44 664
правки
Klimkin (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{#seo: |title=Калиновский Геннадий Владимирович — ПроДетЛит |title_mode=replace |keywords=Калиновский? Геннадий, ПроДетЛит, prodetlit |description=Геннадий Калиновский — российский педагог, писатель. Биография, библиография, иллюстрации, фотографии. |image=Gennadij-Kalinovskij.jpg |image_alt=Генна...») |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 35: | Строка 35: | ||
Увлечение рисованием началось очень рано. Художник вспоминал, что рисовал всегда, сколько себя помнил. В семье на занятие сына никто не обращал особого внимания. Когда мальчик подрос, он самостоятельно записался в художественный кружок Дома пионеров. Талантливого ученика заметил руководитель кружка и всегда старался помогать ему. В 1943 году Геннадий Калиновский отправил свою работу «Гибель Нибелунгов» на конкурс рисунков, который проводила газета «Пионерская правда». Он получил первый приз и рекомендацию на учёбу в Московскую среднюю художественную школу (МСХШ). После окончания школы в 1949 году поступил в Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова (в наст. вр. МГАХИ им. В. И. Сурикова) на отделение книжной графики. Г. Калиновский учился мастерству у Б. А. Дехтерёва, его дипломной работой стали иллюстрации к роману Г. Фаста «Спартак». | Увлечение рисованием началось очень рано. Художник вспоминал, что рисовал всегда, сколько себя помнил. В семье на занятие сына никто не обращал особого внимания. Когда мальчик подрос, он самостоятельно записался в художественный кружок Дома пионеров. Талантливого ученика заметил руководитель кружка и всегда старался помогать ему. В 1943 году Геннадий Калиновский отправил свою работу «Гибель Нибелунгов» на конкурс рисунков, который проводила газета «Пионерская правда». Он получил первый приз и рекомендацию на учёбу в Московскую среднюю художественную школу (МСХШ). После окончания школы в 1949 году поступил в Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова (в наст. вр. МГАХИ им. В. И. Сурикова) на отделение книжной графики. Г. Калиновский учился мастерству у Б. А. Дехтерёва, его дипломной работой стали иллюстрации к роману Г. Фаста «Спартак». | ||
Ещё до окончания института в 1955 году Геннадий Калиновский сотрудничал с журналами «Огонёк», «Семья и школа», «Физкультура и спорт», «Юность», занимался книжной графикой. Появилась и первая иллюстрированная им книга для детей — О. Донченко «Василько» (1953). За ней последовали и другие книги: И. Недоля «Птичьи стаи» (1961), М. Гершензон «Робин Гуд» (1966) и «Две жизни Госсека» (1968), «Земляника под снегом» (1968), В. Катаев «Белеет парус одинокий» (1968) и др. Иллюстрировал он и произведения для взрослых: А. Серафимовича, К. Симонова, А. Фадеева и др. Нельзя не упомянуть о совместной работе Г. В. Калиновского с Б. А. Диодоровым. В самом начале творческого пути они вместе иллюстрировали исторические повести А. Говорова «Алкамен — театральный мальчик» (1964), А. Каждана «У стен Царьграда» (1965), повесть Л. Кассиля «Будьте готовы, ваше высочество!» (1969) и др. | Ещё до окончания института в 1955 году Геннадий Калиновский сотрудничал с журналами «Огонёк», «Семья и школа», «Физкультура и спорт», «Юность», занимался книжной графикой. Появилась и первая иллюстрированная им книга для детей — О. Донченко «Василько» (1953). За ней последовали и другие книги: И. Недоля «Птичьи стаи» (1961), М. Гершензон «Робин Гуд» (1966) и «Две жизни Госсека» (1968), «Земляника под снегом» (1968), В. Катаев «Белеет парус одинокий» (1968) и др. Иллюстрировал он и произведения для взрослых: А. Серафимовича, К. Симонова, А. Фадеева и др. Нельзя не упомянуть о совместной работе Г. В. Калиновского с [[Диодоров Борис Аркадьевич|Б. А. Диодоровым]]. В самом начале творческого пути они вместе иллюстрировали исторические повести А. Говорова «Алкамен — театральный мальчик» (1964), А. Каждана «У стен Царьграда» (1965), повесть [[Кассиль Лев Абрамович|Л. Кассиля]] «Будьте готовы, ваше высочество!» (1969) и др. | ||
В работах начинающего иллюстратора уже тогда можно было заметить увлечение штриховкой. Калиновский пробовал различные графические стили, оттачивал технику, обретая свой неповторимый авторский почерк. Его рисункам свойственна динамичная композиция, появились персонажи-шаржи, ставшие в будущем характерной особенностью его творчества. | В работах начинающего иллюстратора уже тогда можно было заметить увлечение штриховкой. Калиновский пробовал различные графические стили, оттачивал технику, обретая свой неповторимый авторский почерк. Его рисункам свойственна динамичная композиция, появились персонажи-шаржи, ставшие в будущем характерной особенностью его творчества. | ||
Строка 41: | Строка 41: | ||
В «Землянике под снегом» (1968) заметно его увлечение орнаментом. Художник сумел превратить декоративное средство в умелый инструмент для выстраивания ритма книги. Калиновский всегда любил простой карандашный штрих, линию. В своих ранних книгах он работал почти всегда тушью и размывкой, предпочитая монохромные тоновые рисунки. Цвет иногда вводил только в обложки и форзацы. | В «Землянике под снегом» (1968) заметно его увлечение орнаментом. Художник сумел превратить декоративное средство в умелый инструмент для выстраивания ритма книги. Калиновский всегда любил простой карандашный штрих, линию. В своих ранних книгах он работал почти всегда тушью и размывкой, предпочитая монохромные тоновые рисунки. Цвет иногда вводил только в обложки и форзацы. | ||
По словам самого Г. В. Калиновского, вкус к книжной графике он почувствовал гораздо позже, во время работы над «Приключениями Алисы в Стране Чудес» Льюиса Кэрролла в остроумном пересказе Бориса Заходера (1974). | По словам самого Г. В. Калиновского, вкус к книжной графике он почувствовал гораздо позже, во время работы над «Приключениями Алисы в Стране Чудес» [[Кэрролл Льюис|Льюиса Кэрролла]] в остроумном пересказе Бориса Заходера (1974). | ||
Чудесный тандем писателя и художника прекрасно передал идею этой книги, получившей новое звучание. Они смогли передать ощущения и впечатления маленького ребёнка, входящего в причудливый мир взрослой жизни. То, что взрослому кажется привычным, обыденным, у маленького человечка вызывает удивление от открытия нового. В ожидании чудес он всё воспринимает радостно и непосредственно. | Чудесный тандем писателя и художника прекрасно передал идею этой книги, получившей новое звучание. Они смогли передать ощущения и впечатления маленького ребёнка, входящего в причудливый мир взрослой жизни. То, что взрослому кажется привычным, обыденным, у маленького человечка вызывает удивление от открытия нового. В ожидании чудес он всё воспринимает радостно и непосредственно. | ||
Строка 53: | Строка 53: | ||
С 1985 года Г. В. Калиновский начал экспериментировать и с цветом. Очень интересны его работы к книге Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера» (1985, переиздана в 2004). Он вспомнил о первоначальном взрослом сатирическом подтексте по замыслу писателя и отказался от исключительно сказочного, авантюрного прочтения книги. Если прежде персонажи Калиновского напоминали дружеские шаржи, то лилипуты Свифта похожи на злободневные карикатуры. Гулливер, напротив, изображён живым человеком, с почти фотографической точностью. Герои романа обладают яркой индивидуальностью, что придаёт рисункам неповторимую жизненную силу. Иллюстрации с тщательно выписанными деталями даже на крошечных фигурках лилипутов заставляют читателей рассматривать их часами. | С 1985 года Г. В. Калиновский начал экспериментировать и с цветом. Очень интересны его работы к книге Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера» (1985, переиздана в 2004). Он вспомнил о первоначальном взрослом сатирическом подтексте по замыслу писателя и отказался от исключительно сказочного, авантюрного прочтения книги. Если прежде персонажи Калиновского напоминали дружеские шаржи, то лилипуты Свифта похожи на злободневные карикатуры. Гулливер, напротив, изображён живым человеком, с почти фотографической точностью. Герои романа обладают яркой индивидуальностью, что придаёт рисункам неповторимую жизненную силу. Иллюстрации с тщательно выписанными деталями даже на крошечных фигурках лилипутов заставляют читателей рассматривать их часами. | ||
Больше всего Геннадий Владимирович работал над оформлением сказок и сказочных историй. Он проиллюстрировал произведения Б. Заходера, Ю. Коваля, Эдуарда Успенского, Памелы Трэверс, Александра Алана Милна, Миёко Мацутани, Корнея Чуковского и др. | {{цитата|автор=Геннадий Калиновский|Рисунки к Свифту нельзя написать, их надо лепить цветом. Поскольку книга эта — не книга-состояние, а книга-форма.}} | ||
Больше всего Геннадий Владимирович работал над оформлением сказок и сказочных историй. Он проиллюстрировал произведения Б. Заходера, [[Коваль Юрий Иосифович|Ю. Коваля]], [[Успенский Эдуард Николаевич|Эдуарда Успенского]], [[Трэверс Памела Линдон|Памелы Трэверс]], [[Милн Алан Александр|Александра Алана Милна]], Миёко Мацутани, [[Чуковский Корней Иванович|Корнея Чуковского]] и др. | |||
За иллюстрации к «Сказкам дядюшки Римуса» Джоэля Харриса Калиновский получил две очень престижных награды — серебряную медаль на книжной ярмарке в Лейпциге и «Золотое яблоко» на 6-й Биеннале иллюстраций детских книг в Братиславе (1977). Рисунки к этой книге выполнены в довольно необычной манере, напоминающей масляную живопись. Художник щетинной кистью покрывал лист, затем бритвой процарапывал нужную фактуру и заливал рисунок чёрной акварелью. Такая техника помогла поддержать общий стиль сказок Харриса: Волк выглядит простым техасским парнем, а Кролик — хитрец, ловкач и пройдоха, которому палец в рот не клади. | За иллюстрации к «Сказкам дядюшки Римуса» Джоэля Харриса Калиновский получил две очень престижных награды — серебряную медаль на книжной ярмарке в Лейпциге и «Золотое яблоко» на 6-й Биеннале иллюстраций детских книг в Братиславе (1977). Рисунки к этой книге выполнены в довольно необычной манере, напоминающей масляную живопись. Художник щетинной кистью покрывал лист, затем бритвой процарапывал нужную фактуру и заливал рисунок чёрной акварелью. Такая техника помогла поддержать общий стиль сказок Харриса: Волк выглядит простым техасским парнем, а Кролик — хитрец, ловкач и пройдоха, которому палец в рот не клади. | ||
Строка 62: | Строка 63: | ||
Знакомство с Софьей Леонидовной Прокофьевой переросло крепкую дружбу автора и художника. В этом творческом союзе были созданы «Лоскутик и Облако», «Астрель и Хранитель леса», «Остров капитанов», «Глазастик и ключ-невидимка». Книги неоднократно переиздавались у нас в стране и за рубежом. | Знакомство с Софьей Леонидовной Прокофьевой переросло крепкую дружбу автора и художника. В этом творческом союзе были созданы «Лоскутик и Облако», «Астрель и Хранитель леса», «Остров капитанов», «Глазастик и ключ-невидимка». Книги неоднократно переиздавались у нас в стране и за рубежом. | ||
В 1982 году в издательстве «Детская литература» вышла книга Д. Р. Р. Толкина «Хранители: летопись первая из эпопеи | В 1982 году в издательстве «Детская литература» вышла книга [[Толкин Джон Рональд Руэл|Д. Р. Р. Толкина]] «Хранители: летопись первая из эпопеи «Властелин колец» с иллюстрациями Г. Калиновского. Книга имела оглушительный успех, несмотря на то, что была издана в сокращённом варианте. Художник так же дотошно подошёл к погружению в текст, изучал древнекельтскую культуру, особое внимание уделяя орнаменту и шрифту. По воспоминаниям вдовы художника, Р. Калиновской, работа над «Хранителями» давалась ему сложно. Художник поставил перед собой задачу не реконструировать, не воссоздавать, а имитировать дух того времени. Поэтому он сосредоточил внимание в основном на орнаментации мотивов, на работе шрифта, на картографии и интересных композициях буквиц древнекельтского алфавита. В книге нет иллюстраций в привычном понимании, а есть причудливые орнаменты, карты на обложке, форзацах и шмуцтитулах. Художник в своей работе использовал акварель и гуашь. | ||
Очень важным этапом своего творчества Геннадий Владимирович считал иллюстрации к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». По воспоминаниям самого художника, работа была сложной, но интересной: | Очень важным этапом своего творчества Геннадий Владимирович считал иллюстрации к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». По воспоминаниям самого художника, работа была сложной, но интересной: | ||
{{цитата|автор=Геннадий Калиновский|Тему я старался решить в холодновато-историческом, а не романтическом ключе…˂ ˃ Иллюстрируя Булгакова, преследовал я ещё вот какую цель: уж коли книга полифоничная, я старался передать музыкальное состояние эпизода, темы.}} | |||
Для отображения прошлого и настоящего Калиновский использовал несколько стилей, акварель сочетал с графикой. Он работал над этой книгой несколько лет, но издание вышло в свет только в 2001 году в санкт-петербургском издательстве «Вита Нова». Геннадий Владимирович в 2002 году получил за свою работу Гран-при конкурса «Книга года» в номинации «Художник-иллюстратор». | Для отображения прошлого и настоящего Калиновский использовал несколько стилей, акварель сочетал с графикой. Он работал над этой книгой несколько лет, но издание вышло в свет только в 2001 году в санкт-петербургском издательстве «Вита Нова». Геннадий Владимирович в 2002 году получил за свою работу Гран-при конкурса «Книга года» в номинации «Художник-иллюстратор». | ||
Строка 87: | Строка 90: | ||
Также в Государственном художественном музее г. Ханты-Мансийска в 2019 году прошла выставка «Графика Геннадия Калиновского». | Также в Государственном художественном музее г. Ханты-Мансийска в 2019 году прошла выставка «Графика Геннадия Калиновского». | ||
==Геннадий Калиновский / Книги== | ==Геннадий Калиновский / Книги== |