Шолохов Михаил Александрович: различия между версиями

Строка 101: Строка 101:
Покоряющая особенность творческого метода Шолохова в том и состоит, что он как бы ставит своих героев перед суровым и нелицеприятным судом истории. Причем его герои отнюдь не безвольные «жертвы истории», не пассивные наблюдатели — они, подобно Григорию Мелехову, предельно активны, они бросаются в огонь ожесточенных битв, сознавая себя силой, способной воздействовать на ход истории.  
Покоряющая особенность творческого метода Шолохова в том и состоит, что он как бы ставит своих героев перед суровым и нелицеприятным судом истории. Причем его герои отнюдь не безвольные «жертвы истории», не пассивные наблюдатели — они, подобно Григорию Мелехову, предельно активны, они бросаются в огонь ожесточенных битв, сознавая себя силой, способной воздействовать на ход истории.  


Шолохов не изменяет скрупулезной реалистической объективности, изображая Семена Давыдова из «Поднятой целины» - обнажает он и силу, и слабости героя; все стороны, все грани характера, все качества персонажа проходят жесткую проверку В нелегких обстоятельствах, порожденных драматическими событиями. Реалистическое изображение личных судеб людей достигается художником благодаря сопоставлению индивидуальной человеческой жизни, перипетии ее пути, с судьбой, идеалами и целями народа. Наиболее яркой иллюстрацией к этому может послужить потрясающий образ Андрея Соколова из прославленного на весь мир шолоховского рассказа «Судьба человека».  
Шолохов не изменяет скрупулезной реалистической объективности, изображая Семена Давыдова – героя романа «Поднятая целина» – обнажает он и силу, и слабости героя. Все стороны, все грани характера, все качества персонажа проходят жесткую проверку в нелегких обстоятельствах, порожденных драматическими событиями. Реалистическое изображение личных судеб людей достигается художником благодаря сопоставлению индивидуальной человеческой жизни, перипетии ее пути, с судьбой, идеалами и целями народа. Наиболее яркой иллюстрацией к этому может послужить потрясающий образ Андрея Соколова из прославленного на весь мир шолоховского рассказа «Судьба человека».  


В этом «маленьком романе в форме рассказа» поднята высокая гуманистическая тема, с исключительной яркостью показаны могучая духовная сила и благородная красота мужественного характера советского человека, прошедшего через тяжелые испытания жестокой войны против фашизма.  
В этом «маленьком романе в форме рассказа» поднята высокая гуманистическая тема, с исключительной яркостью показаны могучая духовная сила и благородная красота мужественного характера советского человека, прошедшего через тяжелые испытания жестокой войны против фашизма.  
Строка 148: Строка 148:




В образах шолоховских героев многие люди порой узнают себя. В свое время объявился «прототип» деда Щукаря, хотя на самом деле этого старика окрестили «Щукарем» после выхода «Поднятой целины». В ряде станиц появилось несколько «Кондратов Майданниковых», убежденных в том, что именно их-то и описал «из жизни» автор романа. Дело доходило до того, что всерьез разыскивали родственников Аксиньи Астаховой или показывали место, где стоял мепеховский курень... Вот до какой степени убеждает в своей реальности художественная правда созданных Шолоховым литературных героев.
В образах шолоховских героев многие люди порой узнают себя. В свое время объявился «прототип» деда Щукаря, хотя на самом деле этого старика окрестили «Щукарем» после выхода «Поднятой целины». В ряде станиц появилось несколько «Кондратов Майданниковых», убежденных в том, что именно их-то и описал «из жизни» автор романа. Дело доходило до того, что всерьез разыскивали родственников Аксиньи Астаховой или показывали место, где стоял мелеховский курень... Вот до какой степени убеждает в своей реальности художественная правда созданных Шолоховым литературных героев.  
 
В пленительном образе Аксиньи из «Тихого Дона» впервые в мировой литературе появилось столь проникновенное изображение внутреннего мира женщины-крестьянки.
 
И судьба «Поднятой целины» сложилась поистине необыкновенно. Этот роман уже давно вышел за пределы того, что мы привыкли называть романом. Он стал для миллионов людей руководством в жизни, учебником в самом высоком значении этого слова, стал школой опыта, источником вдохновения и надежды: Мы не удивились, когда прочли однажды в газете, что собрание крестьян какой-то румынской деревни попросило срочно прислать двадцать пять экземпляров «Поднятой целины», так как они решили перейти к коллективному хозяйству.


Писатель Михаил Шолохов в житейском обиходе в совершенстве владеет искусством слушать. Шопохов не задает вопросов. Меткой репликой, улыбчивой шуткой он создает вокруг себя атмосферу тепла и искренности, умеет повернуть разговор так незаметно, тактично, без малейшего нажима, что люди и не спрошенные  рассказывают сами все, его интересующее.  
Писатель Михаил Шолохов в житейском обиходе в совершенстве владеет искусством слушать. Шопохов не задает вопросов. Меткой репликой, улыбчивой шуткой он создает вокруг себя атмосферу тепла и искренности, умеет повернуть разговор так незаметно, тактично, без малейшего нажима, что люди и не спрошенные  рассказывают сами все, его интересующее.  


У Шолохова множество друзей среди хуторян и станичников. Он ходит с ними на охоту, на рыбную ловлю, варит кашу к ужину, а у костров заводит душевные беседы, и люди «выкладывают» писателю самое сокровенное.
У Шолохова множество друзей среди хуторян и станичников. Он ходит с ними на охоту, на рыбалку, варит кашу к ужину, а у костров заводит душевные беседы, и люди «выкладывают» писателю самое сокровенное. В рабочем обиходе писателя отсутствует традиционная «записная книжка». Феноменальная память и «абсолютный слух», редкостная чуткость художника и несметное богатство изобразительных средств позволяют ему воспроизвести в своих книгах думы и душу народа.
 
Поразительно, что Михаил Александрович почти никогда этих бесед не записывает. В рабочем обиходе писателя отсутствует традиционная «записная книжка». Феноменальная память и «абсолютный слух», редкостная чуткость художника и несметное богатство изобразительных средств позволяют ему воспроизвести в своих книгах думы и душу народа.
 
Летом 1967 года после писательского съезда по инициативе правления Союза писателей СССР и Центрального Комитета комсомола молодые советские писатели вместе с писателями из социалистических стран съехались в «литературную столицу мира» —- станицу Вешенскую в гости к Михаилу Александровичу Шолохову.
 
Молодые гости привезли седовласому, но молодому сердцем хозяину библиотеку своих произведений: недавно изданные книги и журналы «Молодая гвардия», в которых были напечатаны произведения почти всех участников встречи.  


Шолохов сердечно поблагодарил за подарки и сказал: — Старому писателю всегда приятно получать в подарок молодогвардейскую литературу.  
Летом 1967 года после писательского съезда по инициативе правления Союза писателей СССР и Центрального Комитета комсомола молодые советские писатели вместе с писателями из социалистических стран съехались в «литературную столицу мира» —- станицу Вешенскую в гости к Михаилу Александровичу Шолохову. Шолохов сердечно поблагодарил за подарки и сказал: — Старому писателю всегда приятно получать в подарок молодогвардейскую литературу.  


Братская, раздольная встреча на берегу прославленного тихого Дона не была стеснена никакими официальными церемониями. Каждый, кто хотел, запросто подходил к Шолохову и задавал волнующие его вопросы о жизни, о писательском работе. Непринужденное дружеское общение, прогулки, беседы, между разговорами — песни, шутки...
Братская, раздольная встреча на берегу прославленного тихого Дона не была стеснена никакими официальными церемониями. Каждый, кто хотел, запросто подходил к Шолохову и задавал волнующие его вопросы о жизни, о писательском работе. Непринужденное дружеское общение, прогулки, беседы, между разговорами — песни, шутки...

Навигация