Шолохов Михаил Александрович: различия между версиями

Строка 24: Строка 24:
==Михаил Шолохов / Биография==
==Михаил Шолохов / Биография==


Михаил Александрович Шолохов родился в 1905 году в станице Вешенской Донецкого округа, бывшей области Войска Донского, ныне Ростовской области, в семье служащего торгового предприятия Александра Михаиловича Шолохова, выходца из Рязанской губернии, и до- чери крестьянина Анастасии Даниловны Черниковой, переселившейся на Дон из Черниговщины. Анастасия Даниловна до самого замужества была в услужении у старой овдовевшей помещи- цы, грамоте выучилась для того, чтобы писать письма сыну-гимназисту без помощи мужа и со- седей. Обладая острым природным умом, живой образной речью, драгоценным даром творчества, Анастасия Даниловна, по словам А. С. Серафимовича, передала сыну самое богатое наследство — «наследство быть крупнейшим художником». Александр Михайлович Шолохов с молодых лет работал по найму, сеял хлеб на арендованной казачьей земле, часто менял профессии и кочевал по донским хуторам и станицам. Значительная часть детства будущего писателя прошла в станице Каргинской, куда семья Шолоховых переехала в 1910 году в связи с поступлением отца на службу к купцу Озерову. В семье Шолоховых не жалели средств, чтобы дать единственному сыну хорошее образование. Александр Михайлович был человеком развитым, хотя сам получил лишь низшее образование, любил книгу и много читал. Рано потянулся к знаниям и Михаил. Уступая его просьбам, родители пригласили в 1911 году сельского учителя Тимофея Тимофеевича Мрыхина, и за несколько месяцев он прошел с Михаилом курс первого года
Михаил Александрович Шолохов родился в 1905 году в станице Вешенской Донецкого округа, бывшей области Войска Донского, ныне Ростовской области, в семье служащего торгового предприятия Александра Михайловича Шолохова, выходца из Рязанской губернии, и дочери крестьянина Анастасии Даниловны Черниковой, переселившейся на Дон из Черниговщины.  


В своей автобиографии писатель приводит интересный штрих, характеризующий силу душевного мира его матери: когда отец отвез его в город учиться, неграмотная мать будущего писателя выучилась грамоте, чтобы самостоятельно писать сыну письма.  
Анастасия Даниловна до самого замужества была в услужении у старой овдовевшей помещицы, грамоте выучилась для того, чтобы писать письма сыну-гимназисту без помощи мужа и соседей (в своей автобиографии писатель приводит интересный штрих, характеризующий силу душевного мира его матери: когда отец отвез его в город учиться, неграмотная мать будущего писателя выучилась грамоте, чтобы самостоятельно писать сыну письма).  Обладая острым природным умом, живой образной речью, драгоценным даром творчества, Анастасия Даниловна, по словам А. С. Серафимовича, передала сыну самое богатое наследство — «наследство быть крупнейшим художником».  


Александр Михайлович Шолохов с молодых лет работал по найму, сеял хлеб на арендованной казачьей земле, часто менял профессии и кочевал по донским хуторам и станицам.


Юноша Михаил Шолохов служил и участвовал в сражениях с бандами, властвовавшими на Дону в начале 20-х годов, работал учителем, канцеляристом, продовольственным инспектором. В 1923 году он переехал в Москву, работал чернорабочим, каменщиком, грузчиком, счетоводом и «упорно учился писать»... М. Шолохов — страстный участник всех событий, происходящих в стране. Он часто бывал у тех, кто возводил на Волго—Доне плотину Цимлянского гидроузла, кто строил Волгоградскую гидроэлектростанцию. Он гость колхозных чабанов, ростовских рабочих, металлургов Таганрога, воинов Советской Армии, литературной молодежи. Шолохов всегда с народом — и в мирные дни, и в пору грозных испытаний в годы Великой Отечественной войны сначала полковой комиссар, а затем полковник Шолохов — военный корреспондент «Правды» и «Красной звезды».  
Значительная часть детства будущего писателя прошла в станице Каргинской, куда семья Шолоховых переехала в 1910 году в связи с поступлением отца на службу к купцу Озерову. В семье Шолоховых не жалели средств, чтобы дать единственному сыну хорошее образование. Александр Михайлович был человеком развитым, хотя сам получил лишь низшее образование, любил книгу и много читал. Рано потянулся к знаниям и Михаил. Уступая его просьбам, родители пригласили в 1911 году сельского учителя Тимофея Тимофеевича Мрыхина, и за несколько месяцев он прошел с Михаилом курс первого года обучения. В 1912 году Шолохов поступает в Каргинское начальное училище.
 
Ученику министерской школы едва исполнилось девять лет, как грянула первая мировая война. В это трудное время Александр Михайлович отвез сына в Москву и определил его в частную гимназию. Учился потом Шолохов и в Богучаре, и в станице Вешенской, но окончить гимназию ему так и не довелось.
 
Наступила Великая Октябрьская социалистическая революция, а за нею и гражданская война, особенно ожесточенная на юге России. Шолохов участвует в переписи населения верхне-чирских хуторов, работает учителем по ликвидации неграмотности среди взрослых, служащим в ревкоме станицы Каргинской, делопроизводителем заготовительной конторы Донпродкома, добровольцем вступает в продовольственный отряд и ведет борьбу с бандами, властвовавшими на Дону в начале 20-х годов. Принимал он самое живое участие в общественной и культурной жизни станицы Каргинской, особенно много сил отдавал постановке спектаклей для населения.
 
В это же время Шолохов много и жадно читает Пушкина, Гоголя, Толстого, Чехова. Созданные великими художниками образы не только волновали, но и рождали мечту о творчестве, хотелось с такой же силой правды рассказать о той новой жизни, свидетелем и участником которой был Шолохов.  
 
В 1922 году Шолохов назначается продовольственным инспектором в станицу Букановскую, Царицынской губернии. Банды вскоре были разбиты, у юноши появилась возможность осуществить свое призвание. Осенью он приезжает в Москву с намерением продолжить учебу, но поступить на рабфак не удается. На бирже труда на вопрос о специальности гордо отвечает: «Продовольственный комиссар». Другой специальности у него не было. Пришлось работать грузчиком. мостить мостовые, служить счетоводом, жить «на скудные средства, добытые временным трудом черно- рабочего».


Первая книга Шолохова «Донские рассказы» родилась в 1925 году. Появление нового таланта в молодой советской литературе приветствовал писатель, земляк Шолохова, А. С. Серафимович. В предисловии к «Донским рассказам» Серафимович предугадал в Шолохове большого писателя.  
Первая книга Шолохова «Донские рассказы» родилась в 1925 году. Появление нового таланта в молодой советской литературе приветствовал писатель, земляк Шолохова, А. С. Серафимович. В предисловии к «Донским рассказам» Серафимович предугадал в Шолохове большого писателя.  
Строка 43: Строка 52:
В этих облетевших весь мир словах Шолохова выражены глубинные особенности советского искусства, отношения между писателем и народом, который оказывает свое влияние не только на содержание, но и на всю направленность и специфику советской художественной литературы.  
В этих облетевших весь мир словах Шолохова выражены глубинные особенности советского искусства, отношения между писателем и народом, который оказывает свое влияние не только на содержание, но и на всю направленность и специфику советской художественной литературы.  


Если до Шолохова в советской литературе об Октябрьской революции и о гражданской войне рассказывалось главным образом о тех, кто рос и мужал вместе с революцией, кто обретал себя как полноправную человеческую личность в борьбе за счастливое будущее народа, то Шопохов в «Тихом Доне» повествует о тех, кто блуждал и ошибался, чей путь был отмечен сопротивлением народному движению и тяжелыми, невозвратимыми утратами.  
Если до Шолохова в советской литературе об Октябрьской революции и о гражданской войне рассказывалось главным образом о тех, кто рос и мужал вместе с революцией, кто обретал себя как полноправную человеческую личность в борьбе за счастливое будущее народа, то Шолохов в «Тихом Доне» повествует о тех, кто блуждал и ошибался, чей путь был отмечен сопротивлением народному движению и тяжелыми, невозвратимыми утратами.  


Покоряющая особенность творческого метода Шолохова в том и состоит, что он как бы ставит своих героев перед суровым и нелицеприятным судом истории. Причем его герои отнюдь не безвольные «жертвы истории», не пассивные наблюдатели — они, подобно Григорию Мелехову, предельно активны, они бросаются в огонь ожесточенных битв, сознавая себя силой, способной воздействовать на ход истории.  
Покоряющая особенность творческого метода Шолохова в том и состоит, что он как бы ставит своих героев перед суровым и нелицеприятным судом истории. Причем его герои отнюдь не безвольные «жертвы истории», не пассивные наблюдатели — они, подобно Григорию Мелехову, предельно активны, они бросаются в огонь ожесточенных битв, сознавая себя силой, способной воздействовать на ход истории.  

Навигация