Фраерман Рувим Исаевич: различия между версиями
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 26: | Строка 26: | ||
Рувим Исаевич Фраерман родился в еврейской семье. Большая и бедная семья проживала в г. Могилёве-на-Днепре (Могилёв). Отец был мелким подрядчиком, нередко брал сына с собой в поездки по лесничествам, селам и местечкам Могилевщины. | Рувим Исаевич Фраерман родился в еврейской семье. Большая и бедная семья проживала в г. Могилёве-на-Днепре (Могилёв). Отец был мелким подрядчиком, нередко брал сына с собой в поездки по лесничествам, селам и местечкам Могилевщины. | ||
В Могилевское реальное училище Рувим Фраерман попал переростком; там его творческие способности были поддержаны учителем словесности Солодким. Первые стихотворные опыты появились в училищном журнале «Труд ученика» (1916). Далее поступил в Харьковский технологический институт и в 1918 году, после 3 курса, отправился на Дальний Восток — на учебную практику. | В Могилевское реальное училище Рувим Фраерман попал переростком; там его творческие способности были поддержаны учителем словесности Солодким. Первые стихотворные опыты появились в училищном журнале «Труд ученика» (1916). Далее поступил в Харьковский технологический институт и в 1918 году, после 3 курса, отправился на Дальний Восток — на учебную практику. | ||
Там молодой человек провел три года революции и гражданской войны. Примкнул к революционной молодежи, во время японской оккупации был связан с партийным подпольем. Вместе с партизанским соединением под командованием Я. И. Тряпицына сражался с белыми и интервентами в Сахалинской области. Стал участником трагических событий, которые развернулись в 1920 г. в г. Николаевске-на-Амуре, центре золотодобычи. Осадив город зимой 1920 года, партизаны принудили его к сдаче и заключили мирный договор с японцами. В городе начался «красный террор»: шли аресты белогвардейцев, зажиточных и влиятельных граждан, «социально чуждых элементов». После внезапного нападения интервентов на штаб Я. И. Тряпицына и боев за город началась расправа над японцами, в т. ч. гражданскими лицами. Спешное разрушение города при приближении интервентов и насильственную эвакуацию жителей Николаевска (конец мая 1920) Р. И. Фраерман, скорее всего, не застал. | Там молодой человек провел три года революции и гражданской войны. Примкнул к революционной молодежи, во время японской оккупации был связан с партийным подпольем. Вместе с партизанским соединением под командованием Я. И. Тряпицына сражался с белыми и интервентами в Сахалинской области. Стал участником трагических событий, которые развернулись в 1920 г. в г. Николаевске-на-Амуре, центре золотодобычи. Осадив город зимой 1920 года, партизаны принудили его к сдаче и заключили мирный договор с японцами. В городе начался «красный террор»: шли аресты белогвардейцев, зажиточных и влиятельных граждан, «социально чуждых элементов». После внезапного нападения интервентов на штаб Я. И. Тряпицына и боев за город началась расправа над японцами, в т. ч. гражданскими лицами. Спешное разрушение города при приближении интервентов и насильственную эвакуацию жителей Николаевска (конец мая 1920) Р. И. Фраерман, скорее всего, не застал. | ||
В мае 1920 комиссар Р.И. Фраерман вместе с партизанским отрядом совершил тяжелейший четырехмесячный поход сквозь тайгу к Охотскому морю, чтобы установить советскую власть в тунгусских стойбищах и предотвратить высадку интервентов, а затем через тайгу и Саянские хребты вышел в Якутск. Его имя было известно по всему краю, слышал о нем и партизан Александр Булыга – будущий писатель А. А. Фадеев. Позже, в Москве, началась их дружба. В 1971 году Р. И. Фраерман напишет «Воспоминания о походе партизанского отряда из Николаевска-на-Амуре до Якутска» («Поход»). | В мае 1920 комиссар Р.И. Фраерман вместе с партизанским отрядом совершил тяжелейший четырехмесячный поход сквозь тайгу к Охотскому морю, чтобы установить советскую власть в тунгусских стойбищах и предотвратить высадку интервентов, а затем через тайгу и Саянские хребты вышел в Якутск. Его имя было известно по всему краю, слышал о нем и партизан Александр Булыга – будущий писатель А. А. Фадеев. Позже, в Москве, началась их дружба. В 1971 году Р. И. Фраерман напишет «Воспоминания о походе партизанского отряда из Николаевска-на-Амуре до Якутска» («Поход»). | ||
Еще до похода Фраерман редактировал штабную газету «Красный клич». После похода он работал в сибирских газетах «Ленский коммунар», «Советская Сибирь» (ее главный редактор Емельян Ярославцев во многом повлиял на становление писателя). Отправившись в Москву на Съезд журналистов, Ярославцев и Фраерман расстались с Якутией. Московские впечатления тех лет отразились в незавершенной повести «Раздумье». | Еще до похода Фраерман редактировал штабную газету «Красный клич». После похода он работал в сибирских газетах «Ленский коммунар», «Советская Сибирь» (ее главный редактор Емельян Ярославцев во многом повлиял на становление писателя). Отправившись в Москву на Съезд журналистов, Ярославцев и Фраерман расстались с Якутией. Московские впечатления тех лет отразились в незавершенной повести «Раздумье». | ||
В 1922 году Р. И. Фраерман, корреспондент РОСТА, был командирован в Батуми. В 1922–1923 гг. состоялось знакомство с К. Г. Паустовским, редактором батумской газеты «Маяк». Начинающие литераторы подружились. Именно Паустовскому Фраерман решился прочесть наброски своей первой дальневосточной повести (черновики потом лягут в основу повестей «Огневка» и «Васька-гиляк»). Весной 1923 года Фраермана отозвали в Москву, а осенью того же года журналист «перетянул» в РОСТА и Паустовского. | В 1922 году Р. И. Фраерман, корреспондент РОСТА, был командирован в Батуми. В 1922–1923 гг. состоялось знакомство с К. Г. Паустовским, редактором батумской газеты «Маяк». Начинающие литераторы подружились. Именно Паустовскому Фраерман решился прочесть наброски своей первой дальневосточной повести (черновики потом лягут в основу повестей «Огневка» и «Васька-гиляк»). Весной 1923 года Фраермана отозвали в Москву, а осенью того же года журналист «перетянул» в РОСТА и Паустовского. | ||
В 1926 году, перейдя в газету «Беднота», помимо заметок, отчетов, репортажей, пишет вместе с Г. Устиновым сатирико-приключенческий роман с продолжением «Мухогорская любовь, или Американская подметка», очерки и бытовые сценки в духе русского физиологического очерка. Много ездит по европейской части России, по Украине, Кавказу, туристом побывал в Италии. Итогом работы газетчика стали очерк «С советским паспортом за границей» (1926) и книга очерков «22 на 36: письма об МТС» (1931). | В 1926 году, перейдя в газету «Беднота», помимо заметок, отчетов, репортажей, пишет вместе с Г. Устиновым сатирико-приключенческий роман с продолжением «Мухогорская любовь, или Американская подметка», очерки и бытовые сценки в духе русского физиологического очерка. Много ездит по европейской части России, по Украине, Кавказу, туристом побывал в Италии. Итогом работы газетчика стали очерк «С советским паспортом за границей» (1926) и книга очерков «22 на 36: письма об МТС» (1931). | ||
Дебютом Фраермана как беллетриста стала публикация в журнале «Сибирские огни» повести «Огневка» (1924). Главный герой – бедный и бесправный гиляк (нивх) Васька – становится у красных отличным разведчиком и стрелком, участвует в установлении советской власти в Николаевске. За повестью последовали рассказы «На мысу» (1925), «Соболя» (1926). В этих произведениях заметен переход от фиксирования впечатлений к художественным обобщениям. В 1920-х годах в сибирской периодике выходят стихи и поэмы «Сибирь» и «На рассвете». В ранней повести «Буран» (1926) и рассказе «Сквозь белый ветер» (1931) запечатлена панорама военно-революционного Николаевска-на-Амуре. Неоднозначным было отношение автора к революции: «Буран» полон картин лютой жестокости. | Дебютом Фраермана как беллетриста стала публикация в журнале «Сибирские огни» повести «Огневка» (1924). Главный герой – бедный и бесправный гиляк (нивх) Васька – становится у красных отличным разведчиком и стрелком, участвует в установлении советской власти в Николаевске. За повестью последовали рассказы «На мысу» (1925), «Соболя» (1926). В этих произведениях заметен переход от фиксирования впечатлений к художественным обобщениям. В 1920-х годах в сибирской периодике выходят стихи и поэмы «Сибирь» и «На рассвете». В ранней повести «Буран» (1926) и рассказе «Сквозь белый ветер» (1931) запечатлена панорама военно-революционного Николаевска-на-Амуре. Неоднозначным было отношение автора к революции: «Буран» полон картин лютой жестокости. | ||
Повесть «Васька-гиляк» (1932) представляла собой переработку первой повести «Огневка» (отчасти изменен сюжет, переделан финал). Произведение стало первой удачей писателя: стиль повествования стал более строгим, изображение человека, природы и непростого времени – более реалистичным, ушла схематизация. | Повесть «Васька-гиляк» (1932) представляла собой переработку первой повести «Огневка» (отчасти изменен сюжет, переделан финал). Произведение стало первой удачей писателя: стиль повествования стал более строгим, изображение человека, природы и непростого времени – более реалистичным, ушла схематизация. | ||
Повесть «Вторая весна» (1932) предназначалась «для колхозных ребят старшего возраста» и рассказывала о коллективизации. | Повесть «Вторая весна» (1932) предназначалась «для колхозных ребят старшего возраста» и рассказывала о коллективизации. | ||
Повесть «Никичен» (1933, впервые – в журнале «Сибирские огни», № 3–4, 5–6 под названием «Афанасий Олешек» (Охотская повесть)) обозначила собой новый этап творчества, приближение к детско-подростковой аудитории. В центре повествования – образы влюбленных тунгусов-подростков, жениха и невесты, счастье которых зависит от разрешения борьбы партизан за установление советской власти в крае. Образ комиссара во многом автобиографичен. | Повесть «Никичен» (1933, впервые – в журнале «Сибирские огни», № 3–4, 5–6 под названием «Афанасий Олешек» (Охотская повесть)) обозначила собой новый этап творчества, приближение к детско-подростковой аудитории. В центре повествования – образы влюбленных тунгусов-подростков, жениха и невесты, счастье которых зависит от разрешения борьбы партизан за установление советской власти в крае. Образ комиссара во многом автобиографичен. | ||
После поездки Р. И. Фраермана в Хабаровск (1934) появились рассказы «Несчастье Ан-Сенена» (1935), «Смерть Юн Фа-фу», «На реке», очерк «Два снайпера». Приключенческая повесть для детей «Шпион» (1937) – попытка соединить «шпионскую» интригу с мотивом дружбы корейского мальчика и русской девочки – оказалась неудачной из-за схематизма ситуаций и героев. | После поездки Р. И. Фраермана в Хабаровск (1934) появились рассказы «Несчастье Ан-Сенена» (1935), «Смерть Юн Фа-фу», «На реке», очерк «Два снайпера». Приключенческая повесть для детей «Шпион» (1937) – попытка соединить «шпионскую» интригу с мотивом дружбы корейского мальчика и русской девочки – оказалась неудачной из-за схематизма ситуаций и героев. | ||
Строка 68: | Строка 59: | ||
Впечатления от советского Дальнего Востока предопределили темы произведений 1950–1960-х годов (рассказ «На утренней заре», повесть «Золотой Василёк» и др.). | |||
С 1932 года семьи Фраерманов и Паустовских, дружившие между собой, подолгу жили в рязанской деревне Солотча, в бревенчатом доме, когда-то принадлежавшем граверу и художнику И. П. Пожалостину. Туда часто приезжали А. П. Гайдар, В. С. Гроссман, А. П. Платонов, К. М. Симонов, А. А. Фадеев и др., там возник литературный кружок «Конотоп». В Солотче Рувим Фраерман написал несколько рассказов, сказки. Над пьесой «Волшебное существо» он работал в соавторстве с Платоновым. | |||
В Солотче была написана и повесть «Дикая собака Динго, или Повесть о перовой любви». Прототип Фильки, друга главной героини, был найден автором еще в 1920 году, во время похода по тайге. После выхода произведения в журнале «Красная новь» (1939, №7) в печати началась бурная дискуссия. Одни критики обвиняли автора в руссоистском призыве вернуться к первобытной природе, другие подчеркивали, что в книге изображено «утро человеческой жизни», «люди, еще не утратившие утренней свежести, непосредственности». Борис Полевой на 2-м Всесоюзном съезде писателей взял под защиту «повесть о юношеской любви, целомудренную, взволнованную, цельную». От прежних «дальневосточных» повестей «Дикая собака Динго...» отличается тем, что спокойному взгляду «естественного» человека (эвенкийского мальчика Фильки) противопоставлено смятенное сознание юной Тани Сабанеевой. Изобразив благополучное советское общество, автор заявил о неизбежных при любом строе конфликтах: это и трудности расставания с детством, и терзания первой любви, и разбившиеся семьи, и противоборство людей со стихией. | |||
«Дикая собака Динго…» впоследствии неоднократно переиздавалась и стала самым известным произведением автора. В 1962 году режиссером Ю. Карасиком был снят одноименный фильм, а в 1968 году художник Р. Столяров создал диафильм в 2-х частях. | |||
С началом Великой Отечественной войны Р. И. Фраерман вступил в московское ополчение. Его распределили в 3-ю писательскую роту 22 стрелкового полка 8-й Краснопресненской дивизии народного ополчения Москвы. Вместе с Р. И. Фраерманом оказались секретарь Литфонда С. Н. Афрамеев, известные в то время писатели В. А. Аверьянов, А. И. Роскин, П. А. Бляхин, М. В. Лузгин, молодой Э. Г. Казакевич и др. Большинство бойцов писательской роты были немолоды, имели проблемы со здоровьем; многие погибли уже в первый год войны. | |||
Строка 80: | Строка 77: | ||
Сослуживец писателя критик Б.М. Рунин вспоминал: «Никогда не унывающий и бесконечно участливый Фраерман, который в годы гражданской войны партизанил на Дальнем Востоке, поражал всех своей походной тренированностью. <…> … он скоро уже шагал с двумя вещевыми мешками — кто-то не устоял перед соблазном переложить на него часть своего груза» (Б. М. Рунин. Писательская рота). Однако пребывание в роте оказалось недолгим: вскоре Р. И. Фраермана по возрасту отозвали во фронтовую печать. | |||
Очерки Р. И. Фраермана выходили в газете «Защитник Отечества». В очерках «Минометчик Мальцев», «Военный хирург», «Генерал», «Подвиг» и др. произведениях изображал войну как тяжелую работу, требующую мастерства и самоотверженности. Рассказ «Подвиг в майскую ночь» (1944) был посвящен Герою Советского Союза старшему сержанту С. И. Шершавину, с риском для жизни взорвавшему хорошо замаскированный мост на реке Северский Донец (Харьковская область). | |||
За Великую Отечественную Рувим Фраерман потерял нескольких друзей и знакомых, в т. ч. Аркадия Гайдара (погиб в партизанском отряде 26 октября 1941 года) и Александра Роскина (погиб в окружении осенью 1941 года). | |||
После войны вернулся к литературе для детей и подростков. Повесть «Дальнее плавание» (1946) рассказывает о духовном становлении подростков военных лет. В соавторстве с П. Д. Зайкиным написал роман «Жизнь и необыкновенные приключения капитан-лейтенанта Головнина, путешественника и мореходца» (Ч. 1–2, 1946–1948). Главным героем стал русский мореплаватель XIX века В. М. Головнин, совершивший два кругосветных плавания (в 1807–1811 и 1817–1819 годах) и более двух лет проведший в плену у японцев. П. Д. Зайкин стал соавтором еще двух книг автора – сборников рассказов для детей «Ласточки» (1947) и «Степанка и Резвый» (1947). | |||
Р. И. Фраерман положил начало исследованиям творчества А. П. Гайдара сборником статей из ранее не публиковавшихся материалов «Жизнь и творчество Гайдара» (1951), а также книгой-очерком «Любимый писатель детей» (1964). | |||
В 1953 году выходит сборник переработанных для детей китайских народных сказок «Желанный цветок» (1953). При работе над книгой автор пользовался как литературными источниками, так и записями, сделанными на Дальнем Востоке со слов китайских рыбаков и охотников. | |||
В 1963 году выходит роман «Золотой Василёк». В этом произведении писатель вернулся к теме Дальнего Востока и революции, соединив ее с темой детства и юности. Нелегкая судьба Нади Морозовой, главной героини, была типичной для девушек из среды народной интеллигенции. Прообразом Нади стала жена автора – В. С. Скрыльникова (Фраерман). | |||
В 1966 году писатель выпустил сборник очерков и рассказов для подростков на морально-этические темы «Испытание души». | |||
В июне 1968 года в Переделкине Фраерман в последний раз встретился с К. Г. Паустовским, тяжело больным. «Прощаясь, мы оба расплакались. И все-таки никто не думал, что конец так близок», – вспоминал впоследствии писатель в биографическом очерке «Любимый друг» (1972). | |||
27 марта 1972 года Р. И. Фраерман скончался в Москве, был похоронен на Пятницком кладбище. | |||
Версия от 18:04, 1 января 2021
Рувим Фраерман | |
Имя при рождении | Рувим Фраерман |
Дата рождения | 22 (10) сентября 1891 |
Место рождения | г. Могилёв |
Дата смерти | 28.04.1972 |
Место смерти | Москва |
Гражданство | Российская Империя, СССР |
Род деятельности | писатель |
Язык произведений | русский |
Рувим Исаевич Фраерман — советский детский писатель, журналист, военный корреспондент.
Рувим Фраерман / Биография
Рувим Исаевич Фраерман родился в еврейской семье. Большая и бедная семья проживала в г. Могилёве-на-Днепре (Могилёв). Отец был мелким подрядчиком, нередко брал сына с собой в поездки по лесничествам, селам и местечкам Могилевщины. В Могилевское реальное училище Рувим Фраерман попал переростком; там его творческие способности были поддержаны учителем словесности Солодким. Первые стихотворные опыты появились в училищном журнале «Труд ученика» (1916). Далее поступил в Харьковский технологический институт и в 1918 году, после 3 курса, отправился на Дальний Восток — на учебную практику.
Там молодой человек провел три года революции и гражданской войны. Примкнул к революционной молодежи, во время японской оккупации был связан с партийным подпольем. Вместе с партизанским соединением под командованием Я. И. Тряпицына сражался с белыми и интервентами в Сахалинской области. Стал участником трагических событий, которые развернулись в 1920 г. в г. Николаевске-на-Амуре, центре золотодобычи. Осадив город зимой 1920 года, партизаны принудили его к сдаче и заключили мирный договор с японцами. В городе начался «красный террор»: шли аресты белогвардейцев, зажиточных и влиятельных граждан, «социально чуждых элементов». После внезапного нападения интервентов на штаб Я. И. Тряпицына и боев за город началась расправа над японцами, в т. ч. гражданскими лицами. Спешное разрушение города при приближении интервентов и насильственную эвакуацию жителей Николаевска (конец мая 1920) Р. И. Фраерман, скорее всего, не застал.
В мае 1920 комиссар Р.И. Фраерман вместе с партизанским отрядом совершил тяжелейший четырехмесячный поход сквозь тайгу к Охотскому морю, чтобы установить советскую власть в тунгусских стойбищах и предотвратить высадку интервентов, а затем через тайгу и Саянские хребты вышел в Якутск. Его имя было известно по всему краю, слышал о нем и партизан Александр Булыга – будущий писатель А. А. Фадеев. Позже, в Москве, началась их дружба. В 1971 году Р. И. Фраерман напишет «Воспоминания о походе партизанского отряда из Николаевска-на-Амуре до Якутска» («Поход»).
Еще до похода Фраерман редактировал штабную газету «Красный клич». После похода он работал в сибирских газетах «Ленский коммунар», «Советская Сибирь» (ее главный редактор Емельян Ярославцев во многом повлиял на становление писателя). Отправившись в Москву на Съезд журналистов, Ярославцев и Фраерман расстались с Якутией. Московские впечатления тех лет отразились в незавершенной повести «Раздумье».
В 1922 году Р. И. Фраерман, корреспондент РОСТА, был командирован в Батуми. В 1922–1923 гг. состоялось знакомство с К. Г. Паустовским, редактором батумской газеты «Маяк». Начинающие литераторы подружились. Именно Паустовскому Фраерман решился прочесть наброски своей первой дальневосточной повести (черновики потом лягут в основу повестей «Огневка» и «Васька-гиляк»). Весной 1923 года Фраермана отозвали в Москву, а осенью того же года журналист «перетянул» в РОСТА и Паустовского. В 1926 году, перейдя в газету «Беднота», помимо заметок, отчетов, репортажей, пишет вместе с Г. Устиновым сатирико-приключенческий роман с продолжением «Мухогорская любовь, или Американская подметка», очерки и бытовые сценки в духе русского физиологического очерка. Много ездит по европейской части России, по Украине, Кавказу, туристом побывал в Италии. Итогом работы газетчика стали очерк «С советским паспортом за границей» (1926) и книга очерков «22 на 36: письма об МТС» (1931). Дебютом Фраермана как беллетриста стала публикация в журнале «Сибирские огни» повести «Огневка» (1924). Главный герой – бедный и бесправный гиляк (нивх) Васька – становится у красных отличным разведчиком и стрелком, участвует в установлении советской власти в Николаевске. За повестью последовали рассказы «На мысу» (1925), «Соболя» (1926). В этих произведениях заметен переход от фиксирования впечатлений к художественным обобщениям. В 1920-х годах в сибирской периодике выходят стихи и поэмы «Сибирь» и «На рассвете». В ранней повести «Буран» (1926) и рассказе «Сквозь белый ветер» (1931) запечатлена панорама военно-революционного Николаевска-на-Амуре. Неоднозначным было отношение автора к революции: «Буран» полон картин лютой жестокости.
Повесть «Васька-гиляк» (1932) представляла собой переработку первой повести «Огневка» (отчасти изменен сюжет, переделан финал). Произведение стало первой удачей писателя: стиль повествования стал более строгим, изображение человека, природы и непростого времени – более реалистичным, ушла схематизация.
Повесть «Вторая весна» (1932) предназначалась «для колхозных ребят старшего возраста» и рассказывала о коллективизации.
Повесть «Никичен» (1933, впервые – в журнале «Сибирские огни», № 3–4, 5–6 под названием «Афанасий Олешек» (Охотская повесть)) обозначила собой новый этап творчества, приближение к детско-подростковой аудитории. В центре повествования – образы влюбленных тунгусов-подростков, жениха и невесты, счастье которых зависит от разрешения борьбы партизан за установление советской власти в крае. Образ комиссара во многом автобиографичен.
После поездки Р. И. Фраермана в Хабаровск (1934) появились рассказы «Несчастье Ан-Сенена» (1935), «Смерть Юн Фа-фу», «На реке», очерк «Два снайпера». Приключенческая повесть для детей «Шпион» (1937) – попытка соединить «шпионскую» интригу с мотивом дружбы корейского мальчика и русской девочки – оказалась неудачной из-за схематизма ситуаций и героев.
- Рувим Фраерман
Впечатления от советского Дальнего Востока предопределили темы произведений 1950–1960-х годов (рассказ «На утренней заре», повесть «Золотой Василёк» и др.). С 1932 года семьи Фраерманов и Паустовских, дружившие между собой, подолгу жили в рязанской деревне Солотча, в бревенчатом доме, когда-то принадлежавшем граверу и художнику И. П. Пожалостину. Туда часто приезжали А. П. Гайдар, В. С. Гроссман, А. П. Платонов, К. М. Симонов, А. А. Фадеев и др., там возник литературный кружок «Конотоп». В Солотче Рувим Фраерман написал несколько рассказов, сказки. Над пьесой «Волшебное существо» он работал в соавторстве с Платоновым.
В Солотче была написана и повесть «Дикая собака Динго, или Повесть о перовой любви». Прототип Фильки, друга главной героини, был найден автором еще в 1920 году, во время похода по тайге. После выхода произведения в журнале «Красная новь» (1939, №7) в печати началась бурная дискуссия. Одни критики обвиняли автора в руссоистском призыве вернуться к первобытной природе, другие подчеркивали, что в книге изображено «утро человеческой жизни», «люди, еще не утратившие утренней свежести, непосредственности». Борис Полевой на 2-м Всесоюзном съезде писателей взял под защиту «повесть о юношеской любви, целомудренную, взволнованную, цельную». От прежних «дальневосточных» повестей «Дикая собака Динго...» отличается тем, что спокойному взгляду «естественного» человека (эвенкийского мальчика Фильки) противопоставлено смятенное сознание юной Тани Сабанеевой. Изобразив благополучное советское общество, автор заявил о неизбежных при любом строе конфликтах: это и трудности расставания с детством, и терзания первой любви, и разбившиеся семьи, и противоборство людей со стихией.
«Дикая собака Динго…» впоследствии неоднократно переиздавалась и стала самым известным произведением автора. В 1962 году режиссером Ю. Карасиком был снят одноименный фильм, а в 1968 году художник Р. Столяров создал диафильм в 2-х частях. С началом Великой Отечественной войны Р. И. Фраерман вступил в московское ополчение. Его распределили в 3-ю писательскую роту 22 стрелкового полка 8-й Краснопресненской дивизии народного ополчения Москвы. Вместе с Р. И. Фраерманом оказались секретарь Литфонда С. Н. Афрамеев, известные в то время писатели В. А. Аверьянов, А. И. Роскин, П. А. Бляхин, М. В. Лузгин, молодой Э. Г. Казакевич и др. Большинство бойцов писательской роты были немолоды, имели проблемы со здоровьем; многие погибли уже в первый год войны.
- Рувим Фраерман
Константин Паустовский и Рувим Фраерман у новогодней елки, 1955
Сослуживец писателя критик Б.М. Рунин вспоминал: «Никогда не унывающий и бесконечно участливый Фраерман, который в годы гражданской войны партизанил на Дальнем Востоке, поражал всех своей походной тренированностью. <…> … он скоро уже шагал с двумя вещевыми мешками — кто-то не устоял перед соблазном переложить на него часть своего груза» (Б. М. Рунин. Писательская рота). Однако пребывание в роте оказалось недолгим: вскоре Р. И. Фраермана по возрасту отозвали во фронтовую печать. Очерки Р. И. Фраермана выходили в газете «Защитник Отечества». В очерках «Минометчик Мальцев», «Военный хирург», «Генерал», «Подвиг» и др. произведениях изображал войну как тяжелую работу, требующую мастерства и самоотверженности. Рассказ «Подвиг в майскую ночь» (1944) был посвящен Герою Советского Союза старшему сержанту С. И. Шершавину, с риском для жизни взорвавшему хорошо замаскированный мост на реке Северский Донец (Харьковская область).
За Великую Отечественную Рувим Фраерман потерял нескольких друзей и знакомых, в т. ч. Аркадия Гайдара (погиб в партизанском отряде 26 октября 1941 года) и Александра Роскина (погиб в окружении осенью 1941 года).
После войны вернулся к литературе для детей и подростков. Повесть «Дальнее плавание» (1946) рассказывает о духовном становлении подростков военных лет. В соавторстве с П. Д. Зайкиным написал роман «Жизнь и необыкновенные приключения капитан-лейтенанта Головнина, путешественника и мореходца» (Ч. 1–2, 1946–1948). Главным героем стал русский мореплаватель XIX века В. М. Головнин, совершивший два кругосветных плавания (в 1807–1811 и 1817–1819 годах) и более двух лет проведший в плену у японцев. П. Д. Зайкин стал соавтором еще двух книг автора – сборников рассказов для детей «Ласточки» (1947) и «Степанка и Резвый» (1947).
Р. И. Фраерман положил начало исследованиям творчества А. П. Гайдара сборником статей из ранее не публиковавшихся материалов «Жизнь и творчество Гайдара» (1951), а также книгой-очерком «Любимый писатель детей» (1964).
В 1953 году выходит сборник переработанных для детей китайских народных сказок «Желанный цветок» (1953). При работе над книгой автор пользовался как литературными источниками, так и записями, сделанными на Дальнем Востоке со слов китайских рыбаков и охотников.
В 1963 году выходит роман «Золотой Василёк». В этом произведении писатель вернулся к теме Дальнего Востока и революции, соединив ее с темой детства и юности. Нелегкая судьба Нади Морозовой, главной героини, была типичной для девушек из среды народной интеллигенции. Прообразом Нади стала жена автора – В. С. Скрыльникова (Фраерман).
В 1966 году писатель выпустил сборник очерков и рассказов для подростков на морально-этические темы «Испытание души».
В июне 1968 года в Переделкине Фраерман в последний раз встретился с К. Г. Паустовским, тяжело больным. «Прощаясь, мы оба расплакались. И все-таки никто не думал, что конец так близок», – вспоминал впоследствии писатель в биографическом очерке «Любимый друг» (1972).
27 марта 1972 года Р. И. Фраерман скончался в Москве, был похоронен на Пятницком кладбище.
Рувим Фраерман / Книги
- Фраерман Р. И. Буран : повесть. — Москва : Федерация, 1929. — 154 с. — [Хранится в РГБ].
- Фраерман Р. И. Васька-гиляк : повесть. — Москва ; Ленинград : Огиз Гос.изд-во худож.лит., 1932. — 126 с. — [Хранится в РГБ].
- Фраерман Р. И. Волшебное существо : пьеса в 4-х д., 6-ти карт. / Платонов А. П., Фраерман Р. И. — Москва : ВУОАП, 1967. — [Хранится в РГБ].
- Фраерман Р. И. Вторая весна : повесть / худож. К.Кузнецов. — Москва : Молодая гвардия, 1932. — 212 с. — [Хранится в РГБ].
- Фраерман Р. И. Готовы ли вы к жизни? — Москва : Политиздат, 1965. — 64 с.
- Фраерман Р. И. Дальнее плавание : повесть / худож. Б. Винокуров. — Москва ; Ленинрад : Детгиз, 1946. — 254 с. — [Хранится в РГБ].
- Фраерман Р. И. Избранное. — Москва : Сов. писатель, 1958. — 551 с.
- Фраерман Р. И. Два рыбака ; Желанный Цветок : по мотивам китайских нар. Сказок / худож. Н. Кочергин. — Москва : Детгиз, 1955. — 32 с. — (Книга за книгой).
- Фраерман Р. И. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви / Худ. А. Морозова-Лас. — Москва : Сов. писатель, 1939. — 168 с. — [Хранится в РГБ].
- Фраерман Р. И. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви / [ил.: И. Архипов]. — Москва : Детгиз, 1962. — 126 с. – Хранится в РГБ].
- Фраерман Р. И Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви ; Золотой Василек : [повести] / [ил.: И. Архипов и В. Ладягин]. – Москва : Дет. лит., 1966. — 398 с. — [Хранится в РГБ].
- Фраерман Р. И Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви ; [Васька-гиляк]. [Никичен] : избр. повести / [послесл. Ю. Яковлева] ; [ил.: С. Монахов]. — Москва : Дет. лит., 1973. — 350 с. — (Золотая б-ка. Избранные произведения для детей и юношества).
- Фраерман Р. И Дикая собака динго, или Повесть о первой любви / худож. И. Пчелко. – Москва : Сов. Россия, 1986. — 157 с. — [Хранится в РГБ].
- Фраерман Р. И. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви / худож. А. Ветрогонский. — Переизд. — Воронеж : Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1988. — 126 с.
- Фраерман Р. И. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви / Р. Фраерман ; [худож. О. Богаевская]. — Москва : Дет. лит., 1984. — 142 с.
- Фраерман Р. И Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви : [повесть] / Р. Фраерман. — Москва. : Олимп : Астрель, 1999. — 174 с. — [Хранится в РГБ].
- Фраерман Р. И. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви ; Никичен : повести / Р. Фраерман. — Москва : Терра-Кн. клуб, 2001. — 254 с.
- Фраерман Р.И. Дикая собака динго. — Санкт-Петербург : Амфора, 2012. — 287 с. — [Хранится в РГБ].
- Фраерман Р. И Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви ; Никичен : [для среднего школьного возраста]. – Москва : Мир книги : Литература, 2008. — 224 с. — [Хранится в РГБ].
- Фраерман Р. И Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви : [повести]. — Москва : Эксмо, 2009. — 592 с.
- Фраерман Р.И Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви / Р. Фраерман ; художник Ольга Богаевская. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2014. — 184 с. : ил. — (Ребята с нашего двора).
- Фраерман Р. И Дикая собака динго, или Повесть о первой любви. — Москва : Комсомольская правда : Директ-Медиа, 2015. — 255 с. — [Хранится в РГБ].
- Фраерман Р. И Дикая собака Динго, или повесть о первой любви / [предислов. К. Паустовского] ; худож. С. Монахов. — Москва : Детская литература, 2017. — 223 с. : ил. — (Школьная библиотека).
- Фраерман Р. И Дикая собака динго : повесть о первой любви. — Москва ; Санкт-Петербург : Пальмира : РИПОЛ классик, 2019. — 141 с.
- Фраерман Р. И Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви : повесть. — Москва : Омега, 2020. — 174 с. — [Хранится в РГБ].
- Фраерман Р.И. Золотой Василек : роман / худож. В. Ладягин. – Москва : Детгиз, 1963. — 288 с.
- Фраерман Р. И. Жизнь и необыкновенные приключения капитан-лейтенанта Головнина, путешественника и мореходца / Фраерман Р. И., Зайкин П. — Москва : Воен. изд-во, 1946–1948. — [Хранится в РГБ].
- Фраерман Р.И. Жизнь и необыкновенные приключения капитан-лейтенанта Головнина, путешественника и морехода / Фраерман Р. И., Зайкин П. — Москва : Воениздат, 1957. — [Хранится в РГБ].
- Фраерман Р. И Избранное. — Москва : Сов. писатель, 1958. — 552 с.
- Фраерман Р. И. Испытание души. — Москва : Политиздат, 1966. — 87 с. — [Хранится в РГБ].
- Фраерман Р. И. Ласточки. — Москва ; Ленинград : Изд. и ф-ка дет. книги Детгиза в Москве, 1947. — 80 с. — [Хранится в РГБ].
- Фраерман Р. И. Любимый писатель детей : (А. П. Гайдар). — Москва : Моск.рабочий, 1964. — 111 с. — [Хранится в РГБ].
- Фраерман Р. И. Непоседа : рассказы / худож. И. Архангельская, Н. Никольский. — Москва : Детгиз, 1956. — 48 с. — [Хранится в РГБ].
- Фраерман Р. И. Первая любовь : пьеса в 4д., 6 карт. — Москва : Искусство, 1940. — 84 с. — [Хранится в РГБ].
- Фраерман Р. И. Повести о Дальнем Востоке. — Москва : Советский писатель, 1938. — 317 с. — [Хранится в РГБ].
- Фраерман Р. И. Повести и рассказы : (Избранное) / худож. А. Короткин. — Москва; Лениград: Детгиз, 1954. — 368 с. — [Хранится в РГБ].
- Фраерман Р. И. Повести / оформл. Ю. Игнатьева. — Москва : Дет.лит., 1967. — 336 с. — [Хранится в РГБ].
- Фраерман Р. И. Подвиг в майскую ночь / худож. В. Щеглов. — Москва ; Ленинград : Детгиз, 1944. — 22 с. — [Хранится в РГБ].
- Фраерман Р. И. Рассказы / худож. Р.Гершаник. — Москва ; Ленинграад : Детиздат, 1939. — 247 с. — [Хранится в РГБ].
- Фраерман Р. И. Сквозь белый ветер. — Москва : изд-во ЦК МОПР СССР, 1931. — 15 с. — [Хранится в РГБ].
- Фраерман Р. И. Соболя и другие рассказы / худож. А. Суриков — Москва : Детиздат, 1935. — 110 с. — [Хранится в РГБ].
- Фраерман Р. И. Степанка и Резвый. — Москва ; Ленинград : Изд. и ф-ка дет. книги Детгиза в Москве, 1947. — 31 с. — [Хранится в РГБ].
- Фраерман Р.И. Шпион : повесть / худож. Р. Гершаник. — Москва ; Ленинград : Детиздат, 1937. — 94 с. — [Хранится в РГБ].
Рувим Фраерман / Книги в Национальной электронной детской библиотеке
- Фраерман Р. И. Соболя / рис. А. Сурикова. — Москва : Детиздат, 1935. — 112 с.
- Фраерман Р. И. Никичен / рис. А. Брея. — 4-е. издание. — Москва : Детиздат, 1936. — 271 с.
- Фраерман Р. И. Шпион / рис. Р. Гершаника. — Москва : Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1937. — С. 36–43.
- Фраерман Р. И. Смерть Юн Фа-фу // Китай : рассказы. — Москва : Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1938. — 96 с.
- Фраерман Р. И. Дикая собака динго, или повесть о первой любви / рис. А. Фонвизина. — Москва : Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1940. — 119 с.
- Фраерман Р. И. Дальнее плавание / рис. Б. Винокурова. — Mосква : Детгиз, 1946. — 254 с.
- Фраерман Р. И. Ласточки / Фраерман Р. И., Зайкин П. ; рис. С. Закржевской. — Москва : Детгиз, 1947. — 80 с.
- Фраерман Р. И. Степанка и Резвый / Фраерман Р. И., Зайкин П. ; рис. Б. Винокурова. — Москва : ДЕТГИЗ, 1947. — 31 с.
- Фраерман Р.И. Дикая собака Динго или Повесть о первой любви / рис. И. Д. Архипова. — Москва : Детгиз, 1956. — 191 с.
- Фраерман Р. И. Васька-гиляк. Никичен / рис. А. Короткина. — Москва : Детгиз, 1959. — 221 с.
- Фраерман Р. И. Непоседа. — Москва : Детгиз, 1963. — 64 с.
Рувим Фраерман / Диафильмы
- Фраерман, Р. И. Непоседа / [автор Р. Фраерман ; худож. И. Большакова]. — Москва : Диафильм, 1964 (Москва: РГДБ, 2020). — 1 дф. (43 кд.). Оригинал хранится в РГДБ.
- Фраерман, Р. И. Село на тракте / [автор Р. Фраерман ; худож. А. Ермолаев]. — Москва : Диафильм, 1965 (Москва: РГДБ, 2020). — 1 дф. (45 кд.). Оригинал хранится в РГДБ.
- Фраерман, Р. И. Девочка с камнем / [автор Р. Фраерман ; худож. А. Святский]. — Москва : Диафильм, 1967 (Москва: РГДБ, 2020). — 1 дф. (30 кд.). Оригинал хранится в РГДБ.
- Фраерман, Р. И. Дикая собака Динго. Часть 1 / [автор Р. Фраерман ; худож. Р. Столяров]. — Москва : Диафильм, 1968 (Москва: РГДБ, 2020). — 2 дф. (58 кд.; 50 кд. кд.). Оригинал хранится в РГДБ.
- Фраерман, Р. И. Дикая собака Динго. Часть 2 / [автор Р. Фраерман; худож. Р. Столяров]. — Москва : Диафильм, 1968 (Москва: РГДБ, 2020). — 2 дф. (58 кд.; 50 кд. кд.). Оригинал хранится в РГДБ.
О жизни и творчестве
- Арзамасцева И. Н. Фраерман Рувим Исаевич // Русские детские писатели XX века : биобиблиографический словарь. — Москва : Флинта; Наука, 1997. — C. 459–463.
- Блинкова М. М. Р. И. Фраерман : критико-биогр. очерк. — Москва : Детгиз, 1959. — 62 с. — [Хранится в РГБ].
- Жизнь и творчество Р. Фраермана : [сборник / сост. В. Николаев, В. С. Фраерман]. — Москва : Дет. лит., 1981. — 233 с.
- Николаев В. Н. Путник, шагающий рядом : очерк творчества Р. Фраермана. — Москва : Детская литература, 1986. — 175 с. – [Хранится в РГБ].
- Паустовский К. Г. «Рувим Фраерман. Литературные портреты // Собрание соч. : в 8 томах. — Москва : Советская Россия, 1970. — Том 8. — С. 26–34. — [Хранится в РГБ].
- Якимова Л. П. Фраерман Рувим Исаевич // Русская литература ХХ века. Прозаики, поэты, драматурги : биобиблиографический словарь : в 3 т. — Москва, 2005. — Т. 3. — С. 592–594. — [Хранится в РГБ].
Экранизации
- Дикая собака Динго. Художественный фильм по мотивам повести Р.И. Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви». Реж. Юлий Карасик. СССР, 1962.