Носов Николай Николаевич: различия между версиями

нет описания правки
Нет описания правки
 
(не показано 14 промежуточных версий этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
{{#seo:
|title=Николай Носов — ПроДетЛит
|title_mode=replace
|keywords=Носов, Николай, prodetlit
|description=Николай Носов — писатель. Биография, библиография, иллюстрации, фотографии.
|image=Nosov (2).jpg
|image_alt=Николай Носов
}}
{{Шаблон:Писатель2
{{Шаблон:Писатель2
|ФИО                          = Николай Носов
|ФИО                          = Николай Носов
Строка 31: Строка 23:
'''Николай Николаевич Носов''' — русский советский писатель, автор книг для детей, драматург, киносценарист.
'''Николай Николаевич Носов''' — русский советский писатель, автор книг для детей, драматург, киносценарист.
==Николай Носов / Биография==
==Николай Носов / Биография==
Николай Николаевич Носов родился 23 ноября (10 ноября по старому стилю) 1908 года в Киеве. Вскоре семья перебралась в посёлок (ныне город) Ирпень неподалёку от столицы Украины. Носовы вернулись в Киев на время учебы старших детей в гимназии, а затем вновь уехали в Ирпень.
Николай Носов родился 23 ноября (10 ноября по старому стилю) 1908 года в Киеве. Вскоре семья перебралась в посёлок (ныне город) Ирпень неподалёку от столицы Украины. Носовы вернулись в Киев на время учебы старших детей в гимназии, а затем вновь уехали в Ирпень.


У Носовых было четверо детей, Коля — второй сын. Кроме него был ещё старший брат Пётр и младшие брат и сестра. Мама Варвара Петровна вела домашнее хозяйство, а отец Николай Петрович был эстрадным артистом. Преуспеть на этом поприще ему было не суждено: только один его номер неизменно нравился публике. Чтобы содержать семью, Николай Петрович работал на железной дороге, время от времени возвращаясь на сцену. Маленький Коля с удовольствием бывал на выступлениях отца, посещал все концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже захочет стать артистом.
У Носовых было четверо детей, Коля — второй сын. Кроме него был ещё старший брат Пётр и младшие брат и сестра. Мама Варвара Петровна вела домашнее хозяйство, а отец Николай Петрович был эстрадным артистом. Преуспеть на этом поприще ему было не суждено: только один его номер неизменно нравился публике. Чтобы содержать семью, Николай Петрович работал на железной дороге, время от времени возвращаясь на сцену. Маленький Коля с удовольствием бывал на выступлениях отца, посещал все концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже захочет стать артистом.
Строка 39: Строка 31:
Носовы всегда жили трудно, особенно в годы Гражданской войны и последовавшей за ней разрухи. Голод и холод в доме были обычным делом. Однажды вся семья переболела тифом, и тяжелее всех — Коля. По словам Носова, когда он выздоровел, его мать плакала от радости: «Так я узнал, что плакать можно не только от горя».
Носовы всегда жили трудно, особенно в годы Гражданской войны и последовавшей за ней разрухи. Голод и холод в доме были обычным делом. Однажды вся семья переболела тифом, и тяжелее всех — Коля. По словам Носова, когда он выздоровел, его мать плакала от радости: «Так я узнал, что плакать можно не только от горя».


Николай начал работать с четырнадцати лет: был землекопом, косил траву, продавал газеты. Окончив в 2024 году гимназию, преобразованную в школу-семилетку, устроился чернорабочим сначала на местный бетонный завод, потом — на частный кирпичный завод в нескольких километрах от Ирпеня.
Николай Носов начал работать с четырнадцати лет: был землекопом, косил траву, продавал газеты. Окончив в 2024 году гимназию, преобразованную в школу-семилетку, устроился чернорабочим сначала на местный бетонный завод, потом — на частный кирпичный завод в нескольких километрах от Ирпеня.


Работая, Николай продолжал учиться в вечерней школе, потому что хотел поступать в Киевский политехнический институт на химический факультет, а для этого был нужен аттестат о полном среднем образовании. Аттестат Носов получил, но — потерял интерес к химии. Теперь его мыслями владела фотография. Всё свободное время и деньги Николай тратил на неё. Доходило до того, что единственной одеждой юноши оставалась спецовка, выданная на заводе.
Работая, Николай продолжал учиться в вечерней школе, потому что хотел поступать в Киевский политехнический институт на химический факультет, а для этого был нужен аттестат о полном среднем образовании. Аттестат Носов получил, но — потерял интерес к химии. Теперь его мыслями владела фотография. Всё свободное время и деньги Николай тратил на неё. Доходило до того, что единственной одеждой юноши оставалась спецовка, выданная на заводе.


В 1927 году Николай вместе со старшим братом Петром поступил в Киевский художественный институт на фотокиноотделение. Молодые люди изучали мультипликацию и даже приняли участие в создании сатирического киножурнала «Кинокрокодил». Через два года, в 1929-м, братья перевелись в московский Государственный техникум кинематографии (с 1930 года — Государственный институт кинематографии, ныне ВГИК) и успешно его окончили. С тех пор профессиональная жизнь Николая Носова почти два десятилетия была связана с кино: с 1932 по 1951 год он работал режиссёром-постановщиком научно-популярных и учебных фильмов, несколько лет — на студии «Воентехфильм».
В 1927 году Николай вместе со старшим братом Петром поступил в Киевский художественный институт на фотокиноотделение. Молодые люди изучали мультипликацию и даже приняли участие в создании сатирического киножурнала «Кинокрокодил». Через два года, в 1929-м, братья перевелись в московский Государственный техникум кинематографии (с 1930 года — Государственный институт кинематографии, ныне ВГИК) и успешно его окончили. С тех пор профессиональная жизнь Николая Носова почти два десятилетия была связана с кино: с 1932 по 1951 год он работал режиссёром-постановщиком научно-популярных и учебных фильмов, несколько лет — на студии «Воентехфильм».
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Николай Носов">
Файл:Nikolaj-Nosov (3).jpg|Дневник Коли Синицына / Н. Носов ; рисунки В. Ладягина, 1950
Файл:Nikolaj-Nosov (4).jpg|Тук-Тук-Тук : [диафильм] / Н. Носов ; художник Кеша, 1951
Файл:Nikolaj-Nosov (2).jpg|Повести и рассказы / Н. Носов ; рисунки А. Лаптев, 1952
Файл:Nikolaj-Nosov (1).jpg|Ниночка : [диафильм] / Н. Носов ; художник Е. Афанасьева, 1959
</gallery></center>


Особой страницей творческой биографии Носова стал его труд в годы Великой Отечественной войны. Под руководством Николая Николаевича был создан ряд фильмов, знакомивших советских танкистов с новыми отечественными боевыми машинами, а также с танками, которые поставлялись из США и Великобритании по ленд-лизу. Учебный фильм «Планетарные трансмиссии в танках» стал лучшим из выпущенных студией «Воентехфильм» в 1943 году. Примечательно, что в фильме британский танк «Черчилль» выписывал сложные пируэты под «Лунную сонату» Л. ван Бетховена. За этот фильм Носов был удостоен ордена Красной Звезды. В длинном списке награждённых «За образцовое выполнение боевых заданий Командования по обеспечению танковых и механизированных войск действующей армии и достигнутые успехи в подготовке кадров танкистов, и укомплектование бронетанковых и механизированных войск» Николай Николаевич Носов — единственный гражданский. По рассказам людей, лично его знавших, орден Красной Звезды Носов ценил выше всех своих наград.
Особой страницей творческой биографии Носова стал его труд в годы Великой Отечественной войны. Под руководством Николая Николаевича был создан ряд фильмов, знакомивших советских танкистов с новыми отечественными боевыми машинами, а также с танками, которые поставлялись из США и Великобритании по ленд-лизу. Учебный фильм «Планетарные трансмиссии в танках» стал лучшим из выпущенных студией «Воентехфильм» в 1943 году. Примечательно, что в фильме британский танк «Черчилль» выписывал сложные пируэты под «Лунную сонату» Л. ван Бетховена. За этот фильм Носов был удостоен ордена Красной Звезды. В длинном списке награждённых «За образцовое выполнение боевых заданий Командования по обеспечению танковых и механизированных войск действующей армии и достигнутые успехи в подготовке кадров танкистов, и укомплектование бронетанковых и механизированных войск» Николай Николаевич Носов — единственный гражданский. По рассказам людей, лично его знавших, орден Красной Звезды Носов ценил выше всех своих наград.


Николай Носов был доволен своей профессией режиссёра и не собирался её менять. Однако он чувствовал некую неудовлетворённость. «Мне хотелось какой-то значительной деятельности, — рассказывал он впоследствии, — а деятельность писателя представлялась мне значительной, важной для людей, для общества. Я, однако ж, не мог осуществить своего желания писать, потому что у меня не было своей темы <...> Тема эта появилась сама собой, когда я, выражаясь фигурально, попал в волшебную страну детства».
Николай Носов был доволен своей профессией режиссёра и не собирался её менять. Однако он чувствовал некую неудовлетворённость.  
 
 
{{цитата|автор=Николай Носов|Мне хотелось какой-то значительной деятельности, — рассказывал он впоследствии, — а деятельность писателя представлялась мне значительной, важной для людей, для общества. Я, однако ж, не мог осуществить своего желания писать, потому что у меня не было своей темы <...> Тема эта появилась сама собой, когда я, выражаясь фигурально, попал в волшебную страну детства.}}
 


В этой стране будущий классик отечественной детской литературы оказался, когда у него появился сын. В середине 1930-х годов Носов начал придумывать истории для маленького Пети и его друзей. «Волшебная страна» удивила Носова, а любое творчество, считал он, начинается с удивления. Вскоре Носов понял, что сочинять детские книжки — это работа, которая «требует очень много знаний, и не только литературных». В частности, он начал интересоваться психологией детей. Но главное, считал Носов, «к детям нужно относиться с самым большим и очень тёплым уважением».
В этой стране будущий классик отечественной детской литературы оказался, когда у него появился сын. В середине 1930-х годов Носов начал придумывать истории для маленького Пети и его друзей. «Волшебная страна» удивила Носова, а любое творчество, считал он, начинается с удивления. Вскоре Носов понял, что сочинять детские книжки — это работа, которая «требует очень много знаний, и не только литературных». В частности, он начал интересоваться психологией детей. Но главное, считал Носов, «к детям нужно относиться с самым большим и очень тёплым уважением».


В 1938 году состоялась первая публикация Носова-писателя: рассказ «Затейники» (= «Домик») с рисунками Николая Радлова напечатал популярнейший детский журнал «Мурзилка» (№ 9). Критика доброжелательно встретила нового автора, и вскоре один за другим увидели свет рассказы «ЗИС» (= «Автомобиль», 1939), «Метро» (1940), «Мишутка и Стасик» (= «Фантазёры», 1940), «Чудесные брюки» (= «Заплатка», 1941) и др. Знаменитую «Живую шляпу» впервые опубликовал в 1938 году в переводе на белорусский язык журнал «Iскры Iлыча» под названием «Жывы капялюш».
В 1938 году состоялась первая публикация Носова-писателя: рассказ «Затейники» (= «Домик») с рисунками [[Радлов Николай Эрнестович|Николая Радлова]] напечатал популярнейший детский журнал [[Мурзилка|«Мурзилка»]] (№ 9). Критика доброжелательно встретила нового автора, и вскоре один за другим увидели свет рассказы «ЗИС» (= «Автомобиль», 1939), «Метро» (1940), «Мишутка и Стасик» (= «Фантазёры», 1940), «Чудесные брюки» (= «Заплатка», 1941) и др. Знаменитую «Живую шляпу» впервые опубликовал в 1938 году в переводе на белорусский язык журнал «Iскры Iлыча» под названием «Жывы капялюш».


Уже в этих ранних рассказах, адресованных дошкольникам, проявились определяющие особенности всего творчества Н. Носова: умение воспитывать развлекая и стремление включать в художественные произведения практические знания (так, герой «Чудесных брюк» научился самостоятельно ставить заплатки). Делал писатель это таким мастерством, что не страдали ни идея, ни замысел, ни ритм повествования.
Уже в этих ранних рассказах, адресованных дошкольникам, проявились определяющие особенности всего творчества Н. Носова: умение воспитывать развлекая и стремление включать в художественные произведения практические знания (так, герой «Чудесных брюк» научился самостоятельно ставить заплатки). Делал писатель это таким мастерством, что не страдали ни идея, ни замысел, ни ритм повествования.
Строка 57: Строка 62:
Занятия литературой прервала Великая Отечественная война. К сочинительству Николай Носов вернулся только в её конце.
Занятия литературой прервала Великая Отечественная война. К сочинительству Николай Носов вернулся только в её конце.


Первый сборник рассказов Николая Носова «Тук–тук-тук» вышел из печати в 1945 году (с рисунками Генриха Валька), за ним последовали сборники «Ступеньки» (1946) и «Весёлые рассказы» (1947). Отдельные рассказы регулярно появлялись в журналах «Мурзилка», «Костёр», «Затейник», в газете «Пионерская правда» и других периодических изданиях. Работа в детской литературе занимала у Носова всё больше времени, постепенно становясь его основным занятием.
Первый сборник рассказов Николая Носова «Тук–тук-тук» вышел из печати в 1945 году (с рисунками [[Вальк Генрих Оскарович|Генриха Валька]]), за ним последовали сборники «Ступеньки» (1946) и «Весёлые рассказы» (1947). Отдельные рассказы регулярно появлялись в журналах «Мурзилка», «Костёр», «Затейник», в газете «Пионерская правда» и других периодических изданиях. Работа в детской литературе занимала у Носова всё больше времени, постепенно становясь его основным занятием.
 
 
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Николай Носов">
Файл:Veselye-rasskazy-Nosov (1).jpg|Веселые рассказы / Николай Носов; рис. Генрих Вальк, 1947
Файл:Veselye-rasskazy-Nosov (2).jpg|Веселые рассказы / Н. Носов; рис. Генрих Вальк
Файл:Veselye-rasskazy-Nosov (3).jpg|Веселые рассказы / Н. Носов; рис. Генрих Вальк
Файл:Veselye-rasskazy-Nosov (4).jpg|Веселые рассказы / Н. Носов; рис. Генрих Вальк
</gallery></center>
 


В 1949 году Николай Носов опубликовал повесть в рассказах «Весёлая семейка», и это была его первая попытка освоения крупных литературных форм. Второй повестью стал «Дневник Коли Синицына» (1950), третьей — «Витя Малеев в школе и дома» (её Носов написал по заказу Министерства просвещения РСФСР и Отдела школ ЦК ВКП(б), которые обратились к детским писателям с просьбой создать повести, в которых было бы показано, как двоечники становятся успевающими учениками). Эти произведения были написаны для детей постарше (их герои пионеры), а «Витю Малеева…» Носов даже предложил журналу «Новый мир», видимо, полагая, что повесть не только для детей.
В 1949 году Николай Носов опубликовал повесть в рассказах «Весёлая семейка», и это была его первая попытка освоения крупных литературных форм. Второй повестью стал «Дневник Коли Синицына» (1950), третьей — «Витя Малеев в школе и дома» (её Носов написал по заказу Министерства просвещения РСФСР и Отдела школ ЦК ВКП(б), которые обратились к детским писателям с просьбой создать повести, в которых было бы показано, как двоечники становятся успевающими учениками). Эти произведения были написаны для детей постарше (их герои пионеры), а «Витю Малеева…» Носов даже предложил журналу «Новый мир», видимо, полагая, что повесть не только для детей.
Строка 76: Строка 90:


Сказку о коротышках ростом с палец — «Приключения Незнайки и его товарищей» — почти два года печатал киевский журнал «Барвинок», причём сразу на двух языках: русском и украинском. Отдельным изданием она вышла в 1954 году и называлась несколько иначе — «Приключения Незнайки и его друзей». В содержании «Приключений Незнайки…» также произошли некоторые изменения: Мазилка стал Тюбиком, Бим-Бом — Гуслей, Торопыга — Торопыжкой, Тубус-Трубус Стекляшкин — просто Стекляшкиным, вместо Тяп Ляпыча Авоськина и братьев Усатика и Бородатика появились Растеряйка и Авоська с Небоськой, а Незнайка пересел с парового велосипеда на газированный автомобиль.
Сказку о коротышках ростом с палец — «Приключения Незнайки и его товарищей» — почти два года печатал киевский журнал «Барвинок», причём сразу на двух языках: русском и украинском. Отдельным изданием она вышла в 1954 году и называлась несколько иначе — «Приключения Незнайки и его друзей». В содержании «Приключений Незнайки…» также произошли некоторые изменения: Мазилка стал Тюбиком, Бим-Бом — Гуслей, Торопыга — Торопыжкой, Тубус-Трубус Стекляшкин — просто Стекляшкиным, вместо Тяп Ляпыча Авоськина и братьев Усатика и Бородатика появились Растеряйка и Авоська с Небоськой, а Незнайка пересел с парового велосипеда на газированный автомобиль.
В журнальной версии «Приключений Незнайки…» нет детальных описаний внешности и одежды коротышек. Художники «Барвинка» В. Григорьев и К. Полякова нарисовали полноватого Незнайку в оранжевом берете и мешковатых коротких штанах на помочах, а некоторых коротышей — взрослыми дядями. Иллюстрации в книжном издании выполнил А. Лаптев, благодаря которому Незнайка обзавёлся лихим чубом, огромной голубой шляпой, напоминающей сомбреро, жёлтыми расклешёнными брюками и широким зелёным галстуком.




В журнальной версии «Приключений Незнайки…» нет детальных описаний внешности и одежды коротышек. Художники «Барвинка» В. Григорьев и К. Полякова нарисовали полноватого Незнайку в оранжевом берете и мешковатых коротких штанах на помочах, а некоторых коротышей — взрослыми дядями. Иллюстрации в книжном издании выполнил А. Лаптев, благодаря которому Незнайка обзавёлся лихим чубом, огромной голубой шляпой, напоминающей сомбреро, жёлтыми расклешёнными брюками и широким зелёным галстуком.
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Николай Носов">
Файл:Neznajka (1).jpg|Приключения Незнайки и его друзей / Николай Носов ; рисунки А. Лаптев, 1958
Файл:Neznajka (6).jpg|Приключения Незнайки и его друзей / Николай Носов ; рисунки А. Лаптев
Файл:Neznajka (7).jpg|Приключения Незнайки и его друзей / Николай Носов ; рисунки А. Лаптев
Файл:Neznajka (8).jpg|Приключения Незнайки и его друзей / Николай Носов ; рисунки А. Лаптев
</gallery></center>




Образ, созданный А. Лаптевым, оказался таким удачным, что Носов внёс соответствующие изменения в текст. После А. Лаптева художники, уже рисовавшие коротышек (В. Григорьев и К. Полякова, Л. Владимирский и др.) переделывали облик Незнайки, а если изображали впервые (И. Семёнов, Г. Вальк, А Борисов, А. Борисенко и др.), то сразу повязывали ему галстук и надевали на чубатую голову большущую шляпу.
Образ, созданный А. Лаптевым, оказался таким удачным, что Носов внёс соответствующие изменения в текст. После А. Лаптева художники, уже рисовавшие коротышек (В. Григорьев и К. Полякова, Л. Владимирский и др.) переделывали облик Незнайки, а если изображали впервые (И. Семёнов, Г. Вальк, А Борисов, А. Борисенко и др.), то сразу повязывали ему галстук и надевали на чубатую голову большущую шляпу.


«Приключения Незнайки и его друзей» — обаятельная и обманчиво простая сказка о жителях Цветочного города, где растут гигантские — с точки зрения коротышек — цветы, овощи и злаки. Обитатели города заняты каждый своим делом: художник Тюбик рисует, астроном Стекляшкин изучает небесные светила, толстяк Пончик ест, механики Винтик и Шпунтик изобретают очередную машину, а отчаянный фантазёр Незнайка вносит разнообразие в размеренную жизнь коротышек. Но долго на Незнайку никто не сердится, ведь он хороший малыш, не злой, просто не всегда думает, прежде чем что-то сказать или сделать. С другой стороны, без Незнайки в Цветочном городе наверняка было бы очень скучно.


«Приключения Незнайки и его друзей» — обаятельная и обманчиво простая сказка о жителях Цветочного города, где растут гигантские — с точки зрения коротышек — цветы, овощи и злаки. Обитатели города заняты каждый своим делом: художник Тюбик рисует, астроном Стекляшкин изучает небесные светила, толстяк Пончик ест, механики Винтик и Шпунтик изобретают очередную машину, а отчаянный фантазёр Незнайка вносит разнообразие в размеренную жизнь коротышек. Но долго на Незнайку никто не сердится, ведь он хороший малыш, не злой, просто не всегда думает, прежде чем что-то сказать или сделать. С другой стороны, без Незнайки в Цветочном городе наверняка было бы очень скучно.
Носов о своём герое говорил так:  




Носов о своём герое говорил так: «…у Незнайки есть жизненный прототип. Это ребёнок, но не такой, которого можно назвать по имени и фамилии, а ребёнок вообще, с присущей его возрасту неугомонной жаждой деятельности, неистребимой жаждой знания и в то же время с неусидчивостью, неспособностью удержать своё внимание на одном предмете сколько-нибудь долгое время, — в общем, со всеми хорошими задатками, которые ребёнку предстоит в себе укрепить и развить, и с недостатками, от которых нужно избавиться».
{{цитата|автор=Николай Носов|…у Незнайки есть жизненный прототип. Это ребёнок, но не такой, которого можно назвать по имени и фамилии, а ребёнок вообще, с присущей его возрасту неугомонной жаждой деятельности, неистребимой жаждой знания и в то же время с неусидчивостью, неспособностью удержать своё внимание на одном предмете сколько-нибудь долгое время, — в общем, со всеми хорошими задатками, которые ребёнку предстоит в себе укрепить и развить, и с недостатками, от которых нужно избавиться.}}




Дети, увлечённо следившие за бурными событиями в Цветочном городе и его окрестностях, не замечали воспитательного посыла сказки, а родители видели и одобряли, не уставая вместе с детьми смеяться над похождениями Незнайки.
Дети, увлечённо следившие за бурными событиями в Цветочном городе и его окрестностях, не замечали воспитательного посыла сказки, а родители видели и одобряли, не уставая вместе с детьми смеяться над похождениями Незнайки.


«Приключений Незнайки…» имели необычайный успех. Носова буквально засыпали просьбами о продолжении. Так появились ещё две книги: «Незнайка в Солнечном городе» (первая публикация — 1958 год, журнал «Юность», в этом же году — отдельное издание) и «Незнайка на Луне» (первая половина романа — журнал «Семья и школа», 1964–1966; отдельное издание состоялось в 1965 году).
«Приключений Незнайки…» имели необычайный успех. Носова буквально засыпали просьбами о продолжении. Так появились ещё две книги: «Незнайка в Солнечном городе» (первая публикация — 1958 год, журнал «Юность», в этом же году — отдельное издание) и «Незнайка на Луне» (первая половина романа — журнал «Семья и школа», 1964–1966; отдельное издание состоялось в 1965 году).


Вторая и третья книги сказочной эпопеи гораздо сложнее.
Вторая и третья книги сказочной эпопеи гораздо сложнее.


«Незнайка в Солнечном городе» показывает совершенное общество, в основе которого — высокая сознательность малышек и развитое индустриальное производство. Носов не упустил возможности рассказать о том, как создаются книги, одежда, сироп — всё, что может потребоваться городу и его жителям. Ну а Незнайка, с его импульсивностью, сам того не желая, посеял хаос, едва не уничтоживший прекрасный город. Читатели-дети от души наслаждались необыкновенной историей, а взрослые отмечали сходство романа Носова с произведением Т. Кампанеллы «Город Солнца»: подобно итальянскому философу XVII века советский писатель сочинил утопию об идеальном обществе будущего. Примечательно, что «Незнайка в Солнечном городе» — самая «сказочная» книга трилогии: эпизодический, однако чрезвычайно важный персонаж — волшебник, сыгравший роль бога из машины; если бы не он, безупречный, но, как выяснилось, очень уязвимый и не умеющий защищаться Солнечный город был бы уничтожен ветрогонами.
«Незнайка в Солнечном городе» показывает совершенное общество, в основе которого — высокая сознательность малышек и развитое индустриальное производство. Носов не упустил возможности рассказать о том, как создаются книги, одежда, сироп — всё, что может потребоваться городу и его жителям. Ну а Незнайка, с его импульсивностью, сам того не желая, посеял хаос, едва не уничтоживший прекрасный город. Читатели-дети от души наслаждались необыкновенной историей, а взрослые отмечали сходство романа Носова с произведением Т. Кампанеллы «Город Солнца»: подобно итальянскому философу XVII века советский писатель сочинил утопию об идеальном обществе будущего. Примечательно, что «Незнайка в Солнечном городе» — самая «сказочная» книга трилогии: эпизодический, однако чрезвычайно важный персонаж — волшебник, сыгравший роль бога из машины; если бы не он, безупречный, но, как выяснилось, очень уязвимый и не умеющий защищаться Солнечный город был бы уничтожен ветрогонами.
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Николай Носов">
Файл:Neznajka (5).jpg|Незнайка / Николай Носов ; художник Александр Борисенко
Файл:Neznajka (4).jpg|Незнайка / Николай Носов ; художник Александр Борисенко
Файл:Neznajka (3).jpg|Незнайка / Николай Носов ; художник Александр Борисенко
Файл:Neznajka (2).jpg|Незнайка / Николай Носов ; художник Александр Борисенко
</gallery></center>




«Незнайку в Солнечном городе» автор назвал романом-сказкой. Этот вид литературной сказки имеет больший объём, разветвлённый сюжет и более сложную композицию. В отличие от повести-сказки, в романе-сказке в центре внимания автора и читателя не один герой и его судьба, а несколько персонажей и их поведение в различных обстоятельствах. С подзаголовком «роман-сказка» стали выходить все новые издания «Приключений Незнайки…», с ним же был опубликован «Незнайка на Луне», завершивший трилогию о коротышках.
«Незнайку в Солнечном городе» автор назвал романом-сказкой. Этот вид литературной сказки имеет больший объём, разветвлённый сюжет и более сложную композицию. В отличие от повести-сказки, в романе-сказке в центре внимания автора и читателя не один герой и его судьба, а несколько персонажей и их поведение в различных обстоятельствах. С подзаголовком «роман-сказка» стали выходить все новые издания «Приключений Незнайки…», с ним же был опубликован «Незнайка на Луне», завершивший трилогию о коротышках.


«Незнайка на Луне», — острая социальная сатира. Тон романа серьёзнее, а персонажи заметно взрослее: Носов даже не называет их малышами и малышками. В этой книге Незнайка и Пончик, угнав — совершенно случайно! — космическую ракету, прилетели на Луну, где царит капитализм. Коротышки с изумлением узнали о существовании денег, рекламы, мошенниках разного рода, кредитном рабстве, продажных блюстителях порядка, уличных бандах и бездомных. Пончик сумел приспособиться к новой жизни и очень скоро стал мистером Пончем, миллионером, а вот Незнайка оказался на дне лунного общества. Однако унывать он не стал: подружившись с отверженными лунатиками, организовал сопротивление и с помощью прибывших с Земли коротышек осуществил революцию.
«Незнайка на Луне», — острая социальная сатира. Тон романа серьёзнее, а персонажи заметно взрослее: Носов даже не называет их малышами и малышками. В этой книге Незнайка и Пончик, угнав — совершенно случайно! — космическую ракету, прилетели на Луну, где царит капитализм. Коротышки с изумлением узнали о существовании денег, рекламы, мошенниках разного рода, кредитном рабстве, продажных блюстителях порядка, уличных бандах и бездомных. Пончик сумел приспособиться к новой жизни и очень скоро стал мистером Пончем, миллионером, а вот Незнайка оказался на дне лунного общества. Однако унывать он не стал: подружившись с отверженными лунатиками, организовал сопротивление и с помощью прибывших с Земли коротышек осуществил революцию.
Строка 118: Строка 146:
За трилогию о Незнайке Н. Носову в 1969 году была присуждена Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской. В этой ситуации крылась определённая ирония: автор сказочных произведений получил премию, названную именем человека, считавшего сказки вредным чтением.
За трилогию о Незнайке Н. Носову в 1969 году была присуждена Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской. В этой ситуации крылась определённая ирония: автор сказочных произведений получил премию, названную именем человека, считавшего сказки вредным чтением.


О коротышках Н. Носов писал не только романы. В частности, в 1957 году журнал «Мурзилка» напечатал комикс «Как Незнайкины друзья Винтик и Шпунтик сделали пылесос» (рисовал И. Семёнов). В 1960 году издательство «Детский мир» выпустило сказку на основе комикса с тем же названием, с рисунками Е. Мигунова. Также сказка публиковалась под названиями «Винтик, Шпунтик и пылесос» и «Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос» (1960).
О коротышках Н. Носов писал не только романы. В частности, в 1957 году журнал «Мурзилка» напечатал комикс «Как Незнайкины друзья Винтик и Шпунтик сделали пылесос» (рисовал И. Семёнов). В 1960 году издательство «Детский мир» выпустило сказку на основе комикса с тем же названием, с рисунками [[Мигунов Евгений Тихонович|Е. Мигунова]]. Также сказка публиковалась под названиями «Винтик, Шпунтик и пылесос» и «Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос» (1960).
 
 
 
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Николай Носов">
Файл:Nosov (4).jpg|Как Незнайкины друзья Винтик и Шпунтик сделали пылесос / Н. Носов ; рисунки Е. Мигунов
Файл:Nosov (3).jpg|Незнайка на Луне / Н. Носов ; рисунки Г. Вальк
Файл:Melik-Pashaev (1).jpg|Бобик в гостях у Барбоса / Николай Носов ; рисунки И. Семёнова
Файл:Nosov (5).jpg|Мишкина каша / Н. Носов ; худож. И. Семенов
</gallery></center>
 
 


Крупным событием в творческой биографии Николая Носова стало вышедшее в 1968–1969 годах первое собрание сочинений. Оно включало три тома и было приурочено к 30-летию работы Носова в литературе для детей. Носов сам отбирал произведения для этого издания, редактировал, если считал нужным, вносил стилистические правки.
Крупным событием в творческой биографии Николая Носова стало вышедшее в 1968–1969 годах первое собрание сочинений. Оно включало три тома и было приурочено к 30-летию работы Носова в литературе для детей. Носов сам отбирал произведения для этого издания, редактировал, если считал нужным, вносил стилистические правки.
Строка 134: Строка 173:
Носов планировал ещё одну книгу, которая стала бы продолжением «Тайны...». «Тема её — жизнь человека, когда ему 14–17 лет, романтика, присущая этому возрасту, а главное — первая юношеская любовь, — сказал Носов в одном из интервью. — Раньше я на тему любви не писал, но сейчас мой герой подрос, повзрослел, и пришла пора ему полюбить».
Носов планировал ещё одну книгу, которая стала бы продолжением «Тайны...». «Тема её — жизнь человека, когда ему 14–17 лет, романтика, присущая этому возрасту, а главное — первая юношеская любовь, — сказал Носов в одном из интервью. — Раньше я на тему любви не писал, но сейчас мой герой подрос, повзрослел, и пришла пора ему полюбить».


Творчество Носова включало также написание статей и эссе, посвящённых различным аспектам литературной деятельности, фельетонов, иронических заметок о школе, о воспитании детей и о многом другом. Первая книга такого рода — сборник «На литературные темы» (1957). Спустя несколько лет появились «Иронические юморески» (1969). «О правде художественного вымысла» Носов размышлял в статье 1967 года, «О писательском труде» — в статье, написанной в 1975-м. В 2005 году в составе сборника «Мишкина каша» были наконец опубликованы «Кванты смеха». Этот трактат, как назвал его Николай Носов, состоит из двух частей: «Смех в жизни» и «Смех в искусстве».
Творчество Носова включало также написание статей и эссе, посвящённых различным аспектам литературной деятельности, фельетонов, иронических заметок о школе, о воспитании детей и о многом другом. Первая книга такого рода — сборник «На литературные темы» (1957). Спустя несколько лет появились «Иронические юморески» (1969). «О правде художественного вымысла» Носов размышлял в статье 1967 года, «О писательском труде» — в статье, написанной в 1975-м.
 
В 2005 году в составе сборника «Мишкина каша» были наконец опубликованы «Кванты смеха». Этот трактат, как назвал его Николай Носов, состоит из двух частей: «Смех в жизни» и «Смех в искусстве».


Авторитет Николая Носова в литературном мире был очень высок, а популярность его произведений для детей огромна. Они издавались большими тиражами в Советском Союзе, переводились на иностранные языки, в том числе английский, арабский, фарси, французский, хинди, японский… Уже в 1957 году, по данным журнала The UNESCO Courier («Курьер ЮНЕСКО»), Николай Носов в списке самых переводимых русских писателей оказался на третьем месте — вслед за М. Горьким и А. С. Пушкиным.
Авторитет Николая Носова в литературном мире был очень высок, а популярность его произведений для детей огромна. Они издавались большими тиражами в Советском Союзе, переводились на иностранные языки, в том числе английский, арабский, фарси, французский, хинди, японский… Уже в 1957 году, по данным журнала The UNESCO Courier («Курьер ЮНЕСКО»), Николай Носов в списке самых переводимых русских писателей оказался на третьем месте — вслед за М. Горьким и А. С. Пушкиным.
Строка 142: Строка 183:
Большая часть произведений Николая Носова для детей так или иначе была экранизирована, в том числе за рубежом. В СССР первыми появились диафильмы «Дружок» (1950), «Живая шляпа» (1951), «Тук-тук-тук» (1951), «Мишкина каша» (1953). Вскоре к ним присоединились мультипликационные и игровые фильмы. Для нескольких экранизаций Носов сам написал сценарии. Таковы художественные фильмы «Два друга» (1954), «Дружок» (1958), «Барбос в гостях у Бобика» (1964) и др., а также рисованные мультфильмы «Винтик и Шпунтик — весёлые мастера» (1960), «Незнайка учится» (1961), «Фунтик и огурцы» (1961), «Приключения Толи Клюквина» (1964), «Фантазёры» (1965) и др.
Большая часть произведений Николая Носова для детей так или иначе была экранизирована, в том числе за рубежом. В СССР первыми появились диафильмы «Дружок» (1950), «Живая шляпа» (1951), «Тук-тук-тук» (1951), «Мишкина каша» (1953). Вскоре к ним присоединились мультипликационные и игровые фильмы. Для нескольких экранизаций Носов сам написал сценарии. Таковы художественные фильмы «Два друга» (1954), «Дружок» (1958), «Барбос в гостях у Бобика» (1964) и др., а также рисованные мультфильмы «Винтик и Шпунтик — весёлые мастера» (1960), «Незнайка учится» (1961), «Фунтик и огурцы» (1961), «Приключения Толи Клюквина» (1964), «Фантазёры» (1965) и др.


Николай Носов, создавший столько шумных, бойких и озорных героев, был человеком сдержанным и закрытым, а в отношениях с людьми — очень избирательным. Поддерживал приятельские отношения с Агнией Барто и Корнеем Ивановичем Чуковским, но мало кто мог с полным правом называться его близкими другом. В 1970-е годы на фоне проблем со здоровьем Носов ещё более замкнулся. Продолжал много работать, но сократил до минимума общение с друзьями и родственниками, практически перестал выходить из квартиры.
Николай Носов, создавший столько шумных, бойких и озорных героев, был человеком сдержанным и закрытым, а в отношениях с людьми — очень избирательным. Поддерживал приятельские отношения с [[Барто Агния Львовна|Агнией Барто]] и [[Чуковский Корней Иванович|Корнеем Ивановичем Чуковским]], но мало кто мог с полным правом называться его близкими другом. В 1970-е годы на фоне проблем со здоровьем Носов ещё более замкнулся. Продолжал много работать, но сократил до минимума общение с друзьями и родственниками, практически перестал выходить из квартиры.


Николай Николаевич Носов умер 26 июля 1976 года — во сне, от обширного инфаркта. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве. На могиле писателя установлена каменная стела, а к ней примыкает плита с изображением бегущего Незнайки и колокольчиков, — такие растут в Солнечном городе.
Николай Николаевич Носов умер 26 июля 1976 года — во сне, от обширного инфаркта. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве. На могиле писателя установлена каменная стела, а к ней примыкает плита с изображением бегущего Незнайки и колокольчиков, — такие растут в Солнечном городе.
Строка 149: Строка 190:


А «Незнайка на Луне» обрёл второе дыхание. Сегодня, читая эту книгу, дети получают немало полезных знаний о мире и обществе, в котором живут. Взрослые поражаются, как точно соответствует нынешним реалиям написанное Носовым в середине 1960-х годов, и не только по части дикого капитализма и безудержной глобализации. Известный литературный критик Л. Данилкин заметил, что Носов для России, как Свифт для Англии. «Мне кажется, — заметил Лев Александрович, — что “Незнайка на Луне” — это абсолютный код ко всему. Это галерея русских характеров, каталог ситуаций, подлинная энциклопедия русской жизни, архетипов. Если вам нужно узнать что-нибудь про современное искусство, или про человеческие отношения, или про экстремальные обстоятельства, или про человеческую глупость — всё там».
А «Незнайка на Луне» обрёл второе дыхание. Сегодня, читая эту книгу, дети получают немало полезных знаний о мире и обществе, в котором живут. Взрослые поражаются, как точно соответствует нынешним реалиям написанное Носовым в середине 1960-х годов, и не только по части дикого капитализма и безудержной глобализации. Известный литературный критик Л. Данилкин заметил, что Носов для России, как Свифт для Англии. «Мне кажется, — заметил Лев Александрович, — что “Незнайка на Луне” — это абсолютный код ко всему. Это галерея русских характеров, каталог ситуаций, подлинная энциклопедия русской жизни, архетипов. Если вам нужно узнать что-нибудь про современное искусство, или про человеческие отношения, или про экстремальные обстоятельства, или про человеческую глупость — всё там».
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Николай Носов">
Файл:Igor-Nosov.jpg|Игорь Носов (внук Николая Носова)
Файл:Nosov (6).jpg|Серебряная монета к 100-летию со дня рождения Н. Носова
</gallery></center>


У вселенной коротышек великое множество фанатов. Они, не желая расставаться с любимыми героями и не считаясь с авторским правом, с конца XX века опубликовали несколько продолжений приключений Незнайки. Возможно, поэтому внук писателя Игорь Носов решил взять фамильное дело в свои руки. С 2000 года издаются произведения И. П. Носова: «Остров Незнайки» (2000), «Ура! Незнайка!» (2000), «Незнайка учится читать» (2002), «Путешествие Незнайки в Каменный город» (2002) и др.
У вселенной коротышек великое множество фанатов. Они, не желая расставаться с любимыми героями и не считаясь с авторским правом, с конца XX века опубликовали несколько продолжений приключений Незнайки. Возможно, поэтому внук писателя Игорь Носов решил взять фамильное дело в свои руки. С 2000 года издаются произведения И. П. Носова: «Остров Незнайки» (2000), «Ура! Незнайка!» (2000), «Незнайка учится читать» (2002), «Путешествие Незнайки в Каменный город» (2002) и др.
Строка 364: Строка 412:
==Диафильмы в НЭБ.Дети==
==Диафильмы в НЭБ.Дети==


*[https://nebdeti.ru/nedb-item?id=e82410b2-3c93-4b13-ab99-d63bed05ed3c Носов, Н. Дружок] : [диафильм] / рассказ Н. Носова ; художник Н. Петров. — Москва : Диафильм, 1950 (Москва : РГДБ). — 1 дф. (41 кд.) : ч/б. — Оригинал хранится в коллекции М. И. Воробьевой. — Текст. Изображение : электронные.
*[https://nebdeti.ru/nedb-item?id=e82410b2-3c93-4b13-ab99-d63bed05ed3c Носов, Н. Дружок] : [диафильм] / рассказ Н. Носова ; художник Н. Петров. — Москва : Диафильм, 1950 (Москва : [[Российская государственная детская библиотека|РГДБ]]). — 1 дф. (41 кд.) : ч/б. — Оригинал хранится в коллекции М. И. Воробьевой. — Текст. Изображение : электронные.


*[https://nebdeti.ru/nedb-item?id=e57e6d6e-d502-4b8a-9b64-44b8030b6cb8 Носов, Н. Живая шляпа] : диафильм для детей дошкольного возраста / Н. Носов ; рисунки А. Брея. — Москва : Диафильм, 1951 (Москва : РГДБ). — 1 дф. (36 кд.) : цв. — Оригинал хранится в РГДБ. — Текст. Изображение : электронные.
*[https://nebdeti.ru/nedb-item?id=e57e6d6e-d502-4b8a-9b64-44b8030b6cb8 Носов, Н. Живая шляпа] : диафильм для детей дошкольного возраста / Н. Носов ; рисунки А. Брея. — Москва : Диафильм, 1951 (Москва : РГДБ). — 1 дф. (36 кд.) : цв. — Оригинал хранится в РГДБ. — Текст. Изображение : электронные.
Строка 406: Строка 454:
==О жизни и творчестве==
==О жизни и творчестве==


*Баруздин С. О Николае Носове // Заметки о детской литературе / Сергей Баруздин. — Москва : Детская литература, 1975. — С. 170–175.
*Баруздин С. О Николае Носове // Заметки о детской литературе / [[Баруздин Сергей Алексеевич|Сергей Баруздин]]. — Москва : Детская литература, 1975. — С. 170–175.


*Бегак, Б. Дети смеются : очерки о юморе в детской литературе / Борис Бегак]. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Детская литература, 1979. — 223 с. : ил.
*Бегак, Б. Дети смеются : очерки о юморе в детской литературе / Борис Бегак]. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Детская литература, 1979. — 223 с. : ил.
Строка 461: Строка 509:


*Червонный, С. Мурзилка, старший брат Незнайки / С. Червонный // Книжное обозрение. — 1995. — № 20. — С. 24–25.
*Червонный, С. Мурзилка, старший брат Незнайки / С. Червонный // Книжное обозрение. — 1995. — № 20. — С. 24–25.
*[https://godliteratury.ru/articles/2023/11/23/fantazer-v-shirokopoloj-shliape Замостьянов, А. Фантазер в широкополой шляпе] / Арсений Замостьянов. — Текст : электронный // Год литературы : сайт.
*[https://fantlab.ru/blogarticle67220 Zivitas. 243. Иллюстрированный Незнайка: поиск нового облика (худ. А. Борисов)] / Zivitas. — Текст : электронный // Лаборатория фантастики : сайт.
*[https://fantlab.ru/blogarticle67294 Zivitas. 247. Иллюстрированный Незнайка: откат к старому облику (постсоветские иллюстрации)] / Zivitas. — Текст : электронный // Лаборатория фантастики : сайт.
*[https://bibliogid.ru/archive/literaturnye-geroi/lyubimye-geroi/362-neznajka?highlight=WyJcdTA0M2RcdTA0MzVcdTA0MzdcdTA0M2RcdTA0MzBcdTA0MzlcdTA0M2FcdTA0MzAiXQ== Казюлькина, И. Незнайка] : [о любимом книжном герое] / Ирина Казюлькина. — Текст : электронный // Библиогид : сайт.
*[https://arzamas.academy/mag/436-nosov Майофис, М. Как читать «Витю Малеева в школе и дома»] / Мария Майофис. — Текст : электронный // Арзамас : журнал : сайт.
*[https://habr.com/ru/articles/473144/ Нестеров, В. Человек с четырьмя «эн», или Советский Нострадамус] : [о жизни и творчестве Н. Н. Носова] / Вадим Нестеров. — Текст : электронный // Хабр : сайт.
*[https://fantlab.ru/autor2168 Николай Носов] : [о жизни и творчестве]. — Текст : электронный // Лаборатория фантастики : сайт.
*[https://yandex.ru/video/preview/16779214851529024692 Писатели нашего детства. Не только о Незнайке: Николай Носов] : [документальный фильм]. — Изображение. Устная речь : электронные // VK Видео : видеоплатформа.


==Награды и премии==
==Награды и премии==
Строка 532: Строка 564:


*Незнайка на Луне. Рисованный мультфильм по одноимённому роману-сказке Н. Носова. Режиссёры: Ю. Бутырин, А. Люткевич. Россия, 1999.
*Незнайка на Луне. Рисованный мультфильм по одноимённому роману-сказке Н. Носова. Режиссёры: Ю. Бутырин, А. Люткевич. Россия, 1999.
==См. также==
*[[Волков Александр Мелентьевич]]
*[[Губарев Виталий Георгиевич]]
*[[Драгунский Виктор Юзефович]]
*[[Кассиль Лев Абрамович]]
*[[Лагин Лазарь Иосифович]]
*[[Медведев Валерий Владимирович]]
*[[Носов Евгений Иванович]]
*[[Погодин Радий Петрович]]
*[[Олеша Юрий Карлович]]
*[[Сотник Юрий Вячеславович]]
[[Category:Писатели]]

Навигация