46 056
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
| Строка 30: | Строка 30: | ||
В 1920 году умерла бабушка Евгения, и мальчик был вынужден в одиночку добираться из Сибири в приморский южный Новороссийск, где жила его мать с новой семьей: вторым мужем и детьми — старшей дочерью и младшим сыном. Почти три месяца Евгений когда на крышах вагонов, а когда и под ними, пробирался по разрушенной Гражданской войной стране. | В 1920 году умерла бабушка Евгения, и мальчик был вынужден в одиночку добираться из Сибири в приморский южный Новороссийск, где жила его мать с новой семьей: вторым мужем и детьми — старшей дочерью и младшим сыном. Почти три месяца Евгений когда на крышах вагонов, а когда и под ними, пробирался по разрушенной Гражданской войной стране. | ||
Море так потрясло будущего художника, что он поступил в мореходную профтехшколу. Вскоре отчима, инженера-строителя, перевели на новое место работы, и семья последовала за ним. Евгений остался в Новороссийске. Чтобы выжить, ему, мальчишке, одновременно с учебой пришлось работать в порту, сначала грузчиком, потом — машинистом на лебёдке. Вскоре мореходную профтехшколу расформировали, и Евгений перешел в паровозный политехникум. Болел тифом. | Море так потрясло будущего художника, что он поступил в мореходную профтехшколу. Вскоре отчима, инженера-строителя, перевели на новое место работы, и семья последовала за ним. Евгений Рачёв остался в Новороссийске. Чтобы выжить, ему, мальчишке, одновременно с учебой пришлось работать в порту, сначала грузчиком, потом — машинистом на лебёдке. Вскоре мореходную профтехшколу расформировали, и Евгений перешел в паровозный политехникум. Болел тифом. | ||
Ещё до отъезда семьи отчим подарил Евгению набор красок, поскольку детская любовь к рисованию не оставляла подростка. Его вообще привлекали искусство и творчество: он не только рисовал, но и писал стихи. Евгений отважился на решительный шаг — поступление в Кубанский художественно-педагогический техникум в Краснодаре. | Ещё до отъезда семьи отчим подарил Евгению набор красок, поскольку детская любовь к рисованию не оставляла подростка. Его вообще привлекали искусство и творчество: он не только рисовал, но и писал стихи. Евгений отважился на решительный шаг — поступление в Кубанский художественно-педагогический техникум в Краснодаре. | ||
| Строка 46: | Строка 46: | ||
Самые первые «формалистические» иллюстрации Рачёва были цветными, но затем стали преобладать книги с черно-белыми иллюстрациями, и такое положение сохранялось вплоть до 1950-х годов. | Самые первые «формалистические» иллюстрации Рачёва были цветными, но затем стали преобладать книги с черно-белыми иллюстрациями, и такое положение сохранялось вплоть до 1950-х годов. | ||
В 1932–1933 годах Рачёв начал работать с другими издательствами, переехал в Харьков. Тематика книг, над которыми работал Рачёв, была самая разная, а на обложках некоторых из них — про животных — указан автор: Євген Рачов (украинское написание имени). Видимо, воля и красота Сибири настолько запала в душу Рачёва, что лучше всего у него получались книги о природе и животных. | В 1932–1933 годах Евгений Рачёв начал работать с другими издательствами, переехал в Харьков. Тематика книг, над которыми работал Рачёв, была самая разная, а на обложках некоторых из них — про животных — указан автор: Євген Рачов (украинское написание имени). Видимо, воля и красота Сибири настолько запала в душу Рачёва, что лучше всего у него получались книги о природе и животных. | ||
Евгений Михайлович хорошо знал животных, их повадки. | Евгений Михайлович хорошо знал животных, их повадки. | ||
| Строка 63: | Строка 63: | ||
Перед самой войной в серии «Библиотека приключений» с иллюстрациями Евгения Рачёва успел выйти еще и «Пылающий остров» А. П. Казанцева. | Перед самой войной в серии «Библиотека приключений» с иллюстрациями Евгения Рачёва успел выйти еще и «Пылающий остров» А. П. Казанцева. | ||
Интересно, что иллюстрациями к «Плутонии» и «Пылающему острову» Рачёв фактически завершили работу над книгами, героями которых были люди. Много лет исключением были иллюстрации к сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» (1947), варианты которых для разных изданий Евгений Михайлович создавал неоднократно. «Кладовая солнца» с рисунками Рачёва издаётся до сих пор, и это неудивительно: книга посвящена тому, что восхищало художника всю его жизнь: доброте, красоте природы и всего живого. | Интересно, что иллюстрациями к «Плутонии» и «Пылающему острову» Рачёв фактически завершили работу над книгами, героями которых были люди. Много лет исключением были иллюстрации к сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» (1947), варианты которых для разных изданий Евгений Михайлович создавал неоднократно. «Кладовая солнца» с рисунками Евгения Рачёва издаётся до сих пор, и это неудивительно: книга посвящена тому, что восхищало художника всю его жизнь: доброте, красоте природы и всего живого. | ||
Также Рачёв создал несколько литографий на морскую тему, видимо, вспоминая годы, прожитые в приморском городе, а также литографии птиц и животных, которых художник наблюдал в заповеднике «Аскания Нова». | Также Рачёв создал несколько литографий на морскую тему, видимо, вспоминая годы, прожитые в приморском городе, а также литографии птиц и животных, которых художник наблюдал в заповеднике «Аскания Нова». | ||
| Строка 119: | Строка 119: | ||
В 1950-е у Рачёва появилось ещё одно творческое увлечение: бродя по лесу, Евгений Михайлович непременно высматривал какой-нибудь интересный сучок или корень упавшего дерева. Живое дерево он никогда не трогал. Дома художник долго колдовал над своей находкой, и получалось какое-нибудь сказочное существо. Однажды он сам описал своё отношение к этому занятию: «Уже не один год, обычно летом, в свободное время, с увлечением режу из корней небольшие деревянные скульптуры. Лет десять тому назад несколько таких работ были показаны на моей первой персональной выставке, где Юлия Васильевна Лобанова — директор выставочного зала, тогда удачно назвала их скульптурными этюдами». | В 1950-е у Рачёва появилось ещё одно творческое увлечение: бродя по лесу, Евгений Михайлович непременно высматривал какой-нибудь интересный сучок или корень упавшего дерева. Живое дерево он никогда не трогал. Дома художник долго колдовал над своей находкой, и получалось какое-нибудь сказочное существо. Однажды он сам описал своё отношение к этому занятию: «Уже не один год, обычно летом, в свободное время, с увлечением режу из корней небольшие деревянные скульптуры. Лет десять тому назад несколько таких работ были показаны на моей первой персональной выставке, где Юлия Васильевна Лобанова — директор выставочного зала, тогда удачно назвала их скульптурными этюдами». | ||
Последней большой работой Евгения Михайловича можно считать третий вариант рисунков к сказке «Петушок — золотой гребешок», созданный в 1990 году по заказу одного японского издательства, — через 61 год с момента появления первой книги с иллюстрациями Рачёва. Эта же сказка, переведённая на английский язык московским | Последней большой работой Евгения Михайловича можно считать третий вариант рисунков к сказке «Петушок — золотой гребешок», созданный в 1990 году по заказу одного японского издательства, — через 61 год с момента появления первой книги с иллюстрациями Рачёва. Эта же сказка, переведённая на английский язык московским издательством «Радуга» и изданная в 1997 году, стала последним прижизненным изданием с иллюстрациями Рачёва: «Петушок — золотой гребешок = Cockerel with the crimson comb». А первое издание сказки с этими рисунками состоялось в 1950 году. | ||
За долгие годы творческой деятельности, начавшейся в 1929 году, Евгений Рачёв выполнил иллюстрации к более чем 250 книгам, и это не считая переизданий. Общий тираж книг с его иллюстрациями превысил 80 млн экземпляров, а издавались они на 68 языках народов России и мира. | За долгие годы творческой деятельности, начавшейся в 1929 году, Евгений Рачёв выполнил иллюстрации к более чем 250 книгам, и это не считая переизданий. Общий тираж книг с его иллюстрациями превысил 80 млн экземпляров, а издавались они на 68 языках народов России и мира. | ||