Кестнер Эрих: различия между версиями

Строка 24: Строка 24:
== Биография ==
== Биография ==


Эрих Кестнер родился в немецком городе Дрезден, 23 февраля 1899 года. Отец писателя, Эмиль Ричард Кестнер, был седельником (мастером, изготовляющим сёдел) и обойщиком мебели, а мать, Ида Амалия работала надомницей, а в 30-е годы переучилась на парикмахера, чтобы помогать мужу обеспечивать семью. Кестнер был единственным ребёнком в семье, но в своей автобиографической работе «Когда я был маленьким мальчиком» (Als ich ein kleiner Junge war) он напишет, что никогда не скучал от этого; его всегда окружали друзья, а сам он никогда не чувствовал себя одиноким или излишне избалованным. В воспитании сына, в основном, принимала участие мать и с ней у Кестнера до конца жизни сложились тёплые и тесные отношения: он писал ей письма и присылал открытки почти каждый день. Образ заботливой матери позже появиться во многих будущих книгах писателя, он даже присвоит девичью фамилию матери, Августин, одному из персонажей. Ида Кестнер всецело поддерживала любые стремления сына, в том числе его желание стать учителем.  
Эрих Кестнер родился в немецком городе Дрезден 23 февраля 1899 года. Отец писателя, Эмиль Ричард Кестнер, был седельником (мастером, изготовляющим сёдел) и обойщиком мебели, а мать, Ида Амалия, работала надомницей: в 30-е годы переучилась на парикмахера, чтобы помогать мужу обеспечивать семью. Кестнер был единственным ребёнком в семье, но в своей автобиографической работе «Когда я был маленьким мальчиком» (Als ich ein kleiner Junge war) он пишет, что никогда не скучал от этого; его всегда окружали друзья, а сам он никогда не чувствовал себя одиноким или излишне избалованным. В воспитании сына, в основном, принимала участие мать, и с ней у Кестнера до конца жизни сложились тёплые и тесные отношения: он писал ей письма и присылал открытки почти каждый день. Образ заботливой матери позже появится во многих будущих книгах писателя, он даже присвоит девичью фамилию матери, Августин, одному из персонажей. Ида Кестнер всецело поддерживала любые стремления сына, в том числе его желание стать учителем.  


Получив начальное образование в Дрезденее, Эрих Кестнер поступил в дрезденский педагогический колледж барона фон Флетчера (Freiherrlich von Fletchersches Lehrerseminar), в намерении стать учителем начальных классов. Однако, в1917 году, не успев закончить обучение, писатель был призван на военную службу. Он попал в Королевскую Саксонскую Армию и проходил обучение в качестве артиллериста: тяжёлые тренировки и стресс привели его к нервному истощению и сердечной недостаточности, от которой он будет страдать всю жизнь. Домой он вернулся только в 1919 году, после революции, свергнувшей в Германии монархию, пережив смерть фронтовых товарищей и остальные ужасы войны, Кестнер становится ярым сторонником антимилитаризма; в своём интервью немецкой радиостанции Deutschlandfunk он скажет: главным опытом и одновременно одной из тяжелейших травм в моей жизни стала служба в армии. Самое важное, что я оттуда вынес: гнев на военных, на вооружение, на тяжелую промышленность. Тема осуждения и неприязни к войне будет читаться между строк в каждом его произведении в качестве наставления будущим поколениям.
Получив начальное образование в Дрездене, Эрих Кестнер поступил в дрезденский педагогический колледж барона фон Флетчера (Freiherrlich von Fletchersches Lehrerseminar), желая стать учителем начальных классов. Однако, в 1917 году, не успев закончить обучение, писатель был призван на военную службу. Он попал в Королевскую Саксонскую Армию и проходил обучение в качестве артиллериста: тяжёлые тренировки и стресс привели его к нервному истощению и сердечной недостаточности, от которой он будет страдать всю жизнь. Домой он вернулся только в 1919 году, после революции, свергнувшей в Германии монархию. Пережив смерть фронтовых товарищей и остальные ужасы войны, Эрих Кестнер становится ярым сторонником антимилитаризма; в своём интервью немецкой радиостанции Deutschlandfunk он скажет: главным опытом и одновременно одной из тяжелейших травм в моей жизни стала служба в армии. Самое важное, что я оттуда вынес: гнев на военных, на вооружение, на тяжелую промышленность. Тема осуждения и неприязни к войне будет читаться между строк в каждом его произведении в качестве наставления будущим поколениям.


Эрих Кестнер решает, что карьера учителя отныне не для него: печатая свои первые стихи в университетской газете, он получает стипендию и, окрылённый страстью к литературе, уезжает в в Лейпциг, где изучает историю, философию, германистику и искусство театра. Оплачивать обучение ему помогают родители, сам писатель устраивается на несколько подработок. Он ведёт активную студенческую жизнь, пишет диссертацию, проводит исследования в области германистики. С 1925 года Кестнер работает в качестве журналиста и критика в газете Neue Leipziger Zeitung. Там же он встречает единомышленника, немецкого карикатуриста Эриха Озера, вместе с ним он издаёт в газете эротическую поэму «Вечерняя песня виртуозов» (Abendlied des Kammervirtuosen), за которую Кестнера увольняют. После этого он переезжает в Берлин, где уже начинается его полноценная писательская карьера и складываются писательские привычки, формируется литературный стиль. Он печатается под псевдонимами в различных периодических изданиях, пишет пьесы для кабаре и театра, издаёт первые сборники стихов - «Herz auf Waist» (1928) и «Lärm im Spiegel» (1929), принесшие ему первый успех и славу в литературных кругах.  
Эрих Кестнер решает, что карьера учителя отныне не для него: печатая свои первые стихи в университетской газете, он получает стипендию и, окрылённый страстью к литературе, уезжает в Лейпциг, где изучает историю, философию, германистику и искусство театра. Оплачивать обучение ему помогают родители; сам писатель устраивается на несколько подработок. Он ведёт активную студенческую жизнь, пишет диссертацию, проводит исследования в области германистики.  


Годы, проведённые в Берлине, станут самыми плодотворными в его писательской карьере: в 1929 году по предложению Эдит Якобсон (немецкая переводчица и на тот момент, глава издательств Die Weltbühne и Williams & Co.), Эмиль Кестнер пробует себя в роли автора детских книг и издаёт, позднее ставшую классикой книгу, «Эмиль и сыщики», известность которой также принесут иллюстрации известного немецкого художника и друга писателя, Вальтера Триера.  Позже, в 1931 году Кестнер издаст ещё одну книгу в издательстве Якобсон, ставшую не менее популярной, чем книга о приключениях Эмиля, «Pünktchen und Anton» (рус. Кнопка и Антон). Но успех его первого детского романа про школьника Эмиля Тишбейна, принёс писателю мировую славу и признание, по сей день оставаясь классикой детской литературы: только в Германии было продано свыше двух миллионов экземпляров, а позднее книга была переведена на более чем 50 языков и не раз экранизирована.
С 1925 года Кестнер работает в качестве журналиста и критика в газете Neue Leipziger Zeitung. Там же он встречает единомышленника, немецкого карикатуриста Эриха Озера. Вместе с ним он издаёт в газете поэму «Вечерняя песня виртуозов» (Abendlied des Kammervirtuosen), за которую Эриха Кестнера увольняют. После этого он переезжает в Берлин, где уже начинается его полноценная писательская карьера и складываются авторские привычки, формируется литературный стиль. Он печатается под псевдонимами в различных периодических изданиях, пишет пьесы для кабаре и театра, издаёт первые сборники стихов - «Herz auf Waist» (1928) и «Lärm im Spiegel» (1929), принесшие ему первый успех в литературных кругах.
 
Годы, проведённые в Берлине, станут самыми плодотворными в его писательской карьере: в 1929 году по предложению Эдит Якобсон (немецкая переводчица и глава издательств Die Weltbühne и Williams & Co.), Эмиль Кестнер пробует себя в роли автора детских книг и издаёт, позднее ставшую классикой книгу, «Эмиль и сыщики», известность которой также принесут иллюстрации известного немецкого художника и друга писателя, Вальтера Триера.  Позже, в 1931 году Кестнер издаст ещё одну книгу в издательстве Якобсон, ставшую не менее популярной, чем книга о приключениях Эмиля, «Pünktchen und Anton» (рус. Кнопка и Антон). Но успех его первого детского романа про школьника Эмиля Тишбейна, принёс писателю мировую славу и признание, по сей день оставаясь классикой детской литературы: только в Германии было продано свыше двух миллионов экземпляров, а позднее книга была переведена на более чем 50 языков и не раз экранизирована.


В книге «Эмиль и сыщики» рассказывается о примерном мальчике Эмиле Тишбейне, которого мать отправляет в Берлин с поручением — отвезти бабушке заработанные упорным трудом деньги. В поезде Эмиля обкрадывают. Он приходит в отчаяние — ведь мать приложила столько труда, чтобы их заработать, да и бабушка на них рассчитывает — и отправляется в погоню за вором. Ему помогают берлинские мальчишки — веселые, изобретательные, готовые в любой момент прийти на помощь ребята — и после захватывающих приключений им удается схватить преступника и вернуть Эмилю украденные деньги. Зло оказалось побежденным солидарностью детей, их готовностью помочь друг другу:- Нравственная активность Эмиля вознаграждается сторицей: он не только получает обратно свои 140 марок, но становится обладателем премии в 1000 марок за поимку опасного рецидивиста. Огромный читательский интерес к книге со стороны не только детей, но и взрослых был вызван во многом не этической позицией Кестнера-педагога, а талантом Кестнера-рассказчика, его остроумием и изобретательностью, великолепным языковым мастерством.
В книге «Эмиль и сыщики» рассказывается о примерном мальчике Эмиле Тишбейне, которого мать отправляет в Берлин с поручением — отвезти бабушке заработанные упорным трудом деньги. В поезде Эмиля обкрадывают. Он приходит в отчаяние — ведь мать приложила столько труда, чтобы их заработать, да и бабушка на них рассчитывает — и отправляется в погоню за вором. Ему помогают берлинские мальчишки — веселые, изобретательные, готовые в любой момент прийти на помощь ребята — и после захватывающих приключений им удается схватить преступника и вернуть Эмилю украденные деньги. Зло оказалось побежденным солидарностью детей, их готовностью помочь друг другу:- Нравственная активность Эмиля вознаграждается сторицей: он не только получает обратно свои 140 марок, но становится обладателем премии в 1000 марок за поимку опасного рецидивиста. Огромный читательский интерес к книге со стороны не только детей, но и взрослых был вызван во многом не этической позицией Кестнера-педагога, а талантом Кестнера-рассказчика, его остроумием и изобретательностью, великолепным языковым мастерством.

Навигация