Шергин Борис Викторович: различия между версиями

Нет описания правки
Строка 26: Строка 26:
Борис Викторович Шергин родился 28 (16) июля 1893 г. в городе Архангельске в семье коренных поморов. Отец Шергина, потомственный мореход и корабельный мастер, передал сыну дар рассказчика и поморский кодекс чести. Мать — коренная архангелогородка, старообрядка, — познакомила сына с народной поэзией Русского Севера (сказками, преданиями, старинными духовными песнопениями). Няня Шергина Наталья Петровна Бугаева и близкий друг семьи Пафнутий Осипович Анкудинов научили мастерству исполнения былин-баллад.
Борис Викторович Шергин родился 28 (16) июля 1893 г. в городе Архангельске в семье коренных поморов. Отец Шергина, потомственный мореход и корабельный мастер, передал сыну дар рассказчика и поморский кодекс чести. Мать — коренная архангелогородка, старообрядка, — познакомила сына с народной поэзией Русского Севера (сказками, преданиями, старинными духовными песнопениями). Няня Шергина Наталья Петровна Бугаева и близкий друг семьи Пафнутий Осипович Анкудинов научили мастерству исполнения былин-баллад.


С детства Шергин копировал картинки из «Соловецкого патерика» — книги поморских староверов. В годы учебы в Архангельской мужской губернской гимназии (1903–1912) начал собирать северные былины, сказки; занялся изготовлением и оформлением рукописных книг. Полюбившиеся баллады и сказы Шергин исполнял в гимназии, дома, в кругу сверстников. Посещал архивы Архангельского краеведческого музея и Адмиралтейства, увиденные экспонаты запоминал и мастерил дома модели кораблей, старинных северных церквей, расписывал утварь. У местных мастеров Шергин учился поморской иконописи.
С детства Борис Шергин копировал картинки из «Соловецкого патерика» — книги поморских староверов. В годы учебы в Архангельской мужской губернской гимназии (1903–1912) начал собирать северные былины, сказки; занялся изготовлением и оформлением рукописных книг. Полюбившиеся баллады и сказы исполнял в гимназии, дома, в кругу сверстников. Посещал архивы Архангельского краеведческого музея и Адмиралтейства, увиденные экспонаты запоминал и мастерил дома модели кораблей, старинных северных церквей, расписывал утварь. У местных мастеров Шергин учился поморской иконописи.


С началом XX века, на волне интереса в обществе к русскому народному искусству, в журналах появились очерки о Севере. Увлеченный художественной стариной, Шергин читал статьи этнографов и фольклористов, восторженно изучал репродукции картин Билибина, Васнецова, Нестерова, Коровина, посвященные Русскому Северу. Разносторонние интересы усложняли выбор жизненного пути для юного Шергина. В 1911 г. произошла встреча, которая повлияла на его профессиональный выбор в пользу искусства, — Шергин познакомился с московским художником Петром Ивановичем Субботиным, оценившим художественные способности юноши и посоветовавшим ему учиться в Строгановском училище.
С началом XX века, на волне интереса в обществе к русскому народному искусству, в журналах появились очерки о Севере. Увлеченный художественной стариной, Борис Шергин читал статьи этнографов и фольклористов, восторженно изучал репродукции картин Билибина, Васнецова, Нестерова, Коровина, посвященные Русскому Северу. Разносторонние интересы усложняли выбор жизненного пути для юного Шергина. В 1911 г. произошла встреча, которая повлияла на его профессиональный выбор в пользу искусства, — Шергин познакомился с московским художником Петром Ивановичем Субботиным, оценившим художественные способности юноши и посоветовавшим ему учиться в Строгановском училище.


В 1913 г. Шергин поступил в Строгановское центральное художественно-промышленное училище. Его учителем стал известный художник С. В. Ноаковский.
В 1913 г. Шергин поступил в Строгановское центральное художественно-промышленное училище. Его учителем стал известный художник С. В. Ноаковский.


В Москве оценили не только художественные способности Шергина, но и его знание народного слова, талант сказочника. В 1915 году произошло знакомство Шергина с удивительной пинежской сказительницей Марьей Дмитриевной Кривополеновой, и начались их совместные выступления с былинами и сказками в Москве и Петербурге.  
В Москве оценили не только художественные способности Бориса Шергина, но и его знание народного слова, талант сказочника. В 1915 году произошло знакомство Шергина с удивительной пинежской сказительницей Марьей Дмитриевной Кривополеновой, и начались их совместные выступления с былинами и сказками в Москве и Петербурге.  


В студенческие годы Шергин страстно заинтересовался старообрядчеством — от его истоков до древних икон и духовных песен. В это время им были созданы иконы «Сожжение Аввакума», «Хотят гореть. Из истории староверия на севере», которые вместе с другими иконами были представлены в Архангельске на художественной выставке «Русский Север» (1917).
В студенческие годы Борис Шергин страстно заинтересовался старообрядчеством — от его истоков до древних икон и духовных песен. В это время им были созданы иконы «Сожжение Аввакума», «Хотят гореть. Из истории староверия на севере», которые вместе с другими иконами были представлены в Архангельске на художественной выставке «Русский Север» (1917).
Путь писателя в литературу начался с очерков, посвященных талантливым певцам из народа, чьё искусство стало неоценимой поддержкой и опорой в творческом самоутверждении будущего писателя. Рассказы «Из недавнего прошлого — «Священник Евтропий» (1914); «Пафнутий Осипович Анкундинов» и «Наталья Петровна Бугаева» (1916); «Отходящая красота» о сказительнице М. Д. Кривополеновой (1915) появились в 1914–1916 гг. на страницах газеты «Архангельск». Но первым своим серьёзным рассказом Шергин считал легенду «Любовь сильнее смерти» (1919).
Путь писателя в литературу начался с очерков, посвященных талантливым певцам из народа, чьё искусство стало неоценимой поддержкой и опорой в творческом самоутверждении будущего писателя. Рассказы «Из недавнего прошлого — «Священник Евтропий» (1914); «Пафнутий Осипович Анкундинов» и «Наталья Петровна Бугаева» (1916); «Отходящая красота» о сказительнице М. Д. Кривополеновой (1915) появились в 1914–1916 гг. на страницах газеты «Архангельск». Но первым своим серьёзным рассказом Шергин считал легенду «Любовь сильнее смерти» (1919).


Строка 45: Строка 45:
После революции Шергин заведовал кустарно-ремесленными мастерскими в Архангельске, содействуя возрождению холмогорской техники резьбы по кости (1919–1921).
После революции Шергин заведовал кустарно-ремесленными мастерскими в Архангельске, содействуя возрождению холмогорской техники резьбы по кости (1919–1921).


Борис Шергин был помолвлен, но произошло несчастье, — в 1919 году в Архангельске он попал под трамвай, потерял правую ногу. Это побудило Шергина разорвать помолвку.  
Борис Шергин был помолвлен, но произошло несчастье, — в 1919 году в Архангельске он попал под трамвай, потерял правую ногу. Это побудило разорвать помолвку.  


Начало 20-х гг. в Архангельской губернии было связано с антицерковной государственной политикой большевиков и террором. Закрывались церкви, уничтожались святыни и древние памятники, изгонялись священники. В области шла организация лагерей для ссыльных и репрессированных. Обстоятельства вынудили Шергина уехать из Архангельска.
Начало 20-х гг. в Архангельской губернии было связано с антицерковной государственной политикой большевиков и террором. Закрывались церкви, уничтожались святыни и древние памятники, изгонялись священники. В области шла организация лагерей для ссыльных и репрессированных. Обстоятельства вынудили Шергина уехать из Архангельска.


В 1921 г. Шергин принял приглашение директора Московского Института Детского чтения А. К. Покровской участвовать в работе художественно-этнографического бюро института. Шергин приехал в Москву и поселился в подвале здания Института в Сверчковом переулке.
В 1921 г. принял приглашение директора Московского Института Детского чтения А. К. Покровской участвовать в работе художественно-этнографического бюро института. Шергин приехал в Москву и поселился в подвале здания Института в Сверчковом переулке.


В 20-е гг. Шергин выступал перед юными слушателями в клубах, школах, библиотеках, рассказывая о народной культуре Севера, исполняя сказания и баллады. Работал художником-рецензентом по оформлению и иллюстрации детской книги в Институте Детского чтения. (1921–1933). Чтобы поддержать интерес к древней былине и сказке, Шергин задумал ряд книг — художественных переработок северорусского фольклора.
В 20-е гг. Шергин выступал перед юными слушателями в клубах, школах, библиотеках, рассказывая о народной культуре Севера, исполняя сказания и баллады. Работал художником-рецензентом по оформлению и иллюстрации детской книги в Институте Детского чтения. (1921–1933). Чтобы поддержать интерес к древней былине и сказке, Шергин задумал ряд книг — художественных переработок северорусского фольклора.


В 1924 г. вышла первая книга Шергина «У Архангельского города, у корабельного пристанища». В сборник вошли художественно обработанные старинные народные былины-баллады, услышанные Шергиным от матери, с нотациями мелодий. Цветные иллюстрации в книге были выполнены в иконографической манере самим Шергиным.
В 1924 г. вышла первая книга Бориса Шергина «У Архангельского города, у корабельного пристанища». В сборник вошли художественно обработанные старинные народные былины-баллады, услышанные от матери, с нотациями мелодий. Цветные иллюстрации в книге были выполнены в иконографической манере самим Шергиным.


В конце 20-х гг. на страницах журнала «Пионер» появились первые произведения писателя для детей, — ставшие вскоре знаменитыми сказки о Шише: «Доход не живёт без хлопот». «Наш пострел везде поспел», «За шишовым языком не поспеешь босиком» (1928, № 24; 1829 № 4–5).  
В конце 20-х гг. на страницах журнала «Пионер» появились первые произведения писателя для детей, — ставшие вскоре знаменитыми сказки о Шише: «Доход не живёт без хлопот». «Наш пострел везде поспел», «За шишовым языком не поспеешь босиком» (1928, № 24; 1829 № 4–5).  

Навигация