твена (MCMXXIII [1923]). С 1928 года рисунки Радлова появлялись в журнале для детей «Ёж», потом — в «Чиже», «Костре», «Пионере» и др. В 1931 году вышел сборник рассказов М.М. Зощенко «Понимать надо» с характерными для Радлова выразительными линейными рисунками. | ||
Строка 90: | Строка 90: | ||
С началом Великой Отечественной войны Н.Э. Радлов активно включился в работу по выпуску агитационных плакатов «Окна ТАСС» (созданы по аналогии с «Окнами сатиры РОСТА» времён Гражданской войны). Малотиражные плакаты создавались вручную, путём нанесением клеевых красок на бумагу через трафарет. Этот трудоёмкий, требовавший много сил процесс давал большую свободу в использовании красок и позволял быстро реагировать на происходящие события. С июня 1941 по октябрь 1942 года, когда был напечатан его последний плакат, Радлов придумал и выполнил около 40 плакатов. | С началом Великой Отечественной войны Н.Э. Радлов активно включился в работу по выпуску агитационных плакатов «Окна ТАСС» (созданы по аналогии с «Окнами сатиры РОСТА» времён Гражданской войны). Малотиражные плакаты создавались вручную, путём нанесением клеевых красок на бумагу через трафарет. Этот трудоёмкий, требовавший много сил процесс давал большую свободу в использовании красок и позволял быстро реагировать на происходящие события. С июня 1941 по октябрь 1942 года, когда был напечатан его последний плакат, Радлов придумал и выполнил около 40 плакатов. | ||
В 1942 году коллектив художников-сатириков «Окон ТАСС», в том числе Н.Э. Радлов, были удостоены Сталинской премии второй степени. Радлов сказал: «Признание Правительства в данном случае для меня чрезвычайно важно, символично. То, что карикатура может так влиять на массы, иметь такой резонанс, — для меня это глубочайшее удовлетворение, потому что это оправдывает весь ход моей жизни». И нарисовал шарж, изобразив создателей «Окон ТАСС» — художников и писателей. | |||
Практически одновременно с созданием плакатов для «Окон ТАСС» Н.Э. Радлов начал работать в качестве художественного редактора журнала «Фронтовой юмор». Издавало журнал Политуправление Западного фронта (позже 3-го Белорусского). В июле 1941 года появился самый первый, ненумерованный, выпуск. Последний номер журнала, сорок восьмой, вышел марте 1945-го. | Практически одновременно с созданием плакатов для «Окон ТАСС» Н.Э. Радлов начал работать в качестве художественного редактора журнала «Фронтовой юмор». Издавало журнал Политуправление Западного фронта (позже 3-го Белорусского). В июле 1941 года появился самый первый, ненумерованный, выпуск. Последний номер журнала, сорок восьмой, вышел марте 1945-го. | ||
В январе 1942 года | В январе 1942 года Николай Эрнестович Радлов серьёзно пострадал во время бомбёжки Москвы. Умер от последствий травмы 29 декабря 1942 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. | ||
За годы творческой деятельности Н.Э. Радлов создал целый корпус художественно-критических и искусствоведческих трудов, выполнил иллюстрации к более чем сорока книгам отечественных и зарубежных авторов, для взрослых и детей. Его рисунки и работа в качестве художественного редактора в популярных журналах (в частности, в «Бегемоте») оставили заметный след в истории отечественной карикатуры и — шире — искусства газетно-журнальной графики и близкой ей книжной графики. Портреты, выполненные Радловым, впечатляют профессиональным мастерством и тонким психологизмом. | За годы творческой деятельности Н.Э. Радлов создал целый корпус художественно-критических и искусствоведческих трудов, выполнил иллюстрации к более чем сорока книгам отечественных и зарубежных авторов, для взрослых и детей. Его рисунки и работа в качестве художественного редактора в популярных журналах (в частности, в «Бегемоте») оставили заметный след в истории отечественной карикатуры и — шире — искусства газетно-журнальной графики и близкой ей книжной графики. Портреты, выполненные Радловым, впечатляют профессиональным мастерством и тонким психологизмом. | ||
Строка 450: | Строка 450: | ||
*Художники детской книги о себе и своем искусстве : статьи, рассказы, заметки, выступления / сост., записал, [написал предисл.] и прокомментировал В. Глоцер. — Москва : Книга, 1987. — 305 с. : ил., цв. ил. | *Художники детской книги о себе и своем искусстве : статьи, рассказы, заметки, выступления / сост., записал, [написал предисл.] и прокомментировал В. Глоцер. — Москва : Книга, 1987. — 305 с. : ил., цв. ил. | ||
*Искусство наглядной пропаганды : 75 лет «Окнам ТАСС». — Текст : электронный // ТАСС | *[https://tass.ru/obschestvo/3377935 Искусство наглядной пропаганды] : 75 лет «Окнам ТАСС». — Текст : электронный // ТАСС | ||
*Коллекция «Окон ТАСС». — Текст : электронный // Государственный литературный музей | *[https://www.goslitmuz.ru/collections/367 Коллекция «Окон ТАСС»]. — Текст : электронный // Государственный литературный музей | ||
*[https://fantlab.ru/art919 Работы художника Н. Радлова]. — Текст : электронный // Лаборатория фантастики | |||
* | *[https://pv-gallery.com/author/90020/Radlov-N-E Радлов, Н. Э.] — Текст : электронный // Галерея знаний и склад искусств. Прошлый век | ||
* | *[https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%8B_%D0%B2_%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%85 Рассказы в картинках]. — Текст : электронный // Википедия | ||
* | *[https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29308243 Филиппова, О. Н. Н.Э. Радлов] — карикатурист и искусствовед (1889–1942) / О. Н. Филиппова. — Текст : электронный // eLIBRARY | ||
==Выставки== | ==Выставки== |