44 883
правки
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 25: | Строка 25: | ||
Тимофей Белозёров родился 23 декабря 1929 года в небольшом селе Камыши (Курганская область, Куртамышский район). Многодетная семья Белозёровых жила в бывшем купеческом доме, на Береговой улице. Родители – Максим Павлович и Арина Трифоновна – растили детей в строгости, с ранних лет приучали к сельскому труду. В доме любили книги, поддерживали традицию чтения вслух. Для маленького Тимофея знакомство с литературой началось со сказок и стихов А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, сказок Х. К. Андерсена и Л. Н. Толстого. | Тимофей Белозёров родился 23 декабря 1929 года в небольшом селе Камыши (Курганская область, Куртамышский район). Многодетная семья Белозёровых жила в бывшем купеческом доме, на Береговой улице. Родители – Максим Павлович и Арина Трифоновна – растили детей в строгости, с ранних лет приучали к сельскому труду. В доме любили книги, поддерживали традицию чтения вслух. Для маленького Тимофея знакомство с литературой началось со сказок и стихов А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, сказок Х. К. Андерсена и Л. Н. Толстого. | ||
В возрасте пяти лет Тимофей потерял мать. Горе утраты нашло выражение в стихотворении «Без мамы». Особенно дружил Тимофей с младшей сестрой Лидией (в замужестве Л. М. Велькина). Старший брат, Анатолий Максимович Белозёров, стал художником, он создал портрет Тимофея в молодости. | В возрасте пяти лет Тимофей потерял мать. Горе утраты нашло выражение в стихотворении «Без мамы». Особенно дружил Тимофей с младшей сестрой Лидией (в замужестве Л. М. Велькина). Старший брат, Анатолий Максимович Белозёров, стал художником, он создал портрет Тимофея в молодости. | ||
В 1930-е годы в ходе коллективизации семья подверглась репрессиям, отца арестовали. После освобождения М. П. Белозёров увозит сына в Омскую область. Детство Тимофея Белозёрова проходит в городах Усть-Каменогорск и Лениногорск, в предгорьях Алтая. Он рос слабым и болезненным, но непоседой: несколько раз получал переломы и дважды едва не утонул. | В 1930-е годы в ходе коллективизации семья подверглась репрессиям, отца арестовали. После освобождения М. П. Белозёров увозит сына в Омскую область. Детство Тимофея Белозёрова проходит в городах Усть-Каменогорск и Лениногорск, в предгорьях Алтая. Он рос слабым и болезненным, но непоседой: несколько раз получал переломы и дважды едва не утонул. | ||
В начале Великой Отечественной войны М. П. Белозёров, работавший в тылу, вместе с сыном уезжает в деревню Черново (Омская область, Большереченский район). Черново, или Черновка, как ее звали местные жители, позднее вдохновила поэта на создание стихотворений «В родном краю» и «Безымянная речка», поэмы «Весна». | В начале Великой Отечественной войны М. П. Белозёров, работавший в тылу, вместе с сыном уезжает в деревню Черново (Омская область, Большереченский район). Черново, или Черновка, как ее звали местные жители, позднее вдохновила поэта на создание стихотворений «В родном краю» и «Безымянная речка», поэмы «Весна». | ||
Вскоре Тимофей осиротел и был усыновлен Марьей Никитичной Терентьевой. Окончив семилетнюю школу в селе Старо-Карасук (в том же Большереченском районе), он начал трудовую жизнь. Подросток брался за любую работу: расчищал от снега железнодорожные пути, нанимался на заготовку леса, осваивал сапожное ремесло, был столяром на станции Калачинск и учеником художника. | Вскоре Тимофей осиротел и был усыновлен Марьей Никитичной Терентьевой. Окончив семилетнюю школу в селе Старо-Карасук (в том же Большереченском районе), он начал трудовую жизнь. Подросток брался за любую работу: расчищал от снега железнодорожные пути, нанимался на заготовку леса, осваивал сапожное ремесло, был столяром на станции Калачинск и учеником художника. | ||
Получить образование было сложно. Т.М. Белозёров предпринял несколько безуспешных попыток поступления в разные учебные заведения, в том числе в лётную школу, где ему отказали по молодости лет. В 1948 году Белозёров поступает на технологическое отделение Омского речного училища. Учёба избавила его от нужды: курсантов кормили и одевали за казённый счёт. Со второго курса Т. М. Белозёров сделался участником литературного кружка и писал стихи. В кружке завязалось знакомство с Александром Петровичем Токаревым (родился в 1932 году) – курсантом судоводительного отделения, впоследствии журналистом и писателем. | Получить образование было сложно. Т.М. Белозёров предпринял несколько безуспешных попыток поступления в разные учебные заведения, в том числе в лётную школу, где ему отказали по молодости лет. В 1948 году Белозёров поступает на технологическое отделение Омского речного училища. Учёба избавила его от нужды: курсантов кормили и одевали за казённый счёт. Со второго курса Т. М. Белозёров сделался участником литературного кружка и писал стихи. В кружке завязалось знакомство с Александром Петровичем Токаревым (родился в 1932 году) – курсантом судоводительного отделения, впоследствии журналистом и писателем. | ||
В 1952 году Т. М. Белозёров окончил училище с квалификацией «техник-технолог». После года военно-морской стажировки во Владивостоке получил направление на Бобровский судоремонтный завод в город Барнаул, работал мастером механического цеха. | В 1952 году Т. М. Белозёров окончил училище с квалификацией «техник-технолог». После года военно-морской стажировки во Владивостоке получил направление на Бобровский судоремонтный завод в город Барнаул, работал мастером механического цеха. | ||
В 1953 году Т. М. Белозёров женился. Супруга, Вера Ильинична, стала вдохновительницей и единомышленницей поэта; у них родился сын Сергей (1954 – 2012). В. И. Белозёровой посвящено стихотворение «Детство». В том же году произошли и другие знаменательные для автора события: публикация стихотворений «Примета», «Разведчик», «Дождь» в альманахе «Алтай» (№ 7) и участие в краевом совещании молодых литераторов. Известные поэты А. И. Смердов (1910 – 1986) и К. Л. Лисовский (1919 – 1980) похвалили творчество начинающего стихотворца. Александр Смердов дал Белозёрову совет: издать книгу стихотворений, рассказывающих детям о реке и жизни речников. | В 1953 году Т. М. Белозёров женился. Супруга, Вера Ильинична, стала вдохновительницей и единомышленницей поэта; у них родился сын Сергей (1954 – 2012). В. И. Белозёровой посвящено стихотворение «Детство». В том же году произошли и другие знаменательные для автора события: публикация стихотворений «Примета», «Разведчик», «Дождь» в альманахе «Алтай» (№ 7) и участие в краевом совещании молодых литераторов. Известные поэты А. И. Смердов (1910 – 1986) и К. Л. Лисовский (1919 – 1980) похвалили творчество начинающего стихотворца. Александр Смердов дал Белозёрову совет: издать книгу стихотворений, рассказывающих детям о реке и жизни речников. | ||
В 1954 году Т. М. Белозёрова перевели в Омск, в Нижне-Иртышское речное пароходство, и приняли на должность литсотрудника в газету «Советский Иртыш». Однако работать в газете для Белозёрова оказалось скучно, и он вскоре ушел из редакции. | В 1954 году Т. М. Белозёрова перевели в Омск, в Нижне-Иртышское речное пароходство, и приняли на должность литсотрудника в газету «Советский Иртыш». Однако работать в газете для Белозёрова оказалось скучно, и он вскоре ушел из редакции. | ||
По совету А. С. Смердова принимается за детскую книжку. В 1957 году небольшая книжка в мягкой обложке под названием «На нашей реке» выходит в Омском областном книжном издательстве. Иллюстрировал сборник К. П. Белов – известный омский живописец, пейзажист. На празднике детской книги в Новосибирске «родниковые строки» стихотворений обратили на себя внимание иркутского поэта и писателя писателя-фантаста, детского прозаика Марка Давидовича Сергеева (1926 – 1997). Поддержка дебюта убедила начинающего автора в том, что писательство – его путь. | По совету А. С. Смердова принимается за детскую книжку. В 1957 году небольшая книжка в мягкой обложке под названием «На нашей реке» выходит в Омском областном книжном издательстве. Иллюстрировал сборник К. П. Белов – известный омский живописец, пейзажист. На празднике детской книги в Новосибирске «родниковые строки» стихотворений обратили на себя внимание иркутского поэта и писателя писателя-фантаста, детского прозаика Марка Давидовича Сергеева (1926 – 1997). Поддержка дебюта убедила начинающего автора в том, что писательство – его путь. | ||
Вскоре после выхода первой книжки Т. М. Белозёров поступает в Литературный институт имени А. М. Горького, на заочное отделение. Необходимость совмещать обучение, сочинение стихов и работу в цеху сказалась на его здоровье. Однако сам Белозёров вспоминал годы литературной учебы с благодарностью: «Я стал смотреть на детскую литературу как на дело серьёзное. Я бесконечно благодарен Николаю Николаевичу Соколову, Александру Алексеевичу Жарову — моим творческим руководителям — и всем преподавателям, давшим мне знания, научившим меня понимать и ценить истинно живое слово», писал он в очерке «О себе» (1966 – 1972). | Вскоре после выхода первой книжки Т. М. Белозёров поступает в Литературный институт имени А. М. Горького, на заочное отделение. Необходимость совмещать обучение, сочинение стихов и работу в цеху сказалась на его здоровье. Однако сам Белозёров вспоминал годы литературной учебы с благодарностью: «Я стал смотреть на детскую литературу как на дело серьёзное. Я бесконечно благодарен Николаю Николаевичу Соколову, Александру Алексеевичу Жарову — моим творческим руководителям — и всем преподавателям, давшим мне знания, научившим меня понимать и ценить истинно живое слово», писал он в очерке «О себе» (1966 – 1972). | ||
Благом было и участие в первом Всероссийском семинаре поэтов (Смоленск, 1958 г.) и Всесибирском совещании по детской литературе (26 – 30 мая 1958 года, Новосибирск). | Благом было и участие в первом Всероссийском семинаре поэтов (Смоленск, 1958 г.) и Всесибирском совещании по детской литературе (26 – 30 мая 1958 года, Новосибирск). | ||
За годы учёбы вышло несколько книг: «Весна» (1958), «Лесной скрипач» (1960), «Гудки над рекой» (1961), «Выбирай на вкус!» (1962) и др. Самым известным произведением этого периода становится стихотворная сказка «Огородный Подрастай» (1962) – история о старичке-волшебнике, защищающем огород от вредителей и помогающем овощам расти. | За годы учёбы вышло несколько книг: «Весна» (1958), «Лесной скрипач» (1960), «Гудки над рекой» (1961), «Выбирай на вкус!» (1962) и др. Самым известным произведением этого периода становится стихотворная сказка «Огородный Подрастай» (1962) – история о старичке-волшебнике, защищающем огород от вредителей и помогающем овощам расти. | ||
В 1960 году М.Т. Белозёров становится членом КПСС. В том же году пермский поэт и писатель Николай Федорович Домовитов (1918 – 1996) рекомендует принять Тимофея Белозёрова в Союз писателей СССР. После вступления в Союз писателей (1962) и окончания Литературного института (1963) Т. М. Белозёров покидает цеховую работу и полностью посвящает себя литературному делу. Работает редактором на Омском телевидении, однако основным источником денег на несколько лет становится учительская зарплата В.И. Белозёровой, всецело поддержавшей мужа. В 1968 году Тимофей Максимович получил место литературного консультанта в редакции газеты «Омская правда», где и проработал почти двадцать лет. | В 1960 году М.Т. Белозёров становится членом КПСС. В том же году пермский поэт и писатель Николай Федорович Домовитов (1918 – 1996) рекомендует принять Тимофея Белозёрова в Союз писателей СССР. После вступления в Союз писателей (1962) и окончания Литературного института (1963) Т. М. Белозёров покидает цеховую работу и полностью посвящает себя литературному делу. Работает редактором на Омском телевидении, однако основным источником денег на несколько лет становится учительская зарплата В.И. Белозёровой, всецело поддержавшей мужа. В 1968 году Тимофей Максимович получил место литературного консультанта в редакции газеты «Омская правда», где и проработал почти двадцать лет. | ||
На протяжении 1960-х годов автор искал собственный стиль. Главными в его творчестве становятся темы детства и природы, «речная» тема. Основной адресат – двенадцатилетние дети. Выходят переиздания сборников «Гудки над рекой» и «Огородный Подрастай», а также новые книги стихов: «Топтыжка» (1964), «Распахнулись ворота» (1965), «Веселый арбуз» (1966), «Таежный светофор» (1968), «Синий час» (1969), «Пляска на реке» (1969). Поэт обращается и к мини-жанрам, в том числе фольклорным, появляются «Весёлки, считалки, загадки, скороговорки, небылицы» и «Гуленьки. Народные колыбельные песенки» (оба – 1969). Авторские сборники выходят не только в сибирских и уральских издательствах, но и в Москве и Алма-Ате. | На протяжении 1960-х годов автор искал собственный стиль. Главными в его творчестве становятся темы детства и природы, «речная» тема. Основной адресат – двенадцатилетние дети. Выходят переиздания сборников «Гудки над рекой» и «Огородный Подрастай», а также новые книги стихов: «Топтыжка» (1964), «Распахнулись ворота» (1965), «Веселый арбуз» (1966), «Таежный светофор» (1968), «Синий час» (1969), «Пляска на реке» (1969). Поэт обращается и к мини-жанрам, в том числе фольклорным, появляются «Весёлки, считалки, загадки, скороговорки, небылицы» и «Гуленьки. Народные колыбельные песенки» (оба – 1969). Авторские сборники выходят не только в сибирских и уральских издательствах, но и в Москве и Алма-Ате. | ||
Произведения омского поэта привлекают внимание известных литераторов. В 1969 году рукопись нового сборника «Кладовая ветра» получает положительную оценку Е. А. Благининой (1903 – 1989), известной как строгий критик. В своей рецензии она отметила своеобразие таланта Белозёрова, точность и обширность словаря, умелое использование просторечий, уважение к маленькому читателю, отметила : «От его стихов веет свежестью». Помещенные в этом же сборнике пьесы «Суд в пещере» и «Прощай, робот!» были встречены спокойнее, рецензент отмечала погрешности в одной из драм. Впоследствии Е. А. Благинина следила за творчеством талантливого сибиряка и способствовала выходу его книг в московских издательствах; с ее предисловиями вышли книги «Кладовая ветра» (1970) и «Зимушка-зима» (1974). Елена Благинина не раз настаивала на том, что поэту стоит издать книгу «взрослых» стихотворений. Т. М. Белозёров считал Благинину своим учителем и покровителем, часто бывал у нее в гостях. | Произведения омского поэта привлекают внимание известных литераторов. В 1969 году рукопись нового сборника «Кладовая ветра» получает положительную оценку Е. А. Благининой (1903 – 1989), известной как строгий критик. В своей рецензии она отметила своеобразие таланта Белозёрова, точность и обширность словаря, умелое использование просторечий, уважение к маленькому читателю, отметила : «От его стихов веет свежестью». Помещенные в этом же сборнике пьесы «Суд в пещере» и «Прощай, робот!» были встречены спокойнее, рецензент отмечала погрешности в одной из драм. Впоследствии Е. А. Благинина следила за творчеством талантливого сибиряка и способствовала выходу его книг в московских издательствах; с ее предисловиями вышли книги «Кладовая ветра» (1970) и «Зимушка-зима» (1974). Елена Благинина не раз настаивала на том, что поэту стоит издать книгу «взрослых» стихотворений. Т. М. Белозёров считал Благинину своим учителем и покровителем, часто бывал у нее в гостях. | ||
Еще более строгим рецензентом был В. Д. Берестов (1928 – 1998): в письме от 1970 года детский поэт похвалил отдельные стихотворения (особенно «Без мамы»), остальные, по его мнению, нуждались в редактуре. Берестов выразил пожелание встретиться лично и указать даровитому омичу на недостатки его творений. | Еще более строгим рецензентом был В. Д. Берестов (1928 – 1998): в письме от 1970 года детский поэт похвалил отдельные стихотворения (особенно «Без мамы»), остальные, по его мнению, нуждались в редактуре. Берестов выразил пожелание встретиться лично и указать даровитому омичу на недостатки его творений. | ||
1970-е – 1980-е годы стали для Т. М. Белозёрова периодом творческого подъема и читательского признания. Его произведения знают далеко за пределами области, включают в школьные хрестоматии. За это время выходит более трех десятков книг, некоторые («Лесные стихи», «Карасик», «Лесной Плакунчик») – миллионными тиражами. Ученик и друг автора, Владимир Иванович Новиков (родился в Омске в 1948 году; ныне профессор факультета журналистики МГУ) писал: «Поэт Тимофей Белозёров жил в счастливое творческое время. Не только талант поэта, но и оно — время с его книжно-издательской системой, позволило ему издать при жизни более пятидесяти книжек для детей» (В. И. Новиков. Встречи с Тимофеем Белозёровым. К 75-летию поэта // Сибирские огни, 2004, № 11). Стихи и сказки писателя охотно публикуют журналы – как детские («Мурзилка», «Весёлые картинки», «Пионер», «Миша», «Сибирячок», «Костёр»), так и взрослые («Сибирские огни», «Урал», «Нева», «Земля сибирская, дальневосточная»). | 1970-е – 1980-е годы стали для Т. М. Белозёрова периодом творческого подъема и читательского признания. Его произведения знают далеко за пределами области, включают в школьные хрестоматии. За это время выходит более трех десятков книг, некоторые («Лесные стихи», «Карасик», «Лесной Плакунчик») – миллионными тиражами. Ученик и друг автора, Владимир Иванович Новиков (родился в Омске в 1948 году; ныне профессор факультета журналистики МГУ) писал: «Поэт Тимофей Белозёров жил в счастливое творческое время. Не только талант поэта, но и оно — время с его книжно-издательской системой, позволило ему издать при жизни более пятидесяти книжек для детей» (В. И. Новиков. Встречи с Тимофеем Белозёровым. К 75-летию поэта // Сибирские огни, 2004, № 11). Стихи и сказки писателя охотно публикуют журналы – как детские («Мурзилка», «Весёлые картинки», «Пионер», «Миша», «Сибирячок», «Костёр»), так и взрослые («Сибирские огни», «Урал», «Нева», «Земля сибирская, дальневосточная»). | ||
Ведущим жанром остается лирическое стихотворение, поэзия Белозёрова все больше тяготеет к пейзажной лирике. Классикой для автора является поэзия И. С. Никитина, А. В. Кольцова, И. З. Сурикова, А. Н. Плещеева и особенно любимый поэтом И. А. Бунин. У юных читателей особым успехом пользовались сказки в стихах «Лесной Плакунчик» и «Бука». В «Лесном Плакунчике» (1970), как и в «Огородном Подрастае», рассказывается о добром волшебном старичке, похожем на гнома. В сказке «Бука», впервые прочитанной в 1977 на литературном празднике «Омская зима», фольклорный персонаж и тема детских страхов представлены в юмористическом ключе. Произведение, сделавшее Белозёрова главной фигурой последующих «Омских зим», было впервые напечатано в 1978 году в «Мурзилке» (№ 8), а в 1981-м вышло отдельной книгой. | Ведущим жанром остается лирическое стихотворение, поэзия Белозёрова все больше тяготеет к пейзажной лирике. Классикой для автора является поэзия И. С. Никитина, А. В. Кольцова, И. З. Сурикова, А. Н. Плещеева и особенно любимый поэтом И. А. Бунин. У юных читателей особым успехом пользовались сказки в стихах «Лесной Плакунчик» и «Бука». В «Лесном Плакунчике» (1970), как и в «Огородном Подрастае», рассказывается о добром волшебном старичке, похожем на гнома. В сказке «Бука», впервые прочитанной в 1977 на литературном празднике «Омская зима», фольклорный персонаж и тема детских страхов представлены в юмористическом ключе. Произведение, сделавшее Белозёрова главной фигурой последующих «Омских зим», было впервые напечатано в 1978 году в «Мурзилке» (№ 8), а в 1981-м вышло отдельной книгой. | ||
Обращается писатель и к прозе. Книги «Лесной скрипач» (1971), «Цветные голоса» (1972) и «Волшебный посошок» (1976) наряду со стихами включают в себя и рассказы. Прозаические миниатюры составляют сборники «Комариный колобок» (1973), «Сладкая клюква» (1983) и «Заколдованная роща» (1986). В своей прозе Белозёров добивался предельного лаконизма, простоты и ясности, сюжеты миниатюр часто были почерпнуты из личного опыта и рассказов знакомых. | Обращается писатель и к прозе. Книги «Лесной скрипач» (1971), «Цветные голоса» (1972) и «Волшебный посошок» (1976) наряду со стихами включают в себя и рассказы. Прозаические миниатюры составляют сборники «Комариный колобок» (1973), «Сладкая клюква» (1983) и «Заколдованная роща» (1986). В своей прозе Белозёров добивался предельного лаконизма, простоты и ясности, сюжеты миниатюр часто были почерпнуты из личного опыта и рассказов знакомых. | ||
С особым вниманием поэт относился к иллюстрированию своих книг. «Волшебный посошок» оформляли Г. Акулов и В. В. Перцов, Лесного Плакунчика нарисовал В. Г. Сутеев, Буку – Л. А. Токмаков. Графические работы Н. И. Калиты украсили книгу «Журавкин праздник» (1980), в 1981 году получившую диплом 2-й степени Международной книжной ярмарки. Дружил Белозёрова и с московским графиком Николаем Александровичем Короткиным (род. в 1934 году), создавшим иллюстрации к сборникам «Зимушка-зима», «Подснежники», «Смородиновый куст». Поэт сразу оценил мастерство художника, и, решив помочь ему в передаче сибирского колорита, пригласил в Омск. Т. М. Белозёров на своей машине возил Короткина по области. Их дружба продолжалась до конца жизни писателя. | С особым вниманием поэт относился к иллюстрированию своих книг. «Волшебный посошок» оформляли Г. Акулов и В. В. Перцов, Лесного Плакунчика нарисовал В. Г. Сутеев, Буку – Л. А. Токмаков. Графические работы Н. И. Калиты украсили книгу «Журавкин праздник» (1980), в 1981 году получившую диплом 2-й степени Международной книжной ярмарки. Дружил Белозёрова и с московским графиком Николаем Александровичем Короткиным (род. в 1934 году), создавшим иллюстрации к сборникам «Зимушка-зима», «Подснежники», «Смородиновый куст». Поэт сразу оценил мастерство художника, и, решив помочь ему в передаче сибирского колорита, пригласил в Омск. Т. М. Белозёров на своей машине возил Короткина по области. Их дружба продолжалась до конца жизни писателя. | ||
В 1980 году поэт участвует в работе V съезда писателей РСФСР. | В 1980 году поэт участвует в работе V съезда писателей РСФСР. | ||
Став известным, Т. М. Белозёров охотно общался со своими читателями, выступал в школах, пионерских лагерях, детских домах. Редактировал творчество начинающих литераторов, помогал им найти в творческих поисках. Среди его учеников – поэты Т. Г. Четверикова, В. И. Новиков, М. А. Безденежных, Н. М. Трегубов, К. М. Макаров. Позднее В. И. Новиков писал: «В оценке настоящего таланта, жизнь показала, Тимофей Белозёров ни в ком не ошибся. <…> Тимофея Максимовича ценили за его любовь к поэзии, его умение подсказать, найти своё слово, за терпение и уважение к начинающим поэтам…» (Новиков, В. Шел он по солнечной гриве: рассказы о поэте Тимофее Белозёрове). Благодаря строгой, но справедливой критике Белозёрова П.А. Брычков оставил поэзию и нашел себя в прозе. Брычков вспоминал: «Он прочел и мне говорит: «Твои стихи мне напоминаю ковер, который продают на рынке. Все можно выбросить, а вот две последние строки можно оставить». Вскоре показал ему свой рассказ. Он посоветовал обратится в литературный отдел газеты «Омская правда». (…) Так я из незадачливого поэта стал писателем» («У омских писателей теперь есть свой журнал, но нет помещения» // Коммерческие вести, 3 февраля 2020). | Став известным, Т. М. Белозёров охотно общался со своими читателями, выступал в школах, пионерских лагерях, детских домах. Редактировал творчество начинающих литераторов, помогал им найти в творческих поисках. Среди его учеников – поэты Т. Г. Четверикова, В. И. Новиков, М. А. Безденежных, Н. М. Трегубов, К. М. Макаров. Позднее В. И. Новиков писал: «В оценке настоящего таланта, жизнь показала, Тимофей Белозёров ни в ком не ошибся. <…> Тимофея Максимовича ценили за его любовь к поэзии, его умение подсказать, найти своё слово, за терпение и уважение к начинающим поэтам…» (Новиков, В. Шел он по солнечной гриве: рассказы о поэте Тимофее Белозёрове). Благодаря строгой, но справедливой критике Белозёрова П.А. Брычков оставил поэзию и нашел себя в прозе. Брычков вспоминал: «Он прочел и мне говорит: «Твои стихи мне напоминаю ковер, который продают на рынке. Все можно выбросить, а вот две последние строки можно оставить». Вскоре показал ему свой рассказ. Он посоветовал обратится в литературный отдел газеты «Омская правда». (…) Так я из незадачливого поэта стал писателем» («У омских писателей теперь есть свой журнал, но нет помещения» // Коммерческие вести, 3 февраля 2020). | ||
В последние годы М. Т. Белозёров много болел, весной 1985 года у него обнаружили рак легких в тяжелой стадии, вызванный курением. Незадолго до смерти поэт успел прийти в Омское книжное издательство и вычитать корректуру одной из последних книг – сборника «Лебёдушка» (1986). В том же году московское издательство «Малыш» напечатало сборник рассказов «Заколдованная роща», уже посмертно. | В последние годы М. Т. Белозёров много болел, весной 1985 года у него обнаружили рак легких в тяжелой стадии, вызванный курением. Незадолго до смерти поэт успел прийти в Омское книжное издательство и вычитать корректуру одной из последних книг – сборника «Лебёдушка» (1986). В том же году московское издательство «Малыш» напечатало сборник рассказов «Заколдованная роща», уже посмертно. | ||
Т. М. Белозёров скончался 15 февраля 1986 года в своей омской квартире. Поэта похоронили на Старо-Восточном кладбище Омска. Узнав о смерти поэта, И. П. Токмакова послала вдове письмо, где наряду со словами утешения были и такие строки: «Я всегда была и остаюсь горячей поклонницей его поэзии – лиричной, раздумчивой и веселой одновременно, полной родных русских запахов и звуков, и тишины, и зорь, и неба. А сколько фантазии, выдумки, какой искрящийся фонтан остроумия!» | Т. М. Белозёров скончался 15 февраля 1986 года в своей омской квартире. Поэта похоронили на Старо-Восточном кладбище Омска. Узнав о смерти поэта, И. П. Токмакова послала вдове письмо, где наряду со словами утешения были и такие строки: «Я всегда была и остаюсь горячей поклонницей его поэзии – лиричной, раздумчивой и веселой одновременно, полной родных русских запахов и звуков, и тишины, и зорь, и неба. А сколько фантазии, выдумки, какой искрящийся фонтан остроумия!» | ||
В. И. Белозёрова пережила супруга более чем на четверть века (умерла в 2013 г.). Свои годы она посвятила сохранению памяти о муже. В частности, ею подготовлен к печати сборник «Звёздный свет» (1997) включавший ранее не публиковавшиеся произведения. | В. И. Белозёрова пережила супруга более чем на четверть века (умерла в 2013 г.). Свои годы она посвятила сохранению памяти о муже. В частности, ею подготовлен к печати сборник «Звёздный свет» (1997) включавший ранее не публиковавшиеся произведения. |