Дашевская Нина Сергеевна: различия между версиями

нет описания правки
Нет описания правки
Строка 21: Строка 21:
}}
}}
__FORCETOC__
__FORCETOC__
'''Нина Сергеевна Дашевская''' — российский музыкант и писатель, автор книг для детей и подростков.
'''Нина Сергеевна Дашевская''' — современная российская писательница, автор книг для детей и подростков, музыкант.
==Нина Дашевская / Биография==
==Нина Дашевская / Биография==


Нина родилась 23 мая 1979 года в Твери в семье инженеров. Её родители родом из Одессы, а бабушка — из Грузии. Нина была младшим ребёнком в семье, и родители, уже имевшие опыт воспитания детей, предоставляли Нине несколько больше свободы, чем её брату и сестре.
Нина Дашевская родилась 23 мая 1979 года в Твери в семье инженеров. Её родители родом из Одессы, а бабушка — из Грузии. Нина была младшим ребёнком в семье, и родители, уже имевшие опыт воспитания детей, предоставляли Нине несколько больше свободы, чем её брату и сестре.
В шесть лет Нина начала играть на скрипке. Училась одновременно в общеобразовательной и музыкальной школе. Ей нравилось в обеих, но больше — в музыкальной: там общение и с учителями, и с другими учащимися было более тесным, отношения — более серьёзными и доверительными. «Разница с общеобразовательной школой, — вспоминает Нина Сергеевна, — заложена в самой природе музыкального обучения: индивидуальные уроки по специальности, с одной стороны, — ты напрямую общаешься с учителем; и игра в ансамбле — с другой, это такие настоящие рабочие отношения с другими учениками».
 
В шесть лет Нина начала играть на скрипке. Училась одновременно в общеобразовательной и музыкальной школе. Ей нравилось в обеих, но больше — в музыкальной: там общение и с учителями, и с другими учащимися было более тесным, отношения — более серьёзными и доверительными.  
 
 
{{цитата|автор=Нина Дашевская|Разница с общеобразовательной школой заложена в самой природе музыкального обучения: индивидуальные уроки по специальности, с одной стороны, — ты напрямую общаешься с учителем; и игра в ансамбле — с другой, это такие настоящие рабочие отношения с другими учениками.}}
 
 
Семья Нины была читающей, и девочка рано приобщилась к книге. Читала всё подряд — для неё был важен сам процесс. Вскоре взрослые стали ограничивать Нину в чтении: отчасти потому, что ухудшилось зрение, а отчасти из-за того, что стали страдать занятия музыкой. Но привело это только к тому, что чтение обрело в глазах Нины некий романтический ореол, присущий многим полузапрещённым делам и поступкам.
Семья Нины была читающей, и девочка рано приобщилась к книге. Читала всё подряд — для неё был важен сам процесс. Вскоре взрослые стали ограничивать Нину в чтении: отчасти потому, что ухудшилось зрение, а отчасти из-за того, что стали страдать занятия музыкой. Но привело это только к тому, что чтение обрело в глазах Нины некий романтический ореол, присущий многим полузапрещённым делам и поступкам.
На литературные вкусы Нины повлияла старшая сестра: Нина с особым интересом читала увиденные у неё книги. Так Нина в восьмом классе познакомилась с творчеством Владимира Набокова. «Первой серьёзной книгой оказалось “Приглашение на казнь”, — рассказывает Дашевская, — было чувство, что я читаю нечто взрослое, это повышало самооценку, но главное — оказалось, что слова нужны не только для того, чтобы рассказывать историю».
 
На литературные вкусы Нины повлияла старшая сестра: Нина с особым интересом читала увиденные у неё книги. Так Нина в восьмом классе познакомилась с творчеством Владимира Набокова.  
 
 
{{цитата|автор=Нина Дашевская|Первой серьёзной книгой оказалось «Приглашение на казнь». Было чувство, что я читаю нечто взрослое, это повышало самооценку, но главное — оказалось, что слова нужны не только для того, чтобы рассказывать историю.}}
 
 
«Первой серьёзной книгой оказалось “Приглашение на казнь”, — рассказывает Дашевская, — было чувство, что я читаю нечто взрослое, это повышало самооценку, но главное — оказалось, что слова нужны не только для того, чтобы рассказывать историю».
 
У старшего брата, талантливого математика, Нина научилась любить эту непростую науку. Математика — тоже творчество. «…там, где нужно идти по алгоритмам, найти ответы, и мы знаем как — это не математика, — говорит Дашевская. — Она начинается с задачи со звездочкой, когда нужно найти необычное решение». Cвязь между музыкой и математикой для Дашевской очевидна, особенно в сольфеджио. Сегодня она уверена: если бы всё это преподавалось несколько иначе, дети любили бы и сольфеджио, и математику. А тогда, уходя после седьмого класса из общеобразовательной школы, Нина жалела, что отныне придётся уделять математике меньше времени.
У старшего брата, талантливого математика, Нина научилась любить эту непростую науку. Математика — тоже творчество. «…там, где нужно идти по алгоритмам, найти ответы, и мы знаем как — это не математика, — говорит Дашевская. — Она начинается с задачи со звездочкой, когда нужно найти необычное решение». Cвязь между музыкой и математикой для Дашевской очевидна, особенно в сольфеджио. Сегодня она уверена: если бы всё это преподавалось несколько иначе, дети любили бы и сольфеджио, и математику. А тогда, уходя после седьмого класса из общеобразовательной школы, Нина жалела, что отныне придётся уделять математике меньше времени.
Окончив Тверское музыкальное училище по классу скрипки, Нина уехала в Москву, учиться музыке дальше. Сразу поступить в Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского она не смогла и год проучилась в ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова. Затем перевелась в консерваторию на курс профессора Маринэ Яшвили, прекрасного скрипача и талантливого педагога. Окончив консерваторию, Нина работала в Государственном камерном оркестре России, затем — в оркестре Детского музыкального театра им. Н. И. Сац. Несколько лет преподавала музыку в московской школе «Интеллектуал».
 
Окончив Тверское музыкальное училище по классу скрипки, Нина Дашевская уехала в Москву, учиться музыке дальше. Сразу поступить в Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского она не смогла и год проучилась в ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова. Затем перевелась в консерваторию на курс профессора Маринэ Яшвили, прекрасного скрипача и талантливого педагога. Окончив консерваторию, Нина работала в Государственном камерном оркестре России, затем — в оркестре Детского музыкального театра им. Н. И. Сац. Несколько лет преподавала музыку в московской школе «Интеллектуал».
 
Писать Нина Дашевская начала, пребывая, по её собственному определению, «в глубоком декрете» — в отпуске по уходу за двумя детьми. Темы для творчества подсказывали музыка и математика.
Писать Нина Дашевская начала, пребывая, по её собственному определению, «в глубоком декрете» — в отпуске по уходу за двумя детьми. Темы для творчества подсказывали музыка и математика.
Литературный дебют Нины Дашевской состоялся в 2008 году: журнал «Кукумбер» (№ 7) напечатал её сказку «Паровоз, который мечтал играть на скрипке». В дальнейшем она часто публиковалась в этом периодическом издании, а также в журналах «Чиж и Ёж», «Простоквашино», «Костёр» и др., в сборниках «Как хорошо уметь читать». В 2011 году вышла её первая книга — таблица умножения в стихах и картинках «Семь невысоких гномов». Автор хотела показать детям, что математика — это весело.
Литературный дебют Нины Дашевской состоялся в 2008 году: журнал «Кукумбер» (№ 7) напечатал её сказку «Паровоз, который мечтал играть на скрипке». В дальнейшем она часто публиковалась в этом периодическом издании, а также в журналах «Чиж и Ёж», «Простоквашино», «Костёр» и др., в сборниках «Как хорошо уметь читать». В 2011 году вышла её первая книга — таблица умножения в стихах и картинках «Семь невысоких гномов». Автор хотела показать детям, что математика — это весело.
С математикой у многих персонажей Дашевской особые отношения. Вот и герой повести «День числа Пи» (2018) утверждает, что музыка очень логична, просто не все это понимают.
С математикой у многих персонажей Дашевской особые отношения. Вот и герой повести «День числа Пи» (2018) утверждает, что музыка очень логична, просто не все это понимают.


Строка 43: Строка 61:


В сказочных повестях «Вилли» (2015), «Тео — театральный капитан» (2018), «Зимний мастер» (2021) отчётливо звучат лирические и романтические нотки. Но не только: герои этих книг способны на поступок, даже на самопожертвование ради людей и дела, которому служат.
В сказочных повестях «Вилли» (2015), «Тео — театральный капитан» (2018), «Зимний мастер» (2021) отчётливо звучат лирические и романтические нотки. Но не только: герои этих книг способны на поступок, даже на самопожертвование ради людей и дела, которому служат.
Но большая часть произведений Нины Дашевской связана с музыкой. Художественный мир своих произведений она сопоставляет с миром музыки в обычной жизни. Персонажи Дашевской, реальные или сказочные, могут не знать друг друга, но их объединяет музыка, которая становится либо главной темой, либо фоновой, либо средством и способом, благодаря которым герой познаёт мир вообще и родной город в частности, других людей, самого себя. Об этом и дебютный «Паровозик…», и сборник рассказов «Около музыки» (2015), который Дашевская считает своей первой серьёзной книгой; повести «Скрипка неизвестного мастера» (2015), «Я не тормоз» (2016) и «День числа Пи» (2018); познавательная «музыкальная история» «Вивальди. Времена года» (2017) и «Квартетные сказки» (2023), ставшие книжным воплощением существующего несколько лет проекта «Сказки с музыкой».
Но большая часть произведений Нины Дашевской связана с музыкой. Художественный мир своих произведений она сопоставляет с миром музыки в обычной жизни. Персонажи Дашевской, реальные или сказочные, могут не знать друг друга, но их объединяет музыка, которая становится либо главной темой, либо фоновой, либо средством и способом, благодаря которым герой познаёт мир вообще и родной город в частности, других людей, самого себя. Об этом и дебютный «Паровозик…», и сборник рассказов «Около музыки» (2015), который Дашевская считает своей первой серьёзной книгой; повести «Скрипка неизвестного мастера» (2015), «Я не тормоз» (2016) и «День числа Пи» (2018); познавательная «музыкальная история» «Вивальди. Времена года» (2017) и «Квартетные сказки» (2023), ставшие книжным воплощением существующего несколько лет проекта «Сказки с музыкой».
В целом произведения Дашевской сочетают черты приключенческой, исторической и школьной повести для подростков. При этом их отличительная особенность — отсутствие надрыва, агрессивности, чрезмерной эмоциональности, которые свойственны многим книгам для подростков и о подростках. Дашевская не подвергает героя чрезмерным испытаниям, хотя и затрагивает в своих книгах очень непростые темы, а многие её персонажи на первый взгляд — странные («День числа Пи»; «Я не тормоз»; «Поиск звука. Творогов», 2021). В произведениях Дашевской нет отрицательных персонажей, и автор старается встать на сторону каждого своего героя, потому что и в жизни редко можно встретить совершенно плохих людей. Читатели ценят её произведения за тонкость чувств, нежную иронию и глубокое понимание психологии подростка, за то, что её персонажи никогда не остаются один на один с самими собой. Важно и то, что в своих книгах Дашевская всегда показывает выход из сложной ситуации.
В целом произведения Дашевской сочетают черты приключенческой, исторической и школьной повести для подростков. При этом их отличительная особенность — отсутствие надрыва, агрессивности, чрезмерной эмоциональности, которые свойственны многим книгам для подростков и о подростках. Дашевская не подвергает героя чрезмерным испытаниям, хотя и затрагивает в своих книгах очень непростые темы, а многие её персонажи на первый взгляд — странные («День числа Пи»; «Я не тормоз»; «Поиск звука. Творогов», 2021). В произведениях Дашевской нет отрицательных персонажей, и автор старается встать на сторону каждого своего героя, потому что и в жизни редко можно встретить совершенно плохих людей. Читатели ценят её произведения за тонкость чувств, нежную иронию и глубокое понимание психологии подростка, за то, что её персонажи никогда не остаются один на один с самими собой. Важно и то, что в своих книгах Дашевская всегда показывает выход из сложной ситуации.
Произведений Дашевской востребованы современным театром. В 2018 году в театре для детей и молодёжи «Малый» (Великий Новгород) режиссёром Н. Алексеевой был поставлен спектакль «Я не тормоз». В 2019-м театр представлял этот спектакль на Национальной театральной премии и фестивале «Золотая Маска» в рамках Специальной программы «ДЕТСКИЙ WEEKEND».
Произведений Дашевской востребованы современным театром. В 2018 году в театре для детей и молодёжи «Малый» (Великий Новгород) режиссёром Н. Алексеевой был поставлен спектакль «Я не тормоз». В 2019-м театр представлял этот спектакль на Национальной театральной премии и фестивале «Золотая Маска» в рамках Специальной программы «ДЕТСКИЙ WEEKEND».
Критика обратила внимание на произведения Дашевской практически сразу. Свою первую литературную премию — «Золотое перо Руси» — Дашевская получила за сказку «Пикколо» в 2010 году. Затем она участвовала и побеждала в таких конкурсах, как «Книгуру» (2013, 2014, 2015) и «Новая детская книга» издательства «РОСМЭН». Среди её наград Международная детская литературная премия имени В. П. Крапивина, Литературная премия имени С. Я. Маршака (2018).
Критика обратила внимание на произведения Дашевской практически сразу. Свою первую литературную премию — «Золотое перо Руси» — Дашевская получила за сказку «Пикколо» в 2010 году. Затем она участвовала и побеждала в таких конкурсах, как «Книгуру» (2013, 2014, 2015) и «Новая детская книга» издательства «РОСМЭН». Среди её наград Международная детская литературная премия имени В. П. Крапивина, Литературная премия имени С. Я. Маршака (2018).
В 2021 году роман-буримэ «Война и мир в отдельно взятой школе», в создании которого Нина Дашевская приняла участие наряду с другими современными авторами, стал победителем Национального конкурса «Книга года» в номинации «Поколение Z».
В 2021 году роман-буримэ «Война и мир в отдельно взятой школе», в создании которого Нина Дашевская приняла участие наряду с другими современными авторами, стал победителем Национального конкурса «Книга года» в номинации «Поколение Z».
Нина Сергеевна Дашевская известна не только в нашей стране. Повесть «Скрипка неизвестного мастера» переведена на китайский язык. Повесть «Я не тормоз» в 2017 году включена в список выдающихся книг мира «Белые вороны», составляемый Международной Мюнхенской юношеской библиотекой. В 2017 и 2021 годах Дашевская номинировалась на международную Премию памяти Астрид Линдгрен (Astrid Lindgren Memorial Award, ALMA).
Нина Сергеевна Дашевская известна не только в нашей стране. Повесть «Скрипка неизвестного мастера» переведена на китайский язык. Повесть «Я не тормоз» в 2017 году включена в список выдающихся книг мира «Белые вороны», составляемый Международной Мюнхенской юношеской библиотекой. В 2017 и 2021 годах Дашевская номинировалась на международную Премию памяти Астрид Линдгрен (Astrid Lindgren Memorial Award, ALMA).
Сегодня Нина Дашевская живёт и работает в Москве. В оркестре не играет уже несколько лет: «Потому что, когда человек часто говорит “нет”, его уже не зовут». Но иногда играет с квартетом — и это, по её словам, большая радость. Основное её занятие — преподавание, предметы — литературное мастерство и современная литература. К этому новому для себя делу она относится очень ответственно. Литература, сказала Дашевская в одном из интервью, «не такое ремесло, как музыка, ему нельзя обучить. Это, скорее, возможность дать людям высказаться. Моя задача — их послушать, иногда направить, сказать: “Сюда не ходи, здесь уже много ходили до тебя. Посмотри, что есть здесь”. В общем, разговоры вокруг книг, обсуждение текстов, работа с детьми — главное, чем я сейчас занимаюсь».
Сегодня Нина Дашевская живёт и работает в Москве. В оркестре не играет уже несколько лет: «Потому что, когда человек часто говорит “нет”, его уже не зовут». Но иногда играет с квартетом — и это, по её словам, большая радость. Основное её занятие — преподавание, предметы — литературное мастерство и современная литература. К этому новому для себя делу она относится очень ответственно. Литература, сказала Дашевская в одном из интервью, «не такое ремесло, как музыка, ему нельзя обучить. Это, скорее, возможность дать людям высказаться. Моя задача — их послушать, иногда направить, сказать: “Сюда не ходи, здесь уже много ходили до тебя. Посмотри, что есть здесь”. В общем, разговоры вокруг книг, обсуждение текстов, работа с детьми — главное, чем я сейчас занимаюсь».




{{#ev:youtube|https://youtu.be/wTgXbgZwvq0|500|center|Нина Дашевская играет на скрипке|frame}}
{{#ev:youtube|https://youtu.be/wTgXbgZwvq0|500|center|<p style="text-align: center;">Нина Дашевская</p> |frame}}
 


==Нина Дашевская / Книги ==
==Нина Дашевская / Книги ==

Навигация