Тынянов Юрий Николаевич: различия между версиями

нет описания правки
Нет описания правки
 
(не показано 12 промежуточных версий 2 участников)
Строка 32: Строка 32:
В городе приглашали на свадьбы шутов, «гильдия» мясников враждовала с «гильдией» шарманщиков. Над жилыми кварталами возвышался холм с развалинами замка, возведенного в тринадцатом веке крестоносцами. За рекой обосновались старообрядцы, потомки раскольников, что когда-то, скрываясь от преследований, решили осесть на этих землях. Заречные «староверы» были архаически верные в дружбе «высокие русские люди XVII века», словно сошедшие с картины Сурикова «Утро стрелецкой казни». Их старики носили длиннополые кафтаны, а женщины — яркие бархатные шубы разных цветов. А когда в 1904 году, неполных десяти лет, Тынянов уехал в соседний Псков и поступил в гимназию, оказалось, что по составу и обычаям учителей она напоминает скорее бурсу минувших столетий. В свободное время Юрий вместе с новыми приятелями проводил целые дни на крепостной стене, за триста лет до этого спасшей город от войск польского короля Стефана Батория. Впоследствии Тынянов говорил, что если бы у него было другое детство, он не понял бы истории, а если бы в стране не произошла революция — не стал писателем.
В городе приглашали на свадьбы шутов, «гильдия» мясников враждовала с «гильдией» шарманщиков. Над жилыми кварталами возвышался холм с развалинами замка, возведенного в тринадцатом веке крестоносцами. За рекой обосновались старообрядцы, потомки раскольников, что когда-то, скрываясь от преследований, решили осесть на этих землях. Заречные «староверы» были архаически верные в дружбе «высокие русские люди XVII века», словно сошедшие с картины Сурикова «Утро стрелецкой казни». Их старики носили длиннополые кафтаны, а женщины — яркие бархатные шубы разных цветов. А когда в 1904 году, неполных десяти лет, Тынянов уехал в соседний Псков и поступил в гимназию, оказалось, что по составу и обычаям учителей она напоминает скорее бурсу минувших столетий. В свободное время Юрий вместе с новыми приятелями проводил целые дни на крепостной стене, за триста лет до этого спасшей город от войск польского короля Стефана Батория. Впоследствии Тынянов говорил, что если бы у него было другое детство, он не понял бы истории, а если бы в стране не произошла революция — не стал писателем.


В числе выпускников Псковской гимназии были многие будущие знаменитости: писатель и поэт Антонин Ладинский, математик Владимир Брадис, ученый-гигиенист Август Летавет, писатель Вениамин Каверин. Тынянов учился в одном классе и дружил со старшим братом Каверина, Львом Зильбером — будущим создателем советской школы медицинской вирусологии. Эта дружба продолжилась в студенческие годы, в Петербурге. Впоследствии Юрий женился на сестре Льва и Вениамина Лее (Елене), виолончелистке, музыковеде и писательнице, а Вениамин — на сестре Юрия Лидии. В гимназии Тынянов стал одним из лучших учеников и при выпуске, в 1912 году, получил серебряную медаль. При этом он не походил на стандартного отличника, как не походил впоследствии на стандартного литератора или деятеля науки: предпочитал общаться с учениками, известными «громким поведением и тихими успехами». Большинство его друзей по этим причинам не окончили гимназию.
В числе выпускников Псковской гимназии были многие будущие знаменитости: писатель и поэт Антонин Ладинский, математик Владимир Брадис, ученый-гигиенист Август Летавет, писатель [[Каверин Вениамин Александрович|Вениамин Каверин]]. Тынянов учился в одном классе и дружил со старшим братом Каверина, Львом Зильбером — будущим создателем советской школы медицинской вирусологии. Эта дружба продолжилась в студенческие годы, в Петербурге. Впоследствии Юрий женился на сестре Льва и Вениамина Лее (Елене), виолончелистке, музыковеде и писательнице, а Вениамин — на сестре Юрия Лидии. В гимназии Тынянов стал одним из лучших учеников и при выпуске, в 1912 году, получил серебряную медаль. При этом он не походил на стандартного отличника, как не походил впоследствии на стандартного литератора или деятеля науки: предпочитал общаться с учениками, известными «громким поведением и тихими успехами». Большинство его друзей по этим причинам не окончили гимназию.


При выпуске, в 1912 году, Тынянов получил серебряную медаль. В этом же году он поступил в Петербургский университет на славяно-русское отделение историко-филологического факультета, которое окончил в 1918 году. Его преподавателями были ведущие ученые того времени, в том числе специалисты с мировым именем — лингвисты И. А. Бодуэн де Куртенэ, А. А. Шахматов и Л. В. Щерба, филолог-классик Ф. Ф. Зелинский, филолог и историк литературы В. Н. Перетц, историк Н. И. Кареев (отец детской писательницы Е. Н. Верейской), философ Н. О. Лосский. Несмотря на свою специализацию, Тынянов часто слушал лекции по биологии, физике и химии. В 1916 году, еще будучи студентом, он создал семью, а в 1917-м у него родилась дочь Инна, впоследствии поэтесса и переводчица.
При выпуске, в 1912 году, Тынянов получил серебряную медаль. В этом же году он поступил в Петербургский университет на славяно-русское отделение историко-филологического факультета, которое окончил в 1918 году. Его преподавателями были ведущие ученые того времени, в том числе специалисты с мировым именем — лингвисты И. А. Бодуэн де Куртенэ, А. А. Шахматов и Л. В. Щерба, филолог-классик Ф. Ф. Зелинский, филолог и историк литературы В. Н. Перетц, историк Н. И. Кареев (отец детской писательницы Е. Н. Верейской), философ Н. О. Лосский. Несмотря на свою специализацию, Тынянов часто слушал лекции по биологии, физике и химии. В 1916 году, еще будучи студентом, он создал семью, а в 1917-м у него родилась дочь Инна, впоследствии поэтесса и переводчица.
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Юрий Тынянов">
Файл:Tynyanov (3).jpg|Архаисты и новаторы / Юрий Тынянов
Файл:Tynyanov (5).jpg|Черниговский полк ждет / Юрий Тынянов; рис. Н. Н. Купреянова, 1933
Файл:Tynyanov (2).jpg|Смерть Вазир-Мухтара / Юрий Тынянов
Файл:Tynyanov (1).jpg|Пушкин / Ю. Н. Тынянов
Файл:Tynyanov (4).jpg|Ю. Н. Тынянов
</gallery></center>


В университете Юрий по-настоящему заинтересовался темой, которой занимался всю жизнь, — личностью и произведениями А. С. Пушкина. Во многом на это повлиял «пушкинский семинар» профессора С. А. Венгерова — так называли историко-литературный кружок, своего рода научное общество. Тынянов писал для него доклады и статьи: «Литературный источник „Смерти поэта“» (впервые опубликовано в журнале «Вопросы литературы», 1964 год, № 10), «Ода его сиятельству графу Д. И. Хвостову», «Каменный гость» и др. Именно в рамках пушкинского семинара он сформировался как историк и теоретик литературы.
В университете Юрий по-настоящему заинтересовался темой, которой занимался всю жизнь, — личностью и произведениями А. С. Пушкина. Во многом на это повлиял «пушкинский семинар» профессора С. А. Венгерова — так называли историко-литературный кружок, своего рода научное общество. Тынянов писал для него доклады и статьи: «Литературный источник „Смерти поэта“» (впервые опубликовано в журнале «Вопросы литературы», 1964 год, № 10), «Ода его сиятельству графу Д. И. Хвостову», «Каменный гость» и др. Именно в рамках пушкинского семинара он сформировался как историк и теоретик литературы.
Строка 42: Строка 52:
К 1918 году Тынянов стал посещать заседания ОПОЯЗа (общества изучения [теории] поэтического языка), а в 1920 году стал его секретарем. Участники ОПОЯЗа обсуждали художественные произведения прежде всего как совокупность приёмов воздействия на читателя, а не как отражение души автора. Это направление изучения искусства получило имя «формальной школы». Общество просуществовало приблизительно до 1925 года. Формальное направление в литературоведении подвергалось критике со стороны «официальных» теоретиков литературы, поэтому к середине 1930-х годов слово «формализм» приобрело негативную окраску и даже могло быть составом политического обвинения. Тынянова критиковали реже других формалистов, так как у него было свое понимание формального подхода. Его интересовали как литературные приёмы (форма), так и смысловая сторона слова, и исторический контекст произведений (статья «Проблема стихотворного языка», 1924).
К 1918 году Тынянов стал посещать заседания ОПОЯЗа (общества изучения [теории] поэтического языка), а в 1920 году стал его секретарем. Участники ОПОЯЗа обсуждали художественные произведения прежде всего как совокупность приёмов воздействия на читателя, а не как отражение души автора. Это направление изучения искусства получило имя «формальной школы». Общество просуществовало приблизительно до 1925 года. Формальное направление в литературоведении подвергалось критике со стороны «официальных» теоретиков литературы, поэтому к середине 1930-х годов слово «формализм» приобрело негативную окраску и даже могло быть составом политического обвинения. Тынянова критиковали реже других формалистов, так как у него было свое понимание формального подхода. Его интересовали как литературные приёмы (форма), так и смысловая сторона слова, и исторический контекст произведений (статья «Проблема стихотворного языка», 1924).


По окончании учебы наставник Тынянова, Семён Афанасьевич Венгеров, рекомендовал Юрия к «оставлению при университете» (аналог современной аспирантуры). Тынянов вел активную педагогическую и научно-просветительскую деятельность: преподавал литературу в 31-й московской школе (бывшее известное Тенишевское училище, выпускниками которого были поэт О. Э. Мандельштам и дети Корнея Чуковского). Кроме этого, он читал курсы лекций «История и теория пародии» в Доме литераторов, «Язык и образ» в Доме искусств. На основе этих лекций Тынянов написал работу «Проблема стихотворного языка» (1924). В клубе им. К. Маркса Юрий Николаевич вел литературную секцию. Одновременно (с 1919 года) он служил в Центральном бюро Союза коммун Северной области (Союзы коммун — формы государственного управления в первые годы советской власти), до 1921 года работал в Смольном переводчиком с французского в отделе информации петроградского бюро Коминтерна — международной организации, объединявшей коммунистов разных стран, был корректором в Гослитиздате.
По окончании учебы наставник Тынянова, Семён Афанасьевич Венгеров, рекомендовал Юрия к «оставлению при университете» (аналог современной аспирантуры). Тынянов вел активную педагогическую и научно-просветительскую деятельность: преподавал литературу в 31-й московской школе (бывшее известное Тенишевское училище, выпускниками которого были поэт [[Мандельштам Осип Эмильевич|О. Э. Мандельштам]] и дети [[Чуковский Корней Иванович|Корнея Чуковского]]). Кроме этого, он читал курсы лекций «История и теория пародии» в Доме литераторов, «Язык и образ» в Доме искусств. На основе этих лекций Тынянов написал работу «Проблема стихотворного языка» (1924). В клубе им. К. Маркса Юрий Николаевич вел литературную секцию. Одновременно (с 1919 года) он служил в Центральном бюро Союза коммун Северной области (Союзы коммун — формы государственного управления в первые годы советской власти), до 1921 года работал в Смольном переводчиком с французского в отделе информации петроградского бюро Коминтерна — международной организации, объединявшей коммунистов разных стран, был корректором в Гослитиздате.


В 1921 году в жизни Юрия Николаевича произошли два важных события: он стал профессором Государственного института истории искусств (ГНИИ), а его статья «Достоевский и Гоголь (к теории пародии)» вышла отдельным изданием — это была первая книга Тынянова. Если прежде исследователи творчества Ф. М. Достоевского обсуждали религиозно-философский подтекст его произведений, то Тынянов решил поговорить о нем, как о литературном деятеле. Последующие девять лет (1921–1930) связаны с работой в ГНИИ. В этом институте Тынянов читал курсы лекций, начиная с истории русской литературы XIX века, в том числе о лирике Некрасова и Тютчева и русско-зарубежных литературных связях («Тютчев и Гейне», 1922; «Записки о западной литературе», 1922, и др.) и заканчивая современной литературой — произведениями В. Хлебникова, В. Брюсова, А. Блока, Л. Лунца, В. Маяковского. Помимо литературного направления Тынянов занимался и теорией кино («Кино — слово — музыка», 1924; «О сценарии», 1926; «Об основах кино», 1927). Некоторые из этих работ были напечатаны под псевдонимом Ю. Ван-Везен.
В 1921 году в жизни Юрия Николаевича произошли два важных события: он стал профессором Государственного института истории искусств (ГНИИ), а его статья «Достоевский и Гоголь (к теории пародии)» вышла отдельным изданием — это была первая книга Тынянова. Если прежде исследователи творчества Ф. М. Достоевского обсуждали религиозно-философский подтекст его произведений, то Тынянов решил поговорить о нем, как о литературном деятеле. Последующие девять лет (1921–1930) связаны с работой в ГНИИ. В этом институте Тынянов читал курсы лекций, начиная с истории русской литературы XIX века, в том числе о лирике Некрасова и Тютчева и русско-зарубежных литературных связях («Тютчев и Гейне», 1922; «Записки о западной литературе», 1922, и др.) и заканчивая современной литературой — произведениями В. Хлебникова, В. Брюсова, А. Блока, Л. Лунца, В. Маяковского. Помимо литературного направления Тынянов занимался и теорией кино («Кино — слово — музыка», 1924; «О сценарии», 1926; «Об основах кино», 1927). Некоторые из этих работ были напечатаны под псевдонимом Ю. Ван-Везен.
Строка 51: Строка 61:


Переход в ряды писателей для Тынянова, по его свидетельству, был непрост, хотя и приближал его к практическому изучению объекта своих научных исследований. До революции теоретики и историки литературы рассматривали занятие беллетристикой как трату времени на нечто несерьезное, второстепенное и даже как измену академической науке. После наступивших в стране перемен у писателей и поэтов появились новые темы, новый стиль общения с читателем. Литература в буквальном смысле «ушла в народ»: мастера слова читали свои произведения в клубах и на площадях. Становилось всё более очевидно, что эта новая литература требует и новых методов ее изучения. Для Тынянова таким методом стала проверка теоретических изысканий на практике. Она позволила ему осознать и другое: литературная деятельность, в свою очередь, помогает лучше понять суть многих исторических явлений, так как «художественная литература отличается от истории не “выдумкой”, а бóльшим, более близким и кровным пониманием людей и событий». Его произведения имели успех, так как базировались на глубоком знании эпохи, о которой он рассказывал.
Переход в ряды писателей для Тынянова, по его свидетельству, был непрост, хотя и приближал его к практическому изучению объекта своих научных исследований. До революции теоретики и историки литературы рассматривали занятие беллетристикой как трату времени на нечто несерьезное, второстепенное и даже как измену академической науке. После наступивших в стране перемен у писателей и поэтов появились новые темы, новый стиль общения с читателем. Литература в буквальном смысле «ушла в народ»: мастера слова читали свои произведения в клубах и на площадях. Становилось всё более очевидно, что эта новая литература требует и новых методов ее изучения. Для Тынянова таким методом стала проверка теоретических изысканий на практике. Она позволила ему осознать и другое: литературная деятельность, в свою очередь, помогает лучше понять суть многих исторических явлений, так как «художественная литература отличается от истории не “выдумкой”, а бóльшим, более близким и кровным пониманием людей и событий». Его произведения имели успех, так как базировались на глубоком знании эпохи, о которой он рассказывал.
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Юрий Тынянов">
Файл:Kyuhlya-Tynyanov (1).jpg|Кюхля / Юрий Тынянов ; худож. [[Иткин Анатолий Зиновьевич|А. Иткин]], 1972
Файл:Kyuhlya-Tynyanov (5).jpg|Кюхля / Юрий Тынянов ; худож. А. Иткин
Файл:Kyuhlya-Tynyanov (2).jpg|Кюхля / Юрий Тынянов ; худож. А. Иткин
Файл:Kyuhlya-Tynyanov (3).jpg|Кюхля / Юрий Тынянов ; худож. А. Иткин
Файл:Kyuhlya-Tynyanov (4).jpg|Кюхля / Юрий Тынянов ; худож. А. Иткин
</gallery></center>


Вениамин Каверин писал: «Художник всегда был очень силен в исследовательских работах Тынянова, а его романы и рассказы были бы невозможны без того глубокого разреза истории, который он производил умным ножом исследователя». И как ученый, и как писатель, Тынянов отличался исключительным вниманием к деталям и способностью воссоздать события и взаимоотношения по самым, казалось бы, незначительным датам, поступкам, вещам или фразам — так, по определению Каверина, талантливый ученый-натуралист способен по одной кости восстановить полный скелет доисторического животного. Многие догадки Тынянова через годы и десятилетия подтверждались благодаря вновь обнаруженным источникам информации. Но это не означает, что его художественные произведения основаны только на догадках: ради двух или трех строчек Юрию Николаевичу приходилось изучать огромное количество документов. Интуиции он доверялся лишь тогда, когда нигде не мог найти подтверждение своему «ощущению подлинной правды».
Вениамин Каверин писал: «Художник всегда был очень силен в исследовательских работах Тынянова, а его романы и рассказы были бы невозможны без того глубокого разреза истории, который он производил умным ножом исследователя». И как ученый, и как писатель, Тынянов отличался исключительным вниманием к деталям и способностью воссоздать события и взаимоотношения по самым, казалось бы, незначительным датам, поступкам, вещам или фразам — так, по определению Каверина, талантливый ученый-натуралист способен по одной кости восстановить полный скелет доисторического животного. Многие догадки Тынянова через годы и десятилетия подтверждались благодаря вновь обнаруженным источникам информации. Но это не означает, что его художественные произведения основаны только на догадках: ради двух или трех строчек Юрию Николаевичу приходилось изучать огромное количество документов. Интуиции он доверялся лишь тогда, когда нигде не мог найти подтверждение своему «ощущению подлинной правды».
Строка 88: Строка 108:
==Юрий Тынянов / Книги==
==Юрий Тынянов / Книги==


*Тынянов, Ю. Н. Проблема стихотворного языка / Ю. Тынянов. — Ленинград : Academia, 1924. — 140 с. — (Вопросы поэтики. Непериодическая серия/ Рос. ин-т истории искусств. Изд. Разрядом истории словесных искусств; Вып. 5). — [Хранится в РГБ].
*Тынянов, Ю. Н. Проблема стихотворного языка / Ю. Тынянов. — Ленинград : Academia, 1924. — 140 с. — (Вопросы поэтики. Непериодическая серия/ Рос. ин-т истории искусств. Изд. Разрядом истории словесных искусств; Вып. 5). — [Хранится в [[Российская государственная библиотека|РГБ]]].


*Тынянов, Ю. Н. Черниговский полк ждёт / Ю. Н. Тынянов ; рис. Н. Н. Купреянова. — 2-е изд. — Москва : Молодая гвардия, 1933. — 64 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ].
*Тынянов, Ю. Н. Черниговский полк ждёт / Ю. Н. Тынянов ; рис. Н. Н. Купреянова. — 2-е изд. — Москва : Молодая гвардия, 1933. — 64 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги [[Российская государственная детская библиотека|РГДБ]]].


*Тынянов, Ю. Н. Кюхля : [повесть о декабристе] / Ю. Н. Тынянов. — Ленинград : Гослитиздат, 1936. — 399 с. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ].
*Тынянов, Ю. Н. Кюхля : [повесть о декабристе] / Ю. Н. Тынянов. — Ленинград : Гослитиздат, 1936. — 399 с. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ].
Строка 106: Строка 126:
**Т. 3 : Пушкин. — 1959. — 590 с.
**Т. 3 : Пушкин. — 1959. — 590 с.


*Тынянов, Ю. Н. Кюхля / Ю. Н. Тынянов ; предисл. В. Каверина ; худож. И. Иткин. — Москва : Детская литература, 1972. — 319 с. : ил. — (Школьная библиотека).
*Тынянов, Ю. Н. Кюхля / Ю. Н. Тынянов ; предисл. В. Каверина ; худож. [[Иткин Анатолий Зиновьевич|А. Иткин]]. — Москва : Детская литература, 1972. — 319 с. : ил. — (Школьная библиотека).


*Тынянов, Ю. Н. Кюхля ; Рассказы / Ю. Н. Тынянов ; вс. ст. и комментар. Б. Костельянца; худож. Р. Яхнин. — Ленинград : Художественная литература, 1973. — 557 с. : ил.
*Тынянов, Ю. Н. Кюхля ; Рассказы / Ю. Н. Тынянов ; вс. ст. и комментар. Б. Костельянца; худож. Р. Яхнин. — Ленинград : Художественная литература, 1973. — 557 с. : ил.
Строка 198: Строка 218:
*Тынянов, Ю. Н. Смерть Вазир-Мухтара / Юрий Тынянов. — Москва : ПРОЗАиК, 2021. — 507 с.
*Тынянов, Ю. Н. Смерть Вазир-Мухтара / Юрий Тынянов. — Москва : ПРОЗАиК, 2021. — 507 с.


*Тынянов, Ю. Н. Кюхля / Юрий Тынянов. — Москва : АСТ, 2021. — 352 с. — (Библиотека проекта Б. Акунина «История Российского государства»).
*Тынянов, Ю. Н. Кюхля / Юрий Тынянов. — Москва : АСТ, 2021. — 352 с. — (Библиотека проекта Б. Акунина (включен в реестр иностранных агентов распоряжением Минюста России) «История Российского государства»).


==Юрий Тынянов / Книги в Национальной электронной детской библиотеке==
==Юрий Тынянов / Книги в НЭБ.Дети==


*[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/30012#page/0/mode/2up Тынянов, Ю. Н. Черниговский полк ждёт] / Ю. Н. Тынянов ; рис. Н. Н. Купреянова. — 2-е изд. — Москва : Молодая гвардия, 1933. — 64 с. — Текст : электронный.
*[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/30012#page/0/mode/2up Тынянов, Ю. Н. Черниговский полк ждёт] / Ю. Н. Тынянов ; рис. Н. Н. Купреянова. — 2-е изд. — Москва : Молодая гвардия, 1933. — 64 с. — Текст : электронный.
Строка 257: Строка 277:
*Музей Ю. Н. Тынянова в г. Резекне, 6-я средняя школа.
*Музей Ю. Н. Тынянова в г. Резекне, 6-я средняя школа.
*Раз в два года проводится междисциплинарная международная научная конференция «Тыняновские чтения».
*Раз в два года проводится междисциплинарная международная научная конференция «Тыняновские чтения».
==См. также==
*[[Зощенко Михаил Михайлович]]
*[[Олеша Юрий Карлович]]
[[Category:Писатели]]
[[Category:Писатели]]

Навигация