Владимиров Юрий Дмитриевич

Материал из ПроДетЛит
Перейти к навигации Перейти к поиску
Владимиров Юрий Дмитриевич
Юрий Владимиров
Юрий Владимиров
Псевдоним(ы) Ю. Владимирский
Дата рождения 1908
Место рождения г. Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти 04.10.1931
Место смерти г. Ленинград, СССР
Род деятельности писатель



Юрий Дмитриевич Владимиров — писатель.

Юрий Владимиров / Биография

Юрий Владимиров родился в 1908 году в Санкт-Петербурге. Матерью его была Лидия Павловна Брюллова, внучатая племянница знаменитого художника. Рано осиротевшая девочка вместе с братьями и сестрами росла под присмотром строгой гувернантки. Детям запрещалось бегать и шуметь, можно было учить уроки, вышивать и разговаривать шепотом. Книги они читали, спрятавшись под столом, покрытом тяжелой скатертью. Отец в доме почти не появлялся и жизнью детей не интересовался.

Юность Лидии Брюлловой пришлась на Серебряный век. Девушка писала стихи, рисовала, переводила. Миниатюрная, с четким профилем, похожая на итальянок с картин Карла Брюллова, синеглазая, с бархатными черными бровями — такой предстает она в воспоминаниях современников. Лидия долгое время была секретарем журнала «Аполлон», в котором печатались А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам. Близкая подруга Е. И. Дмитриевой и М. А. Волошина, она романтически включилась в их совместную мистификацию «Черубина де Габриак».

Черубина де Габриак — один из самых необычных женских образов Серебряного века, благодаря безобидному розыгрышу Максимилиана Волошина ставший легендой. Скромная и мало кому известная переводчица Елизавета Ивановна Дмитриева на некоторое время превратилась в независимую, пылкую испанку, католичку, чьи религиозные, экзальтированные стихи печатались в журнале «Аполлон». Мистификация закончилась дуэлью между влюбленными в нее М. А. Волошиным и Н. С. Гумилевым. По счастливой случайности оба они промахнулись. Лидия Брюллова помогала своей ближайшей подруге создавать образ испанской поэтессы, доставала для нее особенную бумагу и духи и в качестве вымышленной княгини Дарьи Владимировны осуществляла связь с Черубиной.

Близко дружила Брюллова и с А. Белым и его женой и была завсегдатаем религиозно-мистического антропософского кружка.

Первым избранником Лидии Брюлловой, отцом ее сына Юрия, стал известный журналист Петр Пильский. По воспоминаниям К. И. Чуковского, «Пильский был темпераментный и бойкий писатель, отлично владевший пером, но бретер, самохвал, забияка, кабацкий драчун». Респектабельная семья Брюлловой была в ужасе от ее выбора. Позже Лидия окончательно обрела счастье с офицером Дмитрием Владимировым, давшем Юрию свою фамилию. В этом браке также родилась сестра Юрия, Наталья.

Атмосфера в доме Владимировых была пропитана литературой и театром. Юноша рисовал, сочинял стихи, участвовал во встречах антропософов, собиравшихся в доме родителей. В 1920 году Юра начал обучение в школе № 47, в бывшей женской гимназии. В классе было всего четыре мальчика, и вскоре они крепко сдружились. Юрий часто проводил друзей на спектакли в ТЮЗ, где работала в дирекции его мама. В школе тех лет кипела бурная общественная жизнь. Ученик Владимиров писал стихи и фельетоны для жившколгазеты (стенгазеты) «Рупор», принимал участие в постановках драматического кружка. Признанный школьный поэт, он сочинил для спектакля куплеты о себе и своих товарищах. Сохранились строки, рисующие портрет автора: «Вот Юрий наш Владимиров, / Смешлив и свеж, / В кино и в живгазете / Он всегда помреж». Популярен в школе был не только театр, но и спорт. Юра был активным физкультурником, возглавлял лыжную секцию. В школьном еженедельном журнале «Красный спорт» с продолжением публиковался спортивно-приключенческий роман юного писателя «Секретный список». Если автор не успевал к выходу очередного номера, пустующее место редактор заполнял гневной критикой в его адрес.

Редкая одаренность Юрия впоследствии сказывалась во всем, за что бы он ни брался. Посещал кружок радистов — и опередил всех товарищей в сильной группе. Осваивал катание на финских санках — стал чемпионом района. Учился ходить на яхте — получил диплом капитана малого плавания. Писатель Л. Пантелеев вспоминал Юрия как стивенсоновского мальчика, веселого, отважного, с распахнутой грудью, сложившего по-наполеоновски руки на капитанском мостике летящей на всех парусах яхты. По воспоминаниям И. А. Рахтанова, «Владимиров был моряк, и, как в песне поется, «моряк красивый сам собою», он водил в Финском заливе спортивную яхту, носил мичманку с большим лакированным козырьком и эмалевым вымпелом… Владимиров гордился тем, что он капитан, а не матрос яхты, с охотой употреблял в разговоре моряцкие словечки, и, если послушать его, составлялось представление, будто самые матерые морские волки по сравнению с ним лишь слепые щенята…».



После окончания школы юноше дворянского происхождения продолжить образование и даже найти постоянную работу было непросто. Юрий стоял на бирже труда, работал на стройке, чаще всего разнорабочим — таскал щебенку, возил тачки с землей. Почти каждый вечер бывшие одноклассники по-прежнему собирались в школе. Один из друзей поэта, подрабатывающий иллюстрированием детских книг, показал стихотворение Юрия «Оркестр» в издательстве «Радуга». Вскоре оно было опубликовано, но еще раньше успела выйти книжечка со стихотворением «Ниночкины покупки» — окрыленный успехом молодой поэт обратился в издательство газеты «Красная звезда». Таким образом, в 1928 году увидели свет две первые книги Юрия Владимирова. С. Я. Маршак, руководитель Детского отдела Государственного издательства, оценил его свежее, почти детское восприятие мира, непосредственность и яркое дарование, и поэт начал печататься в журналах «Чиж» и «Еж». По рассказам современников, Юрий был «небольшого роста, с глубокими черными итальянскими глазами и всегда с растрепанной мягкой шевелюрой». Шутник, любитель анекдотов и розыгрышей, озорной фантазер, он был любим всеми окружающими. По воспоминаниям Н. К. Чуковского, «то была эпоха детства детской литературы, и детство у неё тоже было весёлое. Весь… этаж ежедневно в течение всех служебных часов сотрясался от хохота. Некоторые посетители Детского отдела до того ослабевали от смеха, что кончив свои дела, выходили на лестничную площадку, держась за стены, как пьяные…». «Вот уже окончен рабочий день, в коридорах темнота, а у нас свет, хохот и словно праздник», — делился воспоминаниями И. Л. Андроников.

За небольшой промежуток было издано около десятка книг «вдохновенного мальчишки» для детей. Среди них «Самолет», «Чудаки», «Барабан», «Евсей», рассказ «Синяя точка». Они полны брызжущего веселья, каламбуров, игры слов. Сюжет развивается по нарастающей и доходит до абсурда, поэт применяет параллелизмы, повторения блоков текста, гиперболы. «Все, к чему он прикасался словом, немедленно становилось детским, потому что в нем самом жил нерастраченный инфантилизм», — вспоминал И. А. Рахтанов.

В 20–30–е гг. от советской литературы требовалось воспитание человека, готового трудиться на благо Родины и защищать завоевания социализма с оружием в руках. В детские игры и на страницы книг и журналов стремительно ворвалась техника: автомобили, пароходы, советские самолеты. В книге Ю. Владимирова «На яхте» мальчика привлекает романтика морских путешествий, он мечтает стать моряком, как старший брат. Рассказ «Мотобот Профинтерн» посвящен задействованному в военных маневрах кораблю, обычно возившему в Петергоф туристов.

Атмосферу праздника и розыгрыша в Детском отделе создавали, прежде всего, участники группы ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства), привлеченные в детскую литературу также С. Я. Маршаком. В середине 1929 года к группе присоединился и Юрий Владимиров.



Существует легенда о создании стихотворения «Чудаки». Якобы поэт дал деньги Д. Хармсу, собиравшемуся в Москву, для покупки крючков, лески и каких-то книг. Хармс вспомнил об этом только когда вернулся в Ленинград. Возвращая деньги, он сказал, что перепутал, какая пятерка для чего предназначалась, поэтому не купил ничего. После этого и были написаны «Чудаки».

1 апреля 1930 года поэт был в числе выступавших на последнем публичном выступлении ОБЭРИУ. Владимиров вдохновенно рассказывал со сцены о своих планах создания нового «комического» направления фантастики, в которой «по-сказочному нелепое будет еще теснее переплетаться с бытовым». Он говорил о том, что станет учиться у Зощенко и Вудхауса, и фантастика станет еще смешнее. «Пролетарское студенчество» не смогло оценить «заумные» стихи и развешанные на стенах лозунги обэриутов. Зрители реагировали на выступления бурно, требовали отправки поэтов на Соловки «как контрреволюционеров». В ответ на это Юрий «с неподражаемой наглостью» назвал их дикарями, попавшими в европейский город и увидевших там автомобиль. Этот вечер имел далеко идущие последствия. В газете «Смена» появилась зловещая статья о «поэзии классового врага», «протесте против диктатуры пролетариата» и «заумном жонглерстве».

Близилась эпоха «Большого террора», но Юрий Владимиров до нее не дожил. Он скончался от скоротечной чахотки 4 октября 1931 года в возрасте 23 лет и был похоронен на Смоленском кладбище Ленинграда. Могила его не сохранилась. Л. Пантелеев был поражен тем, что Д. Хармс не пришел на похороны, а затем при встрече ответил, что «никогда никого не провожает». Вскоре Хармс сделал и передал семье поэта два рукописных экземпляра его сочинений. В 1935 году, после убийства Кирова, родители Юрия попали в категорию неблагонадежных, подлежащих арестам и высылке. Они были вынуждены переселиться в Ташкент, а в 1941 году оба были арестованы и осуждены. Отчим поэта погиб в лагере в 1942 году, мать вышла на свободу в 1951 году по отбытии срока наказания. Никаких сведений о ее дальнейшей жизни не сохранилось. Сестра Наталья, театральная актриса, вместе с мужем и детьми погибла во время бомбежки в 1944 году. Таким образом, оба экземпляра сочинений, переданные семье поэта Хармсом, бесследно исчезли.

Судьба недетских произведений Ю. Владимирова, за исключением рассказа «Физкультурник», также неизвестна. Речь в нем идет об обычном конторщике, ничем не примечательном человеке, умеющем проходить сквозь стены. В дневниках Д. Хармса сохранились названия других принадлежащих перу Владимирова произведений: пьесы «Зарезанная Мария» и текста, озаглавленного «Николай». Вероятнее всего, речь идет об известном по воспоминаниям И. А. Рахтанова рассказе о собачке, умеющей по просьбе хозяина превращаться во что-нибудь, например, в калорифер.

Юрий Владимиров остался в истории русской литературы как детский поэт, вместе с Д. Хармсом и А. И. Введенским стоявший у истоков советской детской литературы. Можно только предполагать, сколько талантливых произведений мог бы создать этот исключительно одаренный молодой поэт, если бы смерть не унесла его так рано. Скорее всего, он разделил бы печальную участь своих друзей-обэриутов. Несмотря на то, что К. И. Чуковский не раз возмущался тем, что произведения Д. Хармса, А. И. Введенского и Юрия Владимирова не входят в хрестоматии для детского чтения, произведения поэта, за исключением сборника, вышедшего в 1940 году, начали переиздаваться только с середины восьмидесятых годов.


Юрий Владимиров

Юрий Владимиров / Книги

  • Владимиров, Ю. Д. Давайте устроим оркестр! : стихи и рассказы / Ю. Владимиров ; [состав и послесловие Николая Кавина] ; художник Ю. Богатова. — Санкт-Петербург : Гриф, 2017. — 94 с. : ил.
  • Владимиров, Ю. Д. Евсей : [стихи для детей] / Юрий Владимиров ; рис. Э. Луйк. — [Москва] : Гос. изд-во, 1930. — [11] с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Владимиров, Ю. Д. Мотобот «Профинтерн» : [рассказ для детей средн. возраста] / Юрий Владимиров ; рис. и обл. Б. Шемиота. — Москва ; Ленинград : Огиз — Мол. гвардия, 1931. — 30 с., 2 с. объявл. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Владимиров, Ю. Д. На яхте : [рассказ для детей] / Юрий Владимиров ; обл. и рис. Ю. Сырнева. — Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1930. — 22 с., [2] с. объявл. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Владимиров, Ю. Д. Ниночкины покупки : [стихи для детей] / Юрий Владимиров ; рис. А. Успенского. — Ленинград : Красная газета, 1928. — 16 с. : ил. — (Иллюстрированная библиотечка; [№ 7)]. — [Хранится в РГБ].
  • Владимиров, Ю. Д. Оркестр : [стихи для детей] / Ю. Владимирский [?] ; рис. Пашкевич. — [Ленинград] : Радуга, [1929]. — [11] с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Владимиров, Ю. Д. Самолет : [стихи для детей младш. возраста] / Юрий Владимиров ; рис. Л. Гальперина. — [Москва] : Гос. изд-во, 1931. — [12] с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Владимиров, Ю. Д. Синяя точка : [рассказ для детей] / Ю. Владимиров ; обл. и рис. Э. Криммера. — Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1930. — 7 с., [1] с. объявл. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Владимиров, Ю. Д. Стихи : [для ст. дошкол. возраста] / рис. Б. Семенова. — Москва : Детиздат, [1940]. — 16 с., без тит. л. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Владимиров, Ю. Д. Чудаки : [стихи для детей] / Юрий Владимиров ; рис. Э. Луйк. — [Москва] : Гос. изд-во, 1930. — [10] с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Владимиров, Ю. Д. Чудаки : стихи / Ю. Д. Владимиров ; худож. С. Остров. — Москва : Малыш, 1985. — 22 с.: ил.
  • Владимиров, Ю. Д. Чудаки : стихи / Юрий Владимиров ; рис. Михаила Фёдорова. — Москва : Нигма, 2016. — 16 с. : ил.
  • Игра : стихи / Д. Хармс, Н. А. Заболоцкий, Ю. Д. Владимиров, А. И. Введенский ; худож. В. Васильев. — Петрозаводск : Карелия, 1988. — 63 с. : ил.
  • Необычные стихи / Саша Чёрный, А. Введенский, Ю. Владимиров ; художники А. Аземша, Б. Калаушин, С. Остров, Н. Салиенко. — Москва : АСТ, 2017 (макет 2018). — 127 с. : ил. — (Книжка за книжкой. Секрет внутри! Малыш).
  • ОБЭРИУ : [сборник детских стихов] / [составители: С. Маслинская, Л. Алейник]. — Санкт-Петербург : Клаудберри, 2018. — 158 с. : ил. + [5] отд. л. цв. ил., [14] л. цв. наклеек.
  • Часы в коробочке : Стихи. Рассказы. Сказки / А. Введенский, Ю. Д. Владимиров, Д. И. Хармс, Н. Олейников ; сост. В. Глоцер ; предисл. В. Глоцер ; послесл. В. Глоцер ; худож. С. Остров. — Санкт-Петербург : Амфора, 2005. — 125 с. : ил.

Юрий Владимиров / Книги в НЭБ.Дети

  • Владимиров, Ю. Стихи / Юрий Владимиров ; рисунки Б. Семенова. — Текст : электронный. — Ленинград : Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1940 (Москва : РГДБ, 2014). — 16 с. : ил.

О жизни и творчестве

  • Биневич, Е. Вдохновенный мальчишка // О литературе для детей. Выпуск 16-й. — Ленинград : Дет. лит., 1972. — С. 140–153.
  • Пантелеев, Л. Переписка, 1929–1987 / Л. Пантелеев, Л. Чуковская. — Москва : Новое литературное обозрение, 2011. — 668 с. : ил.
  • Рахтанов, И. А. Рассказы по памяти / [вступ. статья В. Шкловского]. — Москва : Советский писатель, 1966. — 183 с.
  • Чуковская, Л. К. В лаборатории редактора / Лидия Чуковская. — Изд. 3-е, с прил. крит. ст. — Архангельск : [б. и.], 2005. — 511 с.
  • Чуковский, Н. К. Литературные воспоминания / Николай Чуковский ; [вступ. ст. Л. И. Левина]. — Москва : Советский писатель, 1989. — 329 с., [16] л. ил.
  • Шубинский, В. И. Даниил Хармс. Жизнь человека на ветру / Валерий Шубинский. — Москва : АСТ : Corpus, 2015. — 570 с. : ил, цв. ил., фотоил.
  • Маслинская, С. Путеводитель по ОБЭРИУ : Кто такие обэриуты и за что их любят: их стихи, выходки и вклад в литературу / Светлана Маслинская. — Текст : электронный // Arzamas.academy : сайт. — (дата обращения: 27.04.2020).
  • Шубинский, В. «ДРУГИЕ» ОБЭРИУТЫ / Валерий Шубинский.—Текст: электронный // Новый мир. — 2018.— № 4. — (дата обращения: 28.04.2020).
  • Юрий Дмитриевич Владимиров. — Текст : электронный // Дом в разрезе : сайт. — (дата обращения: 24.04.2020).