44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 16 промежуточных версий 3 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{#seo: | |||
|title=Фраерман Рувим Исаевич — ПроДетЛит | |||
|title_mode=replace | |||
|keywords=Фраерман, Рувим Исаевич, ПроДетЛит, prodetlit | |||
|description=Рувим Исаевич Фраерман — советский детский писатель, журналист, военный корреспондент. Биография, библиография, иллюстрации, фотографии. | |||
|image=Fraerman_(1).jpg | |||
|image_alt=Рувим Фраерман | |||
}} | |||
{{Шаблон:Писатель2 | {{Шаблон:Писатель2 | ||
|ФИО = Рувим Фраерман | |ФИО = Рувим Фраерман | ||
Строка 33: | Строка 41: | ||
Еще до похода Фраерман редактировал штабную газету «Красный клич». После похода он работал в сибирских газетах «Ленский коммунар», «Советская Сибирь» (ее главный редактор Емельян Ярославцев во многом повлиял на становление писателя). Отправившись в Москву на Съезд журналистов, Ярославцев и Фраерман расстались с Якутией. Московские впечатления тех лет отразились в незавершенной повести «Раздумье». | Еще до похода Фраерман редактировал штабную газету «Красный клич». После похода он работал в сибирских газетах «Ленский коммунар», «Советская Сибирь» (ее главный редактор Емельян Ярославцев во многом повлиял на становление писателя). Отправившись в Москву на Съезд журналистов, Ярославцев и Фраерман расстались с Якутией. Московские впечатления тех лет отразились в незавершенной повести «Раздумье». | ||
В 1922 году Р. И. Фраерман, корреспондент РОСТА, был командирован в Батуми. В 1922–1923 гг. состоялось знакомство с К. Г. Паустовским, редактором батумской газеты «Маяк». Начинающие литераторы подружились. Именно Паустовскому Фраерман решился прочесть наброски своей первой дальневосточной повести (черновики потом лягут в основу повестей «Огневка» и «Васька-гиляк»). Весной 1923 года Фраермана отозвали в Москву, а осенью того же года журналист «перетянул» в РОСТА и Паустовского. | В 1922 году Р. И. Фраерман, корреспондент РОСТА, был командирован в Батуми. В 1922–1923 гг. состоялось знакомство с [[Паустовский Константин Георгиевич|К. Г. Паустовским]], редактором батумской газеты «Маяк». Начинающие литераторы подружились. Именно Паустовскому Фраерман решился прочесть наброски своей первой дальневосточной повести (черновики потом лягут в основу повестей «Огневка» и «Васька-гиляк»). Весной 1923 года Фраермана отозвали в Москву, а осенью того же года журналист «перетянул» в РОСТА и Паустовского. | ||
В 1926 году, перейдя в газету «Беднота», помимо заметок, отчетов, репортажей, пишет вместе с Г. Устиновым сатирико-приключенческий роман с продолжением «Мухогорская любовь, или Американская подметка», очерки и бытовые сценки в духе русского физиологического очерка. Много ездит по европейской части России, по Украине, Кавказу, туристом побывал в Италии. Итогом работы газетчика стали очерк «С советским паспортом за границей» (1926) и книга очерков «22 на 36: письма об МТС» (1931). | В 1926 году, перейдя в газету «Беднота», помимо заметок, отчетов, репортажей, пишет вместе с Г. Устиновым сатирико-приключенческий роман с продолжением «Мухогорская любовь, или Американская подметка», очерки и бытовые сценки в духе русского физиологического очерка. Много ездит по европейской части России, по Украине, Кавказу, туристом побывал в Италии. Итогом работы газетчика стали очерк «С советским паспортом за границей» (1926) и книга очерков «22 на 36: письма об МТС» (1931). | ||
Дебютом Фраермана как беллетриста стала публикация в журнале «Сибирские огни» повести «Огневка» (1924). Главный герой – бедный и бесправный гиляк (нивх) Васька – становится у красных отличным разведчиком и стрелком, участвует в установлении советской власти в Николаевске. За повестью последовали рассказы «На мысу» (1925), «Соболя» (1926). В этих произведениях заметен переход от фиксирования впечатлений к художественным обобщениям. В 1920-х годах в сибирской периодике выходят стихи и поэмы «Сибирь» и «На рассвете». В ранней повести «Буран» (1926) и рассказе «Сквозь белый ветер» (1931) запечатлена панорама военно-революционного Николаевска-на-Амуре. Неоднозначным было отношение автора к революции: «Буран» полон картин лютой жестокости. | Дебютом Фраермана как беллетриста стала публикация в журнале «Сибирские огни» повести «Огневка» (1924). Главный герой – бедный и бесправный гиляк (нивх) Васька – становится у красных отличным разведчиком и стрелком, участвует в установлении советской власти в Николаевске. За повестью последовали рассказы «На мысу» (1925), «Соболя» (1926). В этих произведениях заметен переход от фиксирования впечатлений к художественным обобщениям. В 1920-х годах в сибирской периодике выходят стихи и поэмы «Сибирь» и «На рассвете». В ранней повести «Буран» (1926) и рассказе «Сквозь белый ветер» (1931) запечатлена панорама военно-революционного Николаевска-на-Амуре. Неоднозначным было отношение автора к революции: «Буран» полон картин лютой жестокости. | ||
Строка 60: | Строка 68: | ||
Впечатления от советского Дальнего Востока предопределили темы произведений 1950–1960-х годов (рассказ «На утренней заре», повесть «Золотой Василёк» и др.). | Впечатления от советского Дальнего Востока предопределили темы произведений 1950–1960-х годов (рассказ «На утренней заре», повесть «Золотой Василёк» и др.). | ||
С 1932 года семьи Фраерманов и Паустовских, дружившие между собой, подолгу жили в рязанской деревне Солотча, в бревенчатом доме, когда-то принадлежавшем граверу и художнику И. П. Пожалостину. Туда часто приезжали А. П. Гайдар, В. С. Гроссман, А. П. Платонов, К. М. Симонов, А. А. Фадеев и др., там возник литературный кружок «Конотоп». В Солотче Рувим Фраерман написал несколько рассказов, сказки. Над пьесой «Волшебное существо» он работал в соавторстве с Платоновым. | С 1932 года семьи Фраерманов и Паустовских, дружившие между собой, подолгу жили в рязанской деревне Солотча, в бревенчатом доме, когда-то принадлежавшем граверу и художнику И. П. Пожалостину. Туда часто приезжали [[Гайдар Аркадий Петрович|А. П. Гайдар]], В. С. Гроссман, А. П. Платонов, К. М. Симонов, А. А. Фадеев и др., там возник литературный кружок «Конотоп». В Солотче Рувим Фраерман написал несколько рассказов, сказки. Над пьесой «Волшебное существо» он работал в соавторстве с Платоновым. | ||
В Солотче была написана и повесть «Дикая собака Динго, или Повесть о перовой любви». Прототип Фильки, друга главной героини, был найден автором еще в 1920 году, во время похода по тайге. После выхода произведения в журнале «Красная новь» (1939, №7) в печати началась бурная дискуссия. Одни критики обвиняли автора в руссоистском призыве вернуться к первобытной природе, другие подчеркивали, что в книге изображено «утро человеческой жизни», «люди, еще не утратившие утренней свежести, непосредственности». Борис Полевой на 2-м Всесоюзном съезде писателей взял под защиту «повесть о юношеской любви, целомудренную, взволнованную, цельную». От прежних «дальневосточных» повестей «Дикая собака Динго...» отличается тем, что спокойному взгляду «естественного» человека (эвенкийского мальчика Фильки) противопоставлено смятенное сознание юной Тани Сабанеевой. Изобразив благополучное советское общество, автор заявил о неизбежных при любом строе конфликтах: это и трудности расставания с детством, и терзания первой любви, и разбившиеся семьи, и противоборство людей со стихией. | В Солотче была написана и повесть «Дикая собака Динго, или Повесть о перовой любви». Прототип Фильки, друга главной героини, был найден автором еще в 1920 году, во время похода по тайге. После выхода произведения в журнале «Красная новь» (1939, №7) в печати началась бурная дискуссия. Одни критики обвиняли автора в руссоистском призыве вернуться к первобытной природе, другие подчеркивали, что в книге изображено «утро человеческой жизни», «люди, еще не утратившие утренней свежести, непосредственности». [[Полевой Борис Николаевич|Борис Полевой]] на 2-м Всесоюзном съезде писателей взял под защиту «повесть о юношеской любви, целомудренную, взволнованную, цельную». От прежних «дальневосточных» повестей «Дикая собака Динго...» отличается тем, что спокойному взгляду «естественного» человека (эвенкийского мальчика Фильки) противопоставлено смятенное сознание юной Тани Сабанеевой. Изобразив благополучное советское общество, автор заявил о неизбежных при любом строе конфликтах: это и трудности расставания с детством, и терзания первой любви, и разбившиеся семьи, и противоборство людей со стихией. | ||
«Дикая собака Динго…» впоследствии неоднократно переиздавалась и стала самым известным произведением автора. В 1962 году режиссером Ю. Карасиком был снят одноименный фильм, а в 1968 году художник Р. Столяров создал диафильм в 2-х частях. | «Дикая собака Динго…» впоследствии неоднократно переиздавалась и стала самым известным произведением автора. В 1962 году режиссером Ю. Карасиком был снят одноименный фильм, а в 1968 году художник Р. Столяров создал диафильм в 2-х частях. | ||
С началом Великой Отечественной войны Р. И. Фраерман вступил в московское ополчение. Его распределили в 3-ю писательскую роту 22 стрелкового полка 8-й Краснопресненской дивизии народного ополчения Москвы. Вместе с Р. И. Фраерманом оказались секретарь Литфонда С. Н. Афрамеев, известные в то время писатели В. А. Аверьянов, А. И. Роскин, П. А. Бляхин, М. В. Лузгин, молодой Э. Г. Казакевич и др. Большинство бойцов писательской роты были немолоды, имели проблемы со здоровьем; многие погибли уже в первый год войны. | С началом Великой Отечественной войны Р. И. Фраерман вступил в московское ополчение. Его распределили в 3-ю писательскую роту 22 стрелкового полка 8-й Краснопресненской дивизии народного ополчения Москвы. Вместе с Р. И. Фраерманом оказались секретарь Литфонда С. Н. Афрамеев, известные в то время писатели В. А. Аверьянов, А. И. Роскин, [[Бляхин Павел Андреевич|П. А. Бляхин]], М. В. Лузгин, молодой Э. Г. Казакевич и др. Большинство бойцов писательской роты были немолоды, имели проблемы со здоровьем; многие погибли уже в первый год войны. | ||
Строка 96: | Строка 104: | ||
27 марта 1972 года Р. И. Фраерман скончался в Москве, был похоронен на Пятницком кладбище. | 27 марта 1972 года Р. И. Фраерман скончался в Москве, был похоронен на Пятницком кладбище. | ||
==Рувим Фраерман / Книги== | ==Рувим Фраерман / Книги== | ||
Строка 128: | Строка 131: | ||
*Фраерман Р. И Дикая собака Динго, или повесть о первой любви / [предислов. К. Паустовского] ; худож. С. Монахов. — Москва : Детская литература, 2017. — 223 с. : ил. — (Школьная библиотека). | *Фраерман Р. И Дикая собака Динго, или повесть о первой любви / [предислов. К. Паустовского] ; худож. С. Монахов. — Москва : Детская литература, 2017. — 223 с. : ил. — (Школьная библиотека). | ||
*Фраерман Р. И Дикая собака динго : повесть о первой любви. — Москва ; Санкт-Петербург : Пальмира : [[РИПОЛ классик]], 2019. — 141 с. | *Фраерман Р. И Дикая собака динго : повесть о первой любви. — Москва ; Санкт-Петербург : Пальмира : [[РИПОЛ классик]], 2019. — 141 с. | ||
*Фраерман Р. И Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви : повесть. — Москва : Омега, 2020. — 174 с. — [Хранится в РГБ]. | *Фраерман Р. И Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви : повесть. — Москва : [[Омега (издательство)|Омега]], 2020. — 174 с. — [Хранится в РГБ]. | ||
*Фраерман Р.И. Золотой Василек : роман / худож. В. Ладягин. – Москва : Детгиз, 1963. — 288 с. | *Фраерман Р.И. Золотой Василек : роман / худож. В. Ладягин. – Москва : Детгиз, 1963. — 288 с. | ||
*Фраерман Р. И. Жизнь и необыкновенные приключения капитан-лейтенанта Головнина, путешественника и мореходца / Фраерман Р. И., Зайкин П. — Москва : Воен. изд-во, 1946–1948. — [Хранится в РГБ]. | *Фраерман Р. И. Жизнь и необыкновенные приключения капитан-лейтенанта Головнина, путешественника и мореходца / Фраерман Р. И., Зайкин П. — Москва : Воен. изд-во, 1946–1948. — [Хранится в РГБ]. | ||
Строка 148: | Строка 151: | ||
*Фраерман Р.И. Шпион : повесть / худож. Р. Гершаник. — Москва ; Ленинград : Детиздат, 1937. — 94 с. — [Хранится в РГБ]. | *Фраерман Р.И. Шпион : повесть / худож. Р. Гершаник. — Москва ; Ленинград : Детиздат, 1937. — 94 с. — [Хранится в РГБ]. | ||
==Рувим Фраерман / Книги в | ==Рувим Фраерман / Книги в НЭБ.Дети== | ||
*Фраерман Р. И. Соболя / рис. А. Сурикова. — Москва : Детиздат, 1935. — 112 с. | *Фраерман Р. И. Соболя / рис. А. Сурикова. — Москва : Детиздат, 1935. — 112 с. | ||
Строка 169: | Строка 172: | ||
*[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/44874#page/0/mode/2up Фраерман, Р. И.] Дикая собака Динго. Часть 1 / [автор Р. Фраерман ; худож. Р. Столяров]. — Москва : Диафильм, 1968 (Москва: РГДБ, 2020). — 2 дф. (58 кд.; 50 кд. кд.). Оригинал хранится в РГДБ. | *[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/44874#page/0/mode/2up Фраерман, Р. И.] Дикая собака Динго. Часть 1 / [автор Р. Фраерман ; худож. Р. Столяров]. — Москва : Диафильм, 1968 (Москва: РГДБ, 2020). — 2 дф. (58 кд.; 50 кд. кд.). Оригинал хранится в РГДБ. | ||
*[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/44919#page/0/mode/2up Фраерман, Р. И.] Дикая собака Динго. Часть 2 / [автор Р. Фраерман; худож. Р. Столяров]. — Москва : Диафильм, 1968 (Москва: РГДБ, 2020). — 2 дф. (58 кд.; 50 кд. кд.). Оригинал хранится в РГДБ. | *[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/44919#page/0/mode/2up Фраерман, Р. И.] Дикая собака Динго. Часть 2 / [автор Р. Фраерман; худож. Р. Столяров]. — Москва : Диафильм, 1968 (Москва: РГДБ, 2020). — 2 дф. (58 кд.; 50 кд. кд.). Оригинал хранится в РГДБ. | ||
==Рувим Фраерман / Критика, публицистика, мемуары== | |||
*Фраерман Р. Мы вытащим их из щелей на свет // Литературная газета, 26 января 1937 года, № 5 (641). — С. 3. | |||
*Фраерман Р. Над чем я работаю // Детская литература, 1938, № 2. – С. 39–40. | |||
*Фраерман Р.И. Жизнь и творчество А. П. Гайдара: сборник статей / Дом дет. книги Детгиза. — М.; Ленинград: Детгиз, 1951.— 400 с. | |||
*Фраерман Р.И. Любимый писатель детей. [А. П. Гайдар] [Текст]. — Москва : Моск. рабочий, 1964.— 111 с. | |||
*Жизнь и творчество А. П. Гайдара. Сост. Р. И. и В. С. Фраерманы. Изд. 3-е. М., 1964. | |||
*Фраерман Р.И. Готовы ли вы к жизни? / — М.: Политиздат, 1965.— 64 с.: ил.; 17 см.— (Время и люди). | |||
*Фраерман Р. Встречи [Житков] // Детская литература. — 1969.— № 10. | |||
==О жизни и творчестве== | ==О жизни и творчестве== | ||
*Блинкова М. М. Р. И. Фраерман : критико-биогр. очерк. — Москва : Детгиз, 1959. — 62 с. — [Хранится в РГБ]. | |||
*Фраерману – 75 лет // Детская литература. – 1966, № 10 — C. 61–62. | |||
*Рассказы о книгах К. Г. Паустовского и Р. И. Фраермана [Текст] : [Для учащихся 7-8-х классов] / М. В. Лупова, В. И. Кирюшина.— Москва : Книга, 1967.— 53 с., 1 л. портр. : ил.; 20 см. — (Советские писатели— детям / Гос. ордена Ленина б-ка СССР им. В. И. Ленина; Вып. 4). | |||
*Ивич А. Рувим Фраерман — четыре повести о пробуждении // Ивич А. Воспитание поколений: О советской литературе для детей. — М.: Детская литература, 1967. – С. 340–376. | |||
*Лупанова И.П. Полвека. Очерки. М.: Детская литература, 1969. – С. 221–225, 420–428. | |||
*Паустовский К. Г. Рувим Фраерман. Литературные портреты // Паустовский К.Г. Собрание соч. : в 8 томах. — Москва : Советская Россия, 1970. — Том 8. — С. 26–34. — [Хранится в РГБ]. | |||
*Смирнова В.В. Писательская школа Гайдара // Детская литература, 1972, № 11. – C. 61–65. | |||
*Николаев В.Н. Путник, шагающий рядом. Очерк творчества Р. Фраермана. М., 1974. – 175 c. | |||
*Жизнь и творчество Р. Фраермана : [сборник / сост. В. Николаев, В. С. Фраерман]. — М. : Дет. лит., 1981. — 233 с. | |||
*Николаев В. Н. Путник, шагающий рядом : очерк творчества Р. Фраермана. — М. : Детская литература, 1986. — 175 с. — [Хранится в РГБ]. | |||
*Николаев В.Н. С думой о счастье // Детская литература, 1991, № 9–10. | |||
*Осипов, А. Е. К. Г. Паустовский, Р. И. Фраерман, А. П. Платонов в Солотче // Мещера в жизни и писательской судьбе К. Г. Паустовского. Рязань, 1992. С. 17–19. | |||
*[[Арзамасцева Ирина Николаевна|Арзамасцева И. Н.]] Фраерман Рувим Исаевич // Русские детские писатели XX века : биобиблиографический словарь. — Москва : Флинта; Наука, 1997. — C. 459–463. | *[[Арзамасцева Ирина Николаевна|Арзамасцева И. Н.]] Фраерман Рувим Исаевич // Русские детские писатели XX века : биобиблиографический словарь. — Москва : Флинта; Наука, 1997. — C. 459–463. | ||
* | *Арзамасцева И.Н. Фраерман // Русские писатели ХХ века: Биографический словарь / Гл. ред. и сост. П. А. Николаев. – М.: Изд-во «БРЭ» – «Рандеву-Ам». – 2000. – С. 719–720. | ||
* | *Якимова Л. П. Фраерман Рувим Исаевич // Русская литература ХХ века. Прозаики, поэты, драматурги : биобиблиографический словарь : в 3 т. — Москва, 2005. — Т. 3. — С. 592–594. — [Хранится в РГБ]. | ||
* | *Балина М. Воспитание чувств à la sovietique: повести о первой любви // Неприкосновенный запас. — 2008. — № 2. | ||
* | *Арзамасцева И.Н. Фраерман Рувим Исаевич // Русские писатели, XX век. Биографический словарь / Сост. И. О. Шайтанов. — М., Просвещение, 2009. — С. 552–554. | ||
* | *Смекалов Г. Сахалинские мотивы в повести Рувима Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» // Духовно-нравственное воспитание. 2015. № 1. – С. 63–69. | ||
*Майофис М. Как читать «Дикую собаку Динго» [Текст] // Arzamas, 9 июня 2017. | |||
*Семенова Н. В. Трансформация «Повести о Дикой собаке Динго» Рувима Фраермана: от семейной драмы к ностальгии // Русская литература: проблемы, феномены, константы. Коллективная монография – Вроцлав, Санкт-Петербург, Краков, 2018. – С. 167–177. | |||
*Боева Г. Н. Две «Первые любви»: Тургенев и Фраерман // «Воронежский текст» русской культуры: детская литература и (не)детское чтение. Сборник научных статей. Сер. «Воронежский текст» — Воронежский государственный университет. Воронеж, 2019. — С. 95–102. | |||
==Экранизации== | ==Экранизации== | ||
Строка 183: | Строка 213: | ||
*Дикая собака Динго. Художественный фильм по мотивам повести Р.И. Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви». Реж. Юлий Карасик. СССР, 1962. | *Дикая собака Динго. Художественный фильм по мотивам повести Р.И. Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви». Реж. Юлий Карасик. СССР, 1962. | ||
==См. также== | |||
*[[Гайдар Аркадий Петрович]] | |||
*[[Куприн Александр Иванович]] | |||
*[[Погодин Радий Петрович]] | |||
*[[Олеша Юрий Карлович]] | |||
[[Category:Писатели]] | [[Category:Писатели]] |