Токмаков Лев Алексеевич: различия между версиями

Нет описания правки
Строка 25: Строка 25:
Лев Токмаков родился 30 июля 1928 года в Свердловске (ныне Екатеринбург). Мать, Татьяна Натановна Авербух, окончила медицинский факультет Пермского государственного университета. На последнем курсе познакомилась с Алексеем Степановичем Токмаковым, врачом-ординатором. Их отношения продлились недолго: А. С. Токмаков вернулся в Ленинград, к семье. Отца мальчик знал только по рассказам матери и бабушки. Дальнейшая судьба А. С. Токмакова сложилась непросто: в июле 1937 года его арестовали за анекдот, осудили на 7 лет лишения свободы и 3 года поражения в правах. В лагере поначалу был на общих работах, потом работал лагерным врачом; однажды спас начальнику обмороженное лицо, освоив пластическую хирургию по статье из медицинского журнала. Выйдя на свободу досрочно, поездил по Северу и наконец осел в г. Красавино (Вологодская область). Владел двумя специальностями (хирургией и психиатрией), пользовался уважением у горожан. Лев Токмаков, будучи уже в зрелом возрасте, разыскал родственников по отцовской линии, но Алексея Степановича в живых не застал.
Лев Токмаков родился 30 июля 1928 года в Свердловске (ныне Екатеринбург). Мать, Татьяна Натановна Авербух, окончила медицинский факультет Пермского государственного университета. На последнем курсе познакомилась с Алексеем Степановичем Токмаковым, врачом-ординатором. Их отношения продлились недолго: А. С. Токмаков вернулся в Ленинград, к семье. Отца мальчик знал только по рассказам матери и бабушки. Дальнейшая судьба А. С. Токмакова сложилась непросто: в июле 1937 года его арестовали за анекдот, осудили на 7 лет лишения свободы и 3 года поражения в правах. В лагере поначалу был на общих работах, потом работал лагерным врачом; однажды спас начальнику обмороженное лицо, освоив пластическую хирургию по статье из медицинского журнала. Выйдя на свободу досрочно, поездил по Северу и наконец осел в г. Красавино (Вологодская область). Владел двумя специальностями (хирургией и психиатрией), пользовался уважением у горожан. Лев Токмаков, будучи уже в зрелом возрасте, разыскал родственников по отцовской линии, но Алексея Степановича в живых не застал.


Детство Лев Токмаков провел на Урале, в поселке Медный Рудник (ныне г. Верхняя Пышма Свердловской области). У мальчика нашли порок сердца: запретили бегать и плавать, освободили от занятий физкультурой. В семье не было недостатка в художественной литературе. «Самая первая книжка, которая произвела на меня чарующее и загадочное впечатление, — это «Болото» Виталия Бианки. Она вышла в 1931 году. Там были очень странные рисунки Юрия Васнецова. Через много-много лет мы с ним подружились… Но в четыре года для меня главным было то, что я узнал в этом васнецовском болоте свое болото. Точно такое же было недалеко от нашего дома», — рассказывал художник.  
Детство Лев Токмаков провел на Урале, в поселке Медный Рудник (ныне г. Верхняя Пышма Свердловской области). У мальчика нашли порок сердца: запретили бегать и плавать, освободили от занятий физкультурой. В семье не было недостатка в художественной литературе.


Среди любимых детских книг Л. А. Токмаков также называл «Джунгли — птичий рай» Е. И. Чарушина, «Алёнушкины сказки» Д. Н. Мамина-Сибиряка, «Маугли» Дж. Р. Киплинга, «Песнь о Гайавате» Г. У. Лонгфелло. Для юного Льва выписывали журналы «Ёж» и «Чиж», «Мурзилку», «Пионер», «Затейник» и «Дружные ребята». Мальчик увлеченно рассматривал картинки, а в семь лет уже знал и безошибочно определял творческую манеру Н. А. Тырсы, В. М. Конашевича, Е. И. Чарушина, Ю. Д. Коровина. Еще не умея бегло читать, Лев полюбил радиопередачи. В статье «Вспоминая детство» (Мурзилка, 1971, № 7) художник рассказывал, что не мог без слёз слушать чтение рассказа Мамина-Сибиряка «Зимовье на Студеной». Лев рано начал сочинять стихи, порой будил по ночам мать и просил записать в блокнот только что сложенные строки. Когда подошел к концу толстый блокнот, надолго закончились и стихотворные опыты.
{{цитата|автор=Лев Токмаков|Самая первая книжка, которая произвела на меня чарующее и загадочное впечатление, — это «Болото» [[Бианки Виталий Валентинович"Виталия Бианки]]. Она вышла в 1931 году. Там были очень странные рисунки Юрия Васнецова. Через много-много лет мы с ним подружились… Но в четыре года для меня главным было то, что я узнал в этом васнецовском болоте свое болото. Точно такое же было недалеко от нашего дома.}}
 
 
Среди любимых детских книг Л. А. Токмаков также называл «Джунгли — птичий рай» [[Чарушин Евгений Иванович|Е. И. Чарушина]], «Алёнушкины сказки» [[Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович|Д. Н. Мамина-Сибиряка]], «Маугли» [[Киплинг Редьярд|Дж. Р. Киплинга]], «Песнь о Гайавате» Г. У. Лонгфелло. Для юного Льва выписывали журналы «Ёж» и «Чиж», «Мурзилку», «Пионер», «Затейник» и «Дружные ребята». Мальчик увлеченно рассматривал картинки, а в семь лет уже знал и безошибочно определял творческую манеру Н. А. Тырсы, [[Конашевич Владимир Михайлович|В. М. Конашевича]], Е. И. Чарушина, Ю. Д. Коровина. Еще не умея бегло читать, Лев полюбил радиопередачи. В статье «Вспоминая детство» (Мурзилка, 1971, № 7) художник рассказывал, что не мог без слёз слушать чтение рассказа Мамина-Сибиряка «Зимовье на Студеной». Лев рано начал сочинять стихи, порой будил по ночам мать и просил записать в блокнот только что сложенные строки. Когда подошел к концу толстый блокнот, надолго закончились и стихотворные опыты.


В начале войны на Урал стали спешно эвакуировать промышленные предприятия, культурные и научные заведения вместе с семьями работников. Татьяну Натановну назначили руководить санэпидстанцией в Свердловске — бороться с начавшимися эпидемиями. Лев получил наконец свободу от строгого материнского контроля за его режимом. Здоровье мальчика, несмотря на голодную жизнь, стало восстанавливаться. В тринадцать лет Токмаков едва не погиб: не успел протиснуться в переполненный вагон до отхода поезда и повис, стоя на подножке и держась одной рукой — во второй был тяжелый мешок с картошкой. Незнакомец спас подростка, когда тот, так и не решившись бросить картошку, держался за поручень из последних сил.
В начале войны на Урал стали спешно эвакуировать промышленные предприятия, культурные и научные заведения вместе с семьями работников. Татьяну Натановну назначили руководить санэпидстанцией в Свердловске — бороться с начавшимися эпидемиями. Лев получил наконец свободу от строгого материнского контроля за его режимом. Здоровье мальчика, несмотря на голодную жизнь, стало восстанавливаться. В тринадцать лет Токмаков едва не погиб: не успел протиснуться в переполненный вагон до отхода поезда и повис, стоя на подножке и держась одной рукой — во второй был тяжелый мешок с картошкой. Незнакомец спас подростка, когда тот, так и не решившись бросить картошку, держался за поручень из последних сил.
Строка 37: Строка 40:
Уже в годы учения Лев Токмаков поражал сверстников редкой энергией, самокритичностью и независимостью. Его друг Ю. П. Вронский, поэт, писатель и переводчик с норвежского, рассказывал: «Токмаков выделялся из всех бешеной требовательностью к самому себе. …видеть токмаковские наброски нам доводилось редко, потому что, едва закончив или даже не закончив рисунок, он с яростью набрасывался на него, мял, рвал и засовывал в урну». Привычка много раз переделывать один рисунок, добиваясь совершенства, осталась у Льва Алексеевича на всю жизнь. Со студенческих лет художник не терпел и «чужую руку» в своей работе. Один из педагогов имел привычку подходить к работающим студентам и на их листе рисовать какую-то деталь в качестве образца. Токмаков несколько раз переворачивал лист с «образцом» и начинал заново, пока преподаватель не уступил упорному ученику.
Уже в годы учения Лев Токмаков поражал сверстников редкой энергией, самокритичностью и независимостью. Его друг Ю. П. Вронский, поэт, писатель и переводчик с норвежского, рассказывал: «Токмаков выделялся из всех бешеной требовательностью к самому себе. …видеть токмаковские наброски нам доводилось редко, потому что, едва закончив или даже не закончив рисунок, он с яростью набрасывался на него, мял, рвал и засовывал в урну». Привычка много раз переделывать один рисунок, добиваясь совершенства, осталась у Льва Алексеевича на всю жизнь. Со студенческих лет художник не терпел и «чужую руку» в своей работе. Один из педагогов имел привычку подходить к работающим студентам и на их листе рисовать какую-то деталь в качестве образца. Токмаков несколько раз переворачивал лист с «образцом» и начинал заново, пока преподаватель не уступил упорному ученику.


В 1950 году Лев Токмаков познакомился с Ириной Петровной Мануковой, студенткой филологического факультета МГУ, своей будущей женой.
В 1950 году Лев Токмаков познакомился с [[Токмакова Ирина Петровна|Ириной Петровной Мануковой]], студенткой филологического факультета МГУ, своей будущей женой.


С дипломом художника декоративно-прикладного искусства по специальности «художественная обработка металла» (получен в 1951 году) Лев Алексеевич поехал на Урал — по распределению выпускников. Хотел работать в г. Касли, на известном заводе художественного чугунного литья, однако был неприятно поражен царившей там неразберихой и уволился. Вернувшись в Свердловск, устроился художником в известную молодежную газету «На смену!». Был принят в Средне-Уральское книжное издательство (сначала как художник-плакатист).
С дипломом художника декоративно-прикладного искусства по специальности «художественная обработка металла» (получен в 1951 году) Лев Алексеевич поехал на Урал — по распределению выпускников. Хотел работать в г. Касли, на известном заводе художественного чугунного литья, однако был неприятно поражен царившей там неразберихой и уволился. Вернувшись в Свердловск, устроился художником в известную молодежную газету «На смену!». Был принят в Средне-Уральское книжное издательство (сначала как художник-плакатист).


Пока Лев Токмаков ездил по Уралу в поисках работы, Ирина Манукова продолжала учиться (окончила МГУ в 1953 году). Молодые люди переписывались, а в 1953 году смогли наконец встретиться и пожениться.
Пока Лев Токмаков ездил по Уралу в поисках работы, Ирина Манукова продолжала учиться (окончила МГУ в 1953 году). Молодые люди переписывались, а в 1953 году смогли наконец встретиться и пожениться.
От плакатов на тему производственной безопасности Лев Токмаков вскоре перешел к книжной иллюстрации. Отрисовал поэмы Степана Щипачёва «Павлик Морозов» (1952), Елены Хоринской о Павлике Морозове («Юный барабанщик», 1954), сделал обложку и внутренние иллюстрации к роману «Фома Гордеев» А. М. Горького (1954).
От плакатов на тему производственной безопасности Лев Токмаков вскоре перешел к книжной иллюстрации. Отрисовал поэмы Степана Щипачёва «Павлик Морозов» (1952), Елены Хоринской о Павлике Морозове («Юный барабанщик», 1954), сделал обложку и внутренние иллюстрации к роману «Фома Гордеев» А. М. Горького (1954).


Строка 48: Строка 52:
В «Молодой гвардии» тогда сложилась особая творческая атмосфера, в основном благодаря главному художнику В. И. Бродскому и художественному редактору В. М. Плешко. Виктор Плешко, в прошлом боксер, разведчик, прошедший войну и награжденный орденами, ценил смелость и творческий поиск. «Самая высшая похвала для работы художника была такая: он смотрел и говорил: ‟О-о, наха-ально!”», — вспоминал Лев Токмаков. Именно Плешко разглядел в молодом иллюстраторе талант именно «детский», увидев сделанный на обороте эскиза карандашный набросок.
В «Молодой гвардии» тогда сложилась особая творческая атмосфера, в основном благодаря главному художнику В. И. Бродскому и художественному редактору В. М. Плешко. Виктор Плешко, в прошлом боксер, разведчик, прошедший войну и награжденный орденами, ценил смелость и творческий поиск. «Самая высшая похвала для работы художника была такая: он смотрел и говорил: ‟О-о, наха-ально!”», — вспоминал Лев Токмаков. Именно Плешко разглядел в молодом иллюстраторе талант именно «детский», увидев сделанный на обороте эскиза карандашный набросок.


С 1958 года Лев Токмаков стал сотрудничать с журналом «Мурзилка», позднее и с «Веселыми картинками». В том же году он проиллюстрировал «Необычайные похождения Севы Котлова» — раннюю повесть Анатолия Алексина.
С 1958 года Лев Токмаков стал сотрудничать с журналом [[Мурзилка|«Мурзилка»]], позднее и с «Веселыми картинками». В том же году он проиллюстрировал «Необычайные похождения Севы Котлова» — раннюю повесть [[Алексин Анатолий Георгиевич|Анатолия Алексина]].


Важным рубежом в биографии художника стал выход в1960 году сказочной повести Джанни Родари «Джельсомино в стране лжецов», опубликованной в Италии годом раньше и уже переведенной на русский. Иллюстрации, выполненные в авангардистской манере, поначалу вызвали резкую критику. Самого художника, а также Бродского и Плешко обвиняли в формализме и отступлении от реалистических принципов, но, к счастью, иллюстрации были высоко оценены самим Джанни Родари. Писатель прислал в СССР письмо с изъявлением благодарности: «Дорогой Токмаков, вы просто превосходны… Я перелистывал книгу как в лихорадке и на каждой странице издавал ‟охи” и ‟ахи” от восхищения… Это ваша книга гораздо больше, чем моя». Позднее Родари и Токмаков встретились и стали хорошими знакомыми. Позднее Лев Алексеевич сделал рисунки к другим его произведениям — «Сказкам по телефону» (1967) и «Джипу в телевизоре» (1971).
Важным рубежом в биографии художника стал выход в1960 году сказочной повести Джанни Родари «Джельсомино в стране лжецов», опубликованной в Италии годом раньше и уже переведенной на русский. Иллюстрации, выполненные в авангардистской манере, поначалу вызвали резкую критику. Самого художника, а также Бродского и Плешко обвиняли в формализме и отступлении от реалистических принципов, но, к счастью, иллюстрации были высоко оценены самим [[Родари Джанни|Джанни Родари]]. Писатель прислал в СССР письмо с изъявлением благодарности: «Дорогой Токмаков, вы просто превосходны… Я перелистывал книгу как в лихорадке и на каждой странице издавал ‟охи” и ‟ахи” от восхищения… Это ваша книга гораздо больше, чем моя». Позднее Родари и Токмаков встретились и стали хорошими знакомыми. Позднее Лев Алексеевич сделал рисунки к другим его произведениям — «Сказкам по телефону» (1967) и «Джипу в телевизоре» (1971).


Первая совместная работа супругов Токмаковых — книга «Марина и малина», которая вышла в издательстве «Детский мир» в 1961 году.
Первая совместная работа супругов Токмаковых — книга «Марина и малина», которая вышла в издательстве «Детский мир» в 1961 году.
Строка 56: Строка 60:
В 1962 году художник проиллюстрировал сделанный Ириной Токмаковой перевод-пересказ сборника шотландских народных песенок «Крошка Вилли Винки». С его же рисунками выйдут другие ее книги для маленьких детей: «Времена года», «Деревья» (обе — 1962), «Звенелки» (1963), «Карусель» (1967), переиздание «Вечерней сказки» (1968), «Весело и грустно» (1969) и др.
В 1962 году художник проиллюстрировал сделанный Ириной Токмаковой перевод-пересказ сборника шотландских народных песенок «Крошка Вилли Винки». С его же рисунками выйдут другие ее книги для маленьких детей: «Времена года», «Деревья» (обе — 1962), «Звенелки» (1963), «Карусель» (1967), переиздание «Вечерней сказки» (1968), «Весело и грустно» (1969) и др.


В 1960-х годах художник также создает иллюстрации к книгам В. В. Бианки («Как муравьишка домой спешил», 1961, 1967), В. Ю. Драгунского («Старый мореход», 1964; «Фантомас», 1969), А. Г. Алексина («Мой брат играет на кларнете», 1968; «Повести», 1969), Б. В. Заходера («Товарищам детям», 1962; «Серая звездочка», 1967). Большим успехом художника стала работа над книгой «Пеппи Длинныйчулок» Астрид Линдгрен (1968). Оформляя эту книгу, мастер использовал всего два цвета — оранжевый кадмий и черную тушь. Главную героиню иллюстратор срисовал с незнакомой рыжей девочки, поразившей его своей незаурядной внешностью. Работа получила одобрение самой А. Лингдгрен.
В 1960-х годах художник также создает иллюстрации к книгам В. В. Бианки («Как муравьишка домой спешил», 1961, 1967), [[Драгунский Виктор Юзефович|В. Ю. Драгунского]] («Старый мореход», 1964; «Фантомас», 1969), А. Г. Алексина («Мой брат играет на кларнете», 1968; «Повести», 1969), Б. В. Заходера («Товарищам детям», 1962; «Серая звездочка», 1967). Большим успехом художника стала работа над книгой «Пеппи Длинныйчулок» [[Линдгрен Астрид|Астрид Линдгрен]] (1968). Оформляя эту книгу, мастер использовал всего два цвета — оранжевый кадмий и черную тушь. Главную героиню иллюстратор срисовал с незнакомой рыжей девочки, поразившей его своей незаурядной внешностью. Работа получила одобрение самой А. Лингдгрен.


Для работ 1960-х годов характерны максимальная лаконичность, условность рисунка, динамизм линии, гротескные образы.
Для работ 1960-х годов характерны максимальная лаконичность, условность рисунка, динамизм линии, гротескные образы.
Строка 64: Строка 68:
В 1969 году Лев Токмаков дебютировал как детский писатель. Проиллюстрированная им же книжка «Мишин самоцвет» была отчасти основана на воспоминаниях об уральском детстве.
В 1969 году Лев Токмаков дебютировал как детский писатель. Проиллюстрированная им же книжка «Мишин самоцвет» была отчасти основана на воспоминаниях об уральском детстве.


Токмаков рисует иллюстрации к произведениям Бориса Заходера («Школа для птенцов», 1970; «Добрый носорог», 1977; «Строители», 1978), Анатолия Алексина («Про нашу семью», 1972; «Повести и рассказы», 1973; «Звоните и приезжайте», 1974), Валентина Берестова («Катя в игрушечном городе» — в соавторстве с Татьяной Александровой, 1973; «Лето, лето к нам пришло!», 1975; «Школьная лирика», 1977), Ирины Токмаковой — «Сказку про сазанчика» (1970), «Разговоры» (1977), «Кукареку» (1978), переводную книгу «Дрозд-дроздок. Молдавские народные песенки» (1973, 1976).
Токмаков рисует иллюстрации к произведениям Бориса Заходера («Школа для птенцов», 1970; «Добрый носорог», 1977; «Строители», 1978), Анатолия Алексина («Про нашу семью», 1972; «Повести и рассказы», 1973; «Звоните и приезжайте», 1974), [[Берестов Валентин Дмитриевич|Валентина Берестова]] («Катя в игрушечном городе» — в соавторстве с [[Александрова Татьяна Ивановна|Татьяной Александровой]], 1973; «Лето, лето к нам пришло!», 1975; «Школьная лирика», 1977), Ирины Токмаковой — «Сказку про сазанчика» (1970), «Разговоры» (1977), «Кукареку» (1978), переводную книгу «Дрозд-дроздок. Молдавские народные песенки» (1973, 1976).


С конца 1960-х и до конца 1970-х годов Токмаковы много путешествовали. В 1969 году посетили Судан и Эфиопию, в 1976-м — Сенегал, Гвинею и Алжир с выставкой «Советское искусство». В 1977 году состоялась поездка в Болгарию. В 1978 — в Италию, где Лев Токмаков выступил в обществе «Италия — СССР». Из всех поездок Лев Токмаков привозил много материала. По следам увиденного Ирина Токмакова написала книги «Далеко — Нигерия» (1975) и «Синие горы — золотые равнины» (1978, о Болгарии). Оба издания проиллюстрировал Лев Токмаков. Африканские впечатления отразятся и в его рисунках к книге Святослава Сахарнова («Друг Тембо», 1976).
С конца 1960-х и до конца 1970-х годов Токмаковы много путешествовали. В 1969 году посетили Судан и Эфиопию, в 1976-м — Сенегал, Гвинею и Алжир с выставкой «Советское искусство». В 1977 году состоялась поездка в Болгарию. В 1978 — в Италию, где Лев Токмаков выступил в обществе «Италия — СССР». Из всех поездок Лев Токмаков привозил много материала. По следам увиденного Ирина Токмакова написала книги «Далеко — Нигерия» (1975) и «Синие горы — золотые равнины» (1978, о Болгарии). Оба издания проиллюстрировал Лев Токмаков. Африканские впечатления отразятся и в его рисунках к книге Святослава Сахарнова («Друг Тембо», 1976).
Строка 74: Строка 78:
В 1980 году имя Льва Алексеевича Токмакова было внесено в Почетный список Х. К. Андерсена. В 1981 году ему было присвоено звание заслуженного художника РСФСР, и в том же году состоялась его персональная выставка в Ираке. В 1984 году за серию работ о Йемене правительство Йеменской Арабской Республики наградило художника золотой медалью.
В 1980 году имя Льва Алексеевича Токмакова было внесено в Почетный список Х. К. Андерсена. В 1981 году ему было присвоено звание заслуженного художника РСФСР, и в том же году состоялась его персональная выставка в Ираке. В 1984 году за серию работ о Йемене правительство Йеменской Арабской Республики наградило художника золотой медалью.


В 1985 году за иллюстрации к «Крабату» О. Пройслера получил золотую медаль на Международной биеннале иллюстрации в Братиславе, был выдвинут на золотую медаль Х. К. Андерсена национальной секцией IBBY. В 1988 году получил почетный диплом Х. К. Андерсена за иллюстрации к книге И. П. Токмаковой «Карусель».
В 1985 году за иллюстрации к «Крабату» [[Пройслер Отфрид|О. Пройслера]] получил золотую медаль на Международной биеннале иллюстрации в Братиславе, был выдвинут на [[Премия имени Ханса Кристиана Андерсена|золотую медаль Х. К. Андерсена]] национальной секцией [[Международный совет по детской книге (IBBY)|IBBY]]. В 1988 году получил почетный диплом Х. К. Андерсена за иллюстрации к книге И. П. Токмаковой «Карусель».


В 1989 году состоялась персональная выставка в Республиканской государственной детской библиотеке (Москва).
В 1989 году состоялась персональная выставка в [[Российская государственная детская библиотека|Республиканской государственной детской библиотеке]] (Москва).


В 1990-е — 2000-е годы Лев Алексеевич продолжил активно работать как иллюстратор и как литератор. Создавал рисунки к сказкам («Сказки народов мира. Т. 6. Сказки народов Африки, Австралии и Океании», 1990), стихотворным сборникам В. Д. Берестова («Картинки в лужах», 1996; «Веселое лето», 2008), Джеймса Барри («Питер Пэн», перевод И. Токмаковой, 2010).
В 1990-е — 2000-е годы Лев Алексеевич продолжил активно работать как иллюстратор и как литератор. Создавал рисунки к сказкам («Сказки народов мира. Т. 6. Сказки народов Африки, Австралии и Океании», 1990), стихотворным сборникам В. Д. Берестова («Картинки в лужах», 1996; «Веселое лето», 2008), [[Барри Джеймс Мэтью|Джеймса Барри]] («Питер Пэн», перевод И. Токмаковой, 2010).


В постсоветское время Лев Токмаков смог наконец обратиться и к религиозным сюжетам (он крестился в 1975 году в подмосковном с. Середниково, дружил с настоятелем о. Дамианом Кругликом и учил рисованию его детей). Художник выработал новый для себя стиль рисунка — в монохромную рамку-коллаж из литографических репродукций великих мастеров вписывал свою цветную картинку. В 2007 году вышло издание романа В. Гюго «Отверженные» с его иллюстрациями. Художник рассказывал: «Я перечитал роман и понял, что это книга религиозного содержания. Наши <…> сделали из ‟Отверженных” историко-революционную книгу <…>. И поставил я себе задачу — чтоб люди переставили роман с полки, где историко-революционная литература, на полку с религиозной». В 2010 году увидели свет «Чудеса Господни» — попытка живым, неканоническим языком рассказать детям и их родителям о сюжетах Священного писания и христианской истории.
В постсоветское время Лев Токмаков смог наконец обратиться и к религиозным сюжетам (он крестился в 1975 году в подмосковном с. Середниково, дружил с настоятелем о. Дамианом Кругликом и учил рисованию его детей). Художник выработал новый для себя стиль рисунка — в монохромную рамку-коллаж из литографических репродукций великих мастеров вписывал свою цветную картинку. В 2007 году вышло издание романа В. Гюго «Отверженные» с его иллюстрациями. Художник рассказывал: «Я перечитал роман и понял, что это книга религиозного содержания. Наши <…> сделали из ‟Отверженных” историко-революционную книгу <…>. И поставил я себе задачу — чтоб люди переставили роман с полки, где историко-революционная литература, на полку с религиозной». В 2010 году увидели свет «Чудеса Господни» — попытка живым, неканоническим языком рассказать детям и их родителям о сюжетах Священного писания и христианской истории.
Строка 87: Строка 91:


Последние годы Лев Алексеевич прожил в своей маленькой мастерской в Доме художников на Речном вокзале. Там была прекрасная библиотека и богатая коллекция игрушек (ее супруги Токмаковы собирали 50 лет).
Последние годы Лев Алексеевич прожил в своей маленькой мастерской в Доме художников на Речном вокзале. Там была прекрасная библиотека и богатая коллекция игрушек (ее супруги Токмаковы собирали 50 лет).
19 ноября 2010 года Лев Алексеевич Токмаков скончался от инфаркта.
19 ноября 2010 года Лев Алексеевич Токмаков скончался от инфаркта.


Дружеское окружение Льва Токмаков составляли писатели и поэты Л. А. Кассиль, Б. В. Заходер и В. Д. Берестов, художники М. П. Митурич-Хлебников, Ю. А. Васнецов и многие другие.
Дружеское окружение Льва Токмаков составляли писатели и поэты [[Кассиль Лев Абрамович|Л. А. Кассиль]], Б. В. Заходер и В. Д. Берестов, художники М. П. Митурич-Хлебников, Ю. А. Васнецов и многие другие.


Сын писателя, Василий Львович Токмаков, стал писателем, создал несколько книг для детей («Лесная соня», 1986; «Лесной перекресток», 1988; «О чем говорил дятел», 2005; «Приходи и будь другом», 2006). Его книжка «Лесной перекресток» вышла с иллюстрациями Льва Токмакова.
Сын писателя, Василий Львович Токмаков, стал писателем, создал несколько книг для детей («Лесная соня», 1986; «Лесной перекресток», 1988; «О чем говорил дятел», 2005; «Приходи и будь другом», 2006). Его книжка «Лесной перекресток» вышла с иллюстрациями Льва Токмакова.

Навигация