Радлов Николай Эрнестович: различия между версиями

нет описания правки
(Новая страница: «{{Шаблон:Писатель2 |ФИО = Николай Эрнестович Радлов |Портрет = Nikola…»)
 
Нет описания правки
Строка 34: Строка 34:
Несмотря на то что Н.Э. Радлов был штатным сотрудником «Нового Сатирикона», для журнала он рисовал немного. Гораздо больше его привлекали искусствоведение и художественная критика.     
Несмотря на то что Н.Э. Радлов был штатным сотрудником «Нового Сатирикона», для журнала он рисовал немного. Гораздо больше его привлекали искусствоведение и художественная критика.     
        
        
Ещё во время учёбы, в 1910 году, Н.Э. Радлов опубликовал свою первую статью в научном журнале, посвятив её археологическим изысканиям: «Два черепка с о. Березани» (Известия Археологической комиссии. Вып. 37). В 1912 году в этом же издании появилась его вторая статья — «Две панафинейские амфоры, найденные в южной России в 1911 г.» (Вып. 45).  
Ещё во время учёбы, в 1910 году, Николай Радлов опубликовал свою первую статью в научном журнале, посвятив её археологическим изысканиям: «Два черепка с о. Березани» (Известия Археологической комиссии. Вып. 37). В 1912 году в этом же издании появилась его вторая статья — «Две панафинейские амфоры, найденные в южной России в 1911 г.» (Вып. 45).  


В 1912 году началось активное сотрудничество Н.Э. Радлова с журналом «Аполлон». Сначала Радлов, владевший несколькими европейскими языками, освещал хронику художественной жизни Франции, Англии, Германии, Австрии, Италии, США. Потом стал публиковать критические статьи о столичных художественных выставках, затем — теоретические проблемные статьи о современном искусстве. В частности, в 1913 году на страницах «Аполлона» Радлов изложил методику преподавания Д.Н. Кардовского, который не писал теоретических трудов. В этом же году журнал опубликовал статью Радлова «О скульпторе Конёнкове», в которой молодой критик связал творчество скультптора с древней народной и античной традицией, рассуждал об активной роли материала  в эстетическом воздействии художественного образа на зрителя.   
В 1912 году началось активное сотрудничество Н.Э. Радлова с журналом «Аполлон». Сначала Радлов, владевший несколькими европейскими языками, освещал хронику художественной жизни Франции, Англии, Германии, Австрии, Италии, США. Потом стал публиковать критические статьи о столичных художественных выставках, затем — теоретические проблемные статьи о современном искусстве. В частности, в 1913 году на страницах «Аполлона» Радлов изложил методику преподавания Д.Н. Кардовского, который не писал теоретических трудов. В этом же году журнал опубликовал статью Радлова «О скульпторе Конёнкове», в которой молодой критик связал творчество скультптора с древней народной и античной традицией, рассуждал об активной роли материала  в эстетическом воздействии художественного образа на зрителя.   
Строка 49: Строка 49:
Характерная особенность искусствоведческих трудов Н.Э. Радлова состоит в том, что он всегда обосновывал свои выводы, представляя читателю достаточно стройную систему теоретических и историко-художественных взглядов. Высокая эрудиция, оригинальность мышления, эстетическая чуткость и несомненный литературный дар позволяли Радлову создавать интересные и убедительные художественно-критические работы. Многие высказанные Радловым идеи актуальны до сих пор.
Характерная особенность искусствоведческих трудов Н.Э. Радлова состоит в том, что он всегда обосновывал свои выводы, представляя читателю достаточно стройную систему теоретических и историко-художественных взглядов. Высокая эрудиция, оригинальность мышления, эстетическая чуткость и несомненный литературный дар позволяли Радлову создавать интересные и убедительные художественно-критические работы. Многие высказанные Радловым идеи актуальны до сих пор.


Преподавательскую, искусствоведческую и редакторскую деятельность Н.Э. Радлов совмещал с работой художника и активной общественной деятельностью. Он писал портреты, пейзажи, натюрморты, участвовал в выставках. В 1922–1927 годах входил в состав выставочной группы «Шестнадцать», в 1928–1930 годах возглавлял созданное на её основе «Общество живописцев». Вплоть до перезда в Москву работал в Ленинградском Союзе советских художников, был заместителем председателя и председателем правления.
Преподавательскую, искусствоведческую и редакторскую деятельность Николай Радлов совмещал с работой художника и активной общественной деятельностью. Он писал портреты, пейзажи, натюрморты, участвовал в выставках. В 1922–1927 годах входил в состав выставочной группы «Шестнадцать», в 1928–1930 годах возглавлял созданное на её основе «Общество живописцев». Вплоть до перезда в Москву работал в Ленинградском Союзе советских художников, был заместителем председателя и председателем правления.
В 1920–1930-е годы Н.Э. Радлов неоднократно выступал в качестве театрального художника. Он оформил несколько постановок в ленинградских театрах. Наиболее известна его работа над инсценировкой «Похождений бравого солдата Швейка» в 1936 году. Сохранилась нарисованная  Радловым афиша к этому спектаклю.
В 1920–1930-е годы Н.Э. Радлов неоднократно выступал в качестве театрального художника. Он оформил несколько постановок в ленинградских театрах. Наиболее известна его работа над инсценировкой «Похождений бравого солдата Швейка» в 1936 году. Сохранилась нарисованная  Радловым афиша к этому спектаклю.
Работа карикатуриста стала основной деятельностью Н.Э. Радлова в 1920-е годы. В это время в стране происходили масштабные социальные, экономические и политические изменения, прежде всего НЭП, индустриализация, коллективизация сельского хозяйства. Связанные с ними процессы и явления затрагивали все стороны жизни общества, касались каждого человека и при этом далеко не всегда были позитивными. Жизнь давала обильный материал для сатиры. Появилось множество юмористических журналов и газет, карикатуры регулярно печатались на страницах практически всех периодических изданий. Талант Радлова-карикатуриста оказался очень востребованным. Рисунки Радлова печатали журналы «Мухомор» (с 1922 года), «Красный ворон» и «Дрезина» (1923), «Бегемот» и «Смехач» (с 1924). Затем были «Пушка», «Ревизор» и др. Радлов много рисовал на темы внешней политики. Среди самых удачных его работ — рисунки «Великодержавные процессы» (Красный ворон. 1923. № 21), «Красная опасность» (Смехач. 1924. № 23). Но большинство рисунков и в эти годы, и в последующие Радлов посвятил высмеиванию «гримас быта», разных глупостей и нелепостей, в том числе чиновничьих, мешавших нормальной жизни людей.  
Работа карикатуриста стала основной деятельностью Н.Э. Радлова в 1920-е годы. В это время в стране происходили масштабные социальные, экономические и политические изменения, прежде всего НЭП, индустриализация, коллективизация сельского хозяйства. Связанные с ними процессы и явления затрагивали все стороны жизни общества, касались каждого человека и при этом далеко не всегда были позитивными. Жизнь давала обильный материал для сатиры. Появилось множество юмористических журналов и газет, карикатуры регулярно печатались на страницах практически всех периодических изданий. Талант Радлова-карикатуриста оказался очень востребованным. Рисунки Радлова печатали журналы «Мухомор» (с 1922 года), «Красный ворон» и «Дрезина» (1923), «Бегемот» и «Смехач» (с 1924). Затем были «Пушка», «Ревизор» и др. Радлов много рисовал на темы внешней политики. Среди самых удачных его работ — рисунки «Великодержавные процессы» (Красный ворон. 1923. № 21), «Красная опасность» (Смехач. 1924. № 23). Но большинство рисунков и в эти годы, и в последующие Николай Радлов посвятил высмеиванию «гримас быта», разных глупостей и нелепостей, в том числе чиновничьих, мешавших нормальной жизни людей.  


В 1930-годы карикатуры Н.Э. Радлова регулярно появлялись в газете «Литературный Ленинград», еженедельнике «Рабочий и театр» и других изданиях, включая знаменитый журнал «Крокодил», с которым художник сотрудничал до конца жизни.  
В 1930-годы карикатуры Н.Э. Радлова регулярно появлялись в газете «Литературный Ленинград», еженедельнике «Рабочий и театр» и других изданиях, включая знаменитый журнал «Крокодил», с которым художник сотрудничал до конца жизни.  
Строка 76: Строка 76:
    
    
Особую свободу творческой энергии Н.Э. Радлова дарили  произведения, адресованные детям.  
Особую свободу творческой энергии Н.Э. Радлова дарили  произведения, адресованные детям.  
Впервые с детской читательской аудиторией Н.Э. Радлов встретился, когда работал в журнале «Галчёнок» (1911–1913). Редактор этого умного и весёлого издания А.А. Радаков пригласил в журнал совсем молодых художников, которых ещё никто не знал, но которые обладали тонким чувством юмора, фантазией и умением связывать воедино текст и рисунок. Среди них были Н.Э. Радлов и В.В. Лебедев. Впоследствии Радаков гордился, что именно он первым разглядел эти качества в будущих выдающихся художниках детской книги: «Они хорошо чувствовали конкретность и эмоциональность детского мышления, умели выявить образ без ненужных, разбивающих впечатление <…> деталей. Они были также хорошими выдумщиками».
Впервые с детской читательской аудиторией Николай Радлов встретился, когда работал в журнале «Галчёнок» (1911–1913). Редактор этого умного и весёлого издания А.А. Радаков пригласил в журнал совсем молодых художников, которых ещё никто не знал, но которые обладали тонким чувством юмора, фантазией и умением связывать воедино текст и рисунок. Среди них были Н.Э. Радлов и В.В. Лебедев. Впоследствии Радаков гордился, что именно он первым разглядел эти качества в будущих выдающихся художниках детской книги: «Они хорошо чувствовали конкретность и эмоциональность детского мышления, умели выявить образ без ненужных, разбивающих впечатление <…> деталей. Они были также хорошими выдумщиками».
Первой детской книгой, которую проиллюстрировал Н.Э. Радлов, стали «Приключения Тома» М.Твена (MCMXXIII [1923]). С 1928 года рисунки Радлова появлялись в журнале для детей «Ёж», потом — в «Чиже», «Костре», «Пионере» и др. В 1931 году вышел сборник рассказов М.М. Зощенко «Понимать надо» с характерными для Радлова выразительными линейными рисунками.
Первой детской книгой, которую проиллюстрировал Н.Э. Радлов, стали «Приключения Тома» М.Твена (MCMXXIII [1923]). С 1928 года рисунки Радлова появлялись в журнале для детей «Ёж», потом — в «Чиже», «Костре», «Пионере» и др. В 1931 году вышел сборник рассказов М.М. Зощенко «Понимать надо» с характерными для Радлова выразительными линейными рисунками.


Строка 90: Строка 90:
С началом Великой Отечественной войны Н.Э. Радлов активно включился в работу по выпуску агитационных плакатов «Окна ТАСС» (созданы по аналогии с «Окнами сатиры РОСТА» времён Гражданской войны). Малотиражные плакаты создавались вручную, путём нанесением клеевых красок на бумагу через трафарет. Этот трудоёмкий, требовавший много сил процесс давал большую свободу в использовании красок и позволял быстро реагировать на происходящие события. С июня 1941 по октябрь 1942 года, когда был напечатан его последний плакат, Радлов придумал и выполнил около 40 плакатов.  
С началом Великой Отечественной войны Н.Э. Радлов активно включился в работу по выпуску агитационных плакатов «Окна ТАСС» (созданы по аналогии с «Окнами сатиры РОСТА» времён Гражданской войны). Малотиражные плакаты создавались вручную, путём нанесением клеевых красок на бумагу через трафарет. Этот трудоёмкий, требовавший много сил процесс давал большую свободу в использовании красок и позволял быстро реагировать на происходящие события. С июня 1941 по октябрь 1942 года, когда был напечатан его последний плакат, Радлов придумал и выполнил около 40 плакатов.  


В 1942 году коллектив художников-сатириков «Окон ТАСС», в том числе Н.Э. Радлов, были удостоены Сталинской премии второй степени. Радлов сказал: «Признание Правительства в данном случае для меня чрезвычайно важно, символично. То, что карикатура может так влиять на массы, иметь такой резонанс, — для меня это глубочайшее удовлетворение, потому что это оправдывает весь ход моей жизни». И нарисовал шарж, изобразив создателей «Окон ТАСС» — художников и писателей.
В 1942 году коллектив художников-сатириков «Окон ТАСС», в том числе Н.Э. Радлов, были удостоены Сталинской премии второй степени. Радлов сказал: «Признание Правительства в данном случае для меня чрезвычайно важно, символично. То, что карикатура может так влиять на массы, иметь такой резонанс, — для меня это глубочайшее удовлетворение, потому что это оправдывает весь ход моей жизни». И нарисовал шарж, изобразив создателей «Окон ТАСС» — художников и писателей.
Практически одновременно с созданием плакатов для «Окон ТАСС» Н.Э. Радлов начал работать в качестве художественного редактора журнала «Фронтовой юмор». Издавало журнал Политуправление Западного фронта (позже 3-го Белорусского). В июле 1941 года появился самый первый, ненумерованный, выпуск. Последний номер журнала, сорок восьмой, вышел марте 1945-го.
Практически одновременно с созданием плакатов для «Окон ТАСС» Н.Э. Радлов начал работать в качестве художественного редактора журнала «Фронтовой юмор». Издавало журнал Политуправление Западного фронта (позже 3-го Белорусского). В июле 1941 года появился самый первый, ненумерованный, выпуск. Последний номер журнала, сорок восьмой, вышел марте 1945-го.


В январе 1942 года Н.Э. Радлов серьёзно пострадал во время бомбёжки Москвы. Умер от последствий травмы 29 декабря 1942 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
В январе 1942 года Николай Эрнестович Радлов серьёзно пострадал во время бомбёжки Москвы. Умер от последствий травмы 29 декабря 1942 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.


За годы творческой деятельности Н.Э. Радлов создал целый корпус художественно-критических и искусствоведческих трудов, выполнил  иллюстрации к более чем сорока книгам отечественных и зарубежных авторов, для взрослых и детей. Его рисунки и работа в качестве художественного редактора в популярных журналах (в частности, в «Бегемоте») оставили заметный след в истории отечественной карикатуры  и — шире — искусства газетно-журнальной графики и близкой ей книжной графики. Портреты, выполненные Радловым, впечатляют профессиональным мастерством и тонким психологизмом.  
За годы творческой деятельности Н.Э. Радлов создал целый корпус художественно-критических и искусствоведческих трудов, выполнил  иллюстрации к более чем сорока книгам отечественных и зарубежных авторов, для взрослых и детей. Его рисунки и работа в качестве художественного редактора в популярных журналах (в частности, в «Бегемоте») оставили заметный след в истории отечественной карикатуры  и — шире — искусства газетно-журнальной графики и близкой ей книжной графики. Портреты, выполненные Радловым, впечатляют профессиональным мастерством и тонким психологизмом.  
Строка 450: Строка 450:
*Художники детской книги о себе и своем искусстве : статьи, рассказы, заметки, выступления / сост., записал, [написал предисл.] и прокомментировал В. Глоцер. — Москва : Книга, 1987. — 305 с. : ил., цв. ил.
*Художники детской книги о себе и своем искусстве : статьи, рассказы, заметки, выступления / сост., записал, [написал предисл.] и прокомментировал В. Глоцер. — Москва : Книга, 1987. — 305 с. : ил., цв. ил.


*Искусство наглядной пропаганды : 75 лет «Окнам ТАСС». — Текст : электронный // ТАСС : сайт. — URL: https://tass.ru/obschestvo/3377935. — (дата обращения: 28.04.2020). 
*[https://tass.ru/obschestvo/3377935 Искусство наглядной пропаганды] : 75 лет «Окнам ТАСС». — Текст : электронный // ТАСС  


*Коллекция «Окон ТАСС». — Текст : электронный // Государственный литературный музей : сайт. — URL: https://www.goslitmuz.ru/collections/367. — (дата обращения: 28.04.2020). 
*[https://www.goslitmuz.ru/collections/367 Коллекция «Окон ТАСС»]. — Текст : электронный // Государственный литературный музей  
*[https://fantlab.ru/art919 Работы художника Н. Радлова]. — Текст : электронный // Лаборатория фантастики


*Работы художника Н. Радлова. — Текст : электронный // Лаборатория фантастики : сайт. — URL:  https://fantlab.ru/art919. — (дата обращения: 22.04.2010).
*[https://pv-gallery.com/author/90020/Radlov-N-E Радлов, Н. Э.] Текст : электронный // Галерея знаний и склад искусств. Прошлый век


*Радлов, Н. Э. — Текст : электронный // Галерея знаний и склад искусств. Прошлый век : сайт. — URL: https://pv-gallery.com/author/90020/Radlov-N-E. — (дата обращения: 27.04.2020).
*[https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%8B_%D0%B2_%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%85 Рассказы в картинках]. — Текст : электронный // Википедия


*Рассказы в картинках. — Текст : электронный // Википедия : сайт. — URL:  https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%8B_%D0%B2_%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%85. — (дата обращения: 27.04.2020).
*[https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29308243 Филиппова, О. Н. Н.Э. Радлов] — карикатурист и искусствовед (1889–1942) / О. Н. Филиппова. — Текст : электронный // eLIBRARY
 
*Филиппова, О. Н. Н.Э. Радлов — карикатурист и искусствовед (1889–1942) / О. Н. Филиппова. — Текст : электронный // eLIBRARY : сайт. — URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29308243. — (дата обращения: 22.04.2010).


==Выставки==
==Выставки==