46 097
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
| Строка 55: | Строка 55: | ||
В мае 1907 года Пришвин предпринял новое путешествие на Русский Север. Его путь пролегал по рекам Сухоне и Северной Двине до Архангельска. Оттуда писатель объехал побережье Белого моря до Кандалакши, посетил Соловецкие острова, а затем через Норвегию вернулся в Санкт-Петербург. Эта поездка вдохновила его на создание книги «За волшебным колобком», которая была напечатана в издательстве А. Ф. Девриена в 1908 году (впоследствии выходила под названием «Колобок»). | В мае 1907 года Пришвин предпринял новое путешествие на Русский Север. Его путь пролегал по рекам Сухоне и Северной Двине до Архангельска. Оттуда писатель объехал побережье Белого моря до Кандалакши, посетил Соловецкие острова, а затем через Норвегию вернулся в Санкт-Петербург. Эта поездка вдохновила его на создание книги «За волшебным колобком», которая была напечатана в издательстве А. Ф. Девриена в 1908 году (впоследствии выходила под названием «Колобок»). | ||
Успех опубликованных произведений способствовал вхождению М. Пришвина в литературный мир Санкт-Петербурга. В 1907 году он начал работать корреспондентом газеты «Русские ведомости», где одним из редакторов был его двоюродный брат И. Н. Игнатов. Благодаря знакомству с А. М. Ремизовым, который высоко оценил его творчество, М. Пришвин оказался в окружении самых известных представителей творческой элиты своего времени. Среди них были поэты, писатели, ученые и художники: В. В. Розанов, М. О. Гершензон, А. М. Горький, А. Н. Толстой, В. Я. Шишков, И. С. Соколов-Микитов, А. А. Блок, А. А. Ахматова, К. С. Петров-Водкин, П. Е. Щёголев и многие другие. Впоследствии М. Пришвин считал А. Ремизова одним из главных своих учителей. | Успех опубликованных произведений способствовал вхождению М. Пришвина в литературный мир Санкт-Петербурга. В 1907 году он начал работать корреспондентом газеты «Русские ведомости», где одним из редакторов был его двоюродный брат И. Н. Игнатов. Благодаря знакомству с А. М. Ремизовым, который высоко оценил его творчество, М. Пришвин оказался в окружении самых известных представителей творческой элиты своего времени. Среди них были поэты, писатели, ученые и художники: В. В. Розанов, М. О. Гершензон, А. М. Горький, А. Н. Толстой, В. Я. Шишков, [[Соколов-Микитов Иван Сергеевич|И. С. Соколов-Микитов]], А. А. Блок, А. А. Ахматова, К. С. Петров-Водкин, П. Е. Щёголев и многие другие. Впоследствии М. Пришвин считал А. Ремизова одним из главных своих учителей. | ||
В 1908 году, посещая собрания Религиозно-философского общества, М. Пришвин был настолько вдохновлён, что предпринял путешествие в Керженские леса Нижегородской губернии. Его целью стало Светлое озеро, или Светлояр, окутанное легендой о граде Китеже. В начале XX века эти места привлекали множество староверов, и Пришвин, желая углубить свое понимание, намеревался «проверить» информацию, полученную в обществе, в беседах со «старыми лесными мудрецами». Результатом этой поездки стала книга «У стен града невидимого», работа над которой завершилась в 1908–1909 годах. | В 1908 году, посещая собрания Религиозно-философского общества, М. Пришвин был настолько вдохновлён, что предпринял путешествие в Керженские леса Нижегородской губернии. Его целью стало Светлое озеро, или Светлояр, окутанное легендой о граде Китеже. В начале XX века эти места привлекали множество староверов, и Пришвин, желая углубить свое понимание, намеревался «проверить» информацию, полученную в обществе, в беседах со «старыми лесными мудрецами». Результатом этой поездки стала книга «У стен града невидимого», работа над которой завершилась в 1908–1909 годах. | ||
| Строка 111: | Строка 111: | ||
Писатель обладал даром находить общий язык с детьми, подбирая для каждого возраста свою манеру общения. Для самых маленьких он считал необходимой «простоту», но, как отмечал Пришвин, простота бывает обманчива. Существует поверхностная, примитивная простота, а есть та, что возникает из глубокого понимания темы и уважения к читателю. Его подростковые рассказы звучат как доверительная беседа, приглашая к собственным открытиям и раздумьям. В них нет места готовым истинам и навязчивому авторскому голосу. | Писатель обладал даром находить общий язык с детьми, подбирая для каждого возраста свою манеру общения. Для самых маленьких он считал необходимой «простоту», но, как отмечал Пришвин, простота бывает обманчива. Существует поверхностная, примитивная простота, а есть та, что возникает из глубокого понимания темы и уважения к читателю. Его подростковые рассказы звучат как доверительная беседа, приглашая к собственным открытиям и раздумьям. В них нет места готовым истинам и навязчивому авторскому голосу. | ||
На протяжении почти полувека, с 1905 по 1954 год, Михаил Пришвин ежедневно вёл дневники, которые он считал главным делом своей жизни. «Однажды Пришвин сказал мне, что все напечатанное им — сущие пустяки по сравнению с его дневником, с его ежедневными записями. Эти записи он главным образом и хотел сохранить для потомства», — вспоминал Константин Паустовский. Уникальные по своему масштабу — как по хронологическому охвату, так и по объёму — эти почти ежедневные записи представляют собой нечто большее, чем лирико-философский комментарий к жизни и творчеству писателя. Это бесценная летопись трагической эпохи, поражающая своим историческим богатством, художественной достоверностью и глубиной проникновения в суть происходящего. Пришвин предстаёт не только как художник и публицист, но и как самобытный мыслитель. Он разработал универсальную этическую философию, основанную на христианском учении и перекликающуюся с идеями В. Вернадского, А. Ухтомского, М. Бахтина, А. Лосева. | На протяжении почти полувека, с 1905 по 1954 год, Михаил Пришвин ежедневно вёл дневники, которые он считал главным делом своей жизни. «Однажды Пришвин сказал мне, что все напечатанное им — сущие пустяки по сравнению с его дневником, с его ежедневными записями. Эти записи он главным образом и хотел сохранить для потомства», — вспоминал [[Паустовский Константин Георгиевич|Константин Паустовский]]. Уникальные по своему масштабу — как по хронологическому охвату, так и по объёму — эти почти ежедневные записи представляют собой нечто большее, чем лирико-философский комментарий к жизни и творчеству писателя. Это бесценная летопись трагической эпохи, поражающая своим историческим богатством, художественной достоверностью и глубиной проникновения в суть происходящего. Пришвин предстаёт не только как художник и публицист, но и как самобытный мыслитель. Он разработал универсальную этическую философию, основанную на христианском учении и перекликающуюся с идеями В. Вернадского, А. Ухтомского, М. Бахтина, А. Лосева. | ||
Публикация всех сохранившихся дневников М. Пришвина, начавшаяся в 1991 году, кардинально изменила представление о писателе. Это открытие обнажило совершенно иного писателя: не просто натуралиста, чуждого политике, а беспристрастного летописца великой эпохи в истории России. Его записи демонстрируют непоколебимую веру в то, что жить и творить необходимо даже в самых безвыходных и трагических ситуациях, когда собственная судьба кажется безнадёжной. | Публикация всех сохранившихся дневников М. Пришвина, начавшаяся в 1991 году, кардинально изменила представление о писателе. Это открытие обнажило совершенно иного писателя: не просто натуралиста, чуждого политике, а беспристрастного летописца великой эпохи в истории России. Его записи демонстрируют непоколебимую веру в то, что жить и творить необходимо даже в самых безвыходных и трагических ситуациях, когда собственная судьба кажется безнадёжной. | ||