44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 8 промежуточных версий 2 участников) | |||
Строка 21: | Строка 21: | ||
}} | }} | ||
__FORCETOC__ | __FORCETOC__ | ||
'''Новелла Николаевна Матвеева''' — советская и российская писательница, бард. | '''Новелла Николаевна Матвеева''' — советская и российская писательница, переводчица и бард. | ||
==Новелла Матвеева / Биография== | ==Новелла Матвеева / Биография== | ||
Строка 33: | Строка 33: | ||
У Н. Н. Матвеевой было две сестры и брат. Редкие имена (Новелла, Светлана, Роза-Лиана и Роальд) дал отец — «Дон Кихот», «один из последних романтиков нашего трудного времени», как писала Навелла Матвеева в своем «Пастушеском дневнике» (1998). | У Н. Н. Матвеевой было две сестры и брат. Редкие имена (Новелла, Светлана, Роза-Лиана и Роальд) дал отец — «Дон Кихот», «один из последних романтиков нашего трудного времени», как писала Навелла Матвеева в своем «Пастушеском дневнике» (1998). | ||
Во Владивостокском доме деда среди гостей бывали А. П. Чехов, В. К. Арсеньев, И. П. Ювачев (в будущем его сын станет поэтом Даниилом Хармсом). | Во Владивостокском доме деда среди гостей бывали А. П. Чехов, [[Арсеньев Владимир Клавдиевич|В. К. Арсеньев]], И. П. Ювачев (в будущем его сын станет поэтом [[Хармс Даниил Иванович|Даниилом Хармсом]]). | ||
Родители были прекрасно образованными и начитанными людьми. «Как ни был бы скромен бюджет нашей семьи, а в отношении искусства (картин, книг, песен) наш дом всегда был — полная чаша», — вспоминала Н. Н. Матвеева в автобиографической книге «Мяч, оставшийся в небе» (2006). В доме постоянно звучали стихи русских и зарубежных классиков, произведения самой Надежды Тимофеевны, классическая музыка, русские и цыганские песни в исполнении матери. Впоследствии Надежда Тимофеевна научила Новеллу играть на семиструнной гитаре. Отец, революционер и романтик, пытался дать дочери азы политического образования, показывая ей карикатуры и портреты коммунистов (об этом с юмором расскажет Н. Н. Матвеева в книге «Мяч, оставшийся в небе»). | Родители были прекрасно образованными и начитанными людьми. «Как ни был бы скромен бюджет нашей семьи, а в отношении искусства (картин, книг, песен) наш дом всегда был — полная чаша», — вспоминала Н. Н. Матвеева в автобиографической книге «Мяч, оставшийся в небе» (2006). В доме постоянно звучали стихи русских и зарубежных классиков, произведения самой Надежды Тимофеевны, классическая музыка, русские и цыганские песни в исполнении матери. Впоследствии Надежда Тимофеевна научила Новеллу играть на семиструнной гитаре. Отец, революционер и романтик, пытался дать дочери азы политического образования, показывая ей карикатуры и портреты коммунистов (об этом с юмором расскажет Н. Н. Матвеева в книге «Мяч, оставшийся в небе»). | ||
Строка 47: | Строка 47: | ||
После войны отец ушел из семьи. Из-за болезни Новелла Матвеева не окончила даже четырех классов, перешла на домашнее обучение. Девушке пришлось стать разнорабочей. В 1950–1957 годах она трудилась на подсобном хозяйстве в детском доме-интернате в Щёлковском районе Подмосковья, после была домработницей в семье военных. В это время она с матерью жила в подмосковном Монино. | После войны отец ушел из семьи. Из-за болезни Новелла Матвеева не окончила даже четырех классов, перешла на домашнее обучение. Девушке пришлось стать разнорабочей. В 1950–1957 годах она трудилась на подсобном хозяйстве в детском доме-интернате в Щёлковском районе Подмосковья, после была домработницей в семье военных. В это время она с матерью жила в подмосковном Монино. | ||
Детдом оставил по себе тяжелые воспоминания: равнодушие начальства, грубость и воровство других работников, полуголодные и плохо одетые воспитанники, «неприветливая, неуютная… детдомовская территория», «жилища сирот, где так и гуляет, бродит нежилой дух». В послесловии к дневниковым записям 1950-х годов она признавалась: | Детдом оставил по себе тяжелые воспоминания: равнодушие начальства, грубость и воровство других работников, полуголодные и плохо одетые воспитанники, «неприветливая, неуютная… детдомовская территория», «жилища сирот, где так и гуляет, бродит нежилой дух». В послесловии к дневниковым записям 1950-х годов она признавалась: | ||
{{цитата|автор=Новелла Матвеева / «Пастушеский дневник», 1998|Да, нелегко бывало. Но ведь было не только плохое. (…) Была молодость! Были наброски стихов и прозы, рассованные по карманам. И, наконец, великие планы! Я собиралась, например, поступить в мастерскую вывески или (…) разрисовывать рожицы куклам для игрушечной фабрики.}} | |||
Из-за замкнутости и застенчивости Новелла Матвеева не решалась печататься; долгое время единственными ее слушателями были члены семьи. Одним из первых оценил и поддержал начинающего поэта журналист, писатель и фотограф К. Б. Хакимов. С подачи Н. Н. Матвеева ему удалось уговорить автора послать свои произведения в периодические издания Дальнего Востока. В 1958 году состоялись первые публикации стихов — в газете «Советская Чукотка» и журнале «Енисей». | Из-за замкнутости и застенчивости Новелла Матвеева не решалась печататься; долгое время единственными ее слушателями были члены семьи. Одним из первых оценил и поддержал начинающего поэта журналист, писатель и фотограф К. Б. Хакимов. С подачи Н. Н. Матвеева ему удалось уговорить автора послать свои произведения в периодические издания Дальнего Востока. В 1958 году состоялись первые публикации стихов — в газете «Советская Чукотка» и журнале «Енисей». | ||
Строка 57: | Строка 61: | ||
В 1961 году вышла «Лирика. Первая книга стихов»; тогда же Н. Н. Матвеева стала членом Союза писателей СССР. В 1963 году увидел свет второй сборник лирики — «Кораблик». Стихотворение, давшее название этому сборнику, в начале 1960-х годов стало гимном студенческой молодежи. | В 1961 году вышла «Лирика. Первая книга стихов»; тогда же Н. Н. Матвеева стала членом Союза писателей СССР. В 1963 году увидел свет второй сборник лирики — «Кораблик». Стихотворение, давшее название этому сборнику, в начале 1960-х годов стало гимном студенческой молодежи. | ||
Новелла Матвеева была постоянным автором журналов «Юность», «Мурзилка». | Новелла Матвеева была постоянным автором журналов «Юность», [[Мурзилка|«Мурзилка»]]. | ||
В судьбе Новеллы Матвеевой принимали участие К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, В. А. Чивилихин, Н. К. Старшинов, Б. А. Слуцкий, Ю. П. Воронов, В. Д. Берестов. | В судьбе Новеллы Матвеевой принимали участие [[Чуковский Корней Иванович|К. И. Чуковский]], [[Маршак Самуил Яковлевич|С. Я. Маршак]], В. А. Чивилихин, Н. К. Старшинов, Б. А. Слуцкий, Ю. П. Воронов, [[Берестов Валентин Дмитриевич|В. Д. Берестов]]. | ||
На литературных курсах Новелла Матвеева познакомилась со своим будущим мужем, поэтом Иваном Семеновичем Киуру (1934–1992), происходившим из семьи репрессированных советских финнов-ингерманландцев. В 1963 году Н. Н. Матвеева и И. С. Киуру поженились и прожили вместе почти три десятка лет. | На литературных курсах Новелла Матвеева познакомилась со своим будущим мужем, поэтом Иваном Семеновичем Киуру (1934–1992), происходившим из семьи репрессированных советских финнов-ингерманландцев. В 1963 году Н. Н. Матвеева и И. С. Киуру поженились и прожили вместе почти три десятка лет. | ||
Строка 66: | Строка 70: | ||
«Солнечный зайчик» с предисловием В. Д. Берестова и иллюстрациями Б. П. Кыштымова стал первой книгой для детей в творческой биографии поэта. Заглавное стихотворение сборника посвящено С. Я. Маршаку, стихи которого Новелла Матвеева любила с детства и с которым несколько раз встречалась. Известно, что «Солнечный зайчик» вызвал восторженный отклик у К. И. Чуковского, помогавшего молодому поэту в продвижении стихов и песен. В предисловии к сборнику В. Д. Берестов напишет: «Солнечный зайчик — это как бы взгляд человека, умеющего видеть в жизни поэзию. Поэзию, которая возникает повсюду, куда бы ни упал этот чудесный взгляд». | «Солнечный зайчик» с предисловием В. Д. Берестова и иллюстрациями Б. П. Кыштымова стал первой книгой для детей в творческой биографии поэта. Заглавное стихотворение сборника посвящено С. Я. Маршаку, стихи которого Новелла Матвеева любила с детства и с которым несколько раз встречалась. Известно, что «Солнечный зайчик» вызвал восторженный отклик у К. И. Чуковского, помогавшего молодому поэту в продвижении стихов и песен. В предисловии к сборнику В. Д. Берестов напишет: «Солнечный зайчик — это как бы взгляд человека, умеющего видеть в жизни поэзию. Поэзию, которая возникает повсюду, куда бы ни упал этот чудесный взгляд». | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Новелла Матвеева"> | |||
Файл:Matveeva-Novella (2).jpg|Менуэт / Новелла Матвеева ; художник Е. Герчук | |||
Файл:Matveeva-Novella (3).jpg|Лягушонок Евстигней / Новелла Матвеева | |||
Файл:Matveeva-Novella (4).jpg|Хвала работе : стихотворения / Новелла Матвеева | |||
Файл:Matveeva-Novella (1).jpg|Сторож на маяке / Новелла Матвеева | |||
</gallery></center> | |||
В 1980-х годах у Новеллы Матвеевой вышли «взрослые» сборники «Закон песен», «Страна прибоя» (1983), «Избранное» (1986), «Хвала работе» (1987), а также книга стихов для детей «Кроличья деревня» с предисловием В. Д. Берестова (1983, 1984). | В 1980-х годах у Новеллы Матвеевой вышли «взрослые» сборники «Закон песен», «Страна прибоя» (1983), «Избранное» (1986), «Хвала работе» (1987), а также книга стихов для детей «Кроличья деревня» с предисловием В. Д. Берестова (1983, 1984). | ||
Строка 73: | Строка 86: | ||
С начала 1960-х годов Н. Н. Матвеева занималась переводами с языков народов СССР и стран соцлагеря: чеченского (Мусбек Кибиев), карачаево-балкарского (Халимат Байрамукова), армянского (Ашот Граши), молдавского (Анатол Кодру), калмыцкого (Бося Сангаджиева, Давид Кугультинов), чешского (Константин Библ). Переводила итальянского поэта эпохи Возрождения Гаспара Стампа, греческого поэта и писателя Костиса Паламаса. | С начала 1960-х годов Н. Н. Матвеева занималась переводами с языков народов СССР и стран соцлагеря: чеченского (Мусбек Кибиев), карачаево-балкарского (Халимат Байрамукова), армянского (Ашот Граши), молдавского (Анатол Кодру), калмыцкого (Бося Сангаджиева, Давид Кугультинов), чешского (Константин Библ). Переводила итальянского поэта эпохи Возрождения Гаспара Стампа, греческого поэта и писателя Костиса Паламаса. | ||
Широкую известность принесли поэту песни собственного сочинения, с которыми Н. Н. Матвеева выступала с конца 50-х. Новелла Матвеева стояла у истоков бардовской песни. По словам Булата Окуджавы, она первая взяла в руки гитару. При этом себя автор предпочитала называть себя «менестрелем» или «полигимником» (по имени музы Полигимнии). Л. З. Лунгина вспоминала, что Н. Н. Матвеева ничем не напоминала «обычную» певицу: «…пела резким, плохо поставленным голосом. (…) Полная, страдавшая хроническим головокружением, не сказать что красивая молодая женщина. Но стоило ей взять гитару и запеть — и слушатели были полностью в ее власти. Она как-то умела обнаружить скрытый лиризм самых обычных вещей. Двери официальной литературы были перед ней закрыты, но ее нонконформизм открыл ей сердца всех, кто ее слушал» («Подстрочник»). Е. А. Евтушенко позднее напишет о Новелле Матвеевой: «Она волшебно поет тоненьким, девчоночьим голосом свои песни под гитару, и, чем больше я старею, тем все больше люблю эти песни» (Строфы века. Антология русской поэзии, 1995). Не имея музыкального образования и не зная нотной грамоты, Новелла Матвеева записывала мелодии, рисуя гриф и помечая на нем аккорды. | Широкую известность принесли поэту песни собственного сочинения, с которыми Н. Н. Матвеева выступала с конца 50-х. Новелла Матвеева стояла у истоков бардовской песни. По словам Булата Окуджавы, она первая взяла в руки гитару. При этом себя автор предпочитала называть себя «менестрелем» или «полигимником» (по имени музы Полигимнии). [[Лунгина Лилианна Зиновьевна|Л. З. Лунгина]] вспоминала, что Н. Н. Матвеева ничем не напоминала «обычную» певицу: «…пела резким, плохо поставленным голосом. (…) Полная, страдавшая хроническим головокружением, не сказать что красивая молодая женщина. Но стоило ей взять гитару и запеть — и слушатели были полностью в ее власти. Она как-то умела обнаружить скрытый лиризм самых обычных вещей. Двери официальной литературы были перед ней закрыты, но ее нонконформизм открыл ей сердца всех, кто ее слушал» («Подстрочник»). | ||
Е. А. Евтушенко позднее напишет о Новелле Матвеевой: «Она волшебно поет тоненьким, девчоночьим голосом свои песни под гитару, и, чем больше я старею, тем все больше люблю эти песни» (Строфы века. Антология русской поэзии, 1995). Не имея музыкального образования и не зная нотной грамоты, Новелла Матвеева записывала мелодии, рисуя гриф и помечая на нем аккорды. | |||
Пластинка «Песни Новеллы Матвеевой», вышедшая в 1966 году и затем не раз переизданная, стала первой записью авторской песни в Советском Союзе. Песни с этой пластинки — «Караван», «Девушка из харчевни», «Цыганка-молдаванка», «Кораблик», «Капитаны без усов» и другие — стали любимыми песнями молодежи. | Пластинка «Песни Новеллы Матвеевой», вышедшая в 1966 году и затем не раз переизданная, стала первой записью авторской песни в Советском Союзе. Песни с этой пластинки — «Караван», «Девушка из харчевни», «Цыганка-молдаванка», «Кораблик», «Капитаны без усов» и другие — стали любимыми песнями молодежи. | ||
Строка 106: | Строка 121: | ||
4 сентября 2016 года Н. Н. Матвеева скончалась на своей даче в Сходне. Похоронена на московском Троекуровском кладбище. | 4 сентября 2016 года Н. Н. Матвеева скончалась на своей даче в Сходне. Похоронена на московском Троекуровском кладбище. | ||
==Новелла Матвеева / Книги== | ==Новелла Матвеева / Книги== | ||
Строка 137: | Строка 149: | ||
*Матвеева, Н. Н. Мяч, оставшийся в небе : автобиографическая проза, стихи / Новелла Матвеева. — Москва : Молодая гвардия, 2006. — 672 с. — (Близкое прошлое. Библиотека мемуаров). | *Матвеева, Н. Н. Мяч, оставшийся в небе : автобиографическая проза, стихи / Новелла Матвеева. — Москва : Молодая гвардия, 2006. — 672 с. — (Близкое прошлое. Библиотека мемуаров). | ||
*Матвеева, Н. Н. Кроличья деревня / Новелла Матвеева ; иллюстрации Г. Макавеевой. — Москва : Московские учебники, 2008. — 104 с. | *Матвеева, Н. Н. Кроличья деревня / Новелла Матвеева ; иллюстрации Г. Макавеевой. — Москва : Московские учебники, 2008. — 104 с. | ||
*Матвеева, Н. Н. Сторож на маяке / Новелла Матвеева ; эссе Д. Быкова ; иллюстрации Я. Хоревой. — Москва : Москвоведение ; Санкт-Петербург : Детское время, 2014. — 104 с. | *Матвеева, Н. Н. Сторож на маяке / Новелла Матвеева ; эссе Д. Быкова (включен в реестр иностранных агентов распоряжением Минюста России) ; иллюстрации Я. Хоревой. — Москва : Москвоведение ; Санкт-Петербург : Детское время, 2014. — 104 с. | ||
*Матвеева, Н. Н. Мой караван : избранные стихотворения / Новелла Матвеева. — Москва : Этерна, 2015. — 176 с. | *Матвеева, Н. Н. Мой караван : избранные стихотворения / Новелла Матвеева. — Москва : Этерна, 2015. — 176 с. | ||
*Матвеева, Н. Н. Лягушонок Евстигней : стихи / Новелла Матвеева ; художник Г. Белоголовская. — Москва : Махаон, Азбука-Аттикус, 2016. — 72 с. | *Матвеева, Н. Н. Лягушонок Евстигней : стихи / Новелла Матвеева ; художник Г. Белоголовская. — Москва : Махаон, Азбука-Аттикус, 2016. — 72 с. | ||
Строка 184: | Строка 196: | ||
*Бельская, Л. Л. «Поэзии чудо босое…»: Новелла Матвеева о поэтическом искусстве / Л. Бельская // Русская речь. — 2017. - № 1. — С. 40–45. | *Бельская, Л. Л. «Поэзии чудо босое…»: Новелла Матвеева о поэтическом искусстве / Л. Бельская // Русская речь. — 2017. - № 1. — С. 40–45. | ||
*Соколова, И. Авторская песня: от экзотики к утопии : [о творчестве М. Анчарова, Ю. Визбора, А. Галича, А. Дольского, Н. Матвеевой, Л. Семакова и др.] / И. Соколова // Вопросы литературы. — 2022. — № 1. — С. 139–156. | *Соколова, И. Авторская песня: от экзотики к утопии : [о творчестве М. Анчарова, Ю. Визбора, А. Галича, А. Дольского, Н. Матвеевой, Л. Семакова и др.] / И. Соколова // Вопросы литературы. — 2022. — № 1. — С. 139–156. | ||
* | *Елин, Георгий. Новелла Матвеева / Г. Елин. — Текст : электронный // Проза.ру : сайт. | ||
* | *«Мы, люди с гитарой, были осенены ее лучом». Вероника Долина, Павел Крючков, Ирина Евса вспоминают поэтессу Новеллу Матвееву. — Текст : электронный // Известия. — 2016. — 16 сентября. | ||
*Нодель, Ф. А. «Кому сам Хронос не указ» : Новелла Матвеева и Иван Киуру / Ф. Нодель. — Текст : электронный // Литература : газ. изд. дома «Первое сентября». — 2009. — № 18. | |||
* | *Шолох, Е. Летописец старого Владивостока / Е. Шолох. — Текст : электронный // Конкурент. — 2006. — 12 сентября. | ||
* | |||
==Награды, премии== | ==Награды, премии== | ||
Строка 196: | Строка 207: | ||
*2014 — Премия имени Корнея Чуковского за выдающиеся творческие достижения в отечественной детской литературе. | *2014 — Премия имени Корнея Чуковского за выдающиеся творческие достижения в отечественной детской литературе. | ||
[[Category:Писатели]] | [[Category:Писатели]] | ||
[[Category:Переводчики]] |