Приходько Владимир Александрович: различия между версиями

Строка 31: Строка 31:
Бабушка сохранила письма и первое «творение» своего внука — «Сказку о Зайчике». Сказка состояла из двух глав, а в конце бабушкиной рукой была написана дата — 29 ноября 1941 года.
Бабушка сохранила письма и первое «творение» своего внука — «Сказку о Зайчике». Сказка состояла из двух глав, а в конце бабушкиной рукой была написана дата — 29 ноября 1941 года.


С первых же дней Великой Отечественной войны отец сразу ушел на фронт. Маленький Володя с мамой и бабушкой оказались в эвакуации в Сибири. Здесь продолжалось его детство, теперь уже военное. Он писал письма отцу на фронт, рассказывая о своем нехитром житье-бытье, о том, что видел, что читал, о новогодней ёлке. Мальчик очень сожалел, что не смог взять с собой в эвакуацию любимую книгу — «Что я видел» Бориса Житкова.
С первых же дней Великой Отечественной войны отец сразу ушел на фронт. Маленький Володя с мамой и бабушкой оказались в эвакуации в Сибири. Здесь продолжалось его детство, теперь уже военное. Он писал письма отцу на фронт, рассказывая о своем нехитром житье-бытье, о том, что видел, что читал, о новогодней ёлке. Мальчик очень сожалел, что не смог взять с собой в эвакуацию любимую книгу — «Что я видел» [[Житков Борис Степанович|Бориса Житкова]].


Отец погиб на фронте. После войны Володя с мамой вернулись из эвакуации во Львов. Увлекаться поэзией и сочинять стихи Владимир Приходько начал ещё в школе. После окончания школы он поступил во Львовский университет на факультет журналистики. В студенческие годы показывал свои стихи Александру Межирову, который их раскритиковал. Приходько это не остановило, он продолжал писать. Его первой книгой стал сборник лирических стихотворений «Прогулки под дождем» (1964).
Отец погиб на фронте. После войны Володя с мамой вернулись из эвакуации во Львов. Увлекаться поэзией и сочинять стихи Владимир Приходько начал ещё в школе. После окончания школы он поступил во Львовский университет на факультет журналистики. В студенческие годы показывал свои стихи Александру Межирову, который их раскритиковал. Приходько это не остановило, он продолжал писать. Его первой книгой стал сборник лирических стихотворений «Прогулки под дождем» (1964).
Строка 37: Строка 37:
После окончания университета в 1958 году работал на Львовском радио и телевидении. В местной филармонии он декламировал стихи Пушкина, Лермонтова, Блока. В. Приходько переписывался с писателем В. Т. Шаламовым, поэтами А. П. Межировым, Е. М. Винокуровым, М. Д. Львовым. В 1961 году он переехал в Москву и начал активно сотрудничать с издательствами и прессой: писал очерки и статьи, пробовал свои силы в переводах. Владимир Александрович не собирался становиться детским поэтом, но с рождением сына Антона серьёзно увлёкся детской литературой, появились и первые детские стихи.  
После окончания университета в 1958 году работал на Львовском радио и телевидении. В местной филармонии он декламировал стихи Пушкина, Лермонтова, Блока. В. Приходько переписывался с писателем В. Т. Шаламовым, поэтами А. П. Межировым, Е. М. Винокуровым, М. Д. Львовым. В 1961 году он переехал в Москву и начал активно сотрудничать с издательствами и прессой: писал очерки и статьи, пробовал свои силы в переводах. Владимир Александрович не собирался становиться детским поэтом, но с рождением сына Антона серьёзно увлёкся детской литературой, появились и первые детские стихи.  


Писатель печатался в журнале «Вожатый», затем в журнале «Колобок» (приложении к литературно-музыкальному журналу «Кругозор»). Будучи главным редактором всесоюзного детского «говорящего» журнала «Колобок», Владимир Александрович подготовил к печати стихи репрессированного поэта Георгия Оболдуева (мужа Е. Благининой). Об этом узнали в соответствующих инстанциях, пришлось срочно изъять подборку стихов из номера, и, как следствие, уволиться. Вынужденный покинуть работу в союзном радиокомитете из-за надуманных обвинений, он занялся переложением для детей произведений украинского фольклора («Журавочка» (1967), «Ходит кот по горе» (1968)).
Писатель печатался в журнале «Вожатый», затем в журнале «Колобок» (приложении к литературно-музыкальному журналу «Кругозор»). Будучи главным редактором всесоюзного детского «говорящего» журнала «Колобок», Владимир Александрович подготовил к печати стихи репрессированного поэта Георгия Оболдуева (мужа [[Благинина Елена Александровна|Е. Благининой]]). Об этом узнали в соответствующих инстанциях, пришлось срочно изъять подборку стихов из номера, и, как следствие, уволиться. Вынужденный покинуть работу в союзном радиокомитете из-за надуманных обвинений, он занялся переложением для детей произведений украинского фольклора («Журавочка» (1967), «Ходит кот по горе» (1968)).


Книги В. А. Приходько в красочных обложках выходили в издательствах «Детская литература», «Малыш» и др. Его стихи, лиричные и серьёзные, лукавые и озорные, отличались напевными рифмами, необычной игровой ритмикой. Они легко запоминались. Композитор Григорий Гладков написал на стихи поэта несколько песен (мультфильм «Коробка с карандашами», «Пешком шагали мышки» и др.).
Книги В. А. Приходько в красочных обложках выходили в издательствах «Детская литература», «Малыш» и др. Его стихи, лиричные и серьёзные, лукавые и озорные, отличались напевными рифмами, необычной игровой ритмикой. Они легко запоминались. Композитор Григорий Гладков написал на стихи поэта несколько песен (мультфильм «Коробка с карандашами», «Пешком шагали мышки» и др.).
Строка 77: Строка 77:
Он составлял поэтические сборники, писал критические статьи о детской литературе, рецензии на детские книги, очерки о детских писателях, эссе, воспоминания, предисловия. Написанные как стихи, с увлечением и вдохновением, с любовью и открытым сердцем, они и читаются так же — захватывающе и с неослабевающим интересом. Статьи о В. Набокове, В. Инбер, об авторе знаменитой песенки о ёлочке А. Кудашевой отличают внимание к деталям, казалось бы, незаметным штрихам в биографии, в характерах и поступках героев, что позволяет получить полное и объёмное представление об их творчестве. Особенно это заметно в портретах детских писателей. О них В. А. Приходько писал в журналах «Детская литература», «Дошкольное воспитание», газете «Московская правда», «Пионерская правда» и др.
Он составлял поэтические сборники, писал критические статьи о детской литературе, рецензии на детские книги, очерки о детских писателях, эссе, воспоминания, предисловия. Написанные как стихи, с увлечением и вдохновением, с любовью и открытым сердцем, они и читаются так же — захватывающе и с неослабевающим интересом. Статьи о В. Набокове, В. Инбер, об авторе знаменитой песенки о ёлочке А. Кудашевой отличают внимание к деталям, казалось бы, незаметным штрихам в биографии, в характерах и поступках героев, что позволяет получить полное и объёмное представление об их творчестве. Особенно это заметно в портретах детских писателей. О них В. А. Приходько писал в журналах «Детская литература», «Дошкольное воспитание», газете «Московская правда», «Пионерская правда» и др.


Владимир Приходько считается одним из лучших критиков в истории детской литературы, одним из основателей «критики на человеческом языке». Он талантливо и с большой любовью написал о творчестве лучших своих современников — В. Берестове, З. Александровой, Э. Мошковской и многих других ярких личностях. Им написаны более ста предисловий к книгам разных авторов, более сорока литературоведческих очерков. Специалистам в области детской литературы хорошо знакомы его книги: «Елена Благинина», «Поэт разговаривает с детьми», «Постижение лирики». Его блестящие, всегда масштабные литературные статьи, регулярно печатавшиеся на страницах центральной прессы, порой заново открывали читателям давно известные, а иногда и забытые имена, возвращали им вкус к настоящей литературе. Так произошло с писательницей Лидией Чарской. Её повести и романы в начале прошлого века были чрезвычайно популярны и любимы в России. Но вспыхнула революция. Сменился строй. Книги писательницы перестали выходить. И только спустя почти семьдесят лет, не без старания В. Приходько, они снова увидели свет. В. Приходько написал лаконичное и убедительное предисловие к избранным повестям Л. Чарской. Приходько тщательно поработал над розыском неизвестных у нас стихов, сказок и рассказов для детей Саши Черного, издал несколько сборников его произведений.
Владимир Приходько считается одним из лучших критиков в истории детской литературы, одним из основателей «критики на человеческом языке». Он талантливо и с большой любовью написал о творчестве лучших своих современников — [[Берестов Валентин Дмитриевич|В. Берестове]], [[Александрова Зинаида Николаевна|З. Александровой]], [[Мошковская Эмма Эфраимовна|Э. Мошковской]] и многих других ярких личностях. Им написаны более ста предисловий к книгам разных авторов, более сорока литературоведческих очерков. Специалистам в области детской литературы хорошо знакомы его книги: «Елена Благинина», «Поэт разговаривает с детьми», «Постижение лирики». Его блестящие, всегда масштабные литературные статьи, регулярно печатавшиеся на страницах центральной прессы, порой заново открывали читателям давно известные, а иногда и забытые имена, возвращали им вкус к настоящей литературе. Так произошло с писательницей [[Чарская Лидия Алексеевна|Лидией Чарской]]. Её повести и романы в начале прошлого века были чрезвычайно популярны и любимы в России. Но вспыхнула революция. Сменился строй. Книги писательницы перестали выходить. И только спустя почти семьдесят лет, не без старания В. Приходько, они снова увидели свет. В. Приходько написал лаконичное и убедительное предисловие к избранным повестям Л. Чарской. Приходько тщательно поработал над розыском неизвестных у нас стихов, сказок и рассказов для детей Саши Черного, издал несколько сборников его произведений.


В последние годы жизни (1996—2001) Владимир Приходько работал штатным обозревателем газеты «Московская правда». «Писал он всегда так, что было интересно любому,- сказал в газете Леонид Гвоздев, - и весьма образованному человеку, и не обремененному знаниями». Вот лишь некоторые темы этих его статей и очерков: о Ходасевиче, Гумилеве, Заболоцком, Эренбурге, Пастернаке, Илье Ильфе, Сергее Маркове, Евгении Носове, Семене Липкине, Ольге Анстей, Николае Дементьеве и Надежде Надеждиной. В этом перечне сразу бросается в глаза, что имена звезд первой величины стоят здесь рядом с именами писателей и поэтов совсем мало известных, а то и вовсе не известных. Но характерно, что даже из очерков Владимира Приходько о звездах первой величины читатель тоже узнаёт много для себя нового. А главное - знаменитый писатель поворачивается к нему совершенно новой, неожиданной, как правило, неизвестной ему стороной.
В последние годы жизни (1996—2001) Владимир Приходько работал штатным обозревателем газеты «Московская правда». «Писал он всегда так, что было интересно любому,- сказал в газете Леонид Гвоздев, - и весьма образованному человеку, и не обремененному знаниями». Вот лишь некоторые темы этих его статей и очерков: о Ходасевиче, Гумилеве, Заболоцком, Эренбурге, Пастернаке, Илье Ильфе, Сергее Маркове, Евгении Носове, Семене Липкине, Ольге Анстей, Николае Дементьеве и [[Надеждина Надежда Августиновна|Надежде Надеждиной]]. В этом перечне сразу бросается в глаза, что имена звезд первой величины стоят здесь рядом с именами писателей и поэтов совсем мало известных, а то и вовсе не известных. Но характерно, что даже из очерков Владимира Приходько о звездах первой величины читатель тоже узнаёт много для себя нового. А главное - знаменитый писатель поворачивается к нему совершенно новой, неожиданной, как правило, неизвестной ему стороной.


Между тем жизнь совсем не баловала его. Много лет он мужественно боролся с тяжёлой болезнью, спасения от которой не было. Уму непостижимо, но свою последнюю статью он дописывал, уже умирая, за несколько часов до смерти. Скончался Владимир Александрович 17 декабря 2001 года в своей московской квартире на Коптевской улице, 18В, где проживал с 1972 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.  
Между тем жизнь совсем не баловала его. Много лет он мужественно боролся с тяжёлой болезнью, спасения от которой не было. Уму непостижимо, но свою последнюю статью он дописывал, уже умирая, за несколько часов до смерти. Скончался Владимир Александрович 17 декабря 2001 года в своей московской квартире на Коптевской улице, 18В, где проживал с 1972 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.