46 164
правки
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
| Строка 31: | Строка 31: | ||
Бабушка сохранила письма и первое «творение» своего внука — «Сказку о Зайчике». Сказка состояла из двух глав, а в конце бабушкиной рукой была написана дата — 29 ноября 1941 года. | Бабушка сохранила письма и первое «творение» своего внука — «Сказку о Зайчике». Сказка состояла из двух глав, а в конце бабушкиной рукой была написана дата — 29 ноября 1941 года. | ||
С первых же дней Великой Отечественной войны отец сразу ушел на фронт. Маленький Володя с мамой и бабушкой оказались в эвакуации в Сибири. Здесь продолжалось его детство, теперь уже военное. Он писал письма отцу на фронт, рассказывая о своем нехитром житье-бытье, о том, что видел, что читал, о новогодней ёлке. Мальчик очень сожалел, что не смог взять с собой в эвакуацию любимую книгу — «Что я видел» Бориса Житкова. | С первых же дней Великой Отечественной войны отец сразу ушел на фронт. Маленький Володя с мамой и бабушкой оказались в эвакуации в Сибири. Здесь продолжалось его детство, теперь уже военное. Он писал письма отцу на фронт, рассказывая о своем нехитром житье-бытье, о том, что видел, что читал, о новогодней ёлке. Мальчик очень сожалел, что не смог взять с собой в эвакуацию любимую книгу — «Что я видел» [[Житков Борис Степанович|Бориса Житкова]]. | ||
Отец погиб на фронте. После войны Володя с мамой вернулись из эвакуации во Львов. Увлекаться поэзией и сочинять стихи Владимир Приходько начал ещё в школе. После окончания школы он поступил во Львовский университет на факультет журналистики. В студенческие годы показывал свои стихи Александру Межирову, который их раскритиковал. Приходько это не остановило, он продолжал писать. Его первой книгой стал сборник лирических стихотворений «Прогулки под дождем» (1964). | Отец погиб на фронте. После войны Володя с мамой вернулись из эвакуации во Львов. Увлекаться поэзией и сочинять стихи Владимир Приходько начал ещё в школе. После окончания школы он поступил во Львовский университет на факультет журналистики. В студенческие годы показывал свои стихи Александру Межирову, который их раскритиковал. Приходько это не остановило, он продолжал писать. Его первой книгой стал сборник лирических стихотворений «Прогулки под дождем» (1964). | ||
| Строка 37: | Строка 37: | ||
После окончания университета в 1958 году работал на Львовском радио и телевидении. В местной филармонии он декламировал стихи Пушкина, Лермонтова, Блока. В. Приходько переписывался с писателем В. Т. Шаламовым, поэтами А. П. Межировым, Е. М. Винокуровым, М. Д. Львовым. В 1961 году он переехал в Москву и начал активно сотрудничать с издательствами и прессой: писал очерки и статьи, пробовал свои силы в переводах. Владимир Александрович не собирался становиться детским поэтом, но с рождением сына Антона серьёзно увлёкся детской литературой, появились и первые детские стихи. | После окончания университета в 1958 году работал на Львовском радио и телевидении. В местной филармонии он декламировал стихи Пушкина, Лермонтова, Блока. В. Приходько переписывался с писателем В. Т. Шаламовым, поэтами А. П. Межировым, Е. М. Винокуровым, М. Д. Львовым. В 1961 году он переехал в Москву и начал активно сотрудничать с издательствами и прессой: писал очерки и статьи, пробовал свои силы в переводах. Владимир Александрович не собирался становиться детским поэтом, но с рождением сына Антона серьёзно увлёкся детской литературой, появились и первые детские стихи. | ||
Писатель печатался в журнале «Вожатый», затем в журнале «Колобок» (приложении к литературно-музыкальному журналу «Кругозор»). Будучи главным редактором всесоюзного детского «говорящего» журнала «Колобок», Владимир Александрович подготовил к печати стихи репрессированного поэта Георгия Оболдуева (мужа Е. Благининой). Об этом узнали в соответствующих инстанциях, пришлось срочно изъять подборку стихов из номера, и, как следствие, уволиться. Вынужденный покинуть работу в союзном радиокомитете из-за надуманных обвинений, он занялся переложением для детей произведений украинского фольклора («Журавочка» (1967), «Ходит кот по горе» (1968)). | Писатель печатался в журнале «Вожатый», затем в журнале «Колобок» (приложении к литературно-музыкальному журналу «Кругозор»). Будучи главным редактором всесоюзного детского «говорящего» журнала «Колобок», Владимир Александрович подготовил к печати стихи репрессированного поэта Георгия Оболдуева (мужа [[Благинина Елена Александровна|Е. Благининой]]). Об этом узнали в соответствующих инстанциях, пришлось срочно изъять подборку стихов из номера, и, как следствие, уволиться. Вынужденный покинуть работу в союзном радиокомитете из-за надуманных обвинений, он занялся переложением для детей произведений украинского фольклора («Журавочка» (1967), «Ходит кот по горе» (1968)). | ||
Книги В. А. Приходько в красочных обложках выходили в издательствах «Детская литература», «Малыш» и др. Его стихи, лиричные и серьёзные, лукавые и озорные, отличались напевными рифмами, необычной игровой ритмикой. Они легко запоминались. Композитор Григорий Гладков написал на стихи поэта несколько песен (мультфильм «Коробка с карандашами», «Пешком шагали мышки» и др.). | Книги В. А. Приходько в красочных обложках выходили в издательствах «Детская литература», «Малыш» и др. Его стихи, лиричные и серьёзные, лукавые и озорные, отличались напевными рифмами, необычной игровой ритмикой. Они легко запоминались. Композитор Григорий Гладков написал на стихи поэта несколько песен (мультфильм «Коробка с карандашами», «Пешком шагали мышки» и др.). | ||
| Строка 77: | Строка 77: | ||
Он составлял поэтические сборники, писал критические статьи о детской литературе, рецензии на детские книги, очерки о детских писателях, эссе, воспоминания, предисловия. Написанные как стихи, с увлечением и вдохновением, с любовью и открытым сердцем, они и читаются так же — захватывающе и с неослабевающим интересом. Статьи о В. Набокове, В. Инбер, об авторе знаменитой песенки о ёлочке А. Кудашевой отличают внимание к деталям, казалось бы, незаметным штрихам в биографии, в характерах и поступках героев, что позволяет получить полное и объёмное представление об их творчестве. Особенно это заметно в портретах детских писателей. О них В. А. Приходько писал в журналах «Детская литература», «Дошкольное воспитание», газете «Московская правда», «Пионерская правда» и др. | Он составлял поэтические сборники, писал критические статьи о детской литературе, рецензии на детские книги, очерки о детских писателях, эссе, воспоминания, предисловия. Написанные как стихи, с увлечением и вдохновением, с любовью и открытым сердцем, они и читаются так же — захватывающе и с неослабевающим интересом. Статьи о В. Набокове, В. Инбер, об авторе знаменитой песенки о ёлочке А. Кудашевой отличают внимание к деталям, казалось бы, незаметным штрихам в биографии, в характерах и поступках героев, что позволяет получить полное и объёмное представление об их творчестве. Особенно это заметно в портретах детских писателей. О них В. А. Приходько писал в журналах «Детская литература», «Дошкольное воспитание», газете «Московская правда», «Пионерская правда» и др. | ||
Владимир Приходько считается одним из лучших критиков в истории детской литературы, одним из основателей «критики на человеческом языке». Он талантливо и с большой любовью написал о творчестве лучших своих современников — В. Берестове, З. Александровой, Э. Мошковской и многих других ярких личностях. Им написаны более ста предисловий к книгам разных авторов, более сорока литературоведческих очерков. Специалистам в области детской литературы хорошо знакомы его книги: «Елена Благинина», «Поэт разговаривает с детьми», «Постижение лирики». Его блестящие, всегда масштабные литературные статьи, регулярно печатавшиеся на страницах центральной прессы, порой заново открывали читателям давно известные, а иногда и забытые имена, возвращали им вкус к настоящей литературе. Так произошло с писательницей Лидией Чарской. Её повести и романы в начале прошлого века были чрезвычайно популярны и любимы в России. Но вспыхнула революция. Сменился строй. Книги писательницы перестали выходить. И только спустя почти семьдесят лет, не без старания В. Приходько, они снова увидели свет. В. Приходько написал лаконичное и убедительное предисловие к избранным повестям Л. Чарской. Приходько тщательно поработал над розыском неизвестных у нас стихов, сказок и рассказов для детей Саши Черного, издал несколько сборников его произведений. | Владимир Приходько считается одним из лучших критиков в истории детской литературы, одним из основателей «критики на человеческом языке». Он талантливо и с большой любовью написал о творчестве лучших своих современников — [[Берестов Валентин Дмитриевич|В. Берестове]], [[Александрова Зинаида Николаевна|З. Александровой]], [[Мошковская Эмма Эфраимовна|Э. Мошковской]] и многих других ярких личностях. Им написаны более ста предисловий к книгам разных авторов, более сорока литературоведческих очерков. Специалистам в области детской литературы хорошо знакомы его книги: «Елена Благинина», «Поэт разговаривает с детьми», «Постижение лирики». Его блестящие, всегда масштабные литературные статьи, регулярно печатавшиеся на страницах центральной прессы, порой заново открывали читателям давно известные, а иногда и забытые имена, возвращали им вкус к настоящей литературе. Так произошло с писательницей [[Чарская Лидия Алексеевна|Лидией Чарской]]. Её повести и романы в начале прошлого века были чрезвычайно популярны и любимы в России. Но вспыхнула революция. Сменился строй. Книги писательницы перестали выходить. И только спустя почти семьдесят лет, не без старания В. Приходько, они снова увидели свет. В. Приходько написал лаконичное и убедительное предисловие к избранным повестям Л. Чарской. Приходько тщательно поработал над розыском неизвестных у нас стихов, сказок и рассказов для детей Саши Черного, издал несколько сборников его произведений. | ||
В последние годы жизни (1996—2001) Владимир Приходько работал штатным обозревателем газеты «Московская правда». «Писал он всегда так, что было интересно любому,- сказал в газете Леонид Гвоздев, - и весьма образованному человеку, и не обремененному знаниями». Вот лишь некоторые темы этих его статей и очерков: о Ходасевиче, Гумилеве, Заболоцком, Эренбурге, Пастернаке, Илье Ильфе, Сергее Маркове, Евгении Носове, Семене Липкине, Ольге Анстей, Николае Дементьеве и Надежде Надеждиной. В этом перечне сразу бросается в глаза, что имена звезд первой величины стоят здесь рядом с именами писателей и поэтов совсем мало известных, а то и вовсе не известных. Но характерно, что даже из очерков Владимира Приходько о звездах первой величины читатель тоже узнаёт много для себя нового. А главное - знаменитый писатель поворачивается к нему совершенно новой, неожиданной, как правило, неизвестной ему стороной. | В последние годы жизни (1996—2001) Владимир Приходько работал штатным обозревателем газеты «Московская правда». «Писал он всегда так, что было интересно любому,- сказал в газете Леонид Гвоздев, - и весьма образованному человеку, и не обремененному знаниями». Вот лишь некоторые темы этих его статей и очерков: о Ходасевиче, Гумилеве, Заболоцком, Эренбурге, Пастернаке, Илье Ильфе, Сергее Маркове, Евгении Носове, Семене Липкине, Ольге Анстей, Николае Дементьеве и [[Надеждина Надежда Августиновна|Надежде Надеждиной]]. В этом перечне сразу бросается в глаза, что имена звезд первой величины стоят здесь рядом с именами писателей и поэтов совсем мало известных, а то и вовсе не известных. Но характерно, что даже из очерков Владимира Приходько о звездах первой величины читатель тоже узнаёт много для себя нового. А главное - знаменитый писатель поворачивается к нему совершенно новой, неожиданной, как правило, неизвестной ему стороной. | ||
Между тем жизнь совсем не баловала его. Много лет он мужественно боролся с тяжёлой болезнью, спасения от которой не было. Уму непостижимо, но свою последнюю статью он дописывал, уже умирая, за несколько часов до смерти. Скончался Владимир Александрович 17 декабря 2001 года в своей московской квартире на Коптевской улице, 18В, где проживал с 1972 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. | Между тем жизнь совсем не баловала его. Много лет он мужественно боролся с тяжёлой болезнью, спасения от которой не было. Уму непостижимо, но свою последнюю статью он дописывал, уже умирая, за несколько часов до смерти. Скончался Владимир Александрович 17 декабря 2001 года в своей московской квартире на Коптевской улице, 18В, где проживал с 1972 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. | ||