Крученых Алексей Елисеевич: различия между версиями

нет описания правки
Нет описания правки
Нет описания правки
 
(не показано 12 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Шаблон:Писатель2
{{Шаблон:Писатель2
|ФИО                          = Крученых Алексей Елисеевич
|ФИО                          = Алексей Крученых
|Портрет                      = Kruchenyh-Aleksej.jpg  <!-- впишите название файла например - |Портрет =Sergej Aksakov.jpg -->
|Портрет                      = Kruchenyh-Aleksej.jpg  <!-- впишите название файла например - |Портрет =Алексей Крученых .jpg -->
|Описание портрета            = Алексей Крученых
|Описание портрета            = Алексей Крученых
|Имя при рождении            =  
|Имя при рождении            =  
Строка 22: Строка 22:
__FORCETOC__
__FORCETOC__
'''Алексей Елисеевич Крученых (иногда использовал псевдоним Александр Крученых)''' — поэт, художник, издатель, коллекционер.
'''Алексей Елисеевич Крученых (иногда использовал псевдоним Александр Крученых)''' — поэт, художник, издатель, коллекционер.
== Биография ==
==Алексей Крученых / Биография==
Алексей Крученых родился 9 (21) февраля 1886 года в поселке Оливское, в Херсонской губернии. Отец поэта был выходцем из Сибири, мать — полька. Всего в семье было четверо детей: трое сыновей и дочь. Наибольшее влияние на Алексея оказал старший брат Федор Елисеевич, который первым увлекся живописью и стал чеканопозолотчиком.   
Алексей Крученых родился 9 (21) февраля 1886 года в поселке Оливское, в Херсонской губернии. Отец поэта был выходцем из Сибири, мать — полька. Всего в семье было четверо детей: трое сыновей и дочь. Наибольшее влияние на Алексея оказал старший брат Федор Елисеевич, который первым увлекся живописью и стал чеканопозолотчиком.   


Строка 35: Строка 35:
Поворотным моментом для Крученых и других участников «Гилеи» стала публикация сборника «Пощечина общественному вкусу» осенью 1912 года. Сборник открывался манифестом, направленным против классиков русской литературы и писателей-современников: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности». В сборник также вошло первое алогичное стихотворение Крученых, написанное по изобретенному им принципу «мирсконца». Впоследствии этот принцип был усовершенствован в одноименном сборнике Крученых и Хлебникова.  
Поворотным моментом для Крученых и других участников «Гилеи» стала публикация сборника «Пощечина общественному вкусу» осенью 1912 года. Сборник открывался манифестом, направленным против классиков русской литературы и писателей-современников: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности». В сборник также вошло первое алогичное стихотворение Крученых, написанное по изобретенному им принципу «мирсконца». Впоследствии этот принцип был усовершенствован в одноименном сборнике Крученых и Хлебникова.  


По воспоминаниям Крученых, в конце 1912 года Бурлюк порекомендовал ему написать стихотворение из «неведомых слов». Так родилось главное изобретение поэта — заумный язык (заумь). По совету друга Крученых написал три стихотворения на «собственном языке» и включил их в свой сборник «Помада» (январь 1913). Первое из них начиналось со слов «дыр бул щыл…». Эта строка стала самым ярким примером зауми; сам Крученых заявлял, что в этом стихотворении «больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина». Уже в марте поэт «запатентовал» свое изобретение: в «Декларации слова как такового» были даны определение заумного языка и его краткая характеристика. В зауми он видел «первоначальную форму поэзии». Большинство критиков, поэтов и ученых отрицательно отнеслись к такому новшеству. Одним из главных критиков футуризма и, в частности, зауми был К. И. Чуковский. В статье «Футуристы» он писал об участниках «Гилеи» как о предвестниках литературного апокалипсиса. Были и те, кто поддержал Крученых, например, молодой член ОПОЯЗа Виктор Шкловский в докладе «Воскрешение слова», прочитанном в «Подвале Бродячей собаки» в 1914 г.  
По воспоминаниям Крученых, в конце 1912 года Бурлюк порекомендовал ему написать стихотворение из «неведомых слов». Так родилось главное изобретение поэта — заумный язык (заумь). По совету друга Крученых написал три стихотворения на «собственном языке» и включил их в свой сборник «Помада» (январь 1913). Первое из них начиналось со слов «дыр бул щыл…». Эта строка стала самым ярким примером зауми; сам Крученых заявлял, что в этом стихотворении «больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина». Уже в марте поэт «запатентовал» свое изобретение: в «Декларации слова как такового» были даны определение заумного языка и его краткая характеристика. В зауми он видел «первоначальную форму поэзии». Большинство критиков, поэтов и ученых отрицательно отнеслись к такому новшеству. Одним из главных критиков футуризма и, в частности, зауми был [[Чуковский Корней Иванович|К. И. Чуковский]]. В статье «Футуристы» он писал об участниках «Гилеи» как о предвестниках литературного апокалипсиса. Были и те, кто поддержал Крученых, например, молодой член ОПОЯЗа Виктор Шкловский в докладе «Воскрешение слова», прочитанном в «Подвале Бродячей собаки» в 1914 г.  


На волне популярности, полученной от публикации «Помады», Крученых выпускает многочисленные сборники на протяжении 1913–1914 годов. Из них можно выделить «Взорваль», «Возропщем», «Утиное гнездышко дурных слов». Отдельно стоит рассмотреть сборник «Поросята» (1913). Помимо стихотворений самого Крученых, туда вошли заумные тексты одиннадцатилетней девочки Зины В., что стало первым опытом обращения поэта к детской зауми. Важным событием в творческой биографии Крученых стало создание летом 1913 года совместно с Михаилом Матюшиным и Казимиром Малевичем заумной оперы «Победа над солнцем», постановка которой состоялась в декабре того же года в Санкт-Петербурге.  
На волне популярности, полученной от публикации «Помады», Крученых выпускает многочисленные сборники на протяжении 1913–1914 годов. Из них можно выделить «Взорваль», «Возропщем», «Утиное гнездышко дурных слов». Отдельно стоит рассмотреть сборник «Поросята» (1913). Помимо стихотворений самого Крученых, туда вошли заумные тексты одиннадцатилетней девочки Зины В., что стало первым опытом обращения поэта к детской зауми. Важным событием в творческой биографии Крученых стало создание летом 1913 года совместно с Михаилом Матюшиным и Казимиром Малевичем заумной оперы «Победа над солнцем», постановка которой состоялась в декабре того же года в Санкт-Петербурге.  
Строка 55: Строка 55:
В 1923 году Алексей Крученых опубликовал сборник «Собственные рассказы детей», материалы для которого он собирал в 1921–1922 годах. В состав книги вошли прозаические и поэтические произведения детей от двух до двенадцати лет. В текстах упоминаются поэты и художники: Сергей Третьяков, Виктор Пальмов, Велимир Хлебников; есть стихотворения, в подзаголовке которых указано «подражание футуристам». Прозаические тексты алогичностью напоминают рассказы Зины В. в «Поросятах». Некоторые произведения из «Собственных рассказов детей» цитировал Чуковский в книге «От двух до пяти». До сих пор нет подробного исследования сборника, способного ответить, действительно ли все произведения принадлежат детям или являются экспериментами самого Крученых.  
В 1923 году Алексей Крученых опубликовал сборник «Собственные рассказы детей», материалы для которого он собирал в 1921–1922 годах. В состав книги вошли прозаические и поэтические произведения детей от двух до двенадцати лет. В текстах упоминаются поэты и художники: Сергей Третьяков, Виктор Пальмов, Велимир Хлебников; есть стихотворения, в подзаголовке которых указано «подражание футуристам». Прозаические тексты алогичностью напоминают рассказы Зины В. в «Поросятах». Некоторые произведения из «Собственных рассказов детей» цитировал Чуковский в книге «От двух до пяти». До сих пор нет подробного исследования сборника, способного ответить, действительно ли все произведения принадлежат детям или являются экспериментами самого Крученых.  


Внимание Крученых привлекали детские писатели и поэты. В начале 1920-х годов футурист положительно оценивал творчество Н. П. Саконской: завершил декларацию «Фактура слова» ее стихотворением «Памяти Хлебникова», цитировал в «Сдвигологии русского стиха», противопоставляя ее произведения «глухим» символистам. Было близко будетлянину и творчество Ю. К. Олеши, с которым он тесно общался и сотрудничал в эти годы. В 1930 году Крученых даже написал стихотворение по мотивам сказки «Три толстяка».  
Внимание Крученых привлекали детские писатели и поэты. В начале 1920-х годов футурист положительно оценивал творчество Н. П. Саконской: завершил декларацию «Фактура слова» ее стихотворением «Памяти Хлебникова», цитировал в «Сдвигологии русского стиха», противопоставляя ее произведения «глухим» символистам. Было близко будетлянину и творчество [[Олеша Юрий Карлович|Ю. К. Олеши]], с которым он тесно общался и сотрудничал в эти годы. В 1930 году Крученых даже написал стихотворение по мотивам сказки «Три толстяка».  


В конце 1920-х годов Крученых публикует ряд поэтических сборников, которые уже не пользуются былой популярностью и не вызывают резонанса. ЛЕФ закрывается, и футурист вынужден продолжать литературную деятельность в одиночку. Последними авангардными сборниками поэта стала дилогия 1930 года «Ирониада» и «Рубиниада», посвященная его возлюбленной Ирине Смирновой. В этом же году ушел из жизни В.В. Маяковский, являвшийся не только другом Крученых, но и его заступником. Крученых сразу же попал под удар советской критики, однако на протяжении несколько лет еще оставался участником литературной жизни страны (помогал изданию собрания сочинений Хлебникова, публиковал собственные статьи). Но даже несмотря на рекомендации Бориса Пастернака, Юрия Олеши и Артема Веселого, написанные в 1934 году, заумник не был принят в Союз советских писателей.  
В конце 1920-х годов Крученых публикует ряд поэтических сборников, которые уже не пользуются былой популярностью и не вызывают резонанса. ЛЕФ закрывается, и футурист вынужден продолжать литературную деятельность в одиночку. Последними авангардными сборниками поэта стала дилогия 1930 года «Ирониада» и «Рубиниада», посвященная его возлюбленной Ирине Смирновой. В этом же году ушел из жизни В.В. Маяковский, являвшийся не только другом Крученых, но и его заступником. Крученых сразу же попал под удар советской критики, однако на протяжении несколько лет еще оставался участником литературной жизни страны (помогал изданию собрания сочинений Хлебникова, публиковал собственные статьи). Но даже несмотря на рекомендации Бориса Пастернака, Юрия Олеши и Артема Веселого, написанные в 1934 году, заумник не был принят в Союз советских писателей.  
Строка 63: Строка 63:
Наиболее тяжелыми для Крученых были военные годы. Книги продавались особенно плохо, быт был не обустроен, болезни преследовали его. Спасением для поэта стала случайная встреча с Ильей Эренбургом, который, узнав о положении Крученых, посодействовал его вступлению в Союз советских писателей. Однако литературой в эти годы футурист практически не занимался: известны только три альбома экспромтов и посвящений Пастернаку и несколько машинописных сборников.  
Наиболее тяжелыми для Крученых были военные годы. Книги продавались особенно плохо, быт был не обустроен, болезни преследовали его. Спасением для поэта стала случайная встреча с Ильей Эренбургом, который, узнав о положении Крученых, посодействовал его вступлению в Союз советских писателей. Однако литературой в эти годы футурист практически не занимался: известны только три альбома экспромтов и посвящений Пастернаку и несколько машинописных сборников.  


В последние годы жизни к поэту пришло внимание со стороны молодых литераторов. Геннадий Айги пытался издать сборник стихотворений Крученых, текст которых утверждал сам будетлянин. Крученых много выступал на литературных вечерах. Его слушателями были Андрей Вознесенский, Лидия Либединская, [[Сапгир Генрих Вениаминович|Генрих Сапгир]], Игорь Холин, Владимир Казаков, Константин Кедров и др.  
В последние годы жизни к поэту пришло внимание со стороны молодых литераторов. Геннадий Айги пытался издать сборник стихотворений Крученых, текст которых утверждал сам будетлянин. Крученых много выступал на литературных вечерах. Его слушателями были Андрей Вознесенский, Лидия Либединская, [[Сапгир Генрих Вениаминович|Генрих Сапгир]], [[Холин Игорь Сергеевич|Игорь Холин]], Владимир Казаков, Константин Кедров и др.  


Умер Алексей Крученых 17 июня 1968 года в коммунальной квартире от воспаления легких. На похоронах присутствовало много литераторов и друзей поэта. Николай Глазков, Борис Слуцкий и Андрей Вознесенский читали свои стихи. Узнав о смерти Крученых, Чуковский записал в своем дневнике: «Умер Крученых — с ним кончилась вся плеяда Маяковского окружения». Урна с прахом хранится в колумбарии Нового Донского кладбища в Москве.
Умер Алексей Крученых 17 июня 1968 года в коммунальной квартире от воспаления легких. На похоронах присутствовало много литераторов и друзей поэта. Николай Глазков, Борис Слуцкий и Андрей Вознесенский читали свои стихи. Узнав о смерти Крученых, Чуковский записал в своем дневнике: «Умер Крученых — с ним кончилась вся плеяда Маяковского окружения». Урна с прахом хранится в колумбарии Нового Донского кладбища в Москве.




{{цитата|автор=Алексей Крученых|Дыр бул щыл|убеш щур|скум|вы со бу|р л эз}}


==Алексей Крученых / Избранная библиография==


{{#ev:youtube|https://youtu.be/SRQtfW8tYeI|500|center|Отец зауми. Алексей Кручёных.|frame}}
* Крученых А. Е. Игра в аду: Поэма / Сочинение Алексея Крученых и Виктора Хлебникова. Рисунки Наталии Гончаровой. – Москва: Типо-лит. В. Рихтер, 1912. – 14 л.: ил. – '''[Хранится в [[Российская государственная библиотека|РГБ]]]'''.
 
== Избранная библиография ==
 
* Крученых А. Е. Игра в аду: Поэма / Сочинение Алексея Крученых и Виктора Хлебникова. Рисунки Наталии Гончаровой. – Москва: Типо-лит. В. Рихтер, 1912. – 14 л.: ил. – '''[Хранится в РГБ]'''.
* Крученых А. Е. Старинная любовь / Сочинение А. Крученых; Украшения М. Ларионова. – Москва: типо-лит В. Рихтер, 1912. – 13 с.: ил. – '''[Хранится в РГБ]'''.
* Крученых А. Е. Старинная любовь / Сочинение А. Крученых; Украшения М. Ларионова. – Москва: типо-лит В. Рихтер, 1912. – 13 с.: ил. – '''[Хранится в РГБ]'''.
* Крученых А. Е. Пощечина общественному вкусу: Стихи. Проза. Статьи / Сборник: Д. Бурлюк, Н. Бурлюк, А. Крученых, В. Кандинский, Б. Лившиц, В. Маяковский, В. Хлебников. – Москва: Г. Л. Кузьмин, 1913. – 113 с. - '''[Хранится в РГБ]'''.
* Крученых А. Е. Пощечина общественному вкусу: Стихи. Проза. Статьи / Сборник: Д. Бурлюк, Н. Бурлюк, А. Крученых, В. Кандинский, Б. Лившиц, В. Маяковский, В. Хлебников. – Москва: Г. Л. Кузьмин, 1913. – 113 с. - '''[Хранится в РГБ]'''.
Строка 90: Строка 88:
* Крученых А. Е. Стихотворения, Романы, Поэмы, Опера / Алексей Крученых. –  СПб.: Акад. проект, 2001. – 477 с. – '''[Хранится в РГБ]'''.
* Крученых А. Е. Стихотворения, Романы, Поэмы, Опера / Алексей Крученых. –  СПб.: Акад. проект, 2001. – 477 с. – '''[Хранится в РГБ]'''.
* Крученых А. Е. К истории русского футуризма. Воспоминания и документы: с приложением деклараций, а также статей А. Крученых, а также статей И. Терентьева и С. Третьякова / Алексей Крученых. – Москва: Гилея, 2006. – 457 с. – '''[Хранится в РГБ]'''.
* Крученых А. Е. К истории русского футуризма. Воспоминания и документы: с приложением деклараций, а также статей А. Крученых, а также статей И. Терентьева и С. Третьякова / Алексей Крученых. – Москва: Гилея, 2006. – 457 с. – '''[Хранится в РГБ]'''.
*
 
==Алексей Крученых / Книги в НЭБ.Дети==
 
* Крученых А. Е. Собственные рассказы детей / собрал А. Крученых.- Москва : Б. И., 1923. – 16 с.
* Крученых А. Е. Собственные рассказы и рисунки детей / собрал А. Крученых. – Санкт-Петербург : ЕУЫ, 1914. – 50 с. (Оригинал хранится в Библиотеке Принстонского университета).
 
== О жизни и творчестве ==
== О жизни и творчестве ==


* Арзамасцева И. Н. Лингвопоэтическая идея детства и творчество А. Е. Крученых // Филологические науки. – 2002. – № 6. – С. 12–23.
* [[Арзамасцева Ирина Николаевна|Арзамасцева И. Н.]] Лингвопоэтическая идея детства и творчество А. Е. Крученых // Филологические науки. – 2002. – № 6. – С. 12–23.
* Бобринская Е. А. Слово и изображение у Е. Гуро и А. Кручёных // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Составление и общая редакция М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 309—322.  
* Бобринская Е. А. Слово и изображение у Е. Гуро и А. Кручёных // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Составление и общая редакция М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 309—322.  
* Богомолов Н. А. «Дыр бул щыл» в контексте эпохи / НЛО. – 2005. – № 2.
* Богомолов Н. А. «Дыр бул щыл» в контексте эпохи / НЛО. – 2005. – № 2.
Строка 107: Строка 110:
* Янечек Дж. Крученыховский стихотворный триптих «дыр бул щыл» // Черновик. – 1992. – № 5.
* Янечек Дж. Крученыховский стихотворный триптих «дыр бул щыл» // Черновик. – 1992. – № 5.


== Книги в Национальной электронной детской библиотеке ==
==См. также==
 
*[[Асеев Николай Николаевич]]
* Крученых А. Е. Собственные рассказы детей / собрал А. Крученых.- Москва : Б. И., 1923. – 16 с.
*[[Олейников Николай Макарович]]
* Крученых А. Е. Собственные рассказы и рисунки детей / собрал А. Крученых. – Санкт-Петербург : ЕУЫ, 1914. – 50 с. (Оригинал хранится в Библиотеке Принстонского университета).
*[[Хармс Даниил Иванович]]




Навигация