Маврина Татьяна Алексеевна: различия между версиями

Строка 23: Строка 23:
== Биография ==
== Биография ==
__FORCETOC__
__FORCETOC__
Родилась 20 декабря 1902 г. (по другим сведениям год рождения художницы — 1900) в Нижнем Новгороде. В этом старинном русском городе Татьяна Алексеевна провела детство и юность. Её отец, Алексей Иванович Лебедев, был педагогом и литератором. После Октябрьской революции работал в Наркомпросе. Мать, Анастасия Петровна Лебедева (в девичестве Маврина), занималась преподавательской деятельностью.
Родилась 20 декабря 1902 г. (по другим сведениям год рождения художницы — 1900) в Нижнем Новгороде, там же провела детство и раннюю юность. Её отец, Алексей Иванович Лебедев, был учителем, дослужился до должности заведующего отделом народного образования Нижегородского губернского земства, после Октябрьской революции работал в Наркомпросе. Мать, Анастасия Петровна Лебедева (в девичестве Маврина), также занималась преподавательской деятельностью. Она была учительницей в нижегородском училище имени А. С. Гациского для девочек из бедных семей. Позже стала директором этого учебного заведения. Всего в семье Лебедевых было четверо детей.  


В 1917 г. Татьяна Лебедева окончила Нижегородскую Мариинскую женскую гимназию. В 1921 г. семья Лебедевых переехала в Москву. В начале 1920-х гг. Алексей Иванович издавал для детей дешёвые книжки русских народных сказок, а дочь иллюстрировала. С 1921 по 1928 г. (по другим сведениям с 1922 по 1929 г.) художница училась во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе на живописном факультете. Её преподавателями были Г. В. Фёдоров, Н. В. Синезубов, Н. П. Крымов, Р. Р. Фальк.


В 1917 г. Татьяна Лебедева окончила Нижегородскую Мариинскую женскую гимназию. В 1921 г. вместе с семьёй переехала в Москву. В 1920-е гг. Алексей Иванович издавал для детей дешёвые книжки (сказки, рассказы, стихи), а дочь иллюстрировала. С 1921 по 1928 г. (по другим сведениям с 1922 по 1929 г.) она училась во ВХУТЕМАСе (с 1926 г. ВХУТЕИН) на живописном факультете. Её преподавателями были Г. В. Фёдоров, Н. В. Синезубов, Н. П. Крымов, Р. Р. Фальк.
С 1929 по 1931 г. Татьяна Лебедева входила в состав группы художников «13», организованной Николаем Кузьминым, Владимиром Милашевским и Даниилом Дараном. Николай Кузьмин (1890–1987), график, иллюстратор произведений русской и зарубежной классики, стал мужем Татьяны Алексеевны. В 1930 г. художница взяла в качестве псевдонима фамилию матери — Маврина.
С 1929 по 1931 г. Татьяна Лебедева входила в состав группы художников «13», организованной Николаем Кузьминым, Владимиром Милашевским и Даниилом Дараном. Николай Кузьмин (1890–1987), график, иллюстратор произведений русской и зарубежной классики, стал мужем Татьяны Алексеевны. В 1930 г. художница взяла в качестве псевдонима фамилию матери — Маврина.
После ВХУТЕМАСа Татьяна Алексеевна много и плодотворно работала в станковой живописи. Художница использовала как масляные краски, так и акварель, гуашь, темперу. Основными жанрами этого периода были пейзаж, натюрморт, этюды обнажённой натуры. Последняя работа маслом датирована 1942 г.


После ВХУТЕМАСа Татьяна Алексеевна много и плодотворно работала в станковой живописи. Художница использовала как масляные краски, так и акварель, гуашь, темперу. Основными жанрами этого периода были пейзаж, натюрморт, этюды обнажённой натуры. Последняя работа маслом датирована 1942 г.


В 1930-е гг. Татьяна Маврина стала активно работать как художник-иллюстратор. В этот период иллюстрировала преимущественно книги для детей среднего и старшего школьного возраста. Из наиболее значительных её работ — «Судьба Шарля Лонсевиля» К. Г. Паустовского (1933, 1935), «Джек Восьмёркин американец» Н. Г. Смирнова (1933, 1935), «Солнечная» К. И. Чуковского (1934, 1936). Для детей помладше художница проиллюстрировала такие произведения, как «Песнь о стройке» А. Л. Барто (1931, 1932), «Про нашего друга — про чёрный уголь» Б. Киссина (1931), «Мы вас ждём, товарищ птица, отчего вам не летится?» В. В. Маяковского (1931). В предвоенные годы Маврина делала иллюстрации к произведениям классиков зарубежной литературы — Анатоля Франса, Эмиля Золя, Стендаля, Вашингтона Ирвинга и др. Художница также выполнила серию иллюстраций к произведениям М. Ю. Лермонтова: «Измаил-Бей», «Тамань», «Тамбовская казначейша».
В 1930-е гг. Татьяна Маврина стала активно работать как художник-иллюстратор. В этот период иллюстрировала преимущественно книги для детей среднего и старшего школьного возраста. Из наиболее значительных её работ — «Судьба Шарля Лонсевиля» К. Г. Паустовского (1933, 1935), «Джек Восьмёркин американец» Н. Г. Смирнова (1933, 1935), «Солнечная» К. И. Чуковского (1934, 1936). Для детей помладше художница проиллюстрировала такие произведения, как «Песнь о стройке» А. Л. Барто (1931, 1932), «Про нашего друга — про чёрный уголь» Б. Киссина (1931), «Мы вас ждём, товарищ птица, отчего вам не летится?» В. В. Маяковского (1931). В предвоенные годы Маврина делала иллюстрации к произведениям классиков зарубежной литературы — Анатоля Франса, Эмиля Золя, Стендаля, Вашингтона Ирвинга и др. Художница также выполнила серию иллюстраций к произведениям М. Ю. Лермонтова: «Измаил-Бей», «Тамань», «Тамбовская казначейша».


В годы Великой Отечественной войны Татьяна Маврина делала антифашистские лубки и плакаты. С этого же периода художница начала работать над графическими сериями пейзажей старой Москвы и Загорска (ныне Сергиев Посад). В последующие годы Т. А. Маврина увлеклась рисованием «чудо-городов» и пейзажей русской природы средней полосы России. Путешествуя по русским городам, художница вновь открывала для себя мир народного творчества, с которым она была знакома с детства. Т. А. Маврина делала копии лубков, прялок, игрушек, расписывала туески, старинной формы бутылки и подносы.
 
В годы Великой Отечественной войны Татьяна Маврина создавала антифашистские лубки и плакаты. С этого же периода художница начала работать над графическими сериями пейзажей старой Москвы и Загорска (ныне Сергиев Посад). В последующие годы Т. А. Маврина увлеклась рисованием ландшафтов и старинных городов средней полосы России. Путешествуя по русским городам, художница вновь открывала для себя мир народного творчества, с которым она была знакома с детства. Т. А. Маврина делала копии лубков, прялок, игрушек, расписывала туески, старинной формы бутылки и подносы.
 


Увлечение изобразительным и устным народным творчеством, старинной архитектурой привело Татьяну Алексеевну к иллюстрированию сказок. Первой сказкой, проиллюстрированной художницей, стала «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (1949). Затем Т. А. Маврина приняла участие в работе над мультфильмом М. М. Цехановского «Сказка о рыбаке и рыбке» с рисованной заставкой «Лукоморье» (1950). К творчеству А. С. Пушкина Татьяна Алексеевна неоднократно возвращалась на протяжении последующих лет.
Увлечение изобразительным и устным народным творчеством, старинной архитектурой привело Татьяну Алексеевну к иллюстрированию сказок. Первой сказкой, проиллюстрированной художницей, стала «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (1949). Затем Т. А. Маврина приняла участие в работе над мультфильмом М. М. Цехановского «Сказка о рыбаке и рыбке» с рисованной заставкой «Лукоморье» (1950). К творчеству А. С. Пушкина Татьяна Алексеевна неоднократно возвращалась на протяжении последующих лет.


В 1959 г. состоялась первая персональная выставка художницы.
В 1959 г. в Москве состоялась первая персональная выставка художницы.
 
В 1950-е гг. Татьяна Маврина  много работала над иллюстрациями к русским народным сказкам и сказкам А. С. Пушкина. С начала 1950-х гг. по 1961 г. вышло большое количество книг сказок, оформленных художницей: «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» (1951, 1952, 1954), «Царевна-лягушка» (в обработке А. Н. Толстого, 1951; в обработке А. Нечаева, 1952), «Пир грибов» Р. И. Петрушанской (1957), «По щучьему велению» (1958), «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина (1960), «Солнце, Месяц и Ворон Воронович» (русская народная сказка в пересказе М. Булатова, 1960), «Василиса Премудрая» (русская народная сказка в обработке В. Гакиной, 1961), «Как у бабушки козёл» (1961) и др.
 


В 1950-е гг. Татьяна Маврина много и плодотворно работала над иллюстрациями к русским народным сказкам и к сказкам А. С. Пушкина. С начала 1950-х гг. по 1961 г. вышло большое количество книг сказок, оформленных художницей: «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» (1951, 1952, 1954), «Царевна-лягушка» (русская народная сказка в обработке А. Н. Толстого, 1951; русская народная сказка в обработке А. Нечаева, 1952), «Пир грибов» Р. И. Петрушанской (1957), «По щучьему велению» (1958), «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина (1960), «Солнце, Месяц и Ворон Воронович» (русская народная сказка в пересказе М. Булатова, 1960), «Василиса Премудрая» (русская народная сказка в обработке В. Гакиной, 1961), «Как у бабушки козёл» (1961) и др.
В 1960 г. Т. А. Маврина получила серебряную медаль на Международной выставке искусства книги в Лейпциге за иллюстрации к русской народной сказке «По щучьему велению». За иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» художницу наградили золотой медалью ВДНХ (1961) и серебряной медалью на Международной выставке искусства книги в Лейпциге (1965).  


В 1960 г. Татьяна Маврина получила серебряную медаль на Международной выставке искусства книги в Лейпциге за иллюстрации к русской народной сказке «По щучьему велению». За иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» художницу наградили золотой медалью ВДНХ (1961) и серебряной медалью на Международной выставке искусства книги в Лейпциге (1965).


В творчестве Т. А. Мавриной неоднократно появлялась тема народной игрушки. Дымковской игрушке посвящена книжка «Карусель» со стихами Н. Колпаковой (1958). Вдохновляясь городецкой игрушкой и городецкой росписью, Маврина оформила книгу-потешку со стихами Юрия Коринца «Выбирай коня любого» (1963). Книга «Пряники пекутся, коту в лапы не даются» (1966) знакомит детей со всевозможными игрушками-пряниками, выпекаемыми с фигурных досок мастерами-пекарями. В 1986 г. была издана итоговая книжка Мавриной о народных игрушках, подготовленная совместно с А. Роговым, — «Тарарушки, тарарушки — это русские игрушки».
Татьяна Маврина  неоднократно обращалась к теме народной игрушки. Дымковской игрушке посвящена книжка «Карусель» со стихами Н. Колпаковой (1958). Вдохновляясь городецкой игрушкой и городецкой росписью, Маврина оформила книгу-потешку со стихами Юрия Коринца «Выбирай коня любого» (1963). Книга «Пряники пекутся, коту в лапы не даются» (1966) знакомит детей со всевозможными игрушками-пряниками, выпекаемыми с фигурных досок мастерами-пекарями. В 1986 г. была издана итоговая книжка Мавриной о народных игрушках, подготовленная совместно с А. Роговым, — «Тарарушки, тарарушки — это русские игрушки».


В 1965 г. вышла книжка-картинка «Сказочные звери», за которую Т. А. Маврина получила первую премию на Международной выставке книжной графики и иллюстрации в Брно (ЧССР) в 1966 г. В 1969 г. была выпущена «Сказочная азбука», которая считается одним из шедевров детского книгоиздания. Т. А. Мавриной принадлежат и замысел книги, и его воплощение. В «Сказочной азбуке» нет ни одной буквы типографского набора. Даже выходные данные в ней написаны мавринским шрифтом. Книга была издана Московской печатной фабрикой Гознака в большом и малом форматах, с использованием печати золотом и серебром.


За иллюстрации к книге русских народных сказок «За тридевять земель» (1970) Т. А. Маврина была награждена Почётным дипломом [[Международный совет по детской книге (IBBY)|IBBY]] (1972) и серебряной медалью на Международной выставке искусства книги в Лейпциге (1975).
В 1965 г. вышла книжка-картинка «Сказочные звери», за которую Т. А. Маврина получила первую премию на Международной выставке книжной графики и иллюстрации в Брно (ЧССР) в 1966 г. В 1969 г. была выпущена «Сказочная азбука», которая считается одним из мировых шедевров детского книгоиздания. Т. А. Мавриной принадлежат и замысел книги, и его воплощение. В «Сказочной азбуке» нет ни одной буквы типографского набора. Даже выходные данные в ней написаны мавринской рукой. Книга была издана Московской печатной фабрикой Гознака в большом и малом форматах, в печати применялось золото и серебро.  


В 1974 г. Татьяна Маврина в очередной раз обратилась к творчеству А. С. Пушкина, снова проиллюстрировав все его сказки для издательства [[Детская литература (издательство)|«Детская литература»]], которое выпустило их одной книгой. За иллюстрации к сказкам Пушкина художница была награждена серебряной медалью на Международной выставке искусства книги в Лейпциге (1977).


В 1975 г. Т. А. Мавриной была присуждена Государственная премия СССР за иллюстрации к детским книгам и за серию станковых работ «Сказка, Родина, Красота». В 1976 г. художницу наградили [[Премия имени Ханса Кристиана Андерсена|Золотой Медалью Х. К. Андерсена]] (Международной премией IBBY) за международный вклад в дело иллюстрации детских книг. До 2018 г. Татьяна Маврина оставалась единственным отечественным художником-иллюстратором, удостоенным этой престижной награды.
За иллюстрации к книге русских народных сказок «За тридевять земель» (1970) Т. А. Маврина была награждена Почётным дипломом IBBY (1972) и серебряной медалью на Международной выставке искусства книги в Лейпциге (1975).  
В 1974 г. Татьяна Маврина в очередной раз обратилась к творчеству А. С. Пушкина, снова проиллюстрировав все его сказки для издательства «Детская литература», которое выпустило их одной книгой. За иллюстрации к сказкам Пушкина художница была награждена серебряной медалью на Международной выставке искусства книги в Лейпциге (1977).


В содружестве с писателем Юрием Ковалём художница создала 6 книг: «Стеклянный пруд» (1978), «Заячьи тропы» (1980), «Журавли» (1983), «Снег» (1985), «Бабочки» (1987) и «Жеребёнок» (1989).  
В 1975 г. Т. А. Мавриной была присуждена Государственная премия СССР за иллюстрации к детским книгам и за серию станковых работ «Сказка, Родина, Красота». В 1976 г. художницу наградили Золотой медалью Х. К. Андерсена за международный вклад в дело иллюстрации детских книг. До 2018 г. Татьяна Маврина оставалась единственным отечественным художником-иллюстратором, удостоенным этой награды.
 
В содружестве с писателем Ю. И. Ковалём художница создала 6 книг: «Стеклянный пруд» (1978), «Заячьи тропы» (1980), «Журавли» (1983), «Снег» (1985), «Бабочки» (1987) и «Жеребёнок» (1989). Авторы работали над книгами сообща. Т. А. Маврина подбирала рисунки к рассказам Ю. И. Коваля, предлагая иногда до десятка вариантов. Некоторые рисунки были выполнены художницей в процессе работы над серией. Ю. И. Ковалю приходилось дорабатывать свои рассказы, делать их более простыми и лаконичными. Были и такие рассказы, которые писатель создал, отталкиваясь от пейзажей Т. А. Мавриной.




Строка 61: Строка 68:
Файл:Tatyana Mavrina 1960.jpg|Татьяна Маврина, 1960 год
Файл:Tatyana Mavrina 1960.jpg|Татьяна Маврина, 1960 год
</gallery></center>
</gallery></center>
За свои труды Татьяна Алексеевна Маврина удостоилась звания заслуженного художника РСФСР (1981).


В 1983 г. был выпущен альбом путёвых зарисовок «Гуси, лебеди, да журавли…», ставший итогом многолетних поездок Т. А. Мавриной по блоковским местам Подмосковья.
В 1983 г. был выпущен альбом путёвых зарисовок «Гуси, лебеди, да журавли…», ставший итогом многолетних поездок Т. А. Мавриной по блоковским местам Подмосковья.
Строка 68: Строка 77:
В конце 1980-х и в 1990-е гг. главной темой в творчестве Т. А. Мавриной стали цветы. Чаще всего художница создавала натюрморты с цветами на окне.
В конце 1980-х и в 1990-е гг. главной темой в творчестве Т. А. Мавриной стали цветы. Чаще всего художница создавала натюрморты с цветами на окне.


Т. А. Маврина умерла в Москве 19 августа (по другим сведениям 14 августа) 1996 г. Художница была похоронена в колумбарии Новодевичьего монастыря. За свои труды Татьяна Алексеевна Маврина удостоилась звания заслуженного художника РСФСР (1981). В 1998 г. Т. А. Маврина была награждена посмертно почётным дипломом Совета по детской книге России (RBBY) — «За вклад в российскую литературу, книжную культуру для детства и отрочества».
Собранную ею (вместе с мужем, Н. В. Кузьминым) коллекцию икон и предметов декоративно-прикладного искусства передала в Отдел личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и в Музей А. С. Пушкина (Москва).
 
 
Т. А. Маврина умерла в Москве 19 августа (по другим сведениям 14 августа) 1996 г. Художница была похоронена в колумбарии Новодевичьего монастыря. В 1998 г. Т. А. Маврина была награждена посмертно почётным дипломом Совета по детской книге России (RBBY) — «За вклад в российскую литературу, книжную культуру для детства и отрочества».


== Книги Т. А. Мавриной и с иллюстрациями Т. А. Мавриной ==
== Книги Т. А. Мавриной и с иллюстрациями Т. А. Мавриной ==