Антокольский Павел Григорьевич: различия между версиями

Строка 84: Строка 84:


Павел Григорьевич начал говорить с сыном в своих стихах. Поэма-эпитафия «Сын» (1943) посвящена Володе Антокольскому и всем убитым на войне сыновьям. Быстротечное время в ней замедляет свой бег, потому что их отцам и матерям каждый мучительный миг земного существования теперь кажется вечностью.
Павел Григорьевич начал говорить с сыном в своих стихах. Поэма-эпитафия «Сын» (1943) посвящена Володе Антокольскому и всем убитым на войне сыновьям. Быстротечное время в ней замедляет свой бег, потому что их отцам и матерям каждый мучительный миг земного существования теперь кажется вечностью.
 
Ты будешь долго рыться в черном пепле.
 
Не день, не год, не годы, а века.
{{цитата|автор=Павел Антокольский|Ты будешь долго рыться в черном пепле.|Не день, не год, не годы, а века.|Пока глаза сухие не ослепли,|Пока окостеневшая рука|Не вывела строки своей последней —|Смотри в его любимые черты.|Не сын тебе, а ты ему наследник.|Вы поменялись местом, он и ты...}}
Пока глаза сухие не ослепли,
 
Пока окостеневшая рука
Не вывела строки своей последней —
Смотри в его любимые черты.
Не сын тебе, а ты ему наследник.
Вы поменялись местом, он и ты...
   
   
Перебирая «обломки рая» в комнате сына — готовальню, карандаши, рисунки, — герой поэмы осознаёт, что сын и его ровесники с самого рождения были поколением обреченных. Пока они росли, учились, мечтали строить мосты и дома, кто-то делал для них на заводах разрывные пули. За несколько месяцев до того дня, когда его мальчик пришел в этот мир, у немцев появился государственный гимн, в первой строфе которого утверждалось, что Германия «превыше всего». Антокольский наблюдал толпы, восторженно исполнявшие этот гимн, «в том году спокойном, в двадцать третьем», когда он был в Берлине на гастролях с театром Вахтангова и когда родился Вова. Но тогда, после Первой мировой войны, мало кто видел в этом хоровом пении предвестье новой катастрофы.
Перебирая «обломки рая» в комнате сына — готовальню, карандаши, рисунки, — герой поэмы осознаёт, что сын и его ровесники с самого рождения были поколением обреченных. Пока они росли, учились, мечтали строить мосты и дома, кто-то делал для них на заводах разрывные пули. За несколько месяцев до того дня, когда его мальчик пришел в этот мир, у немцев появился государственный гимн, в первой строфе которого утверждалось, что Германия «превыше всего». Антокольский наблюдал толпы, восторженно исполнявшие этот гимн, «в том году спокойном, в двадцать третьем», когда он был в Берлине на гастролях с театром Вахтангова и когда родился Вова. Но тогда, после Первой мировой войны, мало кто видел в этом хоровом пении предвестье новой катастрофы.

Навигация