Мандельштам Осип Эмильевич

Материал из ПроДетЛит
Перейти к навигации Перейти к поиску
Осип Мандельштам
Осип Мандельштам
Осип Мандельштам
Дата рождения 15 [3] января 1891 года
Место рождения Варшава
Дата смерти 27.12.1938
Место смерти Владивосток
Гражданство Российская империя, СССР
Род деятельности писатель
Язык произведений русский



Осип Эмильевич Мандельштам — поэт, прозаик, переводчик, критик.

Осип Мандельштам / Биография

Осип Мандельштам (имя при рождении — Иосиф) родился 15 [3] января 1891 года в Варшаве. Его отец, Эмиль (Хацкель) Вениаминович Мандельштам (1856–1938), занимался изготовлением перчаток и заслужил звание купца первой гильдии, что давало его семье право жить за чертой оседлости. Мать поэта, Флора Осиповна Вербловская (1866?–1916), была преподавателем музыки по классу фортепиано. В 1892 году семья переехала в Павловск, там родился Александр (1892), а затем в 1897 году — в Петербург, где родился Евгений (1898).

О своем петербургском детстве поэт написал книгу эссе «Шум времени» (1923–1924). До восьмилетнего возраста он получал домашнее образование: изучал основы музыки, иностранные языки. В 1899 году Осип Мандельштам пошел в 1-й класс Общеобразовательной школы князя В. Н. Тенишева, а через год родители перевели его в Тенишевское коммерческое училище, одно из передовых учебных заведений того времени. Отношения с сокурсниками у Мандельштама складывались трудно, в активной общественной жизни училища он не участвовал; при этом живо интересовался марксизмом, в 1905 года участвовал в ученических протестных выступлениях. Летом 1906 года пишет первые стихи. Первые публикации Осипа Мандельштама — образец революционно-народнической лирики; стихотворения «Тянется лесом дороженька пыльная…», «Среди лесов унылых и заброшенных…» появились под псевдонимом «Фитиль» в журнале училища «Пробужденная мысль» (1907, вып. 1). Влияние на раннее творчество Мандельштама оказал его учитель русского языка В. В. Гиппиус и одноклассник Борис Синани, подросток из народнической семьи. Мальчики сблизились с активистами партии эсеров.

Поэтические и политические опыты негативно сказались на учебе Мандельштама, однако аттестат об окончании Тенишевского училища он все же получил 15 мая 1907 года. В сентябре вместе с Б. Синани он попытался записаться в боевую организацию эсеров, после чего родители, обеспокоенные его политической активностью, отправили сына в Париж, на факультет словесности Сорбонны. В Коллеж де Франс он слушал лекции философа-интуитивиста А. Бергсона и филолога-медиевиста Ж. Бедье. Однако больше времени он уделял чтению и сочинительству, нежели лекциям. Осип Мандельштам погружается в мир французской поэзии, средневековой и новой, увлекается поэзией символистов, из русских поэтов — в первую очередь, стихами В. Я. Брюсова.

В сентябре 1908 года О. Э. Мандельштам пытался поступить в Петербургский университет, но не прошел в связи с положением о трехпроцентной норме студентов иудейского вероисповедания в столичных учебных заведениях.

Домашние лекции Вячеслава Иванова о стихосложении в его «Академии стиха», доклады в Религиозно-философском обществе, вечера в литературных кафе Санкт-Петербурга (прежде всего, в «Бродячей собаке») — таково было столичное самообразование поэта. Мандельштам возвращается в Париж, где знакомится с Николаем Гумилевым. Во Франции их знакомство было поверхностным, но весной 1909 года они сблизились, вместе посещая «Башню» (квартиру Вячеслава Иванова). На последнем занятии он читал свои стихи, которые чрезвычайно понравились Иванову, и, благодаря его содействию, стихи приняли в журнале символистов «Аполлон». Летом 1910 года выходит девятый номер с подборкой из пяти стихотворений.

Осенью 1909 года Мандельштам уезжает в Германию, учиться на философском факультете университета Гейдельберга. Там он познакомился с супругами Дмитрием и Зинаидой Мережковскими, а до этого с Иннокентием Анненским и Федором Сологубом.

Побывав в Швейцарии, Германии, Италии и Финляндии, осенью 1910 года Мандельштам возвращается в Петербург с целью повторно поступать в университет. Сделать это ему удается через год, после крещения по обряду методисткой епископской церкви. Чуть раньше, в марте, поэт знакомится с Анной Ахматовой, после чего начинается тесная дружба с поэтессой и ее супругом Н. С. Гумилевым. Именно дружба подтолкнула Мандельштама к «Цеху поэтов», созданному Гумилевым. Рупором нового поэтического течения — акмеизма — стал журнал «Аполлон», в котором печатались стихи и программные статьи Мандельштама.



Начиная с 1912 года, Мандельштам окончательно избирает для себя путь поэта. Практически не посещает занятий в Санкт-Петербургском университете, куда поступил на отделение романских языков, живет благодаря материальной помощи отца, чье дело, однако, уже не столь успешно. Он готовит свой первый сборник «Камень» (вышел в марте 1913 года). Книга включает 23 стихотворения, тираж ее всего 600 экземпляров. «Камень» был принят критиками благосклонно, а Гумилев прочил Мандельштаму великое акмеистическое будущее. Но судьба распорядилась иначе: уже в середине 1913 года Мандельштам сближается с группой футуристов «Гилея» и, в первую очередь, с Бенедиктом Лившицем. Однако в саму группу он не вступил, возможно, помешало начало Первой мировой войны.

Мандельштам практически сразу откликнулся на военные события стихотворениями «Европа» и «В белом раю лежит богатырь…». Поэт не подлежал призыву, но настойчиво пытался попасть на фронт, поэтому в декабре 1914 года поехал в Варшаву, где надеялся получить место военного санитара. После безуспешных попыток возвращается в Петербург и вступает во вспомогательную военную организацию «Союз городов», с которой будет сотрудничать оставшиеся годы войны. Творчество 1915 года пронизано влиянием историософских идей Чаадаева и поэзии Пушкина. Новые стихотворения вошли во второе издание «Камня», опубликованное в конце 1915 года.

Своеобразным мостом к следующему сборнику поэта «Tristia», первые стихи для которого были написаны в 1916 году, послужила встреча и последующая влюбленность в Марину Цветаеву. Знакомство произошло еще летом 1915 года в Коктебеле на даче поэта Максимилиана Волошина. Теплоты между молодыми людьми тогда не возникло, но все изменилось в январе 1916 года, когда Мандельштам и Цветаева вновь встретились в Петрограде. В течение следующего полугода Мандельштам регулярно приезжает в Москву к Цветаевой, пишет уже упомянутые стихотворения. Но в начале лета происходит разрыв, и поэт уезжает в Коктебель, где живет до середины июля, когда приходит весть о болезни и смерти матери.

Февральскую революцию Мандельштам принял с воодушевлением и даже опубликовал свое первое гражданское стихотворение «Дворцовая площадь». Совсем иной была реакция поэта на октябрьские события. Именно в конце 1917 года Мандельштам впервые ощущает себя поэтом-гражданином: пишет политические стихи «Когда октябрьский нам готовил временщик…» и «Кассандре», участвует в концертах Красного креста в поддержку заключенных членов Временного правительства. Однако уже весной 1918 года он меняет свою точку зрения и признает историческую закономерность Октябрьской революции, а затем переезжает в Москву и по рекомендации А. В. Луначарского поступает на службу в Наркомпрос, с июня работает заведующим подотделом художественного развития учащихся в Отделе реформы школы. Делает в Наркомпросе доклад о ритмике, на его основе разрабатывает проект Центрального института по ритмическому воспитанию.

В столице Мандельштам сходится с левыми эсерами и в феврале 1919 года, накануне репрессий против партии, уезжает с братом в Харьков, а оттуда в Киев. В столице Украины он знакомится с юной художницей Надеждой Яковлевной Хазиной, своей будущей супругой. В течение следующего полугода поэт проживает в Крыму, а затем решает перебраться в Батум, но был арестован белой контрразведкой. По освобождении все-таки отправляется в Грузию, но там вновь арестован и также быстро освобожден благодаря заступничеству местных поэтов. В феодосийском альманахе «Ковчег» (1920) поэтическую подборку открывает стихотворение «Только детские книги читать…».

В октябре 1920 года Мандельштам возвращается в Петроград и селится в Доме искусств (ДИСК). В этот период он часто выступает в Клубе поэтов на Литейном проспекте со стихотворениями, написанными за время странствий. Публика встречает их восторженно, и даже Александр Блок отмечает артистизм поэта. В ноябре знакомится с актрисой Александрийского театра Ольгой Николаевной Арбениной — ей он посвятит ряд стихотворений, которые завершат сборник «Tristia». Но увлечение поэта осталось безответным, и в марте 1921 года Мандельштам вновь уезжает в Киев к Надежде Хазиной. Следующий год пара проведет в разъездах по стране, а в марте 1922 зарегистрирует свой брак в Киеве. Сразу после этого молодожены переезжают в Москву, где поэт заканчивает работу над «Tristia», и в августе сборник, наконец, увидел свет в Берлине, а в мае следующего года с заголовком «Вторая книга» и посвящением супруге — в Москве.

Начиная с 1923 года, поэзия Мандельштама постепенно пропадает из печати. Связано это было как с отказами издательств, так и с начинающимся творческим кризисом. В течение нескольких лет поэт зарабатывает на жизнь переводами. Это занятие ему не нравится и дается через силу.



Гораздо больше вдохновения вызывало написание детских произведений. Еще в 1900-х годах он свел знакомство с К. И. Чуковским, бывал у него на даче в финском поселке Куоккала, оставил запись в альбоме автографов «Чукоккала». Переехав в 1924 году в Ленинград, Мандельштам познакомился с Самуилом Маршаком, он и предложил ему попробовать силы в творчестве для детей. В журнале «Юные строители» появляется стихотворение «Муравьи» («Муравьев не нужно трогать…») (1924, № 18, с. 11), в «Воробье» — стихотворение «Заморские дети» (перевод из Р. Стивенсона; 1924, № 5, с. 27), в «Новом Робинзоне» — «Одеяльная страна» (из Р. Стивенсона; 1924, № 12, с. 17). Маршак же с его стихотворениями «о простых вещах и простых отношениях между ними» (М. Л. Гаспаров «Маршак и время») стал для Мандельштама ориентиром. Кроме того, поэт прибегал в детских стихах к «лесенке» Маяковского («Примус») и инфантильной манере Анненского («Шары»). В 1924–1925 годах вышли две книжечки детских стихотворений Мандельштама — «Примус» и «Два трамвая», а также ряд отдельных произведений («Буквы», «Яйцо» и проч.).

В апреле 1925 года был опубликован первый крупный прозаический опыт Мандельштама — сборник эссе «Шум времени», задуманный за два года до этого. Реакция на книгу была неоднозначной: Борис Пастернак высоко оценил ее, а Марина Цветаева, наоборот, готова была разорвать (письмо Д. А. Шаховскому). Но стихи по-прежнему не писались, и Мандельштам снова вынужден был бегать по ленинградским издательствам в поиске заработка. Он пишет рецензии на иностранные книги, переводы поэзии и прозы и, конечно, детские стихи. В 1926 году вышли еще две детские книжечки: «Кухня» и «Шары».

Еще одной попыткой преодолеть «поэтический кризис» стала повесть «Египетская марка», написанная во второй половине 1927 года и вышедшая в мае 1928. Главным поклонником произведения стал партийный деятель Н. И. Бухарин, который и раньше благосклонно относился к Мандельштаму. По протекции Бухарина поэт подписывает договор с Госиздатом на издание итоговой книги стихов «Стихотворения». В этом же году выходит и сборник статей «О поэзии». Обе книги были подвергнуты цензуре и в итоге получили по большей части негативные отзывы. На Мандельштама начинают открыто вешать ярлык «буржуазного» поэта.

В результате публичных конфликтов с переводчиком А. Г. Горнфельдом и публицистов Д. И. Заславским Мандельштам лишается возможности зарабатывать переводами, поэтому устраивается в газету «Московский комсомолец», где заведует отделом поэзии. Параллельно со службой пишет новую книгу «Четвертая проза», в которой описывает злоключения последних лет.

В феврале 1930 года Мандельштам уходит из «Московского комсомольца» и в следующем месяце по протекции все того же Бухарина едет с женой в Закавказье. Следующие полгода он живет в Сухуми, Ереване и Тифлисе. На Кавказе к поэту возвращается вдохновение, он задумывает новый стихотворный сборник и, воодушевленный, возвращается в Ленинград.

Закрепиться там у четы Мандельштамов не получилось: работы не было, жилья тоже. Помощи было ждать неоткуда, и супруги переезжают в Москву. В столице тоже было непросто, но Бухарину удалось добиться для Мандельштама пожизненной пенсии «за заслуги в русской литературе». Зато стихотворения пишутся одно за другим. Именно в 1931 году написаны знаменитые «С миром державным я был лишь ребячески связан…», «Я пью за военные астры…», «Еще далеко мне до патриарха…» и, конечно, «За гремучую доблесть грядущих веков…». А в апреле Мандельштам начинает писать «Путешествие в Армению», которое выйдет через два года в ленинградском журнале «Звезда». Разгромные статьи критиков на это произведения окончательно поставят крест на дальнейших попытках Мандельштама публиковать свое творчество.



В октябре 1933 года Мандельштам получает кооперативную квартиру, но совсем не рад этому событию — впервые поэт чувствует себя приспособленцем. Разочарование и стыд подталкивают его к написанию радикального стихотворения «Квартира тиха, как бумага…». Спустя пару недель Мандельштам пишет эпиграмму на Сталина «Мы живем, под собою не чуя страны…». Утаивать антисталинское стихотворение было выше сил поэта, и он читает их близким знакомым, в том числе Борису Пастернаку, который назвал произведение «самоубийством». Мандельштам прислушался к мнению коллеги и уничтожил записи (перед этим стихотворение наизусть выучила супруга поэта), но было поздно: кто-то написал донос, и в ночь с 13 на 14 мая (по данным НКВД — с 16-е на 17-е) поэт был арестован.

Следствие шло около двух недель, и уже в конце мая был вынесен приговор: Мандельштама отправили в ссылку в Чердынь (ныне Пермский край), куда он смог поехать вместе с супругой. В первую же ночь по приезде в город Осип Эмильевич совершил попытку самоубийства (уже вторую, первая была в камере). Через несколько дней после инцидента приговор был пересмотрен, и Мандельштаму позволили самому выбрать новое место ссылки. Произошло это не без вмешательства Бухарина и самого Сталина, который приказал Мандельштама «изолировать, но сохранить».

Выбор Мандельштама пал на Воронеж, куда он переехал уже в конце июня. Поэт устраивается в художественный журнал «Подъем» и ведет платную консультацию, пишет рецензии в местную газету, позднее работает литконсультантом в Большом Советском театре. Кроме того, Мандельштама материально поддерживают друзья из Москвы, в гости приезжают Анна Ахматова и Эмма Герштейн.

Знакомится он и с другими ссыльными литераторами, из которых стоит выделить филолога-формалиста С. Б. Рудакова. Он собрал значительный биографический материал о Мандельштаме и собирался писать книгу. Знакомство с Рудаковым вновь пробудило в Мандельштаме поэтическое вдохновение: в апреле 1935 года начинается период воронежских стихов. Среди них наибольшие споры вызывают «Ты должен мной повелевать…», представляющее собой то ли эпиграмму, то ли оду Сталину, и другие политические стихотворения. В этот период Мандельштам пытается стать помощником государства: ездит в колхозы, пишет заметки о том, как улучшить быт трудящихся. Но очень быстро разочаровывается в этой деятельности и прекращает писать стихи.

С новой чередой бед Мандельштам сталкивается в июне 1936 года, когда его увольняют из театра. Снова начинаются скитания по квартирам, нищета и голод. Но именно в таком состоянии зимой 1936–1937 годов. Мандельштам пишет, возможно, самые совершенные стихи воронежского периода: «Ночь. Дорога. Сон первичный…», «Если б меня наши враги взяли…», «Куда мне деться в этом январе…» и, конечно, «Стихи о неизвестном солдате».

В середине мая 1937 года закончился срок ссылки, и Мандельштамы спешно переезжают в Москву. Но прописаться там им не позволили, пришлось уехать на лето в приволжский городок Савелов, а затем в Калинин (название Твери в 1931–1990 годах). Оттуда поэт продолжает писать письма в Союз советских писателей с требованиями допустить его стихи к печати. 16 марта 1938 года ответственный секретарь Союза В. П. Ставский написал донос на имя наркома внутренних дел СССР Н. И. Ежова с просьбой решить «вопрос об О. Мандельштаме». Просьба была выполнена 2 мая: ранним утром Мандельштам арестован в санатории «Саматиха». Следствие опять было коротким — 2 августа поэта приговорили к пяти годам исправительных лагерей.

В начале сентября 1938 года Мандельштама этапируют в пересыльный лагерь 3/10 под Владивостоком. Оттуда он должен был отправиться на Колыму, но был слишком ослаблен физически и психически (по свидетельствам очевидцев, у него были галлюцинации), поэтому его задержала медицинская комиссия. 27 декабря Осип Эмильевич Мандельштам умер от «паралича сердца» и истощения в больничном бараке пересыльного лагеря. Он был похоронен с другими заключенными в братской могиле, место которой доподлинно неизвестно.


Осип Мандельштам

Осип Мандельштам / Книги

  • Мандельштам, О. Э. Камень : стихи / О. Мандельштам. — Санкт-Петербург : Акмэ, 1913. — 34 с. — [Хранится в РГБ].
  • Мандельштам, О. Э. Tristia / Осип Мандельштам. — Берлин ; Петербург : Петрополис, 1922. — 75 с. — [Хранится в РГБ].
  • Мандельштам, О. Э. Вторая книга / О. Мандельштам. — Москва ; Петербург : Круг, 1923. — 85 с. — [Хранится в РГБ].
  • Мандельштам, О. Э. Два трамвая / О. Мандельштам ; художник Б. Эндер. — Ленинград : Государственное издательство, 1925. — 13 с. : ил. — [Хранится в редком фонде РГДБ].
  • Мандельштам, О. Э. Примус : Детские стихотворения / О. Мандельштам ; рисунки М. Добужинского. — Ленинград : Время, 1925. — 16 с. : ил. — [Хранится в редком фонде РГДБ].
  • Мандельштам, О. Э. Шум времени / О. Мандельштам ; обложка работы Е. Ф. Килюшевой. — Ленинград : Время, 1925. — 101 с. — [Хранится в РГБ].
  • Мандельштам, О. Э. Кухня / О. Мандельштам ; картинки В. Изенберга. — Москва : Радуга, 1926. — 9 с. : ил. — [Хранится в редком фонде РГДБ].
  • Мандельштам, О. Э. Шары / О. Мандельштам ; Н. Лапшин. — Ленинград : Государственное издательство, 1926. — 13 с. : ил. — [Хранится в редком фонде РГДБ].
  • Мандельштам, О. Э. Египетская марка / О. Мандельштам. — Ленинград : Прибой, 1928. — 187 с. — [Хранится в РГБ].
  • Мандельштам О. Э. О поэзии : сборник статей / О. Мандельштам. — Ленинград : Academia, 1928. — 97 с. — [Хранится в РГБ].
  • Мандельштам, О. Э. Стихотворения / О. Мандельштам. — Москва ; Ленинград : Государственное издательство, 1928. — 194 с. — [Хранится в РГБ].
  • Мандельштам, О. Э. Путешествие в Армению // Звезда. — 1933. — № 5. — С. 103–126.
  • Мандельштам, О. Э. Египетская марка : [сборник] / О. Э. Мандельштам. — Репринт. изд. — Москва : Панорама, 1991. — 191 с. — Содерж. также: Шум времени ; Феодосия.
  • Мандельштам, О. Э. Стихотворения / [сост., авт. вступ. ст., с. 5–28, и примеч. А. Казинцев ; худож. Ю. Гордон]. — Москва : Детская литература, 1991. — 191 с. : ил. — (Поэтическая библиотечка школьника).
  • Мандельштам, О. Э. Полное собрание сочинений / О. Мандельштам ; вступ. ст. М. Л. Гаспарова, А. Г. Меца ; сост. подгот. текста и прим. А. Г. Меца. — Санкт-Петербург : Гуманитар. агентство «Акад. проект», 1995. — 718 с. — [Хранится в РГБ].
  • Мандельштам, О. Э. Воронежские тетради / О. Э. Мандельштам ; вступ. ст. В. А. Свительского. — Воронеж : Издательство имени Е. А. Болховитинова, 1999. — 574 с., 1 л. портр. — (Русская словесность ХХ века).
  • Мандельштам, О. Э. Шум времени : Воспоминания. Статьи. Очерки / О. Э. Мандельштам. — Санкт-Петербург : Азбука, 1999. — 382 с. — (Азбука — классика).
  • Мандельштам, О. Э. Заблудился я в небе : стихотворения / О. Э. Мандельштам ; сост. П. Басинский. — Москва : ЭКСМО-Пресс, 2000. — 382 с. : ил., 1 л. портр.
  • Мандельштам, О. Э. Два трамвая : стихи для детей / Осип Мандельштам ; ил. Кристины Зейтунян-Белоус. — Москва : ОГИ, 2012. — 63 с. : ил.
  • Мандельштам, О. Э. Сонные трамваи / Осип Мандельштам ; рисунки Веры Павловой ; [послеслов. Д. Северюхина]. — Санкт-Петербург : Вита Нова, 2012. — 70 с. : ил.
  • Мандельштам, О. Э. Два трамвая : [стихи для детей] / Осип Мандельштам ; [ил. Анны Десницкой]. — Москва : Самокат, 2013. — 56 с. : ил. — (Стихи).
  • Мандельштам, О. Э. Собрание стихотворений. 1906–1937 / Осип Мандельштам ; сост. Олег Лекманов, Максим Амелин. — Москва : Рутения, 2017. — 559 с. : портр.
  • Про город : комплект из 4 книг в папке. [Книга 3] : Шары / О. Мандельштам ; [художник] Н. Лапшин.. — Репр. изд. — Москва : Арт Волхонка : РГДБ, [2017]. — [16] с. : ил. — (Серия «Детям будущего») (Книги 1920-х — 1930-х годов).
  • Мандельштам, О. Э. Кухня : сборник стихотворений / Осип Мандельштам ; рисунки Марии Бронштейн. — Москва : Август, 2018. — 72 с. : ил. — (Русские поэты для детей и взрослых).
  • Мандельштам, О. Э. Стихотворения. Океан без окна / Осип Мандельштам ; [составитель В. Н. Греков]. — Москва : Звонница-МГ, 2018. — 368 с. : портр. — (Библиотека избранных стихотворений. ХХ век).
  • Мандельштам, О. Э. Сумерки свободы / Осип Мандельштам. — Санкт-Петербург : Азбука, 2018. — 413 с. — (Азбука-поэзия).
  • Мандельштам, О. Э. Избранное / Осип Мандельштам. — Москва : Эксмо, 2021. — 382 с. — (Золотая серия поэзии).
  • Мандельштам, О. Э. Стихотворения / Осип Мандельштам ; художник О. В. Граблевская. — Москва ; Санкт-Петербург : Речь, 2019. — 511 с. : ил. — (Малая Классика Речи).

Осип Мандельштам / Книги в НЭБ.Дети

  • Мандельштам О. Э. Два трамвая / О. Мандельштам ; художник Б. Эндер. — Текст : электронный. — Ленинград : Государственное издательство, 1925. — 13 с. : ил.
  • Мандельштам О. Э. Два трамвая / Осип Мандельштам ; иллюстрации Анны Десницкой. — Текст : электронный. — 3-е изд. — Москва : Самокат, 2017. — 56 с. : ил.
  • Мандельштам О. Э. Примус : Детские стихотворения / О. Мандельштам ; рисунки М. Добужинского. — Текст : электронный. — Ленинград : Время, 1925. — 16 с. : ил.
  • Мандельштам О. Э. Кухня / О. Мандельштам ; картинки В. Изенберга. — Москва : Радуга, 1926. — 9 с. : ил.
  • Мандельштам О. Э. Шары / О. Мандельштам ; Н. Лапшин. — Текст : электронный. — Ленинград : Государственное издательство, 1926. — 13 с. : ил.

О жизни и творчестве

  • Аверинцев, С. С. Так почему же все-таки Мандельштам? / С. С. Аверинцев // Новый мир. — 1998. — № 6. — С. 216–220.
  • Гаспаров, М. Л. О. Мандельштам: гражданская лирика 1937 года / М. Л. Гаспаров. — Москва : РГГУ, 1996. — 125 с.
  • Гаспаров, М. Л. Осип Мандельштам. Три его поэтики // О русской поэзии. Анализы. Интерпретации. Характеристики / М. Л. Гаспаров. — Санкт-Петербург : Азбука, 2001. — С. 193–259.
  • [Детская литература] : Авторизованный список рукой Н. Я. Мандельштам // Детская литература. — 1967. — № 6.
  • Дутли, Р. Век мой, зверь мой. Осип Мандельштам: биография / Ральф Дутли ; пер. с нем. Константина Азадовского. — Санкт-Петербург : Акад. проект, 2005. — 431 с.
  • Жолковский, А. К. Тоска по мировой культуре — 1931 («Я пью за военные астры…») / А. К. Жолковский // Слово и судьба. Осип Мандельштам. Исследования и материалы / ред. З. С. Паперный. — Москва : Наука, 1991. — С. 413–427.
  • Левин, Ю. И. Избранные работы. Поэтика. Семиотика / Ю. И. Левин. — Москва : Языки русской культуры, 1998. — 824 с.
  • Лекманов, О. А. Книга об акмеизме и другие работы / Олег Лекманов. — Томск : Водолей», 2000. — 704 с.
  • Лекманов, О. А. Осип Мандельштам / Олег Лекманов. — Москва : Молодая гвардия, 2004. — 255 с.
  • Мандельштам, Н. Я. Вторая книга : воспоминания / Н. Я. Мандельштам ; подгот. текста, предисл., примеч. М. К. Поливанова. — Москва : Московский рабочий, 1990. — 560 с.
  • Мандельштам, Н. Я. Воспоминания / Н. Я. Мандельштам ; вступ. ст. Д. Быкова. — Москва : Вагриус.
    • Кн. 1. — 2006. — 447 с., 8 л. ил.
    • Кн. 2 : Вторая книга. — 2006. — 607 с. : ил., 1 л. портр.
  • Мандельштам, О. Э. «И ты, Москва, сестра моя, легка...» : стихи, проза, воспоминания, материалы к биографии. Венок Мандельштаму / Мандельштам Осип Эмильевич ; [сост., авт. вступ. ст., с. 3–20, и примеч. П. М. Нерлер]. — Москва : Московский рабочий, 1990. — 559 с., 1 л. портр. — (Московский Парнас).
  • Мандельштам, О. Э. [Рецензия на книгу: Свентицкий Ан. Книга сказаний о короле Артуре и о рыцарях Круглого стола. Кн. 1. Мерлин] / О. Мандельштам. — Москва : Т-во «Мир», 1923 // Печать и революция. — № 5 (октябрь — ноябрь). — С. 254–255.
  • Мандельштам, О. Э. Сквозь розовые очки : [рецензия на кн.: Огнев Н. Собрание сочинений. Т. 3. Дневник Кости Рябцева. Кн. 1 : Третья группа. Разбойничий форпост] / О. Мандельштам // Московский комсомолец. — 1929. — 22 сентября.
  • Мандельштам, О. Э. Слово и культура : [сборник] / О. Э. Мандельштам ; сост. и примеч. П. Нерлера ; вступ. ст. М. Я. Полякова. — Москва : Советский писатель, 1987. — 320 с. : ил.
  • Мец, А. Г. Осип Мандельштам и его время : анализ текстов / А. Г. Мец. — Санкт-Петербург : Гиперион, 2005. — 288 с.
  • Нерлер, П. М. Con amore : этюды о Мандельштаме / П. М. Нерлер. — Москва : НЛО, 2014. — 856 с.
  • Ронен, О. Поэтика Осипа Мандельштама / О. Ронен. — Санкт-Петербург : Гиперион, 2002. — 240 с.
  • Сегал, Д. М. Осип Мандельштам: история и поэтика / Д. М. Сегал. — Иерусалим ; Беркли : Berkeley Slavic Specialties, 1998. — 818 с.
  • Семенко, И. М. Поэтика позднего Мандельштама. От черновых редакций — к окончательному тексту / И. М. Семенко ; предисловие Л. Гинзбург ; сост. С. Василенко и П. Нерлер. — Москва : Ваш Выбор ЦИРЗ, 1997.— 144 с.
  • Сурат, И. З. Мандельштам и Пушкин / И. З. Сурат. — Москва : ИМЛИ РАН, 2009. — 384 с.
  • Тарановский, К. Ф. О поэзии и поэтике / Кирилл Тарановский. — Москва : Яз. русской культуры, 2000. — 432 с.
  • Успенский, Ф. Б. Работы о языке и поэтике Осипа Мандельштама: «Соподчинённость порыва и текста» / Ф. Б. Успенский. — Москва : Фонд «Развития фундаментальных лингвистических исследований», 2014. — 216 с.
  • Мандельштамовская энциклопедия : в 2 т. / [гл. ред. П. М. Нерлер, О. А. Лекманов]. — Москва : Политическая энциклопедия, 2017.
  • Памятники Мандельштаму в России. — Текст : электронный.
  • Экспозиция «Улица Мандельштама: Осип и Надежда». — Текст : электронный // Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля (Государственный литературный музей) : сайт.

Музеи, памятники

  • Первый памятник О. Э. Мандельштаму был установлен по инициативе Мандельштамовского общества и Русского Пен-центра в декабре 1998 года во Владивостоке на месте, где находился пересыльный лагерь «Вторая речка» (в этом лагере Осип Мандельштам умер 27 декабря 1938 года). Автор — скульптор Валерий Ненаживин.
  • Памятник Осипу Мандельштаму во дворе Фонтанного дома на набережной реки Фонтанки (Литейный пр., 53) в Петербурге был открыт 30 июня 2007 года. Автор — архитектор Вячеслав Бухаев.
  • Памятник Осипу Мандельштаму был установлен 2 сентября 2008 года в Воронеже. Автор памятника — Лазарь Гадаев.
  • Памятник О. Э Мандельштаму установлен 28 ноября 2008 года в сквере между домом № 5 по улице Забелина и домом № 10 по Старосадскому переулку в Москве. Авторы памятника — скульпторы Дмитрий Шаховской и Елена Мунц, архитектор проекта — Александр Бродский.
  • Памятник Осипу и Надежде Мандельштам (называется «Памятник любви») установлен в мае 2010 года в Санкт-Петербурге во дворе здания Двенадцати коллегий СПбГУ. Автор — голландский скульптор Ханнеке де Мюнк.
  • Первый музей О. Э. Мандельштама открылся в 2011 году в г. Фрязино Московской области в Центральной библиотеке по инициативе Мандельштамовского общества и отдела культуры.
  • Мемориальная табличка «Последний адрес» Осипа Мандельштама установлена 26 декабря 2015 года в Москве, на торцевой стене дома № 1 по Нащокинскому переулку. На этом месте стоял дом № 3–5, где была первая и последняя собственная квартира О. Мандельштама в Москве.
  • 16 марта 2021 года в центральном здании Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля на Зубовском бульваре открылся новый музейный отдел — Музей истории литературы XX века, в котором представлены уникальные музейные реликвии, связанные с жизнью и творчеством российских писателей разных эстетических направлений и судеб. «Улица Мандельштама: Осип и Надежда» — первая экспозиция Музея истории литературы XX века, которая открылась для посетителей.

См. также