Елисеев Анатолий Михайлович: различия между версиями

 
(не показаны 4 промежуточные версии этого же участника)
Строка 73: Строка 73:


В начале 1990-х годов А. Елисеев, расставшись в конце перестройки со многими редакциями, поставившими во главу угла коммерческий успех, с готовностью откликнулся на предложение принять участие в создании литературной сказочной газеты для детей младшего и среднего школьного возраста. Первый номер ежемесячной газеты «Жили-были» увидел свет в 1993 году. А. Елисеев стал главным художником, определявшим облик этого необыкновенного издания. Рисовал сам и заказывал иллюстрации самым известным, талантливым и остроумным художникам. Вместе с другими членами редколлегии придумывал и оформлял праздники сказки, разрабатывал дизайн наград газеты для отличившихся авторов (орден Кота Учёного, орден Мальвины с бантом, орден Барона Мюнхгаузена), а когда забрезжила надежда на получение от московских властей небольшого здания с участком земли — занимался и архитектурными проектами. Домик должен был превратиться во Дворец сказок — с театром, «Дремучим уголком», мастерскими, детским кафе, где официанты в «сказочных» костюмах подают посетителям лимпопончики и другие блюда от Бармалея... Бурная фантазия А. Елисеева и его удивительная работоспособность помогли осуществиться многим идеям. В 1995 году появился детский музей «Дом сказок» (ныне интерактивный музей «Дом сказок “Жили-были”» c открывшимся в 2000 году филиалом «Буратино–Пиноккио»), вручались «сказочные» награды. Первым кавалером ордена Кота Учёного в 1994 году стал известный детский писатель [[Георгиев Сергей Георгиевич|Сергей Георгиев]]. В 2001 году газета по решению учредителей сменила формат на обычный журнальный, и её популярность у читателей стала падать. Год 2013-й стал для газеты-журнала последним.
В начале 1990-х годов А. Елисеев, расставшись в конце перестройки со многими редакциями, поставившими во главу угла коммерческий успех, с готовностью откликнулся на предложение принять участие в создании литературной сказочной газеты для детей младшего и среднего школьного возраста. Первый номер ежемесячной газеты «Жили-были» увидел свет в 1993 году. А. Елисеев стал главным художником, определявшим облик этого необыкновенного издания. Рисовал сам и заказывал иллюстрации самым известным, талантливым и остроумным художникам. Вместе с другими членами редколлегии придумывал и оформлял праздники сказки, разрабатывал дизайн наград газеты для отличившихся авторов (орден Кота Учёного, орден Мальвины с бантом, орден Барона Мюнхгаузена), а когда забрезжила надежда на получение от московских властей небольшого здания с участком земли — занимался и архитектурными проектами. Домик должен был превратиться во Дворец сказок — с театром, «Дремучим уголком», мастерскими, детским кафе, где официанты в «сказочных» костюмах подают посетителям лимпопончики и другие блюда от Бармалея... Бурная фантазия А. Елисеева и его удивительная работоспособность помогли осуществиться многим идеям. В 1995 году появился детский музей «Дом сказок» (ныне интерактивный музей «Дом сказок “Жили-были”» c открывшимся в 2000 году филиалом «Буратино–Пиноккио»), вручались «сказочные» награды. Первым кавалером ордена Кота Учёного в 1994 году стал известный детский писатель [[Георгиев Сергей Георгиевич|Сергей Георгиев]]. В 2001 году газета по решению учредителей сменила формат на обычный журнальный, и её популярность у читателей стала падать. Год 2013-й стал для газеты-журнала последним.
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Анатолий Елисеев">
Файл:Drevnie-pamyati.jpg|Древние памяти / [[Шергин Борис Викторович|Борис Шергин]] ; художник Анатолий Елисеев
Файл:Drevnie-pamyati-1.jpg|Древние памяти / Борис Шергин ; художник Анатолий Елисеев
Файл:Drevnie-pamyati-2.jpg|Древние памяти / Борис Шергин ; художник Анатолий Елисеев
Файл:Drevnie-pamyati-3.jpg|Древние памяти / Борис Шергин ; художник Анатолий Елисеев
</gallery></center>


Как художник книги А. Елисеев очень рано сделал выбор в пользу детей. Первую свою работу в этом качестве А. Елисеев выполнил ещё студентом второго курса: вместе с другом Михаилом Скобелевым он проиллюстрировал стихотворение «Книжка про книжки» («У Скворцова Гришки…») из сборника [[Маршак Самуил Яковлевич|С. Я. Маршака]]. Рисовали А. Елисеев и М. Скобелев по заданию В. В. Пахомова (преподавателя института и одновременно художественного редактора издательства «Детгиз»), который заметил сходство творческих манер своих студентов. Опыт оказался успешным. В дальнейшем А. Елисеев и М. Скобелев очень много работали вместе. В общей сложности они проиллюстрировали примерно 90 книг для детей — весёлых, озорных, очень динамичных и изобретательных. В частности, бывшие хорошими спортсменами художники вместе с [[Кассиль Лев Абрамович|Л. Кассилем]] побывали на ХVII летней Олимпиаде в Италии и сделали об этом событии книжку для детей «Римская считалочка» (1964), многие иллюстрации в которой были живыми уличными зарисовками. А ещё они умели превращать обычные детские книги в книжки-игрушки (например: «Вот какой рассеянный» (1964), «Сказка о глупом мышонке» (1965), «Почта» (1967) С. Я. Маршака). Творческий тандем Елисеева и Скобелева просуществовал до 1970 года, а затем распался. Это естественно, считает А. Елисеев, у каждого художника должен быть свой путь. Когда А. Елисеев и М. Скобелев стали работать порознь, выяснилось, что лирическая, мягкая, округлая и улыбчивая интонация в совместных рисунках — елисеевская.
Как художник книги А. Елисеев очень рано сделал выбор в пользу детей. Первую свою работу в этом качестве А. Елисеев выполнил ещё студентом второго курса: вместе с другом Михаилом Скобелевым он проиллюстрировал стихотворение «Книжка про книжки» («У Скворцова Гришки…») из сборника [[Маршак Самуил Яковлевич|С. Я. Маршака]]. Рисовали А. Елисеев и М. Скобелев по заданию В. В. Пахомова (преподавателя института и одновременно художественного редактора издательства «Детгиз»), который заметил сходство творческих манер своих студентов. Опыт оказался успешным. В дальнейшем А. Елисеев и М. Скобелев очень много работали вместе. В общей сложности они проиллюстрировали примерно 90 книг для детей — весёлых, озорных, очень динамичных и изобретательных. В частности, бывшие хорошими спортсменами художники вместе с [[Кассиль Лев Абрамович|Л. Кассилем]] побывали на ХVII летней Олимпиаде в Италии и сделали об этом событии книжку для детей «Римская считалочка» (1964), многие иллюстрации в которой были живыми уличными зарисовками. А ещё они умели превращать обычные детские книги в книжки-игрушки (например: «Вот какой рассеянный» (1964), «Сказка о глупом мышонке» (1965), «Почта» (1967) С. Я. Маршака). Творческий тандем Елисеева и Скобелева просуществовал до 1970 года, а затем распался. Это естественно, считает А. Елисеев, у каждого художника должен быть свой путь. Когда А. Елисеев и М. Скобелев стали работать порознь, выяснилось, что лирическая, мягкая, округлая и улыбчивая интонация в совместных рисунках — елисеевская.
Строка 87: Строка 96:
А. Елисеев иллюстрировал стихи и прозу, познавательные книги и фантастику, но больше всего ему нравилось работать со сказками, в первую очередь русскими народными, а также с произведениями малых фольклорных жанров — потешками, прибаутками, считалками и пословицами. За десятилетия творческой деятельности художник иллюстрировал их невероятно много. А. Елисеев относился к этой работе чрезвычайно серьёзно, ведь фольклор — это выражение народного сознания, и говорит он об очень важных вещах, суть которых мы сегодня далеко не всегда улавливаем. «Хотелось, очень бы хотелось хоть одну сказку прочесть в первозданном виде!» — восклицает художник. Это несбыточная места, но возможно другое: попытаться «войти» внутрь сказки, увидеть её изнутри «вооружённым», но непредвзятым взглядом. Воображение художника подпитывается из научных источников, растолковывающих мифологический смысл древних преданий, а реальность сказки проникает в рисунки А. Елисеева через детали быта. Крынки, ковшики, ухваты, лучины, прялки — то, что теперь можно увидеть разве что в музее, а ещё не так давно использовалось в быту, — естественным образом появляются в его работах. Художник украшает избы, печки, лавки полосатыми половичками, лоскутными одеялами, вышитыми полотенцами, салфетками — и всё это разноцветное, яркое, жизнерадостное. Но Змей Горыныч, Баба-яга, Кощей Бессмертный и прочие злодеи страшноваты: художник считает, что и антигероев нужно рисовать честно. Впрочем, нельзя не заметить, что в рисунках А. Елисеева весёлое, озорное, позитивное неизменно берёт верх над грозным и страшным — таковы логика народной сказки и позиция художника детской книги.
А. Елисеев иллюстрировал стихи и прозу, познавательные книги и фантастику, но больше всего ему нравилось работать со сказками, в первую очередь русскими народными, а также с произведениями малых фольклорных жанров — потешками, прибаутками, считалками и пословицами. За десятилетия творческой деятельности художник иллюстрировал их невероятно много. А. Елисеев относился к этой работе чрезвычайно серьёзно, ведь фольклор — это выражение народного сознания, и говорит он об очень важных вещах, суть которых мы сегодня далеко не всегда улавливаем. «Хотелось, очень бы хотелось хоть одну сказку прочесть в первозданном виде!» — восклицает художник. Это несбыточная места, но возможно другое: попытаться «войти» внутрь сказки, увидеть её изнутри «вооружённым», но непредвзятым взглядом. Воображение художника подпитывается из научных источников, растолковывающих мифологический смысл древних преданий, а реальность сказки проникает в рисунки А. Елисеева через детали быта. Крынки, ковшики, ухваты, лучины, прялки — то, что теперь можно увидеть разве что в музее, а ещё не так давно использовалось в быту, — естественным образом появляются в его работах. Художник украшает избы, печки, лавки полосатыми половичками, лоскутными одеялами, вышитыми полотенцами, салфетками — и всё это разноцветное, яркое, жизнерадостное. Но Змей Горыныч, Баба-яга, Кощей Бессмертный и прочие злодеи страшноваты: художник считает, что и антигероев нужно рисовать честно. Впрочем, нельзя не заметить, что в рисунках А. Елисеева весёлое, озорное, позитивное неизменно берёт верх над грозным и страшным — таковы логика народной сказки и позиция художника детской книги.


Иллюстрировал А. Елисеев и авторские сказки, отечественные и зарубежные: от «Сказки о попе и работнике его Балде» А. С. Пушкина до «Синей птицы» [[Метерлинк Морис|М. Метерлинка]]. Но самые любимые — это «Конёк-горбунок» [[Ершов Пётр Павлович|П. П. Ершова]] и «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Н. Толстого. Авторы этих сказок создали удивительные миры, очень разные, но в одном сходные: в них всё невероятно и при этом органично и оправданно. Фантазия художника естественным образом дополняет фантазию автора.
Иллюстрировал А. Елисеев и авторские сказки, отечественные и зарубежные: от «Сказки о попе и работнике его Балде» А. С. Пушкина до «Синей птицы» [[Метерлинк Морис|М. Метерлинка]]. Но самые любимые — это «Конёк-горбунок» [[Ершов Пётр Павлович|П. П. Ершова]] и «Золотой ключик, или Приключения Буратино» [[Толстой Алексей Николаевич|А. Н. Толстого]]. Авторы этих сказок создали удивительные миры, очень разные, но в одном сходные: в них всё невероятно и при этом органично и оправданно. Фантазия художника естественным образом дополняет фантазию автора.




Строка 159: Строка 168:
*Лапин, В. Тетрадь Володи Лапина / Володя Лапин ; художники А. Елисеев и М. Скобелев. — Москва : Детский мир, 1961. — 14 с. : цв. ил.
*Лапин, В. Тетрадь Володи Лапина / Володя Лапин ; художники А. Елисеев и М. Скобелев. — Москва : Детский мир, 1961. — 14 с. : цв. ил.


*Чеповецкий, Е. Приключения шахматного солдата Пешкина / Ефим Чеповецкий ; рисунки А. Елисеева и М. Скобелева. — Москва : Детгиз, 1961. — 127 с. : ил.
*Чеповецкий, Е. Приключения шахматного солдата Пешкина / [[Чеповецкий Ефим Петрович|Ефим Чеповецкий]] ; рисунки А. Елисеева и М. Скобелева. — Москва : Детгиз, 1961. — 127 с. : ил.


*Воищев, Ю. Неудачники, или Как сломали забор / Ю. Воищев, А. Иванов ; иллюстрации А. Елисеева и М. Скобелева. — Москва : Советская Россия, 1962. — 72 с. : цв. ил. — [Хранится в фонде редких и ценных книг РГДБ].
*Воищев, Ю. Неудачники, или Как сломали забор / Ю. Воищев, А. Иванов ; иллюстрации А. Елисеева и М. Скобелева. — Москва : Советская Россия, 1962. — 72 с. : цв. ил. — [Хранится в фонде редких и ценных книг РГДБ].
Строка 169: Строка 178:
*Куликов, Л. Торопей / Леонид Куликов ; иллюстрации М. Скобелева и А. Елисеева. — Москва : Советская Россия, 1963. — 24 с. : ил.
*Куликов, Л. Торопей / Леонид Куликов ; иллюстрации М. Скобелева и А. Елисеева. — Москва : Советская Россия, 1963. — 24 с. : ил.


*Брошкевич, Е. Одно другого интересней / Ежи Брошкевич ; рисунки А. Елисеева и М. Скобелева. — Москва : Детская литература, 1964. — 239 с. : ил. — [Хранится в фонде редких и ценных книг РГДБ].
*Брошкевич, Е. Одно другого интересней / [[Брошкевич Ежи|Ежи Брошкевич]] ; рисунки А. Елисеева и М. Скобелева. — Москва : Детская литература, 1964. — 239 с. : ил. — [Хранится в фонде редких и ценных книг РГДБ].


*Кассиль, Л. Римская считалочка / Лев Кассиль ; рисунки А. Елисеева и М. Скобелева. — Москва : Малыш, 1964. — [42] с. : цв. ил. — [Хранится в РГБ].
*Кассиль, Л. Римская считалочка / Лев Кассиль ; рисунки А. Елисеева и М. Скобелева. — Москва : Малыш, 1964. — [42] с. : цв. ил. — [Хранится в РГБ].

Навигация