44 594
правки
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
(не показано 13 промежуточных версий 2 участников) | |||
Строка 22: | Строка 22: | ||
__FORCETOC__ | __FORCETOC__ | ||
'''Александр Фомич Вельтман''' — поэт, писатель, философ, историк, этнограф, лингвист, переводчик. | '''Александр Фомич Вельтман''' — поэт, писатель, философ, историк, этнограф, лингвист, переводчик. | ||
== Биография == | ==Александр Вельтман / Биография == | ||
Александр Фомич Вельтман – старший сын обрусевшего шведского дворянина. Первоначально писал свою фамилию «Вельдман», изменил ее в середине 1820-х | Александр Фомич Вельтман – старший сын обрусевшего шведского дворянина. Первоначально писал свою фамилию «Вельдман», изменил ее в середине 1820-х гг. Отец Александра, Фома Федорович (Томас Вельдман), в 1786 г. принял русское подданство и поступил на военную службу. Перемена гражданства стоила ему наследства, которого он был лишен. В 1799 г. поручик Санкт-Петербургской военной команды Фома Вельдман женился на Марии Колпаничевой, дочери придворного чиновника. Осенью 1800 г. он вышел в отставку, а затем вместе с женой и младенцем-сыном переехал из Петербурга в Тотьму, уездный город Вологодской губернии. В 1803 г. семья Вельдман обосновалась в Москве. | ||
Мать писателя, Мария Петровна, была доброй, веселой и артистичной женщиной, прекрасно умела рассказывать волшебные истории. Она много занималась воспитанием и начальным образованием своего первенца, чтобы он не вырос «разбойником»: в раннем детстве Александр отличался пылким, необузданным нравом. | Мать писателя, Мария Петровна, была доброй, веселой и артистичной женщиной, прекрасно умела рассказывать волшебные истории. Она много занималась воспитанием и начальным образованием своего первенца, чтобы он не вырос «разбойником»: в раннем детстве Александр отличался пылким, необузданным нравом. | ||
Строка 44: | Строка 44: | ||
«Бессарабский» период жизни А. Ф Вельтмана длился до 1831 г. Все это время Александр Фомич не прерывал связи с семьей, продолжал участвовать в судьбе брата и сестры (еще один брат умер в 1818 г.). Отец писателя скончался в 1821 г. Его наследство составило 100 рублей. | «Бессарабский» период жизни А. Ф Вельтмана длился до 1831 г. Все это время Александр Фомич не прерывал связи с семьей, продолжал участвовать в судьбе брата и сестры (еще один брат умер в 1818 г.). Отец писателя скончался в 1821 г. Его наследство составило 100 рублей. | ||
Друзьями Вельтмана в 1820-х | Друзьями Вельтмана в 1820-х гг. были будущие декабристы М. Ф. Орлов, В. Ф. Раевский, П. И. Фаленберг. Однако Вельтман не присутствовал на Сенатской площади во время восстания: в 1825 г. его командировали для усиления турецкой границы. Он был участником Русско-турецкой войны 1828-29 гг. и за мужество, проявленное во время Кулевчинского сражения, получил в 1829 г. чин капитана. | ||
Во время службы в Бессарабии Вельтман изучал ее историю и быт. В 1826 г. он был назначен начальником Исторического отделения Главной квартиры (штаба) армии. В 1828 г. он опубликовал свой труд «Начертание древней истории Бессарабии». Кроме того, он продолжал литературную деятельность – писал стихи, поэмы и сказки. | Во время службы в Бессарабии Вельтман изучал ее историю и быт. В 1826 г. он был назначен начальником Исторического отделения Главной квартиры (штаба) армии. В 1828 г. он опубликовал свой труд «Начертание древней истории Бессарабии». Кроме того, он продолжал литературную деятельность – писал стихи, поэмы и сказки. | ||
Строка 57: | Строка 57: | ||
Стихотворная повесть Вельтмана, отличавшаяся сложным, разветвленным и занимательным сюжетом, вызвала интерес и одобрение читателей. В 1834 г. она была поставлена на сцене Большого театра. Песня из этой поэмы («Что отуманилась, зоренька ясная...») впоследствии стала считаться «народной разбойничьей» и вошла в репертуар Лидии Руслановой – популярной в середине ХХ века исполнительницы русских народных песен. | Стихотворная повесть Вельтмана, отличавшаяся сложным, разветвленным и занимательным сюжетом, вызвала интерес и одобрение читателей. В 1834 г. она была поставлена на сцене Большого театра. Песня из этой поэмы («Что отуманилась, зоренька ясная...») впоследствии стала считаться «народной разбойничьей» и вошла в репертуар Лидии Руслановой – популярной в середине ХХ века исполнительницы русских народных песен. | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Александр Вельтман"> | |||
Файл:Veltman-Aleksandr (5).jpg|Начальныя основания арифметики / Александр Вельдман, 1817 | |||
Файл:Veltman-Aleksandr (1).jpg|Картины света : энциклопедический живописный альманах на 1836 год / Александр Вельтман | |||
Файл:Veltman-Aleksandr (2).jpg|Повести / А. Вельтман, 1843 | |||
Файл:Veltman-Aleksandr (3).jpg|Приключения почерпнутые из моря житейского. Чудодей. Ч. 1 / А. Ф. Вельтман, 1856 | |||
Файл:Veltman-Aleksandr (4).jpg|Московская Оружейная палата / А. Ф. Вельтман, 1860 | |||
</gallery></center> | |||
В 1831 г. А. Ф. Вельтман уже в чине подполковника вышел в отставку и поселился в Москве. Официальной причиной отставки послужила болезнь, но сам Александр Фомич указывал, что он был не согласен переводиться в Оренбург. После ухода в отставку, в 1832 г., А. Ф. Вельтман женился на своей троюродной сестре Анне Павловне Вейдель. Когда он оставил военную службу, у него появилось больше времени на литературную деятельность. В 1831-32 г.г. был опубликован роман Вельтмана «Странник», который принес автору широкую известность. | В 1831 г. А. Ф. Вельтман уже в чине подполковника вышел в отставку и поселился в Москве. Официальной причиной отставки послужила болезнь, но сам Александр Фомич указывал, что он был не согласен переводиться в Оренбург. После ухода в отставку, в 1832 г., А. Ф. Вельтман женился на своей троюродной сестре Анне Павловне Вейдель. Когда он оставил военную службу, у него появилось больше времени на литературную деятельность. В 1831-32 г.г. был опубликован роман Вельтмана «Странник», который принес автору широкую известность. | ||
Пушкин, прочитав «Странника», увидел в «немного вычурной болтовне» признаки «настоящего таланта». Критика поначалу встретила роман неоднозначно. Он был написан в хорошо знакомом к тому времени жанре путевых заметок и обобщал бессарабский опыт Вельтмана. Но стиль произведения оказался очень необычным: автор мог легко «перепрыгивать» от Александра Македонского к разновидностям молдавских экипажей, чередовать стихи и прозу. Точку в этой полемике поставил В. Г. Белинский. Он отметил, что чтение романа Вельтмана – совсем не утомительное занятие По мнению Белинского текст, который можно читать без скуки, является одним из критериев качественной литературы. После этого в среде критиков прекратились сомнения относительно того, как оценивать «Странника». | Пушкин, прочитав «Странника», увидел в «немного вычурной болтовне» признаки «настоящего таланта». Критика поначалу встретила роман неоднозначно. Он был написан в хорошо знакомом к тому времени жанре путевых заметок и обобщал бессарабский опыт Вельтмана. Но стиль произведения оказался очень необычным: автор мог легко «перепрыгивать» от Александра Македонского к разновидностям молдавских экипажей, чередовать стихи и прозу. Точку в этой полемике поставил [[Белинский Виссарион Григорьевич|В. Г. Белинский]]. Он отметил, что чтение романа Вельтмана – совсем не утомительное занятие По мнению Белинского текст, который можно читать без скуки, является одним из критериев качественной литературы. После этого в среде критиков прекратились сомнения относительно того, как оценивать «Странника». | ||
Вскоре выяснилось, что Вельтман неслучайно применил такой необычный стиль. Роман был задуман им как первый том трилогии о прошлом, настоящем и будущем человека. «Странник» отражал настоящее. В 1833 г. вышел новый роман Вельтмана, посвященный будущему – «MMMCDXLVIII год. Рукопись Мартына Задека». Местом его действия стала расположенная на Балканском полуострове страна Босфорания. В Босфорании нет места бедности, необразованности и сословной дискриминации. Законы, которые принимает Верховный совет, обеспечивают заботу о благе народа, всемерную поддержку науке и культуре. Это описание идеального общества отражало взгляды декабристов, считавших несовместимыми тираническое правление и процветание государства. Роман Вельтмана обладал полноценным литературным сюжетом, что отличало его от книг о будущем, опубликованных к тому времени другими писателями. Поэтому вторая часть трилогии А. Ф. Вельтмана сегодня считается предтечей научной фантастики. | Вскоре выяснилось, что Вельтман неслучайно применил такой необычный стиль. Роман был задуман им как первый том трилогии о прошлом, настоящем и будущем человека. «Странник» отражал настоящее. В 1833 г. вышел новый роман Вельтмана, посвященный будущему – «MMMCDXLVIII год. Рукопись Мартына Задека». Местом его действия стала расположенная на Балканском полуострове страна Босфорания. В Босфорании нет места бедности, необразованности и сословной дискриминации. Законы, которые принимает Верховный совет, обеспечивают заботу о благе народа, всемерную поддержку науке и культуре. Это описание идеального общества отражало взгляды декабристов, считавших несовместимыми тираническое правление и процветание государства. Роман Вельтмана обладал полноценным литературным сюжетом, что отличало его от книг о будущем, опубликованных к тому времени другими писателями. Поэтому вторая часть трилогии А. Ф. Вельтмана сегодня считается предтечей научной фантастики. | ||
Размышления о прошлом человечества представлены Вельтманом в романе «Предки Калимероса. Александр Филиппович Македонский» (1836). Прием путешествия во времени, задействованный в этом романе, был уже знаком читателям 1830-х | Размышления о прошлом человечества представлены Вельтманом в романе «Предки Калимероса. Александр Филиппович Македонский» (1836). Прием путешествия во времени, задействованный в этом романе, был уже знаком читателям 1830-х гг. Однако более ранние произведения рассказывали о людях, которые оказались в будущем, тогда как персонаж Вельтмана попал не в будущее, а в прошлое. Кроме того, он сознательно принял решение побывать в другой эпохе. До этого литературные хронопутешественники перемещались во времени по воле случая (как правило, вследствие необычайно продолжительного сна). Герой Вельтмана, чтобы повстречаться с Александром Великим, использует гиппогрифа – крылатое мифологическое существо, сочетающее свойства льва, лошади и орла. Гиппогриф стал первой «машиной времени» в литературе. | ||
Авторские гонорары и военная пенсия не обеспечивали молодым супругам Вельтман необходимого уровня жизни. Поэтому в мае 1833 г. Александр Фомич поступил на должность секретаря коммерческого суда. Однако через год он ушел со службы и вновь начал усердно заниматься литературой и историей. После этого практически ежегодно издавались его новый роман или повесть. | Авторские гонорары и военная пенсия не обеспечивали молодым супругам Вельтман необходимого уровня жизни. Поэтому в мае 1833 г. Александр Фомич поступил на должность секретаря коммерческого суда. Однако через год он ушел со службы и вновь начал усердно заниматься литературой и историей. После этого практически ежегодно издавались его новый роман или повесть. | ||
Строка 75: | Строка 87: | ||
В 1833 г. он вступил в Общество любителей российской словесности и начал проводить по четвергам еженедельные литературные вечера, которые посещали многие известные личности, в том числе В. И. Даль и А. Н. Островский. Александр Фомич был знаком с В. Г. Белинским, М. Ю. Лермонтовым и Н. В. Гоголем, переписывался и встречался с А. И. Герценом, К. С. Аксаковым, Ф. Н. Глинкой. | В 1833 г. он вступил в Общество любителей российской словесности и начал проводить по четвергам еженедельные литературные вечера, которые посещали многие известные личности, в том числе [[Даль Владимир Иванович|В. И. Даль]] и А. Н. Островский. Александр Фомич был знаком с В. Г. Белинским, М. Ю. Лермонтовым и Н. В. Гоголем, переписывался и встречался с А. И. Герценом, К. С. Аксаковым, Ф. Н. Глинкой. | ||
В 1836 г. Вельтман стал членом Общества истории и древностей Российских, в 1839 г. – Одесского общества истории и древностей. Помимо литературы, истории и археологии его увлекали этнография и лингвистика. Вельтман проводил научные исследования в этих областях. Он пробовал свои силы и в издательской деятельности (альманах «Картины света», 1836-37 | В 1836 г. Вельтман стал членом Общества истории и древностей Российских, в 1839 г. – Одесского общества истории и древностей. Помимо литературы, истории и археологии его увлекали этнография и лингвистика. Вельтман проводил научные исследования в этих областях. Он пробовал свои силы и в издательской деятельности (альманах «Картины света», 1836-37 гг., пользовавшийся большим успехом у читателей). Александр Фомич обладал широким спектром знаний, всю жизнь старался узнать что-то новое, постоянно пополнял свою библиотеку книгами самой разнообразной тематики. Он был автором почти всех статей в номерах «Картин света».. | ||
Увлечение А. Ф. Вельтмана историей и этнографией оказало влияние на его литературную деятельность. На стыке нескольких гуманитарных областей появился новый жанр, и Вельтман вновь озадачил критиков. В 1830-х | Увлечение А. Ф. Вельтмана историей и этнографией оказало влияние на его литературную деятельность. На стыке нескольких гуманитарных областей появился новый жанр, и Вельтман вновь озадачил критиков. В 1830-х гг. широкое распространение получила историческая проза. Поэтому Вельтман, подобно Пушкину, Гоголю и многим другим литераторам этого периода, писал исторические произведения: романы «Лунатик. Случай» (1834), «Иоланда» (1837), «Ратибор Холмоградский» (1841), «Колумб» (1842) и др. В 1840-х гг. Вельтман сочинял сказки в стихах, написанные по мотивам фольклора южных и западных славян: «Троян и Ангелица. Повесть, рассказанная Светлою Денницей Ясному месяцу» (1846), «Златой и Бела. Чешская сказка» (1850). Однако в его романах «Кощей Бессмертный. Былина старого времени» (1833), «Светославич, вражий питомец. Диво времён Красного Солнца Владимира» (1837), «Новый Емеля, или Превращения» (1845) историческое переплеталось со сказочным. Критики затруднялись определить, к чему относятся эти произведения Вельтмана – к историческим романам или к сказкам. Сегодня их можно отнести к жанру «исторического фэнтези», а Вельтмана – к первооткрывателям этого жанра. | ||
Славянская тема привлекала Вельтмана и как историка, и как литератора. Кроме того, Александр Фомич, как и его близкий друг В. И. Даль, стал собирателем фольклорных материалов. Еще одно направление, к которому он проявлял интерес – скандинавистика: Вельтман стремился больше знать о прошлом своей исторической родины. Он соблюдал нейтралитет в литературной борьбе западников и славянофилов, за что его нередко критиковали представители обоих направлений. | Славянская тема привлекала Вельтмана и как историка, и как литератора. Кроме того, Александр Фомич, как и его близкий друг [[Даль Владимир Иванович|В. И. Даль]], стал собирателем фольклорных материалов. Еще одно направление, к которому он проявлял интерес – скандинавистика: Вельтман стремился больше знать о прошлом своей исторической родины. Он соблюдал нейтралитет в литературной борьбе западников и славянофилов, за что его нередко критиковали представители обоих направлений. | ||
А. Ф. Вельтман писал не только исторические и фантастические произведения, но и не оставался чуждым современной социально-бытовой тематике. К ней относятся его повести «Неистовый Роланд» (1835), «Эротида» (1835), «Аленушка» (1836), рассказ «Ольга» (1837), ряд повестей и рассказов из жизни высшего общества (повесть «Приезжий из уезда или Суматоха в столице», 1841), чиновничества (повесть «Карьера», 1842), мещанства (рассказ «Путевые впечатления и, между прочим, горшок ерани», 1840; повесть «Наем дачи», 1849) и др. С 1848 по 1863 год писатель работал над эпопеей «Приключения, почерпнутые из моря житейского». Это цикл из пяти романов («Саломея», «Чудодей», «Воспитанница Сара», «Счастье-несчастье», «Последний из рода и безродный»), который представляет собой панораму столичной и провинциальной российской действительности эпохи становления капитализма (1820-1850 | А. Ф. Вельтман писал не только исторические и фантастические произведения, но и не оставался чуждым современной социально-бытовой тематике. К ней относятся его повести «Неистовый Роланд» (1835), «Эротида» (1835), «Аленушка» (1836), рассказ «Ольга» (1837), ряд повестей и рассказов из жизни высшего общества (повесть «Приезжий из уезда или Суматоха в столице», 1841), чиновничества (повесть «Карьера», 1842), мещанства (рассказ «Путевые впечатления и, между прочим, горшок ерани», 1840; повесть «Наем дачи», 1849) и др. С 1848 по 1863 год писатель работал над эпопеей «Приключения, почерпнутые из моря житейского». Это цикл из пяти романов («Саломея», «Чудодей», «Воспитанница Сара», «Счастье-несчастье», «Последний из рода и безродный»), который представляет собой панораму столичной и провинциальной российской действительности эпохи становления капитализма (1820-1850 гг.). Основной посыл эпопеи Вельтмана: жизнь – это бесконечное блуждание средь волн житейского моря. Волны сбивают людей с пути, несут их к чужим берегам и судьбам. Главные герои одной части в другой появляются только в эпизодах; напротив, эпизодические персонажи одной книги цикла превращаются в главных действующих лиц другой. Кроме того, в «Приключениях...» вновь появляются герои романов Вельтмана «Странник», «Предки Калимероса», а также рассказа «Илья Ларин». | ||
В этот период Вельтмана было принято критиковать за то, что ранее принесло ему успех – необычную манеру повествования, «странность» таланта. Роман «Новый Емеля, или Превращения» (1845) подвергся критике со стороны В. Г. Белинского. Однако наряду с множеством негативных рецензий критиков есть и положительные отзывы читателей, в том числе восторженные отзывы молодого Достоевского о «Емеле» и о другом романе Вельтмана – «Сердце и Думка» (1838). | В этот период Вельтмана было принято критиковать за то, что ранее принесло ему успех – необычную манеру повествования, «странность» таланта. Роман «Новый Емеля, или Превращения» (1845) подвергся критике со стороны В. Г. Белинского. Однако наряду с множеством негативных рецензий критиков есть и положительные отзывы читателей, в том числе восторженные отзывы молодого Достоевского о «Емеле» и о другом романе Вельтмана – «Сердце и Думка» (1838). | ||
Популярность Вельтмана как автора художественных произведений под натиском критики постепенно угасала. Массовый читатель стал забывать об этом авторе. Заключительный роман из цикла «Приключений...» – «Последний в роде и безродный» даже не был издан. Однако творчество Вельтмана оказало влияние на писателей-реалистов следующего поколения – Н. C. Лескова, П. И. Мельникова-Печерского. В двадцатом веке продолжателями традиций, заложенных Вельтманом, стали И. Ильф и Е. Петров, а также М. А. Булгаков. Особенно сильное влияние произведения Вельтмана оказали на Ф. М. Достоевского, который называл Вельтмана своим литературным учителем. В 1870-х годах Достоевский пытался издать роман «Последний из рода...», но безуспешно. | Популярность Вельтмана как автора художественных произведений под натиском критики постепенно угасала. Массовый читатель стал забывать об этом авторе. Заключительный роман из цикла «Приключений...» – «Последний в роде и безродный» даже не был издан. Однако творчество Вельтмана оказало влияние на писателей-реалистов следующего поколения – Н. C. Лескова, П. И. Мельникова-Печерского. В двадцатом веке продолжателями традиций, заложенных Вельтманом, стали [[Ильф Илья Арнольдович|И. Ильф]] и Е. Петров, а также М. А. Булгаков. Особенно сильное влияние произведения Вельтмана оказали на Ф. М. Достоевского, который называл Вельтмана своим литературным учителем. В 1870-х годах Достоевский пытался издать роман «Последний из рода...», но безуспешно. | ||
А. Ф. Вельтман был автором не только художественных произведений и научных трудов – у него есть и книга, посвященная воспитанию молодого поколения. В период расцвета своего творчества он написал учебник для народных училищ – «Начальное чтение для образующегося юношества» (1837, второе издание – 1839) В «Начальном чтении...» Вельтман отвечал на основные вопросы, которые могут возникнуть у младших школьников, детей 8-9 лет (разделы «Первые мысли познания самого себя» «Человек», «О сохранении здоровия», «Телесные потребности человека и удобность жизни»), старался привить им правильное поведение (главы «Необходимость учения», «Распределение времени для занятий», «Постепенность во всем», «Опрятность», «Худые привычки», «До какой степени умный человек дорожит временем», «Стыд от невежества» и т. д.). В книге также есть познавательные материалы для общего развития юного читателя – заметки о природе, об устройстве общества и его сословиях, о домашнем хозяйстве, например «Видимый мир. Земля, планеты и их движение», «Различные состояния и звания людей. Постепенность состояний и соответствие каждому знания и обязанности», «Насекомые, полезные человеку», «Жизнь растений»). Подрастающее поколение охотно читало учебник Вельтмана. Н. И. Свешников в автобиографической повести «Воспоминания пропащего человека» (1888) сообщал, что познакомился с «Начальным чтением...» в первом классе приходского училища и эта книга казалась ему занимательной. | А. Ф. Вельтман был автором не только художественных произведений и научных трудов – у него есть и книга, посвященная воспитанию молодого поколения. В период расцвета своего творчества он написал учебник для народных училищ – «Начальное чтение для образующегося юношества» (1837, второе издание – 1839) В «Начальном чтении...» Вельтман отвечал на основные вопросы, которые могут возникнуть у младших школьников, детей 8-9 лет (разделы «Первые мысли познания самого себя» «Человек», «О сохранении здоровия», «Телесные потребности человека и удобность жизни»), старался привить им правильное поведение (главы «Необходимость учения», «Распределение времени для занятий», «Постепенность во всем», «Опрятность», «Худые привычки», «До какой степени умный человек дорожит временем», «Стыд от невежества» и т. д.). В книге также есть познавательные материалы для общего развития юного читателя – заметки о природе, об устройстве общества и его сословиях, о домашнем хозяйстве, например «Видимый мир. Земля, планеты и их движение», «Различные состояния и звания людей. Постепенность состояний и соответствие каждому знания и обязанности», «Насекомые, полезные человеку», «Жизнь растений»). Подрастающее поколение охотно читало учебник Вельтмана. Н. И. Свешников в автобиографической повести «Воспоминания пропащего человека» (1888) сообщал, что познакомился с «Начальным чтением...» в первом классе приходского училища и эта книга казалась ему занимательной. | ||
Строка 97: | Строка 109: | ||
В 1849 г. Вельтман стал редактором журнала «Москвитянин», но вскоре передал руководство «молодой редакции», в состав которой вошел А. Н. Островский. В этот период жизни его больше привлекала научная деятельность. В 1854 г. Вельтман был избран членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, в 1861 г. – членом-корреспондентом и затем, в 1869 г. – действительным членом Русского археологического общества. В 1850-х и 1860-х г.г. Вельтман написал ряд научных работ – «Аттила и Русь IV и V века. Свод исторических и народных преданий» (1858), «Исследования о свевах, гуннах и монголах» (1856-60) и др. | В 1849 г. Вельтман стал редактором журнала «Москвитянин», но вскоре передал руководство «молодой редакции», в состав которой вошел А. Н. Островский. В этот период жизни его больше привлекала научная деятельность. В 1854 г. Вельтман был избран членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, в 1861 г. – членом-корреспондентом и затем, в 1869 г. – действительным членом Русского археологического общества. В 1850-х и 1860-х г.г. Вельтман написал ряд научных работ – «Аттила и Русь IV и V века. Свод исторических и народных преданий» (1858), «Исследования о свевах, гуннах и монголах» (1856-60) и др. | ||
В 1860-е | В 1860-е гг. писатель вел замкнутую жизнь в кругу семьи. | ||
А. Ф. Вельтман умер в начале 1870 г. Его похоронили в Москве на кладбище Ново-Алексеевского монастыря. Монастырь был разрушен в 1926 г. при строительстве автодороги, кладбище уничтожено к концу 1930-х г.г. Могила ученого и писателя Вельтмана, с памятником в виде уменьшенной копии надгробия князя Ярослава Мудрого, считается утраченной. | А. Ф. Вельтман умер в начале 1870 г. Его похоронили в Москве на кладбище Ново-Алексеевского монастыря. Монастырь был разрушен в 1926 г. при строительстве автодороги, кладбище уничтожено к концу 1930-х г.г. Могила ученого и писателя Вельтмана, с памятником в виде уменьшенной копии надгробия князя Ярослава Мудрого, считается утраченной. | ||
Строка 213: | Строка 225: | ||
*Вельтман, А. Ф. Приключения, почерпнутые из моря житейского. Саломея : [роман] / А. Ф. Вельтман. — Москва : Терра-Книжный клуб, 2004. — 702 с. | *Вельтман, А. Ф. Приключения, почерпнутые из моря житейского. Саломея : [роман] / А. Ф. Вельтман. — Москва : Терра-Книжный клуб, 2004. — 702 с. | ||
==Александр Вельтман / Книги в | ==Александр Вельтман / Книги в НЭБ.Дети== | ||
*[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/33932#page/0/mode/2up Картины света : энциклопедический живописный альманах на 1836 год] / Текст : электронный. — Москва : Типография Семена Селивановского, 1836. (Москва : ГПИБ, 2013). — 476 с.: ил. | *[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/33932#page/0/mode/2up Картины света : энциклопедический живописный альманах на 1836 год] / Текст : электронный. — Москва : Типография Семена Селивановского, 1836. (Москва : ГПИБ, 2013). — 476 с.: ил. | ||
Строка 225: | Строка 237: | ||
*Вельтман, А. Ф. Избранное / А. Ф. Вельтман ; сост., вступительная статья и коммент. : В. И. Калугина ; художник: [А. Л. Костин и др.]. — Москва : Правда, 1989. — 562 с. | *Вельтман, А. Ф. Избранное / А. Ф. Вельтман ; сост., вступительная статья и коммент. : В. И. Калугина ; художник: [А. Л. Костин и др.]. — Москва : Правда, 1989. — 562 с. | ||
*Александр Фомич Вельтман (8 (20) июля 1800 - 11 (23) января 1870) / А. Немзер // Памятные даты. — Москва. — 2003. — С. 148–151. : ил. | *Александр Фомич Вельтман (8 (20) июля 1800 - 11 (23) января 1870) / А. Немзер // Памятные даты. — Москва. — 2003. — С. 148–151. : ил. | ||
==Экранизации== | ==Экранизации== | ||
*Саломея. Телесериал. Режисер Л. Пчелкин. Россия, 2001. | *Саломея. Телесериал. Режисер Л. Пчелкин. Россия, 2001. | ||
==См. также== | |||
*[[Авенариус Василий Петрович]] | |||
*[[Белинский Виссарион Григорьевич]] | |||
*[[Жуковский Василий Андреевич]] | |||
*[[Кольцов Алексей Васильевич]] | |||
*[[Одоевский Владимир Федорович]] | |||
*[[Погорельский Антоний]] | |||
*[[Тургенев Иван Сергеевич]] | |||
[[Category:Писатели]] | [[Category:Писатели]] |