44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 41: | Строка 41: | ||
Целая серия рисунков – батальные сцены. На одном из них — зайцы, играющие в войну. Композиция рисунка | Целая серия детских рисунков – батальные сцены. На одном из них — зайцы, играющие в войну. Композиция рисунка невероятно динамична. Ее центр – письменный стол, изображенный совершенно фронтально, о двух ногах. На нем – две оловянных армии. В центр, навстречу друг другу, выдвинуты вражеские конницы, за ними – пехота. Левой армией командует крупный заяц в темном сюртучке. А правой руководит заяц помельче. Он не достает до стола, поэтому придвинул себе сундук и вспрыгнул на него. Только что он оттолкнулся задней ножкой и метнул мячик в армию противника. Как раз за полетом мяча и наблюдает матерый заяц в сюртучке. Самое поразительное в рисунке то, что живые, характерные зайцы, играют в войну настоящими оловянными солдатиками-людьми. Это не заячья война. Они играют именно в человеческую войну!.. Остроумный, с философским подтекстом, рисунок создал художник Никита Фаворский, когда ему было 8 лет. И, возможно, он так же подставлял деревянный сундучок, чтобы дотянуться до середины стола, где скачет во весь опор оловянный конный командир с саблей наголо… | ||
В автобиографии с собственными иллюстрациями Никита писал: «Я с детства очень любил рисовать (…) Рисовал я больше всего войну, а если рисовал не войну, то непременно на картине изображал солдат.» | В автобиографии с собственными иллюстрациями Никита писал: «Я с детства очень любил рисовать (…) Рисовал я больше всего войну, а если рисовал не войну, то непременно на картине изображал солдат.» | ||
Строка 47: | Строка 47: | ||
В 1929 году вышла книжка «Сами писали». | В 1929 году вышла книжка «Сами писали». На титульном листе надпись: «Маленькие интересные рассказы и приключения. Их писали сами читатели и деткоры «Дружных ребят». Иллюстрации – гравюры на дереве Никиты Фаворского 15 лет.» Эта книга – сборник коротких рассказов-зарисовок. Тексты, разномастные по языку, размеру и качеству связались в единое издание благодаря работе художника-иллюстратора. Никита создал серию разноформатных иллюстраций, размер которых, видимо, был задан предоставленными отцом гравюрными досками. Это разнообразие придало особую динамику и ритм книге. Композиции большей части иллюстраций свободно лежат в белом листа, не ограничены рамками или большим количеством темных плоскостей. Это придает изобразительному ряду воздушность. Пространство словно раздвигается вширь, до бесконечности: за каждым поворотом – все новое, и все возможно! При универсальности изобразительного пространства, художник отображает и четкие приметы времени: слившийся с травой, ставший частью пейзажа, спящий крепким сном праведника пьяница; мальчик, смотрящий в бинокль; стоящий на полусогнутых испуганный конвойный. Босоногие старуха и мальчишка-пионер, копошащиеся у их ног куры, а над ними – легкий деревянный самолетик, птичкой взмывший над скворечником и печной трубой простой избы. Уличная сценка: ребятишки от мала до велика обступили шарманку – волшебный ящик с восседающей на нем нахохлившейся и настоящей птицей-совой. Шарманку заводит суровый дядька в картузе и высоких сапогах. Его фигура самая темная, тяжелая во всей гравюре. И совсем не вяжется суровый вид шарманщика с делом развлечения «почтенной публики». В военное время носил он шинель и винтовку, стрелял без заминки, а теперь привыкает к мирной жизни – крутит ручку музыкального инструмента. | ||
С 1932 по 1938 год Никита Фаворский учился в Московском художественно-полиграфическом институте у В.А.Фаворского и П.Я.Павлинова. По воспоминаниям однокурсников и в институте был он особенным, ни на кого не похожим. Приходил последним на занятия, ждал, когда все рассядутся, выберут себе лучшее место, чтобы рисовать с натуры. Устраивался на подоконнике и вырезал из припасенного в кармане куска дерева какую-нибудь скульптуру. А потом садился на свободное, самое невыигрышное место, и рисовал так, что все в перерыве ходили смотреть работу Никиты. И дивились, как с невыразительной точки мог отличный рисунок получиться. И уж тут подтверждались слова преподавателей, что важно «как нарисуешь», а не «что нарисуешь». | С 1932 по 1938 год Никита Фаворский учился в Московском художественно-полиграфическом институте у В.А. Фаворского и П.Я. Павлинова. По воспоминаниям однокурсников и в институте был он особенным, ни на кого не похожим. Приходил последним на занятия, ждал, когда все рассядутся, выберут себе лучшее место, чтобы рисовать с натуры. Устраивался на подоконнике и вырезал из припасенного в кармане куска дерева какую-нибудь скульптуру. А потом садился на свободное, самое невыигрышное место, и рисовал так, что все в перерыве ходили смотреть работу Никиты. И дивились, как с невыразительной точки мог отличный рисунок получиться. И уж тут подтверждались слова преподавателей, что важно «как нарисуешь», а не «что нарисуешь». | ||
Дипломная работа Никиты Фаворского – иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Это гравюрная серия – одна из лучших графических интерпретаций пушкинской повести. В иллюстрациях проявлены основные идеи произведения: роль личности в истории, жизнь частного человека в век бунташный. Высвечены и замечательно прорисованы характеры героев. Вот гравюра, изображающая приход Марьи Гавриловны к больному Петруше Гриневу. Из повести мы помним, что Петруша был так слаб, что не мог подняться, шевельнуть рукой. Марья Гавриловна, жалея, в порыве любви, наклонилась и поцеловала его. Никита Фаворский компонует этот эпизод так, что краткое действие – девичий поцелуй, рассказывает нам о характерах Марьи Гавриловны и Петра Гринева больше, чем их подробный портрет. Это и чистота, и мужество и способность сострадать. И глубокая преданность. Еще раз приглядитесь к этой гравюре. Видите, время в ней словно остановилось или его там нет, а есть то, что называется Бытие, вечное присутствие в моменте. В серии награвированы и великолепные батальные сцены. «Штурм». Разворотная иллюстрация. По свободно раскинувшейся степи бегут люди войска Пугачева. Они бегут прямо на нас – зрителей. И это придает композиции психологическую остроту и монументальность. А еще – снова утверждает смелость и редкий талант художника-иллюстратора. Насколько проще и малозатратнее было изобразить штурм в профиль, выстроив вдоль плоскости листа всю сцену. Здесь же, при изображении в фас, каждая фигура приобретает вес, значимость, ее масштаб должен быть очень четко осознан и проявлен в сочетании с масштабом и ростом других фигур и удаленностью их от переднего плана. И ведь это бегут пешие, скачут конные… | Дипломная работа Никиты Фаворского – иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Это гравюрная серия – одна из лучших графических интерпретаций пушкинской повести. В иллюстрациях проявлены основные идеи произведения: роль личности в истории, жизнь частного человека в век бунташный. Высвечены и замечательно прорисованы характеры героев. Вот гравюра, изображающая приход Марьи Гавриловны к больному Петруше Гриневу. Из повести мы помним, что Петруша был так слаб, что не мог подняться, шевельнуть рукой. Марья Гавриловна, жалея, в порыве любви, наклонилась и поцеловала его. Никита Фаворский компонует этот эпизод так, что краткое действие – девичий поцелуй, рассказывает нам о характерах Марьи Гавриловны и Петра Гринева больше, чем их подробный портрет. Это и чистота, и мужество и способность сострадать. И глубокая преданность. Еще раз приглядитесь к этой гравюре. Видите, время в ней словно остановилось или его там нет, а есть то, что называется Бытие, вечное присутствие в моменте. В серии награвированы и великолепные батальные сцены. «Штурм». Разворотная иллюстрация. По свободно раскинувшейся степи бегут люди войска Пугачева. Они бегут прямо на нас – зрителей. И это придает композиции психологическую остроту и монументальность. А еще – снова утверждает смелость и редкий талант художника-иллюстратора. Насколько проще и малозатратнее было изобразить штурм в профиль, выстроив вдоль плоскости листа всю сцену. Здесь же, при изображении в фас, каждая фигура приобретает вес, значимость, ее масштаб должен быть очень четко осознан и проявлен в сочетании с масштабом и ростом других фигур и удаленностью их от переднего плана. И ведь это бегут пешие, скачут конные… | ||
Неизданной осталась серия гравюр к «Сказкам» Бориса Шергина, датируемая 1939-м годом. Иллюстрации приведены к единому модулю – горизонтальному формату. Ограничены рамкой. Основа композиций – взаимоотношение нескольких персонажей-фигур. Они крупно, монументально награвированы почти враспор: ноги словно вырастают из нижней горизонтали рамы. А головы чуть-чуть не достают до верхней границы. Жесты, движения, мимика героев доведены до знака, гротескны, как пластика персонажей народного театра. Пространство, в котором действуют герои неглубокое, лаконичное, в нем – минимум говорящих деталей. Этакая театральная коробка-сцена. Фабула считывается сразу, а после – интересно рассматривать детали и насыщать историю остроумно высвеченными подробностями. Штрих в этой серии гравюр короткий, четкий, немного напоминает штрих в лубочных картинках, которые Никита, несомненно, хорошо знал и любил. | Неизданной осталась серия гравюр к «Сказкам» Бориса Шергина, датируемая 1939-м годом. Иллюстрации приведены к единому модулю – горизонтальному формату. Ограничены рамкой. Основа композиций – взаимоотношение нескольких персонажей-фигур. Они крупно, монументально награвированы почти враспор: ноги словно вырастают из нижней горизонтали рамы. А головы чуть-чуть не достают до верхней границы. Жесты, движения, мимика героев доведены до знака, гротескны, как пластика персонажей народного театра. Пространство, в котором действуют герои неглубокое, лаконичное, в нем – минимум говорящих деталей. Этакая театральная коробка-сцена. Фабула считывается сразу, а после – интересно рассматривать детали и насыщать историю остроумно высвеченными подробностями. Штрих в этой серии гравюр короткий, четкий, немного напоминает штрих в лубочных картинках, которые Никита, несомненно, хорошо знал и любил. |