44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 33: | Строка 33: | ||
Первым шагом нового главного редактора было предложение о существенном увеличении публикаций произведений русскоязычных авторов в журнале. Он утверждал, что именно они являются значительной частью советской литературы, поэтому читатели национальных республик должны знакомиться с русской прозой. Вторым его шагом стало обновление редакции. С. Баруздин принимал на должности заведующих отделами молодых, но уже вполне опытных журналистов (Б. Б. Холопова, В. Д. Оскоцкого, Л. А. Теракопяна и др.). У него был хороший литературный вкус и, что немаловажно для редактора, редкое чутье на таланты. По воспоминаниям сотрудников «Дружбы народов», в частности, корректора Е. Мовчан, следует, что Сергей Баруздин обладал еще и точным политическим чутьем. Главный редактор всегда четко понимал, сможет ли рукопись пройти через рамки цензуры. К публикации в журнале был допущен целый ряд достойных произведений, в том числе и тех, появление которых в те годы казалось чудом. Именно в «Дружбе народов» в разные годы были опубликованы произведения В. П. Некрасова, Б. А. Пильняка, М. А. Алданова, Н. Н. Берберовой, В. В. Быкова, Б. Ш. Окуджавы, Ф. А. Искандера. Поздние романы Ю. В. Трифонова (в том числе и «Дом на Набережной»), «Разные дни войны» К. М. Симонова, а в начале перестройки — «Дети Арбата» А. Н. Рыбакова — все эти ставшие культовыми произведения увидели свет на страницах журнала, возглавляемого С. А. Баруздиным. Литературовед Ю. Я. Калещук вспоминал о тех нелегких временах: «Все это стоило мучительных объяснений в Китайском проезде, где сидели наши цензоры, и на Старой площади, где располагался ЦК. Ему приходилось лавировать, унижаться, но не было случая, чтобы он подставил кого-то из нас. Ушедший на фронт мальчишкой, смертельно больной, даже в 50 выглядевший глубоким стариком, он умел держать удар, как никто другой», — писал он о Баруздине. | Первым шагом нового главного редактора было предложение о существенном увеличении публикаций произведений русскоязычных авторов в журнале. Он утверждал, что именно они являются значительной частью советской литературы, поэтому читатели национальных республик должны знакомиться с русской прозой. Вторым его шагом стало обновление редакции. С. Баруздин принимал на должности заведующих отделами молодых, но уже вполне опытных журналистов (Б. Б. Холопова, В. Д. Оскоцкого, Л. А. Теракопяна и др.). У него был хороший литературный вкус и, что немаловажно для редактора, редкое чутье на таланты. По воспоминаниям сотрудников «Дружбы народов», в частности, корректора Е. Мовчан, следует, что Сергей Баруздин обладал еще и точным политическим чутьем. Главный редактор всегда четко понимал, сможет ли рукопись пройти через рамки цензуры. К публикации в журнале был допущен целый ряд достойных произведений, в том числе и тех, появление которых в те годы казалось чудом. Именно в «Дружбе народов» в разные годы были опубликованы произведения В. П. Некрасова, Б. А. Пильняка, М. А. Алданова, Н. Н. Берберовой, В. В. Быкова, Б. Ш. Окуджавы, Ф. А. Искандера. Поздние романы Ю. В. Трифонова (в том числе и «Дом на Набережной»), «Разные дни войны» К. М. Симонова, а в начале перестройки — «Дети Арбата» А. Н. Рыбакова — все эти ставшие культовыми произведения увидели свет на страницах журнала, возглавляемого С. А. Баруздиным. Литературовед Ю. Я. Калещук вспоминал о тех нелегких временах: «Все это стоило мучительных объяснений в Китайском проезде, где сидели наши цензоры, и на Старой площади, где располагался ЦК. Ему приходилось лавировать, унижаться, но не было случая, чтобы он подставил кого-то из нас. Ушедший на фронт мальчишкой, смертельно больной, даже в 50 выглядевший глубоким стариком, он умел держать удар, как никто другой», — писал он о Баруздине. | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Сергей Баруздин"> | |||
Файл:Baruzdin-Sergej (3).jpg|Флажок / А. Алексин и С. Баруздин; рис. В. Горячева, 1951 | |||
Файл:Baruzdin-Sergej (2).jpg|Сказка о трамвае / С.А. Баруздин, 1957 | |||
Файл:Baruzdin-Sergej (4).jpg|Как куры научились плавать / Сергей Баруздин; рис. [[Устинов Николай Александрович|Н. Устинова]] | |||
Файл:Baruzdin-Sergej (1).jpg|Рави и Шаши / Сергей Баруздин; рисунки Ф. Лемкуля, 1973 | |||
Файл:Baruzdin-Sergej (5).jpg|Чудеса : стихи и рассказы / Сергей Баруздин | |||
</gallery></center> | |||
По инициативе писателя был начат важный культурный проект — создание первой в СССР библиотеки писательских автографов в городе Нурек Таджикской ССР, где в 70-е годы шло строительство гидроэлектростанции. Начало коллекции было положено, когда Нурек посетили члены редколлегии «Дружбы народов» и привезли с собой несколько книг с автографами В. П. Катаева, Н. А. Тихонова, М. А. Шолохова и др. По просьбе С. А. Баруздина литераторы стали присылать свои книги с дарственными надписями в Нурек. Сам писатель привозил книги с автографами из своих поездок по стране и зарубежных путешествий (например, из поездки по Индии он привез труды Индиры Ганди с дарственной надписью). В итоге фонд библиотеки Нурекской ГЭС (сегодня — Центральной библиотеки г. Нурек) составил более 25 тысяч книг писателей и общественно-политических деятелей того времени. И сегодня на стене главного выставочного зала библиотеки можно увидеть портрет С. А. Баруздина работы художника Богданова. | По инициативе писателя был начат важный культурный проект — создание первой в СССР библиотеки писательских автографов в городе Нурек Таджикской ССР, где в 70-е годы шло строительство гидроэлектростанции. Начало коллекции было положено, когда Нурек посетили члены редколлегии «Дружбы народов» и привезли с собой несколько книг с автографами В. П. Катаева, Н. А. Тихонова, М. А. Шолохова и др. По просьбе С. А. Баруздина литераторы стали присылать свои книги с дарственными надписями в Нурек. Сам писатель привозил книги с автографами из своих поездок по стране и зарубежных путешествий (например, из поездки по Индии он привез труды Индиры Ганди с дарственной надписью). В итоге фонд библиотеки Нурекской ГЭС (сегодня — Центральной библиотеки г. Нурек) составил более 25 тысяч книг писателей и общественно-политических деятелей того времени. И сегодня на стене главного выставочного зала библиотеки можно увидеть портрет С. А. Баруздина работы художника Богданова. |