Чуковский Корней Иванович: различия между версиями

Строка 35: Строка 35:


Екатерина Осиповна приложила все силы к тому, чтобы ее дети получили достойное образование. Маруся с отличием окончила епархиальное училище (правда, аттестат с надписью «дочь девицы» и отсутствующим отчеством едва ли мог помочь ей быстро найти место учительницы). Пятилетнего Колю мать отдала в необычное по тем временам учреждение - детский сад. В 1892 году мальчик поступил во Вторую одесскую прогимназию, которая во время его учебы была преобразована в Пятую гимназию. Там проявились способности Николая к словесности. Он писал без ошибок самые запутанные «диктовки», любил ненавистную большинству гимназистов латынь (ритм стихов Овидия заставлял его плакать). Корней Иванович обладал уникальным филологическим и лингвистическим даром, который определил его дальнейшую жизнь. Действительность он во многом познавал именно через слова, свои первые впечатления от новых мест получал, вслушиваясь в мелодию того или иного наречия, изучая его лексику и грамматику.
Екатерина Осиповна приложила все силы к тому, чтобы ее дети получили достойное образование. Маруся с отличием окончила епархиальное училище (правда, аттестат с надписью «дочь девицы» и отсутствующим отчеством едва ли мог помочь ей быстро найти место учительницы). Пятилетнего Колю мать отдала в необычное по тем временам учреждение - детский сад. В 1892 году мальчик поступил во Вторую одесскую прогимназию, которая во время его учебы была преобразована в Пятую гимназию. Там проявились способности Николая к словесности. Он писал без ошибок самые запутанные «диктовки», любил ненавистную большинству гимназистов латынь (ритм стихов Овидия заставлял его плакать). Корней Иванович обладал уникальным филологическим и лингвистическим даром, который определил его дальнейшую жизнь. Действительность он во многом познавал именно через слова, свои первые впечатления от новых мест получал, вслушиваясь в мелодию того или иного наречия, изучая его лексику и грамматику.
{{цитата|автор=К. Чуковский|С [[Житков Борис Степанович|Борисом Житковым]] я познакомился в детстве, то есть еще в XIX веке. Мы были однолетки, учились в одном классе одной и той же Одесской второй гимназии, но он долго не обращал на меня никакого внимания, и это причиняло мне боль. <...> Нам он казался надменным. Но мне нравилось в нем все, даже эта надменность. Мне нравилось, что он живет в порту, над самым морем, среди кораблей и матросов; что все его дяди — все до одного! — адмиралы: что у него есть собственная лодка, кажется, даже под парусом, и не только лодка, но и телескоп на трех ножках, и скрипка, и чугунные шары для гимнастики, и дрессированный пес.}}


Николай Корнейчуков - умный, жизнерадостный, общительный, но вместе с тем самолюбивый, язвительный и вспыльчивый - не входил в число примерных учеников. Он мог стать зачинщиком драки, прогулять занятия, «издавал» рукописный журнал, в котором критиковались школьные порядки. Чуковский вспоминал, что его бесстрашная мама боялась только одного - исключения сына из из гимназии. Когда Николай учился в пятом классе (по другим сведениям, в шестом или седьмом), его всё-таки исключили. Он считал, что если бы не его «низкое происхождение» (внебрачный сын прачки), не закон о «кухаркиных детях», которых в гимназии должно быть как можно меньше, начальство обошлось бы с ним не столь сурово. Впечатлительный мальчик тяжело переживал это событие, отразившееся позднее в автобиографической повести Чуковского «Серебряный герб».
Николай Корнейчуков - умный, жизнерадостный, общительный, но вместе с тем самолюбивый, язвительный и вспыльчивый - не входил в число примерных учеников. Он мог стать зачинщиком драки, прогулять занятия, «издавал» рукописный журнал, в котором критиковались школьные порядки. Чуковский вспоминал, что его бесстрашная мама боялась только одного - исключения сына из из гимназии. Когда Николай учился в пятом классе (по другим сведениям, в шестом или седьмом), его всё-таки исключили. Он считал, что если бы не его «низкое происхождение» (внебрачный сын прачки), не закон о «кухаркиных детях», которых в гимназии должно быть как можно меньше, начальство обошлось бы с ним не столь сурово. Впечатлительный мальчик тяжело переживал это событие, отразившееся позднее в автобиографической повести Чуковского «Серебряный герб».
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Корней Чуковский">
Файл:CHukovskij.jpg|Корней Чуковский. Петербург. 1910-е / Собрание Е.Ц. Чуковской
Файл:CHukovskij (2).jpg|Корней Чуковский. Одесса. 19 октября 1902. Фото: В.Г. Чеховского / Собрание Е.Ц. Чуковской
Файл:CHukovskij (3).jpg|Мандельштам, Чуковский, Бенедикт Лившиц и Юрий Анненков. 1914. Фото: Карл Булла
Файл:CHukovskij-K (5).jpg|Корней Чуковский
Файл:CHukovskij-K (6).jpg|Портрет Чуковского работы Ю. Анненкова, середина 1910-х. Лист из Чукоккалы / Собрание Е. Ц. Чуковской
</gallery></center>


После исключения из гимназии Николай начал самостоятельную жизнь: снял жилье на чердаке и решил существовать на собственные средства. Некоторое время он работал в артели маляров, расклеивал афиши, чинил рыбацкие сети, а затем стал репетитором или, как тогда говорили, «начал давать уроки». Большую часть свободного времени он проводил над гимназическими учебниками либо в библиотеке, читал  Достоевского, Шопенгауэра, Ницше, Маркса, Дарвина. На основе прочитанного Николай разработал собственную философскую систему, которая содержала универсальное объяснение цели и смысла человеческой жизни. Юноша начал писать об этом книгу - за неимением бумаги Николай делал записи на обратной стороне старых афиш. Интерес к философии остался у Чуковского на всю жизнь: Корней Иванович порой посмеивался над своими ранними рассуждениями и былым самоуверенным задором, но сожалел, что не нашел времени написать настоящий философский трактат.
После исключения из гимназии Николай начал самостоятельную жизнь: снял жилье на чердаке и решил существовать на собственные средства. Некоторое время он работал в артели маляров, расклеивал афиши, чинил рыбацкие сети, а затем стал репетитором или, как тогда говорили, «начал давать уроки». Большую часть свободного времени он проводил над гимназическими учебниками либо в библиотеке, читал  Достоевского, Шопенгауэра, Ницше, Маркса, Дарвина. На основе прочитанного Николай разработал собственную философскую систему, которая содержала универсальное объяснение цели и смысла человеческой жизни. Юноша начал писать об этом книгу - за неимением бумаги Николай делал записи на обратной стороне старых афиш. Интерес к философии остался у Чуковского на всю жизнь: Корней Иванович порой посмеивался над своими ранними рассуждениями и былым самоуверенным задором, но сожалел, что не нашел времени написать настоящий философский трактат.

Навигация