44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 24: | Строка 24: | ||
== Биография == | == Биография == | ||
Радий Погодин родился 16 августа 1925 года в деревне Дуплёво Новгородской губернии | Радий Погодин родился 16 августа 1925 года в деревне Дуплёво Новгородской губернии в крестьянской семье. В 1927 году семья переехала в Ленинград, с которым связана вся дальнейшая жизнь и творчество писателя. Вскоре отец ушёл из семьи, Радий жил с матерью и старшим братом. | ||
В детстве будущий писатель много читал. Радий Погодин вспоминал, что брал книги в четырёх библиотеках. Также серьёзно занимался спортом, имел первый юношеский разряд по гимнастике. Радий был лидером в мальчишеских компаниях. Он поднимал гирю, легко ходил на руках, загорал на карнизе второго этажа. Воспоминания писателя о детстве на Васильевском острове отражены в первой его книге для детей — «Кирпичные острова». | |||
В мае 1941 года Радий Погодин закончил восемь классов. Началась Великая Отечественная война. Старший брат Николай, служивший на границе в Белоруссии, погиб в первых же боях с фашистами. Радий ходил в военкомат проситься на фронт, но его не взяли. Мать отправила сына в родную деревню, подальше от войны. Но вскоре немецкая армия стала подходить к Ленинграду, Радий решил вернуться. Он добрался домой, сумев дважды перейти линию фронта. | |||
В блокаду Радий Петрович | В блокаду Радий Петрович выучился на слесаря. Он ремонтировал грузовики, разбитые на фронте, в авторемонтных мастерских Северо-Западного фронта. С каждым днём юноша всё труднее выдерживал голод. Совершенно обессилевшего в марте 1942 года его вывезли на Урал. Он жил на станции Кын Пермской области. Набравшись сил, Радий работал монтёром и кочегаром в местном детском доме. | ||
В январе 1943 года | В январе 1943 года Погодина призвали в армию. После окончания пехотного училища он был направлен в действующую армию. Радий Петрович участвовал в освобождении Левобережной Украины, форсировал Днепр, был ранен. После госпиталя служил во второй гвардейской танковой армии командиром отделения дивизионной разведки. Участвовал в боях под Яссами, освобождал Люблин, Варшаву, штурмовал рейстаг. Победу сержант Погодин встретил с двумя орденами Славы, двумя — Красной Звезды, медалями за освобождение европейских столиц, имел Благодарности от Верховного Главнокомандующего. Его имя официально вписано в историю второй мировой войны как спасителя Потсдамской картинной галереи «Сан-Суси». | ||
В | В первую послевоенную осень Радий Погодин вернулся в Ленинград. Он решил поступать в Горный институт, пошёл на подготовительные курсы. Но было очень трудно приспособиться к мирной жизни, забыть ужасы войны. Молодой человек бросил учёбу и поехал по стране в поисках лучшей доли. За несколько лет Погодин перепробовал много разных профессий. Он работал грузчиком, лесорубом, слесарем, вожатым в детском туберкулёзном санатории. Наконец осел в Москве, в пожарной охране. Погодин вспоминал, что в пожарной многотиражке «Боевой сигнал» он начал печатать небольшие заметки, сопровождая их рисунками. | ||
В 1946 году после постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» | В 1946 году после постановления Оргбюро ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» в редакции «Боевого сигнала» прошло обсуждение документа, во время которого Погодин высказался в защиту М. Зощенко и А. Ахматовой. На него был отправлен донос в органы. Радий Петрович виновным себя не считал, но какое-то время прятался. Затем вернулся в Ленинград, поселился у отца. Успел устроиться на работу, но был арестован. Молодой фронтовик был осужден на пять лет, лишён всех боевых наград и отправлен в лагеря республики Коми. Через 2 года и 4 месяца его освободили по амнистии. Боевые награды, отобранные при аресте, были возвращены писателю в день его пятидесятилетия, во время награждения орденом «Знак Почёта» за литературное творчество. | ||
Вернувшись из заключения, Радий Петрович работал слесарем-сборщиком на заводе имени Коминтерна, затем на заводе «Линотип». В это время он начал посещать литобъединение под руководством Всеволода Рождественского. По рекомендации Рождественского в июле 1953 года Погодин был приглашён в Йошкар-Олу, где работал журналистом в редакции местного радио. Набравшись опыта, через год вернулся в Ленинград. Работал на радио, писал статьи для периодических изданий. | |||
Свой первый рассказ Погодин написал для взрослых. С ним Радий Петрович пошёл в Союз писателей, где ему посоветовали продолжать писать. Он написал ещё несколько рассказов. Но в итоге всё его творчество было названо космополитизмом и модернизмом, за что тогда сажали. Радий Петрович признавался, что сесть второй раз не хотелось. Нужно было либо бросить писать, либо найти вид литературы, не связанный с этими понятиями. Он выбрал детскую литературу, куда и ушёл. | |||
В 1954 году в ленинградском альманахе «Дружба» был опубликован рассказ для детей «Мороз», а в 1957 году начинающий автор выпустил первую детскую книгу. Это был сборник рассказов «Муравьиное масло». Через год появились знаменитые «Кирпичные острова». | |||
В 1959 году по рекомендации Ю. Германа и Л. Пантелеева Радий Погодин был принят в Союз писателей СССР. | |||
Строка 56: | Строка 60: | ||
В 1960 году вышла книга — «Рассказы о весёлых людях и хорошей погоде». В том же году | В 1960 году вышла книга — «Рассказы о весёлых людях и хорошей погоде». В том же году журнал «Юность» публикует небольшой рассказ «Дубравка, в котором автор простым доступным языком описывает невероятно сложный период в жизни подростка. Рассказ положил начало жанру «психологической прозы», которой прославились детские писатели-шестидесятники. С тех пор каждое новое произведение Радия Погодина становилось событием в литературной жизни. Критики восприняли нового автора благожелательно, отмечали его уникальный стиль, способность понять ребёнка и подростка, изложить его мысли и чувства простым, но поэтичным языком. | ||
Откровением для всех стала повесть «Ожидание», увидевшая свет в 1963 году. В этой повести Погодин показал, что жизнь ребёнка полна внутренней боли, сомнений и неудовлетворённости собой и окружающими. Так в детских книжках ещё никто не разговаривал с подростками. | |||
Радий Петрович известен как драматург. Он автор пьес: «Пятьсот миллионов двадцать второй», «Шли лихие эскадроны», «Про Гришку», «Сказка про зверя Индрика». В середине 1960-х годов Погодин написал пьесу «Трень-брень», которую первым поставил Ленинградский ТЮЗ. С неё началась известность театра и его главного режиссера З. Я. Корогодского. Спектакль обошёл многие юношеские театры страны. Он изменил представление о том, какая должна быть драматургия для юного зрителя. | Радий Петрович известен как драматург. Он автор пьес: «Пятьсот миллионов двадцать второй», «Шли лихие эскадроны», «Про Гришку», «Сказка про зверя Индрика». В середине 1960-х годов Погодин написал пьесу «Трень-брень», которую первым поставил Ленинградский ТЮЗ. С неё началась известность театра и его главного режиссера З. Я. Корогодского. Спектакль обошёл многие юношеские театры страны. Он изменил представление о том, какая должна быть драматургия для юного зрителя. | ||
Также | Радий Погодин очень любил сказку, называл ее «тончайшим инструментом познания мира и воспитания нравственной позиции», считал этот жанр непомерно трудным. Его первая сказочная повесть «Шаг с крыши» вышла в 1964 году. С этого времени Погодин уже никогда не расставался со сказкой. Это были либо коротенькие волшебные истории («Про жеребёнка Мишу и мышонка Терентия», «Где ты, гдетыгдеты?», «Земля имеет форму репы», «Книжка про Гришку»), либо большие повести («Турнир в королевстве Фиофигас», «Красные лошади»). В уста своих героев писатель вкладывает простые и естественные, но очень важные нравственные истины. За год до смерти была написана последняя сказка: «Про девочку Полечку и её одинокую жизнь». | ||
О войне Радий Петрович начал писать только в начале 70-х годов. Первые рассказы о войне вошли в повесть «Где леший живёт». Затем были повести «Живи, солдат», «Мост», «Боль», «Я догоню вас на небесах». Все они во многом автобиографичны. Войне посвящен его последний незавершенный рассказ «Афина-Паллада», который был наговорен на диктофон. | |||
Всего Радием Петровичем написано более двадцати книг для детей. Они переведены на несколько десятков языков мира. Многие его произведения экранизированы. Самые известные экранизации — «Дубравка», «Шаг с крыши», «Включите северное сияние», «Рок-н-ролл для принцесс». Также Радий Погодин автор сценариев пяти художественных фильмов для детей. | |||
Радий Петрович был талантливым читателем и очень дружил с библиотеками. Рассказывая о своём детстве, он утверждал, что именно библиотеки спасли его поколение от воровства и бандитизма. | |||
Последние десять лет жизни Радий Погодин тяжело болел. Помимо литературного творчества, он стал писать картины. Радий Петрович работал в собственной мастерской, писал маслом. Он имел несколько персональных выставок, его картины печатались в различных журналах. После смерти писателя большая часть картин была перевезена в Ленинградскую областную детскую библиотеку. Также он писал стихи, которые были опубликованы в конце 1990-х годов в журналах «Звезда» и «Нева». В последние годы жизни была создана повесть для взрослых «Одинокая на ветру». | |||
Радий Петрович Погодин ушёл из жизни 30 марта 1993 года, похоронен на Волковском православном кладбище в Санкт-Петербурге. | |||
Радий Погодин справедливо считал, что ребёнок как личность формируется в раннем детстве. Все его книги пронизаны любовью к детям и заботой о них. Они написаны о смысле жизни человека, поисках ответов на самые вечные вопросы. Произведения Радия Погодина актуальны и сегодня, воспринимаются как самая современная проза. Его идеи и творчество продолжают интересовать исследователей. | |||
В 1994 году Ленинградской областной детской библиотекой и Санкт-Петербургским Союзом писателей были учреждены Всероссийские литературно-педагогические Погодинские чтения. Они проходят один раз в пять лет, собирая литературоведов, писателей, библиотекарей, педагогов, психологов со всей страны. | |||