44 726
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 25: | Строка 25: | ||
Лев Токмаков родился 30 июля 1928 года в Свердловске (ныне Екатеринбург). Мать, Татьяна Натановна Авербух, окончила медицинский факультет Пермского государственного университета. На последнем курсе познакомилась с Алексеем Степановичем Токмаковым, врачом-ординатором. Их отношения продлились недолго: А. С. Токмаков вернулся в Ленинград, к семье. Отца мальчик знал только по рассказам матери и бабушки. Дальнейшая судьба А. С. Токмакова сложилась непросто: в июле 1937 года его арестовали за анекдот, осудили на 7 лет лишения свободы и 3 года поражения в правах. В лагере поначалу был на общих работах, потом работал лагерным врачом; однажды спас начальнику обмороженное лицо, освоив пластическую хирургию по статье из медицинского журнала. Выйдя на свободу досрочно, поездил по Северу и наконец осел в г. Красавино (Вологодская область). Владел двумя специальностями (хирургией и психиатрией), пользовался уважением у горожан. Лев Токмаков, будучи уже в зрелом возрасте, разыскал родственников по отцовской линии, но Алексея Степановича в живых не застал. | Лев Токмаков родился 30 июля 1928 года в Свердловске (ныне Екатеринбург). Мать, Татьяна Натановна Авербух, окончила медицинский факультет Пермского государственного университета. На последнем курсе познакомилась с Алексеем Степановичем Токмаковым, врачом-ординатором. Их отношения продлились недолго: А. С. Токмаков вернулся в Ленинград, к семье. Отца мальчик знал только по рассказам матери и бабушки. Дальнейшая судьба А. С. Токмакова сложилась непросто: в июле 1937 года его арестовали за анекдот, осудили на 7 лет лишения свободы и 3 года поражения в правах. В лагере поначалу был на общих работах, потом работал лагерным врачом; однажды спас начальнику обмороженное лицо, освоив пластическую хирургию по статье из медицинского журнала. Выйдя на свободу досрочно, поездил по Северу и наконец осел в г. Красавино (Вологодская область). Владел двумя специальностями (хирургией и психиатрией), пользовался уважением у горожан. Лев Токмаков, будучи уже в зрелом возрасте, разыскал родственников по отцовской линии, но Алексея Степановича в живых не застал. | ||
Детство Лев Токмаков провел на Урале, в поселке Медный Рудник (ныне г. Верхняя Пышма Свердловской области). У мальчика нашли порок сердца: запретили бегать и плавать, освободили от занятий физкультурой. В семье не было недостатка в художественной литературе | Детство Лев Токмаков провел на Урале, в поселке Медный Рудник (ныне г. Верхняя Пышма Свердловской области). У мальчика нашли порок сердца: запретили бегать и плавать, освободили от занятий физкультурой. В семье не было недостатка в художественной литературе. | ||
Среди любимых детских книг Л. А. Токмаков также называл «Джунгли — птичий рай» Е. И. Чарушина, «Алёнушкины сказки» Д. Н. Мамина-Сибиряка, «Маугли» Дж. Р. Киплинга, «Песнь о Гайавате» Г. У. Лонгфелло. Для юного Льва выписывали журналы «Ёж» и «Чиж», «Мурзилку», «Пионер», «Затейник» и «Дружные ребята». Мальчик увлеченно рассматривал картинки, а в семь лет уже знал и безошибочно определял творческую манеру Н. А. Тырсы, В. М. Конашевича, Е. И. Чарушина, Ю. Д. Коровина. Еще не умея бегло читать, Лев полюбил радиопередачи. В статье «Вспоминая детство» (Мурзилка, 1971, № 7) художник рассказывал, что не мог без слёз слушать чтение рассказа Мамина-Сибиряка «Зимовье на Студеной». Лев рано начал сочинять стихи, порой будил по ночам мать и просил записать в блокнот только что сложенные строки. Когда подошел к концу толстый блокнот, надолго закончились и стихотворные опыты. | {{цитата|автор=Лев Токмаков|Самая первая книжка, которая произвела на меня чарующее и загадочное впечатление, — это «Болото» [[Бианки Виталий Валентинович"Виталия Бианки]]. Она вышла в 1931 году. Там были очень странные рисунки Юрия Васнецова. Через много-много лет мы с ним подружились… Но в четыре года для меня главным было то, что я узнал в этом васнецовском болоте свое болото. Точно такое же было недалеко от нашего дома.}} | ||
Среди любимых детских книг Л. А. Токмаков также называл «Джунгли — птичий рай» [[Чарушин Евгений Иванович|Е. И. Чарушина]], «Алёнушкины сказки» [[Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович|Д. Н. Мамина-Сибиряка]], «Маугли» [[Киплинг Редьярд|Дж. Р. Киплинга]], «Песнь о Гайавате» Г. У. Лонгфелло. Для юного Льва выписывали журналы «Ёж» и «Чиж», «Мурзилку», «Пионер», «Затейник» и «Дружные ребята». Мальчик увлеченно рассматривал картинки, а в семь лет уже знал и безошибочно определял творческую манеру Н. А. Тырсы, [[Конашевич Владимир Михайлович|В. М. Конашевича]], Е. И. Чарушина, Ю. Д. Коровина. Еще не умея бегло читать, Лев полюбил радиопередачи. В статье «Вспоминая детство» (Мурзилка, 1971, № 7) художник рассказывал, что не мог без слёз слушать чтение рассказа Мамина-Сибиряка «Зимовье на Студеной». Лев рано начал сочинять стихи, порой будил по ночам мать и просил записать в блокнот только что сложенные строки. Когда подошел к концу толстый блокнот, надолго закончились и стихотворные опыты. | |||
В начале войны на Урал стали спешно эвакуировать промышленные предприятия, культурные и научные заведения вместе с семьями работников. Татьяну Натановну назначили руководить санэпидстанцией в Свердловске — бороться с начавшимися эпидемиями. Лев получил наконец свободу от строгого материнского контроля за его режимом. Здоровье мальчика, несмотря на голодную жизнь, стало восстанавливаться. В тринадцать лет Токмаков едва не погиб: не успел протиснуться в переполненный вагон до отхода поезда и повис, стоя на подножке и держась одной рукой — во второй был тяжелый мешок с картошкой. Незнакомец спас подростка, когда тот, так и не решившись бросить картошку, держался за поручень из последних сил. | В начале войны на Урал стали спешно эвакуировать промышленные предприятия, культурные и научные заведения вместе с семьями работников. Татьяну Натановну назначили руководить санэпидстанцией в Свердловске — бороться с начавшимися эпидемиями. Лев получил наконец свободу от строгого материнского контроля за его режимом. Здоровье мальчика, несмотря на голодную жизнь, стало восстанавливаться. В тринадцать лет Токмаков едва не погиб: не успел протиснуться в переполненный вагон до отхода поезда и повис, стоя на подножке и держась одной рукой — во второй был тяжелый мешок с картошкой. Незнакомец спас подростка, когда тот, так и не решившись бросить картошку, держался за поручень из последних сил. | ||
Строка 37: | Строка 40: | ||
Уже в годы учения Лев Токмаков поражал сверстников редкой энергией, самокритичностью и независимостью. Его друг Ю. П. Вронский, поэт, писатель и переводчик с норвежского, рассказывал: «Токмаков выделялся из всех бешеной требовательностью к самому себе. …видеть токмаковские наброски нам доводилось редко, потому что, едва закончив или даже не закончив рисунок, он с яростью набрасывался на него, мял, рвал и засовывал в урну». Привычка много раз переделывать один рисунок, добиваясь совершенства, осталась у Льва Алексеевича на всю жизнь. Со студенческих лет художник не терпел и «чужую руку» в своей работе. Один из педагогов имел привычку подходить к работающим студентам и на их листе рисовать какую-то деталь в качестве образца. Токмаков несколько раз переворачивал лист с «образцом» и начинал заново, пока преподаватель не уступил упорному ученику. | Уже в годы учения Лев Токмаков поражал сверстников редкой энергией, самокритичностью и независимостью. Его друг Ю. П. Вронский, поэт, писатель и переводчик с норвежского, рассказывал: «Токмаков выделялся из всех бешеной требовательностью к самому себе. …видеть токмаковские наброски нам доводилось редко, потому что, едва закончив или даже не закончив рисунок, он с яростью набрасывался на него, мял, рвал и засовывал в урну». Привычка много раз переделывать один рисунок, добиваясь совершенства, осталась у Льва Алексеевича на всю жизнь. Со студенческих лет художник не терпел и «чужую руку» в своей работе. Один из педагогов имел привычку подходить к работающим студентам и на их листе рисовать какую-то деталь в качестве образца. Токмаков несколько раз переворачивал лист с «образцом» и начинал заново, пока преподаватель не уступил упорному ученику. | ||
В 1950 году Лев Токмаков познакомился с Ириной Петровной Мануковой, студенткой филологического факультета МГУ, своей будущей женой. | В 1950 году Лев Токмаков познакомился с [[Токмакова Ирина Петровна|Ириной Петровной Мануковой]], студенткой филологического факультета МГУ, своей будущей женой. | ||
С дипломом художника декоративно-прикладного искусства по специальности «художественная обработка металла» (получен в 1951 году) Лев Алексеевич поехал на Урал — по распределению выпускников. Хотел работать в г. Касли, на известном заводе художественного чугунного литья, однако был неприятно поражен царившей там неразберихой и уволился. Вернувшись в Свердловск, устроился художником в известную молодежную газету «На смену!». Был принят в Средне-Уральское книжное издательство (сначала как художник-плакатист). | С дипломом художника декоративно-прикладного искусства по специальности «художественная обработка металла» (получен в 1951 году) Лев Алексеевич поехал на Урал — по распределению выпускников. Хотел работать в г. Касли, на известном заводе художественного чугунного литья, однако был неприятно поражен царившей там неразберихой и уволился. Вернувшись в Свердловск, устроился художником в известную молодежную газету «На смену!». Был принят в Средне-Уральское книжное издательство (сначала как художник-плакатист). | ||
Пока Лев Токмаков ездил по Уралу в поисках работы, Ирина Манукова продолжала учиться (окончила МГУ в 1953 году). Молодые люди переписывались, а в 1953 году смогли наконец встретиться и пожениться. | Пока Лев Токмаков ездил по Уралу в поисках работы, Ирина Манукова продолжала учиться (окончила МГУ в 1953 году). Молодые люди переписывались, а в 1953 году смогли наконец встретиться и пожениться. | ||
От плакатов на тему производственной безопасности Лев Токмаков вскоре перешел к книжной иллюстрации. Отрисовал поэмы Степана Щипачёва «Павлик Морозов» (1952), Елены Хоринской о Павлике Морозове («Юный барабанщик», 1954), сделал обложку и внутренние иллюстрации к роману «Фома Гордеев» А. М. Горького (1954). | От плакатов на тему производственной безопасности Лев Токмаков вскоре перешел к книжной иллюстрации. Отрисовал поэмы Степана Щипачёва «Павлик Морозов» (1952), Елены Хоринской о Павлике Морозове («Юный барабанщик», 1954), сделал обложку и внутренние иллюстрации к роману «Фома Гордеев» А. М. Горького (1954). | ||
Строка 48: | Строка 52: | ||
В «Молодой гвардии» тогда сложилась особая творческая атмосфера, в основном благодаря главному художнику В. И. Бродскому и художественному редактору В. М. Плешко. Виктор Плешко, в прошлом боксер, разведчик, прошедший войну и награжденный орденами, ценил смелость и творческий поиск. «Самая высшая похвала для работы художника была такая: он смотрел и говорил: ‟О-о, наха-ально!”», — вспоминал Лев Токмаков. Именно Плешко разглядел в молодом иллюстраторе талант именно «детский», увидев сделанный на обороте эскиза карандашный набросок. | В «Молодой гвардии» тогда сложилась особая творческая атмосфера, в основном благодаря главному художнику В. И. Бродскому и художественному редактору В. М. Плешко. Виктор Плешко, в прошлом боксер, разведчик, прошедший войну и награжденный орденами, ценил смелость и творческий поиск. «Самая высшая похвала для работы художника была такая: он смотрел и говорил: ‟О-о, наха-ально!”», — вспоминал Лев Токмаков. Именно Плешко разглядел в молодом иллюстраторе талант именно «детский», увидев сделанный на обороте эскиза карандашный набросок. | ||
С 1958 года Лев Токмаков стал сотрудничать с журналом «Мурзилка», позднее и с «Веселыми картинками». В том же году он проиллюстрировал «Необычайные похождения Севы Котлова» — раннюю повесть Анатолия Алексина. | С 1958 года Лев Токмаков стал сотрудничать с журналом [[Мурзилка|«Мурзилка»]], позднее и с «Веселыми картинками». В том же году он проиллюстрировал «Необычайные похождения Севы Котлова» — раннюю повесть [[Алексин Анатолий Георгиевич|Анатолия Алексина]]. | ||
Важным рубежом в биографии художника стал выход в1960 году сказочной повести Джанни Родари «Джельсомино в стране лжецов», опубликованной в Италии годом раньше и уже переведенной на русский. Иллюстрации, выполненные в авангардистской манере, поначалу вызвали резкую критику. Самого художника, а также Бродского и Плешко обвиняли в формализме и отступлении от реалистических принципов, но, к счастью, иллюстрации были высоко оценены самим Джанни Родари. Писатель прислал в СССР письмо с изъявлением благодарности: «Дорогой Токмаков, вы просто превосходны… Я перелистывал книгу как в лихорадке и на каждой странице издавал ‟охи” и ‟ахи” от восхищения… Это ваша книга гораздо больше, чем моя». Позднее Родари и Токмаков встретились и стали хорошими знакомыми. Позднее Лев Алексеевич сделал рисунки к другим его произведениям — «Сказкам по телефону» (1967) и «Джипу в телевизоре» (1971). | Важным рубежом в биографии художника стал выход в1960 году сказочной повести Джанни Родари «Джельсомино в стране лжецов», опубликованной в Италии годом раньше и уже переведенной на русский. Иллюстрации, выполненные в авангардистской манере, поначалу вызвали резкую критику. Самого художника, а также Бродского и Плешко обвиняли в формализме и отступлении от реалистических принципов, но, к счастью, иллюстрации были высоко оценены самим [[Родари Джанни|Джанни Родари]]. Писатель прислал в СССР письмо с изъявлением благодарности: «Дорогой Токмаков, вы просто превосходны… Я перелистывал книгу как в лихорадке и на каждой странице издавал ‟охи” и ‟ахи” от восхищения… Это ваша книга гораздо больше, чем моя». Позднее Родари и Токмаков встретились и стали хорошими знакомыми. Позднее Лев Алексеевич сделал рисунки к другим его произведениям — «Сказкам по телефону» (1967) и «Джипу в телевизоре» (1971). | ||
Первая совместная работа супругов Токмаковых — книга «Марина и малина», которая вышла в издательстве «Детский мир» в 1961 году. | Первая совместная работа супругов Токмаковых — книга «Марина и малина», которая вышла в издательстве «Детский мир» в 1961 году. | ||
Строка 56: | Строка 60: | ||
В 1962 году художник проиллюстрировал сделанный Ириной Токмаковой перевод-пересказ сборника шотландских народных песенок «Крошка Вилли Винки». С его же рисунками выйдут другие ее книги для маленьких детей: «Времена года», «Деревья» (обе — 1962), «Звенелки» (1963), «Карусель» (1967), переиздание «Вечерней сказки» (1968), «Весело и грустно» (1969) и др. | В 1962 году художник проиллюстрировал сделанный Ириной Токмаковой перевод-пересказ сборника шотландских народных песенок «Крошка Вилли Винки». С его же рисунками выйдут другие ее книги для маленьких детей: «Времена года», «Деревья» (обе — 1962), «Звенелки» (1963), «Карусель» (1967), переиздание «Вечерней сказки» (1968), «Весело и грустно» (1969) и др. | ||
В 1960-х годах художник также создает иллюстрации к книгам В. В. Бианки («Как муравьишка домой спешил», 1961, 1967), В. Ю. Драгунского («Старый мореход», 1964; «Фантомас», 1969), А. Г. Алексина («Мой брат играет на кларнете», 1968; «Повести», 1969), Б. В. Заходера («Товарищам детям», 1962; «Серая звездочка», 1967). Большим успехом художника стала работа над книгой «Пеппи Длинныйчулок» Астрид Линдгрен (1968). Оформляя эту книгу, мастер использовал всего два цвета — оранжевый кадмий и черную тушь. Главную героиню иллюстратор срисовал с незнакомой рыжей девочки, поразившей его своей незаурядной внешностью. Работа получила одобрение самой А. Лингдгрен. | В 1960-х годах художник также создает иллюстрации к книгам В. В. Бианки («Как муравьишка домой спешил», 1961, 1967), [[Драгунский Виктор Юзефович|В. Ю. Драгунского]] («Старый мореход», 1964; «Фантомас», 1969), А. Г. Алексина («Мой брат играет на кларнете», 1968; «Повести», 1969), Б. В. Заходера («Товарищам детям», 1962; «Серая звездочка», 1967). Большим успехом художника стала работа над книгой «Пеппи Длинныйчулок» [[Линдгрен Астрид|Астрид Линдгрен]] (1968). Оформляя эту книгу, мастер использовал всего два цвета — оранжевый кадмий и черную тушь. Главную героиню иллюстратор срисовал с незнакомой рыжей девочки, поразившей его своей незаурядной внешностью. Работа получила одобрение самой А. Лингдгрен. | ||
Для работ 1960-х годов характерны максимальная лаконичность, условность рисунка, динамизм линии, гротескные образы. | Для работ 1960-х годов характерны максимальная лаконичность, условность рисунка, динамизм линии, гротескные образы. | ||
Строка 64: | Строка 68: | ||
В 1969 году Лев Токмаков дебютировал как детский писатель. Проиллюстрированная им же книжка «Мишин самоцвет» была отчасти основана на воспоминаниях об уральском детстве. | В 1969 году Лев Токмаков дебютировал как детский писатель. Проиллюстрированная им же книжка «Мишин самоцвет» была отчасти основана на воспоминаниях об уральском детстве. | ||
Токмаков рисует иллюстрации к произведениям Бориса Заходера («Школа для птенцов», 1970; «Добрый носорог», 1977; «Строители», 1978), Анатолия Алексина («Про нашу семью», 1972; «Повести и рассказы», 1973; «Звоните и приезжайте», 1974), Валентина Берестова («Катя в игрушечном городе» — в соавторстве с Татьяной Александровой, 1973; «Лето, лето к нам пришло!», 1975; «Школьная лирика», 1977), Ирины Токмаковой — «Сказку про сазанчика» (1970), «Разговоры» (1977), «Кукареку» (1978), переводную книгу «Дрозд-дроздок. Молдавские народные песенки» (1973, 1976). | Токмаков рисует иллюстрации к произведениям Бориса Заходера («Школа для птенцов», 1970; «Добрый носорог», 1977; «Строители», 1978), Анатолия Алексина («Про нашу семью», 1972; «Повести и рассказы», 1973; «Звоните и приезжайте», 1974), [[Берестов Валентин Дмитриевич|Валентина Берестова]] («Катя в игрушечном городе» — в соавторстве с [[Александрова Татьяна Ивановна|Татьяной Александровой]], 1973; «Лето, лето к нам пришло!», 1975; «Школьная лирика», 1977), Ирины Токмаковой — «Сказку про сазанчика» (1970), «Разговоры» (1977), «Кукареку» (1978), переводную книгу «Дрозд-дроздок. Молдавские народные песенки» (1973, 1976). | ||
С конца 1960-х и до конца 1970-х годов Токмаковы много путешествовали. В 1969 году посетили Судан и Эфиопию, в 1976-м — Сенегал, Гвинею и Алжир с выставкой «Советское искусство». В 1977 году состоялась поездка в Болгарию. В 1978 — в Италию, где Лев Токмаков выступил в обществе «Италия — СССР». Из всех поездок Лев Токмаков привозил много материала. По следам увиденного Ирина Токмакова написала книги «Далеко — Нигерия» (1975) и «Синие горы — золотые равнины» (1978, о Болгарии). Оба издания проиллюстрировал Лев Токмаков. Африканские впечатления отразятся и в его рисунках к книге Святослава Сахарнова («Друг Тембо», 1976). | С конца 1960-х и до конца 1970-х годов Токмаковы много путешествовали. В 1969 году посетили Судан и Эфиопию, в 1976-м — Сенегал, Гвинею и Алжир с выставкой «Советское искусство». В 1977 году состоялась поездка в Болгарию. В 1978 — в Италию, где Лев Токмаков выступил в обществе «Италия — СССР». Из всех поездок Лев Токмаков привозил много материала. По следам увиденного Ирина Токмакова написала книги «Далеко — Нигерия» (1975) и «Синие горы — золотые равнины» (1978, о Болгарии). Оба издания проиллюстрировал Лев Токмаков. Африканские впечатления отразятся и в его рисунках к книге Святослава Сахарнова («Друг Тембо», 1976). | ||
Строка 74: | Строка 78: | ||
В 1980 году имя Льва Алексеевича Токмакова было внесено в Почетный список Х. К. Андерсена. В 1981 году ему было присвоено звание заслуженного художника РСФСР, и в том же году состоялась его персональная выставка в Ираке. В 1984 году за серию работ о Йемене правительство Йеменской Арабской Республики наградило художника золотой медалью. | В 1980 году имя Льва Алексеевича Токмакова было внесено в Почетный список Х. К. Андерсена. В 1981 году ему было присвоено звание заслуженного художника РСФСР, и в том же году состоялась его персональная выставка в Ираке. В 1984 году за серию работ о Йемене правительство Йеменской Арабской Республики наградило художника золотой медалью. | ||
В 1985 году за иллюстрации к «Крабату» О. Пройслера получил золотую медаль на Международной биеннале иллюстрации в Братиславе, был выдвинут на золотую медаль Х. К. Андерсена национальной секцией IBBY. В 1988 году получил почетный диплом Х. К. Андерсена за иллюстрации к книге И. П. Токмаковой «Карусель». | В 1985 году за иллюстрации к «Крабату» [[Пройслер Отфрид|О. Пройслера]] получил золотую медаль на Международной биеннале иллюстрации в Братиславе, был выдвинут на [[Премия имени Ханса Кристиана Андерсена|золотую медаль Х. К. Андерсена]] национальной секцией [[Международный совет по детской книге (IBBY)|IBBY]]. В 1988 году получил почетный диплом Х. К. Андерсена за иллюстрации к книге И. П. Токмаковой «Карусель». | ||
В 1989 году состоялась персональная выставка в Республиканской государственной детской библиотеке (Москва). | В 1989 году состоялась персональная выставка в [[Российская государственная детская библиотека|Республиканской государственной детской библиотеке]] (Москва). | ||
В 1990-е — 2000-е годы Лев Алексеевич продолжил активно работать как иллюстратор и как литератор. Создавал рисунки к сказкам («Сказки народов мира. Т. 6. Сказки народов Африки, Австралии и Океании», 1990), стихотворным сборникам В. Д. Берестова («Картинки в лужах», 1996; «Веселое лето», 2008), Джеймса Барри («Питер Пэн», перевод И. Токмаковой, 2010). | В 1990-е — 2000-е годы Лев Алексеевич продолжил активно работать как иллюстратор и как литератор. Создавал рисунки к сказкам («Сказки народов мира. Т. 6. Сказки народов Африки, Австралии и Океании», 1990), стихотворным сборникам В. Д. Берестова («Картинки в лужах», 1996; «Веселое лето», 2008), [[Барри Джеймс Мэтью|Джеймса Барри]] («Питер Пэн», перевод И. Токмаковой, 2010). | ||
В постсоветское время Лев Токмаков смог наконец обратиться и к религиозным сюжетам (он крестился в 1975 году в подмосковном с. Середниково, дружил с настоятелем о. Дамианом Кругликом и учил рисованию его детей). Художник выработал новый для себя стиль рисунка — в монохромную рамку-коллаж из литографических репродукций великих мастеров вписывал свою цветную картинку. В 2007 году вышло издание романа В. Гюго «Отверженные» с его иллюстрациями. Художник рассказывал: «Я перечитал роман и понял, что это книга религиозного содержания. Наши <…> сделали из ‟Отверженных” историко-революционную книгу <…>. И поставил я себе задачу — чтоб люди переставили роман с полки, где историко-революционная литература, на полку с религиозной». В 2010 году увидели свет «Чудеса Господни» — попытка живым, неканоническим языком рассказать детям и их родителям о сюжетах Священного писания и христианской истории. | В постсоветское время Лев Токмаков смог наконец обратиться и к религиозным сюжетам (он крестился в 1975 году в подмосковном с. Середниково, дружил с настоятелем о. Дамианом Кругликом и учил рисованию его детей). Художник выработал новый для себя стиль рисунка — в монохромную рамку-коллаж из литографических репродукций великих мастеров вписывал свою цветную картинку. В 2007 году вышло издание романа В. Гюго «Отверженные» с его иллюстрациями. Художник рассказывал: «Я перечитал роман и понял, что это книга религиозного содержания. Наши <…> сделали из ‟Отверженных” историко-революционную книгу <…>. И поставил я себе задачу — чтоб люди переставили роман с полки, где историко-революционная литература, на полку с религиозной». В 2010 году увидели свет «Чудеса Господни» — попытка живым, неканоническим языком рассказать детям и их родителям о сюжетах Священного писания и христианской истории. | ||
Строка 87: | Строка 91: | ||
Последние годы Лев Алексеевич прожил в своей маленькой мастерской в Доме художников на Речном вокзале. Там была прекрасная библиотека и богатая коллекция игрушек (ее супруги Токмаковы собирали 50 лет). | Последние годы Лев Алексеевич прожил в своей маленькой мастерской в Доме художников на Речном вокзале. Там была прекрасная библиотека и богатая коллекция игрушек (ее супруги Токмаковы собирали 50 лет). | ||
19 ноября 2010 года Лев Алексеевич Токмаков скончался от инфаркта. | 19 ноября 2010 года Лев Алексеевич Токмаков скончался от инфаркта. | ||
Дружеское окружение Льва Токмаков составляли писатели и поэты Л. А. Кассиль, Б. В. Заходер и В. Д. Берестов, художники М. П. Митурич-Хлебников, Ю. А. Васнецов и многие другие. | Дружеское окружение Льва Токмаков составляли писатели и поэты [[Кассиль Лев Абрамович|Л. А. Кассиль]], Б. В. Заходер и В. Д. Берестов, художники М. П. Митурич-Хлебников, Ю. А. Васнецов и многие другие. | ||
Сын писателя, Василий Львович Токмаков, стал писателем, создал несколько книг для детей («Лесная соня», 1986; «Лесной перекресток», 1988; «О чем говорил дятел», 2005; «Приходи и будь другом», 2006). Его книжка «Лесной перекресток» вышла с иллюстрациями Льва Токмакова. | Сын писателя, Василий Львович Токмаков, стал писателем, создал несколько книг для детей («Лесная соня», 1986; «Лесной перекресток», 1988; «О чем говорил дятел», 2005; «Приходи и будь другом», 2006). Его книжка «Лесной перекресток» вышла с иллюстрациями Льва Токмакова. |