Тэффи: различия между версиями

(Новая страница: «{{Шаблон:Писатель2 |ФИО = Надежда Александровна Тэффи |Портрет = Te…»)
 
 
(не показано 11 промежуточных версий 2 участников)
Строка 39: Строка 39:
Спустя три года Тэффи начинает регулярно публиковать свои фельетоны в «Биржевых ведомостях», в 1905 году печатает первый рассказ «Рубин принцессы» — в «Ежемесячных литературных и популярно-научных приложениях к журналу „Нива“». В программном фельетоне «Смех» (1904) автор отмечает: «Русский потребитель пользуется чаще всего заграничным смехом: смехопроизводство в России на самой низкой степени развития. Смех должен быть и тонкий, и не пошлый, и глубокий: смех должен быть острый и должен задеть кого-нибудь, чтобы в переливах и вибрациях его чувствовались капельки крови. Только при этих условиях запрыгает русская диафрагма».
Спустя три года Тэффи начинает регулярно публиковать свои фельетоны в «Биржевых ведомостях», в 1905 году печатает первый рассказ «Рубин принцессы» — в «Ежемесячных литературных и популярно-научных приложениях к журналу „Нива“». В программном фельетоне «Смех» (1904) автор отмечает: «Русский потребитель пользуется чаще всего заграничным смехом: смехопроизводство в России на самой низкой степени развития. Смех должен быть и тонкий, и не пошлый, и глубокий: смех должен быть острый и должен задеть кого-нибудь, чтобы в переливах и вибрациях его чувствовались капельки крови. Только при этих условиях запрыгает русская диафрагма».


Революция 1905 года была встречена писательницей с большим воодушевлением. Позднее Тэффи опишет общественные настроения этого времени: «Россия вдруг сразу полевела. Студенты волновались, рабочие бастовали, даже старые генералы брюзжали на скверные порядки и резко отзывались о личности государя. <…> Петербургская интеллигенция переживала новые настроения сладостно и остро. <…> ...публицисты писали статьи и сатиры, расшатывающие строй; поэты сочиняли революционные стихи; актеры декламировали эти стихи с эстрады под восторженные аплодисменты публики» («45 лет»).
Революция 1905 года была встречена писательницей с большим воодушевлением. Позднее Тэффи опишет общественные настроения этого времени:  
 
 
{{цитата|автор=Тэффи|Россия вдруг сразу полевела. Студенты волновались, рабочие бастовали, даже старые генералы брюзжали на скверные порядки и резко отзывались о личности государя. <…> Петербургская интеллигенция переживала новые настроения сладостно и остро. <…> ...публицисты писали статьи и сатиры, расшатывающие строй; поэты сочиняли революционные стихи; актеры декламировали эти стихи с эстрады под восторженные аплодисменты публики.}}
 


В 1905–1907 годах Тэффи публикует стихотворения, рассказы и фельетоны в сатирических журналах и газетах («Сигнал», «Зарницы», «Красный смех», «Вперед» и др.), сотрудничает в первой легальной большевистской газете «Новая жизнь» (1905). Впоследствии автор отходит от политической сатиры и возвращается к метким и ироничным бытовым зарисовкам.
В 1905–1907 годах Тэффи публикует стихотворения, рассказы и фельетоны в сатирических журналах и газетах («Сигнал», «Зарницы», «Красный смех», «Вперед» и др.), сотрудничает в первой легальной большевистской газете «Новая жизнь» (1905). Впоследствии автор отходит от политической сатиры и возвращается к метким и ироничным бытовым зарисовкам.
Строка 45: Строка 49:
В 1907 году Тэффи публикует пьесу «Женский вопрос», где в пародийной форме передает споры о равноправии полов.
В 1907 году Тэффи публикует пьесу «Женский вопрос», где в пародийной форме передает споры о равноправии полов.


В 1908 году А. Т. Аверченко приглашает Тэффи в недавно созданный журнал «Сатирикон». Писательница была постоянным сотрудником «Сатирикона» (1908–1913) и «Нового Сатирикона» (1913–1918) — вплоть до закрытия последнего большевиками.  
В 1908 году [[Аверченко Аркадий Тимофеевич|А. Т. Аверченко]] приглашает Тэффи в недавно созданный журнал «Сатирикон». Писательница была постоянным сотрудником «Сатирикона» (1908–1913) и «Нового Сатирикона» (1913–1918) — вплоть до закрытия последнего большевиками.  


Первый поэтический сборник Тэффи «Семь огней» вышел в 1910 году. В. Я. Брюсов раскритиковал стихи поэтессы за подражательность («А. Тэффи», Русская Мысль. 1910. № 8). Небольшие сборники ее рассказов выходят в «Дешевой юмористической библиотечке “Сатирикона”» (1910-е). В 1910–1911 годах увидели свет две книги «Юмористических рассказов»; они были высоко оценены критиками, принесли автору широкую популярность и выдержали более десяти переизданий. Вслед за прославившими автора книгами выходят сборники «И стало так» (СПб., 1912; 7-е изд. — СПб., 1916), «Дым без огня» (СПб., 1914; 9-е изд. — Пг., 1918), «Карусель» (Пб., 1913; 4-е изд. — Пг., 1918). Тэффи становится одним из самых читаемых в России авторов; среди ее поклонников — представители разных сословий, ее книги читают Николай Второй, А. В. Луначарский, Ленин.
Первый поэтический сборник Тэффи «Семь огней» вышел в 1910 году. В. Я. Брюсов раскритиковал стихи поэтессы за подражательность («А. Тэффи», Русская Мысль. 1910. № 8). Небольшие сборники ее рассказов выходят в «Дешевой юмористической библиотечке “Сатирикона”» (1910-е). В 1910–1911 годах увидели свет две книги «Юмористических рассказов»; они были высоко оценены критиками, принесли автору широкую популярность и выдержали более десяти переизданий. Вслед за прославившими автора книгами выходят сборники «И стало так» (СПб., 1912; 7-е изд. — СПб., 1916), «Дым без огня» (СПб., 1914; 9-е изд. — Пг., 1918), «Карусель» (Пб., 1913; 4-е изд. — Пг., 1918). Тэффи становится одним из самых читаемых в России авторов; среди ее поклонников — представители разных сословий, ее книги читают Николай Второй, А. В. Луначарский, Ленин.


В годы Первой мировой войны Тэффи становится сестрой милосердия, работает на передовой. Военные впечатления легли в основу сборника «Зарево битвы» (1915), включающего знаменитый рассказ «Ваня Щеголёк». В 1914–1918 годах выходят сборники «Восемь миниатюр», «Миниатюры и монологи» (1914–1915), «Ничего подобного» (1915). Основу сборника «Неживой зверь» (1916) составили рассказы о детях. Выходит также сборник «Вчера» (1918). Переиздаются её старые книги.
В годы Первой мировой войны Тэффи становится сестрой милосердия, работает на передовой. Военные впечатления легли в основу сборника «Зарево битвы» (1915), включающего знаменитый рассказ «Ваня Щеголёк». В 1914–1918 годах выходят сборники «Восемь миниатюр», «Миниатюры и монологи» (1914–1915), «Ничего подобного» (1915). Основу сборника «Неживой зверь» (1916) составили рассказы о детях. Выходит также сборник «Вчера» (1918). Переиздаются её старые книги.
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Тэффи">
Файл:Tehffi (2).jpg|Тэффи
Файл:Tehffi (3).jpg|Новыя миниатюры / Тэффи, 1914
Файл:Tehffi (5).jpg|На чужбине / Н. Тэффи
Файл:Tehffi (4).jpg|Летний отдых / Тэффи
Файл:Tehffi (1).jpg|Тэффи
</gallery></center>


«Я за всю свою жизнь ни разу не смогла написать рассказа для детей. Пробовала — выходило что-то неудобное, скорее для стариков-паралитиков, чем для нормального ребенка» (фельетон «Игрушки и книги»). Свой «метафизический», то есть психологический, возраст Тэффи определила — ей всегда тринадцать лет («Федор Сологуб: Из воспоминаний Н. А. Тэффи, 1949).
«Я за всю свою жизнь ни разу не смогла написать рассказа для детей. Пробовала — выходило что-то неудобное, скорее для стариков-паралитиков, чем для нормального ребенка» (фельетон «Игрушки и книги»). Свой «метафизический», то есть психологический, возраст Тэффи определила — ей всегда тринадцать лет («Федор Сологуб: Из воспоминаний Н. А. Тэффи, 1949).
Строка 55: Строка 69:
Февральскую революцию Тэффи встретила с радостью, но Октябрьской принять не могла, как и многие интеллигенты. Революционные события находят отражение в очерках и рассказах «Петроградское житие», «Заведующие паникой» (1917), «Торговая Русь», «Рассудок на веревочке», «Уличная эстетика», «В рынке» (1918), фельетонах «Пёсье время», «Немножко о Ленине», «Мы верим», «Дождались», «Дезертиры» (1917), «Семечки» (1918). Работать становится труднее: закрываются «Новый Сатирикон» и «Русское слово» (1918). В 1918 году Тэффи по приглашению некоего «антрепренера Гуськина» отправилась на гастроли в Киев, Одессу и другие южные города.
Февральскую революцию Тэффи встретила с радостью, но Октябрьской принять не могла, как и многие интеллигенты. Революционные события находят отражение в очерках и рассказах «Петроградское житие», «Заведующие паникой» (1917), «Торговая Русь», «Рассудок на веревочке», «Уличная эстетика», «В рынке» (1918), фельетонах «Пёсье время», «Немножко о Ленине», «Мы верим», «Дождались», «Дезертиры» (1917), «Семечки» (1918). Работать становится труднее: закрываются «Новый Сатирикон» и «Русское слово» (1918). В 1918 году Тэффи по приглашению некоего «антрепренера Гуськина» отправилась на гастроли в Киев, Одессу и другие южные города.


В 1919 году случайный попутчик посадил писательницу на пароход «Шилка», отбывавший из Одессы в Новороссийск, оттуда она перебралась сначала в Турцию, где прожила несколько месяцев (в 1921 году в Берлине выйдет сборник ее очерков «Стамбул и солнце»). Из Стамбула она уезжает в Париж. Причину вынужденной эмиграции Тэффи назовет в «Воспоминаниях»: «Конечно, не смерти я боялась. Я боялась разъяренных харь с направленным прямо мне в лицо фонарем, тупой идиотской злобы. Холода, голода, тьмы, стука прикладов о паркет, криков, плача, выстрелов и чужой смерти. Я так устала от всего этого. Я больше этого не хотела. Я больше не могла». Во Франции Тэффи узнает о гибели второго мужа, белогвардейца Дмитрия Щербакова (убит в эмиграции, в гостинице в 1919 году). С середины 1920-х годов гражданским мужем писательницы был Павел Андреевич Тикстон (ум. 1935).
В 1919 году случайный попутчик посадил писательницу на пароход «Шилка», отбывавший из Одессы в Новороссийск, оттуда она перебралась сначала в Турцию, где прожила несколько месяцев (в 1921 году в Берлине выйдет сборник ее очерков «Стамбул и солнце»). Из Стамбула она уезжает в Париж. Причину вынужденной эмиграции Тэффи назовет в «Воспоминаниях»:  
 
 
{{цитата|автор=Тэффи|Конечно, не смерти я боялась. Я боялась разъяренных харь с направленным прямо мне в лицо фонарем, тупой идиотской злобы. Холода, голода, тьмы, стука прикладов о паркет, криков, плача, выстрелов и чужой смерти. Я так устала от всего этого. Я больше этого не хотела. Я больше не могла.}}
 
 
Во Франции Тэффи узнает о гибели второго мужа, белогвардейца Дмитрия Щербакова (убит в эмиграции, в гостинице в 1919 году). С середины 1920-х годов гражданским мужем писательницы был Павел Андреевич Тикстон (ум. 1935).


В среде русской эмиграции Тэффи упрочила свою популярность. Писательница активно участвует в концертах, литературных беседах и благотворительных вечерах; её произведения печатают крупнейшие периодические издания русского зарубежья («Общее дело», «Возрождение», «Руль», «Сегодня», «Звено», «Современные записки», «Жар-Птица»). В 1920-х годах у Тэффи вышли прозаические книги «Так жили» (1920), «Чёрный ирис» (1921), «Сокровища земли» (1921), «Тихая заводь» (1921), «Восток» и другие рассказы» (1921), «Рысь» (1923), «Вечерний день» (1924), «Городок» (1927); два поэтических сборника («Шамран. Песни Востока»; «Passiflora», оба — 1923). Книги «королевы русского смеха» издают в Париже, Берлине, Шанхае, Стокгольме и Праге.
В среде русской эмиграции Тэффи упрочила свою популярность. Писательница активно участвует в концертах, литературных беседах и благотворительных вечерах; её произведения печатают крупнейшие периодические издания русского зарубежья («Общее дело», «Возрождение», «Руль», «Сегодня», «Звено», «Современные записки», «Жар-Птица»). В 1920-х годах у Тэффи вышли прозаические книги «Так жили» (1920), «Чёрный ирис» (1921), «Сокровища земли» (1921), «Тихая заводь» (1921), «Восток» и другие рассказы» (1921), «Рысь» (1923), «Вечерний день» (1924), «Городок» (1927); два поэтических сборника («Шамран. Песни Востока»; «Passiflora», оба — 1923). Книги «королевы русского смеха» издают в Париже, Берлине, Шанхае, Стокгольме и Праге.
Строка 73: Строка 93:
Уже в раннем творчестве Тэффи много внимания уделяет теме детства, хотя для детей не написала ничего, кроме переработки народной сказки «Баба-Яга», которую оформила художница Натали Парэн.
Уже в раннем творчестве Тэффи много внимания уделяет теме детства, хотя для детей не написала ничего, кроме переработки народной сказки «Баба-Яга», которую оформила художница Натали Парэн.


«Детская книжка всегда была для меня загадкой. Я за всю свою жизнь ни разу не смогла написать рассказа для детей. Пробовала — выходило что-то неудобное, скорее для стариков-паралитиков, чем для нормального ребенка» [«Игрушки и книги», 1927].
 
{{цитата|автор=Тэффи / «Игрушки и книги», 1927|Детская книжка всегда была для меня загадкой. Я за всю свою жизнь ни разу не смогла написать рассказа для детей. Пробовала — выходило что-то неудобное, скорее для стариков-паралитиков, чем для нормального ребенка.}}
 
   
   
В чтение современных школьников Тэффи входит, прежде всего, своими рассказами «Страшный гость», «Страшный ужас», «Ведьма» и др.
В чтение современных школьников Тэффи входит, прежде всего, своими рассказами «Страшный гость», «Страшный ужас», «Ведьма» и др.
Строка 136: Строка 158:
*Тэффи. А. И. Куприн // Новое русское слово. — 1949. — 27 февраля.
*Тэффи. А. И. Куприн // Новое русское слово. — 1949. — 27 февраля.
*Федор Сологуб: Из воспоминаний Н. А. Тэффи // Новое русское слово — 1949. — 9 января.
*Федор Сологуб: Из воспоминаний Н. А. Тэффи // Новое русское слово — 1949. — 9 января.
*[https://elibrary.ru/item.asp?id=11615675 Бочкарёва, Е. В. Образ «человекообразного» в юмористических рассказах Н. А. Тэффи] / Е. В. Бочкарева. — Электронный ресурс // Вопросы филологических наук. — 2007. — № 3. — С. 9–11. — Режим доступа: Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU.
 
*[https://elibrary.ru/item.asp?id=22434510 Колесникова, О. В. Особенности юмористики Тэффи (на материале книги «Юмористические рассказы»)] / Колесникова О. В., Владимиров О. Н. — Текст : электронный // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : труды Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Новокузнецк, 13–15 мая 2014 года. Том III. / под общ. ред. М. В. Темлянцева. — Новокузнецк : Сибирский государственный индустриальный университет, 2014. — С. 54–57. — Режим доступа: Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU.
==См. также==
*[https://www.livelib.ru/author/30138-teffi Тэффи]. — Электронный ресурс // Livelib : сайт.
*[[Агнивцев Николай Яковлевич]]
*[[Зощенко Михаил Михайлович]]
*[[Куприн Александр Иванович]]
*[[Радаков Алексей Александрович]]
*[[Хармс Даниил Иванович]]
*[[Чёрный Саша]]
*[[Шмелёв Иван Сергеевич]]
[[Category:Переводчики]]
[[Категория:Писатели]]