Юдин Георгий Николаевич: различия между версиями

Строка 57: Строка 57:
В середине 70-х начинается сотрудничество художника в издательстве «Прогресс», которое выпускало книги переводов с русского языка для распространения за рубежом. Например, фольклорное сказание «Дочь Луны и сын Солнца», пересказ для детей с саамского языка Анны Елагиной, было переведено на индонезийский и английский языки (1976).
В середине 70-х начинается сотрудничество художника в издательстве «Прогресс», которое выпускало книги переводов с русского языка для распространения за рубежом. Например, фольклорное сказание «Дочь Луны и сын Солнца», пересказ для детей с саамского языка Анны Елагиной, было переведено на индонезийский и английский языки (1976).


В 1977 году с иллюстрациями Юдина вышли книги «Тройка с минусом, или Происшествие в 5 “А”» И. М. Пивоваровой, «Огородники» Н. Н. Носова. В том же году он был принят в Московский союз художников.
В 1977 году с иллюстрациями Юдина вышли книги «Тройка с минусом, или Происшествие в 5 “А”» [[Пивоварова Ирина Михайловна|И. М. Пивоваровой]], «Огородники» Н. Н. Носова. В том же году он был принят в Московский союз художников.




Строка 68: Строка 68:




В 1980 году вышла книга Г. Б. Остера «Легенды и мифы Лаврова переулка», оформленная Георгием Юдиным.
В 1980 году вышла книга [[Остер Григорий Бенционович|Г. Б. Остера]] «Легенды и мифы Лаврова переулка», оформленная Георгием Юдиным.


В 80-х годах Юдин иллюстрирует книги А. С. Некрасова («Приключения капитана Врунгеля», 1981), В. А. Каверина («Ночной сторож, или семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году», 1982), Ф. Ф. Кнорре («Бумажные книги Лали», 1983), С. В. Михалкова («Праздник непослушания», 1983), С. Я. Маршака («Где тут Петя, где Серёжа?», 1985), И. М. Пивоваровой («Однажды Катя с Манечкой», 1986), Ю. И. Коваля («Поздним вечером, ранней весной», 1988), эстонской писательницы Айно Первик («Чаромора», 1988).
В 80-х годах Юдин иллюстрирует книги [[Некрасов Андрей Сергеевич|А. С. Некрасова]] («Приключения капитана Врунгеля», 1981), [[Каверин Вениамин Александрович|В. А. Каверина]] («Ночной сторож, или семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году», 1982), Ф. Ф. Кнорре («Бумажные книги Лали», 1983), С. В. Михалкова («Праздник непослушания», 1983), [[Маршак Самуил Яковлевич|С. Я. Маршака]] («Где тут Петя, где Серёжа?», 1985), И. М. Пивоваровой («Однажды Катя с Манечкой», 1986), [[Коваль Юрий Иосифович|Ю. И. Коваля]] («Поздним вечером, ранней весной», 1988), эстонской писательницы Айно Первик («Чаромора», 1988).


Обращается Георгий Юдин и к произведениям русской классики. В 1984 году с его рисунками выходит повесть-сказка «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского. Работая над иллюстрациями, автор сделал акцент на романтическом двоемирии, противопоставлении обыденности и фантастики: «Отсюда и появилось драматургическое и цветовое решение оформления книги: всё, что происходит на земле, в пансионе — строго, неэмоционально, бесцветно. Но как только Алёша оказывается в сказке, мир оживает, становится радостным, цветным…» Художник выявил историко-биографический план произведения, передал перспективу петровско-екатерининского города. В 1991 году выходит книга с рассказом «Гуттаперчевый мальчик» Д. В. Григоровича.
Обращается Георгий Юдин и к произведениям русской классики. В 1984 году с его рисунками выходит повесть-сказка «Черная курица, или Подземные жители» [[Погорельский Антоний|Антония Погорельского]]. Работая над иллюстрациями, автор сделал акцент на романтическом двоемирии, противопоставлении обыденности и фантастики: «Отсюда и появилось драматургическое и цветовое решение оформления книги: всё, что происходит на земле, в пансионе — строго, неэмоционально, бесцветно. Но как только Алёша оказывается в сказке, мир оживает, становится радостным, цветным…» Художник выявил историко-биографический план произведения, передал перспективу петровско-екатерининского города. В 1991 году выходит книга с рассказом «Гуттаперчевый мальчик» Д. В. Григоровича.


Иллюстрации Георгия Юдина к «Левше» Н. С. Лескова (1987) были приняты в собрание Третьяковской галереи.
Иллюстрации Георгия Юдина к «Левше» Н. С. Лескова (1987) были приняты в собрание Третьяковской галереи.
Строка 100: Строка 100:
Творчество Георгия Юдина отмечено престижными международными наградами. Иллюстрации к «Приключениям капитана Врунгеля» получили «Тарелку» (BIB Plaques) на Международной биеннале иллюстрации в Братиславе (1983). Во второй половине 1980-годов изданная на двенадцати языках «Чёрная курица» была удостоена премии Культурного центра Испании в Москве, а «Букварёнок» отмечен серебряной медалью международной книжной выставки в Лейпциге в номинации «Самая красивая книга года».
Творчество Георгия Юдина отмечено престижными международными наградами. Иллюстрации к «Приключениям капитана Врунгеля» получили «Тарелку» (BIB Plaques) на Международной биеннале иллюстрации в Братиславе (1983). Во второй половине 1980-годов изданная на двенадцати языках «Чёрная курица» была удостоена премии Культурного центра Испании в Москве, а «Букварёнок» отмечен серебряной медалью международной книжной выставки в Лейпциге в номинации «Самая красивая книга года».


В 90-е годы с иллюстрациями Юдина выходят «Сказки Биг Бена» (английские сказки и стихи в пересказе Григория Кружкова), «Былины: русские песни-сказания Киевского периода», «Живая шляпа и другие рассказы» Н. Н. Носова (все три в 1993 году), «Кошка, гулявшая сама по себе» Р. Киплинга в переводе К. И. Чуковского, «Кепка с карасями» Ю. И. Коваля (обе в1997 году).
В 90-е годы с иллюстрациями Юдина выходят «Сказки Биг Бена» (английские сказки и стихи в пересказе [[Кружков Григорий Михайлович|Григория Кружкова]]), «Былины: русские песни-сказания Киевского периода», «Живая шляпа и другие рассказы» Н. Н. Носова (все три в 1993 году), «Кошка, гулявшая сама по себе» [[Киплинг Редьярд|Р. Киплинга]] в переводе [[Чуковский Корней Иванович|К. И. Чуковского]], «Кепка с карасями» Ю. И. Коваля (обе в1997 году).


В 90-е годы в творчестве Георгия Юдина начинает преобладать литературно-педагогическая деятельность. Энциклопедия «Главное чудо света», вышедшая в издательстве «Педагогика» (1991), быстро обрела популярность и выдержала ряд переизданий (1992, 1994, 1995). Вслед за «Букварёнком» появилась «Заниматика: Занимательная математика для мальчиков и девочек 4–7 лет» (1995). В 1994 году вышла повесть-сказка «Зелёный поросёнок» — о приключении пластилиновой игрушки, в 1997 году — небольшой сборник стихов для детей «Усатый сюрприз». Обе книги оформлены рисунками автора.
В 90-е годы в творчестве Георгия Юдина начинает преобладать литературно-педагогическая деятельность. Энциклопедия «Главное чудо света», вышедшая в издательстве «Педагогика» (1991), быстро обрела популярность и выдержала ряд переизданий (1992, 1994, 1995). Вслед за «Букварёнком» появилась «Заниматика: Занимательная математика для мальчиков и девочек 4–7 лет» (1995). В 1994 году вышла повесть-сказка «Зелёный поросёнок» — о приключении пластилиновой игрушки, в 1997 году — небольшой сборник стихов для детей «Усатый сюрприз». Обе книги оформлены рисунками автора.
Строка 133: Строка 133:




В 1993 году Георгия Юдина избрали вице-президентом Совета по детской книге России. В 1995 году Юдин наградили Орденом Преподобного Сергия Радонежского. В 1998 году за иллюстрации к книге «Муромское чудо» имя художника внесли в Почётный список Международного совета по детской книге (IBBY).
В 1993 году Георгия Юдина избрали вице-президентом Совета по детской книге России. В 1995 году Юдин наградили Орденом Преподобного Сергия Радонежского. В 1998 году за иллюстрации к книге «Муромское чудо» имя художника внесли в Почётный список [[Международный совет по детской книге (IBBY)|Международного совета по детской книге (IBBY)]].


Художник оформлял и романы-хроники для взрослых. Сотрудничал с писателями-историками, разрабатывавшими тему о подвижниках Православной Церкви — В. А. Бахревским («Аввакум», 1997), Б. И. Мокиным («Гермоген», 1997), А. И. Яковлевым «Век Филарета», 1998).
Художник оформлял и романы-хроники для взрослых. Сотрудничал с писателями-историками, разрабатывавшими тему о подвижниках Православной Церкви — [[Бахревский Владислав Анатольевич|В. А. Бахревским]] («Аввакум», 1997), Б. И. Мокиным («Гермоген», 1997), А. И. Яковлевым «Век Филарета», 1998).


С 2000 по 2010 годы Георгий Юдин выпустил в издательстве «Белый город» книги-альбомы, созданные по впечатлениям путешествий и паломничеств: «Святой таинственный Афон» (2008), «Хождения на Святую землю» (2009), «Сокровенная Каппадокия», «Царьград» (обе 2010), «Душа России» (2013). На Международном конкурсе Издательского Совета Русской Православной Церкви «Просвещение через книгу» «Святой таинственный Афон», «Хождения на Святую землю» и «Царьград» были удостоены первого места, «Сокровенная Каппадокия» — Гран-при.
С 2000 по 2010 годы Георгий Юдин выпустил в издательстве «Белый город» книги-альбомы, созданные по впечатлениям путешествий и паломничеств: «Святой таинственный Афон» (2008), «Хождения на Святую землю» (2009), «Сокровенная Каппадокия», «Царьград» (обе 2010), «Душа России» (2013). На Международном конкурсе Издательского Совета Русской Православной Церкви «Просвещение через книгу» «Святой таинственный Афон», «Хождения на Святую землю» и «Царьград» были удостоены первого места, «Сокровенная Каппадокия» — Гран-при.
Строка 141: Строка 141:
В интервью журналисту Владимиру Сергееву (2012) художник подчеркивал, что в православной книжной иллюстрации недопустимы сентиментальность и фальшь: «Жития святых — это не приторные сказки! <…> Не надо этого скрывать и лакировать их биографии. Праведник рождается в борении! Вот в чём сила их веры! Правдивость, а не слащавость приведут ребёнка к вере».
В интервью журналисту Владимиру Сергееву (2012) художник подчеркивал, что в православной книжной иллюстрации недопустимы сентиментальность и фальшь: «Жития святых — это не приторные сказки! <…> Не надо этого скрывать и лакировать их биографии. Праведник рождается в борении! Вот в чём сила их веры! Правдивость, а не слащавость приведут ребёнка к вере».


В те же десятилетия продолжалась работа над иллюстрированием классики и советской детской литературы. Художник работал над обложками к книгам Михаила Булгакова («Записки покойника (Театральный роман). Рассказы и фельетоны», 2001) и Артура Конан Дойла («Маракотова бездна. Туманная земля», 2008). С рисунками Юдина вышли «Приключения Васи Куролесова» (2000) и «Кепка с карасями» (2011) Ю. И. Коваля, сборник сказок Х. К. Андерсена «Райский сад» (2002), «Алёнушкины сказки» Д. Н. Мамина-Сибиряка (2012), «Повести земли русской» И. П. Токмаковой (2013), «Фантазеры» Н. Н. Носова (2018) и другие книги. Нередко художник создавал новые иллюстрации к ранее отрисованным им произведениям (И. М. Пивоварова, «Однажды Катя с Манечкой» (2012), «Тройка с минусом» (2014)).
В те же десятилетия продолжалась работа над иллюстрированием классики и советской детской литературы. Художник работал над обложками к книгам Михаила Булгакова («Записки покойника (Театральный роман). Рассказы и фельетоны», 2001) и Артура Конан Дойла («Маракотова бездна. Туманная земля», 2008). С рисунками Юдина вышли «Приключения Васи Куролесова» (2000) и «Кепка с карасями» (2011) Ю. И. Коваля, сборник сказок [[Андерсен Ханс Кристиан|Х. К. Андерсена]] «Райский сад» (2002), «Алёнушкины сказки» [[Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович|Д. Н. Мамина-Сибиряка]] (2012), «Повести земли русской» [[Токмакова Ирина Петровна|И. П. Токмаковой]] (2013), «Фантазеры» Н. Н. Носова (2018) и другие книги. Нередко художник создавал новые иллюстрации к ранее отрисованным им произведениям (И. М. Пивоварова, «Однажды Катя с Манечкой» (2012), «Тройка с минусом» (2014)).


Художник скончался после продолжительной болезни 7 января 2022 года, в Рождество.
Художник скончался после продолжительной болезни 7 января 2022 года, в Рождество.