44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 18 промежуточных версий 3 участников) | |||
Строка 3: | Строка 3: | ||
|Портрет = Astafev-Viktor.jpg | |Портрет = Astafev-Viktor.jpg | ||
|Описание портрета = Виктор Астафьев | |Описание портрета = Виктор Астафьев | ||
|Имя при рождении = | |Имя при рождении = Виктор Астафьев | ||
|Псевдоним(ы) = | |Псевдоним(ы) = | ||
|Дата рождения = 1.05.1924 <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Дата рождения =06.11.1978 --> | |Дата рождения = 1.05.1924 <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Дата рождения =06.11.1978 --> | ||
Строка 29: | Строка 29: | ||
В детском доме В. П. Астафьев написал автобиографическое сочинение о том, как он заблудился в тайге и искал дорогу назад. Проба пера Астафьева получила название «Жив». Работа была выделена и высоко оценена Рождественским, который обычно был строг к произведениям своих учеников. Эта похвала и разбудила в юном Астафьеве жажду творчества. Именно это произведение легло в основу рассказа «Васюткино озеро» (1952). В год своего семнадцатилетия (1941) Виктор был вынужден покинуть детский дом и вернуться к отцу, получив шесть классов образования. | В детском доме В. П. Астафьев написал автобиографическое сочинение о том, как он заблудился в тайге и искал дорогу назад. Проба пера Астафьева получила название «Жив». Работа была выделена и высоко оценена Рождественским, который обычно был строг к произведениям своих учеников. Эта похвала и разбудила в юном Астафьеве жажду творчества. Именно это произведение легло в основу рассказа «Васюткино озеро» (1952). В год своего семнадцатилетия (1941) Виктор был вынужден покинуть детский дом и вернуться к отцу, получив шесть классов образования. | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Виктор Астафьев"> | |||
Файл:Teplyj-dozhd-Viktor-Astafev.jpg|Теплый дождь / Виктор Астафьев ; илл. А. Кадушкин, 1960 | |||
Файл:Poslednij-poklon-Viktor-Astafev.jpg|Последний поклон / Виктор Астафьев | |||
Файл:Zavetnoe-Viktor-Astafev.jpg|Заветное / Виктор Астафьев | |||
Файл:Starodub-Viktor-Astafev.jpg|Стародуб / Виктор Астафьев | |||
Файл:Dyadya-Kuzya-kurinyj-nachalnik.jpg|Дядя Кузя — куриный начальник / Виктор Астафьев | |||
</gallery></center> | |||
В 1942 году В. П. Астафьев окончил железнодорожное училище ФЗО № 1, получив профессию сцепщика. Сначала он работал станционным смотрителем и составителем поездов, но вскоре, решив не оставаться в тылу во время Великой Отечественной войны, ушёл на фронт добровольно. Будущий писатель сменил два полка, пока весной 1943 года не был направлен в 92-ю гаубичную артиллерийскую бригаду, в которой служил до сентября 1944 года, когда был вынужден покинуть линию фронта из-за ранения. | В 1942 году В. П. Астафьев окончил железнодорожное училище ФЗО № 1, получив профессию сцепщика. Сначала он работал станционным смотрителем и составителем поездов, но вскоре, решив не оставаться в тылу во время Великой Отечественной войны, ушёл на фронт добровольно. Будущий писатель сменил два полка, пока весной 1943 года не был направлен в 92-ю гаубичную артиллерийскую бригаду, в которой служил до сентября 1944 года, когда был вынужден покинуть линию фронта из-за ранения. | ||
Строка 48: | Строка 59: | ||
Файл:Astafev-Viktor (2).jpg|Васюткино озеро / Астафьев В.; Худож. Дугин В.- Москва : Диафильм, 1981 | Файл:Astafev-Viktor (2).jpg|Васюткино озеро / Астафьев В.; Худож. Дугин В.- Москва : Диафильм, 1981 | ||
Файл:Astafev-Viktor (3).jpg|Стрижонок Скрип / В. Астафьев; рисунки А. Келейникова, 1965 | Файл:Astafev-Viktor (3).jpg|Стрижонок Скрип / В. Астафьев; рисунки А. Келейникова, 1965 | ||
Файл:Astafev | Файл:Zorkina-pesnya-Astafev.jpg|Зорькина песня / Виктор Астафьев | ||
</gallery></center> | </gallery></center> | ||
Строка 62: | Строка 73: | ||
С 1973 года публиковались рассказы писателя («Бойе», «Капля», «Не хватает сердца» и др.), которые впоследствии нашли свое место в повествовании в рассказах «Царь-рыба». Астафьев был членом редколлегии «Нашего современника», где и было впервые опубликовано произведение. Именно эта работа принесла Астафьеву всесоюзную славу, но текст подвергся жесточайшей цензуре, что вызвало у писателя отвращение к собственному произведению. Прекратить публикацию рассказов было невозможно только потому, что они уже вызвали резонанс в обществе и даже были переведены на другие языки, а также опубликованы за рубежом. Наиболее полный вариант работы, вместе с ранее изъятой главой «Норильцы», впервые был опубликован в 1993 году. | С 1973 года публиковались рассказы писателя («Бойе», «Капля», «Не хватает сердца» и др.), которые впоследствии нашли свое место в повествовании в рассказах «Царь-рыба». Астафьев был членом редколлегии «Нашего современника», где и было впервые опубликовано произведение. Именно эта работа принесла Астафьеву всесоюзную славу, но текст подвергся жесточайшей цензуре, что вызвало у писателя отвращение к собственному произведению. Прекратить публикацию рассказов было невозможно только потому, что они уже вызвали резонанс в обществе и даже были переведены на другие языки, а также опубликованы за рубежом. Наиболее полный вариант работы, вместе с ранее изъятой главой «Норильцы», впервые был опубликован в 1993 году. | ||
С 1972 по 1982 год Виктор Петрович трудился над повестью «Зрячий посох», основой для которого послужила его переписка с критиком Александром Николаевичем Макаровым. Рассказ наполнен размышлениями Астафьева о своем творческом пути, литературном братстве и творчестве своих собратьев-писателей. В 1991 году за это произведение писателю была присуждена Государственная премия СССР. Вскоре Астафьев увлекся драматургией и сочинил пьесу «Прости меня» (1980). Также в конце 70-х годов в репертуар Вологодского театра вошла написанная им пьеса «Черемуха». | С 1972 по 1982 год Виктор Петрович трудился над повестью «Зрячий посох», основой для которого послужила его переписка с критиком Александром Николаевичем Макаровым. Рассказ наполнен размышлениями Астафьева о своем творческом пути, литературном братстве и творчестве своих собратьев-писателей. В 1991 году за это произведение писателю была присуждена Государственная премия СССР. Вскоре Астафьев увлекся драматургией и сочинил пьесу «Прости меня» (1980). Также в конце 70-х годов в репертуар Вологодского театра вошла написанная им пьеса «Черемуха». | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Виктор Астафьев"> | |||
Файл:Babushkin-prazdnik-Astafev.jpg|Бабушкин праздник / Виктор Астафьев ; худож. Е. Шукаев, 1982 | |||
Файл:Medvedi-idut-sledom-Astafev.jpg|Медведи идут следом / Виктор Астафьев | |||
Файл:Belogrudka-Astafev.jpg|Белогрудка / Виктор Астафьев | |||
Файл:Vesennij-ostrov-Astafev.jpg|Весенний остров / Виктор Астафьев ; [рис. Т. Соловьевой], 1981 | |||
Файл:Kapaluha-Astafev.jpg|Капалуха / В. П. Астафьев ; худож. [[Устинов Николай Александрович|Николай Устинов]] | |||
</gallery></center> | |||
В 1980 году писатель решил вернуться в Красноярский край. Астафьев купил дом в родной Овсянке, куда давно мечтал вернуться. В 1984 году на экраны страны вышел фильм «Дважды рожденный», снятый по сценарию В. П. Астафьева и Е. П. Федоровского. Зимой 1986 года журнал «Октябрь» опубликовал новый роман писателя — «Печальный детектив», в котором без прикрас описывается нелегкий путь советского милиционера, анализируется прожитая им жизнь и допущенные ошибки. Роман становится точкой отсчета после многих лет работы над «деревенской» прозой. Там, где раньше была видна радость общего труда, теперь отчетливо видно глубокое социальное неблагополучие, интересовавшее писателя на заключительном этапе его карьеры. На своей малой родине Астафьев также написал более десяти рассказов, в том числе «Медвежья кровь» (1984), «Вимба» (1985), «Светопреставление» (1986), «Слепой рыбак» (1986) и многие другие. Родилась и новая, третья книга «Последнего поклона», рассказывающая о взрослении Вити Потылицына, прошедшего через ужасы войны. Таким образом, конец «Последнего поклона» объединяет два главных мотива в творчестве писателя — войну и деревенскую жизнь. В 1987 году в Вологде умерла Ирина, вторая дочь Астафьева, страдавшая ишемической болезнью сердца. Писатель с супругой приютили у себя маленьких внуков. | В 1980 году писатель решил вернуться в Красноярский край. Астафьев купил дом в родной Овсянке, куда давно мечтал вернуться. В 1984 году на экраны страны вышел фильм «Дважды рожденный», снятый по сценарию В. П. Астафьева и Е. П. Федоровского. Зимой 1986 года журнал «Октябрь» опубликовал новый роман писателя — «Печальный детектив», в котором без прикрас описывается нелегкий путь советского милиционера, анализируется прожитая им жизнь и допущенные ошибки. Роман становится точкой отсчета после многих лет работы над «деревенской» прозой. Там, где раньше была видна радость общего труда, теперь отчетливо видно глубокое социальное неблагополучие, интересовавшее писателя на заключительном этапе его карьеры. На своей малой родине Астафьев также написал более десяти рассказов, в том числе «Медвежья кровь» (1984), «Вимба» (1985), «Светопреставление» (1986), «Слепой рыбак» (1986) и многие другие. Родилась и новая, третья книга «Последнего поклона», рассказывающая о взрослении Вити Потылицына, прошедшего через ужасы войны. Таким образом, конец «Последнего поклона» объединяет два главных мотива в творчестве писателя — войну и деревенскую жизнь. В 1987 году в Вологде умерла Ирина, вторая дочь Астафьева, страдавшая ишемической болезнью сердца. Писатель с супругой приютили у себя маленьких внуков. | ||
Строка 68: | Строка 89: | ||
Авторский стиль В. П. Астафьева отличается высоким уровнем автобиографичности; ему свойственна документальность и максимальная художественная достоверность. Отсюда ярко выраженный натурализм в его произведениях о войне: ещё на заре своей карьеры писатель раздражался из-за неправдоподобного описания событий, через которые он сам прошел, а потому и решил в собственном творчестве изображать войну без прикрас. И в то же время не чужд Астафьеву и лиризм, в высшей мере проявивший себя в его любимом произведении «Пастух и пастушка», где писатель, напротив, избегает батальных сцен и обращает читательское внимание на чистую и вечную любовь главных героев. Публицистичность Астафьева выражается в его потребности быть услышанным и понятым читателем: еще в предисловии к «Затесям» он писал, что поиск новых художественных средств (в его случае — обращение к забытому жанру миниатюры) продиктован необходимостью высказаться. | Авторский стиль В. П. Астафьева отличается высоким уровнем автобиографичности; ему свойственна документальность и максимальная художественная достоверность. Отсюда ярко выраженный натурализм в его произведениях о войне: ещё на заре своей карьеры писатель раздражался из-за неправдоподобного описания событий, через которые он сам прошел, а потому и решил в собственном творчестве изображать войну без прикрас. И в то же время не чужд Астафьеву и лиризм, в высшей мере проявивший себя в его любимом произведении «Пастух и пастушка», где писатель, напротив, избегает батальных сцен и обращает читательское внимание на чистую и вечную любовь главных героев. Публицистичность Астафьева выражается в его потребности быть услышанным и понятым читателем: еще в предисловии к «Затесям» он писал, что поиск новых художественных средств (в его случае — обращение к забытому жанру миниатюры) продиктован необходимостью высказаться. | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Виктор Астафьев"> | |||
Файл:Kon-s-rozovoj-grivoj-Viktor-Astafev (2).jpg|Конь с розовой гривой / Виктор Астафьев ; худож. С. Сюхин, 1990 | |||
Файл:Kon-s-rozovoj-grivoj-Viktor-Astafev (1).jpg|Конь с розовой гривой / Виктор Астафьев ; худож. С. Сюхин | |||
Файл:Kon-s-rozovoj-grivoj-Viktor-Astafev (3).jpg|Конь с розовой гривой / Виктор Астафьев ; худож. С. Сюхин | |||
Файл:Kon-s-rozovoj-grivoj-Viktor-Astafev (4).jpg|Конь с розовой гривой / Виктор Астафьев ; худож. С. Сюхин | |||
Файл:Kon-s-rozovoj-grivoj-Viktor-Astafev (5).jpg|Конь с розовой гривой / Виктор Астафьев ; худож. С. Сюхин | |||
</gallery></center> | |||
В творчестве Виктора Петровича часто встречаются такие символичные образы, как образ реки, семьи, могилы, смерти, цветка. Философия как творчества, так и жизненного пути писателя сосредоточена в одной короткой фразе: «Не делайте больно миру». Астафьев любил перечитывать «Дон Кихота» М. Сервантеса, «Мертвые души» Н. В. Гоголя, стихотворение А. С. Пушкина «Пророк». Любимыми писателями Виктора Петровича были Н. В. Гоголь, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, [[Толстой Лев Николаевич|Л. Н. Толстой]], Ф. М. Достоевский. Писатель легко и быстро заводил дружбу со своими коллегами и особенно тесно общался с [[Носов Евгений Иванович|Евгением Носовым]], Александром Макаровым и Николаем Рубцовом, у которого писатель призывает учиться «не проклинать жизнь, а облагораживать ее». | В творчестве Виктора Петровича часто встречаются такие символичные образы, как образ реки, семьи, могилы, смерти, цветка. Философия как творчества, так и жизненного пути писателя сосредоточена в одной короткой фразе: «Не делайте больно миру». Астафьев любил перечитывать «Дон Кихота» М. Сервантеса, «Мертвые души» Н. В. Гоголя, стихотворение А. С. Пушкина «Пророк». Любимыми писателями Виктора Петровича были Н. В. Гоголь, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, [[Толстой Лев Николаевич|Л. Н. Толстой]], Ф. М. Достоевский. Писатель легко и быстро заводил дружбу со своими коллегами и особенно тесно общался с [[Носов Евгений Иванович|Евгением Носовым]], Александром Макаровым и Николаем Рубцовом, у которого писатель призывает учиться «не проклинать жизнь, а облагораживать ее». | ||
{{ | {{цитата|автор=Виктор Астафьев|…Думал я думал, и вышло, что мне надо рассказывать о своих земляках, в первую голову о своих односельчанах, о бабушке и дедушке и прочей родне, стараясь не особо-то унижать и не до небес возвышать их словом. Они были интересны мне и любимы мной такими, какие есть на самом деле.}} | ||
==Виктор Астафьев / Книги== | ==Виктор Астафьев / Книги== | ||
Строка 85: | Строка 116: | ||
*Астафьев, В. П. Перевал : повесть. — Свердловск : Кн. изд-во, 1959. — 135 с. : ил. — [Хранится в РГБ]. | *Астафьев, В. П. Перевал : повесть. — Свердловск : Кн. изд-во, 1959. — 135 с. : ил. — [Хранится в РГБ]. | ||
*Астафьев, В. П. Сибиряк : [рассказ]. — Пермь : Кн. изд-во, 1959. — 26 с. — (Рассказы о советских людях). — [Хранится в РГБ]. | *Астафьев, В. П. Сибиряк : [рассказ]. — Пермь : Кн. изд-во, 1959. — 26 с. — (Рассказы о советских людях). — [Хранится в РГБ]. | ||
*Астафьев, В. П. Зорькина песня : рассказы / | *Астафьев, В. П. Зорькина песня : рассказы / Виктор Астафьев ; худож. В. С. Измайлов. — Пермь : Кн. изд-во, 1960. — 113 с. : ил. — [Хранится в РГБ]. | ||
*Астафьев, В. П. Дядя Кузя — куриный начальник / А. Астафьев ; рис. А. Сурова. — Москва : Детгиз, 1961. — 59 с. : ил. — [Хранится в РГБ]. | *Астафьев, В. П. Дядя Кузя — куриный начальник / А. Астафьев ; рис. А. Сурова. — Москва : Детгиз, 1961. — 59 с. : ил. — [Хранится в РГБ]. | ||
*Астафьев, В. П. Рассказ о любви. — Пермь : Кн. изд-во, 1961. — 57 с. — (Рассказы о советских людях). — [Хранится в РГБ]. | *Астафьев, В. П. Рассказ о любви. — Пермь : Кн. изд-во, 1961. — 57 с. — (Рассказы о советских людях). — [Хранится в РГБ]. | ||
Строка 93: | Строка 124: | ||
*Астафьев, В. П. Весенний остров : рассказы / [ил.: Ю. Лихачев]. — Пермь : Кн. изд-во, 1964. — 263 с. : ил. — [Хранится в РГБ]. | *Астафьев, В. П. Весенний остров : рассказы / [ил.: Ю. Лихачев]. — Пермь : Кн. изд-во, 1964. — 263 с. : ил. — [Хранится в РГБ]. | ||
*Астафьев, В. П. Конь с розовой гривой : рассказы. — Москва : Правда, 1964. — 48 с. — (Библиотека «Огонек» ; № 9). — [Хранится в РГБ]. | *Астафьев, В. П. Конь с розовой гривой : рассказы. — Москва : Правда, 1964. — 48 с. — (Библиотека «Огонек» ; № 9). — [Хранится в РГБ]. | ||
*Астафьев, В. П. Конь с розовой гривой : рассказы / [ил.: Ю. Лихачев]. — Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1965. — 184 с. : ил. — [Хранится в РГБ]. | *Астафьев, В. П. Конь с розовой гривой : рассказы / Виктор Астафьев ;[ил.: Ю. Лихачев]. — Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1965. — 184 с. : ил. — [Хранится в РГБ]. | ||
*Астафьев, В. П. Стрижонок Скрип / В. Астафьев ; рисунки А. Келейникова. — Москва : [[Детская литература (издательство)|Детская литература]], 1965. — 16 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги [[Российская государственная детская библиотека|РГДБ]]]. | *Астафьев, В. П. Стрижонок Скрип / В. Астафьев ; рисунки А. Келейникова. — Москва : [[Детская литература (издательство)|Детская литература]], 1965. — 16 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги [[Российская государственная детская библиотека|РГДБ]]]. | ||
*Астафьев, В. П. Конь с розовой гривой : рассказы / [ил.: С. Косенкова]. — Воронеж : Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1968. — 200 с. : ил. — [Хранится в РГБ]. | *Астафьев, В. П. Конь с розовой гривой : рассказы / [ил.: С. Косенкова]. — Воронеж : Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1968. — 200 с. : ил. — [Хранится в РГБ]. | ||
Строка 164: | Строка 195: | ||
*Астафьев, В. П. Васюткино озеро / В. Астафьев ; художник И. Цыганков. — Москва : АСТ, 2021. — 64 с. : ил. — (Библиотека начальной школы). | *Астафьев, В. П. Васюткино озеро / В. Астафьев ; художник И. Цыганков. — Москва : АСТ, 2021. — 64 с. : ил. — (Библиотека начальной школы). | ||
==Виктор Астафьев / Книги в | ==Виктор Астафьев / Книги в НЭБ.Дети== | ||
*Астафьев, В. П. Стрижонок Скрип / В. Астафьев ; рисунки А. Келейникова. — Текст : электронный. — Москва : Детская литература, 1965 (Москва : РГДБ, 2013). — 16 с. : ил. | *Астафьев, В. П. Стрижонок Скрип / В. Астафьев ; рисунки А. Келейникова. — Текст : электронный. — Москва : [[Детская литература (издательство)|Детская литература]], 1965 (Москва : [[Российская государственная детская библиотека|РГДБ]], 2013). — 16 с. : ил. | ||
==Диафильмы== | ==Диафильмы== | ||
Строка 207: | Строка 238: | ||
*Щедрина, Н. М. Солдатская правда о войне Виктора Астафьева : к 95-летию со дня рождения писателя : [военная проза В. П. Астафьева] / Нэлля Михайловна Щедрина // Литература в школе. — 2019. — № 8. — С. 33–36. — (Наши духовные ценности) (Журнал «Литература в школе» на факультете русской филологии Московского государственного областного университета) (Наука — школе). | *Щедрина, Н. М. Солдатская правда о войне Виктора Астафьева : к 95-летию со дня рождения писателя : [военная проза В. П. Астафьева] / Нэлля Михайловна Щедрина // Литература в школе. — 2019. — № 8. — С. 33–36. — (Наши духовные ценности) (Журнал «Литература в школе» на факультете русской филологии Московского государственного областного университета) (Наука — школе). | ||
*Яновский, Н. Н. Виктор Астафьев : очерк творчества / Н. Яновский. — Москва : Советский писатель, 1982. — 272 с., 8 л. ил. — [Хранится в РГБ]. | *Яновский, Н. Н. Виктор Астафьев : очерк творчества / Н. Яновский. — Москва : Советский писатель, 1982. — 272 с., 8 л. ил. — [Хранится в РГБ]. | ||
==Виктор Астафьев / Экранизации== | ==Виктор Астафьев / Экранизации== | ||
Строка 247: | Строка 267: | ||
==Музеи, памятники== | ==Музеи, памятники== | ||
* | *Библиотека-музей В. П. Астафьева [в селе Овсянка Красноярского края] : сайт. | ||
* | *Литературный музей В. П. Астафьева [в городе Чусовом Пермского края] : сайт. | ||
* | *Литературный музей имени В. П. Астафьева [в Красноярске]. — Текст : электронный // Красноярский краевой краеведческий музей : сайт. | ||
* | *Мемориальный комплекс В. П. Астафьева [в селе Овсянка Красноярского края]. — Текст : электронный // Красноярский краевой краеведческий музей : сайт. | ||
*Памятник-бюст В. П. Астафьеву во дворе школы № 46, которая носит имя писателя, в посёлке Подтёсово Енисейского района Красноярского края. Автор — К. Зимич. Установлен в 2002 году. | *Памятник-бюст В. П. Астафьеву во дворе школы № 46, которая носит имя писателя, в посёлке Подтёсово Енисейского района Красноярского края. Автор — К. Зимич. Установлен в 2002 году. | ||
Строка 274: | Строка 294: | ||
==См. также== | ==См. также== | ||
*[[Богомолов Владимир Осипович]] | |||
*[[Булычев Кир]] | *[[Булычев Кир]] | ||
*[[Вампилов Александр Валентинович]] | |||
*[[Гайдар Аркадий Петрович]] | *[[Гайдар Аркадий Петрович]] | ||
*[[Драгунский Виктор Юзефович]] | *[[Драгунский Виктор Юзефович]] | ||
Строка 281: | Строка 302: | ||
*[[Каверин Вениамин Александрович]] | *[[Каверин Вениамин Александрович]] | ||
*[[Кассиль Лев Абрамович]] | *[[Кассиль Лев Абрамович]] | ||
*[[Коковин Евгений Степанович]] | |||
*[[Лебеденко Пётр Васильевич]] | |||
*[[Мелентьев Виталий Григорьевич]] | |||
*[[Носов Евгений Иванович]] | *[[Носов Евгений Иванович]] | ||
*[[Олеша Юрий Карлович]] | *[[Олеша Юрий Карлович]] |