Данько Елена Яковлевна

Материал из ПроДетЛит
Перейти к навигации Перейти к поиску
Елена Данько
Елена Данько
Елена Данько
Дата рождения 2 января 1898 года [21 декабря 1897 года]
Место рождения с. Парафиевка (на данный момент Ичнянчский район, Черниговская область, Украина)
Дата смерти март 1942 года
Место смерти место смерти и захоронения неизвестно
Гражданство Российская империя, СССР
Род деятельности писатель
Язык произведений русский



Елена Яковлевна Данько — советская поэтесса, прозаик, кукольный драматург, актриса театра марионеток, художница.

Елена Данько / Биография

Елена Данько родилась 21 декабря 1897 года (2 января 1898 года) в селе Парафиевка (Борзенский уезд Черниговской губернии, ныне Украина), на родине отца, выходца из крестьян. М. М. Павлова указывает другое место рождения — Саратов. Путаница могла возникнуть из-за того, что ее мать, Ольга Иосифовна (урожденная Просвирякова, 1865?–1942), родила Елену вне брака; девочку удочерил муж — Яков Афанасьевич Данько (Даньков, 1860–?). Сама писательница в автобиографии 1937 года указывает: «Родилась в 1898 году в Москве». Все три варианта возможны: А. Я. Данько переехал в Саратов в 1893-м, а в 1897-м — в Москву. Искажения биографических фактов в 1937 году вполне объяснимы.

Я. А. Данько служил на железной дороге, а прежде он пять лет провел в ссылке в Пермской губернии по делу народовольцев. В биографии семьи народовольцев особенно важен период жизни в Тифлисе (1889–1892), там родилась их старшая дочь Наталия (1892–1942). В тифлисский круг общения супругов входили рабочие, революционеры, журналисты, среди них С. Я. Аллилуев, М. Я. Началов и др.). Поздней осенью 1891-го в тифлисской квартире ссыльного поселенца Я. А. Данько поселился А. М. Пешков (псевдоним Максим Горький): здесь он закончил свое бродяжничество и начал литературную работу. По семейному преданию, здесь Горький писал легенду о Данко («Старуха Изергиль»), а Яков Афанасьевич учил его музыке. Яков Афанасьевич был знаком с Алексеем Максимовичем еще прежде, по кружку народовольцев в Нижнем Новгороде, занимался распространением нелегальной печати. Впоследствии А. М. Горький окажет поддержку Елене Данько в ее литературном творчестве, а она отзовется воспоминаниями о жизни своей семьи в Тифлисе с Горьким («О душевной щедрости», 1938).

Детство Елены проходило в Вильне (ныне Вильнюс, Литва), там в 1906–1908 годах старшая сестра училась живописи у Яльмара Гансона, русского художника шведского происхождения. Свое увлечение живописью, поэзией и музыкой родители привили дочерям. «Занятия лепкой и рисованием и хранение нелегальной литературы, музыка и ночные обыски, мои первые стихи и тюремные свидания с мамой, которая сидела в заключении за содействие побегу большевика Б. Вигилева из виленской тюрьмы... Таковы ранние впечатления моего детства», — писала Елена Данько в автобиографии, размещенной в ноябрьском номере журнала «Детская литература» за 1937 год.

Наталия Данько стала художником-скульптором по фарфору, одним из лучших мастеров Ленинградского фарфорового завода имени М. В. Ломоносова (ЛФЗ), среди ее работ — статуэтки Анны Ахматовой (1924), Всеволода Мейерхольда (1935). Некоторые ее работы расписаны Еленой Данько («Освобожденный Восток» (Турчанка»), 1921, «Анна Ахматова», 1937, и др.). Портрет юной Елены воплощен сестрой-скульптором в фигурке «За чтением».

В 1908 году Елена Данько поступила в частную женскую гимназию Е. А. Крюгер в Киеве и в 1914 году окончила ее с золотой медалью. Затем она училась в киевской студии живописи А. А. Мурашко.

В 1915 году переезжает в Москву. Здесь учится живописи сначала у И. И. Машкова, потом у Г. И. Рерберга. В 1916 году ей пришлось добывать средства к существованию и она поступила делопроизводителем в инженерно-строительное управление Земгора (Комитет Всероссийских земского и городского союзов по снабжению армии). Затем перешла на работу секретарем в Отдел школьной политики Народного Комиссариата по просвещению. Днем девушка работала, вечером училась в студии и слушала лекции по искусству и литературе, а ночью читала и изучала языки («Юность, или ключ к характеру одной немолодой особы. Эскиз романа, который никогда не будет написан», начат в 1940-м, не закончен и не опубликован).

Два с лишним года Е. Я. Данько проводит в Москве. В 1917 году познакомилась с Алексеем Алексеевичем Сидоровым (1891–1978) — поэтом, критиком, коллекционером, сотрудником-искусствоведом Государственного музея изобразительных искусств; часто бывала в его доме на диспутах и литературных чтениях, под его влиянием начала писать об изобразительном искусстве. В кружке Сидорова слушает Андрея Белого. Знакомится также с Константином Александровичем Фединым (1892–1977), который станет для нее наставником в литературной работе.

В конце 1918 году Елена Данько переезжает по приглашению сестры в Петроград. Сестры обитают в маленькой квартире на Шлиссельбургском тракте (ныне проспект Обу́ховской Обороны). Елена Яковлевна писала об этом ярком периоде жизни в своем неоконченном романе: «...учусь всему — работаю с 6 ч. утра до 12 ночи — живопись по фарфору, рисование, офорт, кукольный театр, история революции». Круг общения сестер составляют поэты, музыканты и художники. В начале 1920-х годов Елена Данько уже знакома с Ольгой Форш, они ведут долгие разговоры на исторические темы; с Анной Ахматовой обмениваются стихами. Свои стихи, написанные с 1918-го по 1922-й год, Данько включает в сборник «Простые муки». В 1919 году Данько вступает в члены Вольной философской ассоциации, в деятельности которой будет участвовать до 1924 года (в нее также входили С. М. Деонесов, С. А. Колбасьев, Е. Г. Полонская, Н. С. Тихонов).

В близком окружении Елены Яковлевны оказалась и Любовь Васильевна Шапорина (1879–1967) — руководитель агитационного театра марионеток «Студия». Недаром свободное время Елена Данько посвящала театру. С февраля 1919 года она начинает работать помощником техника, затем водителем кукол в театре Шапориной. Вскоре Любовь Васильевна предложила Елене Яковлевне писать небольшие пьесы для детей. Так появились «Красная шапочка» (1919), «Сказка о Емеле-дураке» (1920), «Пряничный домик» (1924) и др. Настоящий успех пришел с постановкой в 1928 году в Петроградском государственном театре марионеток пьесы «Гулливер в стране лилипутов» (по роману Дж. Свифта): главную роль играл драматический актер, постановку осуществил Евгений Деммени. В 1936 году он поставит ту же пьесу в Первом Петроградском театре кукол, который поздней возглавит (ныне — Петербургский театр марионеток имени Евгения Деммени).

С 1919-го по 1924-й годы Е. Я. Данько работает на Петроградском (Ленинградском) фарфоровом заводе художницей по росписи фарфора, ряд работ сестры-скульптора расписаны ее кистью. В 1923 году журнал «Художественный труд» напечатал статью Данько, посвященную советскому художественному фарфору. Тема фарфора окажется наиболее близкой Данько-литератору. В 1924 году ее уволили с завода, но за время своей работы Елена Яковлевна успела создать значительное количество работ, которые в дальнейшем были представлены на выставках.



В 1924–1925 годах Елена Яковлевна продолжает учебу в Академии художеств в Петрограде, но из-за несогласия с методикой преподавания живописи уходит с курса.

В 1925 году Данько знакомится с С. Я. Маршаком и входит в кружок начинающих детских писателей: В. В. Бианки, Б. С. Житков, Т. А. Богданович, Н. Л. Дилакторская, Е. Н. Верейская и др. Кружок собирался под началом Маршака, участвовавшего, в свою очередь, в подобном кружке под началом О. И. Капица, ученого-фольклориста, специалиста по сказкам народов мира. Маршак отмечал «ведьминский характер Елены Данько, а Виталий Бианки много лет спустя называл ее «умнейшей женщиной Ленинграда». Наибольшую дружбу она завела с В. В. Бианки и Б. С. Житковым. По воспоминаниям О. Морозовой, в квартире которой та снимала комнату: «В этом кружке роль и вес Елены Данько были значительны. Она была как бы теоретиком нового направления, к ее голосу прислушивались, с нею считались. Спорить с нею решались немногие. Она отличалась точным языком, большими знаниями и удивительной памятью. В ней ценили, думается, не столько талантливость, сколько ум и эрудицию».

Е. Я. Данько начинала свою работу в детской литературе, сотрудничая с кооперативными издательствами: «Радуга» — здесь выходят поэма для детей «Иоганн Гутенберг», стихотворение «Ваза Богдыхана» (обе — 1925), «Зеленый попугай» (1926, под псевдонимом Е. Олексенко), у Г. В. Мириманова — поэма «Шахматы» (1929). В Государственном издательстве выходят ее стихи на заданные темы: сборник «Настоящий пионер», «Фарфоровая чашечка» — о производственных процессах (обе — 1925). Стихи для детей не слишком удавались, а «Зеленый попугай» и вовсе был неудачей.

Самуил Маршак посоветовал Елене Данько создать для детей научно-художественную повесть об истории фарфора. К этому заданию она отнеслась очень серьезно. «Для того, чтобы написать эту книгу, нужно было прочесть уйму книг на четырех языках — о монахах, о рыцарях, об алхимиках, о китайцах и русских царицах; нужно было автору самому многое видеть и поработать на фарфоровом заводе и побродить по Шлиссельбургскому тракту, отыскивая следы старины и думая о прошлых временах», — так автор рассказывает о своем труде в послесловии к книге. В 1929 году выходит повесть в рассказах «Китайский секрет», ее первый вариант; писательница от издания к изданию дорабатывает свое главное произведение для детей. В 1936 году в Тарту выходит эстонский перевод «Китайского секрета». Начав с детской повести, писательница разовьет тему по истории фарфора в книге для взрослых (1937).

С середины 1920-х годов Елена Яковлевна входила в литературное общество «Ленинградская Ассоциация Неоклассиков» (В. В. Смиренский, М. В. Борисоглебский, Л. И. Аверьянова, А. Р. Палей, Н. Ф. Белявский и др.). Заседания проводились по вторникам на квартире Федора Кузмича Сологуба (1863–1927), одного из крупнейших писателей эпохи русского модернизма, сотрудника детских журналов дооктябрьской поры. Критическое и вместе с тем уважительное отношение Елены Яковлевны к мэтру нашло выражение в ее мемуарном очерке, в котором она остановилась на одном эпизоде: «Когда я передала ему, что Маршак хочет прочесть ему главы из «Республики Шкид» и что мальчики-авторы очень читали и ценили Сологуба, он сказал мне: «Ну, если мальчики читают Сологуба, сразу видно, что они дефективные. Нормальные люди читать Сологуба не станут».

Позднее он говорил мне, что ожидал бо́льших ужасов от «Шкид», что это не дефективные мальчики, а какие-то примерные институтки, поэтому книга — фальшивая. То ли бывало в прежних училищах, да бывает, конечно, и теперь».

С 1925-го по 1927-й год Данько работает секретарём секции детской литературы Ленинградского отделения Всероссийского Союза Советских писателей (секцией руководил Ф. К. Сологуб). С этого времени является членом правления Союза писателей. Для «Детской литературы», программного сборника статей под редакцией А. В. Луначарского, она пишет статью «Задачи художественного оформления детской книги» (1931). При этом, собственные ее опыты в оформлении книг довольно скромны. Выделяется барельефный портрет поэта, украсивший 7-й том академического собрания сочинений А. С. Пушкина (М.–Л., 1935).

Е. А. Данько, вместе с Ф. К. Сологубом, поддерживала Лидию Чарскую, нищую, больную туберкулезом. Она открыто выступила против критиков-отрицателей ее творческого наследия, проведя для этого целое исследование (статья «О читателях Чарской», 1934). Тема кукольного театра продолжает свое развитие в творчестве писательницы. В 1931 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла ее повесть «Деревянные актёры» — о куклах-марионетках и бродячих кукольниках Италии, Германии, Франции второй половины XVIII века.

С 1926 по 1932 годы занимает должность секретаря правления Ленинградского отделения Всероссийского союза писателей. В 1934 году вступает в члены Союза писателей СССР.

В автобиографии 1937 года писательница подчеркивает важные для нее факты: «В конце 1934 года А. М. Горький предложил мне заняться «Историей фарфорового завода им. Ломоносова». Я с радостью приступила к работе. Первую часть моей книги «Фарфоровый завод в XVIII веке» Алексей Максимович отредактировал сам. Это было за несколько недель до его смерти <…>».

Весной 1937 года она сдает в печать книгу «Художественный фарфор завода им. Ломоносова за 20 лет» и возвращается к работе для детей. Пишет для Детиздата книгу о жизни Вольтера, называя его «антифашистом XVIII века».

Вновь возвращается писательница к кукольной теме. Ее захватил самый популярный у советских детей сюжет, разработанный А. Н. Толстым в его романе-сказке «Золотой ключик, или Приключения Буратино» и его же пьесе «Золотой ключик» (1938), в которой Буратино приезжает в СССР. Е. Я. Данько, узнав, что писатель не намерен писать дальше историю Буратино, пишет продолжение толстовской пьесы, «уточнив» адрес приезда — Ленинград: сначала повесть-сказка «Буратино у нас в гостях» печатается в журнале «Чиж» (1938, №№ 4–9), а затем выходит одноименная кукольная комедия (1939). Весной 1941 года выходит ее повесть-сказка «Побежденный Карабас». Все эти произведения были созданы ею в рамках проекта, предложенного А. Н. Толстым Детиздату ЦК ВЛКСМ в марте 1938 года, — выпустить пятитомник сказок, в последний том включив «современные сказки с советской тематикой» (он так и не вышел).

В предвоенные годы Елена Яковлевна занимается искусствоведческими изысканиями в области истории русского фарфора, работает с архивами и литературой XVIII века. В академической печати появляются ее работы: «Из неизданных материалов о Ломоносове», «Изобразительное искусство в поэзии Державина» (обе — 1940). Ее интересуют сюжеты, связывающие фарфор, историю России и литературу: «Ломоносов и Готшед», «Дневник Ф. К. Гоутенбергера 1803 года», «Трагедия изобретателя (жизнь и деятельность Д. Н. Виноградова)» и др.

Художественно-критические статьи Е. Я. Данько выходили в журналах «Печать и революция», «Среди коллекционеров» и др.

Перед войной сестры Данько продолжают работать на ЛФЗ, Елена Яковлевна делает росписи фарфоровых персонажей поэм «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели и «Демон» М. Ю. Лермонтова.

Во время войны Ленинградский отдел художественного фонда СССР просил об эвакуации Е. Я. Данько в Ташкент, но писательница отказалась. Семья Данько оставалась в блокадном Ленинграде до февраля 1942 года. Евгений Шварц вспоминал: «Однажды днём зашёл я по какому-то делу в длинный сводчатый подвал бомбоубежища. Пыльные лампочки, похожие на угольные, едва разгоняли темноту. И в полумраке беседовали тихо Ахматова и Данько, обе высокие, каждая по-своему внечеловеческие, Анна Андреевна — королева, Елена Яковлевна — алхимик. И возле них сидела чёрная кошка… Пустое бомбоубежище, день, и в креслах высокие чёрные женщины, а рядом чёрная кошка» (Шварц, E. Живу беспокойно : из дневников, 1990, с. 656).

Местом эвакуации ЛФЗ, перешедшего на выпуск военной продукции, был назначен Ирбит (Свердловская область). 27 февраля 1942 года Елена Яковлевна выехала в эвакуацию вместе с матерью и сестрой. В поезде первой умерла Ольга Иосифовна; через несколько дней скончалась от истощения и Елена Данько. Место захоронения на одном из полустанков осталось неизвестным. До Ирбита доехала только Наталия Яковлевна — и умерла в больнице 18 марта того же года.

Елена Данько / Книги

  • Ванька-пионер в Госцирке / рисовал Д. Бушен ; стихи Е. Олексенко, [т.е. Е. Я. Данько.] — Ленинград : Комитет популяризации художественных изданий, 1925. — 15 с.
  • Данько, Е. Я. Ваза богдыхана / Елена Данько ; рис. Е. Хигера. — [Москва ; Ленинград] : Радуга, 1925. — [16] с. : ил.
  • Данько, Е. Я. Иоганн Гутенберг : поэма / Е. Я. Данько ; рис. В. Тронова. — [Москва ; Ленинград] : Радуга, 1925. — 34 с. : ил.
  • Данько, Е. Я. Настоящий пионер : [стихи для детей] / Елена Данько ; рис. Б. Кустодиева. — Ленинград : Гос. изд-во, 1925. — 15 с. : ил.
  • Данько, Е. Я. Фарфоровая чашечка : [стихи для детей] / Елена Данько ; рис. Э. Эвенбах. — Ленинград : Гос. изд-во, 1925. — [12] с. : ил.
  • Олексенко Е. Зелёный попугай / Е. Олексенко ; рисунки Е. Хигера. — Ленинград : Радуга, 1926. — 8 c., ил.
  • Данько, Е. Я. Китайский секрет / Е. Я. Данько. — Москва – Ленинград : Гос. изд-во, 1929. — 167 с.
  • Данько, Е. Я. Шахматы : поэма / Елена Данько ; рисунки М. Д. Езучевского, В. Ватагина. — Москва : Изд-во Г. Ф. Мириманова, 1929. — [12] с. : ил.
  • Данько, Е. Я. Шахматы : [стихи для детей] / Елена Данько ; рис. Н. Купреянов. — [Москва] : Государственное издательство, 1930. — 16 с. : ил.; 16 см.
  • Данько, Е. Я. Буратино у нас в гостях : кукольная комедия в 4 действиях с прологом / Елена Данько. — Москва : Искусство, 1939. — 68 с.
  • Данько, Е. Я. Буратино у нас в гостях / Елена Данько. — М. – Л., 1941.
  • Данько, Е. Я. Побежденный Карабас : [повесть] / Елена Данько ; рис. В. Конашевича. — Москва ; Ленинград : Детиздат, 1941 (Ленинград). — 120 с. : ил.
  • Данько, Е. Я. Деревянные актеры : повесть / Елена Данько ; [ил.: Е. Винивитин]. — [3-е изд.]. — Красноярск : Кн. изд-во, 1957. — 188 с. : ил.
  • Данько, Е. Я. Деревянные актеры : повесть / Е. Я. Данько ; рис. В. Лебедева. — Ленинград : Детская литература, 1965. — 197 с. : ил. — (Школьная библиотека). — [Хранится в редком фонде РГДБ].
  • Данько, Е. Я. Побежденный Карабас / Е. Я. Данько ; рис. В. Конашевича. — Ленинград : Детская литература, 1966. — 128 с. : ил. — [Хранится в редком фонде РГДБ].
  • Данько, Е. Я. Побежденный Карабас / Е. Я. Данько ; худож. Л. Владимирский. — Москва : Советская Россия, 1989. — 127 с. : ил.
  • Данько, Е. Я. Побежденный Карабас : сказочная повесть (с сокращениями) / Е. Я. Данько ; худож. А. Лебедев. — Москва : Стрекоза-Пресс, 2001. — 95 с. : ил. — (Библиотека школьника).
  • Данько, Е. Я. Китайский секрет / Елена Данько. — Москва : Фонд «Культура детства» : Издательский проект «А и Б», 2016. — 160 с. : ил., ил., портр., факс.
  • Данько, Е. Я. Деревянные актеры : повесть / Елена Данько ; ил. Екатерины Рожковой. — Москва : Август, 2017. — 263 с. : ил. — (Повести русских писателей).
  • Что из чего. [Книга 2] : Фарфоровая чашечка / Елена Данько ; рисунки Е. Эвенбах. — Репр. изд. — [Печатается по изданию: Данько Е. Фарфоровая чашечка / рисунки Е. Эвенбах. — Ленинград : Госиздат, 1925. — 12 с.] — Москва : АртВолхонка : РГДБ, [2017]. — 16 с. : ил.— (Детям будущего) (Книги 1920-х — 1930-х годов) (Выпуск «Что из чего»). — Комплект «Что из чего» из 4 книг в папке.
  • Данько, Е. Я. Деревянные актеры / Елена Данько ; [предисловие Г. Н. Василевича] ; художник Мария Спехова. — Москва : Нигма, 2018. — 240 с. : ил.
  • Приключения Буратино : все истории / А. Н. Толстой, Е. Данько, Л. Владимирский ; художник Л. Владимирский. — Москва : АСТ : Малыш, 2020. — 528 с. : ил. — (Самая большая книга) (К 100-летию художника Леонида Владимирского).

Елена Данько / Книги в НЭБ.Дети

  • Данько, Е. Я. Шахматы : [поэма / Елена Данько.] — Текст : электронный. — Электрон. дан. — Москва, 1930 (Санкт-Петербург : РНБ, 2010). — Оригинал хранится в Российской национальной библиотеке.

Диафильмы

Статьи, письма, воспоминания

  • Данько, Е. С. В. Чехонин / Е. Данько // Печать и революция. — 1923. — № 2. — С. 69–78.
  • Данько, Е. Иллюстрированная детская книжка в прошлом и настоящем / Е. Данько // Книга детям : двухмесячный журнал, посвященный вопросам детского и юношеского чтения. — 1929. — № 2–3. Август. — С. 28–33.
  • Данько, Е. Я. Задачи художественного оформления детской книги / Е. Данько // Детская литература : критический сборник / под редакцией А. В. Луначарского». — Москва–Ленинград : ГИХЛ, 1931. — С. 209–231. — [То же: Детские чтения. — 2019. — № 2(016), с. 46–68.]
  • Данько, Е. О читателях Чарской / Е. Данько // Звезда. — 1934. — № 3. — С. 124–140.
  • Данько, Е. [Автобиография в рубрике «Трибуна работников детской книги»] / Е. Данько // Детская литература. — 1937. — XXI (Ноябрь).
  • Данько, Е. [Вводная статья] / Е. Данько // Государственный художественный фарфор им. М. В. Ломоносова. Художественный фарфор. Каталог / отв. ред. И. Т. Родин, Е. Я. Данько. — Ленинград : Наркомтяжпром, Гос. контора справочников и каталогов, 1938. — 50 с., ил.
  • Данько, Е. О душевной щедрости / Е. Данько // Литературный современник. — 1938. —№ 6. —С. 194–198.
  • Данько Е. Я. Из неизданных материалов о Ломоносове // XVIII век. Выпуск 2. — Москва ; Ленинград, 1940. — С. 249–275.
  • Данько, Е. Я. Изобразительное искусство в поэзии Державина / Е. Данько // XVIII век. — Москва ; Ленинград, 1940. — Сб. 2. — С. 218–222.
  • Данько, Е. Я. Воспоминания о Федоре Сологубе / Е. Данько ; вступ. статья, публ. и коммент. М. М. Павловой // Лица : биографический альманах. Т. 1. / ред.-сост. А. В. Лавров. — Москва ; Санкт-Петербург : Феникс : Atheneam, 1992. — С. 190–261.
  • Е. Я. Данько — В. П. Бианки. 6 декабря 1941 г. : [письмо] // Лихолетье : дневники, воспоминания, письма / В. П. Бианки. — Санкт-Петербург : Издательство «Русско-Балтийский информационный центр “БЛИЦ”», 2005. — 192 с.

О жизни и творчестве

  • Грушкин, А. [Рецензия на книгу «Китайский секрет» (Изд. 3-е, Л., Детгиз, Ленингр. отделение, 1934)] / А. Грушкин // Литературный Ленинград. — 1934. — № 61.
  • Витман, А. [Рецензия на книгу «Китайский секрет» (Изд. 3-е, Л., Детгиз, Ленингр. отделение, 1934)] / А. Витман // Детская и юношеская литература. —Бюллетень. — 1934. — № 12. — С. 17–18.
  • Бегак, Б. [Рецензия на книгу «Китайский секрет» (Изд. 3-е, Л., Детгиз, Ленингр. отделение, 1934)] / Б. Бегак // Вечерняя Москва. — 1934. — № 242.
  • Нейман, М. [Рецензия на книгу «Китайский секрет» (Изд. 4-е, доп. и исправл., Л., Лендитиздат, 1935)] / М. Нейман // Детская литература. — 1935. — № 11. — С. 27–30.
  • Бегак, Б. [Рецензия на книгу «Китайский секрет» (Изд. 4-е, доп. и исправл., Л., Лендитиздат, 1935)] / Б. Бегак // Наши достижения. — 1936. — № 9. — С. 133–134.
  • Бармин, А. [Рецензия на кн. «Деревянные актеры» (Изд. 2-е, доп. и перераб., М.–Л., Детиздат, 1940)] / А. Бармин // Звезда. — 1941. — № 1. — С. 160–161.
  • Бруйштейн, А. [Рецензия на кн. «Деревянные актеры» (Изд. 2-е, доп. и перераб., М.–Л., Детиздат, 1940)] / А. Бруштейн // Детская литература. — 1941. — № 3. — C. 49–50.
  • Сербов, А. [Рецензия на кн. «Деревянные актеры» (Изд. 2-е, доп. и перераб., М.–Л., Детиздат, 1940)] / А. Сербов // Ленинградская правда. — 1941. — I–III.
  • Куприянова, Е. [Рецензия на кн. «Китайский секрет (история фарфора в рассказах)» (М.–Л., Детиздат, 1941)] / Е. Куприянова // Литературное обозрение. — 1941. — № 10. — С. 45–46.
  • Гулливер в стране лилипутов : [изоматериал] : [плакат] : премьера : Данько по материалу Дж. Свифта / Гос. обл. театр кукол : [Ленинград] : пост. худ[ож]. руковод. Яковлевой М. Т. ; художник П. В. Кранцевич. — [Б. м.], 1944 — 1 л. : хромолитография. — [Хранится в РГБ].
  • Горький, М. Е. Я. Данько (1 октября 1934) / М. Горький // Собр. соч. : в 30 т. Т. 30 / М. Горький. — Москва : Государственное издательство художественной литературы, 1955. — С. 360–361.
  • Перегудов, А. Вместо послесловия / А. Перегудов // Китайский секрет / Е. Данько ; рис. В. И. Мокеева. — Москва : Советская Россия, 1957. — 159 с. — (Для среднего возраста.)
  • Калмановский, Е. С. Данько / Е. С. Калмановский // Краткая литературная энциклопедия. Т. 2. — Москва : Советская энциклопедия, 1964. — С. 521.
  • Морозова, О. Грани таланта (к биографии писательницы Е. Я. Данько. 1898–1942) / О. Морозова // Детская литература. — 1972. — № 7. — С. 40–43.
  • Лебедева, Т. В дружбе с пером и кистью : о творчестве Елены Данько / Т. Лебедева// Детская литература. — 1984. — № 3. — С. 29–31.
  • Шварц, Е. Л. Живу беспокойно. Из дневников / Е. Л. Шварц. — Ленинград : Советский писатель (Ленинградское отделение), 1990. — 752 с.
  • Рыбаков, Н. И. Данько Елена Яковлевна / Н. И. Рыбаков // Русские детские писатели XX века : биобиблиографический словарь. — Москва : Флинта : Наука, 1997. — С. 151–153.
  • Писатели нашего детства : 100 имен : биографический словарь в 3 частях : ч. 2 / Рос. гос. дет. б-ка ; сост. Н.О. Воронова и др. — Москва : Либерея, 1999. — Из содерж.: Данько Елена Яковлевна : русская писательница, драматург. — С. 207–210. — Библиогр.
  • Смирных, А. Под знаком Меркурия // Уездные столицы: Культурно-исторические очерки / Смирных А. И., Архипова Л. В., Белоусов О. В., Флягина Е. И., Новиков А. И.. — Екатеринбург: ИД «Сократ», 2002.
  • Переслегина, М. Фарфоровые чудеса : о книге Елены Данько «Китайский секрет» / М. Переслегина // Читаем, учимся, играем. — 2003. — № 1. — С. 108–109.
  • Шапорина, Л. В. Дневник / Л. В. Шапорина ; вступ. статья, подгот. текста, коммент. В. Н. Сажина. — Москва : Новое литературное обозрение, 2011. — Т. 2. — 640 с.
  • Творчество сестёр Данько : к 120-летию со дня рождения Наталии Яковлевны (1892–1942) и 70-летию со дня смерти Н.Я. и Елены Яковлевны Данько (1898–1942) / Государственный музей керамики «Усадьба Кусково XVIII в.», Государственный Эрмитаж, *Государственный Русский музей [ и др.] ; автор-составитель Владимир Левшенков ; под научной редакцией В. В. Знаменова. — СПб.: Издательская группа «Санкт-Петербург Оркестр», 2012. — 499 c. : цв. ил. : — Библиогр. : С. 495–499.
  • Бианки, В. В. Город и лес у моря / В. В. Бианки. — Санкт-Петербург : Амфора, 2013. — 245 с.
  • Лебедева, Т. В. Вокруг Маршака / Т. В. Лебедева. — Воронеж : Воронежский государственный университет, 2016. — 364 с., ил.
  • Головин, В. Творчество Лидии Чарской в прижизненной критике / В. Головин // Детские чтения. — 2018.— № 1(013).
  • Миронов, А. В. Сказочная повесть Елены Данько «Побежденный Карабас» как первый апокрифический текст о Буратино / А. В. Миронов // Детская книга как институт социализации: «Золотой ключик» к миру взрослых : материалы XI Всероссийской научно-практической конференции 24–25 октября 2019 года. — Нижний Тагил, 2019. — С. 51–61.
  • Арзамасцева, И. Н. Искусство фарфора в творчестве Е. Я. Данько: «Ваза Богдыхана», «Фарфоровая чашечка» и «Китайский секрет» / И. Н. Арзамасцева, Ян Липин // Вестник Российского университета дружбы народов. — 2020. — Т. 25. — № 1. — С. 91–100. — (Литературоведение. Журналистика).