Балтер Борис Исаакович: различия между версиями

Строка 53: Строка 53:
Увольнение из армии сделало бессмысленным пребывание Балтера в Москве, и он вместе с женой уехал на её родину, в Днепропетровск (Украина). Там ему предложили работу на одном из местных заводов — начальником службы снабжения. Вникая в незнакомую деятельность, Балтер заподозрил хозяйственные и финансовые махинации, а когда попытался прояснить ситуацию, на него написали заявление в милицию, обвинив в воровстве. Балтер был арестован. Он категорически отрицал свою вину и даже объявил голодовку. В конце концов Балтера оправдали: выяснилось, что сложную схему, позволявшую воровать в таких масштабах, невозможно построить за то недолгое время, в течение которого Балтер работал на заводе.
Увольнение из армии сделало бессмысленным пребывание Балтера в Москве, и он вместе с женой уехал на её родину, в Днепропетровск (Украина). Там ему предложили работу на одном из местных заводов — начальником службы снабжения. Вникая в незнакомую деятельность, Балтер заподозрил хозяйственные и финансовые махинации, а когда попытался прояснить ситуацию, на него написали заявление в милицию, обвинив в воровстве. Балтер был арестован. Он категорически отрицал свою вину и даже объявил голодовку. В конце концов Балтера оправдали: выяснилось, что сложную схему, позволявшую воровать в таких масштабах, невозможно построить за то недолгое время, в течение которого Балтер работал на заводе.


В 1948 году, вскоре после освобождения, Балтер неожиданно для всех, даже для семьи, объявил, что едет в Москву, поступать в Литературный институт им. А. М. Горького. Экзаменационной комиссии он представил стихи и прозу, написанные в следственном изоляторе. Константин Георгиевич Паустовский заметил Балтера и пригласил в свой семинар. Вместе с Балтером учились Юрий Бондарев, Владимир Тендряков, Владимир Солоухин, Семён Шуртаков, Григорий Бакланов, Иосиф Дик, Юрий Трифонов, Макс Бременер, Юрий Казаков и другие талантливые молодые люди, ставшие известными прозаиками.
В 1948 году, вскоре после освобождения, Балтер неожиданно для всех, даже для семьи, объявил, что едет в Москву, поступать в Литературный институт им. А. М. Горького. Экзаменационной комиссии он представил стихи и прозу, написанные в следственном изоляторе. [[Паустовский Константин Георгиевич|Константин Георгиевич Паустовский]] заметил Балтера и пригласил в свой семинар. Вместе с Балтером учились [[Бондарев Юрий Васильевич|Юрий Бондарев]], Владимир Тендряков, Владимир Солоухин, [[Шуртаков Семён Иванович|Семён Шуртаков]], Григорий Бакланов, [[Дик Иосиф Иванович|Иосиф Дик]], Юрий Трифонов, [[Бременер Макс Соломонович|Макс Бременер]], Юрий Казаков и другие талантливые молодые люди, ставшие известными прозаиками.


Творческий семинар К. Г. Паустовского очень много дал будущим писателям. Школа Паустовского была в первую очередь школой нравственности. Он исподволь учил своих студентов относиться к писательству как к жизни, не лукавить и не лгать в угоду политической или какой-нибудь другой конъюнктуре. Балтер навсегда сохранил любовь и уважение к своему литературному наставнику. В статье «Что дал нам Паустовский?» (1967) Балтер писал: «Паустовский никогда ничего не навязывал. <…> помогал осуществиться тому, что было заложено в самом даровании писателя. И когда молодой писатель начинал находить себя, предъявлял к нему суровые профессиональные требования <…> продолжая оберегать зарождение индивидуальности». И, прямо обращаясь к учителю, добавлял: «Вы никогда не терпели фальши. Правда всегда горьковата. Я благодарен Вам за то, что люблю этот привкус».
Творческий семинар К. Г. Паустовского очень много дал будущим писателям. Школа Паустовского была в первую очередь школой нравственности. Он исподволь учил своих студентов относиться к писательству как к жизни, не лукавить и не лгать в угоду политической или какой-нибудь другой конъюнктуре. Балтер навсегда сохранил любовь и уважение к своему литературному наставнику. В статье «Что дал нам Паустовский?» (1967) Балтер писал: «Паустовский никогда ничего не навязывал. <…> помогал осуществиться тому, что было заложено в самом даровании писателя. И когда молодой писатель начинал находить себя, предъявлял к нему суровые профессиональные требования <…> продолжая оберегать зарождение индивидуальности». И, прямо обращаясь к учителю, добавлял: «Вы никогда не терпели фальши. Правда всегда горьковата. Я благодарен Вам за то, что люблю этот привкус».
Строка 73: Строка 73:
Работу в «Литературной газете» нельзя было назвать творческой, и в начале 1960-х Балтер перешёл в литературно-художественный журнал для молодёжи «Юность». С этим журналом связаны и триумф писателя, и самый мрачный период его жизни.
Работу в «Литературной газете» нельзя было назвать творческой, и в начале 1960-х Балтер перешёл в литературно-художественный журнал для молодёжи «Юность». С этим журналом связаны и триумф писателя, и самый мрачный период его жизни.


В конце 1962 года в «Юности» появилась повесть, сделавшая Балтера знаменитым, — «До свидания, мальчики!». Автор посвятил её К. Г. Паустовскому, а названием повести стали слова из песни Булата Окуджавы, с которым Балтер дружил. Изначально повесть называлась «Трое из одного города» и была напечатана в 1961 году в альманахе «Тарусские страницы», созданном при непосредственном участии К. Г. Паустовского.
В конце 1962 года в «Юности» появилась повесть, сделавшая Балтера знаменитым, — «До свидания, мальчики!». Автор посвятил её К. Г. Паустовскому, а названием повести стали слова из песни [[Окуджава Булат Шалвович|Булата Окуджавы]], с которым Балтер дружил. Изначально повесть называлась «Трое из одного города» и была напечатана в 1961 году в альманахе «Тарусские страницы», созданном при непосредственном участии К. Г. Паустовского.


«Тарусские страницы» включали отклонённые центральными журналами и издательствами произведения Б. Окуджавы, В. Максимова, Д. Самойлова, В. Корнилова, Ф. Вигдорова, Е. Винокурова и других ярких авторов, без которых сегодня невозможно представить советскую литературу. Кроме того, в альманахе было напечатано более четырёх десятков стихотворений Марины Цветаевой. Партийная и советская бюрократия не могла простить такое вольнодумство. Печатание тиража «Тарусских страниц» было остановлено, уже изданные экземпляры по распоряжению Главлита (государственного органа СССР, осуществлявшего цензуру печатных произведений и защиту государственных секретов в СМИ) изъяты из библиотек и книжных магазинов, а вошедшие в альманах произведения подверглись необъективной критике.
«Тарусские страницы» включали отклонённые центральными журналами и издательствами произведения Б. Окуджавы, В. Максимова, Д. Самойлова, В. Корнилова, [[Вигдорова Фрида Абрамовна|Ф. Вигдорова]], Е. Винокурова и других ярких авторов, без которых сегодня невозможно представить советскую литературу. Кроме того, в альманахе было напечатано более четырёх десятков стихотворений Марины Цветаевой. Партийная и советская бюрократия не могла простить такое вольнодумство. Печатание тиража «Тарусских страниц» было остановлено, уже изданные экземпляры по распоряжению Главлита (государственного органа СССР, осуществлявшего цензуру печатных произведений и защиту государственных секретов в СМИ) изъяты из библиотек и книжных магазинов, а вошедшие в альманах произведения подверглись необъективной критике.


Тем не менее, повесть «До свидания, мальчики!», представлявшая собой переработанную автором повесть «Трое из одного города», была встречена очень хорошо. По словам литературного критика Б. Сарнова, «это был <…> удивительный для тех времён, поистине уникальный случай, когда книга <…> имела официальный успех, её высоко оценила литературная общественность, и она пришлась по душе и читателю. Она <…> сразу стала одной из любимых книг молодёжи».
Тем не менее, повесть «До свидания, мальчики!», представлявшая собой переработанную автором повесть «Трое из одного города», была встречена очень хорошо. По словам литературного критика [[Сарнов Бенедикт Михайлович|Б. Сарнова]], «это был <…> удивительный для тех времён, поистине уникальный случай, когда книга <…> имела официальный успех, её высоко оценила литературная общественность, и она пришлась по душе и читателю. Она <…> сразу стала одной из любимых книг молодёжи».


Секрет этого успеха — в лирическом осмыслении судьбы целого поколения, мальчиков середины 1930-х годов, перед которыми выпускные школьные экзамены открывали казавшееся бесконечно прекрасным будущее, но была — жестокая реальность взрослой жизни и страшная война. Повесть поражает необыкновенной чистотой, свежестью и поэтической цельностью. В герое-рассказчике, в котором легко узнаётся автор, совмещаются взрослеющий мальчишка из залитого солнцем южного приморского города и сорокалетний мужчина, прошедший войну и познавший изнанку жизни. Светлая грусть, окутывающая повесть, оказалась очень уместной в годы оттепели, когда верилось, что в советское общество возвращаются праведные идеалы революции.
Секрет этого успеха — в лирическом осмыслении судьбы целого поколения, мальчиков середины 1930-х годов, перед которыми выпускные школьные экзамены открывали казавшееся бесконечно прекрасным будущее, но была — жестокая реальность взрослой жизни и страшная война. Повесть поражает необыкновенной чистотой, свежестью и поэтической цельностью. В герое-рассказчике, в котором легко узнаётся автор, совмещаются взрослеющий мальчишка из залитого солнцем южного приморского города и сорокалетний мужчина, прошедший войну и познавший изнанку жизни. Светлая грусть, окутывающая повесть, оказалась очень уместной в годы оттепели, когда верилось, что в советское общество возвращаются праведные идеалы революции.

Навигация