Алимов Сергей Александрович: различия между версиями

нет описания правки
Нет описания правки
 
(не показано 16 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{#seo:
|title=Алимов Сергей Александрович — ПроДетЛит
|title_mode=replace
|keywords=Алимов, Сергей Александрович, ПроДетЛит, prodetlit
|description=Сергей Александрович Алимов — советский и российский художник-постановщик мультипликационных фильмов, театральный художник и книжный график, народный художник Российской Федерации. Биография, библиография, иллюстрации, фотографии.
|image=Sergej Alimov.jpg
|image_alt=Сергей Алимов
}}
{{Шаблон:Писатель2
{{Шаблон:Писатель2
|ФИО                          = Сергей Алимов
|ФИО                          = Сергей Алимов
Строка 24: Строка 32:
==Сергей Алимов / Биография==
==Сергей Алимов / Биография==


Сергей Алимов родился 25 апреля 1938 года в Москве. Семья была тесно связана с искусством. Мама, Наталья Яковлевна Гембицкая, была художником детской книги, работала в издательстве «Учпедгиз» (ныне «Просвещение»). С её рисунками много лет печатались буквари, книги для чтения «Родная речь», учебники. Отец, Александр Сергеевич Алимов, — заслуженный архитектор РСФСР. Художником-живописцем был и дед, Сергей Семёнович Алимов, выпускник Училища живописи, ваяния и зодчества. Двоюродная бабушка, Мария Яковлевна Артюхова, последняя ученица К. А. Коровина перед его эмиграцией во Францию, — художник-кукольник. Брат С. А. Алимова, Борис, был признанным мастером иллюстрации, членом-корреспондентом Академии художеств, жена и сын художники.
Сергей Алимов родился 25 апреля 1938 года в Москве. Семья была тесно связана с искусством. Мама, Наталья Яковлевна Гембицкая, была художником детской книги, работала в издательстве «Учпедгиз» (ныне «Просвещение»). С её рисунками много лет печатались буквари, книги для чтения «Родная речь», учебники. Отец, Александр Сергеевич Алимов, — заслуженный архитектор РСФСР. Художником-живописцем был и дед, Сергей Семёнович Алимов, выпускник Училища живописи, ваяния и зодчества. Двоюродная бабушка, Мария Яковлевна Артюхова, последняя ученица К. А. Коровина перед его эмиграцией во Францию, — художник-кукольник. Брат С. А. Алимова, [[Алимов Борис Александрович|Борис]], был признанным мастером иллюстрации, членом-корреспондентом Академии художеств, жена и сын художники.
 
В семье всегда много читали. У деда, С. С. Алимова, была прекрасная библиотека, составленная из произведений русской классики. С гоголевским «Вием» Сергей познакомился в раннем детстве: отец прочитал ему эту повесть вслух.
В семье всегда много читали. У деда, С. С. Алимова, была прекрасная библиотека, составленная из произведений русской классики. С гоголевским «Вием» Сергей познакомился в раннем детстве: отец прочитал ему эту повесть вслух.
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Сергей Алимов">
Файл:Natalya-YAkovlevna-Gembickaya.jpg|Наталья Яковлевна Гембицкая (мать Бориса и Сергея Алимовых)
Файл:Aleksandr-Sergeevich-Alimov.jpg|Александр Сергеевич Алимов (отец Бориса и Сергея Алимовых)
Файл:Boris-Alimov-i-Sergej-Alimov.jpg|[[Алимов Борис Александрович|Борис Алимов]] (слева) и Сергей Алимов
Файл:Boris-Alimov-i-Sergej-Alimov (2).jpg|Борис Алимов (слева) и Сергей Алимов
</gallery></center>


Сергей Алимов учился в Московской средней художественной школе (МСХШ) в 1953–1957 годах по специальности «Живопись. Рисунок». В 1957 году поступил во ВГИК, на факультет, который готовил художников-постановщиков мультфильмов. Много позже о своём выборе Алимов говорил так: «…моя мама и брат занимались иллюстрацией, я тоже с детства готовился пойти в Полиграфический институт, но в последний момент был соблазнен предложением поступить во ВГИК. Кино и особенно мультипликация всегда представлялись мне ожившей графикой, поэтому в моем решении не было никаких противоречий». Кроме того, мультипликация представлялась Сергею «кладезем метафор», и это давало возможность реализовывать свои фантазии, работать с литературой «по воображению». На вступительном экзамене Алимов представил комиссии выполненные тушью композиции к роману Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен».
Сергей Алимов учился в Московской средней художественной школе (МСХШ) в 1953–1957 годах по специальности «Живопись. Рисунок». В 1957 году поступил во ВГИК, на факультет, который готовил художников-постановщиков мультфильмов. Много позже о своём выборе Алимов говорил так: «…моя мама и брат занимались иллюстрацией, я тоже с детства готовился пойти в Полиграфический институт, но в последний момент был соблазнен предложением поступить во ВГИК. Кино и особенно мультипликация всегда представлялись мне ожившей графикой, поэтому в моем решении не было никаких противоречий». Кроме того, мультипликация представлялась Сергею «кладезем метафор», и это давало возможность реализовывать свои фантазии, работать с литературой «по воображению». На вступительном экзамене Алимов представил комиссии выполненные тушью композиции к роману Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен».
Строка 38: Строка 56:


В следующей совместной работе С. А. Алимов и Ф. С. Хитрук вернулись к традиционной — сказочной — мультипликационной тематике, но интерпретировали её иначе, в «антидиснеевском» духе. Так появился «Топтыжка» (1964), в основе которого не контурный рисунок, а плоские перекладки и бумажные марионетки. «Топтыжка» получил приз «Бронзовый лев» на Международном кинофестивале в Венеции в 1965 году.
В следующей совместной работе С. А. Алимов и Ф. С. Хитрук вернулись к традиционной — сказочной — мультипликационной тематике, но интерпретировали её иначе, в «антидиснеевском» духе. Так появился «Топтыжка» (1964), в основе которого не контурный рисунок, а плоские перекладки и бумажные марионетки. «Топтыжка» получил приз «Бронзовый лев» на Международном кинофестивале в Венеции в 1965 году.
Сказочную традицию отечественной мультипликации продолжили «Каникулы Бонифация» (1965). Здесь С. А. Алимов выступил как мастер линии и цвета, а Ф. С. Хитрук привнёс в сценарий, написанный по мотивам сказки М. Мацоурека «Бонифаций и его родня», заметную философскую нотку. «Каникулы Бонифация» получили несколько наград на международных кинофестивалях: в 1966 году — I премия Всесоюзного кинофестиваля в Киеве, высшая премия «Золотой Пеликан» в номинации детских фильмов на I Международном кинофестивале в Мамайе (Румыния), Почётный диплом на X МКФ в Корке (Ирландия).
Сказочную традицию отечественной мультипликации продолжили «Каникулы Бонифация» (1965). Здесь С. А. Алимов выступил как мастер линии и цвета, а Ф. С. Хитрук привнёс в сценарий, написанный по мотивам сказки М. Мацоурека «Бонифаций и его родня», заметную философскую нотку. «Каникулы Бонифация» получили несколько наград на международных кинофестивалях: в 1966 году — I премия Всесоюзного кинофестиваля в Киеве, высшая премия «Золотой Пеликан» в номинации детских фильмов на I Международном кинофестивале в Мамайе (Румыния), Почётный диплом на X МКФ в Корке (Ирландия).


Строка 57: Строка 76:


В 1979 году С. А. Алимов совместно с режиссёром В. А. Караваевым выпускает мультфильм «Премудрый пескарь» по сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина. Этот мультфильм тоже стал классикой анимации, В 1980 году эскизы к мультфильму были отмечены I премией МОСХ РСФСР, кроме того, принесли Алимову Серебряный приз Международного кинофестиваля в Варне (Болгария).
В 1979 году С. А. Алимов совместно с режиссёром В. А. Караваевым выпускает мультфильм «Премудрый пескарь» по сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина. Этот мультфильм тоже стал классикой анимации, В 1980 году эскизы к мультфильму были отмечены I премией МОСХ РСФСР, кроме того, принесли Алимову Серебряный приз Международного кинофестиваля в Варне (Болгария).
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Бонифаций / Сергей Алимов">
Файл:Bonifacij (1).jpg|Бонифаций / Сергей Алимов
Файл:Bonifacij (2).jpg|Бонифаций / Сергей Алимов
Файл:Bonifacij (3).jpg|Бонифаций / Сергей Алимов
Файл:Bonifacij (4).jpg|Бонифаций / Сергей Алимов
</gallery></center>


Снимать дальше мультфильмы по щедринским сказкам С. А. Алимов и В. А. Караваев не стали, решив экранизировать роман «История одного города». Цикл мультфильмов должен был открыть «Органчик». Алимов и Караваев вместе написали сценарий, Алимов создал эскизы. Предварительные работы были завершены в 1985 году. В 1986 году Алимов был награждён Серебряной медалью Академии художеств СССР за эскизы к мультфильму. На экраны лента «История одного города. Органчик» вышла только в 1991 году.
Снимать дальше мультфильмы по щедринским сказкам С. А. Алимов и В. А. Караваев не стали, решив экранизировать роман «История одного города». Цикл мультфильмов должен был открыть «Органчик». Алимов и Караваев вместе написали сценарий, Алимов создал эскизы. Предварительные работы были завершены в 1985 году. В 1986 году Алимов был награждён Серебряной медалью Академии художеств СССР за эскизы к мультфильму. На экраны лента «История одного города. Органчик» вышла только в 1991 году.
В 1987 году С. А. Алимов выполнил эскизы для мультфильма по пьесе А. В. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина». Постановка не состоялась. «Смерть Тарелкина» стала последним проектом Алимова в мультипликационном кино.
В 1987 году С. А. Алимов выполнил эскизы для мультфильма по пьесе А. В. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина». Постановка не состоялась. «Смерть Тарелкина» стала последним проектом Алимова в мультипликационном кино.


Как художник-иллюстратор С. А. Алимов попробовал свои силы ещё в студенческие годы. Серьёзному обращению к книжной графике способствовал успех эскизов к мультфильму «Каникулы Бонифация» на Всесоюзной художественной выставке, посвящённая 50-летию Октябрьской революции (Москва, 1967). Критики отметили, что эскизы воспринимаются как самостоятельные, законченные графические произведения. Алимов стал регулярно получать заказы на книжную иллюстрацию. «Я, конечно, художник-иллюстратор», — говорил он впоследствии. — Ведь что такое мультфильм? Тоже иллюстрация, только во времени».
Как художник-иллюстратор Сергей Алимов попробовал свои силы ещё в студенческие годы. Серьёзному обращению к книжной графике способствовал успех эскизов к мультфильму «Каникулы Бонифация» на Всесоюзной художественной выставке, посвящённая 50-летию Октябрьской революции (Москва, 1967). Критики отметили, что эскизы воспринимаются как самостоятельные, законченные графические произведения. Алимов стал регулярно получать заказы на книжную иллюстрацию. «Я, конечно, художник-иллюстратор», — говорил он впоследствии. — Ведь что такое мультфильм? Тоже иллюстрация, только во времени».


Любимыми писателями С. А. Алимова были [[Гофман Эрнст Теодор Амадей|Э. Т. А. Гофман]], М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов, М. А. Булгаков и — особенно — Н. В. Гоголь. Художник говорил: «Я всегда тяготел к некоему гротеску».
Любимыми писателями С. А. Алимова были [[Гофман Эрнст Теодор Амадей|Э. Т. А. Гофман]], М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов, М. А. Булгаков и — особенно — Н. В. Гоголь. Художник говорил: «Я всегда тяготел к некоему гротеску».
Наиболее известны иллюстрации С. А. Алимова к поэме «Мёртвые души». Над рисунками к ней С. А. Алимов работал много лет. В этой своей работе он отталкивался от творчества А. А. Агина, возможно, лучшего иллюстратора «Мёртвых душ». Фантасмагория Алимова в рисунках к поэме тесно связана с реалиями российской действительности. Придавая большое значение достоверности, в том числе бытовой, Алимов много работал с историческими и литературоведческими источниками.
Наиболее известны иллюстрации С. А. Алимова к поэме «Мёртвые души». Над рисунками к ней С. А. Алимов работал много лет. В этой своей работе он отталкивался от творчества А. А. Агина, возможно, лучшего иллюстратора «Мёртвых душ». Фантасмагория Алимова в рисунках к поэме тесно связана с реалиями российской действительности. Придавая большое значение достоверности, в том числе бытовой, Алимов много работал с историческими и литературоведческими источниками.


Строка 72: Строка 102:
Файл:Sergej-Alimov-Gogol (1).jpg|Мертвые души / Н. В. Гоголь ; иллюстрации Сергей Алимов. — Санкт-Петербург : Вита Нова, 2013
Файл:Sergej-Alimov-Gogol (1).jpg|Мертвые души / Н. В. Гоголь ; иллюстрации Сергей Алимов. — Санкт-Петербург : Вита Нова, 2013
Файл:Sergej-Alimov-Gogol (5).jpg|Мертвые души / Н. В. Гоголь ; иллюстрации Сергей Алимов
Файл:Sergej-Alimov-Gogol (5).jpg|Мертвые души / Н. В. Гоголь ; иллюстрации Сергей Алимов
Файл:Sergej-Alimov-Gogol (5).jpg|Мертвые души / Н. В. Гоголь ; иллюстрации Сергей Алимов
Файл:Sergej-Alimov-Gogol (2).jpg|Мертвые души / Н. В. Гоголь ; иллюстрации Сергей Алимов
Файл:Sergej-Alimov-Gogol (5).jpg|Мертвые души / Н. В. Гоголь ; иллюстрации Сергей Алимов
Файл:Sergej-Alimov-Gogol (3).jpg|Мертвые души / Н. В. Гоголь ; иллюстрации Сергей Алимов
Файл:Sergej-Alimov-Gogol (5).jpg|Мертвые души / Н. В. Гоголь ; иллюстрации Сергей Алимов
Файл:Sergej-Alimov-Gogol (4).jpg|Мертвые души / Н. В. Гоголь ; иллюстрации Сергей Алимов
</gallery></center>
</gallery></center>


Строка 93: Строка 123:
В 1975 году С. А. Алимов начал работу над чёрно-белой анимационной лентой «Мастер и Маргарита» по роману М. А. Булгакова. Проект не был реализован, но графические листы получили I премию МОСХ РСФСР. В 1988 году роман с единственной иллюстрацией Алимова выпустила московская «Художественная литература». В конце 1990-х годов Алимов вернулся к «Мастеру и Маргарите» и в 2017 году завершил цикл из двенадцати чёрно-белых графических листов к «московской» части романа. Композиции к булгаковскому роману считаются одной из вершин творчества Алимова. Издательство «Вита Нова» выражало намерение напечатать «Мастера и Маргариту» с иллюстрациями Алимова, но планы не осуществились. Графические листы с успехом экспонировались на выставках. Сегодня хранятся в Государственной Третьяковской галерее.
В 1975 году С. А. Алимов начал работу над чёрно-белой анимационной лентой «Мастер и Маргарита» по роману М. А. Булгакова. Проект не был реализован, но графические листы получили I премию МОСХ РСФСР. В 1988 году роман с единственной иллюстрацией Алимова выпустила московская «Художественная литература». В конце 1990-х годов Алимов вернулся к «Мастеру и Маргарите» и в 2017 году завершил цикл из двенадцати чёрно-белых графических листов к «московской» части романа. Композиции к булгаковскому роману считаются одной из вершин творчества Алимова. Издательство «Вита Нова» выражало намерение напечатать «Мастера и Маргариту» с иллюстрациями Алимова, но планы не осуществились. Графические листы с успехом экспонировались на выставках. Сегодня хранятся в Государственной Третьяковской галерее.


В конце 1970-х годов С. А. Алимов обратился к произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина. В 1979 вышел на экраны мультфильм «Премудрый пескарь». Снять ленту по «Господам Головлёвым» студия «Союзмультфильм» не разрешила. Но всё же Алимов создал (1979) и начал экспонировать на различных выставках эскизы-разработки мультфильма по этому роману. Эскизы положили начало большому циклу иллюстраций к «Господам Головлёвым», над которым художник работал почти пять лет. В 1985 году в издательстве «Художественная литература» вышел сборник произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина («Господа Головлёвы» и сказки), проиллюстрированный Алимовым. Рисунки к сказкам стали своеобразным продолжением разработки темы, начатой при создании мультфильма «Премудрый пескарь». В 2001 году небольшой сборник сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» с иллюстрациями Алимова выпустил московский «Белый город», в 2016-м — [[Издательский_дом_НИГМА|«НИГМА»]].


С. А. Алимов много рисовал для детей, не внося особых изменений в свою творческую манеру. Его иллюстрации в детских книгах — яркие, выразительные, зачастую ироничные, лишённые сентиментальности. «Задача художника — поразить ребёнка, — говорил Алимов, — мне в иллюстрации к детской книге важна острота и внутренняя напряжённость в листе. Острый образ персонажа концентрирует внимание ребёнка. Эти качества делают детскую иллюстрацию незабываемой, она остаётся с читателем на всю жизнь».
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Сергей Алимов">
В 1969 году вышла небольшая книга Ю. И. Коваля «Слоны на луне» — стихи сопровождали яркие многоцветные рисунки С. А. Алимова и В. К. Стацинского.
Файл:Medved-na-voevodstve (2).jpg|Медведь на воеводстве : сказки / М. Е. Салтыков-Щедрин ; худож. Сергей Алимов
Файл:Medved-na-voevodstve (1).jpg|Медведь на воеводстве : сказки / М. Е. Салтыков-Щедрин ; худож. Сергей Алимов
Файл:Medved-na-voevodstve (3).jpg|Медведь на воеводстве : сказки / М. Е. Салтыков-Щедрин ; худож. Сергей Алимов
Файл:Medved-na-voevodstve (4).jpg|Медведь на воеводстве : сказки / М. Е. Салтыков-Щедрин ; худож. Сергей Алимов
Файл:Medved-na-voevodstve (5).jpg|Медведь на воеводстве : сказки / М. Е. Салтыков-Щедрин ; худож. Сергей Алимов
</gallery></center>
 
 
В конце 1970-х годов Сергей Алимов обратился к произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина. В 1979 вышел на экраны мультфильм «Премудрый пескарь». Снять ленту по «Господам Головлёвым» студия «Союзмультфильм» не разрешила. Но всё же Алимов создал (1979) и начал экспонировать на различных выставках эскизы-разработки мультфильма по этому роману. Эскизы положили начало большому циклу иллюстраций к «Господам Головлёвым», над которым художник работал почти пять лет. В 1985 году в издательстве «Художественная литература» вышел сборник произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина («Господа Головлёвы» и сказки), проиллюстрированный Алимовым. Рисунки к сказкам стали своеобразным продолжением разработки темы, начатой при создании мультфильма «Премудрый пескарь». В 2001 году небольшой сборник сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» с иллюстрациями Алимова выпустил московский «Белый город», в 2016-м — [[Издательский_дом_НИГМА|«НИГМА»]].
 
Сергей Алимов много рисовал для детей, не внося особых изменений в свою творческую манеру. Его иллюстрации в детских книгах — яркие, выразительные, зачастую ироничные, лишённые сентиментальности. «Задача художника — поразить ребёнка, — говорил Алимов, — мне в иллюстрации к детской книге важна острота и внутренняя напряжённость в листе. Острый образ персонажа концентрирует внимание ребёнка. Эти качества делают детскую иллюстрацию незабываемой, она остаётся с читателем на всю жизнь».
В 1969 году вышла небольшая книга [[Коваль Юрий Иосифович|Ю. И. Коваля]] «Слоны на луне» — стихи сопровождали яркие многоцветные рисунки С. А. Алимова и В. К. Стацинского.


Иллюстрации, выполненные для книги Дж. Кимонко «Там, где бежит Сукпай» (Современник, 1974), выдержаны в сугубо реалистической манере. Прежде чем приступить к работе над ними, С. А. Алимов изучал этнографический материал, чтобы максимально передать национальный колорит. В иллюстрациях доминируют две краски — коричневая и зелёная.
Иллюстрации, выполненные для книги Дж. Кимонко «Там, где бежит Сукпай» (Современник, 1974), выдержаны в сугубо реалистической манере. Прежде чем приступить к работе над ними, С. А. Алимов изучал этнографический материал, чтобы максимально передать национальный колорит. В иллюстрациях доминируют две краски — коричневая и зелёная.
Строка 102: Строка 142:
Большой цикл рисунков С. А. Алимов создал для антологии американского фольклора «Верхом на урагане», впервые вышедшей в 1980 году в московской «Детской литературе». Алимов, следуя внутренней логике легенд, небылиц, сказок молодого американского фольклора, снабжает невероятные, фантастические сцены узнаваемыми бытовыми деталями. В рисунках много юмора, некоторые имеют точную социальную направленность.
Большой цикл рисунков С. А. Алимов создал для антологии американского фольклора «Верхом на урагане», впервые вышедшей в 1980 году в московской «Детской литературе». Алимов, следуя внутренней логике легенд, небылиц, сказок молодого американского фольклора, снабжает невероятные, фантастические сцены узнаваемыми бытовыми деталями. В рисунках много юмора, некоторые имеют точную социальную направленность.


Примечательны рисунки С. А. Алимова к книге обладательницы премии Дж. Ньюбери и медали Калдекотта Р. Кодилл «У меня в кармане сверчок» (Детская литература, 1977). В иллюстрациях, по мнению искусствоведов (в частности, Е. Громова), явно ощущается влияние известнейшего американского художника-реалиста Э. Н. Уайета, умевшего придавать «поэтическую многозначность изображению самых обыденных вещей, которые вместе с тем воспроизводятся во всей полноте их бытовой достоверности». Творческое обращение к опыту Уайета помогло Алимову передать национальный колорит книги. Кроме того, книга «У меня в кармане сверчок» не только проиллюстрирована Алимовым, но и полностью сконструирована им в качестве дизайнера книги.
Примечательны рисунки С. А. Алимова к книге обладательницы [[Медаль Джона Ньюбери|премии Дж. Ньюбери]] и [[Медаль Рандольфа Калдекотта|медали Калдекотта]] Р. Кодилл «У меня в кармане сверчок» (Детская литература, 1977). В иллюстрациях, по мнению искусствоведов (в частности, Е. Громова), явно ощущается влияние известнейшего американского художника-реалиста Э. Н. Уайета, умевшего придавать «поэтическую многозначность изображению самых обыденных вещей, которые вместе с тем воспроизводятся во всей полноте их бытовой достоверности». Творческое обращение к опыту Уайета помогло Алимову передать национальный колорит книги. Кроме того, книга «У меня в кармане сверчок» не только проиллюстрирована Алимовым, но и полностью сконструирована им в качестве дизайнера книги.




Строка 120: Строка 160:
Художник нередко возвращался к своим прежним героям. Так, в 1983 году вышел сборник сказок югославских писателей «Двенадцать слонов». Одним из ведущих персонажей книги художник сделал льва Бонифация. Сказки, вошедшие в сборник, тяготеют к городскому фольклору, поэтому Алимов рисовал «среднестатистический» европейский город.
Художник нередко возвращался к своим прежним героям. Так, в 1983 году вышел сборник сказок югославских писателей «Двенадцать слонов». Одним из ведущих персонажей книги художник сделал льва Бонифация. Сказки, вошедшие в сборник, тяготеют к городскому фольклору, поэтому Алимов рисовал «среднестатистический» европейский город.


В 1985 году в издательстве «Педагогика» вышла одна из самых известных отечественных книг для детей, посвящённая астрономии, — «Малышам о звёздах и планетах» Е. Левитана. В ней С. А. Алимову принадлежат внутренние иллюстрации.
В 1985 году в издательстве «Педагогика» вышла одна из самых известных отечественных книг для детей, посвящённая астрономии, — «Малышам о звёздах и планетах» [[Левитан Ефрем Павлович|Е. Левитана]]. В ней С. А. Алимову принадлежат внутренние иллюстрации.
В общей сложности С. А. Алимов проиллюстрировал более сотни книг, адресованных как детям, так и взрослым читателям.
В общей сложности С. А. Алимов проиллюстрировал более сотни книг, адресованных как детям, так и взрослым читателям.
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Сергей Алимов">
Файл:Malysham-o-zvyozdah-i-planetah-Efrem-Levitan (1).jpg|Малышам о звёздах и планетах / [[Левитан Ефрем Павлович|Ефрем Левитан]] ; оформ. С. Алимова, А. Рюмина ; худож. С. Алимов
Файл:Malysham-o-zvyozdah-i-planetah-Efrem-Levitan (2).jpg|Малышам о звёздах и планетах / Ефрем Левитан ; худож. [[Алимов Сергей Александрович|Сергей Алимов]]
Файл:Malysham-o-zvyozdah-i-planetah-Efrem-Levitan (3).jpg|Малышам о звёздах и планетах / Ефрем Левитан ; худож. Сергей Алимов
Файл:Malysham-o-zvyozdah-i-planetah-Efrem-Levitan (4).jpg|Малышам о звёздах и планетах / Ефрем Левитан ; худож. Сергей Алимов
Файл:Malysham-o-zvyozdah-i-planetah-Efrem-Levitan (5).jpg|Малышам о звёздах и планетах / Ефрем Левитан ; худож. Сергей Алимов
</gallery></center>


Значительную и интересную часть работы С. А. Алимов составляло оформление обложек книг серии «Классики и современники» издательства «Художественная литература», с которым художник сотрудничал многие годы, а также обложки и иллюстрации к антологиям русской «страшной» и «готической» прозы.
Значительную и интересную часть работы С. А. Алимов составляло оформление обложек книг серии «Классики и современники» издательства «Художественная литература», с которым художник сотрудничал многие годы, а также обложки и иллюстрации к антологиям русской «страшной» и «готической» прозы.
Строка 127: Строка 176:
С середины 1960-х годов С. А. Алимов сотрудничал с периодическими изданиями, в частности, с такими популярными журналами, как «Знание — сила», «Человек и закон», «Юность», «Роман-газета». Много лет рисовал для детского журнала «Колобок», начиная с самого первого выпуска (Колобок. № 1. 1969), а также для «Весёлых картинок». Рисунки С. А. Алимова украшали и оживляли журнал «Детская роман-газета».
С середины 1960-х годов С. А. Алимов сотрудничал с периодическими изданиями, в частности, с такими популярными журналами, как «Знание — сила», «Человек и закон», «Юность», «Роман-газета». Много лет рисовал для детского журнала «Колобок», начиная с самого первого выпуска (Колобок. № 1. 1969), а также для «Весёлых картинок». Рисунки С. А. Алимова украшали и оживляли журнал «Детская роман-газета».


С. А. Алимов много работал как сценограф. Ещё в 1966 году вместе с другом, московским художником М. Ромадиным, для московского Театра сатиры оформил спектакль «Тёркин на том свете» (режиссёр В. Плучек). Эскизы декораций Алимов выполнил белилами и гуашью, с использованием аппликации. В 1967 году С. А. Алимов создал эскиз декорации к пьесе «Путешествие Гулливера» по одноименному роману Д. Свифта. Спектакль был поставлен московским Театром-студией киноактёра. В 1971 году Алимов выполнил эскизы декораций для постановки комедии «С лёгким паром» Э. Брагинского и Э. Рязанова в Московском областном драматическом театре. Четыре эскиза декораций — «Единая установка», «Дом Джильды», «Пролог», «Тюрьма» (хранятся в Государственном центральном театральном музее) — Алимов выполнил для Государственного академического театра им. Моссовета, поставившего в 1972 году пьесу Л. Николаи «Чёрный, как канарейка».
Сергей Алимов много работал как сценограф. Ещё в 1966 году вместе с другом, московским художником М. Ромадиным, для московского Театра сатиры оформил спектакль «Тёркин на том свете» (режиссёр В. Плучек). Эскизы декораций Алимов выполнил белилами и гуашью, с использованием аппликации. В 1967 году С. А. Алимов создал эскиз декорации к пьесе «Путешествие Гулливера» по одноименному роману Д. Свифта. Спектакль был поставлен московским Театром-студией киноактёра. В 1971 году Алимов выполнил эскизы декораций для постановки комедии «С лёгким паром» Э. Брагинского и Э. Рязанова в Московском областном драматическом театре. Четыре эскиза декораций — «Единая установка», «Дом Джильды», «Пролог», «Тюрьма» (хранятся в Государственном центральном театральном музее) — Алимов выполнил для Государственного академического театра им. Моссовета, поставившего в 1972 году пьесу Л. Николаи «Чёрный, как канарейка».


С. А. Алимов много лет отдал преподавательской деятельности. Начал в 1967 году во ВГИКе. В 1972-м, выпустив курс, Алимов ушёл из института, решив, что учить ему ещё рано. Позднее он вёл мастерскую в школе-студии МХАТ, в Московской академии образования Натальи Нестеровой. Во ВГИК вернулся в 1994 году и проработал там четверть века, был профессором, вёл мастерскую художников мультипликационного фильма. Среди его учеников Сергей Рябов, дебютный мультфильм которого «Рыбка» собрал множество наград фестивалей в России, Японии, Боливии, Аргентине; Мария Заикина, выступившая художником-постановщиком нескольких лент серии «Колыбельные мира» (кинопремия «Золотой орёл», 2008); Екатерина Татарская — художник фильма А. Прошкина «Чудо» (специальный приз ММКФ, 2009).
С. А. Алимов много лет отдал преподавательской деятельности. Начал в 1967 году во ВГИКе. В 1972-м, выпустив курс, Алимов ушёл из института, решив, что учить ему ещё рано. Позднее он вёл мастерскую в школе-студии МХАТ, в Московской академии образования Натальи Нестеровой. Во ВГИК вернулся в 1994 году и проработал там четверть века, был профессором, вёл мастерскую художников мультипликационного фильма. Среди его учеников Сергей Рябов, дебютный мультфильм которого «Рыбка» собрал множество наград фестивалей в России, Японии, Боливии, Аргентине; Мария Заикина, выступившая художником-постановщиком нескольких лент серии «Колыбельные мира» (кинопремия «Золотой орёл», 2008); Екатерина Татарская — художник фильма А. Прошкина «Чудо» (специальный приз ММКФ, 2009).
Строка 150: Строка 199:


С. А. Алимов умер 17 декабря 2019 года. Похоронен на Троекуровском кладбище (Москва).
С. А. Алимов умер 17 декабря 2019 года. Похоронен на Троекуровском кладбище (Москва).
23 ноября 2023 года в Большом выставочном зале [[Российская государственная детская библиотека|Российской государственной детской библиотеки]] состоялось торжественное открытие выставки братьев Алимовых «Двойной портрет в раме». В экспозиции были представлены избранные работы выдающихся мастеров отечественной книжной иллюстрации Сергея и Бориса Алимовых. Несмотря на родственную связь, художники работали в совершенно разных манерах, щепетильно выстраивали особые визуальные миры, полные оригинальной образности и почти осязаемых персонажей.
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Сергей Алимов">
Файл:Tatyana-Ivanickaya-i-Dmitrij-Alimov.jpg|Татьяна Иваницкая и Дмитрий Алимов (вдова и сын Бориса Алимова) / Выставка братьев Бориса и Сергея Алимовых «Двойной портрет в раме» в РГДБ
Файл:Natalya-Avgustinovich.jpg|Наталья Августинович (вдова Сергея Алимова) / Выставка братьев Бориса и Сергея Алимовых «Двойной портрет в раме»
Файл:Alimov.jpg|Дмитрий Алимов, Татьяна Иваницкая, Анастасия Архипова, Ольга Монина, Наталья Августинович, Николай Немоляев
Файл:Vladimir-Martynov.jpg|Композитор Владимир Мартынов / Выставка братьев Бориса и Сергея Алимовых «Двойной портрет в раме»
Файл:Nikolaj-Nemolyaev.jpg|Кинооператор Николай Немоляев / Выставка братьев Бориса и Сергея Алимовых «Двойной портрет в раме» в РГДБ
</gallery></center>
==Сергей Алимов / Иллюстрации==




<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Сказки народов мира / художник Сергей Алимов">
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (2).jpg|Сказки народов мира / художник Сергей Алимов
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (3).jpg|Сказки народов мира / художник Сергей Алимов
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (4).jpg|Сказки народов мира / художник Сергей Алимов
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (5).jpg|Сказки народов мира / художник Сергей Алимов
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (6).jpg|Сказки народов мира / художник Сергей Алимов
</gallery></center>




{{#ev:youtube|https://youtu.be/CLCi3MJJZ4c|500|center|<p style="text-align: center;">Художник Сергей Алимов</p>|frame}}
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Фома : набор открыток / С. В. Михалков ; художник С. А. Алимов">
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (7).jpg|Фома : набор открыток : раздаточный материал с комм. на англ., нем., фран. языках для учащихся зарубежных школ / С. В. Михалков ; художник С. А. Алимов
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (8).jpg|Фома : набор открыток / [[Михалков Сергей Владимирович|С. В. Михалков]] ; художник С. А. Алимов
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (9).jpg|Фома : набор открыток / С. В. Михалков ; художник С. А. Алимов
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (10).jpg|Фома : набор открыток / С. В. Михалков ; художник С. А. Алимов
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (11).jpg|Фома : набор открыток / С. В. Михалков ; художник С. А. Алимов
</gallery></center>
 
 
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Красный теленок в белую крапинку / Леопольд Суходольчан ; художник Сергей Алимов">
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (12).jpg|Красный теленок в белую крапинку / Леопольд Суходольчан ; художник Сергей Алимов
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (13).jpg|Красный теленок в белую крапинку / Леопольд Суходольчан ; художник Сергей Алимов
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (14).jpg|Красный теленок в белую крапинку / Леопольд Суходольчан ; художник Сергей Алимов
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (15).jpg|Красный теленок в белую крапинку / Леопольд Суходольчан ; художник Сергей Алимов
Файл:Sergej-Alimov-hudozhnik (1).jpg|Красный теленок в белую крапинку / Леопольд Суходольчан ; художник Сергей Алимов
</gallery></center>


==Книги с иллюстрациями С. А. Алимова==
==Сергей Алимов / Книги с иллюстрациями==


*Топтыжка : фильм-сказка / [авт. Ф. Хитрук] ; [ил. : С. Алимов]. — [Москва] : Бюро пропаганды советского киноискусства, [1966]. — [19] с. : ил. — (Фильм-сказка).
*Топтыжка : фильм-сказка / [авт. Ф. Хитрук] ; [ил. : С. Алимов]. — [Москва] : Бюро пропаганды советского киноискусства, [1966]. — [19] с. : ил. — (Фильм-сказка).
Строка 264: Строка 347:
*Трэверс, П. Л. Мэри Поппинс открывает дверь / Памела Трэверс ; художник С. Алимов ; [пер. с англ. С. С. Степанова, П. Ю. Тарасова]. — Москва : Педагогика-пресс ; Калининград : Янтарный сказ, 1996. — 496 с. : ил.
*Трэверс, П. Л. Мэри Поппинс открывает дверь / Памела Трэверс ; художник С. Алимов ; [пер. с англ. С. С. Степанова, П. Ю. Тарасова]. — Москва : Педагогика-пресс ; Калининград : Янтарный сказ, 1996. — 496 с. : ил.


*Чуковский, К. Путаница : сказки : [в стихах] / Корней Чуковский ; худож. С. Алимов. — Москва : [[Росмэн|РОСМЭН]], 1996. — 87 с. : цв. ил.
*Чуковский, К. Путаница : сказки : [в стихах] / [[Чуковский Корней Иванович|Корней Чуковский]] ; худож. С. Алимов. — Москва : [[Росмэн|РОСМЭН]], 1996. — 87 с. : цв. ил.


*Салтыков-Щедрин, М. Е. Медведь на воеводстве ; Орёл-меценат; Карась-идеалист : сказки / М. Е. Салтыков-Щедрин ; худож. С. Алимов. — Москва : Белый город, 2001. — 47 с. : цв. ил. — (Классики — детям).
*Салтыков-Щедрин, М. Е. Медведь на воеводстве ; Орёл-меценат; Карась-идеалист : сказки / М. Е. Салтыков-Щедрин ; худож. С. Алимов. — Москва : Белый город, 2001. — 47 с. : цв. ил. — (Классики — детям).
Строка 356: Строка 439:


*Сергей Алимов : штрихи к портрету : [краткая биография С. А. Алимова] / из интервью, данного Елене Долгих ; ГТМЦ им. Н. А. Бахрушина ; Галерея Вересов ; худож. галерея «Ars Longa» ; куратор проекта Н. Августинович ; составители: Н. Августинович, В. Ермичева. — Санкт-Петербург ; Москва : [[Вита_Нова|Вита Нова]], 2013. — 32 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
*Сергей Алимов : штрихи к портрету : [краткая биография С. А. Алимова] / из интервью, данного Елене Долгих ; ГТМЦ им. Н. А. Бахрушина ; Галерея Вересов ; худож. галерея «Ars Longa» ; куратор проекта Н. Августинович ; составители: Н. Августинович, В. Ермичева. — Санкт-Петербург ; Москва : [[Вита_Нова|Вита Нова]], 2013. — 32 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
*[http://www.strast10.ru/node/2739 Алимов, С.] «И горечь, и печаль, и радость, и радость…» / Сергей Алимов. — Текст : электронный // Страстной бульвар, 10 : сайт.
*[http://booksplim.ru/tag/alimov-s-a Алимов С. А.] : [статьи о жизни и творчестве художника] // Плим : сайт.
*[http://www.fairyroom.ru/?p=46283 Кононович, К.] Сергей Александрович Алимов / Кира Кононович. — Текст : электронный // Картинки и разговоры : сайт.
*[https://www.rah.ru/search/index.php?q=%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2+%D1%81 О творчестве С. А. Алимова]. — Текст : электронный // Российская Академия художеств : сайт.
*[https://www.kinopoisk.ru/name/1805817 Сергей Алимов.] — Текст : электронный // Кинопоиск : сайт.
*[http://www.arslonga.ru/hudozhniki/sergej-alimov Сергей Алимов.] — Текст : электронный // Галерея ARSLONGA.RU: современное искусство России : сайт.
*[https://dlib.eastview.com/browse/doc/50943804 Сергей Алимов:] «Нам удалось очеловечить Бонифация» : [беседа с художником-мультипликатором Сергеем Алимовым] / беседу вела Ксения Воротынцева. — Текст : электронный // Культура : сайт.
*[https://www.kino-teatr.ru/mult/painter/sov/266823/forum/#s4473275 Сергей Алимов] : [фильмография, сценография]. — Текст : электронный // Кино-Театр.Ру : сайт.
*[https://intelogic.ru/2019/03/26/%D1%8D%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B7%D1%8B-%D0%BA-%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D1%83-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80-%D0%B8-%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D1%80/ Эскизы] [С. А. Алимова] к мультфильму «Мастер и Маргарита» 1975 г. — Текст: электронный // Интеллектуальный клуб «Калейдоскоп» : сайт.


==Награды и премии==
==Награды и премии==

Навигация