Дашевская Нина Сергеевна: различия между версиями

Строка 23: Строка 23:
'''Нина Сергеевна Дашевская''' — российский музыкант и писатель, автор книг для детей и подростков.
'''Нина Сергеевна Дашевская''' — российский музыкант и писатель, автор книг для детей и подростков.
==Нина Дашевская / Биография==
==Нина Дашевская / Биография==
Нина Дашевская живёт и работает в Москве. Родилась 23 мая 1979 года в Твери. В 6 лет начала играть на скрипке. Училась одновременно в общеобразовательной и музыкальной школе. В общеобразовательной школе любимым предметом была математика. Окончила Тверское музыкальное училище по классу скрипки. В 18 лет уехала в Москву и поступила в Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского. Окончив консерваторию, работала в Государственном камерном оркестре России, затем — в оркестре Детского музыкального театра им. Н. И. Сац. Несколько лет преподавала музыку в московской школе «Интеллектуал».


Литературный дебют Нины Дашевской состоялся в 2008 году: журнал «Кукумбер» напечатал её сказку «Паровоз, который мечтал играть на скрипке». В дальнейшем часто публиковалась в этом периодическом издании, а также в журналах «Чиж и Ёж», «Простоквашино», в сборниках «Как хорошо уметь читать». В 2011 году вышла её первая книга — таблица умножения в стихах и картинках «Семь невысоких гномов».
Нина родилась 23 мая 1979 года в Твери в семье инженеров. Её родители родом из Одессы, а бабушка — из Грузии. Нина была младшим ребёнком в семье, и родители, уже имевшие опыт воспитания детей, предоставляли Нине несколько больше свободы, чем её брату и сестре.
В шесть лет Нина начала играть на скрипке. Училась одновременно в общеобразовательной и музыкальной школе. Ей нравилось в обеих, но больше — в музыкальной: там общение и с учителями, и с другими учащимися было более тесным, отношения — более серьёзными и доверительными. «Разница с общеобразовательной школой, — вспоминает Нина Сергеевна, — заложена в самой природе музыкального обучения: индивидуальные уроки по специальности, с одной стороны, — ты напрямую общаешься с учителем; и игра в ансамбле — с другой, это такие настоящие рабочие отношения с другими учениками».
Семья Нины была читающей, и девочка рано приобщилась к книге. Читала всё подряд — для неё был важен сам процесс. Вскоре взрослые стали ограничивать Нину в чтении: отчасти потому, что ухудшилось зрение, а отчасти из-за того, что стали страдать занятия музыкой. Но привело это только к тому, что чтение обрело в глазах Нины некий романтический ореол, присущий многим полузапрещённым делам и поступкам.
На литературные вкусы Нины повлияла старшая сестра: Нина с особым интересом читала увиденные у неё книги. Так Нина в восьмом классе познакомилась с творчеством Владимира Набокова. «Первой серьёзной книгой оказалось “Приглашение на казнь”, — рассказывает Дашевская, — было чувство, что я читаю нечто взрослое, это повышало самооценку, но главное — оказалось, что слова нужны не только для того, чтобы рассказывать историю».
У старшего брата, талантливого математика, Нина научилась любить эту непростую науку. Математика — тоже творчество. «…там, где нужно идти по алгоритмам, найти ответы, и мы знаем как — это не математика, — говорит Дашевская. — Она начинается с задачи со звездочкой, когда нужно найти необычное решение». Cвязь между музыкой и математикой для Дашевской очевидна, особенно в сольфеджио. Сегодня она уверена: если бы всё это преподавалось несколько иначе, дети любили бы и сольфеджио, и математику. А тогда, уходя после седьмого класса из общеобразовательной школы, Нина жалела, что отныне придётся уделять математике меньше времени.
Окончив Тверское музыкальное училище по классу скрипки, Нина уехала в Москву, учиться музыке дальше. Сразу поступить в Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского она не смогла и год проучилась в ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова. Затем перевелась в консерваторию на курс профессора Маринэ Яшвили, прекрасного скрипача и талантливого педагога. Окончив консерваторию, Нина работала в Государственном камерном оркестре России, затем — в оркестре Детского музыкального театра им. Н. И. Сац. Несколько лет преподавала музыку в московской школе «Интеллектуал».
Писать Нина Дашевская начала, пребывая, по её собственному определению, «в глубоком декрете» — в отпуске по уходу за двумя детьми. Темы для творчества подсказывали музыка и математика.
Литературный дебют Нины Дашевской состоялся в 2008 году: журнал «Кукумбер» (№ 7) напечатал её сказку «Паровоз, который мечтал играть на скрипке». В дальнейшем она часто публиковалась в этом периодическом издании, а также в журналах «Чиж и Ёж», «Простоквашино», «Костёр» и др., в сборниках «Как хорошо уметь читать». В 2011 году вышла её первая книга — таблица умножения в стихах и картинках «Семь невысоких гномов». Автор хотела показать детям, что математика — это весело.
С математикой у многих персонажей Дашевской особые отношения. Вот и герой повести «День числа Пи» (2018) утверждает, что музыка очень логична, просто не все это понимают.


Сюжеты и герои произведений Нины Дашевской почти всегда так или иначе связаны с музыкой: сборник рассказов «Около музыки» (2015), повести «Скрипка неизвестного мастера» (2015), «Я не тормоз» (2016), «День числа Пи» (2018), познавательная «музыкальная история» «Вивальди. Времена года» (2017). Очень часто у персонажей Дашевской особые отношения и с математикой, ведь музыка, как утверждает герой повести «День числа Пи», очень логична, просто не все это понимают. А в сказочных повестях «Вилли» (2015) и «Тео — театральный капитан» (2018) отчётливо звучат лирические и романтические нотки. Ещё одно личное пристрастие Нины Дашевской — любовь к велосипедам и самокатам — отразилась в повестях «Я не тормоз» и «Вилли» (2015). В целом произведения сочетают черты приключенческой, исторической и школьной повести для подростков.


<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Нина Дашевская">
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Нина Дашевская">
Строка 36: Строка 42:
</gallery></center>
</gallery></center>


Повесть «Скрипка неизвестного мастера» переведена на китайский язык. В 2017 году номинировалась на Международную литературную [[Премия памяти Астрид Линдгрен|премию памяти Астрид Линдгрен]]. В 2018 году в театре для детей и молодёжи «Малый» (Великий Новгород) режиссёром Н. Алексеевой был поставлен спектакль «Я не тормоз» по одноимённой повести Нины Дашевской. В 2019-м театр представлял этот спектакль на Национальной театральной премии и фестивале «Золотая Маска» в рамках Специальной программы «ДЕТСКИЙ WEEKEND».
В сказочных повестях «Вилли» (2015), «Тео — театральный капитан» (2018), «Зимний мастер» (2021) отчётливо звучат лирические и романтические нотки. Но не только: герои этих книг способны на поступок, даже на самопожертвование ради людей и дела, которому служат.
Но большая часть произведений Нины Дашевской связана с музыкой. Художественный мир своих произведений она сопоставляет с миром музыки в обычной жизни. Персонажи Дашевской, реальные или сказочные, могут не знать друг друга, но их объединяет музыка, которая становится либо главной темой, либо фоновой, либо средством и способом, благодаря которым герой познаёт мир вообще и родной город в частности, других людей, самого себя. Об этом и дебютный «Паровозик…», и сборник рассказов «Около музыки» (2015), который Дашевская считает своей первой серьёзной книгой; повести «Скрипка неизвестного мастера» (2015), «Я не тормоз» (2016) и «День числа Пи» (2018); познавательная «музыкальная история» «Вивальди. Времена года» (2017) и «Квартетные сказки» (2023), ставшие книжным воплощением существующего несколько лет проекта «Сказки с музыкой».
В целом произведения Дашевской сочетают черты приключенческой, исторической и школьной повести для подростков. При этом их отличительная особенность — отсутствие надрыва, агрессивности, чрезмерной эмоциональности, которые свойственны многим книгам для подростков и о подростках. Дашевская не подвергает героя чрезмерным испытаниям, хотя и затрагивает в своих книгах очень непростые темы, а многие её персонажи на первый взгляд — странные («День числа Пи»; «Я не тормоз»; «Поиск звука. Творогов», 2021). В произведениях Дашевской нет отрицательных персонажей, и автор старается встать на сторону каждого своего героя, потому что и в жизни редко можно встретить совершенно плохих людей. Читатели ценят её произведения за тонкость чувств, нежную иронию и глубокое понимание психологии подростка, за то, что её персонажи никогда не остаются один на один с самими собой. Важно и то, что в своих книгах Дашевская всегда показывает выход из сложной ситуации.
Произведений Дашевской востребованы современным театром. В 2018 году в театре для детей и молодёжи «Малый» (Великий Новгород) режиссёром Н. Алексеевой был поставлен спектакль «Я не тормоз». В 2019-м театр представлял этот спектакль на Национальной театральной премии и фестивале «Золотая Маска» в рамках Специальной программы «ДЕТСКИЙ WEEKEND».
Критика обратила внимание на произведения Дашевской практически сразу. Свою первую литературную премию — «Золотое перо Руси» — Дашевская получила за сказку «Пикколо» в 2010 году. Затем она участвовала и побеждала в таких конкурсах, как «Книгуру» (2013, 2014, 2015) и «Новая детская книга» издательства «РОСМЭН». Среди её наград Международная детская литературная премия имени В. П. Крапивина, Литературная премия имени С. Я. Маршака (2018).
В 2021 году роман-буримэ «Война и мир в отдельно взятой школе», в создании которого Нина Дашевская приняла участие наряду с другими современными авторами, стал победителем Национального конкурса «Книга года» в номинации «Поколение Z».
Нина Сергеевна Дашевская известна не только в нашей стране. Повесть «Скрипка неизвестного мастера» переведена на китайский язык. Повесть «Я не тормоз» в 2017 году включена в список выдающихся книг мира «Белые вороны», составляемый Международной Мюнхенской юношеской библиотекой. В 2017 и 2021 годах Дашевская номинировалась на международную Премию памяти Астрид Линдгрен (Astrid Lindgren Memorial Award, ALMA).
Сегодня Нина Дашевская живёт и работает в Москве. В оркестре не играет уже несколько лет: «Потому что, когда человек часто говорит “нет”, его уже не зовут». Но иногда играет с квартетом — и это, по её словам, большая радость. Основное её занятие — преподавание, предметы — литературное мастерство и современная литература. К этому новому для себя делу она относится очень ответственно. Литература, сказала Дашевская в одном из интервью, «не такое ремесло, как музыка, ему нельзя обучить. Это, скорее, возможность дать людям высказаться. Моя задача — их послушать, иногда направить, сказать: “Сюда не ходи, здесь уже много ходили до тебя. Посмотри, что есть здесь”. В общем, разговоры вокруг книг, обсуждение текстов, работа с детьми — главное, чем я сейчас занимаюсь».
 


{{#ev:youtube|https://youtu.be/wTgXbgZwvq0|500|center|Нина Дашевская играет на скрипке|frame}}
{{#ev:youtube|https://youtu.be/wTgXbgZwvq0|500|center|Нина Дашевская играет на скрипке|frame}}

Навигация