44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{Шаблон:Писатель2 |ФИО = Надежда Александровна Тэффи |Портрет = Te…») |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 39: | Строка 39: | ||
Спустя три года Тэффи начинает регулярно публиковать свои фельетоны в «Биржевых ведомостях», в 1905 году печатает первый рассказ «Рубин принцессы» — в «Ежемесячных литературных и популярно-научных приложениях к журналу „Нива“». В программном фельетоне «Смех» (1904) автор отмечает: «Русский потребитель пользуется чаще всего заграничным смехом: смехопроизводство в России на самой низкой степени развития. Смех должен быть и тонкий, и не пошлый, и глубокий: смех должен быть острый и должен задеть кого-нибудь, чтобы в переливах и вибрациях его чувствовались капельки крови. Только при этих условиях запрыгает русская диафрагма». | Спустя три года Тэффи начинает регулярно публиковать свои фельетоны в «Биржевых ведомостях», в 1905 году печатает первый рассказ «Рубин принцессы» — в «Ежемесячных литературных и популярно-научных приложениях к журналу „Нива“». В программном фельетоне «Смех» (1904) автор отмечает: «Русский потребитель пользуется чаще всего заграничным смехом: смехопроизводство в России на самой низкой степени развития. Смех должен быть и тонкий, и не пошлый, и глубокий: смех должен быть острый и должен задеть кого-нибудь, чтобы в переливах и вибрациях его чувствовались капельки крови. Только при этих условиях запрыгает русская диафрагма». | ||
Революция 1905 года была встречена писательницей с большим воодушевлением. Позднее Тэффи опишет общественные настроения этого времени: | Революция 1905 года была встречена писательницей с большим воодушевлением. Позднее Тэффи опишет общественные настроения этого времени: | ||
{{цитата|автор=Тэффи|Россия вдруг сразу полевела. Студенты волновались, рабочие бастовали, даже старые генералы брюзжали на скверные порядки и резко отзывались о личности государя. <…> Петербургская интеллигенция переживала новые настроения сладостно и остро. <…> ...публицисты писали статьи и сатиры, расшатывающие строй; поэты сочиняли революционные стихи; актеры декламировали эти стихи с эстрады под восторженные аплодисменты публики.}} | |||
В 1905–1907 годах Тэффи публикует стихотворения, рассказы и фельетоны в сатирических журналах и газетах («Сигнал», «Зарницы», «Красный смех», «Вперед» и др.), сотрудничает в первой легальной большевистской газете «Новая жизнь» (1905). Впоследствии автор отходит от политической сатиры и возвращается к метким и ироничным бытовым зарисовкам. | В 1905–1907 годах Тэффи публикует стихотворения, рассказы и фельетоны в сатирических журналах и газетах («Сигнал», «Зарницы», «Красный смех», «Вперед» и др.), сотрудничает в первой легальной большевистской газете «Новая жизнь» (1905). Впоследствии автор отходит от политической сатиры и возвращается к метким и ироничным бытовым зарисовкам. | ||
Строка 55: | Строка 58: | ||
Февральскую революцию Тэффи встретила с радостью, но Октябрьской принять не могла, как и многие интеллигенты. Революционные события находят отражение в очерках и рассказах «Петроградское житие», «Заведующие паникой» (1917), «Торговая Русь», «Рассудок на веревочке», «Уличная эстетика», «В рынке» (1918), фельетонах «Пёсье время», «Немножко о Ленине», «Мы верим», «Дождались», «Дезертиры» (1917), «Семечки» (1918). Работать становится труднее: закрываются «Новый Сатирикон» и «Русское слово» (1918). В 1918 году Тэффи по приглашению некоего «антрепренера Гуськина» отправилась на гастроли в Киев, Одессу и другие южные города. | Февральскую революцию Тэффи встретила с радостью, но Октябрьской принять не могла, как и многие интеллигенты. Революционные события находят отражение в очерках и рассказах «Петроградское житие», «Заведующие паникой» (1917), «Торговая Русь», «Рассудок на веревочке», «Уличная эстетика», «В рынке» (1918), фельетонах «Пёсье время», «Немножко о Ленине», «Мы верим», «Дождались», «Дезертиры» (1917), «Семечки» (1918). Работать становится труднее: закрываются «Новый Сатирикон» и «Русское слово» (1918). В 1918 году Тэффи по приглашению некоего «антрепренера Гуськина» отправилась на гастроли в Киев, Одессу и другие южные города. | ||
В 1919 году случайный попутчик посадил писательницу на пароход «Шилка», отбывавший из Одессы в Новороссийск, оттуда она перебралась сначала в Турцию, где прожила несколько месяцев (в 1921 году в Берлине выйдет сборник ее очерков «Стамбул и солнце»). Из Стамбула она уезжает в Париж. Причину вынужденной эмиграции Тэффи назовет в «Воспоминаниях»: | В 1919 году случайный попутчик посадил писательницу на пароход «Шилка», отбывавший из Одессы в Новороссийск, оттуда она перебралась сначала в Турцию, где прожила несколько месяцев (в 1921 году в Берлине выйдет сборник ее очерков «Стамбул и солнце»). Из Стамбула она уезжает в Париж. Причину вынужденной эмиграции Тэффи назовет в «Воспоминаниях»: | ||
{{цитата|автор=Тэффи|Конечно, не смерти я боялась. Я боялась разъяренных харь с направленным прямо мне в лицо фонарем, тупой идиотской злобы. Холода, голода, тьмы, стука прикладов о паркет, криков, плача, выстрелов и чужой смерти. Я так устала от всего этого. Я больше этого не хотела. Я больше не могла.}} | |||
Во Франции Тэффи узнает о гибели второго мужа, белогвардейца Дмитрия Щербакова (убит в эмиграции, в гостинице в 1919 году). С середины 1920-х годов гражданским мужем писательницы был Павел Андреевич Тикстон (ум. 1935). | |||
В среде русской эмиграции Тэффи упрочила свою популярность. Писательница активно участвует в концертах, литературных беседах и благотворительных вечерах; её произведения печатают крупнейшие периодические издания русского зарубежья («Общее дело», «Возрождение», «Руль», «Сегодня», «Звено», «Современные записки», «Жар-Птица»). В 1920-х годах у Тэффи вышли прозаические книги «Так жили» (1920), «Чёрный ирис» (1921), «Сокровища земли» (1921), «Тихая заводь» (1921), «Восток» и другие рассказы» (1921), «Рысь» (1923), «Вечерний день» (1924), «Городок» (1927); два поэтических сборника («Шамран. Песни Востока»; «Passiflora», оба — 1923). Книги «королевы русского смеха» издают в Париже, Берлине, Шанхае, Стокгольме и Праге. | В среде русской эмиграции Тэффи упрочила свою популярность. Писательница активно участвует в концертах, литературных беседах и благотворительных вечерах; её произведения печатают крупнейшие периодические издания русского зарубежья («Общее дело», «Возрождение», «Руль», «Сегодня», «Звено», «Современные записки», «Жар-Птица»). В 1920-х годах у Тэффи вышли прозаические книги «Так жили» (1920), «Чёрный ирис» (1921), «Сокровища земли» (1921), «Тихая заводь» (1921), «Восток» и другие рассказы» (1921), «Рысь» (1923), «Вечерний день» (1924), «Городок» (1927); два поэтических сборника («Шамран. Песни Востока»; «Passiflora», оба — 1923). Книги «королевы русского смеха» издают в Париже, Берлине, Шанхае, Стокгольме и Праге. | ||
Строка 73: | Строка 82: | ||
Уже в раннем творчестве Тэффи много внимания уделяет теме детства, хотя для детей не написала ничего, кроме переработки народной сказки «Баба-Яга», которую оформила художница Натали Парэн. | Уже в раннем творчестве Тэффи много внимания уделяет теме детства, хотя для детей не написала ничего, кроме переработки народной сказки «Баба-Яга», которую оформила художница Натали Парэн. | ||
{{цитата|автор=Тэффи / «Игрушки и книги», 1927|Детская книжка всегда была для меня загадкой. Я за всю свою жизнь ни разу не смогла написать рассказа для детей. Пробовала — выходило что-то неудобное, скорее для стариков-паралитиков, чем для нормального ребенка.}} | |||
В чтение современных школьников Тэффи входит, прежде всего, своими рассказами «Страшный гость», «Страшный ужас», «Ведьма» и др. | В чтение современных школьников Тэффи входит, прежде всего, своими рассказами «Страшный гость», «Страшный ужас», «Ведьма» и др. |