44 594
правки
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 31: | Строка 31: | ||
'''Николай Николаевич Носов''' — русский советский писатель, автор книг для детей, драматург, киносценарист. | '''Николай Николаевич Носов''' — русский советский писатель, автор книг для детей, драматург, киносценарист. | ||
==Николай Носов / Биография== | ==Николай Носов / Биография== | ||
Николай | Николай Носов родился 23 ноября (10 ноября по старому стилю) 1908 года в Киеве. Вскоре семья перебралась в посёлок (ныне город) Ирпень неподалёку от столицы Украины. Носовы вернулись в Киев на время учебы старших детей в гимназии, а затем вновь уехали в Ирпень. | ||
У Носовых было четверо детей, Коля — второй сын. Кроме него был ещё старший брат Пётр и младшие брат и сестра. Мама Варвара Петровна вела домашнее хозяйство, а отец Николай Петрович был эстрадным артистом. Преуспеть на этом поприще ему было не суждено: только один его номер неизменно нравился публике. Чтобы содержать семью, Николай Петрович работал на железной дороге, время от времени возвращаясь на сцену. Маленький Коля с удовольствием бывал на выступлениях отца, посещал все концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже захочет стать артистом. | У Носовых было четверо детей, Коля — второй сын. Кроме него был ещё старший брат Пётр и младшие брат и сестра. Мама Варвара Петровна вела домашнее хозяйство, а отец Николай Петрович был эстрадным артистом. Преуспеть на этом поприще ему было не суждено: только один его номер неизменно нравился публике. Чтобы содержать семью, Николай Петрович работал на железной дороге, время от времени возвращаясь на сцену. Маленький Коля с удовольствием бывал на выступлениях отца, посещал все концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже захочет стать артистом. | ||
Строка 39: | Строка 39: | ||
Носовы всегда жили трудно, особенно в годы Гражданской войны и последовавшей за ней разрухи. Голод и холод в доме были обычным делом. Однажды вся семья переболела тифом, и тяжелее всех — Коля. По словам Носова, когда он выздоровел, его мать плакала от радости: «Так я узнал, что плакать можно не только от горя». | Носовы всегда жили трудно, особенно в годы Гражданской войны и последовавшей за ней разрухи. Голод и холод в доме были обычным делом. Однажды вся семья переболела тифом, и тяжелее всех — Коля. По словам Носова, когда он выздоровел, его мать плакала от радости: «Так я узнал, что плакать можно не только от горя». | ||
Николай начал работать с четырнадцати лет: был землекопом, косил траву, продавал газеты. Окончив в 2024 году гимназию, преобразованную в школу-семилетку, устроился чернорабочим сначала на местный бетонный завод, потом — на частный кирпичный завод в нескольких километрах от Ирпеня. | Николай Носов начал работать с четырнадцати лет: был землекопом, косил траву, продавал газеты. Окончив в 2024 году гимназию, преобразованную в школу-семилетку, устроился чернорабочим сначала на местный бетонный завод, потом — на частный кирпичный завод в нескольких километрах от Ирпеня. | ||
Работая, Николай продолжал учиться в вечерней школе, потому что хотел поступать в Киевский политехнический институт на химический факультет, а для этого был нужен аттестат о полном среднем образовании. Аттестат Носов получил, но — потерял интерес к химии. Теперь его мыслями владела фотография. Всё свободное время и деньги Николай тратил на неё. Доходило до того, что единственной одеждой юноши оставалась спецовка, выданная на заводе. | Работая, Николай продолжал учиться в вечерней школе, потому что хотел поступать в Киевский политехнический институт на химический факультет, а для этого был нужен аттестат о полном среднем образовании. Аттестат Носов получил, но — потерял интерес к химии. Теперь его мыслями владела фотография. Всё свободное время и деньги Николай тратил на неё. Доходило до того, что единственной одеждой юноши оставалась спецовка, выданная на заводе. | ||
Строка 47: | Строка 47: | ||
Особой страницей творческой биографии Носова стал его труд в годы Великой Отечественной войны. Под руководством Николая Николаевича был создан ряд фильмов, знакомивших советских танкистов с новыми отечественными боевыми машинами, а также с танками, которые поставлялись из США и Великобритании по ленд-лизу. Учебный фильм «Планетарные трансмиссии в танках» стал лучшим из выпущенных студией «Воентехфильм» в 1943 году. Примечательно, что в фильме британский танк «Черчилль» выписывал сложные пируэты под «Лунную сонату» Л. ван Бетховена. За этот фильм Носов был удостоен ордена Красной Звезды. В длинном списке награждённых «За образцовое выполнение боевых заданий Командования по обеспечению танковых и механизированных войск действующей армии и достигнутые успехи в подготовке кадров танкистов, и укомплектование бронетанковых и механизированных войск» Николай Николаевич Носов — единственный гражданский. По рассказам людей, лично его знавших, орден Красной Звезды Носов ценил выше всех своих наград. | Особой страницей творческой биографии Носова стал его труд в годы Великой Отечественной войны. Под руководством Николая Николаевича был создан ряд фильмов, знакомивших советских танкистов с новыми отечественными боевыми машинами, а также с танками, которые поставлялись из США и Великобритании по ленд-лизу. Учебный фильм «Планетарные трансмиссии в танках» стал лучшим из выпущенных студией «Воентехфильм» в 1943 году. Примечательно, что в фильме британский танк «Черчилль» выписывал сложные пируэты под «Лунную сонату» Л. ван Бетховена. За этот фильм Носов был удостоен ордена Красной Звезды. В длинном списке награждённых «За образцовое выполнение боевых заданий Командования по обеспечению танковых и механизированных войск действующей армии и достигнутые успехи в подготовке кадров танкистов, и укомплектование бронетанковых и механизированных войск» Николай Николаевич Носов — единственный гражданский. По рассказам людей, лично его знавших, орден Красной Звезды Носов ценил выше всех своих наград. | ||
Николай Носов был доволен своей профессией режиссёра и не собирался её менять. Однако он чувствовал некую неудовлетворённость. | Николай Носов был доволен своей профессией режиссёра и не собирался её менять. Однако он чувствовал некую неудовлетворённость. | ||
{{цитата|автор=Николай Носов|Мне хотелось какой-то значительной деятельности, — рассказывал он впоследствии, — а деятельность писателя представлялась мне значительной, важной для людей, для общества. Я, однако ж, не мог осуществить своего желания писать, потому что у меня не было своей темы <...> Тема эта появилась сама собой, когда я, выражаясь фигурально, попал в волшебную страну детства.}} | |||
В этой стране будущий классик отечественной детской литературы оказался, когда у него появился сын. В середине 1930-х годов Носов начал придумывать истории для маленького Пети и его друзей. «Волшебная страна» удивила Носова, а любое творчество, считал он, начинается с удивления. Вскоре Носов понял, что сочинять детские книжки — это работа, которая «требует очень много знаний, и не только литературных». В частности, он начал интересоваться психологией детей. Но главное, считал Носов, «к детям нужно относиться с самым большим и очень тёплым уважением». | В этой стране будущий классик отечественной детской литературы оказался, когда у него появился сын. В середине 1930-х годов Носов начал придумывать истории для маленького Пети и его друзей. «Волшебная страна» удивила Носова, а любое творчество, считал он, начинается с удивления. Вскоре Носов понял, что сочинять детские книжки — это работа, которая «требует очень много знаний, и не только литературных». В частности, он начал интересоваться психологией детей. Но главное, считал Носов, «к детям нужно относиться с самым большим и очень тёплым уважением». | ||
Строка 76: | Строка 80: | ||
Сказку о коротышках ростом с палец — «Приключения Незнайки и его товарищей» — почти два года печатал киевский журнал «Барвинок», причём сразу на двух языках: русском и украинском. Отдельным изданием она вышла в 1954 году и называлась несколько иначе — «Приключения Незнайки и его друзей». В содержании «Приключений Незнайки…» также произошли некоторые изменения: Мазилка стал Тюбиком, Бим-Бом — Гуслей, Торопыга — Торопыжкой, Тубус-Трубус Стекляшкин — просто Стекляшкиным, вместо Тяп Ляпыча Авоськина и братьев Усатика и Бородатика появились Растеряйка и Авоська с Небоськой, а Незнайка пересел с парового велосипеда на газированный автомобиль. | Сказку о коротышках ростом с палец — «Приключения Незнайки и его товарищей» — почти два года печатал киевский журнал «Барвинок», причём сразу на двух языках: русском и украинском. Отдельным изданием она вышла в 1954 году и называлась несколько иначе — «Приключения Незнайки и его друзей». В содержании «Приключений Незнайки…» также произошли некоторые изменения: Мазилка стал Тюбиком, Бим-Бом — Гуслей, Торопыга — Торопыжкой, Тубус-Трубус Стекляшкин — просто Стекляшкиным, вместо Тяп Ляпыча Авоськина и братьев Усатика и Бородатика появились Растеряйка и Авоська с Небоськой, а Незнайка пересел с парового велосипеда на газированный автомобиль. | ||
В журнальной версии «Приключений Незнайки…» нет детальных описаний внешности и одежды коротышек. Художники «Барвинка» В. Григорьев и К. Полякова нарисовали полноватого Незнайку в оранжевом берете и мешковатых коротких штанах на помочах, а некоторых коротышей — взрослыми дядями. Иллюстрации в книжном издании выполнил А. Лаптев, благодаря которому Незнайка обзавёлся лихим чубом, огромной голубой шляпой, напоминающей сомбреро, жёлтыми расклешёнными брюками и широким зелёным галстуком. | В журнальной версии «Приключений Незнайки…» нет детальных описаний внешности и одежды коротышек. Художники «Барвинка» В. Григорьев и К. Полякова нарисовали полноватого Незнайку в оранжевом берете и мешковатых коротких штанах на помочах, а некоторых коротышей — взрослыми дядями. Иллюстрации в книжном издании выполнил А. Лаптев, благодаря которому Незнайка обзавёлся лихим чубом, огромной голубой шляпой, напоминающей сомбреро, жёлтыми расклешёнными брюками и широким зелёным галстуком. | ||
Образ, созданный А. Лаптевым, оказался таким удачным, что Носов внёс соответствующие изменения в текст. После А. Лаптева художники, уже рисовавшие коротышек (В. Григорьев и К. Полякова, Л. Владимирский и др.) переделывали облик Незнайки, а если изображали впервые (И. Семёнов, Г. Вальк, А Борисов, А. Борисенко и др.), то сразу повязывали ему галстук и надевали на чубатую голову большущую шляпу. | Образ, созданный А. Лаптевым, оказался таким удачным, что Носов внёс соответствующие изменения в текст. После А. Лаптева художники, уже рисовавшие коротышек (В. Григорьев и К. Полякова, Л. Владимирский и др.) переделывали облик Незнайки, а если изображали впервые (И. Семёнов, Г. Вальк, А Борисов, А. Борисенко и др.), то сразу повязывали ему галстук и надевали на чубатую голову большущую шляпу. | ||
«Приключения Незнайки и его друзей» — обаятельная и обманчиво простая сказка о жителях Цветочного города, где растут гигантские — с точки зрения коротышек — цветы, овощи и злаки. Обитатели города заняты каждый своим делом: художник Тюбик рисует, астроном Стекляшкин изучает небесные светила, толстяк Пончик ест, механики Винтик и Шпунтик изобретают очередную машину, а отчаянный фантазёр Незнайка вносит разнообразие в размеренную жизнь коротышек. Но долго на Незнайку никто не сердится, ведь он хороший малыш, не злой, просто не всегда думает, прежде чем что-то сказать или сделать. С другой стороны, без Незнайки в Цветочном городе наверняка было бы очень скучно. | |||
Носов о своём герое говорил так: | |||
Носов | {{цитата|автор=Николай Носов|…у Незнайки есть жизненный прототип. Это ребёнок, но не такой, которого можно назвать по имени и фамилии, а ребёнок вообще, с присущей его возрасту неугомонной жаждой деятельности, неистребимой жаждой знания и в то же время с неусидчивостью, неспособностью удержать своё внимание на одном предмете сколько-нибудь долгое время, — в общем, со всеми хорошими задатками, которые ребёнку предстоит в себе укрепить и развить, и с недостатками, от которых нужно избавиться.}} | ||
Дети, увлечённо следившие за бурными событиями в Цветочном городе и его окрестностях, не замечали воспитательного посыла сказки, а родители видели и одобряли, не уставая вместе с детьми смеяться над похождениями Незнайки. | Дети, увлечённо следившие за бурными событиями в Цветочном городе и его окрестностях, не замечали воспитательного посыла сказки, а родители видели и одобряли, не уставая вместе с детьми смеяться над похождениями Незнайки. | ||
«Приключений Незнайки…» имели необычайный успех. Носова буквально засыпали просьбами о продолжении. Так появились ещё две книги: «Незнайка в Солнечном городе» (первая публикация — 1958 год, журнал «Юность», в этом же году — отдельное издание) и «Незнайка на Луне» (первая половина романа — журнал «Семья и школа», 1964–1966; отдельное издание состоялось в 1965 году). | «Приключений Незнайки…» имели необычайный успех. Носова буквально засыпали просьбами о продолжении. Так появились ещё две книги: «Незнайка в Солнечном городе» (первая публикация — 1958 год, журнал «Юность», в этом же году — отдельное издание) и «Незнайка на Луне» (первая половина романа — журнал «Семья и школа», 1964–1966; отдельное издание состоялось в 1965 году). | ||
Вторая и третья книги сказочной эпопеи гораздо сложнее. | Вторая и третья книги сказочной эпопеи гораздо сложнее. | ||
«Незнайка в Солнечном городе» показывает совершенное общество, в основе которого — высокая сознательность малышек и развитое индустриальное производство. Носов не упустил возможности рассказать о том, как создаются книги, одежда, сироп — всё, что может потребоваться городу и его жителям. Ну а Незнайка, с его импульсивностью, сам того не желая, посеял хаос, едва не уничтоживший прекрасный город. Читатели-дети от души наслаждались необыкновенной историей, а взрослые отмечали сходство романа Носова с произведением Т. Кампанеллы «Город Солнца»: подобно итальянскому философу XVII века советский писатель сочинил утопию об идеальном обществе будущего. Примечательно, что «Незнайка в Солнечном городе» — самая «сказочная» книга трилогии: эпизодический, однако чрезвычайно важный персонаж — волшебник, сыгравший роль бога из машины; если бы не он, безупречный, но, как выяснилось, очень уязвимый и не умеющий защищаться Солнечный город был бы уничтожен ветрогонами. | «Незнайка в Солнечном городе» показывает совершенное общество, в основе которого — высокая сознательность малышек и развитое индустриальное производство. Носов не упустил возможности рассказать о том, как создаются книги, одежда, сироп — всё, что может потребоваться городу и его жителям. Ну а Незнайка, с его импульсивностью, сам того не желая, посеял хаос, едва не уничтоживший прекрасный город. Читатели-дети от души наслаждались необыкновенной историей, а взрослые отмечали сходство романа Носова с произведением Т. Кампанеллы «Город Солнца»: подобно итальянскому философу XVII века советский писатель сочинил утопию об идеальном обществе будущего. Примечательно, что «Незнайка в Солнечном городе» — самая «сказочная» книга трилогии: эпизодический, однако чрезвычайно важный персонаж — волшебник, сыгравший роль бога из машины; если бы не он, безупречный, но, как выяснилось, очень уязвимый и не умеющий защищаться Солнечный город был бы уничтожен ветрогонами. | ||
«Незнайку в Солнечном городе» автор назвал романом-сказкой. Этот вид литературной сказки имеет больший объём, разветвлённый сюжет и более сложную композицию. В отличие от повести-сказки, в романе-сказке в центре внимания автора и читателя не один герой и его судьба, а несколько персонажей и их поведение в различных обстоятельствах. С подзаголовком «роман-сказка» стали выходить все новые издания «Приключений Незнайки…», с ним же был опубликован «Незнайка на Луне», завершивший трилогию о коротышках. | «Незнайку в Солнечном городе» автор назвал романом-сказкой. Этот вид литературной сказки имеет больший объём, разветвлённый сюжет и более сложную композицию. В отличие от повести-сказки, в романе-сказке в центре внимания автора и читателя не один герой и его судьба, а несколько персонажей и их поведение в различных обстоятельствах. С подзаголовком «роман-сказка» стали выходить все новые издания «Приключений Незнайки…», с ним же был опубликован «Незнайка на Луне», завершивший трилогию о коротышках. | ||
«Незнайка на Луне», — острая социальная сатира. Тон романа серьёзнее, а персонажи заметно взрослее: Носов даже не называет их малышами и малышками. В этой книге Незнайка и Пончик, угнав — совершенно случайно! — космическую ракету, прилетели на Луну, где царит капитализм. Коротышки с изумлением узнали о существовании денег, рекламы, мошенниках разного рода, кредитном рабстве, продажных блюстителях порядка, уличных бандах и бездомных. Пончик сумел приспособиться к новой жизни и очень скоро стал мистером Пончем, миллионером, а вот Незнайка оказался на дне лунного общества. Однако унывать он не стал: подружившись с отверженными лунатиками, организовал сопротивление и с помощью прибывших с Земли коротышек осуществил революцию. | «Незнайка на Луне», — острая социальная сатира. Тон романа серьёзнее, а персонажи заметно взрослее: Носов даже не называет их малышами и малышками. В этой книге Незнайка и Пончик, угнав — совершенно случайно! — космическую ракету, прилетели на Луну, где царит капитализм. Коротышки с изумлением узнали о существовании денег, рекламы, мошенниках разного рода, кредитном рабстве, продажных блюстителях порядка, уличных бандах и бездомных. Пончик сумел приспособиться к новой жизни и очень скоро стал мистером Пончем, миллионером, а вот Незнайка оказался на дне лунного общества. Однако унывать он не стал: подружившись с отверженными лунатиками, организовал сопротивление и с помощью прибывших с Земли коротышек осуществил революцию. | ||
Строка 134: | Строка 133: | ||
Носов планировал ещё одну книгу, которая стала бы продолжением «Тайны...». «Тема её — жизнь человека, когда ему 14–17 лет, романтика, присущая этому возрасту, а главное — первая юношеская любовь, — сказал Носов в одном из интервью. — Раньше я на тему любви не писал, но сейчас мой герой подрос, повзрослел, и пришла пора ему полюбить». | Носов планировал ещё одну книгу, которая стала бы продолжением «Тайны...». «Тема её — жизнь человека, когда ему 14–17 лет, романтика, присущая этому возрасту, а главное — первая юношеская любовь, — сказал Носов в одном из интервью. — Раньше я на тему любви не писал, но сейчас мой герой подрос, повзрослел, и пришла пора ему полюбить». | ||
Творчество Носова включало также написание статей и эссе, посвящённых различным аспектам литературной деятельности, фельетонов, иронических заметок о школе, о воспитании детей и о многом другом. Первая книга такого рода — сборник «На литературные темы» (1957). Спустя несколько лет появились «Иронические юморески» (1969). «О правде художественного вымысла» Носов размышлял в статье 1967 года, «О писательском труде» — в статье, написанной в 1975-м. В 2005 году в составе сборника «Мишкина каша» были наконец опубликованы «Кванты смеха». Этот трактат, как назвал его Николай Носов, состоит из двух частей: «Смех в жизни» и «Смех в искусстве». | Творчество Носова включало также написание статей и эссе, посвящённых различным аспектам литературной деятельности, фельетонов, иронических заметок о школе, о воспитании детей и о многом другом. Первая книга такого рода — сборник «На литературные темы» (1957). Спустя несколько лет появились «Иронические юморески» (1969). «О правде художественного вымысла» Носов размышлял в статье 1967 года, «О писательском труде» — в статье, написанной в 1975-м. | ||
В 2005 году в составе сборника «Мишкина каша» были наконец опубликованы «Кванты смеха». Этот трактат, как назвал его Николай Носов, состоит из двух частей: «Смех в жизни» и «Смех в искусстве». | |||
Авторитет Николая Носова в литературном мире был очень высок, а популярность его произведений для детей огромна. Они издавались большими тиражами в Советском Союзе, переводились на иностранные языки, в том числе английский, арабский, фарси, французский, хинди, японский… Уже в 1957 году, по данным журнала The UNESCO Courier («Курьер ЮНЕСКО»), Николай Носов в списке самых переводимых русских писателей оказался на третьем месте — вслед за М. Горьким и А. С. Пушкиным. | Авторитет Николая Носова в литературном мире был очень высок, а популярность его произведений для детей огромна. Они издавались большими тиражами в Советском Союзе, переводились на иностранные языки, в том числе английский, арабский, фарси, французский, хинди, японский… Уже в 1957 году, по данным журнала The UNESCO Courier («Курьер ЮНЕСКО»), Николай Носов в списке самых переводимых русских писателей оказался на третьем месте — вслед за М. Горьким и А. С. Пушкиным. |